Sand art. Песочные фантазии

«Раз песчинка, два песчинка - так получится картинка»

Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения
Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»; Методическим рекомендациям по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области, Иркутск, 2016 г; Санитарными правилами СП СанПин
1.23685-21, утвержденные постановлением Главного Государственного врача РФ от 28
января 2021 г.
Программа «Sand-Art. Песочные фантазии» - это программа с нетрадиционной
техникой рисования, необычайно выразительна и чрезвычайно популярна во всем мире. Чего
только стоят завораживающие песочные шоу: когда под прекрасную музыку на световом
столе с помощью песка художники совершают волшебство. Это удивительное по
восприятию зрелище вызывает интерес не только у взрослых, но и у детей. С помощью света
и тени удивительным образом горсть песка можно превратить в тропический лес, космос,
подводный мир, в любого сказочного персонажа и не только.
Рисование песком – искусство достаточно молодое, появилось в 70-х годах ХХ
столетия, когда американский аниматор Кэролайн Лиф создала свой первый песочный
анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк». Позднее ее опыт переняли многие
аниматоры, один из которых – Ференц Како – попробовал создать динамический песочный
фильм, т.е. без монтажа, на одном дыхании. Его опыт стал весьма успешен и положил начало
новому виду искусства – искусству рисования песком. На сегодняшний день есть
знаменитые художницы песочной анимации, «Королевы песка», это Алина Хайрулина руководитель единственной в Татарстане школы песочной анимации, художник, создающий
восхитительные фильмы и композиции из песка, а так же она является основателем Школы
песочной анимации и крымчанка Ксения Симонова, создала и показала более 300 песочных
анимаций, более 200 из которых представлены в сети YouTube.
Научиться рисовать песком на световом столе может каждый! Рисование песком – это
техника, не требующая специальных навыков. Все, что необходимо для создания
неповторимых песочных картин - это желание рисовать и полет фантазии. А если рисунок не
получился, то это не беда! Для того чтобы изменить изображение, не нужен ластик,
достаточно просто провести ладонью по стеклу. На одной и той же поверхности можно
создавать рисунки бесконечное количество раз.
Направленность программы. Дополнительная общеразвивающая программа «SandArt. Песочные фантазии» имеет художественную направленность, которая является
стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения
(Б.Н. Неменский). Являясь наиболее доступным для детей, художественное творчество на
песке обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью.
Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих
способностей.
Актуальность программы. Песок для детей всегда был и остается наиболее
притягательным материалом. Рисование песком – новый и одновременно простой вид
изобразительной деятельности детей, доступный практически каждому и не требующий
специальной подготовки. В работе с песком заложены большие возможности не только для
эстетического и художественного воспитания учащихся, но и для развития их физических
качеств, таких, как подготовка руки ребенка к письму, развитие мелкой моторики, развитие
правого полушария мозга, в результате чего, у детей станет улучшение памяти, внимания,
речь станет чётче, разовьётся пространственное воображение. Но главное – это снижение
утомляемости и повышение самодисциплины и самоконтроля. Поэтому программа актуальна
и востребована у детей и их родителей. На современном этапе развития общества, программа
отвечает запросам учащихся и родителей.
Педагогическая целесообразность программы «Sand-Art. Песочные фантазии»

состоит в том, что программа направлена на интересы ребенка, в ней учтены потребности
ребенка и родителей. Их несколько: творческие, познавательные, коммуникативные,
компенсаторные, прагматические, профориентационные, досуговые.
Отличительные особенности программы является использование большого
количества разнообразных приемов работы с песком и использование динамических
приемов. На первом этапе программы обучающиеся знакомятся с простейшими приемами
рисования – насыпанием песка тонким слоем и работа пальцами, затем они учатся снимать
ладонью или кулаком песок определенной конфигурации, затем – работать двумя руками
симметрично, ставить точки.
Адресат программы: программарассчитана на детей от 7 до 11 лет, имеющих
различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие
какими-либо минимальными знаниями в художественнойобласти.
Численный состав учащихся определяется Уставом образовательной организации с
учетом рекомендаций СанПиН в объединении, и составляет не более 12-15 человек в одной
группе. Поло - возрастные особенности учащихся в комплектовании групп значения не
имеют. Состав группы: постоянный, разновозрастной. Набор групп осуществляется на
добровольной основе ребенка или по желанию родителя. Набор детей категории ОВЗ и
детей-инвалидов, по данной программе не предусмотрено.
Особенности возрастной группы: учащиеся 7-11 лет, это младший школьный
возраст (1-4 класс). В этом возрасте у детей большая подвижность, их стремление к беганию,
прыжкам, лазанию и неумение продолжительное время пребывать в одной и той же позе. В
этой связи, весьма важно, практиковать на занятиях различные виды учебной работы
(чередовать слушание с выполнением упражнений и других практических занятий,
применять наглядность, методы объяснения сочетать с беседой, проводить
"физкультминутки").
Подача материала должна быть в доступной и интересной форме, четкой и понятной
всем участникам процесса.
Учебный процесс должен быть ориентирован на развитие самостоятельности и
ответственности учащегося за результаты своей деятельности.
Формирование интереса подкрепляется одобрением, похвалой педагога, который
подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд.
Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда педагог
хвалит их.
В возрасте 7-11 лет ребенок склонен к фантазиям и воображениям, что позволяет
развивать в детях творческие возможности, дети могут создавать свои уникальные работы.
Только внимательное изучение и учет возрастных особенностей детей, создает
условия для получения высоких результатов реализации дополнительной общеразвивающей
программы и создания благоприятного климата в творческом объединении.
Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения(36 недель;
9 месяцев).
Объем программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы: 72 часа.
Форма обучения: очная. Форма организации образовательного процесса – групповая.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного
творчества, способствуя накоплению опыта творческого общения и сплочению коллектива.
При необходимости используется дистанционная форма обучения. В организации
дистанционного обучения по программе используются следующие виды обучения, как
офлайн-обучение и онлайн-обучение через приложение Zoom или Tims, а так же виде
отправленных ссылок на готовое занятие с выполнением домашнего задания) в чаты
Viber,WatsUp, ВКонтакте и т.д.
Режим занятий: Занятия проводятся в первой и второй половине дня, в зависимости
от школьного расписания учащихся. Периодичность - 2 раза в неделю. Продолжительность
занятий 45 минут. Срок реализации данной программы один год.
Цель программы: развитие самостоятельной творческой деятельности детей
посредством привлечения к созданию изображений с помощью песка на световом планшете.

