Экодизайн

Пояснительная записка
Программа «Экодизайн» разработана в соответствии с нормативными
документами:
- Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ»;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р;
- Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства
РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки
России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и
осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным
программам»;
Методические
рекомендации
по
проектированию
дополнительных
общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы). Письмо
Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;
− Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41
«Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарноэпидемиологические требования к
устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций
дополнительного образования детей»;
− Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к
программам дополнительного образования детей».
Программа творческого объединения «Экодизайн» разработана на основе
следующей литературы:
1). Клыкова И.Л. Дополнительная общеразвивающая программа «Экодизайн», ГБОУ
СОШ № 2 ж/д ст. Клявлино Самарской области.
2). «Программа факультативных курсов по искусству для общеобразовательных школ»,
Москва,
«Просвещение»,
1991
г.;
3). Поддубко Л. М., Программа кружка по экодизайну, Авторская программа, Украина.
4). «Экспериментальная программа по изобразительному искусству», Москва,
«Просвещение»,
1988
г.
Направленность программы. Сегодня
важная
роль
в
преобразовании
искусственного окружения человека принадлежит дизайну. Дизайн – это художественная
деятельность, связанная с организацией пространства по законам красоты
и целесообразности. Исходя из вышесказанного, программа «Экодизайн» имеет
художественную направленность, основанную на экологических принципах.
Актуальность. Анализ педагогической и методической литературы показал, что
творческий труд с использованием природного и бросового материалов – один из методов
приобщения детей к искусству и воспитания любви к природе, умение видеть
экологические проблемы. При постоянном общении с природой, во время работы с
природным и бросовым материалом формируется рациональное экологическое сознание
учащихся, развивается фантазия, творческие способности, художественный вкус,
приобретаются трудовые навыки.
Также программа «Экодизайн» широко и многосторонне раскрывает
художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь
народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно
осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной
художественно-творческой активности.
Педагогическая целесообразность. Известный американский эколог Барри
Коммонер сформулировал 4 закона: «Все связано со всем», «Природа знает лучше», «Все
надо куда-то девать», «За все надо платить». Знание этих законов позволяет ребенку
научиться жить в гармонии с окружающей средой, испытывать радость творчества.

Экодизайн – современное направление в дизайне, нацеленное на вторичную
переработку уже использованных продуктов дизайна. Тема экодизайна очень интересна и
актуальна. Само понятие «Экодизайн» интегрирует в себе две совершенно разных
сферы: экология и дизайн.
Экология – наука о взаимоотношениях между живыми организмами и средой их
обитания. Интенсивная деятельность человечества по созданию комфортных условий
существования уже привела к нарушению экологических связей, исчерпанию природных
ресурсов, загрязнению окружающей среды.
Сегодня важная роль в преобразовании искусственного окружения человека
принадлежит дизайну.
Отличительная особенность программы. В отличие от уже существующих, в
данной программе акцент делается на развитие у учащихся способностей именно к
утилитарному познанию мира с дальнейшим его преобразованием.
В
процессе
освоения
программы, запланированные
темы занятий могут видоизменяться, но задачи и цели остаются исходными.
Новизна программы заключается в том, что в ее основе лежит интеграция
различных видов прикладного творчества.
Адресат
программы:
Программа
рассчитана
на детей
среднего и
старшего школьного возраста 7–14
лет. Группы творческого
объединения –
разновозрастные. Тематика занятий строится с учетом возраста и интересов учащихся,
возможности их самовыражения. В ходе усвоения учащимися содержания программы
учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности,
умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные
работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее
подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий
смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед
трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.
Программа рассчитана на 1 год обучения.
Общий объем программы: 72 часа.
Режим занятий: Занятия проводятся 1 раз в неделю по 2 часа.
Форма обучения: очная.
Цель программы: обучение учащихся технологиям изготовления различных
сувениров из вторичного сырья и бросовых материалов.
Задачи:
Обучающие задачи:

изучить основы техник декоративно-прикладного творчества запланированных по
программе;

овладеть практическими навыками и приёмами изготовления и декорирования
изделий;

познакомить с основными законами композиции;

научить пользоваться законами цветоведения.
Развивающие задачи:

развивать и совершенствовать индивидуальное мастерство учащихся;

развивать интерес к творческому познанию и самовыражению;

развивать художественно-эстетический вкус;

развивать интерес к сотрудничеству, в создании коллективных работ.
Воспитательные задачи:

воспитывать чувство удовлетворения от творческого процесса и от результата
труда;

содействовать экологическому воспитанию.

