Соленое тесто

Пояснительная записка
Лепка - любимое и увлекательное занятие для детей. Образовательное и
воспитательное значение лепки огромно, особенно для развития ребенка. Лепка расширяет
кругозор, способствует формированию творческого отношения к окружающей жизни,
нравственных представлений. Данный вид ручного труда оказывает благоприятное влияние на
детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Занятия лепкой направленына развитие у них мелкой моторики, интереса к ручному
труду, дают возможность освоить простейшие приёмы работы с солёным тестом, развивают
эстетический вкус, формируют представления о декоративно-прикладном искусстве,
раскрывают творческий потенциал личности, тем самым способствуют социальной адаптации.
Программа имеет художественную направленность.
Программа составлена на основе:
- авторской программы Султановой Л.З. «Лепка»;
-методических
рекомендаций
Московского
государственного
психологопедагогического университета «Методические рекомендации по реализации адаптированных
дополнительных
общеобразовательных
программ,
способствующих
социальнопсихологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ОВЗ, включая
детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»,
- дополнительной литературы по лепке из соленого теста.
Данная программа адаптирована для занятий с детьми с особыми
образовательными потребностями и инвалидность. В настоящее время большое внимание
уделяется сохранению культурной и исторической самобытности России, национальных
традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Занимаясь лепкой из солёного теста,
дети создают простейшие изделия декоративно – прикладного искусства. У них развивается
эстетический вкус, желание проявить себя в творчестве. Приобщение детей с ОВЗ к
декоративно-прикладному творчеству определяет актуальность данной программы. Её
педагогическая целесообразность заключается в том, что занятия лепкой из соленого теста
являются эффективным средством в развитии детей с ограниченными возможностями
здоровья. Ведь лепка – это самый осязаемый вид художественного творчества, она дает
удивительную возможность моделировать мир и свое преставление о нем в пространственнопластичных образах, развивает ручную умелость и фантазию ребенка, что в целом
способствует социализации ребенка.
Детям данной категории требуется больше времени для освоения практических
навыков. Поэтому сложность и объем содержания программы был уменьшен и облегчен. Дети
от достаточно простых задач постепенно переходят к более сложным, систематически
повторяя и закрепляя приобретенные навыки и умения в лепке изделий. Уровень освоения
программы- стартовый.
Отличительной особенностью данной программы является использование компьютерных
технологий для музыкального оформления занятий и презентаций к ним, а также создание на
занятиях, особых ситуаций, которые стимулирует развитие коммуникативной функции речи,
способствуют расширению активного и пассивного словаря детей.
Адресат программы: дети с 7 до 11 лет с ограниченными возможностями здоровья, с
инвалидностью (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического
развития, с нарушениями речи). Занятия приводятся малыми группами и индивидуально.
Группы комплектуются с учетом диагноза.
Использование технологии тестопластики в работе с детьми с ОВЗ позволяет решать
коррекционные задачи: развитие и совершенствование мелкой ручной моторики, зрительнодвигательной координации и тактильной чувствительности рук. Занятия способствуют
развитию у данной категории детей психических процессов: восприятия (зрительного,
тактильного, слухового), памяти, наглядно-действенного мышления, творческого
воображения. Занятия лепкой помогают развивать связную речь, художественный вкус и
творческие способности учащихся.

При реализации программы учитываются индивидуальные психологические особенности
детей, обусловленные заболеванием.
Целью программы является ознакомление детей с техникой лепки из соленого теста и
обучение основным приемам ручного творчества; создание условий для развития творческих
и коммуникабельных способностей посредством самовыражения через изготовление изделий
из соленого теста.
Задачи программы:
Обучающие:
- дать представления о лепке, как одном из видов декоративно – прикладного искусства;
- формировать у детей навыки лепки;
- научить практическому применению в быту навыков изготовления изделий: подарки к
праздникам, сувенирные украшения для дома;
- формировать навыки безопасного пользования различными материалами и инструментами.
Коррекционно-развивающие:
- развивать мелкую моторику рук;
- развивать познавательные процессы;
- развивать творческое воображение;
-коррегировать психические процессы.
Воспитательные:
- побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами гуманистической
морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, терпимости, культуры общения)
- приобщать детей к коллективной творческой деятельности, совместному труду,
взаимопомощи;
- воспитывать трудолюбие и усидчивость;
-формировать навыки аккуратности.
В основу формирования программы положены следующие принципы:
принцип учета типологических и индивидуальных образовательных потребностей
обучающихся;
принцип коррекционной направленности образовательного процесса;
принцип развивающей направленности образовательного процесса, ориентирующий его на
развитие личности обучающегося и расширение его «зоны ближайшего развития» с учетом
особых образовательных потребностей;
принцип направленности на формирование деятельности, обеспечивает возможность
овладения обучающимися всеми видами доступной им предметно-практической деятельности,
способами и приемами познавательной и учебной деятельности, коммуникативной
деятельности и нормативным поведением; принцип переноса усвоенных знаний, умений, и
навыков и отношений, сформированных в условиях учебной ситуации, в различные
жизненные ситуации, что обеспечит готовность обучающегося к самостоятельной
ориентировке и активной деятельности в реальном мире;
принцип сотрудничества с семьей.
Программа рассчитана на 2 года обучения (72 часа).
1-й год обучения – 36 часов.
2-й год обучения – 36 часов.
Единицей измерения учебного времени и основной формой организации
образовательного процесса является занятие.
Режим занятий: 1 раз в неделю по 1 учебному часу по 30-45 минут в зависимости от возраста
детей.
Форма обучения: очная. При необходимости возможно изучение отдельных разделов в
дистанционной форме с использованием электронных образовательных ресурсов.
Программа предусматривает разработку индивидуального образовательного маршрута для
обучающихся со сложной структурой дефекта.
Форма организации занятий: индивидуальная, парная, групповая.
Используемые методы – словесные, наглядные и практические.

