Мастерская

Творчество - это не удел только гениев, создавших великие художественные
произведения. Творчество существует везде, где человек воображает, комбинирует,
создает что- либо новое".
Л.С. Выготский.

Пояснительная записка
Проблема развития детского творчества в настоящее время является одной из
наиболее актуальных, как в теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь
идет о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия декоративного
искусства в воспитании детей, писали многие ученые (А.В. Бакушинская, П.П. Блонский,
Т.С. Шацкий, Н.П. Саккулина, Ю.В. Максимов, Р.Н. Смирнова и другие). Они отмечали,
что искусство пробуждает первые яркие, образные представления о Родине, её культуре,
способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей.
Из всего многообразия видов творчества – декоративно прикладное является самым
популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и
призвано, эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания.
Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно прикладного творчества
вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Декоративноприкладное искусство обогащает творческие стремления учащихся преобразовывать мир,
развивает в детях нестандартность мышления, индивидуальность, умение всматриваться и
наблюдать, а также видеть в реальных предметах декоративно-прикладного творчества
новизну и элементы сказочности. Процесс изготовления красивых и нужных изделий,
умение создавать их своими руками имеют большое значение для воспитания у учащихся
здорового нравственного начала, уважения к своему труду и людям труда.
В наше время изделия с маркой «хендмэйд» (ручная работа) имеют огромную
ценность и популярность. В моду вошли такие направления как «Изготовление
интерьерных игрушек», «Цветы из фоамирана», «Джутовая филигрань», «Канзаши»
«Скрапбукинг» и «Кардмейкинг».
Сейчас принято украшать дома куклами, игрушками, предметами, сделанными
своими руками, растет популярность фотоальбомов в технике «скрапбукинг», открыток
ручной работы, украшений для одежды, заколки и бантики.
В понятие «интерьерные игрушки» входит много различных техник и направлений,
например, «примитивные игрушки», «чердачные игрушки», «тильды» и другие.
Программа «Мастерская» имеет социально-педагогическую направленность,
является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на
знакомство и овладение различных техник декоративно-прикладного творчества
(скрапбукинг, кардмейкинг, канзаши, джутовая филигрань, работа с фоамираном), что
дает возможность проявить себя как личность, раскрыть свой внутренний мир к
самореализации и профориентационой направленности.
Актуальность программы заключается в том, что она отражает общую тенденцию
к возрождению популярности рукоделия, поиску инновационных техник, внесению новых
веяний и тенденций в традиционные виды декоративно-прикладного творчества. Через
приобщение детей к инновационным видам рукоделия оказывается влияние на
формирование их художественного вкуса, открывающего простор для последующего
совершенствования и в других областях культуры. Её педагогическая целесообразность
заключается в том, что работа по программе способствует развитию личностных качеств
учащихся, таких как: целеустремленность, терпение, аккуратность. Способствует
развитию творческого мышления, эстетического вкуса. Выполнение практических
заданий на каждом учебном занятии будет способствовать развитию мелкой моторики
рук. Учащиеся научатся планировать свою работу, видеть конечный результат, доводить
начатое дело до конца.
Объем знаний, практических умений и навыков, универсальных образовательных
действий, предусмотренных программой, соответствует принципу доступности: задания






















для
детей
усложняются
постепенно,
процесс
обучения
предполагает
дифференцированный подход, а так же программа позволяет индивидуализировать
сложные работы: более одаренным детям будет интересна сложная конструкция, менее
подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий
смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Адресат программы. Программа рассчитана на девочек 9-15 лет, проявляющих
достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой
деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических
работ. На обучение по данной программе принимаются дети, не имеющие проблем со
здоровьем и без ограничений по состоянию здоровья.
Срок освоения программы: 1 год.
Уровень программы: базовый.
Объем программы: 72 часа.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Цель программы:
развитие у учащихся индивидуальных творческих и
креативных способностей в процессе освоения различных видов декоративноприкладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:
Сформировать систему технических знаний, умений, навыков.
Формировать умение работать с различными материалами, навыки работы с
инструментами.
Обучить различным техникам и приёмам.
Сформировать умение грамотно строить композицию.
Обучить основам формообразования, колористического видения.
Развивающие:
Развивать аналитические способности, конструктивное мышление, внимание, память,
фантазию, творческое воображение.
Развивать познавательные умения и навыки.
Развивать пространственное воображение.
Способствовать развитию художественного и эстетического вкуса, способности видеть и
понимать прекрасное.
Способствовать развитию моторики и точности глазомера.
Формировать организационно-управленческие умения и навыки: планировать свою
деятельность, определять её проблемы и их причины, находить адекватные средства для
исполнения создаваемого образа.
Развивать самостоятельность и творческую инициативу.
Стимулировать интерес к экспериментированию как средству развития самостоятельной
творческой деятельности.
Воспитательные:
Способствовать развитию коммуникативной культуры, обеспечивающей совместную
деятельность в группе, сотрудничество, общение.
Воспитывать терпение, упорство, трудолюбие, аккуратность.
Содействовать формированию умения и желания преодолевать трудности.
Воспитывать чувство ответственности.
Формировать навыки культуры труда.
При составлении программы учитывались психофизиологические, моторнодвигательные, социально-психологические особенности школьников: недостаточный
уровень развития мелкой моторики, координации движения рук; несформированность

