Теплое ремесло

Пояснительная записка
«Ремесло пить-есть не просит, а хлеб приносит»
(Русская народная пословица)
Современную культуру невозможно представить без народного искусства, которое
раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его
эстетическую ценность, художественный вкус и является частью его истории. Устное
народное творчество, народное декоративно-прикладное искусство должны найти
большее отражение в содержании образования и воспитании подрастающего поколения.
Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд
мастера. Последние годы все большую популярность завоевывают украшения из войлока
и шерсти. Цветочные мотивы в украшениях любимы дизайнерами и модницами. Вопервых, это красиво, а во-вторых, войлок дает возможность создавать самые разные
формы и использовать всевозможные, яркие цветовые сочетания, что представляет массу
идей для творчества. Только натуральная шерсть обладает способностью сваливаться. С
ней приятно работать: она мягкая, теплая, разноцветная. Соприкосновение с народным
декоративно-прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой
народ, поддерживает интерес к его истории и культуре. Умение сделать что-то самому,
развивает в ребенке веру в свои силы и возможности. А это – необходимое условие для
того, чтобы ребенок был по-настоящему счастлив.
Работа над изготовлением изделий из войлока открывает большие творческие
возможности, будит положительные эмоции, развивает инициативность, активизирует
детскую мысль. Работа с войлоком представляет безграничные возможности для создания
разнообразных поделок. Это увлекательное занятие способствует развитию творческих
способностей. С ее помощью можно изготовить как простые, так и сложные изделия:
панно, картины, игрушки, брелоки, броши, аксессуары, обувь, сумки и т.д.
Процесс воспитания детей через творчество давно используется в педагогике
вообще и в системе дополнительного образования в частности. Поэтому важно найти те
искорки, которые способны зажечь в детских сердцах желание творить. Тем более, что в
процессе творческой деятельности формируются важные качества личности: выдержка,
терпимость, усидчивость, аккуратность, а также вырабатываются универсальные учебные
действия: умение планировать, представить результат, осуществлять контроль, доводить
начатое дело до конца, вести совместную деятельность, диалог с педагогом и
обучающимися разных возрастов.
Дополнительная образовательная программа «Теплое ремесло» имеет социальнопедагогическую направленность, предназначена для работы в условиях учреждения
дополнительного образования, является прикладной, носит практико-ориентировочный
характер и направлена на овладение детьми основных приемов мокрого валяния, дает
возможность проявить себя как личность и раскрыть свой внутренний мир через
самореализацию в профориентационной деятельности.
Программа предполагает создание условий для развития художественнотворческих способностей, социального и культурного самоопределения, творческой
самоактуализации личности учащихся. Программа предусматривает освоение простых
технических приемов работы с таким материалом как натуральная шерсть, с
использованием несложных инструментов для изготовления предметов народных
промыслов, элементов декорирования одежды, композиций, настенных панно и
сувениров. В программу включены ознакомительные занятия по дизайну, истории и видам

декоративно-прикладного искусства, истокам развития народных традиций и ремесел.
При освоении данной программы у учащихся формируется художественная и духовная
культура,
предпрофильная
ориентация,
развивается
творческая
активность.
Художественная деятельность детей находит разнообразные формы выражения при
изготовлении различных изделий.
Программа составлена на основе следующей литературы:
- Кожина О.А. программа «Художественная обработка материалов».
- Хотунцев Ю.Л., Симоненко В.Д. Технология (трудовое обучение), Просвещение 2006 г.
- Мишина И.Н. Авторская программа «Чудеса из шерсти», г.Тольятти, 2019 г.
- Григорьевская Е.В. Методическая разработка «Программа по сухому валянию с детьми
старшего дошкольного возраста в ДОУ».
- Методические рекомендации Министерства образования Иркутской области
«Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской области». Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская. –
Иркутск – 2016.
Актуальность программы определяется тем, что в последние годы у детей
повышается интерес к различным видам декоративно-прикладного творчества. Работа по
данной программе предоставляет возможность учащимся в условиях детского
объединения в полной мере реализовать все свои творческие способности и в дальнейшем
их использовать в повседневной жизни. Программа способствует развитию интереса к
культуре своей Родины, истокам народного творчества, эстетического отношения к
действительности, воспитанию мировоззрения, правильного представления о взаимосвязи
«Природа – Человек – Предметная среда».
Педагогическая целесообразность данной общеразвивающей программы
обусловлена тем, что она реализуется в целях всестороннего удовлетворения
образовательных потребностей учащихся через представление им возможностей развивать
свои творческие таланты. Программа создает условия для развития мотивации личности
учащегося к познанию и творчеству, способствует приобщению его к общечеловеческим
ценностям.
Время требует, чтобы современная компетентная личность, способная к
саморазвитию и профессиональному самоопределению, была готова к максимальной
профессиональной мобильности, а значит, конкурентноспособной на рынке труда. В
данной связи профориентационная работа в школе заключается не только в нацеленности
на выбор конкретной профессии каждым школьником, но и на выявление и развитие
способностей, интересов, склонностей, формирование универсальных качеств у учащихся,
помогающих осуществлять сознательный, самостоятельный профессиональный выбор.
Реализация программы позволит научить учащихся анализировать свои
возможности и способности, оценивать качества личности и соотносить их с
требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии; помочь выявить интересы и
способности, сформировать цели на личностное развитие.
На основе умений и знаний, приобретаемых на занятиях, ребенок укрепляет свою
социальность, принадлежность к определенной системе позитивных социальных
ценностей. У него повышается самоуважение, поскольку оно опирается на понимание
ребенком того, что существуют вещи, предметы, которые он может изготовить сам,
причем так, что это доставляет радость и другим. Особое внимание в данной программе
уделено духовности детей и художественно-эстетическому восприятию. При помощи
данного творческого объединения можно не только решить проблему занятости ребёнка в
свободное время, не только научить различным методам работы с художественным
войлоком, но, главное, через творчески-созидательный характер деятельности влиять на
механизм преобразования культуры в мир личности ребенка.

Отличительные особенности данной образовательной программы в том, что она
предлагает специально обратить внимание детей на то, что существует общая логика
развития отдельных ремесел и предметного мира в целом, которая объясняет
трансформацию традиций изготовления изделий народных промыслов в современных
условиях, творческое использование известных и новых способов работы, повторение и
обобщение знаний о народных традициях в художественных ремеслах, рукоделие в
духе народных традиций, природных форм в художественных ремеслах. Программа дает
возможность восполнить пробелы художественно-эстетического образования, в
особенности в плане приобретения учащимися углубленных практических навыков
работы с шерстью, способствует лучшему восприятию произведений, изделий
декоративно-прикладного искусства, повышению общего уровня нравственноэстетической культуры личности.
Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических,
физических особенностей детей подросткового возраста. Работа строится на
взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного
отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении – индивидуальный подход,
удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребенка.
В программе запланированы логические игровые разминки, физминутки, вводные
сказки-фантазии по теме занятия, разгадывание шарад и кроссвордов.
Тематические блоки программы расположены в определенной системе: от более
простых к более сложным. Каждый блок программы имеет свою логическую структуру.
Содержание позволяет максимально разнообразить творческую деятельность учащихся, в
результате не наступает переутомление, интерес к творчеству не угасает.
Программа популяризирует знания по этнокультуре (дети получают информацию о
ремеслах и художественных промыслах России и родного края, подкрепленную
художественными навыками).
По уровню освоения программа является базовой. Содержание программы не
повторяет имеющиеся школьные курсы трудового обучения.
Адресат программы. Программа рассчитана на детей в возрасте от 8 до 14 лет. В
группу принимаются все желающие. Специального отбора не проводится. Набор детей
производится на принципах добровольности и самоопределения учащихся независимо от
их способностей и умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики. На
обучение по данной программе принимаются дети, не имеющие проблем со здоровьем и
без ограничений по состоянию здоровья.
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы: 72 часа в год.
Режим занятий. Занятия проводятся один раз в неделю по два часа. Курс обучения
планируется на один учебный год и включает в себя теоретическую и практическую
части, а также творческую работу.
Форма обучения: очная. Форма работы возможна как групповая, так и
индивидуальная.
По фунциональному предназначению программа является учебно-познавательной,
ориентирована на активное приобщение детей к художественному творчеству и носит
образовательный характер.
Цель программы: развитие творческих способностей детей через приобщение к
такому виду прикладного творчества как валяние из шерсти; разбудить стремление
учащихся к художественному самовыражению в данном ремесле.
Задачи:
- прививать интерес к работе с шерстью;
- осваивать техники и способы валяния;