-устное изложение,
показ видеоматериалов, иллюстраций, готовых изделий,
беседа, объяснение показ педагогом приемов лепки,
тип занятия: комбинированный, практический, диагностический.
формы проведения занятий:
- мастер-класс, занятие-игра, занятие –путешествие, выставка.
Ожидаемые результаты:
К концу 1 года обучения дети должны знать:
- правила безопасной работы с инструментами и материалами;
- способ замешивания теста;
- основные приемы лепки.
должны уметь:
- скатывать прямыми и круговыми движениями;
- лепить из целого куска;
- лепить по представлению;
- сглаживать поверхности формы;
- лепить целое из нескольких частей;
- соблюдать пропорции;
- лепить объемные фигурки;
-готовить рабочее место.
К концу 2 года обучения дети должны знать:
- основные приемы объемной лепки;
- правила раскрашивания фигурок из соленого теста.
должны уметь:
- оттягивать части от основной формы;
- присоединять части;
-использовать основные приемы лепки (прижимание,
расплющивание);
- делать насечки, дополнять готовые изделия налепами;
- расписывать вылепленные изделия;
-лепить на каркасе.

примазывание,

вдавливание,

Учебный план
1-й год обучения
№
Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Вводный блок
Освоение
основных
неокрашенного теста
Соленый сувенир
Соленые картины

приемов

лепки

Кол-во часов
Теория Практика
1
1
из 1
8

Основные способы объемной лепки. Лепим сказку
Итоговое занятие
Итого:

Всего
2
9

1
1

7
6

8
7

1

8
1
31

9
1
36

5

Содержание программы

1-й год обучения
Тема 1. «Вводный блок». Диагностика. Программное содержание: познакомить детей
с необычным материалом для лепки – соленым тестом. Инструменты и материалы. Техника
безопасности
Тема 2. «Освоение основных приемов лепки из неокрашенного теста». Научить
замешивать неокрашенное соленое тесто для лепки. Научитьосновным приемам лепки:
скатывание тесто в колбаски, шарики, сплющивание, соединение отдельных деталей. Научить
использовать тесто для проявления творческих способностей детей, учить точно передавать
задуманную идею при выполнении изделия и его раскрашивании, раскрывать творческую
фантазию детей в процессе лепки, развивать гибкость пальцев рук при работе с тестом и
кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.Учить раскрашивать
изделие из соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и
тщательно высушено.
Практическая работа: Плюшки-завитушки. Гусеничка. Веселые портреты. Корзина с
ягодами.
Тема 3. «Соленый сувенир». Программное содержание: закрепление технических
навыков и приемов лепки из теста. Дать понятие «сувенир». Учить замешивать цветное
соленое тесто. Лепить из частей, делить куски на части, выдерживать соотношение пропорций
по величине, плотно соединяя их. Использовать бусины для декорирования. Вырезать
фигурки из теста по трафарету. Развивать мелкую моторику. Развивать творческое
воображение, связную речь при составлении рассказа о своей поделке.
Практическая работа: Цветная азбука. Снежинка. Новогодняя елочка. Рождественский
венок. Магнит «Символ года». Подсвечник «Снеговик». Кулон «Сердечко»
Тема 4. «Соленые картины» Программное содержание: закрепление технических
навыков и приемов лепки из теста. Учить лепить плоскостные и полуобъемные картины на
основе.
Практическая работа: Подводный мир. На поляне. Фоторамка.
Тема 5. Основные способы объемной лепки. «Лепим сказку». Знакомство со
способом объемной лепки. Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста,
лепкииз частей, деления куска на части. Выдерживать соотношение пропорций по величине:
голова меньше туловища, мелкие детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать
общую сюжетную композицию, развивать творческое воображение, связную речь при
составлении сказки, интонационную выразительность речи. Воспитывать у детей интерес к
творчеству, желание дарить радость другим. Формировать навыки аккуратности при
раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие, чувство цвета.
Продолжать знакомить с акварельными красками, упражнять в способах работы с ними.
Учить передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрывать творческую
фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой,
учить видеть конечный результат задуманной работы. Знакомить детей с героями русской
народной сказки «Колобок», побуждать проговаривать слова песенки из сказки. Познакомить
с понятием «дикие животные». Добиваться произношения звуков «р», «у». Знакомить с
повадками диких животных, учить имитировать их повадки. Учить различать и находить
предметы круглой формы. Продолжать учить лепить предметы круглой формы. Обогащать
словарь детей: «дикие животные», «шарообразный». Проведение промежуточной
диагностики.
Практическая работа: лепка героев русской народной сказки «Колобок».
Тема 6. «Итоговое занятие».
Организация выставки творческих работ, награждение обучающихся.