Перечисленные выше задачи направлены на достижение образовательных результатов:
1) личностные результаты:

- готовность и способность учащихся к саморазвитию;

- сформированность мотивации к обучению и познанию;

-индивидуально-личностные качества, социальные компетенции;
2) метапредметные результаты (освоение универсальных учебных действий):
-познавательные:
учащиеся научатся:
 усваивать сложную информацию абстрактного характера и использовать её для
решения разнообразных учебных и поисково-творческих задач;
 находить необходимую для выполнения работы информацию в различных
источниках; анализировать предлагаемую информацию (образцы изделий, простейшие
чертежи, эскизы, рисунки, схемы, модели);
 сравнивать, характеризовать и оценивать возможности её использования в
собственной деятельности;
 анализировать устройство изделия: выделять и называть детали и части изделия, их
форму, взаимное расположение, определять способы соединения деталей;
 выполнять учебно-универсальные действия в материализованной и умственной
форме, находить для их объяснения соответствующую речевую форму;
 использовать знаково-символические средства для решения задач в умственной
или материализованной форме;
 выполнять символические действия моделирования и преобразования модели.
-регулятивныеучащиеся научатся:
 планировать предстоящую практическую работу, соотносить свои действия с
поставленной
целью,
устанавливая
причинно-следственные
связи
между
выполняемыми действиями и их результатом и прогнозировать действия,
необходимые для получения планируемых результатов;
 осуществлять самоконтроль выполняемых практических действий, корректировку
хода практической работы;
 самостоятельно организовывать своё рабочее место в зависимости от характера
выполняемой работы.
-коммуникативныеучащиеся научатся:
 организовывать совместную работу в паре или группе: распределять роли,
осуществлять деловое сотрудничество и взаимопомощь;
 формулировать собственное мнение и варианты решения, аргументированно их
излагать, выслушивать мнения и идеи товарищей, учитывать их при организации
собственной деятельности и совместной работы;
 проявлять заинтересованное отношение к деятельности своих товарищей и
результатам их работы, комментировать и оценивать их достижения в
доброжелательной форме, высказывать им свои предложения и пожелания.
3) предметные результаты
- получат знания о месте и роли декоративно - прикладного искусства в жизни человека;
Принципы реализации программы.
Программа
«Экодизайн» основана
на
принципах последовательности,
наглядности, целесообразности, доступности и тесной связи с жизнью.
Программа предусматривает преподавание материала по «восходящей спирали», то
есть периодическое возвращение к определенным темам на более высоком и сложном
уровне. Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделий, т.е. теоретические
задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с
педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Предполагаются различные упражнения, задания, обогащающие словарный запас
детей. Информативный материал, небольшой по объему, интересный по содержанию,
дается как перед практической частью, так и во время работы. При выполнении задания
перед учащимися ставится задача определить назначение своего изделия. С первых же
занятий дети приучаются работать по плану:
-эскиз;
-воплощение в материале;
-выявление формы с помощью декоративных фактур.
Программа ориентирует
учащихся на самостоятельность в поисках
композиционных
решений,
в
выборе
способов
приготовления
поделок.
Формы и методы организации образовательного процесса.
Приоритет отдается активным формам преподавания:
- Практическим: упражнения, практические работы, практикумы;
- Наглядным: использование схем, таблиц, рисунков, моделей, образцов;
- Нестандартным: эстафета творческих дел, конкурс, выставка-презентация,
сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм работы.
В программу включены следующие разделы:
-работа с природным материалом;
-работа с бумагой «Бумажные фантазии»;
-работа с тканью,
-работа с нитками, лентами;
-газетоплетение;
-лепка из пластилина, глины, соленого теста;
-воспитательная работа;
-выставки, конкурсы.
Содержание всех разделов построено по следующему алгоритму:
-исторический аспект;
-связь с современностью;
-освоение основных технологических приемов, выполнение учебных заданий;
-выполнение творческих работ (индивидуальных, групповых или коллективных).