- формировать специальные навыки и умения в работе с инструментами и материалами
для валяния;
- прививать интерес к культуре своей Родины, к истокам народного творчества;
- побуждать желание
совершенствоваться в данном направлении декоративноприкладного творчества;
- развивать личностные качества учащихся (терпение, усидчивость, внимательность и
аккуратность);
- развивать коммуникативные навыки на основе совместной творческой деятельности;
- воспитывать умение самостоятельно планировать свою работу, а также оказывать
взаимопомощь;
- формировать уважительное отношение к чужому труду;
- воспитывать социально-психологические чувства удовлетворения от изделия,
сделанного своими руками;
- сформировать представление о мастере-ремесленнике;
- способствовать формированию у учащихся потребности в профессиональном
самоопределении в соответствии с интересами, способностями и возможностями
личности.
Определение цели, задач и содержания обучения строится на основе следующих
принципов:
- добровольности;
- доступности;
- многообразия форм образовательно-воспитательного процесса;
- межпредметных связей;
- наглядности;
- связи теории с практикой;
- системности и последовательности.
Занятия валянием способствуют:
- возрождению и сохранению народных традиций;
- укреплению здоровья и развитию мелкой моторики рук, укреплению речевых функций;
- креативному мышлению;
- развитию разносторонней личности ребенка, воспитанию его воли и характера;
- помощи в его самоопределении, самовоспитании и самоутверждении в жизни;
- развитию мелкой моторики, развитию тонких и точных движений пальцев рук;
- профориентации учащихся.
Работа с таким экологичным материалом, как шерсть, не только приятна, но и
полезна. Очень успокаивающее и увлекательное занятие. Шерсти можно придать
удивительную форму и объем, используя различные способы валяния. Ребята создают
своими руками игрушки, украшения, чехлы для мобильных телефонов и все, что
подскажет фантазия! Дети учатся экономно расходовать используемый в работе материал.
Развивается мускулатура и мелкая моторика рук, координация движений, глазомер.
Также занятия в кружке имеют культурно-психологическое и социальнопедагогическое значение: дети обучаются изготовлению такого предмета, который можно
подарить, а освоив ремесло в достаточной степени – продавать свои изделия. Что в
дальнейшем может оказаться если не основным видом деятельности, то прибыльным
хобби.
Управление программой, контроль и результативность
Задания в программе адаптированы к возрасту детей и построены с учетом их
интересов, возможностей и предпочтений. Педагог должен способствовать творческой
активности детей при воплощении ими собственных творческих замыслов.
Программа предусматривает теоретическую часть (знакомство с материалами,
инструментами для валяния, технологией и способами валяния) и практическую часть
(работа над эскизом, выполнение изделий из шерсти, обсуждение работ, экскурсии).

Отчет о проделанной работе позволяет научить ребенка последовательности в работе,
развить навыки самоконтроля.
В качестве оценки творческой деятельности детей используется простое
наблюдение за проявлением знаний, умений, навыков.
Важным показателем эффективности реализации программы являются выставки
творческих работ учащихся, участие в конкурсах.
Большое внимание уделяется сохранению здоровья детей. С этой целью
используется чередование видов деятельности. Регулярно в ходе занятий проводятся
физминутки с упражнениями по профилактике переутомления зрительной и мышечной
систем учащихся.
Особенности организации образовательного процесса: основным видом занятий
является практическое занятие. Время на нем распределяется примерно так:
- вводный инструктаж – 2%;
- сообщение познавательных сведений – 20%;
- практическая работа и текущий инструктаж – 75%;
- подведение итогов, уборка рабочего места -3%.
Мониторинг образовательной деятельности
Способы определения результативности усвоения программы.
1. Входной контроль (при зачислении в творческое объединение проводится устное
собеседование с учащимися).
2. Текущий контроль (осуществляется в течение года по окончании изучения темы
или раздела).
3. Итоговый контроль (проводится в конце года обучения в форме специально
организованного зачетного занятия).
Выявление достигнутых результатов осуществляется:
1. Через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам
пройденного материала).
2. Через отчетные просмотры законченных работ.
3. Отслеживание личностного развития учащихся осуществляется методом
наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Предполагаемые результаты обучения
Ожидаемые результаты реализации программы
- формирование интереса к творческой деятельности;
- выражение собственной индивидуальности;
- развитие творческого, креативного мышления;
- формирование умения решать художественно-творческие задачи.
Формы контроля на занятиях. На различных этапах обучения используются
различные виды контроля: предварительный, текущий, тематический и итоговый.
К концу года дети приобретут
знания о:
- основных видах шерсти и ее разновидностях;
- основах цветовой грамоты;
- особенностях работы над изделием в технике мокрого валяния;
- основных инструментах и вспомогательных материалах для работы с шерстью;
- приемах изготовления плоских, полуобъемных и объемных изделий;
умения в:
- правильном положении корпуса и рук при работе с шерстью;

- соблюдении последовательности выполнения работы;
- выполнении основных техник сваливания шерсти;
- правильном и безопасном использовании инструментов во время работы;
- подбирании шерсти для будущего изделия и способа валяния;
- украшении, декорировании изделий при помощи бисера, бусин, пайеток, ниток для
вышивания и т.д.;
- различии видов шерсти;
навык в:
- пользовании основными приемами «мокрого» валяния;
- валянии различных изделий: декоративных панно, игрушек, аксессуаров к одежде.
В процессе обучения используются различные формы занятий: традиционные,
комбинированные и практические занятия. Формы подведения итогов работы: итоговая
аттестация воспитанников, выставки творческих работ, участие в конкурсах. Итоговая
аттестация учащихся проводится в соответствии с Положением «О формах, периодичности
и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся» (утверждено
приказом № 57 от 02.09.2013 г.).

Учебно-тематический план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Вводное занятие
Цветоведение
Инструменты и материалы. ТБ
Техника «мокрого» валяния
Техника «сухого» валяния
Творческие работы учащихся
Правила ухода за изделиями из шерсти
Итоговая аттестация
Итоговое занятие.
Итого:

Кол-во часов
теория
практика
1
1
1
1
1
1
1
45
1
1
1
11
1
1
1
1
2
10
62

Всего
2
2
2
46
2
12
2
2
2
72

Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие. Ручное валяние из шерсти в жизни человека. Легенды,
связанные с изготовлением изделий из шерсти. Формирование промысла в России.
Тема 2. Цветоведение. Цвет. Цветовой круг. Основные цвета. Дополнительные
цвета. Сочетание цветов. Контраст. Основы композиции.
Практическая работа: составление образцов цветовых гармоний.
Тема 3. Инструменты и материалы. ТБ при работе с шерстью. Знакомство с
оборудованием и материалами для ручного валяния: воздушно-пупырчатая пленка,
москитная сетка, скалка, бытовая виброшлифовальная машинка, иглы, мыльный раствор
(жидкость для мытья посуды), образцы шерсти. Знакомство с видами шерсти. Строение
шерсти, основные характеристики (толщина, длина) и свойства материалов (усадка,
сваливаемость), используемых при изготовлении изделий из шерсти. Виды
художественной шерсти. Войлок. Простые приемы работы с шерстью. Основы
нунофелтинга. Вваливание ткани в шерсть. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: валяние «сухим» и «мокрым» способом. Проведение опыта:
валяние бусин из ваты, синтепона, шерсти.

