Волшебная ленточка

Пояснительная записка.
Практически каждая представительница прекрасного пола рано или поздно сталкивается с
проблемой того, как разнообразить свой повседневный быт. С одеждой, к примеру, все
просто и понятно – достаточно приобрести модную эффектную обновку, и вопрос решается
сам собой. Совсем другое дело – прическа, ведь ее достаточно сложно менять так же часто,
как наряды. Палочкой-выручалочкой в выполнении столь непростой задачи выступает
канзаши. Канзаши – это оригинальные украшения для волос, пришедшие к нам от
изысканных миниатюрных японок. История украшения уходит в прошлое японской моды
примерно на четыре века назад. Именно в то время японки отдавали предпочтение сложным
прическам, сооружая их с помощью эффектно оформленных шпилек и гребней. Это и были
первые канзаши. Конечно, техника «Канзаши» со временем несколько изменилась. В наши
дни многие делают работы своими руками из доступных материалов, и даже современная
японская техника канзаши допускает выполнение этих замечательных украшений из
обычной пластмассы и ткани. В современное время канзаши – это и заколки, и шпильки, и
гребни незабываемой красоты. Можно купить готовые изделия, можно заказать у
профессионала эксклюзивную работу, а можно выполнить работу в технике канзаши и
создать свое уникальное украшение. Сейчас чрезвычайно модны всевозможные изделия
ручной работы, выполненные в этой технике. Такие изделия, будут замечательным подарком
для любой барышни. Заколки, броши, панно, выполненные в технике «Канзаши», подарят
изюминку любому наряду и интерьеру
Программа «Волшебная ленточка» является дополнительной общеразвивающей
программой, разработанной на основе следующей литературы:
- Элби Боокс. Японское искусство канзаши.- Москва,2013.,
- Курандина Наталья. Цветы из ткани. Феникс.– Москва, 2013 г.,
Публикация
«Канзаши»
–
искусство
шелкового
цветка.
http://www.pandia.ru/text/77/482/89934.php.,
- Шорохов Е.В. Основы композиции. Просвещение, - М.; 2005 г.
-Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области. //Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская.Иркутск. – 2016.-С.21
Направленность программы: художественная.
Актуальность программы. Учитывая практическую значимость, с целью развития
творческих способностей школьников на основе внеклассной работы, использование
техники «Канзаши» является актуальной. Канзаши способствует гармоничному развитию
школьников, восприятию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств.
Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам, удовлетворяют их тягу к знаниям,
развивают художественные и творческие способности, формируют предпрофильную
ориентацию. Взяв в руки квадрат из атласной ленты, сделав первый лепесток, учащиеся
испытывают радостное изумление, обнаруживая, что они могут сделать вещи, казавшиеся
ранее нерукотворными. Школьники становятся участниками увлекательного процесса:
создания полезных и красивых изделий, что способствует формированию эстетического
вкуса, а также психологической и практической подготовке к труду и выбору профессии.
Главный смысл программы – это связь искусства с жизнью человека, его роль в
повседневном бытии. Курс программы тесно связан с изучением народного творчества,
культурой и традициями японского
народа. Знакомство с новыми материалами,
современными техниками рукоделия помогает детям применить полученные знания и
умения в повседневной жизни, создавать вещи призванные украсить нашу повседневную
жизнь, создать свой неповторимый подарок для дорогого ребенку человека.
Канзаши, как изучение и анализ художественной обработки ткани, позволяет
разнообразить практические задания, использовать свойства шелковых тканей в получении
новых видов изделий в условиях внеклассной работы с целью развития креативных
способностей у учащихся. Техника «Канзаши» способствует гармоничному развитию

учащихся, восприятию у них трудолюбия, коллективизма, высоких нравственных качеств.
Эти занятия отвечают духовным запросам и интересам, удовлетворяют их тягу к знаниям,
развивают художественные и творческие способности. Взяв в руки квадрат из атласной
ленты, сделав первый лепесток, учащиеся испытывают радостное изумление, обнаруживая,
что они могут сделать вещи, казавшиеся ранее нерукотворными. Школьники становятся
участниками увлекательного процесса, создание полезных и красивых изделий. Декоративно
– прикладное искусство, как никакой другой вид учебно-творческой работы школьников,
позволяет одновременно с раскрытием огромной духовной ценности изделий,
формированием эстетического вкуса вооружать учащихся навыками, вести психологическую
и практическую подготовку к труду, к выбору профессии.
Результат занятий не только конкретный - поделки, но и невидимый для глаз - развитие
тонкой наблюдательности, пространственного воображения, нестандартного мышления,
эстетического вкуса.
Ценности, на которых построена программа:
 самоопределение учащихся;
 творческое развитие личности,
 совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром;
 нахождение каждым ребенком своего места в этом мире.
Отличительной особенностью программы «Волшебная ленточка» является новый взгляд
на декоративно – прикладное искусство, которое рассматривается, как особая духовная
сфера, объединяющая в себе эстетический, художественный, нравственный опыт народа
Япония, единство народного и профессионально – художественного искусства.
Программа составлена с учётом современных педагогических подходов.
Содержательно – деятельностный подход помогает включить обучающихся в учебную и
художественную деятельность, в которой учитываются интересы детей к декоративным
видам деятельности и ориентирует их на положительный результат. Обучающиеся
знакомятся с многообразием работ из атласной ленты, различными видами техник
изготовления лепестков, осваивают различные способы обработки застежки и изнаночной
стороны работы.
Личностно-ориентируемый подход способствует формированию личности ребёнка.
Программа построена с учётом интересов обучающихся, мотивации успешности его
деятельности, с опорой на комфортную атмосферу во время проведения занятий,
стимулирующую творческую активность личности. Это помогает личности
самоопределиться, способствует адаптации в современном мире и ориентации в
современном пространстве культуры и искусства японского народа.
Ценностно – ориентационная деятельность способствует обогащению зрительной
памяти и активизации образного мышления, которые являются основой творческой
деятельности.
Программа разработана в соответствии с творческими и возрастными возможностями
детей. Изучение материала происходит от простого к сложному, от краткого повторения
до изучения более сложных тем, по мере готовности каждого обучающегося к
дальнейшему освоению материала.
Данная программа предусматривает работу с одаренными детьми, где задания
подбираются каждому обучающемуся индивидуально.
Адресат программы. Программа рассчитана на девочек 9-14 лет (3-8 кл.), проявляющих
достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой
деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических
работ. На обучение по данной программе принимаются дети, не имеющие проблем со
здоровьем и без ограничений по состоянию здоровья.
Срок освоения программы: 1 год
Уровень программы: базовый

Объем программы: 72 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю 2 часа.
Цель программы: формирование практических навыков выполнения различных
сувениров в технике «Канзаши».
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:
 приобретение общих представлений о материалах и проектной работе;
 усвоение элементарных знаний в области материаловедения, технологии обработки
материалов;
 изготовление поделок и сувениров из различного материала;
 правильное использование цветовой гаммы;
 формирование у учащихся способности к планированию;
 выработка адекватной самооценки;
 приобщение к общечеловеческим ценностям;
 помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
 воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и
желания ее создавать);
 воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный
труд;
 развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
 совершенствование интеллектуального потенциала личности;
 развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
 помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством, и их
популяризацией.
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные,
практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией
пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место
на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после
объяснения теоретического материала.
При составлении программы учитывались психофизиологические, моторнодвигательные, социально-психологические особенности школьников:

недостаточный уровень развития мелкой моторики, координации движения рук;

несформированность пространственной ориентации, зрительного восприятия;

недостаточность зрительно-двигательной координации;

слабая произвольная деятельность;

низкие интеллектуальные способности.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки
детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родных и
близких, друзей, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных
мероприятий, изготовление изделий для декорирования интерьера собственного дома.
В процессе творческо-познавательной деятельности обучающиеся
изучают,
систематизируют и самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают
конспекты, схемы, таблицы, готовые изделия и т.д.

