Живой песок

Самая лучшая игрушка для детей – горстка песка!

Пояснительная записка
«Sand-Art» (песочная анимация) это нетрадиционная техника рисования,
необычайно выразительна и чрезвычайно популярна во всем мире. Чего только стоят
завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на световом столе с
помощью песка художники совершают почти волшебные метаморфозы. Это удивительное
по восприятию зрелище вызывает интерес не только у взрослых, но и у детей. С помощью
света и тени удивительным образом горсть песка можно превратить в тропический лес,
космос, подводный мир, в любого персонажа и многое другое.
Научиться рисовать песком на световом столе может каждый! Рисование песком – это
техника, не требующая специальных навыков. Все, что необходимо для создания
неповторимых песочных картин - это желание рисовать и полет фантазии. А если рисунок не
получился, то это не беда! Для того чтобы изменить изображение, не нужен ластик,
достаточно просто провести пальцем по стеклу. На одной и той же поверхности можно
создавать рисунки бесконечное количество раз.
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа «Живой песок» имеет
художественную направленность, которая является стратегически важным направлением в
развитии и воспитании подрастающего поколения (Б.Н. Неменский). Являясь наиболее
доступным для детей, художественное
творчество на песке обладает необходимой
эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает
развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.
Актуальность и педагогическая целесообразность данной программы состоит в
том, что песочная анимация является новым развивающимся видом искусства,
способствующим гармоничному развитию личности. Большим плюсом песочного рисования
являются уникальные свойства песка – сыпучесть, мягкость, приятная шершавость, которые действуют на человека завораживающе и ребенок избавляется от негативных
эмоций. Рисуя песком, человек входит в легкое медитативное состояние, что дает ему
возможность по–настоящему расслабиться, отдохнуть.
Данный вид арт–искусства подходит всем возрастным категориям, а особенно с
песком любят играть дети. Песочное рисование очень полезно гиперактивным детям. Играя с
песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает различные
изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и художественного
восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается координация движений,
пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью песка отличается от
традиционного не только своими изобразительными свойствами, но и психологическими.
Сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы показать кому-то или
повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это обстоятельство не дает
созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на цель, то есть не
переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного рисования такое
вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради «результата», а
если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к деятельности в целом, у
него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен и передаёт эти крылья
свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на процесс, а не результат,
а именно такая направленность и есть залог развития.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует
развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию

мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же
способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Не
секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Нет ни одного
отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на
стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие
детям.
Современные исследования доказывают, что занимаясь рисованием песком, ребенок
не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие
замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность
находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается
творчески мыслить, анализировать, обогащать. А эти качества нужны любому человеку.
Можно точно сказать, что рисование песком рекомендовано всем возрастам без
исключения – детям и взрослым не только как творческая деятельность, но и как
медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье.
Новизна настоящей программы состоит в том, что рисование песком, позволяет
маленькому художнику, отойдя от предметного изображения, изображения традиционными
материалами, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, даёт свободу, вселяет уверенность
в своих силах. Владея техникой рисования песком, ребенок получает возможность выбора,
что в свою очередь, обеспечивает продуктивной деятельности творческий характер.
Цель: ознакомление учащихся с техникой "пескография", как с одним из
нетрадиционных техник художественной направленности и обучение основным приемам
работы с песком на световом столе.
Задачи:
Обучающие:
-обучить детей технике рисования на песочном столе, освоение работы рисованием пальцем,
ладонью, ребром ладони;
- формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого предмета;
- знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть, рыхлость); тренировка
мелкой моторики рук;
- научить детей использовать базовые приемы создания песочных изображений, точности и
плавности движений, уметь рисовать пальцами обеих рук одновременно.
Развивающие:
- развивать художественно-творческие способности ребенка, самостоятельность, активность,
инициативность в изобразительной деятельности;
- развивать мелкую моторику рук, тактильную чувствительность, познавательную
активность.
Воспитательные:
- воспитывать у детей чувство прекрасного, умение видеть красоту в окружающем мире;
- воспитывать аккуратность при выполнении работы, усидчивость, самостоятельность,
стремление доводить начатое дело до конца.
Режим занятий: Занятия проводятся во второй половине дня. Периодичность - 1 раз в
неделю. Продолжительность занятий 25 минут. Срок реализации данной программы один
год. Количество часов в год – 36.