Тема 4. Техника «Мокрого» валяния. Основные технологические приемы
раскладки и валяния шерсти. Основные приемы мокрого валяния. Элементарные рисунки
на шерсти. Плоское валяние. Объемное валяние. Раскладка шерсти на плоскости и
шаблоне. Валяние бусин. Валяние на основе. Валяние на каркасе. Изготовление
отдельных деталей. Сборка изделий при помощи фурнитуры. Дизайн валяного изделия.
Средства художественного оформления изделия: образность решения, композиция, цвет,
фактура поверхности. Оформление бисером, вышивка нитками и лентами. Приемы
рисования шерстью. Техника «нунофелтинг». Основные понятия: мокрое и сухое валяние,
раскладка, усадка, коэффициент усадки. Направления раскладки шерсти. Основные
приемы мокрого валяния. Основные формы – шарики, шнурки, ленты, полотно.
Практическая работа: изготовление брелоков, брошей, заколок, сувениров, игрушек,
браслетов, декоративных валенок, пинеток, шарфа, сумочки для телефона.
Тема 5. Техника «Сухого» валяния. Основные приемы сухого валяния. Отличие
«сухого» способа валяния от «мокрого». Инструменты и приспособления для «сухого»
валяния. Техника безопасности при работе с колющими и режущими инструментами.
Правила работы с иглой для фильцевания.
Практическая работа: выполнение аппликации.
Тема 6. Творческие работы учащихся. Технология индивидуального творчества.
Закрепление полученных знаний. Отработка умений и навыков. Этапы работы:
формирование идеи, эскиз изделия, подбор материалов, аналитическая часть (расчет
коэффициента усадки, разработка конструкции).
Практическая работа: формирование идеи и фиксирование ее в эскизах и образцах.
Выполнение авторского изделия в технике ручного валяния. Изготовление
индивидуального объемного изделия.
Тема 7. Правила ухода за изделиями из шерсти. Стирка. Чистка. Проветривание.
Моль. Целебные свойства шерсти.
Тема 8. Итоговая аттестация. Тестирование. Выставка творческих работ.
Тема 9. Итоговое занятие.

Календарный учебный график
Раздел/
месяц
Вводное занятие
Цветоведение
Инструменты и
материалы. ТБ
Техника «мокрого»
валяния
Техника «сухого»
валяния
Творческие работы
учащихся
Правила ухода за
изделиями из
шерсти
Итоговая аттестация

сентябр
ь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

2
2
2
2

8

10

8

6

10

2

46

2

2

4

8

всего

2
2
2

8

Итоговое занятие.

Всего

май

8

10

8

6

10

8

8

12
2

2

2
2
6

2
2
72

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель
16 недель
20 недель
4-я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023 – 31.08.2023

Оценочные материалы
Контроль над выполнением программы осуществляется в виде тестовых заданий,
наблюдение активности на занятии, беседа с учащимися, наблюдение активности на
занятии, результаты выполнения диагностических тестовых заданий и контрольных работ.
Оценка результатов работы происходит через контроль знаний и умений после
прохождения тем за учебный год, по изменению в поведении учащегося, через работу на
практических занятиях, экскурсиях, в подготовке презентации. Итоговая аттестация по
результатам изучения элективного курса проводится по мере завершения его изучения по
системе «зачет-незачет».
Критерии оценки уровня теоретической подготовки определяются методом
тестирования и наблюдения:
- соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям;
- широта кругозора;
- свобода восприятия;
- осмысленность и свобода использования специальной терминологии.
Критерии оценки уровня практической подготовки определяются анализом
выполнения практического задания и методом наблюдения:
- соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям;
- свобода владения специальным оборудованием и оснащением;
- качество выполнения практического задания;
- технологичность практической деятельности.
Примеры контрольных тестовых заданий для проведения итоговой
аттестации учащихся по программе «Теплое ремесло»
I. Задания закрытой формы с единичным выбором.
1. Какой способ валяния в истории человечества появился первым:
- «сухой»,
- «мокрый».
2. Фильцнадель, фильцевание – другие названия _______________ (какого) валяния.
3. Шерсть каких овец не валяется по причине отсутствия чешуек на волосе?
- диких,
- домашних.
4. Вискозные волокна приваливаются только ________________ (каким) способом?
5. Во сколько раз уменьшается в объеме шерсть при сваливании?
- в 1-2 раза,
- в 3-5 раз,
- в 6-8 раз,
- в 9-10 раз.
6. Чем тоньше игла, тем на ней зазубрин

- больше,
- меньше.
7. Где впервые появилась валяная вещь?
- Афины
- Ноев Ковчег
- Гора Олимп
II. Задания закрытой формы с множественным выбором.
8. Какие два вида игл для валяния существуют:
- острые,
- тупые,
- прямые,
- кривые,
- гладкие,
- обратные.
9. Для успешного выбора профессии необходимо:
а). Знать какие профессии в настоящее время являются востребованными;
б). Опираться на мнение друзей;
в). Опираться на мнение родных и знакомых;
г). Опираться на свои интересы и способности.
III. Задания открытой формы.
10. «Сухое» валяние – это ____________________________________________________
_____________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11. «Мокрое» валяние – это ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
12. Дайте определение понятию
«Ремесло» – это ______________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
13. Какие пословицы про профессии вы знаете?
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
14. Треугольные, четырехугольные (звездчатые), корончатые. Речь идет о _____________.
15. Из существующих видов валяния выберите нужный под каждое заключение.
______________________ валяние подходит для создания объемных изделий: игрушек,
бижутерии, декоративных фигурок, авторских кукол, нанесения рисунков и узоров на
фетр и войлок.
______________________ валяние применяется для изготовления одежды, обуви, панно,
полотен.
IV. Задания на установление правильной последовательности.
16. Определить последовательность работы в каждом столбце:

№

Этап работы
Финишная отделка изделия
Начальная работа
Основной этап работы

№

Иглы
Средние
Тонкие
Толстые

V. Задания на установление соответствия.
17. Как называется шерсть разных животных.
Животные:
А). Коза
Б). Верблюд
В). Лама
Г). Як
Д). Кролик

Название шерсти:
а). верблюжка
б). сарлычья
в). мохер
г). альпака
д). ангора

Внесите в таблицу буквы, соответствующие правильному ответу:
А
Б
В
Г

Д

18. Из предложенных вариантов подберите правильное значение к каждому определению:
флис, фетр, фельт, фильц, фелтинг, руно, нуноваляние.
Состриженная с овцы шерсть без обработки
Мокрое валяние
Приваливание шерсти к тканям
Войлок, полученный сухим способом
Плотный материал из шерсти или синтетических
волокон в виде полотнищ
Войлок, полученный мокрым способом
Шерсть на коже
19. Какие принадлежности относятся к данным видам валяния?
(Отметить стрелочками).
Мокрое валяние

Инструменты, оборудование
и принадлежности
Пупырчатая пленка
Поролон
Бамбуковые жалюзи
Капроновая сетка
Резиновые наперстки
Резиновые перчатки
Вода
Иглы для валяния
Полотенце
Мыльный раствор
Пульверизатор
Плоская щетка

Сухое валяние

20. Из предложенных вариантов выберите правильное значение к каждому определению:
Сливер, Вискоза, Выбеленка, Шерстяные катышки, Гребенная лента, Кардочес, Ровница.
Чесаная шерстяная лента без сорных примесей и ненужных
соединений. Чистый продукт, прошедший механическую очистку.
Шерсть первичной очистки натурального цвета, неокрашенная и
невыбеленная, содержащая растительные примеси
Слабокрученая шерстяная пряжа. Бывает разной плотности,
равномерного и неравномерного кручения. Имеет широкий
цветовой диапазон.
Неокрашенный выбеленный топс, хорошо подходит для
домашнего крашения и создания белого фона изделия.
Искусственное волокно, получаемое в результате химической
переработки целлюлозы.
Непсы – комочки свалянной шерсти диаметром 2-7 мм.
Используются для создания фактуры и дополнительных
эффектов, например, рисунков «в точку».
Продукт чесания. Имеет рыхлую форму, скрученную в пласты.
Похожа на вату. Ее волокна короткие и расположены в хаотичном
порядке.
Пример инструкции для тестируемых
Уважаемые учащиеся!
Прежде чем приступить к выполнению заданий, внимательно ознакомиться с
инструкцией:
1. Отвечая на вопрос с выбором правильного ответа, правильный, на Ваш взгляд,
ответ (ответы) отметьте галочкой.
2. В заданиях открытой формы впишите ответ в пропуск.
3. В заданиях на соответствие заполните таблицу.
4. В заданиях на правильную последовательность впишите порядковый номер в
таблице.
5. Время на выполнение теста – 45 минут.
6. За каждый верный ответ Вы получите 1 балл, за неправильный – 0 баллов.
Максимальное количество баллов – 50.
Ответы на тестовые задания по программе «Теплое ремесло»
1. - «мокрый»
2. - «сухого»
3. - диких
4. – «мокрым»
5. - в 3-5 раз
6. - меньше
7. Ноев Ковчег
8. - прямые, - обратные
9. а), г).
10. «Сухое» валяние – это процесс изготовления изделий при помощи специальных игл,
которые перемешивают и спутывают волокна.
11. «Мокрое» валяние – осуществляется при помощи мыльного раствора. Раствор
распределяется по шерсти и при помощи трения создается однородное полотно.
12. «Ремесло» - это ….
13. Пословицы про профессии…..