Календарный учебный график
1-й год обучения
Раздел/месяц

сентябрь

Тема 1.Вводный блок

2

октябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

всего

2

Тема
2.Освоение 2
основных
приемов
лепки
из
неокрашенного теста
Тема
3.Соленый
сувенир
Тема 4. Соленые
картины
Тема
5.Основные
приемы
объемной
лепки. Лепим сказку
Тема
6.Итоговое
занятие

5

Всего

5

4

ноябрь

2

2

9

4

2
1

8
4

2
2

4

4

3

4

4

7
4

4

3

9

1

1

4

36

Учебный план
2-й год обучения
№

Тема занятия

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7

Введение
Повторение и закрепление основных приемов лепки
Полуобъемная лепка на основе
Объемная лепка
Цветочная поляна
Лепка на каркасе
Итоговое занятие
Итого:

Кол-во часов
Теория Практика
1
1
2
1
5
1
13
1
4
1
5
1
5
31

Всего
2
2
6
14
5
6
1
36

Содержание программы
2-й год обучения
Тема 1. «Вводный блок» Знакомство детей с планом работы объединения, правилами
поведения на занятиях. Проведение промежуточной диагностики»
Тема 2. «Повторение основных приемов лепки» Повторение технических навыков и
приемов лепки (скатывание, сплющивание, соединение)
Тема 3. «Полуобъемная лепка на основе» Освоение полуобъемной лепки. Освоение
приема рельефной лепки: создание уплощенных фигур рыбок, цветов, прикрепленных к
основе, украшение налепами и контррельефными (прорезными) рисунками; ориентирование
на поиск гармоничных сочетаний разных форм (овальное туловище + несколько вариантов
хвоста и плавников, треугольное туловище + несколько вариантов хвоста и плавников) и
развитие комбинаторных способностей; совершенствование умения оформлять поделки
пятнами, точками, чешуей, полосками и пр. Продолжить учить раскрашивать изделие из
соленого теста красками, которое было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно
высушено. Научить точно, передавать задуманную идею при раскрашивании изделия,
раскрыть творческую фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при
работе с кисточкой, научить видеть конечный результат задуманной работы.

Практическая работа: «Цветик - семицветик», «Обитатели морей», «Снежинки».
Тема 4. «Объемная лепка» Повторение и закрепление способа объемной лепки.
Закрепление технических навыков и приемов лепки из теста, лепка из частей, деление куска на
части, выдерживать соотношение пропорций по величине: голова меньше туловища, мелкие
детали прикреплять, плотно соединяя их, учить создавать общую сюжетную композицию,
развивать творческое воображение. Воспитывать у детей интерес к творчеству, желание
дарить радость другим. Учить раскрашивать изделие из соленого теста красками, которое
было изготовлено на предыдущем занятии и тщательно высушено. Формировать навыки
аккуратности при раскрашивании готовых фигур. Развивать у детей эстетическое восприятие,
чувство цвета. Познакомить с гуашевыми красками, упражнять в способах работы с ними.
Учить передавать задуманную идею при раскрашивании изделия, раскрывать творческую
фантазию детей в процессе работы. Развивать гибкость пальцев рук при работе с кисточкой,
учить видеть конечный результат задуманной работы. Обогащать словарный запас.
Практическая работа: елочные игрушки, подсвечники «Снеговик», «Символ года»,
представители животного мира (ежик, черепаха, мышка и др.)
Тема 5. «Цветочная поляна» Выполнение различных цветочных элементов и
оформление композиции; развитие творческих способностей, аккуратности, внимания и
усидчивости; понятие стилизации (цветок не точная копия, а только лишь мое представление
о нем); лепка по эскизам, рисункам, по памяти и представлению. Возможное применение –
подарок маме.
Практическая работа: розы из полосок теста, розы из округлых лепестков, ромашки,
листья различной формы.
Тема 6. «Лепка на каркасе» Применение различных способов лепки, лепка на основе
(круглая, овальная форма), изучение последовательности работы, использование
вспомогательных способов и приемов для оформления и декорирования рамки (использование
отпечатков дополнительных материалов – фигурные макаронные изделия, пуговицы и т.д.).
Развитие художественных способностей, художественного вкуса, творчества. Применение
готовых каркасов, изучение последовательности работы, использование вспомогательных
способов и приемов для оформления и декорирования вазы, шкатулки (использование
дополнительного материала – бисер, фольга, спичечные коробки). Развитие художественных
способностей, художественного вкуса, творчество
Практическая работа: рамка для фотографии, ваза, шкатулка. Проведение итоговой
диагностики.
Тема 7. «Итоговое занятие» Организация выставки творческих работ, награждение
обучающихся.