пространственной ориентации, зрительного восприятия; недостаточность зрительнодвигательной координации; слабая произвольная деятельность; низкие интеллектуальные
способности.
Кроме того, работа трудоемкая, кропотливая, требует длительной концентрации
внимания и усидчивости, что требует учитывать физические и психологические
особенности детского и подросткового возраста и применять в программе
здоровьесберегающие технологии. На занятиях проводятся физкультминутки с целью
предупреждения утомления, профилактики заболеваний органов зрения и позвоночника
учащихся.
На занятиях используются различные методы обучения: словесные, наглядные,
практические. Словесные методы – рассказ и беседа – сопровождаются демонстрацией
пособий, иллюстрированного материала, образцов выполненных работ. Основное место
на занятиях отводится практической работе, которая проводится на каждом занятии после
объяснения теоретического материала.
Методика проведения практических занятий предусматривает разнообразную
деятельность детей:
- репродуктивная – после объяснения педагога повторить данное изделие по
заданному образцу или шаблону;
- творческая – самостоятельно изготовить изделие (в основном на третьей ступени
обучения)
Требования к уровню подготовки учащихся.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки
детских работ, использование поделок-сувениров в качестве подарков для родных и
близких, друзей, учителей и т.д.; оформление зала для проведения праздничных
мероприятий, изготовление изделий для декорирования интерьера собственного дома.
В процессетворческо-познавательнойдеятельностиучащиесясистематизируют и
самостоятельно используют полученные знания, разрабатывают конспекты, схемы,
таблицы, готовые изделия и т.д.

Планируемые результаты
В результате реализации программы учащиеся будут знать:
 Виды декоративно-прикладного творчества; историю ремесел и рукоделий.
 Название и назначение инструментов и приспособлений ручного труда для различных
видов рукоделия.
 Названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использование,
применение и доступные способы обработки.
 Правила организации рабочего места. Технику безопасности при работе с колющими,
режущими инструментами и нагревательными приборами.
 Правила безопасного труда и личной гигиены при работе с различными материалами.
 Начальные сведения о цветовом сочетании в изделиях.
 Инструменты и приспособления.
 Технологию выполнения изделий в различных техниках.
 Основные виды ручных швов.
 Особенности таких техник, как: скрапбукинг и кардмейкинг, джутовая филигрань.
 Технологию изготовления интерьерных игрушек.
 Технологию работы с готовыми выкройками, шаблонами, скетчами.
 Иметь представление о традициях разных стран.
В результате реализации программы учащиеся будут уметь:

Правильно организовывать свое рабочее место.


Пользоваться инструментами ручного труда, применяя приобретенные навыки на
практике.

Работать с электронагревательными приборами (клеевой пистолет).

Выполнять правила техники безопасности.

Соблюдать последовательность работ при выполнении изделий (замысел, эскиз,
выбор материала).

Работать по схемам.

Различать и называть основные элементы и приемы в изученных видах рукоделия.

Работать с готовыми выкройками, шаблонами, скетчами.
делать основные виды ручных швов;

Правильно набивать игрушки и обрабатывать «потайной шов».

Владеть приемами оформления изделий.

В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Выполнять работу самостоятельно, согласно технологии, используя умения и
навыки, полученные по предмету.

Сотрудничать со своими сверстниками, оказывать товарищу помощь, проявлять
самостоятельность.

Приобретут навыки работы по изготовлению изделий в изученных техниках
(изготавливать мягкие игрушки; сувениры из природных материалов, бумаги;
изготавливать декоративные изделия из подручного и бросового материала;
несложные декоративные изделия из лент (броши, различные миниатюрные
сувениры).
Формы и методы обучения
Для результативности обучения, задания подобраны так, чтобы процесс обучения
осуществлялся непрерывно от простого к более сложному. Программа основана на ручной
деятельности. Как известно, ручной труд оказывает благоприятное влияние на развитие
интеллекта, речи и психологических функций ребенка в целом. Формы занятий
выбираются, исходя из возрастных и психологических особенностей учащихся. В
процессе практической деятельности основными формами являются индивидуальные и
групповые занятия. Практическая часть преобладает, так как необходимо закрепить
полученные знания, умения, навыки. При изучении теории с учетом возрастных
особенностей целесообразно использовать методы рассказа, с элементами показа, беседы,
лекции, мультимедийные презентации.
Программа предусматривает использование дистанционных образовательных
технологий; электронного обучения. Дистанционное обучение по программе имеет свои
особенности, обусловленные тем, что основой преподавания является деятельностное
освоение этой дисциплины, когда на первый план выходит практическая деятельность
учащихся. При традиционном обучении педагог, помимо показа и объяснения, может
принять непосредственное участие в деятельности учащегося (помочь вырезать, сложить,
приклеить и т.д.), а при обучении на расстоянии такой возможности нет.
Поэтому в привычную модель дистанционного обучения вводится дополнительное
звено «Родитель». Особенно это необходимо на первых порах обучения, когда ребёнок
начинает осваивать информационные ресурсы и Интернет. В процессе практической
деятельности педагог имеет возможность руководить работой учащегося и
корректировать её только словесно.
Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.

