Аппликация. Милостивая

Пояснительная записка
Обучаясь по программе «Аппликация. Азы мастерства», учащиеся могут проявить
свою фантазию и творчество в различных направлениях деятельности таких как:
аппликация из бумаги, нитей; природных материалов, аппликация с элементами оригами.
Познакомившись с различными видами аппликации, освоив ее основы, учащиеся смогут
ориентироваться в дальнейшем в выборе творческих объединений декоративноприкладного направления. Данная программа имеет художественную направленность.
Программа разработана на основе Федерального государственного стандарта
начального общего образования (2009 г.), Пособия для учителя «Внеурочная деятельность
школьников». Методический конструктор. (Григорьев Д.В., Степанов Н.В.), Примерных
программ внеурочной деятельности под редакцией В.А.Горского, М.: Просвещение, 2011
г. (Стандарты второго поколения), дополнительной литературы по декоративноприкладному творчеству.
Актуальность данной программы обусловлена её практической значимостью.
Любое полученное знание ребенок может применить в повседневной жизни. Все, что
сделано им руками на занятиях творческого объединения может стать хорошим подарком
к празднику или найти место в декоративном украшении своего интерьера.
У многих детей есть огромное желание мастерить что-либо своими руками,
особенно когда они видят работы педагога или других ребят. Однако, возникает такая
трудность, как недостаточное развитие мелкой моторики пальцев рук. В учебных планах
дошкольных учреждений, начальной школы мало часов уделяется занятиям ручным
трудом и технологией. Учёные установили, что наши пальцы органически связаны с
мозговыми центрами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляции организма,
повышает функциональную деятельность мозга. Уровень развития речи напрямую зависит
от того, как сформированы тонкие движения пальцев. В связи с этим данная программа
носит своевременный характер. Её педагогическая целесообразность заключается в том,
что работа по программе способствует развитию личностных качеств учащихся, таких
как: целеустремленность, терпение, аккуратность. Способствует развитию творческого
мышления, эстетического вкуса. Выполнение практических заданий на каждом учебном
занятии будет способствовать развитию мелкой моторики рук у младших школьников..
Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных образовательных
действий, предусмотренных программой, соответствует принципу доступности: задания
для
детей
усложняются
постепенно,
процесс
обучения
предполагает
дифференцированный подход.
Отличительной особенностью данной общеразвивающей программы от уже
существующих в этой области программ является знакомство учащихся с орнаментами
народов Сибири, в частности живущих на территории Нижнеудинского района- бурят,
тофов.
Адресат программы: в реализации программы «Аппликация. Азы мастерства»
участвуют учащиеся от 7 до 11 лет. В творческое объединение принимаются все
желающие девочки и мальчики. Наполняемость в группах составляет 15 человек. Дети
данной возрастной категории способны выполнять практические задания, предполагаемые
программой.
У детей младшего школьного возраста ведущей деятельностью является учеба. А
основным способом получения информации остается игра. Учащиеся с интересом
запоминают и стараются повторить те практические действия, которые вызывают у них
положительные эмоции. Учитывая эту возрастную особенность младших школьников, на
занятиях используется наглядный материал – рисунки, образцы изделий. Учащиеся с
удовольствием и интересом осваивают новые умения, любят мастерить поделки своими
руками. Внимание детей в этом возрасте недостаточно устойчиво, ограничено по объему.
Необходима частая смена деятельности. Использование на занятиях физкультминутки

позволяют снять мышечное напряжение, расслабиться. В этом возрасте формируется у
ребёнка отношение к учению – вера в свои силы, желание учиться и получать знания.
Чтобы вера в свои силы укреплялась, необходимо поддерживать интерес ребенка,
создавать для него ситуацию успеха.
Срок реализации программы составляет 1год.
Объем программы: общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы: 72 часа.
Форма обучения: очная. Единицей учебного процесса является занятие. На
выполнение различных практических работ отводится основная часть учебных часов.
Программой предусмотрено выполнение индивидуальных и коллективных творческих
работ, что способствует развитию самостоятельности, инициативы и ответственности
младшего школьника.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые, фронтальные,
парные.
Формы и средства контроля: контроль и оценка результатов обучения проводятся в
виде выставок, анализа и самоанализа работ учащихся. Контроль уровня освоения
программы проводится в форме итоговой аттестации.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2учебных часа.
Цель программы: раскрытие творческих способностей младших школьников
средствами декоративно-прикладного искусства, ознакомление с разными материалами и
техниками работы с ними.
В процессе реализации данной программы решаются следующие задачи:
Образовательные
 дать необходимые дополнительные знания в технике аппликация;
 обучить приемам ручного мастерства в технике аппликация;
 обучить целесообразному расходованию рабочего материала, бережному к нему
отношению.
Развивающие
 развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в
том или ином виде декоративно-прикладного творчества;
 развивать навыки работы в декоративно – прикладном творчестве,
 развивать коммуникативную компетенцию учащихся на основе организации
совместной деятельности;
 развивать в процессе предметно-практической деятельности следующие
психические функции: зрительно-пространственное восприятие, творческое
воображение, различные виды мышления, речь, волю, чувства;
 развивать мелкую моторику пальцев рук;
 развивать познавательные способности детей, интерес к декоративно-прикладному
творчеству.
Воспитательные
 способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать
чувство самостоятельности, ответственности;
 воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку,
сохраняя свою индивидуальность;
 воспитывать трудолюбие, усидчивость, целеустремленность и аккуратность при
выполнении работы

Предполагаемые результаты реализации программы
К концу обучения учащиеся будут знать:

- правила ТБ при выполнении аппликации;
-различные виды бумаги, их свойства;
-базовые формы техники оригами:
- орнаменты народов Сибири.
К концу обучения будут уметь:
-организовывать свое рабочее место;
-правильно использовать необходимые для работы инструменты;
-экономно расходовать материалы для творчества;
- пользоваться шаблонами;
-выполнять практические работы аккуратно;
- располагать элементы аппликации на основе.
К концу обучения будут способны проявлять следующие отношения:
- положительное отношение к занятиям аппликацией;
- понимание предложений по выполнению работы и оцениванию со стороны педагога.