14. о иглах
15. - сухое
- мокрое
16.
3
1
2

2
3
1

17.
А
в

Б
а

В
г

Г
б

Д
д

18. - флис
- фелтинг
- нуноваляние
- фильц
- фетр
- фельт
- руно
19.
Мокрое валяние
Пупырчатая пленка
Бамбуковые жалюзи
Капроновая сетка
Резиновые перчатки
Вода
Полотенце
Мыльный раствор
Пульверизатор

Сухое валяние
Поролон
Резиновые наперстки
Иглы для валяния
Плоская щетка

20.
Гребенная лента
Сливер
Ровница
Выбеленка
Вискоза
Шерстяные катышки
Помимо основного протокола, заполняемого на зачетном занятии, педагог
оформляет «Протокол итоговой аттестации воспитанников», куда заносит результаты
проверки теоретических знаний, практических умений и дает оценку уровню развития и
воспитания ребенка, которые наблюдает в течение года по следующим параметрам:
аккуратность и ответственность при выполнении работы, культура организации своего
труда, культура поведения на занятии, творческое отношение к заданию.
Оценивание результатов:
Результаты аттестации оцениваются по 8-бальной системе. Максимальное
количество баллов по отдельным пунктам составляет 9 баллов. Суммарное максимальное
количество баллов по всем пунктам – 100 баллов (100 %).
Суммируя набранные баллы, педагог определяет, на сколько процентов ребенок освоил
образовательную программу, каков уровень усвоения программы.

Если % усвоения программы более 80 – высокий (продвинутый) уровень,
от 60 до 80% – выше среднего (творческий),
от 40 до 60 – средний (базовый),
менее 40% - ниже среднего, низкий.
По результатам аттестации составляется диаграмма освоения образовательной
программы «Валяние из шерсти», где можно наглядно видеть западающие или
преобладающие уровни. Воспитанники с высоким уровнем и выше среднего считаются
полностью освоившими образовательную программу, имеющие уровни средний и ниже
среднего относятся к группе освоивших программу в необходимой степени.
Далее педагог определяет показатель качества обучения по образовательной программе
(в %) по формуле: (количество обучающихся в группе или объединении: ниже среднего +
средний + выше среднего + высокий + максимальный) / общее количество детей в группе
или объединении х 100 %.
По результатам аттестации воспитанники, освоившие данную программу в полном
объеме или в необходимой степени считаются окончившими обучение по программе
«Валяние из шерсти».
Результативность – это, прежде всего, достижение учащимися тех целей и задач,
которые поставлены в образовательной программе педагога. Контроль или проверка
результатов обучения является обязательным компонентом процесса обучения,
позволяющий определить эффективность обучения по конкретной дополнительной
общеразвивающей программе. Определение уровня результативности обучения учащихся
по реализуемым программам осуществляется в соответствии с Положением «О формах,
периодичности и порядке текущего контроля и промежуточной аттестации
обучающихся», принятом в учреждении и утвержденном приказом директора № 56 от
02.09.2013 г. (Приложение 1.1.3.1. Копия Положения «О формах, периодичности…»).
При проведении процедуры аттестации обучающихся используются методики
Буйловой Л.Н. и Кленовой Н.В., апробированные в педагогической практике и
являющиеся инструментом оценивания компетентности учащихся.
Входящая аттестация проводится в начале обучения посредством наблюдения и
собеседования и дает представление о начальной подготовке ученика. Промежуточная
аттестация (в середине учебного года – если программа одногодичная или после 1, 2 и 3
г.о. – если программа рассчитана на несколько лет обучения) и итоговая (по окончании
курса обучения) включает в себя проверку знаний теоретического материала и выявление
уровня освоения практических навыков, по сложности соответствующих году обучения.
Диагностические материалы для проведения промежуточной и итоговой аттестаций
обучающихся разработаны мною самостоятельно. Задания даются как в устной, так и в
письменной форме (в зависимости от возрастных особенностей учащихся).
По результатам мониторинга каждой учебной группы составляется протокол.
Карточка для учащихся
Определите правильную последовательность действий
при «мокром валянии»
o
o
o

Когда полотно готово, его нужно прополоскать, отжать, промокнуть полотенцем и
высушить.
Закройте настил капроновой сеткой и подогните ее края под настил.
Смочите шерсть в настиле мыльным раствором. Для этого лейте раствор на настил
и приминайте шерсть рукой, давая ей хорошенько пропитаться. Если шерсть
смочена как следует, то при нажатии рукой из настила выступает мыльный раствор,

а после того как вы опустите руку, раствор «прячется в шерсть».
Выполните второй слой настила, располагая волокна шерсти перпендикулярно
волокнам первого слоя. Выполните нужное количество слоев настила. Чем больше
слоев в настиле, тем толще и прочнее будет полотно.
Проваляйте настил с верхней стороны, делая мягкие вращательные движения
ладонями. Для хорошего сваливания всей поверхности вашего настила должно
достаться не менее 100 движений.
Застелите рабочее место клеенкой и поместите на нее подложку. Разложите слой
кусочков шерсти на подложке, располагая волокна в одну сторону. Следите, чтобы
слой шерсти был равномерным.
Снимите сетку с настила и переверните его нижней стороной к себе. Проваляйте
вторую сторону полотна, как первую.

o
o
o
o

Правильные ответы: 7; 3; 4; 2; 5; 1; 6.
Правильная последовательность действий при мокром валянии.
1. Застелите рабочее место клеенкой и поместите на нее подложку. Разложите слой
кусочков шерсти на подложке, располагая волокна в одну сторону. Следите, чтобы
слой шерсти был равномерным.
2. Выполните второй слой настила, располагая волокна шерсти перпендикулярно
волокнам первого слоя. Выполните нужное количество слоев настила. Чем больше
слоев в настиле, тем толще и прочнее будет полотно.
3. Закройте настил капроновой сеткой и подогните ее края под настил.
4. Смочите шерсть в настиле мыльным раствором. Для этого лейте раствор на настил и
приминайте шерсть рукой, давая ей хорошенько пропитаться. Если шерсть смочена
как следует, то при нажатии рукой из настила выступает мыльный раствор, а после
того как вы опустите руку, раствор «прячется в шерсть».
5. Проваляйте настил с верхней стороны, делая мягкие вращательные движения
ладонями. Для хорошего сваливания всей поверхности вашего настила должно
достаться не менее 100 движений.
6. Снимите сетку с настила и переверните его нижней стороной к себе. Проваляйте
вторую сторону полотна, как первую.
7. Когда полотно готово, его нужно прополоскать, отжать, промокнуть полотенцем и
высушить.