К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые
подразделяются на следующие виды:
- Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникаций,
позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
процесса. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту,
wiki- сайт и т. д;
- Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации,
позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и
видеоконференции (чаты), технологии Skype и ZOOM и т.д.
При дистанционном обучении по программе используются следующие
формы дистанционных образовательных технологий:

видео- и аудио-занятия, лекции, беседы, мастер-классы;

открытые электронные библиотеки, сайты, тесты, викторины по изученным
теоретическим темам;

адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы: чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте, Zoom и т.д.

Методические материалы
Тильда – это кукла, зверек или предмет интерьера, выполненный по выкройкам
норвежской художницы Тони Финангер. Если чердачные игрушки – это, прежде всего,
народные игрушки, не имеющие автора, то тильда – это авторская игрушка. Автор тильд,
Тони Финангер придумала Тильду, а в 1999 году открыла собственный магазин под
маркой Tilda.
Игрушки Тильда выполнены в примитивно-тряпичном стиле. Невероятно
популярны в Европе, а с недавнего времени и в России.
Тильд не перепутаешь ни с какой другой рукотворной игрушкой. Их основные
отличия: собственное имя, плавные закругленные линии, маленькие глазки-пуговки или
узелки, использование натуральных тканей, нежные пастельные цвета.
Куклы Тильда могут использоваться по-разному: как игрушки (и для детей, и для
взрослых), как предметы интерьера (особенно для стиля «кантри»), как обереги семейного
очага, как оригинальные подарки, как воплощение детских мечтаний и творческих
порывов.
«Я обожаю Тильду из-за ее невероятной женственности и нарочитой
безупречности. Я представляю себе Тильду, выходящей из дома в бальном платье и
резиновых сапогах. В хрустальной вазе у нее стоит букет из сорняков, а розы – в старом
кувшине. У нее собственный взгляд на красоту». Тони Финангер.
Еще одним видом рукоделия является скрапбукинг. Скрапбукинг – вид
рукодельного искусства, заключающегося в изготовлении и оформлении семейных или
личных фотоальбомов. Основная идея скрапбукинга – сохранить фотографии и другие
памятные вещи о каких-либо событиях на длительный срок для будущих поколений.
Кардмейкинг – одно из направлений скрапбукинга. Кардмейкинг – это
изготовление открыток своими руками. Открытки выполняются своими руками из бумаги,
картона в различных стилях в зависимости от цели предназначения. В современном
обществе очень ценятся открытки, сделанные своими руками, поэтому данный вид
рукоделия очень популярен.
Цветы из фоамирана – это целое направление в рукоделие. Не случайно оно стало
таким популярным: процесс этот очень увлекательный, а готовые цветы порой не
отличить от настоящих. Их используют для декора интерьеров, а также они часто
используются в качестве бижутерии.

На рынке материалов для творчества и рукоделия фоамиран появился давно. Название его
созвучно с названием фирмы-изготовителя – «Foamlran», в Россию поставляется чаще из
Ирана. Зачастую фоамиран сравнивают с пластичной резиной. Материал получил
популярность благодаря своим уникальным свойствам: при легком нагреве фоамирану
можно придать совершенно любую форму. При этом он экологически безопасный. Также
материал богат цветовой палитрой. Все эти характеристики и сделали его таким
востребованным для создания цветов, украшений и игрушек. Он по праву заслужил
любовь многих рукодельниц. Рукодельницы, которые хоть раз создавали украшения из
фоамирана, знают, насколько легко и приятно с ним работать. Материал податлив,
изделия получаются яркие и аккуратные.
Джутовая филигрань. Слово «филигрань» происходит от двух латинских слов
нить и зерно. Филигрань – ювелирная техник разновидность художественно –
прикладного искусства.
Джутовая филигрань – основана на тех же принципах, что и металлическая. Из джутовых
нитей скручивают завитки, обвивая вокруг кончиков пинцета нить от одного до
нескольких раз, и, сооружают петельки. Скрученные элементы укладывают по
выбранному рисунку и скрепляют клеем. Основой может служить любой материал, даже
те же нити джута, плотно или в разбежку намотанные на основу. Она напоминает
филигрань из металла. В такой технике можно изготовить и плоское изделие и объемное.
Форма ни чем не ограничена.
Джут – однолетнее растение семейства липовых дает волокна, основу для производства
джутового шнура. Джут имеет естественный коричневато – сероватый цвет и грубоватую
структуру. Работы из этого материала получаются легкие и изящные.
Канзаши – это оригинальные украшения для волос, пришедшие к нам от
изысканных миниатюрных японок. История украшения уходит в прошлое японской моды
примерно на четыре века назад. Именно в то время японки отдавали предпочтение
сложным прическам, сооружая их с помощью эффектно оформленных шпилек и гребней.
Это и были первые канзаши. Конечно, техника «Канзаши» со временем несколько
изменилась. В наши дни многие делают работы своими руками из доступных материалов,
и даже современная японская техника канзаши допускает выполнение этих замечательных
украшений из обычной пластмассы и ткани. В современное время канзаши – это и
заколки, и шпильки, и гребни незабываемой красоты. Можно купить готовые изделия,
можно заказать у профессионала эксклюзивную работу, а можно выполнить работу в
технике канзаши и создать свое уникальное украшение. Сейчас чрезвычайно модны все
возможные изделия ручной работы, выполненные в этой технике. Такие изделия, будут
замечательным подарком для любой барышни. Заколки, броши, панно, выполненные в
технике «Канзаши», подарят изюминку любому наряду и интерьеру.