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год:
2-й год обучения
Раздел/месяц

сентябрь

Тема
1.Вводный 2
блок
Тема 2.Повторение и 2
закрепление
основных приемов
лепки
Тема3.Полуобъемная
лепка на основе
Тема 4. Объемная
лепка
Тема5.Цветочная
поляна
Тема 6.Лепка на

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего

2
2

5

1
3

6
4

3

4

14
4

1
3

5
3

6

каркасе
Тема 7.
занятие
Всего

Итоговое

4

5

4

4

3

4

4

4

1

1

4

36

1 четверть – 1.09.22.-28.10.22.
2 четверть – 07.11.22.-30.12.22.
3 четверть – 16.01.23.-25.03.23.
4 четверть – 03.04.23.-31.05.23.
Промежуточная аттестация – 4-ая неделя декабря.
Итоговая аттестация – 3-я неделя мая.
Летний период – 1.06.23.-31.08.23.

Оценочные материалы
Способы определения результативности программы
 Первичная диагностика – проводится в первые две недели после зачисления учащегося
для определения образовательного маршрута;
 Промежуточная диагностика – проводится через 4 месяца (в декабре) для определения
динамики и корректировки учебного плана;
 Итоговая диагностика – проводится после окончания сроков реализации программы, с
целью определения степени усвоения данной программы.
Все результаты фиксируются в индивидуальном профиле развития. Параметры
оцениваются в баллах, следующим образом:
1б.-Низкий уровень
2б.-Недостаточный уровень
3б.-Средний уровень
4б.-Высокий уровень
Индивидуальный профиль развития навыков
по программе «Соленое тесто»
____________уч.г., _____________год обучения
Фамилия, имя ребенка_______________________________Возраст__________
Параметры диагностирования
Аккуратность выполнения работы
Соблюдение правил поведения и ТБ
Понимание словесной инструкции
Самостоятельность при работе
Использование программой терминологии
Уровень развития мелкой моторики
Технические умения
Умение отщипывать маленькие кусочки от большого
Умение скатывать колбаски
Умение раскатывать круговыми движениями
Умение сплющивать тесто
Умение делать углубление в середине комочка
Приемы лепки

Сентябрь

Декабрь Май

Овальная форма
Дискообразная форма
Округлая форма
Скатывание жгутиком
Вытягивание
Сглаживание поверхности
1б.-Низкий уровень
2б.-Недостаточный уровень
3б.- Средний уровень
4б.-Высокий уровень
Период диагностирования

Средний балл

Уровень

сентябрь
декабрь
май

Методические материалы
Методические рекомендации
Непосредственно в рамках образовательной деятельности должна быть создана
атмосфера
эмоционального
комфорта,
должно
осуществляться
формирование
взаимоотношений в духе сотрудничества и принятия особенностей каждого, формирование у
детей позитивной, социально направленной учебной мотивации.
Для воспитания и развития ребенка с особыми образовательными потребностями важна
детско-взрослая общность, в которой существует равновесное соотношение связей и
отношений, что способствует проявлению в общности индивидуальных интересов, ценностей
и смыслов участников, а также формированию единого ценностно-смыслового пространства.
Развитие ребенка с особыми образовательными потребностями происходит в разнообразных
общностях, наиболее традиционными являются: семья, класс, клуб, игровая общность.
Основной формой работы является обучение детей на занятиях. При построении занятий
необходимо учитывать основные методические принципы обучения детей с ОВЗ: смена видов
деятельности; повторяемость программного материала; обеспечение переноса полученных
знаний и умений в новые условия; игровая форма обучения.
Лепка воспитывает усидчивость, развивает трудовые умения и навыки, мелкую
моторику пальцев рук, воспитывает аккуратность и терпение.
Дети постепенно овладевают приемами ощипывания маленьких комочков теста от
большого, скатывания прямым движением (палочки, цилиндры и т.п.), кругообразными
движениями (шарики, ягодки, мячи и т.д.). Они учатся сплющивать комочки, вдавливать,
оттягивать мелкие части и детали изображения, учатся лепке по частям и из целого куска,
использовать стеки.
Благодаря этому дети получают возможность передавать более тонкие особенности
формы предметов (выпуклости, углубления). Овладение техникой лепки способствует
развитию движений руки, позволяет детям передать в этом виде изобразительной
деятельности разнообразные предметы действительности, изображать несложные сценки из
жизни и сказок.
Занятия лепкой одновременно являются и занятиями по развитию речи. В процессе
обыгрывания сюжета и выполнения практических действий с тестом ведется непрерывный