Занятия по данной дополнительной общеразвивающей программе способствуют
решению следующих задач:
Обучающие:
 изучение свойств художественных средств рисунка на песке. Освоение различных
приемов выразительности в рисунке песком.
 обучать техническим приемам и способам изображения с использованием песка.
 формировать сенсорные способности, аналитическое восприятие изображаемого
предмета.
 продолжать знакомить детей с особенностями песка, его свойствами (сыпучесть,
рыхлость, способность пропускать воду);
 овладение основами насыпания и прорисовывания пальцами и предметами;
 умение грамотно строить композицию с выделением композиционного центра;
Развивающие:
 развитие творческих способностей на основе знаний, умений и навыков детей;
 развитие памяти, внимания, глазомера, мелкой моторики;
 развитие образно – логического мышления, художественного вкуса;
 улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;
 развитие коммуникативных навыков;
 развитие инициативности, любознательности, активности;
 развивать умение совместно работать со сверстниками в группах разной
комплектации, планировать деятельность.
Воспитательные:
 формирование уважения к труду;
 выработка усидчивости, терпения, самостоятельности;
 воспитание бережного отношения к культурным ценностям;
 воспитание способности к самореализации и саморазвитию;воспитание бережного
отношения к инструментам, приспособлениям, материалам.
 формирование эстетического вкуса;
 формирование умения работы в коллективе над проектами;
 формирование художественно-творческой активности.
Программа «Sand-Art. Песочные фантазии» имеет основные три раздела,
которые тесно связаны между собой:
I. Основные техники рисования песком
II. Тематическое рисование
III.Создание анимации на песке
Работа по данным разделам осуществляется последовательно, от простого к
сложному. Содержание программы построено таким образом, что каждая тема занятия
прорабатывается, повторяется и закрепляется во всех 3 разделах.
I. Основные техники рисования песком
Данный раздел включает репродуктивные графические упражнения, приемы рисования по
образцу рисования песком. Результатом деятельности являются простейшие рисунки,
выполненные различными способами рисования песком. В данном разделе внимание
сосредоточено на технике изображения. В тоже время не исключены элементы проявления
ребенком элементов творчества в изображении предметов. Творчество проявляется во
внесении ребенком изменений в изображении формы, ее трансформации.
II. Тематическое рисование
Сформированные графические навыки позволяют ребенку перейти на выполнение
тематического рисования, рисование сюжетных картин, связанные с построением
композиции картины, изображение предметов на всей плоскости светового стола, с учетом
соотнесения света и тени, месторасположения предметов (вблизи, вдали), а также с
самостоятельным выбором техник рисования песком.
III. Создание анимации на песке

Следующий раздел включает в себя придумывание и анимацию мини-сказки или фрагмента
истории. Работа с ребенком по песочной анимации начинается с создания сценария.
Содержание анимации задается педагогом или совместно с ребенком в рамках темы занятия.
Далее производится раскадровка – продумывание самих изображений и способов перехода
одного изображения в другое. Процесс рисования сопровождается музыкальными
произведениями, отражающие содержание анимации. Предусмотрена итоговая работа, где
результатом деятельности является анимационный фильм (сказка) и его демонстрация. В
завершении осуществляется рефлексия.

Планируемые результаты:
В результате освоения программы учащиеся будут
знать:
•
основные свойства кварцевого песка, цветного песка;
•
способы рисунка обычным и цветным песком;

историю возникновения и развития песочной анимации;

технику работы на песочном столе;

основные средства композиции. А именно: линия, пятно, контрасты цвета, размера,
формы, и др.;

порядок выполнения песочной анимации;

технологию работы с различными материалами;

о технологии создания сюжета для песочной анимации.
уметь:
•
заполнять песком контуры рисунка;
•
пользоваться иллюстративным материалом;
•
применять стилизацию;

ритмично наносить песком штрихи, линии, пятна;

работать кистью и пальцами обеих рук;

передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции;

регулировать длину замаха руки при создании длинных и коротких линий;

рисовать песком разными техниками, сменять образы на световом столе;

составлять композиции в статике и динамике.
•
изображать предмет пальцами, создавать фон для изображения;
•
фантазировать на заданную тему;
•
применять вспомогательные предметы в декоре рисунка;
•
пользоваться различными предметами для проведения разных типов линий;
•
работать в коллективе;
•
пользоваться художественными техниками и средствами.

Учебный план:
№

Раздел

1. Вводное занятие.

Количество часов
Теория Практи
Всего
ка
2
2

2. Основные приёмы и технические
элементы рисования песком.
3. Тематическое рисование

2

7

9

6

35

41

4. Анимация на песке

4

14

18

Форма
контроля
Опрос
учащихся
Устный
опрос
Самостояте
льная
работа,
кроссворд.
Самостояте
льная

5. Итоговая аттестация

6. Итоговое занятие
Итого

-

1

1

1
15

57

1
72

работа.
Творческая
работа.
Тестирован
ие.
Творческая
работа.
Выставка.

Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие. (2ч)
Введение в программу «Sandart. Песочные фантазии» (1ч) – Цели, задачи
программы. Демонстрация песочного стола, знакомство с правилами рисования на песке,
знакомство с песком. История появления и развития песочной анимации. Знакомство с
рабочим местом и материалом;
Добро пожаловать в «волшебный мир песка» (1ч) – Знакомство со способами и
техникой рисования песком. Просмотр видеоматериалов по работе с песком. Задания:
захватить песок в щепотку и разжать; сжать песок, мелко перебирая пальцами, потихоньку
высыпая из пальцев; засыпать палец и ладонь песком другой рукой и наоборот; выложить по
насыпанной дорожке горошины или камешки; перетереть песок между ладонями.
Тема 2. Основные приёмы и технические элементы рисования песком (9ч)
Песок – та же краска, только работает по принципу «света» и «тени». Существует несколько
способов рисования на песочном столе. Самый простой: светлым по тёмному. Сначала
готовим фон: тонкий, равномерный слой песка. Можно использовать любой способ создания
фона: боковой, вертикальный, горизонтальный, главное, чтобы он получился
полупрозрачным.
Основные приемы:
-Техника «засыпания»– используется для создания затемненных поверхностей.
Данная техника позволяет создавать градации и тонкие переходы на темных участках
рисунка. Набираем песок в кулак и держим его над поверхностью, повернув пальцы вниз, но
сжимаем их не очень сильно – таким образом, чтобы песок мог сыпаться сквозь щелочки.
Совершая небольшие движения из стороны в сторону параллельно поверхности, аккуратно
рисуем темную поверхность в нужном месте;
- Техника «тёмным по светлому» («насыпания») – взяв песок в кулак (ситом),
сжимаем его и держим вертикально, чтобы пальцы были обращены к рисующему. Рукой,
находящийся в нескольких сантиметрах от поверхности, начинаем водить по нужному
контуру. Песок должен высыпаться тонкой струйкой из отверстия между ладонью и
согнутым мизинцем. Силой сжатия пальцев контролируем ширину линии. Чем быстрее вести
линию, тем тоньше и изящней она получится. Данный вид техники применяется для
затемнения элементов рисунка внутри контуров или получения темных фигур с простым и
сложным очертанием. Положение руки и песка остаются прежними, меняются лишь
движения кисти, они напоминают штрихование карандашом;
- Техника «отпечатка»– помогает добиваться имитации различных фигур и
материалов. В зависимости от нужной фактуры и общего замысла можно использовать
отпечатки все ладони, пальцев, ребра ладони (например: прыгают зайчики, идут медвежата,
бегут жуки). Также можно использовать различные предметы: расческу, кисти, формочками
для пластилина, наборы для песочницы, использование шаблонов и контуров, резиновые
мячи с шипами и т.д. Изображения получают, нанося на фон линии, точки и другие фигуры
пальцами, боковой стороной ладони, внутренней частью ладони. Тонкий слой раздвигают,
разгребают по фону.
Техники легко можно комбинировать, совмещать в одной композиции.

Технические элементы рисования:
«Великолепные линии, интересные фигуры». Познакомить детей с техникой
рисования песком. Учить детей приемам рисования:
- кулаком (круговое протирание тыльной стороной кулачка по фону);
- ладонью;
- ребром большого пальца;
- ребром ладони; (тыльной стороной ладони одной руки и обеих рук одновременно);
- щепотью (насыпание песочной струёй: песок зажат в кулаке, слегка разжав кулак,
высыпаем песок тонкой струйкой на поверхность стекла).
- мизинцами;
- одновременное использование нескольких пальцев (песок раздвигается пальцами по фону);
- симметрично двумя руками;
- отсечение лишнего (лишний фон вокруг центрального образа отсекается);
- песочная струя (песчинки попадают в одну точку- круг; песочная струя рассыпается
зигзагом- волны, чайки…; песочная струя рассыпается дугой- холмы, горы…; песочная струя
рассыпается линией- дороги, дома…; песочная струя рассыпается замкнутой линиейвоздушные шары, облака…; песочная струя рассыпается спиралью – порыв ветра, снежные
бури…;
-ситом, формочками для пластилина, наборы для песочницы с целью создания
всевозможных отпечатков;
- использование шаблонов и трафаретов, с помощью предметов – манипуляторов.
Практическая работа: «Веселые грибочки» -Насыпание из кулачка, рисованием одним
пальцем.
«Натюрморт» - Рисование одним пальчиком, пальчиками всей кисти руки.
«Засыпушки». Техника засыпания (соление) поверхности для рисования – фон.
«Падают листья». Рисование с использованием шаблона. (Подготовка шаблонов).
«Волшебное превращение». Превращение геометрических фигур в интересные и понятные
картинки. Заполнение фигуры внутри. Дорисовка.
Тема 3. Тематическое рисование (41ч)
«Фрукты, овощи, ягоды» (3ч) - Рисование одним пальчиком, кулачком «Овощи на грядке»,
«Фрукты в корзине».
«Цветы» (2ч) - Показать способы изменения образа путем добавления деталей (бутоны
цветов, дорисовываем лепестки; превращаем ромашки в астры, астры в розы. Практическая
работа: «Букет тюльпанов»,«Цветы с полянки».
«Насекомые» (2ч) – Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно. Дополнять
рисунок декоративными элементами. Воспитывать любовь к насекомым. (Бабочки,
гусеницы, жуки).
«Деревья и кусты» (3ч) - Насыпание из кулачка, рисование ладонью, всеми пальцами,
симметрично обеими руками.
«Морской мир» (3ч) – Рисование пальчиками, ладошкой. Объединение нескольких техник:
кулачком, одновременно используя несколько пальцев, насыпание из кулачка. Поддерживать
стремление создать образ подводного мира. Развивать представление об обитателях
подводного мира. (Рыбы, морское дно, морские обитатели) Практическая работа: «Золотая
рыбка», «Осьминог, медуза», «Краб», «Водоросли»
«Птицы» (3ч) – Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и
прямые линии непрерывно. Дополнять рисунок декоративными элементами. Воспитывать
любовь к птицам (перелетные, водоплавающие).Практическая работа: Рисуем «Голубь»,
«Сова», «Аист»
«Животные» (5ч) – Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой
рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии

(прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ.
Продолжать изучать диких животных. Закрепить умение равномерно наносить песок.
Практическая работа: нарисовать кота, слона, жирафа, льва, крокодил.
«Профессии» (2ч) - Используя различные техники, рисовать предметы определенных
профессий. Игра. Угадать профессию по 2-3 предметам.Игра: суть игры заключается в том,
что без изображения людей, рук, портретов и без слов, нужно нарисовать определенную
профессию с помощью предметного мира. То есть благодаря различным предметам показать
профессию и сразу нужноограничить количество предметов до трех.
Эта игра развивает логику, креативный ум и образное мышление!
«Человек» (6ч) – Рисовать людей указательным пальцем, ладошкой (мужские, женские).
Элементы одежды прямыми, извилистыми, длинными, короткими линиями (одежда по
сезонам).
«Зима. Новогодний праздник» (4ч) - Продолжать знакомство с приемами рисования
кулачком по песку, показать способы рисования на песке дополнительными инструментами
(рисуем тонкой палочкой елочные украшения, коробки подарков).
Практическая работа: рисуем «Сугробы, снеговик», «Елочки – красавицы», «Подарок»,
«Зимний вечер»
«Праздничная карусель» (3ч) - Учить украшать простые по форме предметы, нанося
простые по форме элементы. Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром
ладони. Практическая работа«Подарок для папы» «Подарок для мамы»
«Сказочные и мультипликационные герои» (5ч) - Используя
технику высекания,
нарисовать силуэт героя. Используя всю ладонь или несколько пальцев прорисовать детали.
Оформить фон используя дополнительные инструменты.
Тема 4. Анимация на песке (18ч). Создание анимации на песке.Учащиеся учатся
создавать образы под музыку, развивать творческое воображение, рисовать пальцами
синхронно. Побуждать к творческим замыслам и решениям, развивать фантазию, закреплять
знакомые приемы. Учатся творчески выражать свой замысел, закреплять способы рисования.
Развивать чувство композиции, чувство фактурности. Развивать тактильную
чувствительность и моторику пальцев.
«Горный
пейзаж» (2ч)
Познакомиться
с
определениями
горы,
хребты,
равнины. Изображение элементов гор и горных массивов в плоскостной и объемной графике.
Показать способы рисования гор, разобрать ошибки (избегать «заборчики»)
«В далеком космосе» (2ч) – Развивать чувство композиции. Уточнять представления о
космосе. Практическая работа: Рисование звезд и комет, планет, космических кораблей,
тарелок и инопланетян.
«Мой город» (2ч) – Показать способы рисования кулачком (высотные дома, рисование
одним пальцем телевизионные антенны). Рисование домов дополнительными
приспособлениями (пульт). Рассматривание фотографий с видами г. Нижнеудинска,
самостоятельная деятельность детей.
«Мы рисуем, что хотим» (3ч) - Совершенствовать умения и навыки в свободном
экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального
напряжения.
«День Победы» (2ч) – Продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя
руками, используя дополнительные инструменты Создание условий для рассматривания
иллюстраций на тему «ВОВ», «9 Мая – день Победы».
Творческая работа. Совместная проектная деятельность «Ничто не забыто, никто не
забыт».
«Нарисуй сказку» (7ч) – Ребятам предлагается придумать сказку или взять знакомую им,
продумать сюжет и нарисовать по кадрам. 3-4 кадра со сменой действий.

5.Итоговая аттестация. (1ч) - Практический зачёт: Индивидуальная творческая
работа, составление композиции на определенные темы (объекты природы, птицы,
животные, человек).
6. Итоговое занятие. (1ч) - Награждение лучших учащихся.