Учебный план
№

Тема
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Вводное занятие
Канзаши
Цветы из фоамирана
Скрапбукинг и его виды
Подарочная упаковка
Джутовая филигрань
Сувениры и украшения к празднику
Кукла Тильда
Применение различных техник в одной работе
Творческий проект. Тема на выбор

Кол-во часов
Всего
теория
практика
2
2
2
6
8
1
5
6
2
4
6
1
3
4
1
5
6
1
9
10
3
9
12
1
5
6
2
8
10

11. Итоговое занятие. Защита проекта
Итого:

2
18

54

2
72

Содержание программы:
1. Вводное занятие. (2ч.)
Знакомство с детьми. Знакомство с программой. Организация рабочего места.
Знакомство с материалами и инструментами. Входящая диагностика. Вводный
инструктаж. Инструктаж по технике безопасности. План работы на год.
2. Канзаши. (8ч.)
История появления канзаши. Техника безопасности. Знакомство с материалами и
инструментами. Разновидность форм лепестков, листиков. Основные приемы выполнения.
(Острыйлепесток, круглый лепесток, вывернутый, закрученный, лепесток из узкой ленты
и т.д). Способы сборки заготовок в единое целое.
Выполнение цветов различной формы, различных по способу изготовлению одного и
тогоже вида. Выполнение цветов: роза – 2 способа изготовления с учетом ширины ленты.
Сборка лепестка розы из квадрата 5х5 и прямоугольника 4х8. Способы склеивания
лепестков. Использование собранного цветкадля украшения заколки или резинки.
Использование атласной ленты шириной 2,5см и 5см для сборки цветов: тюльпан,
георгин. Способы крепления цветков на заколкии другие аксессуары. Подборка цветов
для наилучшего сочетания в собранном изделии.
Практическая работа: Изготовление заготовок, сборка, оформление работы, создание
композиции из готовых цветов.
3. Цветы из фоамирана. (6ч.)
Познакомить детей с областью применения материала - фоамирана, ознакомление с его
свойствами. Инструктаж по технике безопасности. Способы и изготовления шаблонов,
заготовок (деталей частей тела игрушек) на картоне. Способы переноса и вырезание
деталей с шаблона на фоамиран. История появления фоамирана. Использование этого
вида искусства в жизни человека. Знакомство с необходимыми материалами и
инструментами. Основные свойства и качества фоамирана. Выполнение простых
элементов из фоамирана. Основные законы композиции, изготовление простейших
элементов.
Цветовой круг фоамирана. Теплые и холодные цвета. Знакомство с основными и
составными цветами. Дополнительные цвета.
Практическая работа: Мелкие цветы для заколки из фоамирана. Простейшие цветы
из полос- Ромашка. Техника выполнения работ. Шаблоны. Выполнение основных
элементов фоамирана, листья, эскизы. Выполнением цветочных композиций Композиция «Розовый Букет».
4. Скрапбукинг и его виды. (6ч.)
Основы скрапбукинга, кардмейкинга. Техника работы с фигурными ножницами и
дыроколами. Изготовление декоративных элементов, цветов из бумаги для украшения
открыток. Основы скрапбукинга, кардмейкинга.
Практическая работа: Техника работы с фигурными ножницами и дыроколами.
Изготовление декоративных элементов, цветов из бумаги для украшения открыток.
Кардмейкинг. Работа со скетчами. Изготовление открыток ко Дню всех влюбленных и 8
Марта.
5. Подарочная упаковка.(4ч.)
История появления идеи упаковывать подарки. Какой должна быть подарочная упаковка
Виды упаковки и материалы. Выбор материала для изготовления упаковки. Технология
изготовления упаковки
Практическая работа: изготовление подарочной упаковки.
6. Джутовая филигрань. (6ч.)