Планируемые результаты
По окончании обучения учащиеся будут
Знать:
- название и назначение ручных инструментов и приспособлений: ножницы, кисточка для
клея, игла, наперсток;
- правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
- названия, назначение и свойства материалов (бумаги, глины, пластилина, соленого теста,
ткани и др.);
- способы работы с перечисленным выше материалом (вырезание,
приклеивание, сминание, складывание, лепка, сшивание и т.д.);
Уметь:
- правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок вовремя работы;
- соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
- анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал,
из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность
изготовления);

- экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое,
вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из
бумаги с помощью клея,
- выполнять основные приемы работы с бумагой, пластилином, соленым тестом, глиной,
тканью;
- выполнять несложные поделки в технике аппликации, оригами, лепки и т.д.

Учебный план
Количество часов
Теория
Практика Всего

№
п\п

Наименование

Формы
аттестации

разделов и тем
1. Вводное занятие.
2. Работа с природным
материалом «Лесные
самоделки».
3. Работа с бумагой:
«Бумажные фантазии».
4. Итоговое занятие,
выставка работ.
Итого:

2
2

18

2
20

и контроля
Анкетирование
Тестирование

2

46

48

Тестирование

2

-

2

Выставка работ

8

64

72

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие. (2ч.) Вводное занятие. План на учебный год. Беседа
«Модная профессия - дизайнер». Расписание занятий. Цели и задачи на год. Инструктаж
по ТБ.
Тема 2. Работа с природным материалом «Лесные самоделки». (18ч) Беседа
«Если исчезнут леса…» (Что будет с природой?) Разнообразие природного материала.
Работы плоскостные, объемные, полуобъемные.
Практическая работа:
-выполнение фантазии из листьев деревьев:
-выполнение поделки из шишек и камней по собственному замыслу;
-выполнение мозаики из камней «Узор» и др.;
-выполнение панно «Совята» и др. из фисташковых скорлупок и кожуры мандаринов,
камней.
Тема 3. Работа с бумагой «Бумажные фантазии». (46ч) Из истории бумаги.
Разновидности бумаги. Свойства бумаги. Оригами. Модульное оригами. Способы
складывания и склеивания. Бумага своими руками (дизайнерская бумага).
Практическая работа:
-выполнение объемных поделок из картона «Шкатулка» и др., 3-D аппликации;
-выполнение картин: «Сова», «Цветочное изобилие», «Ромашковое поле» и др.;
-изготовление поделок: «Рыбки», «Кошка с котятами», «Жучок», «Бабочка»;
-ознакомление с салфеточной техникой, изготовление цветов из салфеток и композиции
из цветов;
-выполнение поделки из бумажного теста: «Черепашка», «Медведь».
Тема 4. Итоговое занятие. (ч) Подведение итогов работы объединения за год,
отчетная выставка.

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел/месяц сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май всего
Тема 1
2
2
Тема 2
6
10
4
20
Тема 3
4
8
6
8
8
10
4
48
Тема 4
2
2
Всего
8
10
8
8
6
8
8
10
6
72
Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

1.09.2022 – 31.05.2023
34 недели (238 дней)
17 недель (119 дней)
17 недель (119 дня)
4-я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023 – 1.09.2023

Оценочные материалы
Промежуточная (итоговая) аттестация учащихся
Диагностика образовательных результатов включает входной контроль,
промежуточную и итоговую аттестацию учащихся.
Входная аттестация (рубежный контроль) проводится в начале первого года
обучения.
Цель – проверить знания и умения, имеющиеся у учащегося.
В соответствии с Положением о проведении текущего контроля успеваемости,
промежуточной аттестации учащихся с целью выявления уровня развития способностей и
личностных качеств у учащихся и их соответствия прогнозируемым результатам освоения
программы в I полугодии (декабрь) и во II полугодии (апрель-май) проводится:
Промежуточная аттестация – проверка уровня освоения материала проводится в
течение 1-го, 2-го полугодия обучения в форме тематических мини-выставок
после каждого раздела программы.
Цель аттестации: выявление уровня развития способностей и личностных качеств
учащихся
и
их
соответствия
прогнозируемым
результатам дополнительной общеразвивающей программы «Экодизайн». Аттестация
позволяет
определить
уровень
теоретической
подготовки учащихся
и
степень сформированности у них практических умений и навыков; выявить соотношение
прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной работы, а также
причины, способствующие или препятствующие полноценной реализации программы, и
внести необходимые корректировки в её содержание.
Формы промежуточной аттестации:
Педагогическое наблюдение – проводится в течение всего года.
Оценивается неординарность мышления; технологичность работы с материалами;
Качество выполнения работы; самостоятельность;
Творческие работы учащихся;
Участие в выставках и конкурсах различного уровня (по календарю мероприятий).