Методические материалы
История валяния из шерсти.
Валяние - самая древняя техника изготовления текстиля на Земле. Археологи
датируют возникновение первых валяных изделий 8000 летним возрастом. Существует,
также, красивая легенда, гласящая, что первый валяный ковер появился на Ноевом
ковчеге. Овцы, плывшие на нем, находились в очень тесных помещениях. Их шерсть
падала на пол, намокала и взбивалась копытами. И когда овцы покинули ковчег, то в
помещении
остался
валяный
ковер.
Древние люди начинали валять из найденной шерсти диких животных. Только
натуральная шерсть обладает прядильными качествами или свойлачиваемостью (при
механической или тепловлажностной обработке) и люди смогли по достоинству оценить
это уже. Войлок — так назвали материал, получаемый в процессе валяния шерсти.
Некогда этот материал был единственным видом текстиля для многих народов, особенно

кочевых. Им покрывали юрты, делали из него ковры, чехлы, матрасы и подушки,
головные уборы - вот не полный перечень. С натуральной шерстью очень приятно
работать, она теплая, живая, мягкая, разноцветная. Для создания изделий в
традиционной технике использовалась грубая шерсть, вода, мыло и две руки. В принципе,
валяние руками в щелочной среде возникло и развивалось независимо, во всех странах,
где были одомашнены овцы и козы. Особенно глубоки традиции валяния в Азии, России,
Финляндии и Перу. Пожалуй, нет ни одного народа в мире, который с древнейших времен
не создавал бы в этой технике множество удобных и полезных вещей для жизни.
Россия имеет собственные традиции в искусстве валяния. У нас валяные бурки,
кошмы, шляпы, ковры делали из овечьей шерсти с помощью, так называемых, шерстобит
или шаповал. Но больше всего прославилась теплая и удобная русская обувь — валенки,
которые изготавливают непосредственно валянием, смачивая шерсть горячим паром и
натягивая на специальные колодки.
В Киргизии сваляный в однородное полотно войлок называют кийиз. Для его
изготовления в строго отведенное время года с овец состригают густую длинную шерсть,
хорошо ее промывают, сушат и очищают. Затем раскладывают на циновку, обильно
смачивают кипятком и, сворачивая циновку, сбивают шерсть ногами. Полученный войлок
вынимают из циновки и еще многократно, поливая горячей водой, сбивают и скатывают
локтями и ладонями. Готовое полотно расстилают на земле и высушивают на солнце. На
протяжении веков такое войлочное полотно было для тюркских народов предметом
первейшей жизненной необходимости, служа не только чисто утилитарным целям, но и
превосходным материалом для творчества. Оно природно, органично, наполнено
энергетикой древних традиций и одновременно просто в обращении, что крайне
актуально для современного дизайна. Различие в цветах и оттенках шерсти тоже не
осталось незамеченным. Было создано огромное множество орнаментов с характерными
элементами.
Валяние, как процесс изготовления шерстяных изделий, возможен только
благодаря особенности строения волосков шерсти. Под микроскопом хорошо видно, что
волоски шерсти имеют чешуйчатую поверхность, и чешуйки, располагаясь в один слой,
налегают друг на друга на подобие черепицы. При очень большом увеличении такой
волосок будет напоминать ствол пальмы. И когда в процессе валяния шерстяные волокна
хаотично переплетаются друг с другом, чешуйки начинают играть роль "замочков", не
позволяя им высвободиться. Поэтому шерсть - единственное волокно, которое можно
свалять.
Таким образом процесс создания из шерсти и плоских, и объемных изделий
подразумевает использование технологий и приёмов, которые бы позволяли должным
образом смешивать и переплетать волокна шерсти. Появились большие мастерские, и
валяльное производство. В середине 19-начале 20 веков изобрели валяльные прессы, и
валяльные машины. Валка происходила посредством сдавливания и прокатывания шерсти
или при механическом воздействии специальных иголок, которые спутывали шерстяные
волокна. При валянии объем кома значительно уменьшается (у войлока до 80%), а
плотность и прочность значительно возрастают, но до определённого предела, после
которого перенапряжённые волокна начинают разрываться и материал превращается в
труху.
В последние десятилетия увлечение валянием (felting, filt, filc) охватило весь мир!
И для этого есть веские причины. Во-первых, научиться валять — очень просто. Вовторых, результат виден практически сразу, что очень важно для начинающих. В-третьих,
для валяния обычно не нужно сложных устройств и большого пространства — достаточно
столика. В-четвертых, сам процесс валяния — это отличная релаксация. И наконец, впятых, вы получаете замечательную возможность украсить себя, свой дом, делать
чудесные подарки родным и близким и даже получать постоянный доход. Войлок можно
кроить, окрашивать в любые цвета, соединять с другими фактурами, дополнять
вышивкой, бисером, кружевами и перьями, создавая уникальные авторские вещи.

Чтобы достичь хороших результатов в этом виде творчества, необходимо с первых
шагов приучить себя к аккуратности, дисциплине, быть внимательным и запастись
терпением.
Существуют две основные техники валяния шерсти:
валяние «по-сухому» (сухое или холодное)
валяние «по-мокрому» (мокрое или горячее).
Для мокрого валяния (felting) понадобится шерсть, пупырчатая пленка, москитная
сетка, мыло и горячая вода. Это классический способ. Основная его хитрость состоит в
том, что для облегчения перемешивания и взаимопроникновения волокон шерсти
используют мыльный раствор, который значительно уменьшает трение между волосками,
и под воздействием сжимающих и давящих движений ладоней волоски располагаются в
толще материала так, как их ни за что не удалось бы расположить в слое войлока в сухом
состоянии. Помимо этого, в горячей воде волоски шерсти значительно удлиняются таково природное свойство шерсти. После валяния изделие нужно тщательно
прополоскать и просушить, при этом, по мере высыхания, волоски пытаются принять
первоначальную длину, но поскольку их концы перепутаны в процессе валяния, а смазка в
виде мыльного раствора удалена, то вышеупомянутые "замочки" их крепко держат, что и
позволяет войлоку сохранять приданную в ходе валяния форму.
Мыльный раствор для мокрого валяния делается так: брусок мыла натирается на
крупной терке и заливается двумя литрами кипятка. Затем он перемешивается, чтобы
мыло полностью растворилось, настаивается около двух часов до загустения, и потом его
можно использовать. Для мокрого валяния подходит и готовое жидкое мыло.
Когда раствор готов, можно приступать к мокрому валянию. Расстелите на столе
подстилку (лучше использовать пупырчатую пленку, она недорогая, многоразовая, в ней
не застревают волокна шерсти). Пленку кладут пупырышками вверх. Определившись с
размерами будущего войлочного полотна, наметьте бумажным скотчем очертания
изделия. Учтите, что при валянии шерсть дает усадку на 20%, а то и больше.
На подстилку начинайте выкладывать шерсть. Сначала кладется основной, базовый
слой, затем фон, а сверху - рисунок. Шерсть нужно укладывать тонкими прядями,
внахлест, чтобы не было просветов, слои укладываются перпендикулярно друг другу.
Толщина слоя шерсти на всех участках должна быть одинаковой. Опять же, из-за
усадки толщина уложенной шерсти должна быть в 3-4 раза больше толщины
предполагаемого полотна.
Когда шерсть разложена, аккуратно намочите ее из пульверизатора, чтобы не
сдвинуть узор. Затем мокрая шерсть накрывается сеткой и смачивается мыльным
раствором или жидким мылом. Промокните руками, чтобы шерсть пропиталась
раствором, можете прогладить деревянной скалкой, но очень аккуратно, чтобы не
сместить шерсть. Излишки воды можно промокнуть полотенцем.
Теперь можно начинать валять. Техника мокрого валяния очень проста: нужно
всего лишь тереть полотно руками в разных направлениях. Если вы наденете
целлофановые перчатки - руки будут легче скользить. Следите, чтобы шерсть постоянно
была пропитана достаточным количеством мыльного раствора. Сколько нужно тереть?
Говорят, в мокром валянии есть золотое правило ста раз - если прогладить каждый
участок полотна сто раз, то шерсть сваляется. Но скрупулезно подсчитывать
необязательно. Если сетка отходит от полотна, а шерсть не смещается - можете аккуратно
снимать сетку, переворачивать полотно и валять его с изнаночной стороны. Если полотно
было хорошо промочено, то можно продолжать валять его без сетки.
Проверить готовность войлока можно, аккуратно потянув шерсть вверх. Если
изделие свалялось, то отделяться будут отдельные полоски, а не целые пряди. Когда вы
закончили валять, сполосните изделие теплой водой, чтобы вымыть излишки мыльного
раствора. От слишком холодной или слишком горячей воды изделие может потерять
форму и дать усадку. Выкручивать готовое полотно тоже не стоит, лучше положить его на
решетку и дать стечь.