Планируемые результаты
К концу года учащиеся должны
знать:
 название изученных материалов и инструментов, их назначение;

 правила безопасности труда и личной гигиены при работе с колющими и
режущими инструментами;
 правила планирования и организации труда;
 способы и приемы обработки различных материалов, предусмотренных
программой творческого объединения.
уметь:
 правильно использовать инструменты в работе;
 строго соблюдать правила безопасности труда;
 самостоятельно планировать и организовывать свой труд;
 самостоятельно изготовлять изделие (по рисунку, эскизу, схеме, замыслу);
 экономно и рационально расходовать материалы;
 контролировать правильность выполнения работы.

Учебный план
№

Тема

I. Вводное
1
занятие.
.
II. Инструменты и материалы. Историческая
справка.
III. Основные
2
приемы складывания ленты.
IV. Цветы.
3
3.1. Цветы из атласных лент
3.2. Цветы из ткани
V. Праздничная
4
карусель
VI. Насекомые,
5
животные из атласных лент.
VII. Украшения.
6
Аксессуары
VIII. Картины
7
и панно с использованием заготовок.
.
IX. Предметы
8
интерьера по выбору учащихся.
Творческий
.
проект.
X. Итоговое
9
занятие.
.
Итого:

Кол-во часов
теория
практика
1
1

Всего
2

1

1

2

1

7

8

1
1
1
1
1
1

7
3
13
5
7
7

8
4
14
6
8
8

1

9

10

2
11

2
61

72

Содержание программы:
ТемаI. Вводное занятие(2ч.)
Вводное занятие. Знакомство с работой объединения, его программой и задачами.
Родительское собрание.
Тема II. Инструменты и материалы. Историческая справка. (2ч.)
История появления канзаши. Техника безопасности при работе с разными инструментами
Знакомство с материалами и инструментами. Нарезка заготовок из тканей и лент для
изготовления цветов.
Тема II. Основные приемы складывания ленты. (8ч.)
Разновидность форм лепестков, листиков. Основные приемы выполнения. (Острый
лепесток, круглый лепесток, вывернутый, закрученный, лепесток из узкой ленты и т.д).
Способы сборки заготовок в единое целое. Способы комбинирования круглого, острого
лепестка, их соединение. Выполнение листиков уз ленты 2,5 см и 5 см
Практическая работа: Выполнение образцов. Оформление изнанки цветка.
Тема III. Цветы.
3.1 Цветы из атласных лент (8ч.)

Выполнение цветов различной формы, различных по способу изготовлению одного и того
же вида. Выполнение цветов: роза – 3 способа изготовления с учетом ширины ленты.
Сборка лепестка розы из квадрата 5х5 и прямоугольника 4х8. Изготовление листа.
Техника безопасности. Способы склеивания лепестков. Использование собранного цветка
для украшения заколки или резинки. Использование атласной ленты шириной 2,5 см. и
1см. для сборки цветов: георгин, мак, хризантема. Способы крепления цветков на заколки
и другие аксессуары. Подборка цветов для наилучшего сочетания в собранном изделии.
Практическая работа: Изготовление заготовок, сборка, оформление работы, создание
композиции из готовых цветов.
3.2. Цветы из ткани (4ч.)
Выполнение цветов: 1 способ - роза из кружков, 2 способ – роза из полосок ткани,
раскроенной под углом 45 градусов, лотосы.
Практическая работа: Изготовление заготовок, сборка, оформление работы.
Тема IV. Праздничная карусель. (14ч.)
Теоретические сведения. Техника выполнения серединки, лепестков, листьев. Анализ
моделей. Зарисовка схем. Подбор материалов. Сбор отдельных деталей. Выбор изделия.
Разбор схемы. Подбор материалов и цветового сочетания. Оформление
подарка.Практическая работа: Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка
букетов цветов. Оформление работ. Выполнение сувениров и подарков ко Дню Святого
Валентина, к 23 февраля, к 8 Марта.
Тема V. Насекомые, животные из атласных лент(6ч.)
Изготовление заготовок и сборка их.
Практическая работа: Выполнение работ: бабочка, стрекоза, лягушонок, лошадка, рыбка,
мышонок, цыпленок.
Тема VI. Украшения. Аксессуары. (8ч.)
Американский бантик, брошь, галстук-брошь, ожерелье. Практическая работа:
Выполнение заготовок и сборка их по эскизу изделия. Оформление изнаночной стороны.
Подбор ленты по цвету и сочетанию между собой.
Тема VII. Картины и панно с использованием заготовок(8ч)
Зарисовка будущей картины. Подбор материалов и цветового решения.
Практическая работа: Выполнение заготовок. Составление композиции и конечное
оформление работы.
Тема VIII. Предметы интерьера. Творческий проект(10.)
Парящая чашка «Цветочный водопад» - изготовление цветов, формирование каркаса,
оплетение малярным скотчем, соединение блюдца и чашки между собой. Оформление
композиции. Топиарий – дерево счастья. Шкатулка для украшений. Корзина с цветами.
Изготовление корзины из куска мыла и булавок.
Изготовление предметов интерьера на выбор из предложенных тем.
Практическая работа: Написание проекта на данную тему.
Тема IX. Итоговое занятие(2ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки,
подведение итогов работы за учебный год.