Методические материалы
Sand art – это вид искусства, который подходит всем возрастным категориям, а
особенно с песком любят играть дети. Песочное рисование очень полезно гиперактивным
детям. Играя с песком, ребенок учится строить прекрасные песочные «картины», создает
различные изображения. А это помогает развитию у ребенка эстетического и
художественного восприятия. При этом развивается фантазия, внимание, улучшается
координация движений, пространственное восприятие. Рисование на песке и с помощью
песка отличается от традиционного не только своими изобразительными свойствами, но и
психологическими. Сделанный таким образом рисунок нельзя положить в альбом, чтобы
показать кому-то или повесить на холодильник; он эфемерен, сиюминутен, и именно это
обстоятельство не дает созидательному мотиву измениться, не провоцирует сдвига мотива на
цель, то есть не переносит ценность процесса на результат. Если в ходе обыкновенного
рисования такое вдруг происходит, то ребёнок впоследствии начинает рисовать только ради
«результата», а если при этом у него что-то не получается, то он теряет интерес к
деятельности в целом, у него пропадает желание действовать. Песок в этом смысле свободен
и передаёт эти крылья свободы творящему ребёнку: у него закрепляется направленность на
процесс, а не результат, а именно такая направленность и есть залог развития.
Рисование происходит непосредственно пальцами по песку. Что способствует
развитию сенсорных ощущений, раскрепощает и гармонизирует действия рук; развитию
мелкой моторики, что положительно влияет на развитие речи и мышления; а так же
способствует развитию двух полушарий (так как рисование происходит двумя руками). Не
секрет, что такое рисование полезно для формирования навыков письма. Нет ни одного
отрицательного фактора, который бы мог быть против того, чтобы рисовать песком на
стекле. Также это отличный, достаточно активный отдых, доставляющий удовольствие
детям.
Современные исследования доказывают, что занимаясь рисованием песком, ребенок
не только овладевает практическими навыками, не только осуществляет творческие
замыслы, но и расширяет кругозор, воспитывает свой вкус, приобретает способность
находить красоту в обыденном, развивает зрительную память и воображение, приучается
творчески мыслить, анализировать, обогащать. А эти качества нужны любому человеку.
Можно точно сказать, что рисование песком рекомендовано всем возрастам без
исключения – детям и взрослым не только как творческая деятельность, но и как
медитативная, расслабляющая техника, укрепляющая здоровье.
Принципы реализации программы:
В основу проекта заложены общедидактические принципы:
1. Системность предполагает регулярное последовательное выполнение этапов развития
мелкой моторики занятия.
2. Повтор позволяет каждому ребенку прочно усвоить материал в индивидуальном для него
темпе. Для эффективного повторения необходимо сочетание с новым, чтобы процесс
повторения носил вариативный характер.
3. Наглядность осуществляется путем эмоционального показа выполнения педагогом,
разными играми.
4. Доступность и индивидуализация предусматривает учет возрастных особенностей и
возможностей детей.
5. Постепенное повышение требований. Переход к новым сложным техникам рисования
должен происходить постепенно.
Методы:
1. Наглядные;

2. Словесные;
3. Практические;
4. Игровые.
Простые графические упражнения.
— Выбирать или насыпать прямые линии: дорожки, провода, столбы, заборчики, дождик;
— Выбирать и насыпать волнистые, а потом и замкнутые линии: волны, дым, фонтанчик,
бусы;
— Перейти к насыпанию контуров и выбиранию предметов геометрической формы;
— Несложные сюжеты: молния, радуга, высокие горы;
Если исходить из принципа графики, хорошо познакомить ребёнка с её элементами.
— Точка. Маленькая, побольше и так далее (сливка, яблочко, луна, солнце, а две точки
рядом — уже цыплёнок, овал и круг — цапля).
— Линия. Линии бывают разные и могут передавать настроение: лёгкие, весёлые, колючие,
нежные, игривые, загадочные (кружить, не отрывая пальца от стола).
— Пятна различаются по плотности, составу и объём. Из них создаётся образ. Пятно из
точек превращается в кашу на тарелке, в овечку; несколько такихпятен — в образ дерева
(добавить несколько линий). Пятно из штрихов (коротких линий) легко превратить в ёжика.
— Элемент спирали. Причём скованным, замкнутым детям советуем спираль раскручивать
из одной точки — разворачивать. А гиперактивным, наоборот, скручивать — это их
успокаивает и уравновешивает.

Виды занятий:
- занятия по приобретению новых знаний;
- практические занятия по формированию умению и навыков;
- занятия по применению знаний, умений и навыков на практике;
- комбинированные занятия;
- контрольные занятия.
Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой
деятельности. Каждая новая тема предполагает повторение теоретического материала с его
углублением и усложнением, обращение к которым диктует практика. Такие методические
приемы, как «забегание вперед», «возвращение к пройденному», придают объемность
«линейному», последовательному освоению материала.

Календарный учебный график
на 2022-2023 учебный год

Раздел/месяц

сент

октяб

ноябр

декаб

январ

февра март апре

май

Всего

ябрь

1.Вводное занятие
2. Основные
приёмы и
технические
элементы
рисования песком
3.Тематическое
рисование
4.Создание
анимации на песке
5.Итоговая
аттестация
6. Итоговое занятие

2
(1/1)
6
(1/5)

рь

ь

рь

ь

ль

ль

Теори
я/прак
тика
2 (1/1)

3
(1/2)

6
(1/5)

9
(2/7)

9
(1/8)

8
(1/7)

6
(1/5)

8
(1/7)

4
(1/3)
4
(1/3)

8
(2/6)

Всего

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

6
(1/5)
1
(-/1)
1
(1/-)

41
(6/35)
18
(4/14)
1
(-/1)
1
(1/-)
72
(14/58)

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель (273 дня)
16 недель (86 дней)
20 неделя (97 дней)
4я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023- 31.08.2023

Оценочные материалы
Формы подведения итогов:
Подведение итогов по результатам освоения материала данной программы
проводится в ходе промежуточной и итоговой аттестаций, путем выполнения творческой
работы учащихся. Умения детей должны расшириться и совершенствоваться.
Ребятам предлагается выполнить задание – «Нарисуй сказку» и фиксируются в
таблице приемы, которые использует ребенок при самостоятельном выполнении задания.
Задание - нарисуй сказку.
Таблица мониторинга освоения приемов рисования.
№

Фамилия Имя
Ребенка

Приемы рисования:
1. Насыпание
2. Отсечение лишнего

1

2

3

4

5

6

7

Количество
баллов

Уровень

3. Симметричное рисование
4. Использование нескольких пальцев одновременно
5. Творческая самостоятельность
6. Фон
7. Использование декоративных элементов
Если ребенок самостоятельно и уверенно использует прием, то в фиксационной таблице
ставится 1 балл, если прием не используется – 0. После завершения ребенком работы,
подсчитывается общее количество баллов, которые набрал ребенок, определяется общий
уровень сформированности навыков рисования песком.
1-3 балла-низкий уровень
4-5 балла-средний уровень
6-7 баллов-высокий уровень.
Взаимодействие с родителями:
- Открытое тематическое занятие (раз в год);
- Мастер-класс для родителей (2 раза в год)
Методическое обеспечение программы
№

Изучаемый
раздел

Форма занятий

1.