Учебно-тематический план
№п/п

Название темы

Количество часов
теория
практика
Всего
1
1
2

1.

Вводное занятие.

2.

Аппликация из природных материалов

2

6

8

3.

Аппликация обрывная

1

3

4

4.

Аппликация с элементами оригами.

1

7

8

5.

1

3

4

6.

Аппликация в технике бумажной
филиграни
Плетение из бумажных полос.

1

5

6

7.

Аппликация из гофрированной бумаги

1

3

4

8.

Аппликация из шерстяных нитей.

1

5

6

9.

Полуобъемная аппликация

1

5

6

10.

Аппликация из детских ладошек

-

2

2

11.

Аппликация из геометрических фигур

1

5

6

12

1

3

4

13

Аппликация из бумаги, сложенной
гармошкой
Аппликация из салфеток

-

2

2

14

Аппликация из морского песка

1

3

4

15

Праздничные открытки

-

4

4

16.

Итоговое занятие

-

2

2

13

59

72

Итого:

Содержание программы

Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с планом работы объединения. Санитарногигиенические нормы. Правила поведения на занятии.
Тема 2. Аппликация из природных материалов. Понятие «природные
материалы». Правила поведения на природе. Особенности составления композиции.
Понятие «гербарий». Составление гербария. Правила засушивания растений. Подготовка
семян, листьев, шишек, веточек для работы.
Практическая работа: аппликация «Стрекоза», «Цветы в корзине». Декоративная
аппликация по мотивам сказок «Жар — птица».
Тема 3. Аппликация обрывная. Основа для выполнения аппликации. Технология
изготовления аппликации в технике «мозаика». Способ подготовки бумажных кусочков и
комочков. Демонстрация образцов. Нанесение эскиза на основу.
Практическая работа: предметные аппликации «Яблоко», «Жираф, «Щенок», «Овечка с
ягненком».
Тема 4.Аппликация с элементами оригами.
Знакомство с техникой оригами. Базовые формы оригами. Основные приемы сгибания и
складывания.
Практическая работа: Аппликация «Цветы», «Зайчонок», «Снежинка».
Тема 5. Аппликация в технике бумажной филиграни. Искусство – бумажная
филигрань. История техники. Понятие «филигрань».
Основа для аппликации в технике бумажной филиграни. Технология изготовления
аппликации в технике бумажной филиграни. Выбор эскиза для аппликации. Нанесение
эскиза на основу. Наклеивание на основу бумажных полосок.
Практическая работа: изготовление снежинок, фигурок животных.
Тема 6. Плетение из бумажных полос. Подготовка основы для плетёного коврика.
Подготовка полосок бумаги для плетения. Подготовка основы для выполнения
аппликации с применением плетеного коврика.
Практическая работа: выполнение аппликаций с применением плетеных «ковриков».
«Птенец в гнезде», «Черепаха», «Яблоко на ветке».
Тема 7. Аппликация из гофрированной бумаги. Основа для аппликации.
Знакомство с гофрированной бумагой, ее свойства. Технология изготовления и
наклеивания элементов для аппликации из гофрированной бумаги.
Практическая работа: выполнение аппликации «Сердечко», «Бабочка», «Цветы».
Поздравительная открытка.
Тема 8. Аппликация из шерстяных нитей. Основа для аппликации из нитей.
Знакомство с шерстяными нитями, их свойства. Способ приклеивания нитей основу.
Понятие «композиция».
Практическая работа: предметные аппликации «Букет», «Цыпленок», «Улитка»,
сюжетная аппликация «Светлая Пасха».
Тема 9. Полуобъемная аппликация. Повторение свойств бумаги, ее видов,
способов вырезания. Способ придания элементам аппликации из бумаги полу объёмной
формы.
Практическая работа: изготовление аппликаций по теме «Цветы».
Тема 10. Аппликация из детских ладошек». Разнообразие работ,
демонстрация образцов. Изготовление шаблонов в форме ладошек. Выполнение
коллективной композиции.
Практическая работа: «Птицы», «Пушистые зайчата».
Тема 11. Аппликация из геометрических фигур. Способы вырезания по прямой
и округлой линии. Геометрические фигуры. Преобразование геометрических фигур.
Понятие орнамент. Орнаменты народов Сибири.
Практическая работа: аппликации на основе геометрических фигур.
Тема 12. Аппликация из бумаги, сложенной гармошкой. Особенности
работы с бумагой. Ее виды и свойства. Применение бумаги в декоративно-прикладном

творчестве. Способ складывания «гармошкой» Техника безопасности при работе с
режущими инструментами.
Практическая работа: Аппликации «Осенние листья», «Подсолнух». Поделка
«Мухомор».
Тема 13. Аппликация из салфеток. Знакомство с материалом, разновидности и
назначение салфеток. Пейп-арт – новое направление работы с бумагой. Скручивание
салфеток в элементы.
Практическая работа: выполнение коллективного панно.
Тема 14. Аппликация из морского песка. Знакомство с материалом.
Возможности использования морского песка для декоративного творчества. Подготовка
песка к работе, его окраска. Основы цветоведения.
Практическая работа: выполнение коллективной аппликации из морского песка.
Тема 15. Итоговое занятие. Подведение итогов работы, награждение лучших
воспитанников.