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел/
месяц
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6

Сентябрь

2
2

Октябрь

6
2

Ноябрь

8

Декабрь

2
8

Январь

6
2

Февраль

4
4

Март

4

Апрель

Май

Всего

2
8
12
14
6
8

Тема 7
Тема 8
Тема 9
Всего

6

4

8

8

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

10

8

8

10

2
6
8

6
2
8

8
12
2
72

1.09.2022 – 31.05.2023
34 недели (273 дня)
18 недели (122 дня)
16 недель (151 день)
4-я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023 – 1.09.2023

Оценочные материалы
Мониторинг образовательной деятельности
В течение периода обучения осуществляются следующие виды контроля:
- начальный контроль, используется с целью выявления знаний и умений при поступлении
в творческое объединение;
- текущий контроль проводится на каждом занятии с целью проверки уровня усвоения
данного материала и овладения практическими навыками;
- итоговый контроль проводится по окончании курса обучения.
Отслеживание результативности работы по данной программе осуществляется через
наблюдение за активностью обучающихся на занятиях, анализ продуктивности
индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Творческий рост учащихся определяется по следующим критериям оценки:
- оригинальность идеи;
- исполнительское мастерство;
- интересное цветовое решение;
- использование народных традиций;
- новаторство и современность.
Итоговая аттестация учащихся
Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением «О формах,
периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся»
(утверждено приказом № 57 от 02.09.2013 г.).
Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации проводится в форме теста,
который включает теорию и практическую часть.
В конце года ребята готовят и защищают творческий проект по предложенным
темам.
Вопросы для проведения итоговой аттестации по программе «Волшебная ленточка»
1. Что такое канзаши?
2. Как переводится слова tsumami? Что оно означает?
3. Виды лент, используемые в изготовлении канзаши?
4. Какие материалы использовали мастера тех лет при изготовлении канзаши?
5. Были ли у японок предпочтения в цветовой гамме в канзаши?
6. Что можно было узнать о японской женщине, глядя на ее прическу 400 лет назад?
7. Перечислите основные виды лепестков используемые в канзаши?
Ответы на вопросы по программе «Волшебная ленточка»
1. Канзаши – это оригинальные украшения для волос, пришедшие к нам от
изысканных миниатюрных японок.

2. Tsumami(складывание), так называется техника изготовления канзаши.
3. Атласная, репсовая.
4. Японские мастерицы при изготовлении канзаши использовали шелковую ткань и
рисовый клей.
5. Были, они носили сезонные канзаши, которые повторяют природное цветение
растений в разные времена года, поэтому они отличались по цвету.
6. Глядя на женскую прическу, можно было сказать, к какому социальному классу
принадлежит женщина, была ли она в браке или одинока, ее возраст и, даже
сколько у нее детей.
7. Острый и круглый.
Уважаемые учащиеся!
Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно ознакомиться
с инструкцией:
1.
Прежде чем ответить на вопрос, прочитайте его внимательно и впишите
правильный, на Ваш взгляд, ответ (ответы).
2.
Время на выполнение теста – 25 минут.
3.
За каждый верный ответ Вы получите 5 баллов, за неправильный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 35.
Желаю удачи!

КАРТОЧКА № 1
Выполнить два цветка из двойных острых лепестков и круглых лепестков.
Время на практическую часть составляет 40 минут.
При оценивании работы будет учитываться следующие критерии:
1. аккуратность в выполнении заготовок и в сборке цветка либо аксессуара;
2. соответствие выполненного изделия с заявленным заданием по карточке;
3. качество изнаночной стороны работы;
4. эстетический вид в целом в готовом изделии.

КАРТОЧКА № 2
Выполнить два цветка из двойных круглых лепестков и острых лепестков.
Время на практическую часть составляет 40 минут.
При оценивании работы будет учитываться следующие критерии:
1. аккуратность в выполнении заготовок и в сборке цветка либо аксессуара;
2. соответствие выполненного изделия с заявленным заданием по карточке;
3. качество изнаночной стороны работы;
4. эстетический вид в целом в готовом изделии.

КАРТОЧКА № 3

Выполнить цветок «Хризантема».
Время на практическую часть составляет 40 минут.
При оценивании работы будет учитываться следующие критерии:
1. аккуратность в выполнении заготовок и в сборке цветка либо аксессуара;
2. соответствие выполненного изделия с заявленным заданием по карточке;
3. качество изнаночной стороны работы;
4. эстетический вид в целом в готовом изделии.

КАРТОЧКА № 4
Выполнить цветок «Георгин».
Время на практическую часть составляет 40 минут.
При оценивании работы будет учитываться следующие критерии:
1. аккуратность в выполнении заготовок и в сборке цветка либо аксессуара;
2. соответствие выполненного изделия с заявленным заданием по карточке;
3. качество изнаночной стороны работы;
4. эстетический вид в целом в готовом изделии.

КАРТОЧКА № 5
Выполнить цветок «Роза» 1 способом – склеенная
Время на практическую часть составляет 40 минут.
При оценивании работы будет учитываться следующие критерии:
1. аккуратность в выполнении заготовок и в сборке цветка либо аксессуара;
2. соответствие выполненного изделия с заявленным заданием по карточке;
3. качество изнаночной стороны работы;
4. эстетический вид в целом в готовом изделии.

КАРТОЧКА № 6
Выполнить цветок «Роза» 2 способом – сшивная
Время на практическую часть составляет 40 минут.
При оценивании работы будет учитываться следующие критерии:
1. аккуратность в выполнении заготовок и в сборке цветка либо аксессуара;
2. соответствие выполненного изделия с заявленным заданием по карточке;
3. качество изнаночной стороны работы;
4. эстетический вид в целом в готовом изделии.

КАРТОЧКА № 7

Выполнить цветок «Мак»
Время на практическую часть составляет 40 минут.
При оценивании работы будет учитываться следующие критерии:
1. аккуратность в выполнении заготовок и в сборке цветка либо аксессуара;
2. соответствие выполненного изделия с заявленным заданием по карточке;
3. качество изнаночной стороны работы;
4. эстетический вид в целом в готовом изделии.

КАРТОЧКА № 8
Выполнить брошь, используя лента 1,2см.
Время на практическую часть составляет 40 минут.
При оценивании работы будет учитываться следующие критерии:
1. аккуратность в выполнении заготовок и в сборке цветка либо аксессуара;
2. соответствие выполненного изделия с заявленным заданием по карточке;
3. качество изнаночной стороны работы;
4. эстетический вид в целом в готовом изделии.

КАРТОЧКА № 9
Выполнить американский бантик.
Время на практическую часть составляет 40 минут.
При оценивании работы будет учитываться следующие критерии:
1. аккуратность в выполнении заготовок и в сборке цветка либо аксессуара;
2. соответствие выполненного изделия с заявленным заданием по карточке;
3. качество изнаночной стороны работы;
4. эстетический вид в целом в готовом изделии.

Вопросы для проведения промежуточной аттестации учащихся:
Канзаши, которые относят к так называемому «порхающему» стилю – это канзаши с
металлическими подвесками, прикрепленными посредством колец к основе
украшения.
(бира-бира)
2. Это канзаши, которые состоят из шпильки-заколки и чехла для нее. Изготавливаются из
черепашьего панциря, керамики или металла.
(когаи – канзаши)
3. Это острые длинные шпильки канзаши с декоративным шариком, расположенным возле
треугольного или слегка загнутого конца шпильки.
(тама-канзаши)
4. Это украшения для волос, созданные из маленьких квадратов шелка, которые
сворачиваются в лепестки, используя технику цумами.
(цумами – канзаши)
1.

