Сюжет

Пояснительная записка
Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения,
инструментом решения характерологических конфликтов и средством снятия
психологического напряжения. Сценическая работа детей по программе — это не подготовка
к вступлению на профессиональную театральную стезю, но проверка действием множества
межличностных отношений. В репетиционной комнате приобретаются навыки публичного
поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения
характерологических конфликтов.
Сердцевиной театрального творчества является так называемая «игра в поведение». Дети
– актеры от природы. Они сами сочиняют свои роли, сами драматургически обрабатывают
материал жизни. Как писал К.С. Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего
магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими
комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения.
Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не
отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор
спектакля. В процессе его коллективной подготовки у каждого воспитанника своя творческая
задача, которая дает ребятам возможность заявить о себе, приобщиться к коллективному
делу. Поэтому эта программа вызывает вполне закономерный интерес у детей. Она дает
возможность попробовать себя в роли режиссера и актера, где обучающийся самостоятельно
создает этюд, инсценировку, спектакль и представляет зрителю и жюри на конкурсах и
фестивалях театрального искусства.
Современная педагогическая наука, смотрящая на образование, как на воспроизведение
духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного
воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее
формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных
ученых, педагогов, психологов, раскрытию качеств личности и самореализации ее
творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств. Ведь искусство
театра представляет собой органический синтез музыки, живописи, риторики, актерского
мастерства, сосредотачивает в единое целое средство выразительности, имеющееся в арсенале
отдельных искусств, и, тем самым, создает условие для воспитания целостной одаренной
личности.
Парадокс современного мира в том, что при большом выборе средств коммуникации,
некоторым детям не хватает живого общения, наполненного эмоционально.
Программа предлагает учащемуся проявить свою индивидуальность, свой талант,
постигая язык сценического искусства. Через живое слово, звуки, краски, формы, ритмы,
движения юный человек вовлекается в театрально-творческую деятельность. Сближение и
соединение музыки, пластики, театра, изобразительного искусства в единый процесс помогает
учащимся целостно воспринимать мир, познавать красоту во всем ее многообразии,
способствует снятию напряжения, помогает воспитанникам излечиться от утомляемости за
счет переключения их на разнообразные виды деятельности в ходе занятия, делает его живым
и увлекательным, наполняет интересным содержанием.
Работа в рамках программы способствует развитию различных способностей учащихся:
воображению, вниманию, пониманию; учит владению словом, снимает физическую и
психологическую зажатость, вырабатывает умение держаться естественно на сцене, свободно
общаться с аудиторией, развивает сферу чувств, соучастия, сопереживания, активизирует
познавательный процесс.
Воспитание творческой разносторонне развитой личности – задача необходимая,
актуальная, и возможность ее осуществления заложена в современной системе образования.
Цель данной образовательной программы: развитие личности ребенка средствами
театрального искусства, раскрытие творческого потенциала обучающегося, обучение
элементам актерского мастерства.
Задачи программы:

- создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного,
общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего
партнера во взаимодействии.
- воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение,
подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и
времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке.
- совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры,
монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной
русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.
- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через
постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского
тренинга.
- формирование навыка коллективной работы, развитие межличностных отношений;

Планируемые результаты
Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством
выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность,
фантазия, актёрское мастерство, логика, образное видение).
К концу года учащийся
узнает:
- что такое театр;
- чем отличается театр от других видов искусств
- с чего зародился театр
- какие виды театров существуют
- кто создаёт театральные полотна (спектакли)
будет иметь понятие:
- об элементарных технических средствах сцены
- об оформлении сцены
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
научится:
- направлять свою фантазию по заданному руслу
- образно мыслить
- концентрировать внимание
- ощущать себя в сценическом пространстве
приобретет навыки:
- общения с партнером
- элементарного актёрского мастерства
- образного восприятия окружающего мира
- адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
- коллективного творчества
- культуры речи и движений на сцене и в жизни
Дополнительная общеразвивающая программа творческого объединения «Сюжет»
относится к художественной направленности, так как ориентирована на развитие общей и
эстетической культуры учащихся, художественных способностей и склонностей, носит ярко
выраженный
креативный
характер,
предусматривая
возможность
творческого
самовыражения, творческой импровизации.
Объем программы – 72 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Форма обучения – очная.
Программа предназначена для детей и подростков 10-17 лет. В творческое
объединение «Сюжет» принимаются дети с 10 лет по интересу, без предъявления
специальных требований.