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел/
месяц
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Тема 7
Тема 8
Тема 9
Тема 10
Тема 11
Тема 12
Тема 13
Тема 14
Тема 15
Тема 16
Всего

Сентябрь

2
6

Октябрь

2
4
3

Ноябрь

Декабрь

9

Февраль

Март

Апрель

Май

Всего

2
8
4
8
4
6
4

5
4
6
2

8

Январь

9

8

2
3

5

3
5

8

6
1
2
5

8

1
4
2
1

8

3
4
2
9

6
2
6
4
2
4
4
2
72

Оценочные материалы
Формы и средства контроля: контроль и оценка результатов обучения проводятся в
виде выставок, анализа и самоанализа работ учащихся. Контроль уровня достижений
учащихся проводится в форме итоговой (индивидуальной или коллективной) творческой
работы.
Формы текущего контроля знаний, умений, промежуточной и итоговой аттестации
учащихся:
 Текущий контроль: на занятиях проводится оценка знаний, практических умений и
навыков, качество выполнения работы.
 Промежуточный контроль: проводится после завершения изученной темы или
этапа практической работы.
Формы проведения текущего и промежуточного контроля:
- устный опрос;
- объективная оценка выполнения практических работ;

- самооценка учащимися своих работ.
 Итоговый контроль: выполнение итоговых творческих работ.
Формы проведения итогового контроля:
- выставки творческих работ;
- конкурсы и фестивали детского прикладного творчества.
Аттестация учащихся по программе «Умелые руки» проводится два раза в
учебном году в середине и в конце года. В начале года проводится входящая диагностика.
Сопоставляя начальный уровень подготовки ребенка
и конечный (результаты
промежуточной и итоговой аттестации) можно судить о достигнутых результатах по
освоению программы
Входящая диагностика проводится в сентябре, после вводного занятия. Учащимся
предлагается ответить на теоретические вопросы и выполнить практическое задание.
Теоретические вопросы распределены на два параметра, которые необходимо выявить для
дальнейшего освоения программы.
Параметр А – знания о материалах для аппликации.
1.Бумага это- материал, инструмент, приспособление (подчеркни верное)
2.Какие свойства бумаги ты знаешь?
а) хорошо рвётся; б) легко принимает нужную форму; в) легко режется; г) хорошо
впитывает воду.
3.Выбери клей, подходящий для выполнения аппликации из бумаги
а) клей-момент «Кристалл»; б) клеевой пистолет; в) клей-карандаш; г) клей ПВА
Параметр Б - знание правил ТБ и инструментов для ручного труда.
1.Выбери верное утверждение: а) передавать ножницы нужно кольцами вперед;
б) передавать ножницы нужно лезвием вперед
2. Выбери инструменты для работы, необходимые для выполнения аппликации:
а) игла; б) крючок; в) ножницы; г) линейка
3. На какую сторону бумаги наносят клей? а) лицевую; б) изнаночную
Практическое задание:
Учащимся предлагаются геометрические фигуры (квадраты, прямоугольники), а
также карточка с геометрическими фигурами (ромбы, многоугольники). Необходимо
составить аппликацию из геометрических фигур по собственному замыслу. Организуется
выставка выполненных учащимися творческих работ. Практические умения учащихся
отслеживаются по следующим параметрам:
Параметр А
1.Правильно держит ножницы.
2.Умеет вырезать округлые линии (плавно срезать углы, превращая квадрат в круг,
прямоугольник в овал).
3. Умеет вырезать по контуру.
Параметр Б
1. Соблюдает правила ТБ.
2. Аккуратно работает с клеем.
3. Выполняет работу самостоятельно.
Параметр В
1. Гармонично подбирает цвета.
2. Составляет композицию (предметную или сюжетную) из элементов аппликации.
3. Правильно располагает элементы аппликации на основе.

Оценивание параметров:
1балл – правильный ответ или практическое умение
0,5 б. – неполный ответ, практическое задание выполнено с замечаниями
0 б. – неправильный ответ, не выполнено практическое задание.
По каждому из параметров суммируются баллы, максимально – 3 балла за каждый.
Итого, за знание теоретического аспекта – 6 баллов, за практическую подготовку – 9
баллов. Далее определяется уровень подготовки: например учащийся набрал 6 баллов из 9
возможных по параметрам практической подготовки, необходимо выполнить расчёт по
следующей формуле: (6:9)*100%=66,6%. Это средний уровень подготовки или освоения
программы (для промежуточной и итоговой аттестации).
Высокий уровень – освоение более 70% содержания программы;
Средний уровень – от 50% до 70% содержания программы;
Низкий уровень - менее 50% содержания программы.
Полученные результаты фиксируются в протоколе аттестации.
Промежуточная аттестация проводится в декабре.
Параметр А – знания о материалах для аппликации.
1.Что такое фон? а) основной цвет бумаги (картона)на который приклеивают детали
композиции; б) цветовая гамма
2.Образец по которому изготавливают одинаковое по форме и размеру изделие это?
а) шаблон; б) эскиз; в) разметка
3.Выбери материалы из которых можно выполнить аппликацию
а) крупа, б) бумажные кусочки, в) соленое тесто, г) бумажные комочки, д) глина.
Параметр Б - знание правил ТБ и инструментов для ручного труда.
1.Что нельзя делать при работе с ножницами?
а) хранить после работы в футляре; б) оставлять на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать закрытыми кольцами вперед; г) держать пальцы левой руки близко к лезвию
2. Расставь верно порядок выполнения аппликации: а) вырезать; б) приклеить;
в) разметить детали; г) приложить детали на основу
3. При работе с бумагой необходимы качества:
а) аккуратность, б) выносливость, в) терпение, г) усидчивость, д) самостоятельность.
Практическое задание: Учащимся предлагаются наборы цветной бумаги,
бумажные салфетки, манная крупа. Необходимо составить сюжетную аппликацию по
теме «Зима», применяя изученные техники работы (аппликация из бумажных кусочков и
комочков, аппликация из манной крупы) по собственному замыслу. Практические умения
учащихся отслеживаются по следующим параметрам:
Параметр А
1.Правильно организует рабочее место
2.Умеет вырезать округлые линии (плавно срезать углы, превращая квадрат в круг,
прямоугольник в овал)
3. Умеет готовить дополнительные элементы аппликации (кусочки и комочки бумаги)
Параметр Б
4. Соблюдает правила ТБ
5. Аккуратно работает с клеем
6. Выполняет работу самостоятельно
Параметр В
4. Гармонично подбирает цвета
5. Составляет композицию (предметную или сюжетную) из элементов аппликации