Результаты участия в выставках, конкурсах различного уровня демонстрируют уровень
практических навыков.
Итоговая аттестация:
Проводится по окончании обучения по общеразвивающей программе «Экодизайн».
Цель: определить уровень знаний по окончании обучения.
Итоговая аттестация позволяет определить уровень теоретических знаний, практических
умений и навыков.
Выявить соотношение прогнозируемых и реальных результатов учебно-воспитательной
работы, а также причины, способствующие или препятствующие полноценной
реализации программы, и внести необходимые корректировки в её содержание.
Материалы для проведения

диагностики.

Пример протокола
диагностики уровня развития мелкой моторики рук через продуктивную
деятельность учащихся на начало (конец) 20__-___ учебного года объединения
«Экодизайн», группа№____.
Ф В
Критерии развития мелкой
Критерии качества освоения ребенком продуктивной
ио оз
моторики движений руки,
деятельности
пальцев
ра Кисти Владеет Развит Проявля Имеет Владее Самостоят Использ Умеет
Показ ит
ст рук
навыка а
ет
предста т
ельно
ует свои выбирать ывает ог
имеют ми и
коорди интерес вление приема определяе констру материал, уровен
хорошу умения нация к
о
ми
т
ктивные соответст ь
ю
ми
обеих практич материа работы последова решения вующий вообра
подвиж работы рук, еской ле, из с
тельность в
данной жения
ность, с
коорди деятель которог различ выполнен процессе конструк и
гибкост инструм нация ности, о
ными ия
работы. ции и
фантаз
ь,
ентами действ соверше сделана матери работы.
способы ии.
исчезла (Ножни ий
нствует поделка алами
скреплен Выпол
скованн цы,
руки и техниче
ия,
няет
ость
иглы, глаза, ские
соединен работу
движен клеевой зрител умения
ия
по
ий рук пистоле ьный и
деталей. замысл
т и др.). контро навыки
у
ль
работы
(развити
я
моторик
и)

итог
1.низк
ий,
2.сред
ний
3.выс

окий
урове
нь
развит
ия.

ДИАГНОСТИКА ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
(проводится при принятии учащегося в объединение «Экодизайн»)
1. Если бы я строил детский городок, то
А) построил такой городок, которого нет нигде - 2.
Б) построил городок по предложенному типовому проекту - О
В) построил городок, который видел в кино, журналах, книгах - 1
2. Если я приглашаю друзей на свой день рождения, то А) пишу сценарий и готовлю
сюрпризы - 2.
Б) говорю им время и надеюсь на родителей - 0. В) участвую в приготовлении блюд для
гостей - 1.
3. На вопрос, поставленный учителем на уроке, я выбираю ответ:
А) простой - 0
Б) сложный -1
В) оригинальный - 2.
4. Когда я чем-то сильно очарован то:
А) пишу стихи - 2
Б) просто любуюсь объектом очарования -1
В) чувствую умиротворение - 0.
5. Когда я провожу исследовательскую работу по моему любимому предмету, то:
А) читаю много дополнительной литературы - 2
Б) подбираю материал попроще -1
В) надеюсь на помощь учителя -0
6. Для меня в общении самое главное:
А) возможность узнать яркое, нешаблонное, неординарное -2
Б) поделиться своими бедами с друзьями -1.
В) просто провести время -0
7. Если бы я стал ученым, то:
А) ездил часто за границу -0
Б) написал бы много полезных книг-1
В) совершил бы открытия на пользу всему человечеству - 2.
8. Из трех тропинок, оказавшихся перед Вами в лесу, Вы выбрали ту:
А) которая Вам удобна - 0
Б) о которой Вам рассказывали знакомые -1
В) которая является неизвестной тропинкой - 2
9. Мне хочется, чтобы в школе:
А) все учились в меру своих возможностей -1
Б) все были дружными - 0
В) узнавали как можно больше нового - 2.