Таким образом изготавливаются и плоские войлочные изделия (ковры, панно,
картины, ткани для одежды), и полуобъемные войлочные изделия, изготавливаемые с
применением плоских форм-макетов (очёчники, сумки, обувь и т.п.), и войлочные
оболочки для изделий, подлежащих наполению набивочным материалом, когда для
создания оболочки применяются объемные макеты (игрушки, сувениры). Эта техника
великолепно подходит для создания украшений, обуви, одежды и предметов интерьера.
Для сухого валяния (needle felting) нужны будут только поролоновая губка (или
щетка-мат), специальные иглы для валяния и, конечно, качественная шерсть. Сухое
валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника
напоминает лепку. Этот способ называют также фильцеванием (от анг. felting, нем. filzen).
Он подразумевает перемещивание волокон шерсти с помощью фильцевальной иглы,
которая имеет специальные, сделанные под небольшим наклоном, насечки. Когда такая
игла проходит сквозь слой шерсти, она увлекает за собой попавшие в насечки волоски.
Несложно представить, что при многократном прокалывании комка шерсти волокна
переплетутся требуемым образом и получится войлочное изделие. Фильцеванием
пользуются для нанесения рисунка на ткань и, особенно этот способ незаменим, для
создания войлочных изделий сложной формы, например таких, как игрушки, в том числе
и коллекционные, а так же куклы, украшения.
Кроме того, иногда бывает очень удобно применять комбинированную технику,
используя
возможности
валяния
и
«по-мокрому»,
и
«по-сухому».
В процессе валянии объем комочка уменьшается в 3-5 раз, в зависимости от желаемой
плотности готового изделия. При любом способе валяния нужна шерсть. Поэтому
рассмотрим ее виды немного подробнее.
Виды шерсти:
Для валяния используется любая натуральная шерсть. Чаще всего овечья разных
видов и верблюжья. Так же подходит шерсть и других животных.
Грубая (валеничная) овечья шерсть: светлая и темная. Для валяния игрушек и изделий в
этническом стиле.
Сливер: расчесанная овечья шерсть, без остевых волосков. Это более дешевый
материал, часто используется в целях экономии шерсти. Из неё изготавливается основа,
поверх которой уже выкладывается декоративный слой из цветной шерсти.
Очес: мелкие волоски с овечьей шерсти. Используется для изготовления фетра, как
подложка при изготовлении ковриков, а так же для набивки шитых игрушек.
Выбеленка: расчесанная, вытянутая и выбеленная овечья шерсть. Используется
для как поверхностная, для создания светлого фона и для домашнего крашения. Часто ее
выбирают при отсутствии нужного цвета т.к. она легко окрашивается.
Верблюжка: расчесанная шерсть верблюда. Используется для валяния игрушек и
др. изделий без использования шерсти-основы.
Полутонкая овечья шерсть: используется для декора и отделки изделий.
Ангора или мохер: шерсть ангорской козы, с шелковистым блеском. Используется
для декора и отделки изделий.
Меринос: полутонкая овечья шерсть. Используется так же, как и ангора.
Советы для новичков:
Для валяния подходит шерсть без синтетических добавок. Если в ней встречаются
жесткие ворсинки, то полотно из нее получится не совсем гладким. К тому же эти
ворсинки сильно «лезут» из готового изделия. При выборе сырья обратите внимание на
окраску шерсти. Чем меньше она окрашена, тем легче сваливается. С шерстью темных и
«кислотных» цветов придется работать более тщательно, и это займет больше времени.
Волокна шерсти для работы не режутся ножницами, а отрываются очень маленькими
прядками. Для мягких на ощупь игрушек потребуется меньше шерсти, чем для твёрдых. К
примеру, для изготовления одной игрушки высотой 25 сантиметров средней плотности,
потребуется около 300 грамм шерсти сливер, которая будет использоваться, как основа, и
100 грамм полутонкой шерсти или ангоры для отделки. Придать шерсти красивую

фактуру можно с помощью различных натуральных волокон, таких как бамбук, соя, лен,
крапива, банан и даже морские водоросли. Очень эффектно смотрятся добавления
шелковых нитей или обычного мулине.
Иглы для фильцевания.
Иголки для объемного валяния изготавливаются из закаленной стали. Поэтому они
обладают достаточной упругостью и не гнутся во время работы. При втыкании иголки в
шерсть, насечки в нижней её части зацепляют волокна и проталкивают их в нижние слои,
посредством чего происходит спутывание. Таким образом достигается эффект валяния.
Иглы для фильцевания бывают разные и предназначены для разных этапов работы.
С удлиненным лезвием, подходят для начала: более грубые, они легко
справляются даже с шерстью, содержащей остевой волос.
Более короткие и тонкие - для завершения работы: изделия становятся гладкими и
приобретают законченный вид.
Начиная работать с иглой для валяния, будьте осторожны - ею можно легко
поранить руки. Лучше заранее потренироваться, чтобы научиться уверенно ее держать.
Основное правило работы с иглой: выводить ее из изделия нужно под тем же
углом, что и вводить. В противном случае волокна будут хуже переплетаться, а лезвие
иглы может погнуться или ее острие сломается. Удары иглой наносятся под прямым
углом к поверхности и лишь иногда под более острым, в зависимости от задачи. Форма
сечения иголок для валяния бывает двух видов - треугольная и звёздчатая.
Методические рекомендации.
Подача теоретического материала осуществляется в форме рассказа с показом
иллюстративного материала, примеров готовых работ, видео или презентацией по теме
материала, а также игровых моментов, викторин и т.д.
Подача практического содержания осуществляется на основе показа учащимся
конкретных приемов работы с различными материалами и инструментами, технологий
изготовления изделий, обработки материалов, так же применяется просмотр видеороликов.
Программа предполагает совместную работу педагога и учащихся. Учитывая возраст
учащихся и новизну материала, для успешного освоения программы индивидуальная
помощь педагога каждому учащемуся должна чередоваться с их самостоятельной
творческой деятельностью. Место педагога в деятельности по обучению учащихся
меняется по мере развития овладения учащимися навыками работы. Основная задача в
освоении программы – содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества детей
в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества
взрослого и ребенка.
Все задания соответствуют по сложности учащимся определенного возраста. Это
гарантирует успех каждого из них и, как следствие, воспитывает уверенность в себе.
На первом занятии следует познакомить учащихся с искусством валяния из шерсти.
Необходимо дать им представление о том, что валяние из шерсти – самая древняя техника
изготовления текстиля на Земле. Археологи датируют возникновение первых валяных
изделий 8000 летним возрастом. Древние люди начинали валять из найденной шерсти
диких животных. И только потом они научились прясть, вязать и изготавливать ткани.
При этом целесообразно показать изображения жилищ азиатских народов –
кочевников (юрты) и их предметов быта, а так же видов одежды, обуви и головных уборов
других народностей. Затем можно познакомить учащихся с библейской легендой о
создании
первого
шерстяного
ковра.
Для
большей
наглядности
можно
продемонстрировать школьникам презентационный материал «Валяние из шерсти».
При знакомстве с материально-технической базой следует показать оборудование и
материалы, которые потребуются для практической работы: это воздушно-пупырчатая
плёнка, москитная сетка, скалка, иглы для фильцевания, образцы шерсти, мыльный
раствор (жидкость для мытья посуды).