История филиграни, его особенности. Секреты мастерства. Термины и базовые
формы: ролл, свободный ролл, спираль, замкнутая спираль, конус, капля, глаз, овал, лист,
изогнутый лист, дуга и т.д. Плоская и объёмная формы. Преобразование одной формы в
другую: свободный ролл в каплю, глаз, овал, лист в дугу, изогнутый лист ит. д. Приёмы
работы. Цвет как средство выразительности. Цветовой круг. Тёплые и холодные цвета.
Практическая часть: Упражнение в скручивании базовых форм. Создание
аппликаций из базовых элементов филиграни. Использование графических схем.
Выполнение работы «Бабочка».
Объёмная филигрань. Объёмное изображение предметов в филиграни.
Использование джута как базового материала при создании объёмных фигурок в технике
филиграни. Способы скручивания фигурок, придания им формы способом
выдавливания, вытягивания. «Корзиночка».
7. Сувениры и украшения к празднику. (10ч.)
Подарок на Новый год. Пасхальный сувенир. Открытка на день рождения
Открытка к 8 марта в технике Скрапбукинг.
Практическая работа: Работа со скетчами. Блокнот в технике Скрапбукинг с
элементами фоамирана. Изготовление цветов, оформление обложки «Ваза с элементами
джутовой филиграни и фоамирана». Обмотка емкости, изготовление элементов декора.
Оформление вазы. Веер из бросовых материалов. Изготовление основы веера и заготовок
цветов, оформление работы. Выполнение панно в технике ассамбляж. Разработка эскиза,
заполнение контура работы, окончательная отделка.
8. Кукла Тильда . (12ч)
История и виды текстильных кукол. Знакомство с историей и видами текстильных
кукол. Технология изготовления текстильных кукол.
Теория: Понятие «шаблон». Цветовое решение. Правила и последовательность
изготовления текстильных кукол.
Основные виды ручных швов, их применение. Выполнение ручных швов по образцу
(«петельный», «вперед иголка», «строчка» или «назад иголка», «потайной»).Раскрой,
основные правила кроя по шаблону. Работа с чертежами и выкройками. Знакомство с
понятием «припуск на шов». Раскрой куклы по шаблону.
Практическая
работа:
Сборка
текстильной
куклы.
Декоративные
элемент.(последовательность соединения деталей куклы).
Изготовление одежды для куклы. Декорирование изделия по собственному замыслу
(Тильда – тюльпан, Тильда – улитка, Тильда в чашке, Кружка в стиле Тильда, Блюдце в
стиле Тильда).
9. Применение различных техник в одной работе. (6ч)
Корзиночка из мыла с цветами в технике «Канзаши».
Практическая работа: изготовление заготовок для цветов, сборка цветка.
Изготовление корзинки. Декоративный велосипед с элементами джутовой филиграни,
цветы из фоамирана. Выполнение заготовок для велосипеда (обмотка деталей джутом),
изготовление заготовок цветов из фоамирана. Декоративный велосипед с элементами
джутовой филиграни, цветы из фоамирана. Сборка велосипеда и букета, оформление
работы.
10. Творческий проект. Тема на выбор. (10ч.)
Алгоритм проектной деятельности. Выбор темы творческого проекта из
предложенных вариантов. Работа над эскизом. Подбор материалов и инструментов для
изготовления изделия. Составление технологической карты. Практическая часть. Вывод
по проделанной работе творческого проекта.
11. Итоговое занятие. Защита проекта.(2ч.)

Календарный учебный график

на 2022-23 учебный год
Раздел/месяц
Вводноезанятие
Канзаши
Цветы из
фоамирана
Скрапбукинг и
его виды
Подарочная
упаковка
Джутовая
филигрань
Сувениры и
украшения к
празднику
Кукла Тильда
Применение
различных
техник в одной
работе
Творческий
проект. Тема на
выбор
Итоговое
занятие. Защита
проекта

сентябрь

Всего

4

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

2
8

2
8
6

6
2

4

6

4

4
6

6

4

4

2
4

10
8
2

10

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

8

6

8

10

12
6

4

4

8

Всего

8

6

10

2

2

10

72

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель
20 недель
16 недель
4-я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023 – 31.08.2023

Оценочные материалы
Мониторинг образовательной деятельности
В течение периода обучения осуществляются следующие виды контроля:
Входящая диагностика: осуществляется на первом занятии, с целью выявления знаний и
умений при поступлении в творческое объединение, в виде письменного опроса.
Текущий контроль: проводится на каждом занятии с целью проверки уровня усвоения
данного материала и овладения практическими навыками.
Промежуточный контроль: проводиться в середине учебного года в виде теста и
практической части.
Итоговая аттестация: проводится по окончании курса обучения. Мониторинг, защита
проекта, отчетная выставка детских работ в кабинете творческого объединения
«Мастерская».

Отслеживание результативности работы по данной программе осуществляется
через наблюдение за активностью учащихся на занятиях, анализ продуктивности
индивидуальной и коллективной творческой деятельности.
Творческий рост учащихся определяется по следующим критериям оценки:
- оригинальность идеи;
- исполнительское мастерство;
- интересное цветовое решение;
- использование народных традиций;
- новаторство и современность.
Итоговая аттестация учащихся
Итоговая аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением «О
формах, периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся» (утверждено приказом № 57 от 02.09.2013 г.).
Проведение итоговой аттестации осуществляется в форме теста, который включает
теорию и защиту творческого проекта по предложенным темам.
Кроме того, в течение года, учащиеся участвуют в выставках и конкурсах, где
происходит оценка их деятельности общественностью и специалистами.
Контроль знаний и умений в группах осуществляется строго дифференцированно,
исходя их возрастных, физических, психологических особенностей развития каждого
отдельного ребенка.
Вводный контроль
(проводится в начале учебного года)
Цель – определение уровня мотивации, творческих способностей детей в начале
обучения.
Для определения уровня мотивации используется анкета для учащихся «Мои интересы».
Анкета «Мои интересы»
Дорогой друг! Ответь, пожалуйста, на следующие вопросы:
Меня зовут________________________________________________________
Мне______ лет
Я выбрал кружок___________________________________________________
Я узнал об объединении (нужное отметить):
 из газет
 от учителя
 от родителей
 от друзей
 свой вариант_________________________________________________
Я пришел в этот кружок, потому что (нужное отметить):
 хочу заниматься любимым делом
 надеюсь найти новых друзей
хочу узнать новое, интересное о том, чего не изучают на уроках в школе
 нечем заняться
 свой вариант__________________________________________________
Думаю, что занятия помогут мне (нужное отметить):
 определиться с выбором профессии
 с пользой проводить свободное время
 приобрести знания, которые пригодятся на уроках в школе
 свой вариант_________________________________________________