5.Канзаши часто делают из черепахового панциря и лакированного дерева в виде гребня,
украшают жемчугом и перламутром, золотой фольгой
(куси-канзаши)
6. Ткань с очень блестящей поверхностью особого типа переплетения. Ткань гладкая, как
подкладочная. На Руси известна с XV века. (атлас)
7. Его нить получают из коконов тутового шелкопряда. (шелк)
8. Очень тонкая и лёгкая шёлковая ткань из туго скрученных нитей, чем достигается её
прозрачность. В качестве волокна также может быть использован полиамид. (органза)
9.Ткань с очень блестящей поверхностью особого типа переплетения. (шифон)
10. Маленькие декоративные объекты с отверстием для нанизывания на нитку, леску или
проволоку. (бисер)

Методические материалы
Методические рекомендации
Канзаши - это довольно интересный вид рукоделия, который сейчас пользуется
популярностью среди большинства женщин и даже маленьких леди. Научиться самому
технике канзаши не трудно, нужно только запастись терпением. Этот вид рукоделия
увлекает и требует усидчивости. Для мотивации участников образовательного процесса
необходимо использовать наглядность: технологические карты, эскизы, разработки,
различные образцы, слайды, презентации.
При работес атласной лентой можно придать удивительную форму и объем
лепестку, используя различные способы и приемы при складывание ленты.
Программа адресована всем желающим (взрослым), которые имеют активное
эстетическое отношение к действительности, ценят народное и современное
художественное творчество, хотят выразить свои жизненные представления через
различные виды декоративно-прикладного искусства. Для достижения прогнозируемого
результата при реализации программы целесообразно организовать работу в группах
численностью 10 - 15 человек.
Для занятий потребуется светлое, легко проветриваемое помещение, что очень
важно, так как занятия предполагают работу со свечой. На рабочем столе должны лежать
только самые необходимые материалы и инструменты.
На занятиях используются такие формы организации образовательного процесса
как: фронтальные, групповые, индивидуальные.
Используются различные методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией пособий,
иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место на занятиях
отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения
теоретического материала.
При работе на занятии следует придерживаться общедидактических
принципов: доступности, наглядности, последовательности.
На начальном этапе необходимо учащимся рассказать о истории возрождения
канзаши— украшения для волос, используемые в традиционных китайских и японских
прическах.
Примерно 400 лет назад в Японии изменился стиль женской прически: женщины
перестали причесывать волосы в традиционной форме taregami, а длинные прямые волосы
стали укладывать в затейливые и причудливые формы — nihongami. Для укладки волос
использовали различные предметы — шпильки, палочки, гребни. Именно тогда простая
расческа-гребень превращается в изящный необыкновенной красоты аксессуар, который
становится настоящим произведением искусства. Глядя на женскую прическу, можно
было сказать, к какому социальному классу принадлежит женщина, была ли она в браке
или одинока, ее возраст и, даже, сколько у нее детей. Таким образом, украшения для
волос стали играть очень важную роль в гардеробе японской женщины. Зачастую затраты
на украшение волос превышали стоимость самого дорогого расшитого шелкового кимоно.

До начала современной эпохи декоративные гребни и шпильки, известные под общим
именем канзаши, были важной частью японской моды и социальной культуры.
В настоящее время канзаши чаще всего носят невесты и те, кто надевает кимоно, или
люди, связанные с кимоно по роду своей деятельности — такие как гейши или знатоки
японских традиций, на японской чайной церемонии и во время создания икебаны.
Особое место среди канзаши занимают Hanakanzashi — цветочные украшения:
шпильки, заколки, палочки и гребни с шелковыми цветами. Они создаются японскими
мастерами из квадратов шелка техникой, известной как tsumami(складывание). Каждый
квадрат ткани, свернутый при помощи щипцов, превращается в один лепесток цветка.
Они присоединяются к основе, чтобы создать целые цветы, или собираются с помощью
шелковой нити, чтобы получилась последовательность цветов. Сезонные канзаши
повторяют природное цветение растений в разные времена года. Это относится прежде
всего к гейшам — именно они носят канзаши почти постоянно и вынуждены обращать
внимание на смену сезонов. Так как майко носят гораздо больше канзаши, чем старшие
гейши, сезонные изменения наиболее ярко прослеживаются в их украшениях.
Перейдя от истории к современности, необходимо сказать, что сейчас вновь наблюдается
повышенный интерес к возрождению традиций канзаши среди молодых японских
женщин, которые желают добавить изящности и элегантности своим прическам.
Но и наши советские женщины не отстают от японских, особенно любители
рукоделия:
они открывают для себя различные возможности работы с этим материалом, которому
можно придать любую форму и украсить бусинами или стразами. Изделия из ленты
выглядят оригинально, приемы работы просты и предоставляют безграничные
возможности для творческого самовыражения. Существует один недостаток при работе с
лентой, её срез имеет свойства осыпаться и распускаться, поэтому требует обязательного
оплавления среза или обжига выжигателем, (способ обработки зависит от вида лепестка),
для сохранения эстетического вида будущего изделия.
Чтобы достичь хороших результатов в этом виде творчества, необходимо с первых шагов
приучить себя к аккуратности, быть внимательным и запастись терпением.
Далее, следует познакомить учащихся с оборудованием и материалами, которые
потребуются для практической работы.
На первых практических занятиях учащиеся под руководством педагога
выполняют основные два вида лепестков. При изготовлении лепестка, следует обратить
внимание на технику безопасности при работе с огнем, а при сборке цветка на основу,
следует обратить внимание на технику безопасности при работе с горячим клеевым
пистолетом.
При работе с мелкими деталями развивается мелкая моторика и мускулатура рук,
глазомер, координация движений.
Большое значение имеет декоративное оформление готового изделия. Здесь
следует говорить ученикам, что в основе любого произведения искусства лежит
художественная идея. Отталкиваясь от идеи, нужно тщательно продумывать композицию
будущей работы.
Необходимо отметить, что канзаши – используется не только как заколки и гребни,
так же мастера используют их как украшения при создании какого либо изделия
(например: топиарий, панно, парящая чаша и т.д.)
При выполнении творческой работы необходимо охарактеризовать все стадии
работы над изделием: формирование идеи, зарисовка эскизов изделия, подбор материалов,
выполнение заготовок. Необходимо учитывать, что художественные способности у всех
людей различны. Поэтому вполне допустимо использование уже готовых рисунков, идей.
Задания в программе могут быть разными по сложности, могут быть адаптированы
к способностям взрослых людей, построены с учетом их интересов, возможностей и
предпочтений. Педагог должен способствовать творческой активности учащихся при