Вводное занятие - Беседа.
-Традиционная.

2.

Основные
приёмы и
технические
элементы
рисования
песком

- Беседа.
- Традиционная.
- Мастер-класс.

3.

Тематическое
рисование.

- Беседа.
- Урок-игра.
- Дидактическая
сказка.

4.

Создание
анимации на

- Урок-игра.
-Беседа.

Методы
- Словесный.
- Работа с
литературными
источниками.
- Словесный.
- Работа с
литературными
источниками.
- Наглядный.
- Аудиовизуальный.
- Практическая
деятельность.
- Самостоятельная
работа.
- Работа под
руководством
педагога.
- Словесный.
- Работа с
энциклопедической
литературой и
другими
литературными
источниками.
- Наглядный.
- Проблемное
обучение.
- Самостоятельная
работа.
- Диагностика
результативности.
- Практическая
работа.

Итог
практической
деятельности
- Собеседование.

- Собеседование.
-Творческая
работа.

- Практическая
работа.

-Практическая
работа.

песке

5.

Итоговое
занятие

-Урок-конкурс.

- Самоанализ.
- Конкурс.
- Выставка.

-Проектный.
- Самостоятельная
работа.
- Диагностика
результативности.
- Собеседование.
- Творческая работа.
-Диагностика
результативности.

-Творческая
работа.

-Анализ итогов
освоения
образовательной
программы.

Правила работы с песком повторяем перед каждым занятием:
1. Перед началом и по окончании занятий с песком необходимо мыть руки;
2. Категорически нельзя бросаться песком; Нельзя брать его в рот, тереть глаза;
3. Не встряхивать песок на пол и не вытирать об себя руки;
4. Нельзя намеренно выбрасывать песок из песочницы.
5. После игры надо убрать все на свои места.

Условия реализации программы
Программа
реализуется
на
базе Муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества г. Нижнеудинск» по адресу:
г.Нижнеудинске, ул. Кирова, дом 2.
В помещении имеется учебный кабинет, оборудованный ученической мебелью,
мультимедийным оборудованием. Имеется шкаф для хранения пособий и оборудования. В
помещении есть возможность пользоваться раковиной с водой.













Материально-техническая база
световой стол (планшет) - 11шт;
кварцевый песок классического песочного цвета (фракция 0,5 мм);
кварцевый песок белого цвета (фракция 0,1 мм);
цветной песок (фракция 0,1 мм);
антистатик для обработки поверхности планшета;
миниатюрные игрушки (люди, животные, растения, насекомые, здания, транспорт, мебель,
продукты и т.д.);
природные объекты (ракушки, камни, ветки, шишки);
подручные материалы (ключи, коктельные трубочки, детали конструктора, кубики,
бижутерия, пуговицы и т.д.);
предметы для работы с песком (совочки, грабельки, сито, мячики массажные, формочки,
воронки, мельницы;
специальные карандашидля песка, гребенки, счетные палочки;
трафареты.
Кадровое обеспечение
Данную программу может вести педагог дополнительного образования для детей,
имеющие специальное образование или курсовую подготовку.
Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного образования высшей
квалификационной категории Милостивая Оксана Геннадьевна.
Прошла специализированные курсы:
 29.04.2021, 5 часов "Песочная терапия: возможности и эффективность применения в
системе дошкольного и начального общего образования";
 08.05.2022, 2 часа "Использование интерактивной песочницы в ДОУ"
Особые условия

Противопоказанием к работе с песком является:аллергия на пыль и мелкие частицы;
лёгочные заболевания;кожные заболевания и порезы на руках.

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

для педагога:
Выготский Л. С. «Воображение и творчество в детском возрасте»,Санкт Петербург,
1997 г.
Зинкевич Т.Д.- Евстигнеева. Практикум по сказотераппии. СПб.-2001г.
Исхакова М. С. Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа,
художественной направленности «Пескография».
Лютова Е.К. Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых. М.-2000г.
Молева Н.М. «Выдающиеся русские художники-педагоги», М., 1991 г.
Никитина О.Н. Песочное рисование в психолого-педагогической практике. СПб.2013г.
Неменский Б. М. «Мудрость красоты», М., 1981 г.
Соснина М.В. Метод sand-art.Ресурсы рисования песком СПб.-2012г.
Яковлева Н. Психологическая помощь дошкольнику. СПб.-2002г.
Интернет - ресурсы:
1. http://www.sandpictures.ru
2. http://www.jlady.ru
3. http://www.u-sovenka.ru
4. http://www.vita-studia.com
5. http://www.mc-art.ru
6. http://www.sandproject.ru
7. http://www.jlady.ru/interesno/risovanie-peskom.html
8. http://tobemum.ru/poleznoe/risuem-peskom-na-stekle/
9. http://megapoisk.com/risovanie-peskom-na-stekle-dlja-nachinajuschih
10. http://www.youtube.com/watch?v=BleM...feature=related
11. http://yerevan.ru/2013/02/13/pesochnaya

для детей и родителей:
1. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия
– СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 1998.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Коррекционные, развивающие и
адаптирующие игры. — СПб.: Детство-Пресс, 2002г.
3. Зейц Мариелла. Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница. –М.:ИНТ, 2010г.
4. Компанцева Л.В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.,1985г.
5. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. –
М.,1987г.
6. Нестеренко О.И. Краткая энциклопедия дизайна. – М.,1994г.
7. Одноралов Н.В. «Материалы, инструменты и оборудование в изобразительном
искусстве. – М.,1983г.
8. Основы декоративного искусства в школе. Под ред. Б.В. Нешумова, Е.Д.Щедрина.–
М., 1981г.
9. КузинВ.С. Программно-методические материалы. Изобразительное искусство.