Промежуточный контроль
(проводится в середине учебного года)
Цель – определение уровня знаний и умений по пройденным темам, выявление
творческих способностей детей на данном уровне.
Для определения уровня знаний и умений используются карточки с заданием по
теоретической и практической части.
Вопросы промежуточного контроля.
1. Что создают мастера декоративно-прикладного искусства?
а) иллюстрации;
б) предметы быта;
в) картины;
г) скульптуры.
2. Правила работы с острыми инструментами. Выбери правильные:
а) держать ножницы острыми концами вниз;
б) оставлять ножницы на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать ножницы закрытыми кольцами вперед;
г) пальцы левой руки держать близко к лезвию ножниц;
д) хранить ножницы после работы в футляре.
3. Что такое цветовая гамма?
а) сочетание цветов;
б) смешение цветов;
в) один цвет.
4. Что такое колорит?
а) один цвет;
б) сочетание цветов, создающее определенное единство картины.
5. Какие цвета являются основными?
а) красный, синий, зеленый;
б) красный, желтый, синий;
в) красный, фиолетовый, синий.
6. Выберите пример теплой цветовой гаммы:
а) красный, оранжевый, коричневый;
б) синий, голубой, фиолетовый, розовый, красный, желтый;
в) зеленый, черный, серый, белый, красный.
7. Выберите пример холодной цветовой гаммы:
а) красный, оранжевый, коричневый;
б) синий, голубой, фиолетовый, розовый, красный, желтый;
в) зеленый, черный, серый, синий, красный.
8. Как художники называют цвета, приближенные к цвету огня?
а) теплые;
б) холодные;
в) горячие.
9. Скрапбукинг – это:
а) бумажная филигрань;
б) вид декоративно-прикладного искусства, с помощью которого можно изготавливать и
декорировать фотоальбомы, открытки, блокноты;
в) выдавливание рельефного узора по трафарету.
10. «Канзаши» в переводе с японского –это:
а) ободок с цветами;
б) небольшая деревянная или костяная шпилька, которой поддерживают прическу;

в) брошь.
11. Родина канзаши – это:
а) Франция.
б) Китай.
в) Япония.
12. Сколько лет назад появилось канзаши?
а) 100.
б) 400.
в) 200.
13. Значение японского обычая. Украшать себя живыми цветами – это для…
а) защиты от злых духов;
б) привлечения богатства;
в) сохранения хорошего настроения.
14. Основной материал для изготовления цветов в технике «канзаши»:
а) атласная лента;
б) нитки мулине;
в) шелк;
в) пряжа.
15. Как называются основные лепестки?
а) острые;
б) круглые;
в) спиральные.
16. Необходимые инструменты для изготовления цветов в технике «канзаши»:
а) игла;
б) ножницы;
в) пинцет;
г) канцелярский нож.
17. Определите последовательность изготовления лепестка:
а) сложить заготовки по диагонали;
б) место среза склеить с помощью свечи;
в) верхний и нижний углы завернуть к прямому;
г) склеить готовые лепестки между собой горячим клеем;
д) нарезать квадраты из ленты;
е) приклеить бусинку в середину.
Итоговая аттестация
(проводится в конце учебного года)
Цель: определение уровня знаний и умений
общеразвивающей программы «Мастерская».

по усвоению

Выполнить тестовые задания.
1. Что означает слово «декор» с латинского языка?
а) наряжать;
б) украшать;
в) ценить.
2. Когда возникло декоративно-прикладное искусство?
а) в первобытные времена;
б) в средние века;
в) в наше время.
3. Пронумеруйте этапы конструирования изделия:

дополнительной

- выбрать рисунок, сделать эскиз;
- зубочисткой расправить нить по рисунку;
- дать работе высохнуть;
- нанести клей по всему контуру фрагмента рисунка;
- покрыть сверху раствором клея ПВА;
- лист с эскизом поместить в прозрачный файл;
- заполнить все поле рисунка;
- поверх клеевого контура выложить отрезки шпагата;
- снять работу с пленки.
4.Назвать основные элементы филиграни (не менее 5-ти)
__________________________________________________________________________
5. Какие инструменты и материалы используются для работы:
__________________________________________________________________________
6. Назовите правила безопасной работы в технике джутовая филигрань:
__________________________________________________________________________
7. Закончи предложение Узор, построенный на ритмическом чередовании объектов
изображения, называется ______________________________________________________
8. Вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из
тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки –
это:
а) филигрань;
б) квиллинг.
9. Что такое джутовая филигрань?
а) скручивание шпагатной веревки;
б) скручивание бумажных полос;
в) скручивание атласных лент.
10. Как по-другому называется джутовый шнур?
а) шерстяная нить;
б) шпагат.
11. Определите этапы изготовления панно из джутового шнура:
а) помещаем лист с эскизом в канцелярский полиэтиленовый (прозрачный) файл;
б) делаем эскиз;
в) наносим клей по всему контуру эскиза рисунка;
г) выкладываем поверх клеевого контура отрезки шпагата;
д) расправляем тонкой металлической спицей нить по рисунку;
е) заполняем нитью полностью рисунок.
12. С каким материалом работал древний человек, создавая декор?
а) глина, камень, дерево;
б) кирпич, железо;
в) бетон, пластилин.
13. Что создают мастера декоративно-прикладного искусства?
а) иллюстрации;
б) предметы быта;
в) картины;
г) скульптуры.
14. Симметрия – это:
а) когда нет сбалансированности;
б) неуравновешенность предметов;
в) зеркальное отражение одной части на другую.
15. Орнамент – это:
а) изображение с применением кусков ткани, пришитых и приклеенных на основное поле;
б) узор, построенный на ритмическом чередовании объектов изображения;