6. Правильно располагает элементы аппликации на основе
Промежуточная аттестация по итогам обучения (проводится в мае)
Параметр А – знания о материалах и видах аппликации
1.Что такое аппликация?
а) бумага (картон) на который приклеивают детали композиции; б) способ создания
художественных изображений из различных форм, фигур, вырезанных и наклеенных на
соответствующий фон; в) способ нетрадиционного рисования.
2.Оригами, это: а) искусство складывания фигурок из фольги; б) искусство складывания
фигурок из шелковых лент; в) искусство складывания фигурок из бумаги.
3.В переводе с латинского аппликация этоа) прикладывание; б) приглаживание; в) прижимание
Параметр Б - знание правил ТБ и инструментов для ручного труда.
1. Выбери инструменты: а) молоток; б) бумага; в) клей; г) ножницы; д) игла
2. Чтобы выгнать излишки клея и пузырьки воздуха сверху ты кладешь: а) чистую
тряпочку; б) чистый лист бумаги; в) чистую ладошку
3. В технике оригами сгибом называется: а) линия, которая появляется на бумаге после
разгиба того или иного движения, б) край бумажного листа; в) линия, проведенная с
помощью карандаша и линейки.
Практическое задание: Учащимся предлагаются наборы цветной бумаги, бумажные
салфетки, шерстяные нити различных цветов. Необходимо составить сюжетную
аппликацию по теме «Лето», применяя изученные техники работы по собственному
замыслу. Практические умения учащихся отслеживаются по следующим параметрам:
Параметр А
1.Экономно расходует материалы
2.Владеет навыками вырезания по округлым и ломаным линиям
3. Умеет складывать модели в технике оригами, использовать их в аппликации.
Параметр Б
7. Соблюдает правила ТБ
8. Аккуратно работает с клеем
9. Выполняет работу самостоятельно
Параметр В
7. Гармонично подбирает цвета
8. Составляет композицию (предметную или сюжетную) из элементов аппликации
9. Правильно располагает элементы аппликации на основе

Методические материалы
Методические рекомендации к проведению занятий
Обучение по данной программе создает благоприятные условия для социальнокультурного самоопределения, развития познавательной
и творческой активности
учащихся. Основной акцент программы делается на изучении техник аппликации из
различных материалов и практическое применение полученных знаний на занятиях. При
организации работы с детьми младшего школьного возраста хорошо соединить игру, труд
и обучение, что поможет обеспечить единство решения познавательных, воспитательных
и практических задач.
Информационный материал должен быть небольшим по объему и увлекательным.
Знакомство с аппликацией начинается с изготовления изделий по образцу, путем прямого

повторения за педагогом. Вскоре учащимся предлагают работу по технологическим
картам и самостоятельному замыслу.
После разъяснения педагог дает дополнительные сведения для выполнения конкретного
изделия. Занятия начинаются с организационного момента – проверки готовности к
занятию, что для младших школьников является предпосылкой успешной деятельности на
протяжении всего занятия. Введение в новую тему обязательно сопровождается, какимилибо интересными сведениями о изучаемой технике декоративно-прикладного творчества,
технологическими сказками. Это увлекает детей и повышает интерес к предмету.
Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью учащихся.
После выполнения самостоятельной работы происходит обсуждение творческих работ,
где дети высказывают свое мнение, делятся впечатлениями, учатся давать оценку с
позиции художественно-эстетической ценности работ.
Очень важно на занятиях последовательно усложнять задания в зависимости от
индивидуальных особенностей. В таких случаях видно кто, на что способен и как этим
способностям надо помогать. В конце каждого раздела проводится заключительное
занятие, где подводятся итоги проделанной работы, проходит собеседование по
пройденному материалу, демонстрация выполненных работ, отмечаются достигнутые
успехи каждого воспитанника.
Очень важно создавать на занятии различные воспитательные ситуации. Одна из
важнейших — ситуация успеха. Необходимо отметить каждую законченную работу
ребенка, показать её всем детям, похвалить, одновременно сказать о возникших и
преодоленных трудностях. Когда дети видят, что их товарищ достиг определенного
успеха — это вселяет веру в собственные силы, они радуются за товарища. Это
способствует созданию атмосферы взаимоуважения.
На занятиях дети учатся работать с трафаретами и шаблонами, вырезать детали,
составлять несложные композиции, подбирать материалы по цвету и фактуре в
соответствии с замыслом. Программа имеет практическую направленность: дети видят
результат своей деятельности, который можно использовать в качестве подарка,
украшения или предмета, необходимого в быту.
Межпредметные связи, используемые в процессе реализации программы, помогают
учащимся осваивать и анализировать технологические приемы и способы обработки
материалов, развивать образное и пространственное мышление.
Методическое обеспечение программы
№
п/п

Раздел, тема

Форма занятия

1.