воплощении ими собственных творческих замыслов. На последнем занятии
рекомендуется провести выставку творческих работ и их обсуждение.
Особо следует обратить внимание учащихся на то, что индивидуальное творчество
может быть профессиональным и реализовываться через возможности малого бизнеса.
Разнообразию содержания дополнительного образования соответствует разнообразие
организационных форм, основанных на общении, диалоге педагога и воспитанников,
развитии их творческих способностей.
В данной программе запланированы различные формы организации деятельности детей. К
ним относятся и традиционные, принятые в системе общего, среднего образования
(беседа, дискуссия, учебная игра). Активные способы освоения детьми образовательной
программы: презентация, защита проекта, «открытый урок». Основное место на занятиях
отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после объяснения
теоретического материала. Работы обучающихся выставляются на выставках Дома
детского творчества. Обучающиеся принимают участие в различных конкурсах
декоративно- прикладного творчества, ярмарках, выставках.
Программа предусматривает использование дистанционных образовательных
технологий; электронного обучения. Дистанционное обучение по программе имеет свои
особенности, обусловленные тем, что основой преподавания является деятельностное
освоение этой дисциплины, когда на первый план выходит практическая деятельность
учащихся. При традиционном обучении педагог, помимо показа и объяснения, может
принять непосредственное участие в деятельности учащегося (помочь вырезать, сложить,
приклеить и т.д.), а при обучении на расстоянии такой возможности нет.
Поэтому в привычную модель дистанционного обучения вводится дополнительное
звено «Родитель». Особенно это необходимо на первых порах обучения, когда ребёнок
начинает осваивать информационные ресурсы и Интернет. В процессе практической
деятельности педагог имеет возможность руководить работой учащегося и
корректировать её только словесно.
Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые
подразделяются на следующие виды:
- Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникаций,
позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
процесса. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту,
wiki- сайт и т. д;
- Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации,
позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и
видеоконференции (чаты), технологии Skype и ZOOM и т.д.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:

видео- и аудио-занятия, лекции, беседы, мастер-классы;

открытые электронные библиотеки, сайты, тесты, викторины по изученным
теоретическим темам;

адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы: чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте, Zoom и т.д.

Конспект занятия
Тема: «Складывание атласной ленты».
Цель: обучение складыванию атласной ленты в технике «канзаши».
Задачи:
1. Обучить складыванию атласной ленты в технике «канзаши»: изделие «Бабочка»;
2. Развивать абстрактное мышление, умение концентрировать внимание, мелкую моторику,
координацию движения рук;
3. Воспитывать у обучающихся чувство прекрасного и развивать художественный вкус.
Методы и приемы обучения: моделирование, рассказ с презентацией, видео-урок,
учебный диалог, рефлексия.
Материалы и оборудование: ленты розового и черного цвета (5 см х 5 см), иглы,
булавки, ножницы, игольницы, презентация.
Этапы занятия:
 Организационный момент
 Вводная беседа, актуализация темы занятия
 Основная часть занятия – мотивация, проблемная ситуация
 Практическая работа
 Подведение итогов занятия
Организационный момент
-Добрый день. Я рада снова видеть вас на занятии, настроение у всех отличное? Отлично!
Проверяю готовность воспитанников к занятию (отмечаю отсутствующих, назначаю
дежурных).
Вводная беседа, актуализация темы занятия
- Сегодня на нашем занятии мы будем изучать новую технику складывания атласных лент
«канзаши». Мы постараемся с вами изготовить «Бабочку».
- Канзаши – это оригинальные украшения для волос, пришедшие к нам от изысканных
миниатюрных японок. История украшения уходит в прошлое японской моды примерно на
четыре века назад. Именно в то время японки отдавали предпочтение сложным
прическам, сооружая их с помощью эффектно оформленных шпилек и гребней. Это и
были первые «канзаши».
Параллельно рассказу идет показ презентации.
- В наши дни «канзаши» – это и заколки, и шпильки, и гребни, иными словами все, что
делает даже самую простую прическу незабываемой. Очень популярны цветы из ткани:
роза, хризантема, ирис, ромашка – выбор огромный. Очень легко подобрать
понравившийся цветок или, задействовав творческий потенциал, придумать свой
собственный цветок, возможно не существующий на земле, но очень красивый.
Показ видео-урока.
- Итак, мы посмотрели, как выполняется техника «канзаши» в Японии.
- Приступим к работе и вспомним технику безопасности: как передавать ножницы?
(передавать кольцами вперед); где хранить иглы вне работы? (в игольнице); нельзя
вкалывать иголку в одежду и другие предметы. Всегда проверяем количество игл перед
работой и по окончании работы.
Практическая работа
- Для выполнения данной работы нам понадобятся: ленты розового и черного цвета
шириной 5см, длиной по 5 см, иглы, ножницы, булавки, игольницы.
Показываю готовое изделие (слайд).

- И так приступим к работе.
Нам понадобятся восемь одинаковых квадратов двух цветов — в нашем случае четыре
черных квадрата и четыре розовых. Широкие крылышки (нижние) у бабочки
выполняются следующим образом: аккуратно однократно сгибаем розовый квадрат так,
чтобы получился треугольник.
Аналогичным образом складываем вдвое и черный квадрат, а сверху помещаем уже
сложенный розовый квадрат таким образом, чтобы диагональ нижнего черного
треугольника чуть-чуть выглядывала из-под верхнего (розового) треугольника – примерно
на 1 мм, больше не надо.
Следующий шаг – сгибаем острые углы треугольников к вершине. Теперь наша деталь
приняла форму ромба, у которого надо боковые углы вывернуть на изнаночную сторону.
На этом шаге складываем лепесток, при этом элемент черного цвета должен находиться
внутри детали.
- А сейчас откладываем в сторону наши крылышки и сделаем небольшую паузу, чтобы
отдохнуть.
Оздоровительно-динамическая пауза.
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (встали и потянулись)
Больше спать не захотел (делаем шаги на месте)
Шевельнулся, потянулся, (шагаем и поднимаем руки вверх)
Взвился вверх и полетел (остановились и машем руками)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется (покружились вокруг себя)
- Молодцы, продолжаем работу. Приступаем к изготовлению тонких крылышек, т.е.
верхних делаются они немного иначе: берем розовый квадрат и дважды сгибаем его
вдвое. Затем в точности также сгибаем до треугольника черный квадрат. Помещаем
розовый треугольник на черный таким образом, чтобы черный примерно на 1 мм был
виден из-под черного. Полученный двуцветный треугольник вновь складываем вдвое.
Бережно разворачиваем полученную деталь. Первое верхнее крылышко готово! Таким же
образом делаем второе крыло бабочки.
- С помощью крепкой нитки и иглы соединяем два верхних и два нижних крылышка в
такой последовательности: то есть по порядку: нижнее – верхнее – верхнее – нижнее.
Затем «закольцовываем» детали. После моделируем «тело» бабочки – наиболее
выигрышно смотрятся бусины.
- Последний штрих – усики бабочки. Их можно сделать из бисера или стекляруса, а за
основу взять леску, нитку или тонкую проволоку.
- Мы закончили нашу работу, давайте посмотрим, что у нас получилось. (Обсуждение
работы обучающихся, поощрение детей за аккуратность и умение).
Подведение итогов
Рассматриваем и обсуждаем готовую поделку:
- в какой технике выполнено изделие?
- где зародилась эта техника?
- какие материалы использовались?
- какой декор?