в) прием в изобразительном искусстве, когда все произведение выполняется путем
приклеивания материалов, различных по цвету и фактуре, к основе – подложке.
16. Аппликация – это:
а) вид творчества с использованием спиц и крючка;
б) картина или украшение, созданное из кусочков ткани или бумаги, а также других
материалов, приклеенных друг к другу или сшитых между собой;
в) вид изобразительного искусства.
17. Правила работы с острыми инструментами. Выбери правильные:
а) держать ножницы острыми концами вниз;
б) оставлять ножницы на столе с раскрытыми лезвиями;
в) передавать ножницы закрытыми кольцами вперед;
г) пальцы левой руки держать близко к лезвию ножниц;
д) хранить ножницы после работы в футляре.
18. Что такое цветовая гамма?
а) сочетание цветов;
б) смешение цветов;
в) один цвет.
19. Что такое фон?
а) основной цвет бумаги, на который приклеиваются детали композиции;
б) цветовая гамма.
20. Композиция - это:
а) придание произведению единства и цельности
б) изображение предметов в пространстве
в) гармоничное расположение элементов по отношению друг к другу
21. Скрапбукинг – это:
а) бумажная филигрань;
б) вид декоративно-прикладного искусства, с помощью которого можно изготавливать и
декорировать фотоальбомы, открытки, блокноты;
в) выдавливание рельефного узора по трафарету.
22. «Канзаши» в переводе с японского –это:
а) ободок с цветами;
б) небольшая деревянная или костяная шпилька, которой поддерживают прическу;
в) брошь.
23. Как называются основные лепестки:
а) острые
б) круглые
в) спиральные
24. Как по-другому называется джутовый шнур?
а) шерстяная нить;
б) шпагат.
25. Что такое джутовая филигрань?
а) скручивание шпагатной веревки;
б) скручивание бумажных полос;
в) скручивание атласных лент.
26. Установи правильную последовательность изготовления лепестка из атласной
ленты:
а) сложить заготовки по диагонали;
б) место среза склеить с помощью свечи;
в) верхний и нижний углы завернуть к прямому;
г) склеить готовые лепестки между собой горячим клеем;
д) нарезать квадраты из ленты;
е) приклеить бусинку в середину.

Условия реализации программы
Программа «Мастерская» реализуется в помещении Дома детского творчества,
расположенного по адресу: ул. Кирова, 2. Для работы имеется учебный класс с
ученической мебелью, оборудованный персональным компьютером. В кабинете имеется
необходимая литература, технологические карты, карты с заданиями, а так же шкаф для
хранения работ, инструментов и расходных материалов.
Дидактические и методические материалы.







Для качественного проведения занятий в кабинете необходимо иметь:
образцы практических работ.
Материалы и инструментарий информационно - технологической
методической поддержки, как из коллекций классических произведений, так и из арсенала
авторских разработок педагога.
Подшивка журналов.
Словари художественных терминов.
Видеоматериалы.
Материально-техническое обеспечение:




















Нити: джут.
Альбомы для рисования.
Простые карандаши.
Клей ПВА.
Салфетки.
Ножницы.
Пинцеты.
Картон.
Ластики для стирания.
Файлы.
Бусины разного сечения.
Декоративные камни.
Клеенки на столы и тряпочки для вытирания рук.
Рамки для работ.
Декоративный шнур разных цветов.
Атласная лента.
Клеевой пистолет.
Фоамиран.
Кадровое обеспечение: занятия в творческом объединении « Мастерская» могут вести
педагоги дополнительного образования для детей, имеющие специальное образование или
курсовую подготовку. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования высшей категории Милостивая Оксана Геннадьевна

Список литературы
для педагога:
1. Рамазанова Р.У. 10уроковфилиграни.Издательство: М.: Профиздат, 1998
Интернет-ресурсы:
1. https://www.syl.ru/article/378968/djutovaya-filigran-idei-podelok-tehnika-rabotyi-sovetyinachinayuschim

2. http://sdelala-sama.ru/podelki/3238-filigran-iz-dzhuta-shemy-podrobnaya-tehnologiya.html
3. https://geoinzh.ru/dzhutovyie-filigrannyie-uzoryi/
4. http://ashanet.ru/article/378968/djutovaya-filigran-idei-podelok-tehnika-rabotyi-sovetyinachinayuschim
5. https://myhobby.guru/svoimi-rukami/dzhutovaya-filigran-shemy-uzorov-trafarety.html
для детей и родителей:
Вера Пушина.Декоративные изделия в технике "джутовая филигрань".
Издательство: Феникс, 2016 г.
Интернет-ресурсы:
1. https://www.labirint.ru/books/546543/
2.https://1igolka.com/rukodelie/dzhutovaya-filigran
3.http://tvorchestvovpodarok.ru/sample-page/

Календарно-тематический план
по программе «Мастерская»
на 2022-2023 учебный год
№