Для ускорения и облегчения процесса валяния современные мастера используют в
работе бытовые виброшлифовальные машины. Следует показать бытовую машинку и
объяснить учащимся принцип работы с ней. Так как виброшлифовальная машинка
электрическая, необходимо напомнить учащимся о правилах безопасного труда с
электроинструментом.
На занятии по материаловедению необходимо напомнить и расширить
представления учеников о шерсти. Шерсть упруга, эластична, прочна, обладает
извитостью волокна (чем тоньше шерсть, тем она более извита). Извитость способствует
получению рыхлой пушистой и упругой пряжи. Шерсть гигроскопична, т. е. способна
поглощать воду. Шерстяные волокна в процессе стирки дают усадку (чем больше
разность температур воды, в которую помещают волокна, тем интенсивней они
сокращаются). Шерсть хорошо свойлачивается. Свойлачиваемость — это способность
шерсти в процессе валки образовывать войлокообразный застил. Это свойство
объясняется наличием на поверхности шерсти чешуек, препятствующих перемещению
волокна в направлении обратном расположению чешуек. Наибольшей способностью
свойлачиваться обладает тонкая упругая сильно извитая шерсть.
На свойствах свойлачиваемости и усадки шерсти базируется процесс валяния.
На данном занятии необходимо довести до школьников новые понятия и термины:
валяние мокрое (фелтинг), сухое валяние (фильцевание с помощью иглы), раскладка
волокон (продольно-поперечная и радиальная), коэффициент усадки.
В практической части занятия учащиеся под руководством учителя выполняют
раскладку волокон на плоскости. Мокрым валянием получают образец и определяют по
нему коэффициент усадки. Далее ученикам демонстрируются приёмы изготовления
различных форм: шнурка, шарика, полотна на шаблоне. Особое внимание следует
обратить на качество раскладки, так как от неё зависит качество изделия в готовом виде. В
работе учащиеся используют мыльный раствор и воду горячими. Следует напомнить
ученикам о безопасных приёмах работы с горячими жидкостями.
Основной целью занятий по дизайну является ознакомление учащихся со
средствами и приёмами художественного оформления валеных изделий. Следует сказать
ученикам, что в основе любого произведения искусства лежит художественная идея.
Отталкиваясь от идеи, нужно тщательно продумывать композицию будущей работы, так
как от этого зависит её выразительность. При этом необходимо придерживаться принципа
последовательности: почувствовать – понять – нарисовать. В стадии подготовки создания
изделия помогут сделанные предварительно наброски, эскизы. Следует показать
учащимся, что к основным выразительным средствам в текстильной композиции
относятся: пятно, линия, цвет, фактура. Целесообразно продемонстрировать учащимся
изделия, выполненные в технике «шерстяная акварель», а также различные
декорированные изделия. Необходимо отметить, что «валяние из шерсти» - это постоянно
развивающиеся направление искусства. Мастера используют новые техники
декорирования, к ним относится и техника «нунофелтинг». Применение так называемого
нуно-войлока, когда к шерсти приваливается ткань, кружево или трикотаж обогащает
поверхность изделия богатой фактурой, неожиданными цветовыми эффектами.
При выполнении индивидуальных работ необходимо охарактеризовать все стадии
работы над изделием: формирование идеи; зарисовка эскизов изделия; выполнение
пробного образца; расчет коэффициента усадки и уточнение размеров шаблона; подбор
материалов. На этом занятии учащиеся приступают к выполнению работы над проектом в
технике ручного валяния из шерсти. Для приобретения опыта самореализации и усиления
мотивации практическую часть данного занятия можно провести в форме мозгового
штурма: кто предложит самые интересные идеи для проектов.
На следующих занятиях учащиеся практически воплощают идею проекта. Здесь
необходимо учитывать то, что художественные способности у учащихся различны, не все
из них могут уверенно и точно воплотить в материале свой замысел. Поэтому вполне
допустим подбор уже готовых рисунков, соответствующих выбранным идеям. Оценивать

следует, прежде всего, желание учащегося выполнить работу, его творческий подход, но
важным является и технически правильное исполнение операций.
Следует обратить внимание школьников на то, что индивидуальное творчество
может быть профессиональным и реализоваться через возможности малого бизнеса. Это
относится к прикладным работам в технике ручного валяния: изготовление предметов
украшения интерьера, сумок, чехлов для очков и телефонов, аксессуаров одежды,
бижутерии.
На последнем занятии рекомендуется провести выставку творческих работ, их
обсуждение и защиту, предварительно ознакомив школьников с критериями оценивания
готовых работ.
Технологическая карта. Процесс изготовления войлока.
№ п./п. Операция.
1

раскладывание послойно шерсти, выполнение опытного образца;

2

раскладывание послойно шерсти, с учётом закладываемой усадки
вовремя валяния, внесение вваливаемого декора;

3

первоначальное подваливание, выравнивание формы
полуфабриката;

собственно процесс валяния, с постоянным контролем и
корректировкой формы.
готовое изделие помять руками, прополоскать поочерёдно в
горячей и холодной воде.

Иллюстрация.

Изделие проутюжить во влажном состоянии и просушить.

Технологическая карта «Декорирование войлока».
№ п./п. Операция.
1.

Вытянутые прядки укладывайте на плёнку в одном направлении «внахлёст»
друг на друга (потому что к краям прядки редеют). Следующий слой
укладываем также, но в противоположном направлении.

2.

На поверхности полотна выкладываем рисунок. Спирали из шелк. волокна,
водоросли из кудрей крашеной и натуральной овечьей шерсти.

3.

Готовую композицию надо намочить либо руками, либо из распылителя. Для
ориентировки — каплями должна быть покрыта примерно половина площади
образца

4.

Аккуратно накройте образец сверху пленкой, слегка смазанной мылом
(пузырьками к образцу), прижмите и разгладьте, чтобы вода намочила все
слои шерсти равномерно. Слишком большой влажности стоит избегать —
чтобы волокна не «уплыли» из образца.

Иллюстрация.

5.

Намыльте руки. Уложите ладони на работу и начните легонько прижимать и
прихлопывать. Поскольку образец лежит украшенной стороной кверху — не
трите слишком сильно, чтобы не исказить рисунок.

6.

Когда волокна сцепятся и не будут лежать свободно (двигаются относ. друг
друга), можно накрыть работу пленкой, скатать в трубочку и покатать эту
трубочку как скалку 30 – 50 раз. Потом развернуть, свернуть в
противоположном направлении и опять покатать раз 30-50. Потом можно
собрать образец в комок и помять.

7.

Готовое панно прополоскать в контрастных ваннах (горячей и холодной
поочерёдно), высушить и проутюжить.

Целебные свойства шерсти
Еще в старину люди избавлялись от зубной, головной, ревматической боли,
обматываясь шерстяными платками и накрываясь шерстяными одеялами. Повязывали
шерстяные нитки на запястья, чтобы избавиться от болей в суставах и нормализовать
давление.
Именно овечья шерсть является наиболее целебной. Овца – это смиренное и
спокойное животное, не проявляющее никакой агрессии к окружающему миру. Ее
спокойствие и передается человеку при контакте с шерстяными волокнами, благотворно
влияя на нервную систему.
Овечья шерсть гипоаллергенна, так как не содержит микроорганизмов, способных
негативно повлиять даже на чувствительную кожу. А ланолин (это вещество входит во
многие антиаллергические, противовоспалительные препараты), входящий в ее состав,
способен уберечь от кожных заболеваний. Работа с овечьей шерстью и изделия повышают
циркуляцию крови, что способствует быстрой регенерации кожи.
Волокна овечьей шерсти обладают уникальной способностью выравнивать
электрический потенциал, а это, в свою очередь, ускоряет выздоровление при
хронических заболеваниях. Соприкосновение шерсти с кожей можно считать своего рода
массажем, приводящим к усилению циркуляции крови и укреплению иммунной системы.
Чем больше мы работаем с шерстью и используем ее в обиходе, тем гармоничнее
становится наш внутренний мир.
Уход за валяными изделиями
Валяные изделия нельзя стирать. Если изделие сваляно некачественно, оно может
дать усадку и моментально деформироваться. Чтобы изделия были менее подвержены
пыли, их нужно хранить в открытом пространстве за стеклом. Для них рекомендуется
сухая чистка пылесосом на слабой мощности.

Опасный враг шерсти и валяных изделий – моль. Необходимо использовать
антимольные пластины или саше с лавандой.
Шерсть поедают не мотыльки, а их гусеницы, которые, к сожалению, не боятся
запахов. Необходимо периодически тщательно осматривать материал и изделия на
предмет наличия личинок и гусениц моли. Влажный воздух также способствует
размножению личинок.

1.
2.
3.
4.
5.