Календарно-тематический план
по программе «Sandart. Песочные фантазии»
на 2022-2023 учебный год
№ п/п
занятия
1.

2.
3.

4.
5.

6.
7.
8.

9.
10.
11.

12.

13.
14.

15.
16.

17.

18.

19.

Тема занятия
1.Вводное занятие. (1ч) Введение в
программу«Sandart.Песочные фантазии». История
появления.
Добро пожаловать в «волшебный мир песка». Свойство
песка. Оборудование. Материалы и инструменты.
2. Основные приемы и технические элементы
рисования песком.(9ч) Виды фонов. Отработка фона на
планшете.
Основные приемы и технические элементы рисования
песком. Рисуем элементы на планшете.
Основные приемы и технические элементы рисования
песком. Проработка техники высыпания из кулака,
песочная струя на планшете.
Основные приемы и технические элементы рисования
песком. Рисуем ребром ладони, ребром большого пальца.
Основные приемы и технические элементы рисования
песком. Рисуем кулаком, щепотью.
Основные приемы и технические элементы рисования
песком. Рисуем симметричное изображении, отсекая
лишнее вокруг.
Основные приемы и технические элементы рисования
песком. Рисуем по «светлому»
Основные приемы и технические элементы рисования
песком. Рисуем по «темному».
Основные приемы и технические элементы рисования
песком. Рисуем с использованием вспомогательных
приспособлений.
3. Тематическое рисование. (41ч) «Фрукты, ягоды,
овощи»
Рисуем вишню одним пальчиком и песочной струей.
Тематическое рисование. «Фрукты, ягоды, овощи»
Рисуем яблоко кулачком и щепотью.
Тематическое рисование. «Фрукты, ягоды, овощи»
Рисуем корзину с виноградом, используя технику по
«темному».
Тематическое рисование. «Цветы».
Рисуем пион, одуванчик техникой песочная струя.
Тематическое рисование «Цветы».
Рисуем розы, тюльпаны способом изменения образа
путем добавления деталей.
Тематическое рисование «Насекомые»
Рисуем бабочку с использованием шаблона и дорисовка
элементов.
Тематическое рисование «Насекомые»
Рисуем гусеницу техникой насыпания из кулочка,
рисование одним пальцем.
Тематическое рисование. «Деревья и кусты».
Рисуем дерево ребром большого пальца и высекаем из
основного фона.

Дата проведения
Группа 1
Группа 2
05.09
02.09

06.09

06.09

12.09

09.09

13.09

13.09

19.09

16.09

20.09

20.09

26.09

23.09

27.09

27.09

03.10

30.09

04.10

04.10

10.10

07.10

11.10

11.10

17.10

14.10

18.10

18.10

24.10

21.10

25.10

25.10

31.10

28.10

01.11

01.11

07.11

08.11

20.

21.
22.

23.

24.
25.
26.

27.

28.
29.
30.
31.

32.

33.

34.

35.
36.
37.

38.
39.
40.

Тематическое рисование «Деревья и кусты».
Рисуем елочку-красавицу двумя способами:
симметричное рисование ребром ладони и мизинцем,
большим пальцев.
Тематическое рисование. «Деревья и кусты».
Рисуем аллею деревьев способом насыпания.
Тематическое рисование «Морской мир».
Рисуем золотую рыбку, используя одновременно
несколько пальцев.
Тематическое рисование «Морской мир».
Рисуем осьминога и медузу с использованием
одновременно несколько пальцев и кулака.
Тематическое рисование «Морской мир».
Рисуем краба, водоросли, объединяя несколько техник.
Тематическое рисование «Птицы».
Рисуем голубя, ребром большого пальца.
Тематическое рисование «Птицы».
Рисуем аистов, используя указательный палец и ребро
большого пальца.
Тематическое рисование «Птицы».
Рисуем сову, используя большой палец, ребро кулака,
технику насыпания.
Тематическое рисование «Животные»
Рисуем крокодила, используя несколько техник.
Тематическое рисование «Животные».
Рисуем кота, высекая силуэт из фона.
Тематическое рисование «Животные».
Рисуем жирафа, используя несколько техник.
Тематическое рисование «Животные».
Рисуем льва, ребром большого пальца, кулаком и
техникой насыпания.
Тематическое рисование «Животные».
Рисуем слона, используя одновременно несколько
падьцев.
Тематическое рисование «Профессия».
«Угадай профессию», используя различные техники,
рисуем три предмета.
Тематическое рисование «Профессия».
Творческое задание: Нарисуй профессию по трем
предметам и предложи соседу угадать.