Тема

I.
Вводное занятие. (2ч.)
Знакомство с детьми. Рассказ о программе «Мастерская». План
работы. Правила техники безопасности. Входящая диагностика.
2.
II.
Канзаши. (8ч.)
История появления канзаши. Техника безопасности. Материалы и
инструменты. Разновидность форм лепестков, листиков.
3.
Основные приемы складывания лепестков. Выполнение острого и
круглого лепестка, сборка цветка.
4.
Цветы различной формы и различные по способу изготовления.
Выполнение розы из ленты шириной 2,5 см и 5 см.
5.
Цветы различной формы и различные по способу изготовления.
Выполнение тюльпанов из ленты шириной 2,5 и 5 см.
6.
III. Цветы из фоамирана. (6ч.)
История фоамирана. Материалы и инструменты. Выполнение
простых элементов из фоамирана.
7.
Виды фоамирана. Его свойства и качество. Изготовление мелких
цветов для заколки из фоамирана. Заколка «Ромашка».
8. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Работа с шаблоном. Брошь
«Розовое чудо».
9.
IV.
Скрапбукинг и его виды. (6ч.)
Разновидности скрапбукинга. Краткая характеристика,
отличительные особенности, основные элементы, материалы и
инструменты. Изготовление открытки «С днем рождения».
10. Основы скрапбукинга, кардмейкинга. Техника работы с фигурными
ножницами и дыроколами. Изготовление декоративных элементов,
цветов из бумаги для украшения открыток.
1.

Дата
проведения
занятия
01.09

08.09

15.09
22.09
29.09
06.10

13.10
20.10
27.10

03.11

11.
12.

13.
14.

15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

23.

24.

25.
26.

27.
28.

29.

30.
31.

Кардмейкинг как разновидность скрапбукинга. Подарок маме:
открытка и коробочка в технике «Кардмейкинг».
V.
Подарочная упаковка.(4ч.)
История появления идеи упаковывать подарки. Какой должна быть
подарочная упаковка. Изготовление подарочной коробки.
Виды упаковки и материалы. Выбор материала для изготовления
упаковки. Изготовление подарочной коробки, подарочного пакета.
VI.
Джутовая филигрань. (6ч.)
История филиграни, его особенности. Секреты мастерства. Термины
и базовые формы. Скручивание базовых форм. Создание
аппликаций из базовых элементов филиграни «Бабочка».

10.11

Преобразование одной формы в другую. Способы скручивания
фигурок, придания им формы способом выдавливания, вытягивания.
Объёмная филигрань. Изготовление сувенира «Корзиночка».
VII. Сувениры и украшения к празднику. (10ч.)
Открытка к 8 марта в технике Скрапбукинг. Работа со скетчами.
Блокнот в технике «Скрапбукинг» с элементами фоамирана.
Изготовление цветов, оформление обложки.
Ваза с элементами джутовой филиграни и фоамирана. Обмотка
емкости, изготовление элементов декора. Оформление вазы.
Веер из бросовых материалов. Изготовление основы веера и
заготовок цветов, оформление работы.
Панно в технике ассамбляж. Разработка эскиза, заполнение контура
работы, окончательная отделка.
VIII. Кукла Тильда . (12ч)
Игрушка «Тильда». История возникновения, отличительные
особенности. Об авторе: Тони Финангер.
Основные виды ручных швов, их применение. Знакомство с
ручными швами и их применением. Выполнение ручных швов по
образцу: «петельный», «вперед иголка», «строчка» или «назад
иголку», «потайной».
Раскрой, основные правила кроя по шаблону. Работа с чертежами и
выкройками. Знакомство с понятием «припуск на шов». Раскрой
куклы по шаблону.
Правила стачивание деталей кроя. Секреты набивки деталей.
Стачивание деталей куклы и набивка их синтепоном.
Основные правила соединения деталей куклы. Знакомство с
декоративными элементами. Сборка куклы. Последовательность
соединения деталей.
Изготовление одежды для куклы. Декорирование куклы по
собственному замыслу. Окончательная отделка куклы.

08.12

IX.Применение различных техник в одной работе. (6ч.)
Корзиночка из мыла с цветами в технике «Канзаши». Изготовление
заготовок для цветов, сборка цветка. Изготовление корзинки.
Декоративный велосипед с элементами джутовой филиграни, цветы
из фоамирана. Выполнение заготовок для велосипеда (обмотка
деталей джутом), изготовление заготовок цветов из фоамирана.
Декоративный велосипед с элементами джутовой филиграни, цветы
из фоамирана. Сборка велосипеда и букета, оформление работы.
X.Творческий проект. Тема на выбор. (10ч.)

30.03

17.11

24.11
01.12

15.12
22.12
29.12
19.01
26.01
02.02
09.02

16.02

02.03

09.03
16.03

23.03

06.04

13.04
20.04

27.04

33.

Алгоритм выполнения проекта. Выбор темы творческого проекта.
Подбор информации. Работа над эскизом. Подбор материала и
инструмента. Выполнение заготовок.
Технологическая карта. Выполнение заготовок.

34.

Сборка изделия.

11.05

32.

Выполнение заготовок и сборка изделия.
35. Заключительная часть. Вывод. Оформление работы.
36.
XI.Итоговое занятие. Защита проекта.
Итоговая аттестация, представление творческого проекта и защита.

04.05

18.05
25.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».