Формы обучения. Программа предусматривает очную форму обучения. Форма
организации образовательного процесса – групповая. Группа сформирована по возрасту в
количестве 12-15 человек.
Состав группы: Постоянный.
Особенности возрастной группы:
Программа адресована учащимся 5-8 лет и построена с учетом возрастных и
индивидуальных особенностей детей этого дошкольного возраста. Известно, что ребенок
этого возраста особо остро воспринимает красоту окружающего мира и в это время ему
лучше всего прививать художественный вкус посредством занятий искусством. Традиционно
считается, что для такого приобщения ребенка к прекрасному, необходимо купить ему
краски, фломастеры и карандаши, и это действительно правильно, но существует не менее
интересный материал для рисования – песок, который даст дальнейший толчок к
эстетическому развитию ребенка и заставит его мыслить по-новому.

Планируемые результаты:













В результате освоения программы учащиеся будут
знать:
историю возникновения и развития песочной анимации;
технику работы на песочном столе;
технологию работы с различными материалами;
основы анатомии людей и животных;
основы композиции при изображении предметов на столе;
о технологии создания сюжета для песочной анимации;
уметь:
ритмично наносить песком штрихи, линии, пятна;
работать кистью и пальцами обеих рук;
передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции;
регулировать длину замаха руки при создании длинных и коротких линий;
рисовать песком разными техниками, сменять образы на световом столе;
составлять композиции в статике и динамике.

Учебный план:
№
1.
2.
3.

4.
5.
6.

Раздел
Вводное занятие
Пескогрсфия -«Sand-art»
Основные приёмы рисования песком на
световом столе.
3.1. Щепотка
3.2. Песочная струя
3.3. Рисование пальцами
3.4. Рисование ладошкой и пальцами
3.5. Рисование кулачками
3.6. Высекание картин из фона
Тематическое рисование
Итоговая аттестация
Итоговое занятие

Количество часов
Теория
Практика
1
1
1
2

1
1
1
1
1
1

2
2
3
2
4
11
1
-

Всего
1
1
3

3
3
4
2
5
12
1
1

Итого

9

27

36

Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие. Введение в курс образовательной программы детского
объединения «Живой песок».
Тема 2. Пескография - «Sand-art». История пескографии -«Sand-art».
Ознакомление с художественным материалом. Способами засыпания поверхности стола:
просеивание, расхлопывание, дождик, торнадо, волна.
Тема 3. Основные приёмы рисования песком на световом столе.
3.1. Щепотка (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав
кулак, высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).
3.2. Песочная струя
- песчинки попадают в одну точку- круг;
- песочная струя рассыпается зигзагом- волны, чайки…;
- песочная струя рассыпается дугой- холмы, горы…;
- песочная струя рассыпается линией- дороги, дома…;
- песочная струя рассыпается замкнутой линией- воздушные шары, облака…;
- песочная струя рассыпается спиралью - порыв ветра, снежные бури…;
3.3. Рисование пальцами - песок раздвигается пальцами по фону;
3.4. Рисование ладошкой и пальцами- тыльной стороной ладони одной руки и
обеих рук одновременно;
3.5. Рисование кулачками – круговое протирание тыльной стороной кулачка по
фону;
3.6. Высекание картин из фона (лишний фон вокруг центрального образа
отсекается);
4. Тематическое рисование –Открытка «Защитники Родины», «Весенние
цветы»,«Мамин день», « Домашние питомцы» Морской мир «Осьминог» Морской мир
«Рыбка» «Ручеек и кораблик» «Пасхальный заяц» «Космос.Планета земля» «Ракета» «День
победы» «Избушка бабушки Яги».
5.Итоговое занятие. Практический зачёт: Индивидуальная творческая работа.
Анализ итогов конкурса творческих работ учащихся детского объединения.