10. Произнесите громко, отчетливо три скороговорки:
А) жужжит над жимолостью жук. Зеленый на жуке кожух
Б) два дровосека, два дроворуба, два дровокола дрова рубили, дрова кололи, дрова секли.
В) Карл у Клары украл кораллы, а Клара украла у Карла кларнет.
Результат диагностики определяется следующим образом: А) более 2/3
выполненных заданий с баллом - 2 (высокий уровень творчества) Б) не менее ½ - с баллом
- 2 (средний уровень).

Методические материалы
Методическое обеспечение программы
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом
занятии.
Рекомендации по проведению занятий: Быстрая, интересная вступительная часть
занятия, включающая анализ конструкции изделия и разработку технологического плана
должна являться базой для самостоятельной практической работы без помощи педагога.
Желательно
около
половины
учебного
времени
отводить
на, так
называемые, комплексные работы — изготовление изделий, включающих несколько
разнородных материалов, поскольку именно в этих случаях наиболее ярко проявляются
изменения их свойств, а сформированные ранее трудовые умения по обработке отдельных
материалов ребенок вынужден применять в новых условиях.
Выбирая изделие для изготовления, желательно спланировать объем работы на
одно занятие, если времени требуется больше, дети заранее должны знать, какая часть
работы останется на второе занятие. Трудные операции, требующие значительного
умственного напряжения и мышечной ловкости, обязательно должны быть осознаны
детьми как необходимые.
Педагогу необходимо как можно меньше объяснять самому, стараться вовлекать
детей в обсуждение, нельзя перегружать, торопить детей и сразу стремиться на помощь.
Ребенок должен попробовать преодолеть себя, в этом он учится быть взрослым,
мастером.
На занятии должна быть специально организованная часть, направленная на
обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и
должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию
материала в изделие; причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое
меньше времени, чем на практические действия.
В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед,
рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Во время занятий дети могут сидеть за столами, расставленными
рядами, линейно или в виде круглого стола. Главное, чтобы дети не мешали друг другу, а
педагог мог свободно подойти к каждому ребенку. Стол и стул должны соответствовать
росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено.
Программа предусматривает различные формы и методы работы:
теоретическое обсуждение вопросов, практическое использование полученных знаний с
использованием элементов игры, работа с учебной литературой; работа с наглядными
пособиями и наглядным материалом; практические занятия по изготовлению поделок и
оформлению творческих отчетов о проделанной работе.
Работа с родителями
1. В начале учебного года приглашаются родители вместе с детьми на «день открытых
дверей». Знакомство с планом работы объединения.
2. Привлечение родителей к оказанию помощи в формировании деятельности коллектива.
3. В течение года проводятся совместные мероприятия для родителей и детей.

4. В конце года на родительском собрании родителям вручаются грамоты и
благодарственные письма за хорошее воспитание и помощь в реализации программы.
5. Индивидуальные беседы и консультации.
Воспитательная работа
В общеобразовательном процессе, немаловажную роль играет воспитательная
работа, целью которой является: выявление и развитие способностей каждого
воспитанника, формирование духовно – богатой, творчески мыслящей личности,
ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на участие в развитие
общества.
Особое внимание уделяется развитию познавательной деятельности ребенка за счет
систематического проведения бесед об искусстве, экологии, нравственности, культуре и
гуманности.
Совместные посещения выставок, участие в самых различных мероприятиях,
помогают расширить кругозор детей, открыть неведомые способности и таланты, а так же
сплотить и сдружить детские сердца.

Условия реализации программы
Дидактическое и техническое оснащение
Занятия по программе «Экодизайн» проводятся на базе МКУ СОШ№ 9.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим
уголок ручного труда, в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения
материалов и незаконченных работ. Рабочие инструменты хранятся также в шкафу в
индивидуальных папках.
Таким образом, для работы необходимы:
хорошо освещенный кабинет, оборудованный столами и стульями, соответствующими
возрасту учащихся.
Материально-техническая база
Набор рабочих инструментов:
Ножницы, иглы, циркуль, линейка, карандаш, кисти, ручка, термопистолет.
Материалы:
Наглядные пособия по темам, шаблоны, литература для учащихся.
Расходные материалы:
Термоклей (батончики), проволока разных диаметров, гипс, цветочные горшки, картон,
лоскуты ткани. ткань, мех, нитки, пуговицы, цветная бумага и картон, акварель, пастель,
цветные карандаши, клей ПВА, цветная фольга, бросовый материал (пластиковые
бутылки, бумажные коробочки, открытки), бисер, пластилин, природный материал
(шишки, желуди, семена, листья, веточки, камешки, песок и др.)
Информационное обеспечение:
Интернет-ресурсы:
- Федеральный портал «Российское образование».
- Единое окно доступа к образовательным ресурсам.
- Образовательные ресурсы Интернета - «Вся биология» - это научно-образовательный
проект, посвящённый биологии и родственным наукам. Основная идея портала
заключается в создании большого информационного ресурса, главная цель которого:
предоставление информации по всем разделам биологии в максимально доступной форме
для обычного читателя. http://www.sbio.info.
В связи со сложившейся обстановкой «самоизоляции» возможно прохождение
обучения по программе дистанционно.