разговор с детьми. Такая игровая организация деятельности детей стимулирует их речевую
активность, вызывает речевое подражание, а в дальнейшем организует настоящий диалог с
игрушечным персонажем или взрослым. Можно говорить о том, что занятия — это особая
ситуация, которая стимулирует развитие коммуникативной функции речи, способствует
расширению активного и пассивного словаря детей.
Программа «Соленое тесто» предполагает работу над индивидуальными и
коллективными изделиями на занятиях по лепке как одну из форм развития интереса в
художественном обучении детей с различными начальными данными (моторика,
художественный вкус и др.). Каждый ребенок любого уровня подготовки и способностей в
процессе обучения чувствует себя важным звеном общей цепи, от которого зависит
исполнение коллективной работы в целом. Доля ответственности каждого в этом процессе
очень значима, и учащийся, осознавая эту значимость, старается исполнить свою часть работы
достойно, что способствует формированию чувства ответственности и значимости каждого
участника коллектива.
У детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата НОДА часто выявляется:
- задержка формирования школьных навыков;
-сочетание интеллектуальной недостаточности с личностной и эмоциональной
незрелостью;
- задержанное формирование понятийного, обобщенного мышления из-за речевой
недостаточности и бедности практического опыта;
- малый объем знаний и представлений об окружающем мире.
Их внимание характеризуется неустойчивостью, повышенной отвлекаемостью,
недостаточной концентрированностью на объекте. Недостатки памяти ведут к медленному
накоплению знаний и умений по учебным дисциплинам. У большинства учащихся
отмечаются нарушения
умственной
работоспособности.
Нарушение
умственной
работоспособности является главным препятствием продуктивного обучения. Отмеченные
нарушения психической деятельности затрудняют усвоение этими детьми программного
материала, овладение трудовыми умениями и навыками.
Особенности учебной деятельности учащихся с двигательными нарушениями в
значительной степени также определяются различными нарушениями речи. Характерными
проявлениями
речевых
расстройств
являются
разнообразные
нарушения
звукопроизносительной стороны речи. Другой особенностью устной речи таких детей
является своеобразие развития лексикограмматической стороны речи. Их словарный запас
ограничен: в устной речи дети пользуются в основном короткими, шаблонными,
стереотипными фразами, а иногда предпочитают общаться отдельными словами.
У всех детей с задержкой психического развития не сформирована готовность к
школьному обучению, проявляющаяся в трудностях овладения навыками чтения и письма,
трудностях в произвольной организации деятельности: они не умеют последовательно
выполнять инструкции учителя, переключаться по его указанию с одного задания на другое.
При этом учащиеся быстро утомляются, работоспособность их падает с увеличением
нагрузки, а иногда просто отказываются завершать начатую деятельность.
Всем детям с задержкой психического развития свойственно снижение внимания,
которое может носить разный характер: максимальное напряжение внимания в начале
выполнения задания и последующее его снижение; наступление сосредоточения внимания
после некоторого периода работы; периодические смены напряжения внимания и его спада на
протяжении всего времени работы.
Исследования психологов выявили у большинства детей с задержкой психического
развития неполноценность тонких форм зрительного и слухового восприятия,
пространственные и временные нарушения, недостаточность планирования и выполнения
сложных двигательных программ. Таким детям нужно больше времени для приема и
переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений. Особенно ярко это проявляется в
сложных условиях (например, при наличии одновременно действующих речевых
раздражителей, имеющих значимое для ребенка смысловое и эмоциональное содержание).