Календарный учебный график
Раздел/месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Всего

1.Вводное занятие

2.Пескогрсфия «Sand-art»
3.Основные приёмы
рисования песком на
световом столе
3.1. Щепотка
3.2. Песочная струя
3.3. Рисование
пальцами
3.4. Рисование
ладошкой и пальцами
3.5. Рисование
кулачками

1
1

1
1
1

1

3
1

2
3
3

2
2
1

3

4

2

2

3.6. Высекание картин
из фона
4.Тематическое
рисование
5.Итоговая аттестация
6. Итоговое занятие

Всего

2

3
1

2

4

4

5

4

4

5
5

5

4

4

2

12

1

1

1

1

4

36

Оценочные материалы
Формы подведения итогов:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в ходе промежуточной и итоговой аттестаций, путем выполнения творческой
работы учащихся. Основным критерием в оценке композиций, является новое, оригинальное,
придуманное, изобретѐнное и художественно оформленное изображение. Оценка
результатов заключается в анализе детских работ педагогом вместе с детьми в процессе
обучения. В процессе анализа работ особое внимание уделяется положительной динамике.
Критика работ не допускается. Приветствуется составление рассказа ребѐнком о
выполненной работе.
Диагностика проводится к концу года. Умения детей должны расшириться и
совершенствоваться.
Формы аттестации:
- творческая работа;
- практическая работа.
В программе чередуются задания предметного, сюжетного, декоративного рисования
песком, выстраивается их последовательность по принципу нарастания степени сложности
поставленных задач. В каждом задании детям ставится только одна изобразительная задача.
В каждой последующей работе дети используют все приобретенные ранее знания, умения и
навыки.

Методическое обеспечение программы
№

Изучаемый
раздел

Форма занятий

1.

Вводное занятие - Беседа.
-Традиционная.

2.

Пескогрсфия«Sand-art»

- Беседа.
- Традиционная.
- Мастер-класс.

Методы
- Словесный.
- Работа с
литературными
источниками.
- Словесный.
- Работа с
литературными
источниками.
- Наглядный.
- Аудиовизуальный.
- Практическая
деятельность.
- Самостоятельная
работа.

Итог
практической
деятельности
- Собеседование.

- Собеседование.
-Творческая
работа.

3.

Основные
приёмы
рисования
песком на
световом столе

- Беседа.
- Урок-игра.
- Дидактическая
сказка.

4.

Тематическое
рисование.

- Урок-игра.
-Беседа.
-Урок-конкурс.

5.

Итоговое
занятие

- Самоанализ.
- Конкурс.
- Выставка.

- Работа под
руководством
педагога.
- Словесный.
- Работа с
энциклопедической
литературой и
другими
литературными
источниками.
- Наглядный.
- Проблемное
обучение.
- Самостоятельная
работа.
- Диагностика
результативности.
- Практическая
работа.
-Проектный.
- Самостоятельная
работа.
- Диагностика
результативности.
- Собеседование.
- Творческая работа.
-Диагностика
результативности.

- Конкурс
творческих работ.

-Практическая
работа.
-Творческая
работа.

-Анализ итогов
освоения
образовательной
программы.

Программа предусматривает использование дистанционных образовательных
технологий; электронного обучения. Дистанционное обучение по программе имеет свои
особенности, обусловленные тем, что основой преподавания является деятельностное
освоение этой дисциплины, когда на первый план выходит практическая деятельность
учащихся. При традиционном обучении педагог, помимо показа и объяснения, может
принять непосредственное участие в деятельности учащегося (помочь вырезать, сложить,
приклеить и т.д.), а при обучении на расстоянии такой возможности нет.
Поэтому в привычную модель дистанционного о бучения вводится дополнительное звено
«Родитель». Особенно это необходимо на первых порах обучения, когда ребёнок начинает
осваивать информационные ресурсы и Интернет. В процессе практической деятельности
педагог имеет возможность руководить работой учащегося и корректировать её только
словесно.
Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые
подразделяются на следующие виды:
- Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникаций,
позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
процесса. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту, wikiсайт и т. д;

- Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации,
позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и
видеоконференции (чаты), технологии Skype и ZOOM и т.д.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:

видео- и аудио-занятия, лекции, беседы, мастер-классы;

открытые электронные библиотеки, сайты, тесты, викторины по изученным
теоретическим темам;

адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы: чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте, Zoom и т.д.
Условия реализации программы
Программа реализуется только на базе Муниципального казенного дошкольного
образовательного учреждения "Детский сад № 2 г. Нижнеудинск" по адресу: 665102,
Иркутская область, город Нижнеудинск, улица Красноармейская, дом 82.
Кадровое обеспечение: занятия в творческом объединении «Живой песок» могут
вести педагоги дополнительного образования для детей, имеющие специальное образование
или курсовую подготовку. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования высшей категории Милостивая Оксана Геннадьевна