Используется дистанционная поддержка, т.е. обеспечение традиционных форм
образовательного процесса технологиями дистанционного обучения с четко заданными
элементами, содержанием и объемом через дополнительный ресурс – группу в социальной
сети.
В рамках онлайн занятий посредством платформ: ZOOM, Youtube, Viber, WatsUp,
В Контакте и другие, педагог представляет теоретический материал по теме.
В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров учащимися
передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастерклассы и другое. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.
Контроль: Он-лайн тест. Выставка фото в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.
Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов: фотоматериалы, отзывы детей и родителей, материалы диагностики (планы
опросов). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка
работ в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.
Кадровое обеспечение. Занятия в творческом объединении «Экодизайн» могут
вести педагоги дополнительного образования для детей, имеющие специальное
образование или курсовую подготовку. Реализацию программы осуществляет педагог
дополнительного образования Гришина Надежда Борисовна.

Список литературы
для педагога:
1. Берсенёва Т.К. Ткань. Бумага. Тесто. М.: «Астрель» 2001 г.
2. Богданов В.В., Попова С.Н. История обыкновенных вещей. – М., 1992.
3. Браиловская Л.В.Арт-дизайн: красивые вещи «hand-made» из серии «Стильные
штучки» - Ростов-на-Дону, 2004.
4. Все о декупаже и монотипии из серии «Техника и изделия» - М., 2006.
5. Голубева Н.Н. «Аппликации из природных материалов», 2002 г.
6. Грибовская А.А. Народное искусство и детское творчество - М.: Просвящение,
2006 г.
7. Ефимова А. Сделаем игрушки своими руками. – М., 1983.
8. Кононова «Мягкая игрушка», 2000г.
9. Кузьмина М. «Азбука плетения», 1993 год.
10. Митителло К. «Аппликация», 2004г.
11. Петухова В.И., Ширишова Е.Н. «Мягкая игрушка», 2001г.
12. Поделки из всякой всячины. Шухова С. – М: Айриспресс, 2008.
13. Материалы с сайта «Страна мастеров», а также http://podelkino.com/tag/podelki-iznitok/
14. http://stranamasterov.ru/
для учащихся:
1. Бондарь Е.Ю., Герук Л.Н. «100 поделок из яиц», 1999г.
2. Гульянц Э.К., Базик И.Я. «Что можно сделать из природного материала», 1991г.
3. Калинич М. «Рукоделие для детей»,1998г.
4. Румянцева Е. «Праздничные открытки», 2005г.
5. Румянцева Е. «Украшения для девочек своими руками», 2005г.
6. Цамуталина Е.Е. «100 поделок из ненужных вещей», 1999г.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
СЛОВАРЬ
Аксессуар – объект нерастительного происхождения, который включают в