Вводное
занятие

2.

Аппликация
с
использован

Игры на
знакомство
Беседа о пользе
рукоделия
Загадки о
рукоделии
Инструктаж по
ТБ и правилам
поведения.
Слайд-шоу
изделий
Беседа о
бережном
отношении к

Приемы и методы
организации
учебновоспитательного
процесса
Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий

Методический
и
дидактический
материал

Технологическое
Форма
Оснащение занятия подведен
ия
итогов

Работы
декоративноприкладного
творчества

Мультимедийный
проектор, экран,
ноутбук

Словесный
рассказ,
наглядная

Образцы семян Сухие листья,
и круп (по
семена, клей ПВА,
видам), листьев. цветной картон,

Устный
опрос

Совместн
ый просмотр

ием
природного
материала

3.

Аппликация
из
бумажных
кусочков и
комочков

4.

Аппликация
с
элементами
оригами

6.

Плетение из
бумажных
полос

7.

Аппликация
из крученой
бумаги

8.

Аппликация
из нитей

9.

Аппликация
из фетра

природе.
Правила сбора и
подготовки к
работе
материала.
Загадки о крупах.
Практическая
работа
Беседа о видах и
свойствах
бумаги, истории
ее появления.
Практические
работы

демонстрация
изделий.
Экскурсия в парк.

Демонстрация
готовых
аппликаций

ножницы, кисти

выполнен
ных
работ

Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий

Цветная бумага,
цветной картон,
простой карандаш,
клей, ножницы.

Совместн
ый просмотр
выполнен
ных
работ

Беседа о истории
техники оригами.
Практические
упражнения по
отработке
навыков
складывания
Практические
работы по
выполнению
аппликаций с
использованием
коврика из
бумажных полос
Практические
работы по
выполнению
аппликаций с
использованием
гофрированной
бумаги.

Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий

Образцы
различной
бумаги
(офисной,
цветной,
мелованной,
гофрированной)
Демонстрация
готовых
аппликаций
Схемы
выполнения
базовых форм в
технике
оригами

Офисная бумага,
односторонняя
цветная бумага

Совместн
ый просмотр
выполнен
ных
работ

Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий.

Демонстрация
готовых
аппликаций.
Эскизы для
аппликаций

Цветная бумага,
цветной картон,
простой карандаш,
линей-ка, клей,
ножницы.

Органи
зация
выстав
ки работ

Мастер класс по
выполнению
гофрированных
трубочек.
Мастер-класс по
выполнению
еловой шишки из
гофрированной
бумаги
(Приложение №2)
Наглядная
демонстрация
изделий.
Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий.

Демонстрация
готовых
аппликаций.
Эскизы для
аппликаций

Гофрированная
бумага, цветной
картон, простой
карандаш, клей,
ножницы

Совместн
ый просмотр
выполнен
ных
работ

Демонстрация
готовых
аппликаций.
Эскизы для
аппликаций

Шерстяные нити
различных цветов,
цветной картон,
клей, ножницы,
кисти, карандаш.

Словесный
рассказ,
наглядная
демонстрация
изделий.

Демонстрация
готовых
изделий.

Листы фетра
толщиной 1 мм.,
шаблоны, иглы,
нити «Ирис»,
ножницы,
пуговицы, глазки,

Совместн
ый просмотр
выполнен
ных
работ
Совместн
ый просмотр
выполнен
ных
работ

Беседа, рассказ,
инструктаж по
ТБ,
демонстрация,
практические
упражнения
Беседа, рассказ,
инструктаж по
ТБ,
демонстрация,
практические
упражнения

10.

Итоговое
занятие

Коллективная
творческая
работа

Работа в
творческих
группах

Технологически
е карты

синтепон, застежки
для броши.
Различные виды
материалов для
декоративноприкладного
творчества

Организа
ция
выставки
работ

Программа предусматривает использование дистанционных образовательных
технологий; электронного обучения. Дистанционное обучение по программе имеет свои
особенности, обусловленные тем, что основой преподавания является деятельностное
освоение этой дисциплины, когда на первый план выходит практическая деятельность
учащихся.
При традиционном обучении педагог, помимо показа и объяснения, может принять
непосредственное участие в деятельности учащегося (помочь вырезать, сложить,
приклеить и т.д.), а при обучении на расстоянии такой возможности нет.
Поэтому в привычную модель дистанционного обучения вводится дополнительное
звено «Родитель». Особенно это необходимо на первых порах обучения, когда ребёнок
начинает осваивать информационные ресурсы и Интернет. В процессе практической
деятельности педагог имеет возможность руководить работой учащегося и
корректировать её только словесно.
Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые
подразделяются на следующие виды:
- Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникаций,
позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
процесса. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту,
wiki- сайт и т. д;
- Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации,
позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и
видеоконференции (чаты), технологии Skype и ZOOM и т.д.
При дистанционном обучении по программе используются следующие
формы дистанционных образовательных технологий:

видео- и аудио-занятия, лекции, беседы, мастер-классы;

открытые электронные библиотеки, сайты, тесты, викторины по изученным
теоретическим темам;

адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы: чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте, Zoom и т.д.

Условия реализации программы
Материально- техническая база
Занятия творческого объединения проводятся на базе МОУ СОШ №9 в учебных
кабинетах, закрепленных за каждым классом, в которых реализуется данная программа,
после уроков (первая смена) и до уроков (вторая смена).
В учебных кабинетах имеются столы и стулья, шкаф для хранения материалов и
поделок, компьютер, проектор.
Необходимые материалы: природный материал (листья, шишки, семена),
различные виды бумаги (цветная, офисная, гофрированная), цветной и белый картон,

бумажные полоски для квиллинга, шерстяные нити, морской песок, бумажные салфетки,
салфетки для декупажа, различные нити, краски, клей-карандаш, клей ПВА.
Необходимые инструменты: ножницы, клеевой пистолет.