Далее провожу рефлексию в игровой форме. Для этого потребуется большая яркая
бабочка, нарисованная на картоне.
- А сейчас, ребята, представьте, что мы с вами цветочки и растем на полянке, ярко светит
солнышко, вокруг нас летают бабочки, они садятся на цветочки и спрашивают: «Тебе
понравилось занятие? Что именно понравилось? Что именно вызвало затруднение?»
Детям необходимо выразить свой эмоциональный настрой – отношение к пройденному
занятию. Каждый воспитанник говорит, что именно ему понравилось или нет, какие
трудности возникли по мере выполнения изделия.
- Сегодня мы освоили технику изготовления бабочки - складывание атласных лент,
узнали историю этой техники, посмотрели видео-урок о том, как японские мастера
складывают атласные ленты. А сейчас отдыхайте. До свидания.
Конспект занятия
Тема: «Цветок в технике Канзаши. Острый лепесток»
Цель занятий: Овладение техникой «канзаши».
Задачи занятия:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: Познакомить с наследием японской культуры на примере
изделий в техники канзаши.

РАЗВИВАЮЩАЯ: Развить навыки и умения складывать из атласных лент острый
лепесток. Научить формировать бутон и декорировать его швейной фурнитурой. Развить
мелкую моторику рук.
 ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: Приобщить к историческим традициям японской культуры.
Создать условия для воспитания коммуникативных отношений, через работу в группе.
Воспитывать аккуратность, бережливость, дисциплинированность, культуру труда,
эстетический вкус.
Методы занятия:
 СЛОВЕСТНЫЕ: Объяснение, диалог, опрос.
 НАГЛЯДНЫЕ: Фотоматериал, дидактический, иллюстративный, раздаточный
материал (таблицы), мультимедийная презентация, наглядная демонстрация этапов
изготовления лепестков «канзаши».
 ПРАКТИЧЕСКИЕ: Изготовление острого лепестка.
 РЕПРОДУКТИВНЫЙ: Воспроизведение этапов последовательного складывания
лепестков из атласных лент по раздаточным таблицам и за преподавателем.
Оборудование и материалы:
 Атласные ленты, ножницы, свеча, спички, пинцет, швейные иглы, нити, булавки,
швейная фурнитура (бисер, палетки, стеклярус), линейка и карандаш, клей.
 Дидактический и раздаточный материал (таблицы: Этапы выполнения острого
лепестка).
Этапы занятия:
 Организационный момент
 Вводная беседа, актуализация темы занятия
 Основная часть занятия – мотивация, проблемная ситуация
 Практическая работа
 Подведение итогов занятия
I.
Организационный момент
-Добрый день. Я рада видеть вас на занятии, настроение у всех отличное? Отлично!
- Давайте знакомиться. Меня зовут Оксана Геннадьевна, я педагог дополнительного
образования, но а как зовут вас, я узнаю после того как вы напишите свои имена на

стикере и приклеите на одежду, чтобы я могла в процессе занятия обращаться к вам по
имени.
- Сегодня на занятии мы будем изучать новую технику складывания атласных лент
«канзаши». Мы постараемся с вами изготовить цветок из острых лепестков.
II.
Вводная беседа, актуализация темы занятия
Задаю вопрос обучающемся: - А знаете ли вы, что такое Канзаши (kanzashi)? Да,
правильно, это украшение для волос, а знаете ли вы из какой страны это техника пришла?
(Ответ: из Японии).
Канзаши – традиционные японские украшения для волос, потрясающей красоты!
Такие украшения носят японские женщины, те, кто носит кимоно или невесты…
«Сегодня» - это украшение можно увидеть на волосах, одежде, аксессуарах практически у
каждой
российской
девушки!
Изготавливают канзаши из различных материалов. Таких как лакируемое дерево, золото
и серебро, различные металлы (зачастую покрытые серебром или золотом), панцири
черепах и шелка (впрочем, сейчас стали производить канзаши из пластмассы и различных
тканей).
В повседневной жизни, чаще встречаются цветочные украшения: шпильки, заколки,
палочки и гребни с шелковыми цветами, которые называются Hana kanzashi.
Изготавливаются они из квадратных отрезков тканей технике, tsumami, что означает
складывание. Каждый квадрат ткани, сворачивается при помощи пинцета и
превращается в один лепесток цветка. Они присоединяются к основе, чтобы создать целые
цветы, или собираются с помощью нити\клея, чтобы получилась последовательность
цветов.
Сопровождение рассказа показом слайдов.
Для изготовления настоящего цветка канзаши, японским мастерам требуется очень много
времени, так как заготовки цветов они делали из натурального шелка и склеивали их
рисовым клеем, который очень долго просыхал. Но в наше время мы используем
современные материалы и инструменты (атласные, репсовые ленты, клей момент-кристалл
или термопистолет). Цветы изготавливают в технике тсумами - складывание. В этой технике
существует два основных типа лепестка: острый и круглых. Из этих лепестков составляют
огромное количество цветов.
Вопрос: В нашей жизни где можно применять в эту технику?
Ответ: Данную технику используем для различных работ. Например, изготовление
листочков для дерева, декоративная Ёлка, шляпка и т.п. (Параллельно рассказу идет показ
презентации.)
Посмотрим на технологическую карту и поэтапно разберем порядок выполнения работы:

1) Из готовых квадратов 5*5см, складываем лепесток.
2) Квадрат ленты согните пополам по диагонали, потом еще раз пополам, и в третий
раз … тоже пополам.
Вопрос: а - Какая геометрическая фигура получилась?
б - Давайте уточним однослойный или многослойный? (получился
треугольник.)

многослойный

3) Теперь острый угол треугольника, где сходятся концы ткани спаять о пламя свечи
и прижимаем пальцами, чтобы все как следует скрепилось.
4) У нас получился треугольник с прямым углом, а нам нужно, чтобы получился с
тупым, поэтому мы должны подрезать у основания.(показать как это делается).
5) Нижний край треугольника оплавить (как вы думаете зачем?)
(Показать как нужно правильно оплавлять свечой. Я показываю на свече)
6) Таких лепестков-заготовок нужно сделать несколько штук, собрать на нить.
7) Потом приклеить их термопистолетом к основе, она у вас готова. Это небольшой
круг из картона, обклеенный атласной лентой того же цвета, приклеиваем его с
обратной стороны цветка.
8) Вопрос: А как вы думаете можно оформить серединку? (Ответ: замаскируйте
пустую серединку бусинкой или пуговкой, посадив ее на клей.)
9) И все! Канзаши готов!
Вопрос: Последовательность работы понятна? Есть вопросы?
Перед практической работой вспомним технику безопасности: -при работе с
ножницами; при работе с иглой; при работе с огнем. (как передавать ножницы?

(передавать кольцами вперед); где хранить иглы вне работы? (в игольнице); нельзя
вкалывать иголку в одежду и другие предметы. Всегда проверяем количество игл
перед работой и по окончании работы. Свеча (установить свечку устойчиво на
подставку, по окончанию работы свечку затушить, Не оставляйте зажженные
свечи без присмотра, свеча должна находиться перед собой.)
III.

Практическая работа.