композицию или помещают возле неё (свеча, лента, статуэтка и т.д.);
Аранжировка (франц.) – аранжировать, составлять;
Арт-дизайн (лат. Artis – искусство и англ. Design и лат. Designare –
обозначать, определять назначение). Приём авангардного изобразительного
искусства и промышленного дизайна, дизайн штучный, элитный;
Горельеф - высокий рельеф, объёмные картины из бересты, трутовиков и
другого природного материала;
Икебана – древнее японское искусство составление цветочных композиций
в сосуде;
Инвентарь – инструменты и другие приспособления, которые используют
при составлении аранжировок (лента, нож, ножницы и т.д.);
Кензан – наколка, имеющая тяжёлое металлическое основание с
впаянными острыми шипами (иглами), используется в аранжировке цветов для
закрепления веток;
Линия Хогарта - изогнутая S-образная линия, названная по имени её
создателя, английского художника XVII века У. Хогарта (является символом
западно-европейских аранжировок);
Марблс (англ. - мрамор) – стеклянные шарики круглые или плоские
разного цвета.
Перспектива (латынь) – «видеть насквозь», кажущееся уменьшение
предмета помере удаления от нас называется перспективой;
Пиафлор или оазис – флористическая губка из пористого материала,
хорошо впитывающего воду. Используется в качестве крепления для цветов;
Рокарий – цветочный сад с камнями, имитирующими ландшафт;
Секатор – садовые ножницы с фиксатором;
Тейп-лента - липкая зелёная лента, используется для закрепления растений
и сосудов;
Фитодизайн – фито (растение) дизайн, оформление, оформление
растениями;
Фокусная точка – цветовое пятно, в букете, композиции или картине,
привлекающее и задерживающее внимание зрителя.

Календарно - тематический план
по программе «Экодизайн»
на 2022-23 учебный год
Количество
часов
все тео Пра
го ри кти
я
ка
1. Водное занятие. ТБ. 2
2
1-2 Ознакомление
с 2
2
содержанием
обучения.
Инструктаж
по
технике
безопасности.

Дата

Формы
методы

Беседа

1-4

Разделы и темы

Сентябрь

№

и Оборудован Вид
ие
и контрол
инструмент я
ы
Ноутбук,
презентации
по теме.

Опрос

2

18

0,5

1,5

0,5

1,5

7-8 Декоративное
оформление панно.

2

0,5

1,5

Картина из
2
природного материала
«Осень». Аппликация.
Карандашный
набросок картины на
основе.

0,5

1,5

11- Выполнение
2
12 аппликации по
карандашному
наброску.
13- Окрашивание
2
14 отдельных элементов
картины.

0,5

1,5

0,5

1,5

15- Рамка. Декоративное 2
16 оформление по
замыслу.

0,5

1,5

17- Панно из камня по
2
18 замыслу.
Распределение камней
на основе.
19- Окрашивание.
2
20 Декоративное
оформление панно.

0,5

1,5

0,5

1,5

Сообщение
Ноутбук,
новой темы. презентация
Беседа.
по теме.

Самокон
троль

Практическо
е задание

Самокон
троль

12-18

5-11

Работа
с 20
природным
материалом
«Лесные
самоделки».
3-4 Беседа «История
2
возникновения
панно». Виды и
техники выполнения.
5-6 Панно из природного 2
материала
«Совушки».
Изготовление панно.

Практическо
е задание

19-25

2.

26-2

Практическо
е задание

Самокон
троль

Самокон
троль

Самокон
троль

3-9

Практическо
е задание

Ножницы,
Самокон
термоклей,
троль
гуашь, кисти

Практическо
е задание

Ножницы,
термоклей.

Самокон
троль

Практическо
е задание

Ноутбук,
презентации
по теме.

Опрос

Практическо
е задание

Видеоролик Самокон
по
теме, троль
гуашь,
кисти,
ножницы.

17-23

10-16

Практическо
е задание

24-30
31-6

Октябрь
Ноябрь

910

Видеоролик
по
теме,
основа,
камни,
термоклей,
ножницы.
Видеоролик
по
теме,
гуашь,
кисти,
термоклей,
ножницы.
Видеоролик
по
теме,
заготовки
природного
материала,
термоклей,
ножницы.
Ножницы,
термоклей,

0,5

1,5

Работа с бумагой:
«Бумажные
фантазии».
23- Беседа «История
24 создания открыток».

48

2

46

2

0,5

1,5

25- Поздравительная
2
26 открытка.
Аппликация.
Вырезание.
27- Открытка к
2
28 празднику. Бумагопла
стика.
29- Беседа «Какие
2
30 бывают открытки».

0,5

1,5

0,5

1,5

0,5

1,5

31- Беседа «Что
32 такое скрапбукинг?»

2

0,5

1,5

33- Скрапбукинг –
34 альбомы. Бумагопла
стика.
35- Декоративное
36 оформление
альбома.
37- Скрапбукинг 38 открытки.
Моделирование,
вырезание.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Практическо
е задание

Видеоролик Самокон
по
теме, троль
ПЕТ пакеты,
утюг,
термоклей,
ножницы.