Методические рекомендации
Художественно-творческая деятельность в младшем школьном возрасте является
одной из форм усвоения ребенком социального опыта. Занятия аппликацией имеют
большое значение для гармонического развития учащихся. Они способствуют развитию
творчества, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, внимание и
воображение, воспитывают волю, развивают ручные умения, чувство формы, глазомер и
цветоощущение.
Трудности, с которыми обычно сталкивается большинство педагогов при
проведении занятий:
 дети не имеют опыта в общении со сверстниками и взрослыми или он
незначителен (особенно это касается детей первого года обучения);
 у детей завышенная или заниженная самооценка, что связано с
индивидуальными особенностями ребёнка или какими-либо иными
причинами;
 на занятия приходят дети с различной подготовкой.
Недостаточная степень развития технических умений, неуверенность в своих
силах, неумение общаться тормозят работу воображения, сковывают детскую инициативу,
снижают качество результатов деятельности. Если же ребёнок хорошо владеет приёмами
вырезания, наклеивания деталей аппликации на основу, комфортно чувствует себя в
окружении сверстников, то внимание его направлено на создание разных по форме,
величине, окраске комбинаций, что приводит к созданию оригинальных работ,
стимулирует творческое отношение к работе. Именно поэтому педагогу важно знать:
посещал ли ребёнок образовательное учреждение, есть ли у него какие-либо
индивидуальные особенности или затруднения, с чем они связаны - с тем, чтобы их учесть
при организации учебного процесса.
С этой целью в первые же дни нужно выявить интересы и уровень
подготовленности детей к занятию художественно-творческой деятельностью. Для этого,
после ознакомления их с Техникой безопасности, проводится первоначальное
тестирование: детям предлагается выполнить аппликацию на свободную тему. Наблюдая
за работой детей, педагог проводит визуальную оценку знаний, умений и навыков ребёнка
и способность к самостоятельной деятельности. Результаты исследования помогают
увидеть различия в индивидуальных возможностях каждого ребёнка и условно разделить
детей на подгруппы, чтобы обеспечить вариативность и дифференцированность учебного
процесса.
Для успешной работы очень важна ранняя социализация детей. Приходя на
занятия, ребенок встречается с новой для него предметной средой: стеллажи с поделками,
доска, столы для занятий. Кроме того, здесь его встречают незнакомый педагог и много
незнакомых детей. Ребёнок переживает: как к нему будут относиться, заметят ли, какой
он, подружатся ли с ним другие дети, которые пришли на занятия? Поэтому на первых
занятиях желательно несколько раз назвать каждого ребенка по имени, в игровой форме
попросить детей познакомиться друг с другом. Общение на занятиях (совместное
слушание, повторение, разыгрывание по ролям, подвижные игры и др.) даёт ребёнку
возможность наблюдать реакцию ровесников, слышать их высказывания, смотреть, как
они входят в образ в играх, а также вызывает желание попробовать все это самому,
сравнивать, добиваться, чтобы хорошо получилось.
Ознакомление с разнообразными материалами и техникой аппликации
расширяет кругозор ребенка, обогащает его эстетическое чувство. Он становится

способным ставить и решать более сложные изобразительные задачи, находить
оригинальные решения.
Основным материалом для занятия аппликацией является бумага ярких
расцветок. Сам вид материала, простота его обработки стимулируют творческую
активность ребенка, позволяют легко овладеть ручными умениями и навыками.
Помимо бумаги для аппликаций можно использовать самые различные
материалы: шерстяные нити, крупы, природные материалы, фетр.
Работая с бумагой и другими материалами и инструментами, дети приобретают
целый ряд полезных практических умений и навыков, связанных с развитием ручных и
инструментальных действий. Они учатся таким способам обработки бумаги, как сгибание,
складывание пополам и в несколько раз, вырезание, склеивание и т. д. На занятиях
происходит ознакомление с различными видами бумаги (рисовальная, чертежная,
оберточная, гофрированная и др.), ее качественными показателями.
Для работы ребенку дают ножницы с закругленными концами и разработанными
рычагами. Их размер в длину должен быть примерно 120 мм. При пользовании
ножницами детей надо учить соблюдать осторожность: не размахивать ими, не играть,
после работы убирать на место. Очень нравятся детям ножницы «зиг-заг», ими можно
вырезать всякие украшения, травку, водоросли. Педагогу желательно иметь фигурные
дыроколы, позволяющие разнообразить работы мелкими деталями, а также трафареты с
геометрическими фигурами, которые упрощают выполнение аппликаций из
геометрических фигур, аппликаций с орнаментом и других.
Для наклеивания деталей аппликации, в зависимости от используемого
материала, можно использовать клеевой карандаш, клей ПВА. Для снятия излишков клея
служит чистая тряпочка. Кисти желательно использовать двух размеров: для
приклеивания мелких и крупных деталей.
Для рисования контуров изображения будущей аппликации можно использовать
мягкие и твёрдо-мягкие простые карандаши.
Технология выполнения аппликации предусматривает такие этапы работы:
- выбор натуры, сюжета, узора для аппликации;
- создание эскиза (несложные аппликации выполняют без эскиза);
- подготовка материала, его выбор;
- выбор инструментов, вспомогательных материалов;
- получение деталей и изображений различными способами;
- раскладывание деталей и изображений на фоне;
- прикрепление деталей на фон-основу.
Основные требования к организации и проведению занятий по аппликации.
Для проведения занятия большое значение имеет хорошая заблаговременная его
подготовка. Проектируя занятие, необходимо четко и ясно определить цель и результаты
предстоящей деятельности, четко сформулировать задачи, которые будут поставлены
перед детьми.
1. Подобрать методы обучения.
2. Подобрать материал для работы детей (подбор и нарезка бумаги нужного
цвета, формы и размера, проверка и заточка простых карандашей и т.д.) и
материал для показа и объяснения педагога (приготовление образца,
материала для показа приемов вырезывания и т.д.).
3. Во время проведения занятия вовремя организовать коррекцию ошибочных
действий учащихся.
4. Непосредственно перед занятием подготовить доску, проветрить помещение.
Форма организации деятельности учащихся при проведении занятий может быть
разной в зависимости обучающих задач, настроения детей, уровня сформированности
умений и навыков, уровня индивидуальных возможностей. Занятия проводятся как
фронтально, так и индивидуально, что обусловлено темой, различным уровнем

подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями. В зависимости от
поставленных задач на занятиях используются различные методы обучения.
Общий план проведения занятий.
1) Подготовка к занятию.
2) Вводная часть.
3) Основная часть (практическая).
4) Заключительная часть.
Слова, с которыми обращается педагог к детям, должны быть эмоциональными и
заинтересовать детей предстоящей работой, создать живой образ того, что дети будут
выполнять. Теоретический материал обычно даётся в начале занятия, когда дети наиболее
работоспособны. Новую тему или задание надо объяснять просто и доходчиво,
обязательно закрепляя объяснение наглядным материалом. Рассматривание иллюстраций,
картин и другого наглядного материала ведёт к развитию наблюдательности, творческому
воображению.
Конкретные указания о способах выполнения работы, установление
последовательности особенно важны. В этом дети, побуждаемые педагогом, также
должны принимать активное участие – отвечать на вопросы, припоминать усвоенные
ранее умения. Примерные вопросы:
- Что общего в этих двух работах? В каком порядке проводится наклеивание?
- Посмотри, как наклеены лепестки цветка. Почему именно так?
- Как получить детали аппликации такой формы?
- Придумай, как по-другому можно разместить на листе композицию.
- Подумай, какие виды материалов ты можешь использовать в данной работе?
Выполни этот прием, используя другой материал.
- А можно ли по-другому достичь такого же результата?
Проводя занятие, важно органически связать его отдельные части. Педагогу
необходимо продумать содержание и ход каждого занятия, чтобы практическая часть
являлась естественным продолжением и закреплением теоретических сведений,
полученных учащимися. В практической части можно использовать приёмы,
направленные на прямое обучение, например объяснительный рисунок педагога на доске
мелом или на отдельном листе ярким карандашом или фломастером. Цель его – показать
детям процесс создания изображения, последовательность выполнения аппликации.
Последовательность работы показывается на доске в виде схемы, где видны все
этапы выполнения. Если порядок выполнения аппликации несложен, то схема после
объяснения стирается с доски, а внимание детей переключается на предстоящем процессе
работы: способе создания частей аппликации, обдумывании композиции и т.п.
Самые большие затруднения при обучении детей аппликации обычно вызывает у
педагогов разная степень подготовленности детей, поэтому методика обучения в начале
обучения аппликации в начале обучения отличается от той, которая применяется в
дальнейшем. Педагог выбирает методы обучения, методические приёмы с учётом знаний
и практических навыков учеников. Вначале, знакомя детей с основами аппликации,
педагог направляет их деятельность на правильное выполнение приёмов вырезания и
наклеивания деталей, следит за качеством исполнения. При выполнении первоначальных
заданий уместны различные упражнения, требующие от учащихся приобретения
определённых навыков. Педагог должен добиться от детей точности и аккуратности
выполнения этой подготовительной работы. Дети должны понять, что от неё в
значительной мере зависит качество выполнения последующих работ.
Часть занятий, особенно на более поздних этапах, должна преследовать цель
формирования простейших навыков совместной работы, накоплению первого опыта
совместных действий, а также побуждению к активному общению с другими детьми и
взрослыми.

Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетическое качество
работы – красоту цветосочетания, приятное для глаза расположение на листе бумаги,
иногда чистоту и аккуратность выполнения.
Основная задача на всех этапах освоения аппликации – содействовать развитию
инициативы, выдумки и творчества детей в атмосфере эстетических переживаний и
увлеченности, совместного творчества взрослого и ребенка. Постоянно развивая интерес
учащихся к занятиям, педагог должен стремиться подобрать такую форму их проведения,
при которой предоставляется возможность самостоятельного творческого подхода в
выполнении задания. Следует поощрять смелость в проявлении фантазии, в
создании новых форм и декоративных средств выражения образа, ведь главное - не
слепое следование образцу, а умение воплотить в бумаге знакомый образ.
Предоставляя детям как можно больше самостоятельности, педагог вместе с тем
должен направлять творческую деятельность учеников, развивать у них способность
выбирать тему, думать о способах исполнения задания, помогать в решении поставленной
задачи.
Легче всего добиться намеченных целей, используя игровые технологии. Именно
поэтому игровой метод должен быть преобладающим и основным при проведении
занятий по аппликации. Желательно, чтобы игровой характер обучения пронизывал весь
учебный процесс, а темы и задания предполагали создание игровых и сказочных
ситуаций. Например, детям можно предложить путешествия куда-либо: в деревню, лес, на
море, в сказку, во время которых они могут встретиться с разными представителями
животного, растительного мира, игровыми персонажами.
Во время проведения занятий не следует забывать об игровых перерывах,
игровых разминках. Шутливые упражнения-задания, пальчиковая гимнастика помогут
при переходе от одного вида деятельности к другому (например, от очень понравившегося
к тому, сначала детям кажется менее привлекательным).
В качестве диагностики используются устный опрос и выставки, которые имеют
большое воспитательное значение. Выставка – это не только отчет, но и процесс
самопознания, это тот творческий процесс, который необходим каждому ребенку. Детям
необходимо видеть свои работы на выставке, чтобы оценить себя самого, сравнить с
самим собой вчерашним, приобрести уверенность для продвижения вперед.
Результативность и практическая значимость определяются перечнем знаний,
умений и навыков, формируемых у обучающихся по данному разделу программы,
уровнем и качеством изготовления творческих работ.