Давайте еще раз уточним, какой прием будем использовать при работе с
лентой (складывание), сколько раз мы складываем ленту (3 раза)
Итак, для изготовления цветка потребуется:
 Атласная лента;
 Ножницы;
 Резинка для волос;
 Основа для цветка
 Термопистолет;
 Свеча.
 Бусина или пуговка.
Приступаем к практической работе.
IV.
Подведение итогов занятия
1)
- Мы закончили нашу работу, давайте посмотрим, что у нас
получилось.(Обсуждение работы обучающихся, поощрение детей за аккуратность и
умение).
Рассматриваем и обсуждаем готовую поделку:
- в какой технике выполнено изделие?
- от куда к нам пришла эта техника и кто носил эти украшения?
- какие материалы использовались?
- какой декор?
- как, куда мы могли бы реализовать наши поделки?
Сегодня мы освоили новую технику «канзаши» - складывание атласных лент, узнали
историю этой техники, посмотрели видео-урок о том, как японские мастера складывают
атласные ленты. А сейчас отдыхайте. До свидания.
2) Далее провожу рефлексию в игровой форме. Для этого потребуется большая мишень
нарисованная на картоне.
Я предлагаю ребятам разместить свои ответы на вопросы на рефлексивной мишени.
Вопросы: «Тебе понравилось занятие? Что именно понравилось? Что
вызвало
затруднение?»
Детям необходимо выразить свой эмоциональный настрой – отношение к пройденному
занятию. Каждый воспитанник пишет, что именно ему понравилось или нет, какие
трудности возникли по мере выполнения изделия.

Методическая разработка
Мастер-класс по теме «Изготовление броши в технике «Канзаши»

1. Материалы и инструменты, необходимые для работы:
- атласная лента 2-х контрастных цветов шириной 0,7 см или 1,2 см;
- 2 круга диаметром 3 см, один из картона, а второй - из флизелина;
- клей "Момент" или клеевой пистолет;
- свеча или зажигалка;
- ножницы;
- пинцет;
- основа для броши;
- бусины или стразы для оформления серединки броши.

2. Нарезаем ленту на отрезки следующим образом: розовую: 8штук длиной 16 см, и
8штук по 12 см; серую: 8 штук длиной 16 см, и 8 штук по 12 см;

3. Складываем ленту лицевой стороной во внутрь (блестящей).
У сгиба срезаем на угол, но не доходя до края угла 0,2-0,3 мм, так как при оплавлении
среза пламенем, край оплавится ровно в угол;

4. Обжигаем срез над свечой или с помощью зажигалки и прижимаем пальцами
прирывистыми движениями. Если прижать одним движением и задержаться, то получите
ожог кожи рук.
5. Разворачиваем на лицевую сторону и концы накладываем друг на друга, формируя
лепесток.

6. Концы обжигаем и спаиваем между собой.
7. Так сворачиваем все лепестки.

8. На фото два круга, один из картона – на который будем клеить лепестки, на него
необходимо нанести вспомогательные линии; второй из флизелина (проклеенный в
несколько слоев утюгом) и пришитая к нему заготовка для броши.
Флизелин – это клеевой, нетканый материал, применяется в швейном производстве.

9.
Начинаем собирать наш цветок. На картонной основе распределяем точки
приклеивания лепестков. Условно делим круг на 8 частей и приклеиваем по одному
лепестку по внешнему кругу серого цвета. Первые два ряда наклеиваем длинные
лепестки.

10. Потом заполняем место между лепестками также по внешнему кругу, формируя
второй ряд, розовыми лепестками.

11. Формируем третий ряд. Приклеиваем лепестки так, чтобы они ложились между
лепестками второго ряда (серые)

12.
Четвертый ряд лепестков приклеиваем как и третий, только по третьему
(внутреннему) кругу. Приклеиваем в середину бусинку или стразу.

3. С изнаночной стороны на картонную основу приклеиваем флизелиновый круг с
застежкой. Обязательно сбрызните цветок лаком для волос с двух сторон, для того
чтобы он не потерял свою форму во время использования.
Цветок канзаши с острыми лепестками готов! И вот такую красоту мы получаем! Эти
цветочки можно использовать для украшения резинок, заколок и ли брошек, как в нашем
случае!
Творите
с
удовольствием!

Условия реализации программы
Материально-техническая база
Материалы, необходимые для работы:






Атласная лента (шириной 5см; 2,5 см; 1,2см; 0,6см.)
Атласная ткань
Клей «Момент-кристалл»
Фетр
Бусины, полубусины, пуговки декоративные.






Нитки швейные
Основы для броши
Клей ПВА
Лак для волос
Инструменты и приспособления








Ножницы для ткани и бумаги
Клеевой пистолет
Свеча в подставке
Пинцет
Игла швейная
Зажигалка или спички

Данная программа требует систематического пополнения рабочего материала (ленты,
клей, зажигалки, бисер, стразы и т.д.). Все расходы на приобретение рабочего материала
ложатся на родителей учащихся.
Для реализации программы используется кабинет с хорошим освещением.
Информационными ресурсами служат видео-, фото-источники, презентации.
Кадровое обеспечение: занятия в творческом объединении «Волшебная ленточка»
могут вести педагоги дополнительного образования для детей, имеющие специальное
образование или курсовую подготовку. Реализацию программы осуществляет педагог
дополнительного образования высшей категории Милостивая Оксана Геннадьевна.
Информационно-методическое обеспечение программы
Интернет-ресурсы:
1. Историческая
справка.
Источник
—
«http://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Кандзаси&oldid=65312797»
2. http://www.livemaster.ru/topic/463621-chto-takoe-kanzashi
3. http://vk.com/topic-32075764_26978582
4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D0%B7%D0%
B0%D1%81%D0%B8#.D0.9E.D0.B1.D1.89.D0.B8.D0.B5_.D1.81.D0.B2.D0.B5.D0.B
4.D0.B5.D0.BD.D0.B8.D1.8F
5. http://www.topauthor.ru/CHto_takoe_kanzashi_9f8a.html
6. http://www.livemaster.ru/topic/908791-yaponskie-traditsii-ukrasheniya-dlya-prichesok?
7. http://www.magic-dom.ru/index/kanzashi_kandzasi/0-27 все мк по технике канзаши
8. мк розочки http://www.liveinternet.ru/users/3937430/post143824260/
9. http://stranamasterov.ru/node/148901?tid=451
интересный способ складывания
лепестков
10. http://www.liveinternet.ru/users/4433714/post182633971/ мастер-класс как делать
подвески шидаре
11. http://www.liveinternet.ru/users/vredina_sabrina/post138358081
12. http://forum.say7.info/topic39741-100.html
13. http://forum.say7.info/topic39741-325.html
14. http://www.liveinternet.ru/users/3437689/post187972000/
15. http://forum.say7.info/topic39741.html
16. http://forum.say7.info/topic39741.html тут много всего
17. ttp://www.almorit.ru/balance_colors.html