Практическо
е задание

Ножницы,
термоклей,
проволока
Ножницы,
термоклей,
проволока

28-4

21-27

Практическо
е задание

41- Виды и техника
42 плетения. Плетение
вазы.

12-18
19-25
26-1

Сообщение
новой темы.
Беседа.
Практическо
е задание

Самокон
троль
Самокон
троль

Ноутбук,
презентации
по теме.
Видеоролик
по
теме,
ПЕТ пакеты,
утюг,
термоклей,
ножницы.
Практическо Ножницы,
е задание
термоклей,
проволока
Практическо Ножницы,
е задание
термоклей,
проволока
Практическо Ножницы,
е задание
термоклей,
проволока
Сообщение
Ноутбук,
новой темы. презентации
Беседа.
по теме.

Опрос

Практическо
е задание

Самокон
троль

Самокон
троль

Самокон
троль
Самокон
троль
Самокон
троль
Опрос

16-22

Январь

Февра
ль
30-5
23-29

Подарочная корзина.
Техника кручения
газетных трубок.
39- Свойства бумаги.
40 Кручение трубок из
газет.

Декабрь

5-11

3.

14-20

7-13

21- Беседа «История
2
22 возникновения
панно». Виды и
техники выполнения.

Практическо
е задание

Видеоролик
по
теме,
ПЕТ пакеты,
утюг,
термоклей,
ножницы.
Ножницы,
термоклей,
проволока

Самокон
троль

2

0,5

1,5

45- Декоративное
46 оформление вазы.

2

0,5

1,5

47- Окрашивание.
48

2

0,5

1,5

49- Беседа: «Способ
50 торцевания».

2

0,5

1,5

51- Сувенир
52 «Сердечко».
Торцевание.
Аппликация
53- Декоративное
54 оформление
сувенира.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

55- Рамочка. Объёмное
56 моделирование.
Техника
«Картонаж».

2

0,5

1,5

57- Технология
2
58 изготовления
основных деталей
рамки.
59- Декоративное
2
60 оформление рамки по
замыслу.

0,5

1,5

0,5

1,5

61- Окрашивание.
62

2

0,5

1,5

63- Карандашница.
64 Технология
изготовления
основных деталей.

2

0,5

1,5

Практическо
е задание

Ножницы,
термоклей,
проволока
Практическо Ножницы,
е задание
термоклей,
проволока
Сообщение
Ноутбук,
новой темы. презентации
Беседа.
по теме.
Практическо Ножницы,
е задание
термоклей,
проволока
Практическо Ножницы,
е задание
термоклей,
проволока

Самокон
троль

Практическо
е задание

Видеоролик
по
теме,
ПЕТ пакеты,
утюг,
термоклей,
ножницы.
Видеоролик
по
теме,
ПЕТ пакеты,
утюг,
термоклей,
ножницы.
Ножницы,
термоклей,
проволока

Самокон
троль

Ножницы,
термоклей,
проволока

Самокон
троль

13-19

Март

6-12

27-5

20-26

13-19

6-12

43- Техника завершения
44 края плетения вазы.

20-26

Практическо
е задание

27-2

Практическо
е задание

3-9
10-16

Сообщение
Ноутбук,
новой темы. презентации
Беседа.
по теме.
Практическо
е задание

17-23

Апрель

Практическо
е задание

Самокон
троль
Опрос
Самокон
троль
Самокон
троль

Самокон
троль

Самокон
троль

Опрос

Видеоролик Самокон
по
теме, троль
ПЕТ пакеты,
утюг,
термоклей,
ножницы.

2

0,5

1,5

67- Ключница.
68 Технология
изготовления
основных деталей.
69- Декоративное
70 оформление ключни
цы.

2

0,5

1,5

2

0,5

1,5

Итоговое занятие. 2
Выставка работ.
71- Подготовка
и 2
72 выставка работ.

-

2

0,5

1,5

Итого:

8ч

64ч

Практическо
е задание

24-30

65- Декоративное
66 оформление каранда
шницы.

4.

72
ч

15-21
22-31

Май

8-14

Практическо
е задание

Практическо
е задание

Оформление
выставки.

Видеоролик
по
теме,
ПЕТ пакеты,
утюг,
термоклей,
ножницы.
Ножницы,
термоклей,
проволока

Самокон
троль

Ножницы,
термоклей,
проволока

Самокон
троль

Самокон
троль

Выставка


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».