Наполняемость группы – 15 человек
Режим занятий – 1раз в неделю по 2 учебных часа с перерывом 5 минут, в соответствии
с СанПиНом.
Информационные материалы и литература – программа разработана на основе:
программы дополнительного образования «Театральная студия» средней
общеобразовательной школы № 55 Петроградского района г. Санкт-Петербург
- программы дополнительного образования «Школа» МОУ «СОШ с. Питерка»
Саратовской области
Педагогическая целесообразность программы направлена не на создание из ребенка
«универсального актера», а на воспитание из него жизненно адаптированного человека
психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Карл Роджерс в своей работе «Свобода учиться» приводил пример того, как обучить
ребенка значению слова «горячо». Можно сто раз объяснить ему, что батарея горячая и можно
обжечься, если прикоснуться к ней. А можно дать ребенку один раз коснуться радиатора с
тем, чтобы он усвоил значение слова на личном опыте. Чтобы обучение привело к результату,
оно должно задействовать не только ум, но и вовлекать в значимый опыт всю личность.
Именно занятия театрально-сценической деятельностью и дают ребенку тот самый значимый
жизненный опыт.
Отличительные особенности программы:
- в возможности начать обучение с любого момента, т.к. в обучении основам актерского
мастерства невозможно поэтапно обучить ребенка сценической речи, а затем движению,
поскольку все виды деятельности взаимосвязаны. Да и сам театр – синтетический вид
искусства;
- в обеспечении доступности каждому испытать свои силы в разнообразных формах
занятий, возможности увидеть результаты, получить одобрение и поддержку;
- в способе структурирования элементов содержания материала внутри дополнительной
образовательной программы.
- в организации системы, основанной на развитии у детей интереса к окружающему
миру, умении общаться с ним, используя свои творческие способности.

Учебный план
№

Тема

Кол-во часов
теория практика

1

Вводное занятие

1

1

2

2Практические занятия по актерскому
мастерству
3
Театральная игра

-

10

10

8

50

58

Итоговое занятие

1

1

2

Итого:

10

62

72

№
п/п

Всего

1
2
3
4

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации
Открытые
занятия,
участие в
концертах и
конкурсах,
театральная
постановка.

4

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (2ч.)
Решение организационных вопросов.Санитарные гигиенические требования. Правила
внутреннего распорядка, инструктаж по технике безопасности. История театра.

Тема 2. Практические занятия по актерскому мастерству (10ч.)

- работа над словом (2ч.)
- отработка отдельных этюдов (2ч.)
- устранение дикционных недостатков (2ч.)
- тренинги на внимание (2ч.)
- актерское «Я» (2ч.)
Тема 3. Театральная игра (58ч.)
- этюды на выразительность жестов (4ч.)
- этюды с заданными обстоятельствами (4ч.)
- этюды на эмоции (4ч.)
- первое знакомство с пьесой, ее обсуждение (2ч.)
- распределение ролей с учетом психофизиологических особенностей (2ч.)
- разбор пьесы, читка отдельных картин (4ч.)
- выстраивание логики поведения героя в предлагаемых обстоятельствах пьесы
(поступок героя как соединение его «я» с миром) (4ч.)
- определение главного желания персонажа и основных этапов движения к конечной
цели (4ч.)
- работа над диалогами, умение слышать партнера, существование в образе текста (8ч.)
- репетиция отдельных картин, сцен (8ч.)
- репетиция всей пьесы целиком (6ч.)
- репетиция всей пьесы в полном оформлении (4ч.)
- репетиция генеральная (2ч.)
- показ спектакля (2ч.)
Тема 4. Итоговое занятие (2ч.)
Подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника;

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
(Группа 1)
Раздел/
месяц
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Всего

сентябрь

Раздел/
месяц
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Всего

2
6

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

всего

2
10
58
2
72

4
4

10

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

8

4
2
6

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

в

6
2
6

2
10
58
2
72

(Группа 2)

2
6

8

январь

4
4

10

8

6

8

10

6

8

8

8

6

8

10

6

Оценочные материалы
Результативность деятельности определяется от исходного уровня развития ребенка
начальным, промежуточным, итоговым контролем педагога и самоконтролем обучающихся.
Итог обучения - самостоятельные постановки инсценировок литературнохудожественных произведений, отрывков из пьес, полномасштабных спектаклей,
театрализованных представлений.