18. http://stranamasterov.ru/node/242090.
19. http://www.youtube.com/watch?v=_EqUOtpGwJ0
20. http://www.liveinternet.ru/users/2434327/post104757953/
21. http://essorille.livejournal.com/1372.html
22. http://stranamasterov.ru/node/34395
23. http://imageshack.us/photo/my-images/412/lystyky.jpg/
24. http:www.mookycnick.co/uk/diy_ethic/kanzashi_tutorial.php
25. http://kurokami-kanzashi.deviantart.com/galleri/
26. http://sister-of-gion.deviantart.com/gallery/24433931
27. http://www1.odn/ne/jp/maya/english/enknshop.htm
28. Фото канзаши по сезонам: http://www.kimonosite.com/kayoo/kanzashi/index.html
29. http://www.liveinternet.ru/users/3677813/post129820605/
Список литературы
для педагога:
1. Ribbon Embroidery, Вышивка лентами от А до Я, Ниола 21 век, 2006
2. Цветкова О. В., Вышивка лентами. Школа вышивки, Ниола-Пресс, 2008
3. Элен Эрикссон, Шелковые фантазии. Искусство вышивки лен точками, Альбом,
2008
4. Д. Чотти. Энциклопедия. Вышивка шёлковыми лентами. — Издательство: АСТПресс. — 2001. — 160 c.
5. Джина Кристанини. Вилма Страбелло. Вышивка шёлковыми лентами.
Аксессуары. Подарки. Украшения, перевод с итальянского Н. Сперанской. ЗАО
«Контэнт», 2006
6. Алексеева Н.В. Плетение из бисера. – Н.Новгород, 2010 г.
7. Выгодский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте - М.:
Просвещение, 2007 г.
8. Дебора Хенри. Цветочные фантазии из лент.- Москва, 2014 г.
9. Еременко Т.И. Рукоделие. Москва, 2003.
10. Калинич М.М, Павловская Л.М, Савиных В.П. «Рукоделие для детей». 2008 г.
11. Наталья Курандина. Феникс. Цветы из ткани. – Москва, 2013 г.
12. Сильви Блондо. Цветы из ткани. Канзаиш. Украшения для волос, модные
аксессуары и декор. Контэнт.2014.
13. Трепетунова Л.И. Природный материал и фантазия, 2009.
14. Шорохов Е.В. Основы композиции. - М.; Просвещение, 2005 г.
15. Энн Кокс. Искусство вышивания шелковыми лентами: Цветочные мотивы.
Контэнт. 2011.
16. .Элби Боокс. Японское искусство канзаши.- Москва,2013.

1.
2.
3.
4.
5.

для учащихся:
Мастер классы http://masterclassy.ru/ukrasheniya/kanzashi/
Дебора Хенри. Цветочные фантазии из лент.- Москва, 2014 г.
Кандзаси: цветы из атласных лент и ткани своими руками...\ liveinternet.ru.
Канурская Т.А., Маркман Л.А Бисер.2009 г.
Уроки канзаши для начинающих от Алины Болобан | liveinternet.ru

Календарно-тематический план
по программе «Волшебная ленточка»
на 2022-2023 учебный год
Дата
1 группа 2 группа

№

Тема

1-2

I.Водное занятие.(2ч)
Знакомство с группой. История возрождения канзаши. Материалы и
инструменты. Цветовой круг. Техника безопасности.
II. Основные приемы складывания ленты (8ч)
Острый, круглый лепесток. Выполнение лепестков.
Двойной круглый, двойной острый лепесток. Выполнение
лепестков.
Острый лепесток из узкой ленты 1,2 см. Выполнение заготовок.
Лепесток из ленты 2,5см, способом сгибания на уголок и с обрезным
краем. Выполнение заготовок.
III. Цветы.
3.1 Цветы из атласной ленты (8ч)
«Хризантема»
Практическая работа: выполнение заготовок, сборка цветка.
Цветок «Звезда», лента 5см.
Практическая работа: выполнение заготовок, сборка цветка.
Роза клееная из отдельных лепестков. (лента 2,5см)
Роза сшивная.
Практическая работа: выполнения заготовок, сборка цветка.
Мак.
Практическая работа: выполнение заготовок из 5 см. ленты, обжиг
лепестков, сборка цветка.
3.2 Цветы из ткани (4ч.)
Кувшинка из кругов ткани. Работа с шаблонам, раскрой, выполнения
лепестков. Сборка цветка.
Роза из полоски ткани.
Практическая работа: выкраивание полоски из ткани под углом 45 о,
сборка полоски на нить, формирование бутона.
IV.
Праздничная карусель (14ч)
Открытка «С Новым годом!»
Елочная игрушка. Выполнение заготовок. Сборка елочной игрушки,
украшение дополнительными элементами.
Открытка ко Дню Защитника Отечества.
Практическая работа: выполнение заготовок из острых лепестков
и сборка веточки.
Брошь маме в женский день. Изготовление заготовок для цветка из
узкой ленты.
Брошь. Сборка цветка на основу. Оформление изнанки.

01.09

01.09

08.09

08.09

15.09

15.09

22.09
29.09

22.09
29.09

06.10

06.10

13.10

13.10

20.10

20.10

27.10

27.10

03.11

03.11

10.11

10.11

17.11

17.11

24.11

24.11

01.12

01.12

08.12

08.12

15.12

15.12

Корзина с цветами любимой сестренке.
Практическая работа: изготовление цветов.

22.12

22.12

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12

13-14
15-16

17-18

19-20

21-22

23-24
25-26
27-28

29-30
31-32
33-34

Изготовление корзины.
Практическая работа: изготовление корзины из мыла и булавок.
V. Насекомые, животные из атласной ленты. (6ч.)
«Бабочка». Выполнение заготовок из острых, круглых лепестков.
Сборка.
«Стрекоза». Выполнение заготовок из круглых лепестков и сборка.

29.12

29.12

19.01

19.01

26.01

26.01

02.02

02.02

09.02

09.02

45-46

«Зайчик». Выполнение заготовок из двойных острых, круглых,
двойных круглых лепестков.
VI. Украшения. Аксессуары (8ч.)
Американский бантик.
Практическая работа: изготовление заготовок.
Галстук-брошь. Изготовление заготовок.

16.02

16.02

47-48

Оформление изнаночной стороны. Сборка, оформление застежки

02.03

02.03

49-50

Ободок для волос. Заготовки для цветка. Оплетение ободка двумя
лентами. Сборка цветка и соединение его с ободком.
VII. Картина-панноc использованием заготовок. (8ч.)
«Ваза с цветами». Зарисовка будущей картины. Подбор материалов
и цветового решения.
Выполнение заготовок лепестков.

09.03

09.03

16.03

16.03

23.03

23.03

Выполнение заготовок, сборка в цветок.
Ваза. Плетение основы вазочки из узких лент.
VIII. Творческий проект «Предметы интерьера в нашей жизни».
(10ч). Выбор творческого проекта. (Топиарий. Подхват для штор.
Парящая чашка.) Цветовая гамма. Подбор и расчет материалов.
Составление технологической карты. Выполнение заготовок.
Сборка заготовок по технологической карте.
Декорирование основы предмета интерьера заготовками.
Оформление работы.
Защита проекта.
IX. Итоговое занятие. (2ч.)
Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение
результатов выставок, подведение итогов, награждение.

30.03
06.04
13.04

30.03
06.04
13.04

20.04
24.04
04.05
11.05
18.05
25.05

20.04
24.04
04.05
11.05
18.05
25.05

35-36
37-38

39-40
41-42
43-44

51-52

53-54
55-56
57-58
59-60

61-62
63-64
65-66
67-68
69-70
71-72


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».