Кадровое обеспечение: занятия в творческом объединении «Аппликация. Азы
мастерства» могут вести педагоги дополнительного образования для детей, имеющие
специальное образование или курсовую подготовку.
Реализацию программы
осуществляет педагог дополнительного образования высшей категории Милостивая
Оксана Геннадьевна.

Список литературы
для педагогов:
1. Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Уроки оригами в школе и дома.- М.: «Аким», 1995г.
2. Вешкина О.Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества.- М.: Эксмо, 2008г.
3.Нагибина М.И. Природные дары для поделок и игры. Популярное пособие для
родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития,1997г.
4. Максимова М.И., Кузьмина М.А. Школа рукоделия, М., 1997г.
5.Интернет ресурсы.

для детей:
1.Новикова И.В., Базулина Л.В. Сто поделок из природных материалов.- Ярославль,
Академия развития, 2004г.
2. Петрова И.М. Волшебные полоски. Ручной труд для самых маленьких. –
СПб.: «Детство- пресс», 2004г.
3.Фигурки из бисера. /Лындина Т.В.- М.: АРТ-РОДНИК, 2010.-268с.

Календарно-тематический план
по программе «Аппликация. Азы мастерства»
на 2022-2023 учебный год
№
п/п
1.

ТЕМА ЗАНЯТИЯ

Дата проведения
05.09/ 07.09

8.
9.
10.

1.Вводное занятие. Инструменты и материалы. 2 ч.
2.Аппликация из природных материалов 8 ч.
Аппликация из манной крупы. Царевна-лебедь.
Аппликация из различных круп. Котёнок.
Правила сбора природного материала. Аппликация «Мир
насекомых»
Понятие «гербарий». Аппликация «Цветы в корзине».
3. Аппликация обрывная 4 ч.
Аппликация из бумажных кусочков. Яблоко.
Аппликация из бумажных комочков. «Овечка с ягненком».
4. Аппликация с элементами оригами. 8 ч.
Аппликация с элементами оригами. Цветы.
Аппликация с элементами оригами. Зайчонок.
Аппликация с элементами оригами. Снежинка.

11.

Модульное оригами. Фоторамка.

14.11/16.11

2.
3.
4
5
6.
7

12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.

12.09/14.09
19.09/21.09
26.09/28.09
03.10/05.10
10.10/12.10
17.10/19.10
24.10/26.10
31.10/02.11
07.11/09.11

5. Аппликация в технике бумажной филиграни. 4ч.
Понятие филигрань. Снежинка.
21.11/23.11
Изготовление фигурок животных из бумажных полос.
28.11/30.11
6. Плетение из бумажных полос. 6ч.
Плетение из бумажных полос. Коврик.
05.12/07.12
Плетение коврика. Аппликация «Птенец в гнезде»
12.12/14.12
Плетение коврика. Аппликация «Черепаха»
19.12/21.12
7. Аппликация из гофрированной бумаги. 4 ч.
Изготовление элементов. Аппликация из крученой бумаги. Цветы. 26.12/28.12
Аппликация Бабочки.
16.01/18.01
8. Аппликация из шерстяных нитей.6 ч.
Аппликация из шерстяных нитей. Инструменты и материалы.
23.01/25.01
Аппликация из нитей. Букет.

20.
21.
22.
23.
24.

25.
26
27
28
29
30
31

32
33
34
35
36

Аппликация из нитей. Улитка.
30.01/01.02
Аппликация из нитей по собственному замыслу.
06.02/08.02
9. Полуобъемная аппликация. 6 ч.
Свойства бумаги, виды. Полуобъемная аппликация. Георгины.
13.02/15.02
Способы вырезания. Полуобъемная аппликация. Розы.
20.02/22.02
Закрепление способов вырезания. Полуобъемная аппликация.
27.02/01.03
Сирень.
10. Аппликация из детских ладошек 2 ч.
Изготовление шаблонов в форме ладошек. Аппликация «Птицы»
06.03/13.03
11. Аппликация из геометрических фигур 6 ч.
Закрепление вырезания по прямым и округлым линиям. Рыбки.
15.03/20.03
Орнамент народов Сибири. Аппликация Посуда.
22.03/27.03
Преобразование геометрических фигур. Город.
29.03/03.04
12.Аппликация из бумаги, сложенной гармошкой 4ч.
Способ складывания гармошкой. Осенние листья.
05.04/10.04
Закрепления способа складывания гармошкой. Мухомор.
12.04/17.04
13.Аппликация из салфеток 2 ч.
Пейп-арт – новое направление работы. Скручивание элементов.
19.04/24.04
Выполнение коллективного панно.
14.Аппликация из морского песка. 4 ч.
Подготовка песка, окраска. Выполнение коллективного панно
26.04/03.05
Подготовка эскиза. Выполнение коллективного панно.
08.05/10.05
15.Праздничные открытки 4 ч.
Изготовление открыток для дедушек и пап.
15.05/17.05
Изготовление открытки для бабушек и мам.
22.05/24.05
16.Итоговое занятие 2 ч.
Проведение диагностики. Организация творческой выставки работ 29.05/31.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».