Одной из особенностей восприятия таких детей является то, что сходные качества предметов
воспринимаются ими как одинаковые (овал, к примеру, воспринимается как круг).
У этой категории детей недостаточно сформированы пространственные представления:
ориентировка в направлениях пространства осуществляется на уровне практических действий,
затруднено восприятие перевернутых изображений, возникают трудности при
пространственном анализе и синтезе ситуации. Развитие пространственных отношений тесно
связано со становлением конструктивного мышления. Так, при складывании сложных
геометрических узоров дети с задержкой психического развития часто не могут осуществить
полноценный анализ формы, установить симметричность, тождественность частей
конструируемых фигур, расположить конструкцию на плоскости, соединить ее в единое
целое.
Форма организации образовательного процесса:
- беседа
- индивидуальная работа
- групповая работа
- коллективно – творческая работа
- работа с родителями
- оформление выставок
Система отслеживания результатов усвоения материала:
- диагностирование
- организация и участие в выставках
- проведение конкурсов
Формой подведения итоговявляются выставки работ учащихся, участие в конкурсах поделок,
использование поделок – сувениров в качестве подарков.

Методическое обеспечение программы
№
п/
п

Раздел, тема

1.

Вводное
занятие

2.

Проведение
диагностики

3.

Освоение

Форма
занятия

Приемы
и
методы
организации
учебновоспитательно
го процесса
Игры
на Словесный
знакомство рассказ,
наглядная
Беседа
демонстрация
Загадки
Инструктаж изделий
по ТБ и
правилам
поведения.
Слайд-шоу
изделий
Практическ Словесный
ая работа
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий
Беседа «Из Словесный

Методически
й
и
дидактически
й материал

Технологическо
е
Оснащение
занятия

Форма
подведе
ния
итогов

Работы
декоративноприкладного
творчества

Мультимедийный Устный
проектор, экран, опрос
ноутбук

Работы
декоративноприкладного
творчества

Мультимедийный Устный
проектор, экран, опрос
ноутбук

Демонстрация

Мультимедийный Совмест

основных
приемов лепки
из
обычного
теста

истории
соленого
теста»
Практическ
ая работа

рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий.

готовых
поделок

проектор, экран,
ноутбук.
Мука, соль, вода,
миска,
кисти,
стеки.

4.

Соленый
сувенир

Беседа
о
значении
сувениров.
Практические
работы

Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий

Образцы
сувенирных
работ
различной
тематики

Мультимедийный
проектор, экран,
ноутбук.
Мука, соль, вода,
миска,
кисти,
стеки, досточки
для
лепки,
фартуки,
нарукавники
краски гуашевые.

5.

Соленые
картины

Практическ
ие
упражнения
по
отработке
навыков
полуобъемной
лепки

Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий

Демонстрация
готовых
картин
из
солёного
теста.

6.

Способы
объемной
лепки. Лепим
сказку.

Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий.

Демонстрация
готовых
вылепленных
сказочных
персонажей

7.

Итоговое
занятие

Викторина
«По
страницам
любимых
сказок»
Практическ
ие работы
по
выполнени
ю
объёмных
фигурок
Практическ
ие работы.

Мультимедийный
проектор, экран,
ноутбук.
Мука, соль, вода,
миска,
кисти,
стеки, досточки
для
лепки,
фартуки,
нарукавники
краски гуашевые.
Картон
для
основы, эскизы.
Мультимедийный
проектор, экран,
ноутбук.
Мука, соль, вода,
миска,
кисти,
стеки, досточки
для
лепки,
фартуки,
нарукавники
краски гуашевые.

Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий.

Технологичес
ки карточки

Мультимедийный
проектор, экран,
ноутбук.
Мука, соль, вода,
миска,
кисти,
стеки, досточки
для
лепки,
фартуки,
нарукавники

ный
просмотр
выполне
нных
работ
Совмест
ный
просмотр
выполне
нных
работ.
Вручение
праздни
чных
сувениров.
Совмест
ный
просмотр
выполне
нных
работ