08.11

11.11

14.11

15.11

15.11

18.11

21.11

22.11

22.11

25.11

28.11

29.11

29.11

02.12

05.12

06.12

06.12

09.12

12.12

13.12

13.12

16.12

19.12

20.12

20.12

23.12

26.12

27.12

27.12

30.12

Тематическое рисование «Человек».
Рисуем фигуру человека, высекая из основного фона.
Тематическое рисование «Человек».
Рисуем фигуру человека техникой насыпания.
Тематическое рисование «Человек».
Рисуем профиль человека, используя несколько техник
одновременно.
Тематическое рисование «Человек».
Высекаем профиль женского лица из основного фона.
Тематическое рисование «Человек».
Высекаем женский профиль и превращаем его в мужской.
Тематическое рисование «Человек».
«Состариваем» женский профиль техникой насыпания и
щепоткой.

16.01

17.01

17.01

20.01

23.01

24.01

24.01

27.01

30.01

31.01

31.01

03.02

Тематическое рисование «Новый год».
Рисуем снеговика, сугробы, ладонью, кулаком, ребром
большого пальца.
Тематическое рисование «Новый год».
Рисуем елку с подарками, используя несколько техник
рисования.
Тематическое рисование «Зима. Новый год».
Рисуем зимний пейзаж, используя различные техники.
Тематическое рисование «Зима. Новый год».
Рисуем новогоднюю открытку, используя изученные
техники рисования.
Тематическое рисование «Праздничная карусель»
Рисуем праздничную открытку папе, используя несколько
техник одновременно.
Тематическое рисование «Праздничная карусель»
Рисуем подарок маме «Ваза с цветами», используя
технику высекании и насыпания.

06.02

07.02

07.02

10.02

13.02

14.02

14.02

17.02

20.02

21.02

21.02

24.02

47.

Тематическое рисование «Праздничная карусель»
Рисуем открытку любимой бабушке, используя несколько
техник одновременно.

27.02

28.02

48.

Тематическое рисование«Сказочные и
мультипликационные герои»
Рисуем кошечку Карамельку из м/ф «Три кота»,
используя технику насыпания и песочная струя.
Тематическое рисование«Сказочные и
мультипликационные герои»
Рисуем кота Леопольда, используя несколько техник
одновременно.
Тематическое рисование«Сказочные и
мультипликационные герои»
Рисуем Винни-пуха, используя кулак, щепотку.
Тематическое рисование«Сказочные и
мультипликационные герои»
Рисуем Смешариков, используя несколько техник
одновременно.
Тематическое рисование«Сказочные и
мультипликационные герои»
Творческое задание: нарисовать любимого
мультипликационного героя из мультфильма.
4. Анимации на песке. (18ч) «Горный пейзаж»
Рисуем техникой насыпания, песочная струя.
Создание анимации на песке. «Горный пейзаж»
Прорисовываем пейзаж, затем меняем сюжетную линию
видом из окна, используя технику насыпания и несколько
пальцев одновременно.
Создание анимации на песке. «В далеком космосе»
Рисуем по «темному» отдельные космические элементы,
выстраивая сюжетную линию.
Создание анимации на песке. «В далеком космосе»
Рисуем космос и превращаем картинку в открытку или в
экран телевизора, дорисовывая дополнительные детали.
Создание анимации на песке. «Мой город»
Достопримечательности нашего города. Рисуем высотные

28.02

03.03

06.03

07.03

07.03

10.03

13.03

14.03

14.03

17.03

20.03

21.03

21.03

24.03

27.03

28.03

28.03

31.03

03.04

04.04

41.

42.

43.
44.

45.

46.

49.

50.

51.

52.

53.
54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.
69.
70.
71.

72.

дома ребром большого пальца, телевизионные антенны
мизинцем, окна рисуем дополнительными
приспособлениями (пульт).
Создание анимации на песке. «Мой город»
Самостоятельная работа: нарисовать вид из вашего окна,
используя все изученные техники.
Создание анимации на песке. «Мы рисуем что хотим»
Используя различные техники и приемы нарисовать
сюжет на тему «Мой день рождения» со сменной
сюжетной линии.
Создание анимации на песке. «Мы рисуем что хотим»
Используя различные техники и приемы нарисовать
сюжет на тему «Цирк» со сменной сюжетной линии
Создание анимации на песке. «Мы рисуем что хотим»
Используя различные техники и приемы нарисовать
сюжет на тему «Морское дно» со сменной сюжетной
линии.
Создание анимации на песке. «День Победы»
Рисуем главные атрибуты праздника, выстраивая их в
сюжетную линию.
Создание анимации на песке. «День Победы»
Рисуем картинку посвященную дню победы, затем меняя
кадр на другой, используя технику светлым по темному.
Создание анимации на песке. «Нарисуй сказку»
Рисуем сюжет из сказки «Теремок», используя различные
техники и приемы.
Создание анимации на песке. «Нарисуй сказку»
Рисуем два сюжета из сказки «Теремок», сменяя один на
другой.
Создание анимации на песке. «Нарисуй сказку»
Рисуем сюжет на сказку «Колобок», со сменой сюжетной
линии.
Создание анимации на песке. «Нарисуй сказку»
Придумать сюжет сказки или взять готовую и разложить
ее на кадры, сделать набросок.
Создание анимации на песке. «Нарисуй сказку»
Прорисовать сюжеты выбранной сказки на столе.
Создание анимации на песке. «Нарисуй сказку»
Снять анимационный ролик по сказке.
Создание анимации на песке. «Нарисуй сказку»
Монтаж ролика.
5. Итоговая аттестация.(1ч)
Творческая работа: составить композицию на
определенную тему.
6. Итоговое занятие.(1ч) Награждение лучших учащихся.

04.04

07.04

10.04

11.04

11.04

14.04

17.04

18.04

18.04

21.04

24.04

25.04

25.04

28.04

02.05

02.05

08.05

05.05

15.05

12.05

16.05

16.05

22.05

19.05

23.05

23.05

29.05

26.05

30.05

30.05


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».