Инструкция по охране труда для учащихся,
выполняющих ручные работы
I.
Общие требования
Данная инструкция предусматривает безопасные приемы работы с иглами и ножницами.
Основными опасными производственными инструментами являются: ножницы, иглы,
булавки.
Учащийся обязан:
Изучать и совершенствовать методы безопасной работы.
Выполнять только порученную работу.
Пользоваться только исправленными инструментами и приспособлениями.
При получении травмы на занятии, немедленно сообщить преподавателю и обратиться в
медпункт.
Оказать необходимую помощь пострадавшему на уроке.

II.
Требования безопасности перед началом работы
1. Убедиться в исправности одежды, застегнуть ее на все пуговицы, заколоть волосы.
2. Проверить свое рабочее место: убедиться, что оно достаточно освещено и не
загромождено.

1.
2.
3.
4.

III.
Безопасные приемы и требования во время работы
Иглы и булавки следует хранить в коробке.
При работе с иглой пользоваться наперстком.
При обрезании нитей пользоваться ножницами.
Не бросать пустых катушек, бобин, игл на пол.
IV.
Требования безопасности по окончании работы
Убрать инструменты и приспособления, убрать свое рабочее место и сдать его
дежурному.

V.
Правила безопасной работы с ножницами
1. Ножницы во время работы класть справа, кольцами к себе, чтобы не уколоться об их
острые концы. Лезвия ножниц в нерабочем состоянии должны быть сомкнуты.
2. Передавать ножницы кольцами вперед с сомкнутыми лезвиями.
3. При работе с ножницами не размахивать руками, следить, чтобы они не падали на пол.
VI.
Правила безопасной работы с иглой
1. Необходимо хранить иглу всегда в игольнице.
2. Не оставлять иглу на рабочем месте без нитки.
3. Передавать иглу в игольнице и с ниткой.
4. Не брать иглу в рот.
5. Не втыкать иглу в одежду.
6. Во время работы пользоваться наперстком.
7. До и после работы проверить количество игл.
8. Хранить игольницу с иглой всегда в одном месте.
9. Во время работы втыкать иглу в игольницу.
10. Не отвлекаться во время работы с иглой.

Условия реализации программы
Помещение: Учебный кабинет, оформленный в соответствии с профилем проводимых
занятий и оборудованный в соответствии с санитарными нормами: столы и стулья для
педагога и учащихся (на 15 посадочных мест), демонстрационный наглядный материал по
разделам программы, классная доска, шкафы для хранения инструментов и материалов,
учебной литературы и наглядных пособий.
Интернет ресурсы:
1. http://community. livejournal. com/voilok_ru/ шерстяная лампочка com/connections. Html
http://www.wool-bulb. com/kak. Html
2. Мастер-класс по мокрому валянию от yaroshok http://www. festivefibers. cjm/index. Shtml
3. Видео мастер-классы по творчеству – https://www.youtube.com/
4. Портал «Страна мастеров» - https://stranamasterov.ru/
5. Кроссворды онлайн – http://www.scanword/info/
Формы организации деятельности учащихся, применяемые на занятиях:
индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах, нетрадиционные формы
занятий.
При необходимости при реализации программы могут быть использованы
дистанционные образовательные технологии. Программа может быть реализована в
сетевом взаимодействии.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия
(по источнику изложения учебного материала):
- словесные – лекции, беседы, викторины;
- наглядные – просмотр репродукций, фото- и видеосюжетов, образцов изделий;
- практические – экскурсии, изготовление наглядных пособий, образцов и макетов
изделий;
- а так же опыты, эксперименты, игровые моменты.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей
(по характеру учебно-познавательной деятельности):
Образовательный процесс включает в себя различные методы обучения:
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую
информацию;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Использование этих методов на занятиях осуществляется с учетом специфики,
задач, содержания занятия.
Материально-техническая база
Для реализации программы имеются следующие материалы, инструменты и
оборудование:
- образцы шерсти для валяния: лента гребенная (меринос), кардочес, сливер, мохер, пряжа
шерстяная, вискоза;
- коврики прорезиненные рифленые 30*50 см 15 шт.;
- салфетки из тюля 30*40 см 15 шт.;
- клеенка для защиты столов;
- скалки, 2 шт.;

- иглы цыганские 10 шт.;
- бусины, полубусины, бисер разных цветов и размеров;
- фурнитура для сборки и оформления бижутерии: швензы, штифты, колпачки, колечки,
шнурки для брелков, цепочки, проволока, вощеный шнур и т.д.;
- ведро для воды;
- таз для валяния крупных изделий, 2 шт.;
- тарелки глубокие для мыльного раствора, 6 шт.;
- пульверизаторы, 5 шт.;
- жидкое мыло, 1 бут.;
- полотенца для рук хлопчатобумажные, 2 шт.;
- клеевой пистолет, 1 шт.

Список литературы
для педагога:
1. Козырь В.А. Цветы из войлока. (Серия «Золотая библиотека увлечений») – М: АСТПРЕСС КНИГА, 2014.
2. Смирнова Е. игрушки из шерсти шаг за шагом. Техника валяния. (Серия «Ручная
работа») – СПб: Питер, 2012.
3. Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. (Серия «Золотая библиотека
увлечений») – М: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2012.
для учащихся и родителей:
1. Зайцева А.А. Валяние. Яркие идеи. (Серия «Домашняя мастерская для детей и их
родителей») – М: Росмэн, 2008.
2. Зайцева А.А. Подарки из войлока: традиционные техники валяния. – М: Эксмо, 2010.
3. Красичкова А.Г. Вещи из войлока. (Серия «Для дома для семьи») – М: АСТ: Астрель:
Полиграфиздат, 2010.
4. Эшер Ш, Бейтмен Д. Фелтинг. Стильные поделки и аксессуары из непряденой шерсти.
– М: Контент, 2007.

Календарно-тематический план
по программе «Теплое ремесло»
на 2022-2023 учебный год
№

1-2
3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24

Тема

I. Вводное занятие (2ч)
II. Цветоведение (2ч)
III. Инструменты и материалы. ТБ (2ч)
IV. Техника «мокрого» валяния. (46ч)
Валяние шарика. Изготовление брелока.
Бусы. Валяние шариков разного размера (7-9 штук).
Валяние двух одинаковых шариков.
Изготовление сережек с использованием фурнитуры.
Сборка бус. Работа с фурнитурой.
Изготовление осеннего листочка. Разновидности форм.
Плоскостное валяние. Выполнение круглого полотна. Елочка. Создание
формы.
Оформление сувенира звездой и разноцветными бусинами. Украшение
елочки.
Бусы в этническом стиле. Валяние «роллов».

среда

7 сентября
14 сентября
21 сентября
28 сентября
5 октября
12 октября
19 октября
26 октября
2 ноября
9 ноября
16 ноября
23 ноября

25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54
55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70
71-72

Сборка бус.
Чехол для телефона. Подготовка выкройки с учетом усадки.
Правила раскладки шерсти при плоскостном валянии на основе.
Декорирование чехла для телефона.
Шарф. Изготовление трафарета. Правила раскладки.
Последовательность валяния крупного изделия.
Определение степени готовности изделия. Полоскание. Сушка.
Выполнение коллективной работы на конкурс «Символ года»
Сборка композиции.
Валяние на основе-выкройке.
Изготовление детских пинеток.
Валяние двух деталей одновременно.
Декорирование пинеток.
Выполнение творческой работы «Подарок папе».
Выполнение творческой работы «Подарок маме».
V.
Техника «сухого» валяния (2ч)
VI.
Творческие работы учащихся (12ч)
Изготовление объемного изделия. Отработка умений и навыков.
Снятие мерок. Изготовление выкройки. Правила увеличения выкройки.
Перенос выкройки на основу.
Способы раскладки шерсти.
Выполнение работы по замыслу.
Закрепление полученных знаний.
Эстетическое оформление готового изделия.
VII. Правила ухода за изделиями из шерсти. (2ч)
VIII. Итоговая аттестация. (2ч)
IX. Итоговое занятие. (2ч)

30 ноября
7 декабря
14 декабря
21 декабря
28 декабря
18 января
25 января
1 февраля
8 февраля
15 февраля
22 февраля
29 февраля
1 марта
15 марта
22 марта
29 марта
5 апреля
12 апреля
19 апреля
26 апреля
3 мая
10 мая
17 мая
24 мая


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».