Пальчиковый
театр.
Органи
Зация
выстав
ки работ

Организация
творческой
выставки

краски гуашевые

По страницам любимых сказок…
(советы родителям по организации занятий
лепкой из соленого теста с детьми дошкольного возраста)
Лепить из солёного теста – увлекательное занятие как для взрослых, так и для детей. С
удовольствием лепят из соленого теста малыши и дети старшего возраста. Можно превратить
это ремесло в семейную традицию. Ручная работа ценилась во все времена. К тому же лепка
из теста помогает развивать мелкую моторику рук, снимает излишнее эмоциональное
напряжение. Общее интересное занятие сплачивает семью. Когда дети не могут угомониться,
потому что энергия бьет через край, замешивается тесто. А дальше начинается творческий
процесс, в который вовлечены все без исключения не по принуждению, а потому что просто
интересно создавать что-тог своими руками. Давайте создадим сказку!!!
Что такое сказка? Сказка – это вымышленная поучительная история со счастливым концом
и обязательной победой добра над злом. В сказках часто присутствует волшебство и разные
невероятные приключения. Недоступное становится доступным, нереальное- реальным, и
именно поэтому сказки любят и дети, и взрослые.
Почитайте вместе с детьми их любимые сказки, побеседуйте с ребенком. Кто из героев
сказок его любимый персонаж, с кем хотелось бы подружиться и на кого быть похожим.
После такой беседы предложите ребенку вылепить из соленого теста любимых героев или
сюжетные картинки из сказок, насыщенные по композиции и содержанию.
Колобок
Помните, как в сказке звучит описание изготовления колобка: «…по сусекам поскребла, по
амбарам помела, из муки замесила тесто и слепила колобок, испекла в печи и поставила
остужаться на окошко…»
1.Из соленого теста скатать шар.
2. Вылепить два валика, расплющить их в овалы, это заготовки ног, обутых в лапти. Стекой
нанесите на них полоски – переплетение лаптей.
Присоединить ноги к шарику из теста. Для соединения смачивайте детали водой.
3. Вылепить руки – две колбаски-жгута, сплющив их с одной стороны (ладошки).
Присоедините их к шарику.
4. Слепить колобку глаза, нос, сделайте стекой прорезь- рот, маленький язычок.
5. Колобок готов, осталось его высушить!
Красная шапочка
Кто не знает эту сказку? Причем очень даже поучительную: нельзя разговаривать с
незнакомыми – это урок для детей. А для взрослых напоминание о том, что не стоит отпускать
далеко детей без присмотра. В сказке как известно, се хорошо закончилось, как и положено в
сказках. А вот в жизни такие встречи заканчиваются печально. На занятиях с детьми нужно
чаще фантазировать. Можно начать рассказывать сказку, им предложить придумать что было
дальше. Порой даже самые известные сказки получают интересное продолжение в фантазиях
ребенка. Можно вылепить всех героев сказки и разыграть театрализованное представление с
участием детей: они и артисты и самые внимательные и благодарные зрители.
Изготовление фигурки красной шапочки
1. Вылепить голову – скатывая круговыми движениями тесто.
2. Вылепить туловище овальной формы.
3. Вылепить руки, ладошки, ноги, башмачки.
4. Соединить детали при помощи зубочисток.
5. Для волос раскатайте плоскую лепешку, вырежете плоскую фигурку, напоминающую

косынку и стекой надрежьте края полосками.
6. Вылепите шапочку-колпачок, с загнутыми верх концами.
7. Соедините все элементы, высушите и раскрасьте фигурку.

Условия реализации программы
Материально – техническая база
Занятия по реализации данной программы проводятся с детьми от 7 до 11 лет с
ограниченными возможностями здоровья (с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с
задержкой психического развития, с нарушениями речи). Занятия проходят по расписанию на
базе Центра психолого - педагогической реабилитации и коррекции «Доверие». Помещение
соответствуют всем санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда
работников образовательных организаций.
Учебный кабинет оснащен учебно-дидактическим материалом, материалами и
инструментами для лепки.
Укомплектован необходимым количеством мебели,
соответствующей числу и возрасту детей, посещающих занятия.
Одной из главных задач обучения детей с ОВЗ является развитие познавательного
интереса, расширение кругозора, круга общения, воспитание детей. Использование ЭОР
позволяет облегчить объяснение материала за счет наглядности, вызывает интерес у ребят,
занятия становятся более зрелищными и эффективными. Электронные образовательные
ресурсы позволяют сделать процесс обучения мобильным, дифференцированным и
индивидуальным.
При реализации программы используются следующие ресурсы:
(http://lukoshko.net/r.ru). Портал Лукошко сказок
http://www.solnet.ee/ Портал Солнышко
http://luchikivnuchiki.ru/Лучики блог для детей и о детях. Рубрика поделки
www.school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
Материалы, инструменты, приспособления и фурнитура, необходимые для занятия:
мука, соль “Экстра”, клей обойный, клей ПВА, клей “момент”, краски акриловые; краски
акварельные, гуашь, кисти, ножницы, стеки, доска, рамки, пищевая фольга; проволока, лак,
валик-скалка, формочки, мисочки для теста, ёмкость с водой, зубочистки, ситечко.
Дополнительные материалы: бисер, бусинки, мешковина, ткань.

Список литературы
для педагога:

1. Горичева В. С., Агибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега,
пластилина». Ярославль, «Академия и Ко», 1998 г.
2. Горичева В.С., Филиппова Т. В. «Мы наклеим на листок солнце, небо и
цветок». Ярославль, «Академия и Ко», 2000 г.
3.Диброва А. «Поделки из соленого теста» - М.: Издательство: ООО "Книжный
клуб семейного досуга", 2008 г.
4. Романовская А.Л., Чезлов Е.М. «Поделки из соленого теста» - М., «АСТПресс», 2008 г.
для детей и родителей:

1.Лыкова И., Грушина Л. «Пир на весь мир из соленого теста» - М.:
Издательский дом «Карапуз», 2008 г.