Материально-техническая база
световой стол (планшет) - 12 шт;
кварцевый песок классического песочного цвета (фракция 0,5 мм);
кварцевый песок белого цвета (фракция 0,1 мм);
цветной песок (фракция 0,1 мм);
миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые, здания, транспорт, мебель,
продукты и т.д);
природные объекты (ракушки, камни, ветки, шишки);
подручные материалы (ключи, коктельные трубочки, детали конструктора, кубики,
бижутерия, пуговицы и т.д.);
предметы для работы с песком (совочки, грабельки, сито, мячики массажные, формочки,
воронки, мельницы;
специальные карандаши для песка, гребенки, счетные палочки;
трафареты;
ноутбук.
Особые условия
Противопоказанием к работе песком является аллергия на пыль, кожные заболевания,
порезы на руках и лёгочные заболевания.

Список литературы
для педагога:
1. Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.2013г.
2. Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.
3. Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. СПб.-2001г.
4. Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.-2002г.

5. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.-2000г.
6. Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»,Санкт Петербург,
1997 г.
7. Молева Н.М. «Выдающиеся русские художники-педагоги», М., 1991 г.
8. Неменский Б. М. «Мудрость красоты», М., 1981 г.
9. Исхакова М. С. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая
программа, художественной направленности «Пескография».
Интернет - ресурсы:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
6. http://www.sandproject.ru
7. http://www.jlady.ru/interesno/risovanie-peskom.html
8. http://tobemum.ru/poleznoe/risuem-peskom-na-stekle/
9. http://megapoisk.com/risovanie-peskom-na-stekle-dlja-nachinajuschih
10. http://www.youtube.com/watch?v=BleM...feature=related
11. http://yerevan.ru/2013/02/13/pesochnaya
для детей и родителей:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочнаяигротерапия
– СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
3. ЗейцМариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.:ИНТ, 2010г.
4. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. –
М.,1987г.
6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном
искусстве. – М.,1983г.
8. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.–
М., 1981г.
9. Программно – методические материалы. Изобразительное искусство.Сост.
В.С.Кузин.

Календарно-тематический план
по программе «Живой песок»
на 2022-2023 учебный год
№ п/п
занятия
1.

2.
3.

Тема занятия
1. Вводное занятие (1ч)
Знакомство с группой, с правилами поведения на занятиях, с
программой творческого объединения. Входящая диагностика.
2. Пескография – «Sand-art» (1ч)
«Здравствуй песочная страна»
3.Основные приёмы рисования песком на световом
столе(20ч)«Здравствуй, песок!» (создание фона)

Дата
проведения
02.09

09.09
16.09

4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.
34.
35.
36.

3.1 Щепотка

23.09

3.2 Песочная струя

30.09
07.10

«Пятнышки»
«Кучки. Насыпушки»
«Холмы, горы. Облака»
«Дорожка к домику»
«Воздушные шары»
3.3 Рисование пальцами
«Завитушки- завитки»
«Улитка. Гусеница»
« Дерево»
3.4 Рисование ладошками и пальцами
«Необыкновенные следы и отпечатки»
«Снеговик»
«Снежинки. Снежные узоры»
«Новогодняя ѐлочка»
3.5 Рисование кулочками
«Грозовые тучи. Дождь»
«Колобок»
3.6 Высекание картин из фона
«Листья»
«Кувшин с молоком»
«Заячья избушка»
«Цветочный букет»
«Фрукты»
4.Тематическое рисование (12ч)
Открытка «Защитники Родины»
«Весенние цветы»
«Мамин день»
« Домашние питомцы»
Морской мир «Осьминог»
Морской мир «Рыбка»
«Ручеек и кораблик»
«Пасхальный заяц»
«Космос. Планета земля»
«Ракета»
«День победы»
«Избушка бабушки Яги»
5. Итоговая аттестация (1ч)
Индивидуальная творческая работа.
6. Итоговое занятие (1ч)
Подведение итогов конкурса

14.10
21.10
28.10
11.11
18.11
25.11
02.12
09.12
16.12
23.12
30.12
20.01
27.01
03.02
10.02
17.02
24.02
03.03
10.03
17.03
24.03
31.03
07.04
14.04
21.04
28.04
05.05
12.05
19.05
26.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».