2. Сахарова О.М. Лепка и аппликация для самых маленьких. -СПб.: «Литера»,
2009.-32с., ил.
Календарно-тематический план
по программе «Соленое тесто»
на 2022-23 учебный год
1-й год обучения
№

Тема занятия

Дата проведения

1. Введение (2ч.)
1.
Вводное занятие. Входящая диагностика
2.
Инструменты и материалы. Техника безопасности
2. Освоение основных приемов лепки из неокрашенного теста (9ч.)
3.
Способ замешивания обычного теста. Скатывание
колбасок в плюшки-завитушки.
4.
Способ раскрашивания. Плюшки-завитушки.
5.

Способ скатывания и соединения шариков. Гусеничка.

6.

Раскрашивание гусенички.

7.

Прием сплющивания теста. Веселые портреты.

8.
9.

Скатывание по кругу. Фрукты.
Прием вытягивания. Овощи.

10.

Закрепление основных приемов лепки. Корзинка с ягодами.

11.

Раскрашивание готовых фигурок из теста.

3. Соленый сувенир (8ч.)
12. Соленый сувенир. Способ замешивания цветного теста.
Цветная азбука.
13. Понятие «сувенир». Лепка снежинки.
14.

Вырезание по трафарету. Новогодняя елочка.

15.

Лепка с применением бусин. Рождественский венок.
Проведение промежуточной диагностики.

16.

Лепка магнита «Символ года»

17.

Объемная лепка. Подсвечник «Снеговик»

18.

Объемная лепка. Подсвечник «Снеговик»

19. Кулон «Сердечко»
4. Соленые картины (7ч.)
20. Способ лепки на основе. Солёная картина «Подводный
мир»
21. Соленая картина «Подводный мир»
22. Раскрашивание и оформление картины «Подводный мир»
23. Закрепление способа лепки на основе. основе. «На поляне»
24. Раскрашивание картины «На поляне»

25. Лепка фоторамки
26. Оформление и раскрашивание фоторамки
5. Способы объемной лепки. Лепим сказку (9 ч.)
27. Приемы объемной лепки
28. Закрепление технических приемов лепки. Лепка Колобка
из сказки «Колобок»
29. Выдерживание соотношения пропорций при лепке.
Лисичка.
30. Способы окрашивания фигурок. Раскрашивание героев
русской народной сказки «Колобок»
31. Лепка предметов сюжетной композиции по сказке.
32. Обыгрывание сюжета сказки «Колобок»
33. Повторение изученных приемов лепки.
34. 6. Итоговое занятие (1 ч.)

Календарно-тематический план
по программе «Соленое тесто»
на 2022-23 учебный год

2-й год обучения
№п/п Тема занятия
Дата
1. Введение (2 ч.)
1.
Вводное занятие.
2.
Проведение диагностики
2. Закрепление и повторение основных приемов лепки 2 ч.
3.
Повторение технических навыков и приемов лепки
3. Полуобъемная лепка на основе (6ч.)
4.
Основные приемы рельефной лепки. Цветик-Семицветик
5.
Отработка приемов рельефной лепки. Обитатели морей.
6.
Закрепление приемов рельефной лепки.
Обитатели
морей.
7.
Скатывание тонких жгутиков. Снежинка.
4. Объемная лепка (14 ч.)
8.
Повторение способов объемной лепки. Подсвечник
«Снеговик»
9.
Закрепление навыков лепки из частей. «Символ года»
10.
Использование декоративных элементов. Объёмная лепка
«Елочка»
11.
Новогодняя игрушка «Колокольчик»
12.
Новогодняя игрушка «Звездочка»
13.
Раскрашивание готовых фигурок.
14.
Проведение итоговой диагностики.
15.
Соленая картина «Петушок»
16.
Соленая картина «Снеговик»
17.
Раскрашивание соленой картины
18.
Вырезание по трафарету. Сердечки.
19.
Вырезание по трафарету. Подкова на счастье.
20.
Объемная лепка. Ежик.
21.
Объемная лепка. Черепаха.
22.
Объемная лепка. Мышка.
5. Цветочная поляна. (5 ч.)
23.
Цветы из теста. Розы из полосок теста.
24.
Розы из круглых лепестков.
25.
Вырезание из теста. Ромашки
26.
Лепка по эскизу. Цветы.
27.
Раскрашивание готовых изделий.
6. Лепка на каркасе (6 ч.)

28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.

Изготовление основы для вазы из баночки.
Использование
дополнительных
материалов.
Декорирование вазы.
Использование готовых каркасов. Рамка для фотографии
Вспомогательные приемы в оформлении. Декорирование
фоторамки
Раскрашивание готовых изделий.
Повторение изученных приёмов лепки и декорирования.
7. Итоговое занятие (1 ч.)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».