Для подведения итогов реализации программы используются следующие формы:
- театральные постановки
- игры;
- открытые занятия;
- концерты;
- конкурсы.
Текущий контроль практических навыков осуществляется регулярно на каждом
занятии и по полугодиям через разыгрывание музыкальных и драматических произведений,
публичные выступления.
Итоговый контроль - проводится в конце учебного года, где отслеживаются уровень
освоения образовательной программы, динамика усвоения практических навыков, техника
актерского исполнения и сценического мастерства.
Критерии оценки уровня развития артистических способностей детей
В конце каждого полугодия обучающиеся оцениваются по следующим критериям:
-Легко входит в роль другого человека, персонажа.
-Может разыграть драматическую ситуацию, изобразив какой-нибудь конфликт.
-Может легко рассмешить, придумывает шутки, фокусы.
-Хорошо передает чувства через мимику, пантомимику, жесты.
-Меняет тональность и силу голоса, когда изображает другого человека, персонажа.
-Интересуется актерской игрой, пытается понять её правила.
-Создает выразительные образы с помощью атрибутов, элементов костюмов.
-Выразительно декламирует.

Методические материалы
Реализация программы проводится в соответствии в основными педагогическими
принципами: от простого к сложному, от известного к неизвестному, воспитывающее
обучения, научности, систематизации и последовательности, сознательности и активности,
доступности, прочности, наглядности.
Технологическую основу программы составляют следующие технологии:
- педагогические технологии на основе личностной ориентации образовательного
процесса;
- педагогика сотрудничества;
- педагогические технологии на основе эффективности управления и организации
образовательного процесса:
- групповые технологии;
- деятельности учащихся:
- игровые технологии;
- проблемное обучение
Реализация этих технологий помогают следующие организационные формы:
теоретические и практические занятия (групповые и сводные), а также показательные
выступления на всевозможных праздниках и конкурсах.
На теоретических занятиях даются основные знания, раскрываются теоретические
обоснования наиболее важных тем, используются данные исторического наследия и
передового опыта в области театрального искусства и жизни в целом.
На практических занятиях изложение теоретических положений сопровождаются
практическим показом самим преподавателем, даются основы актерского мастерства,
культуры речи и движений, проводятся игровые, психологические и обучающие тренинги. Во
время занятий происходит доброжелательная коррекция. Педагог добивается того, чтобы все
участники пытались максимально ярко и точно выполнить задание.
Для успешной реализации программы предусматриваются также проведение сводных
занятий. Сводные занятия преследуют своей целью объединение в совместной деятельности
подгрупп.

Методические условия реализации программы

Для качественного развития творческой деятельности необходимо создание
определённых условий:
1.
Оснащённое место занятий — сцена, специальное техническое оснащение: занавес,
кулисы, освещение.
2.
Создание
атмосферы
делового, доброжелательного
общения
со
сверстниками и взрослыми.
3.
Профессионализм педагога
4.
Учебный процесс:
• Большая часть времени (3/4 занятий) отводится на практическую деятельность.
• Система усложняющихся заданий, от простого, к более сложному, от считалок до
этюдов со словами.
• Совмещение личного «Я» со сценическим.
• Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий.
•
Произвольное, целенаправленное сценическое внимание на объект, на время,
фантазия на основе воображения, сценическое отношение - вижу, как дано, отношусь, как
задано, и т. д.
• Процесс отдачи и восприятия чувства и мысли.
В основу программы положены методы К.С. Станиславского, М. Чехова, Е. Гротовского,
которые составляют единую систему, где главенствующими методами являются: метод
«исключения», «тотального выражения», «психологического жеста», метод «физических
действий».
• Метод «исключения» подразумевает умение обнаружить и устранить внутренние
препятствия и Зажимы на пути к созданию и воплощению образа.
•
Метод
«тотального
выражения» подразумевает
включение
целостного
психофизического аппарата актёра в процессе создания и воплощения образа.
• Метод «психологического жеста» помогает актёру в оттачивании работы над ролью, в
поиске внешней характеристики.
• Метод «физических действий» подразумевает выстраивание партитуры роли на основе
простых физических действий. Деление сквозного действия на простые физические действия
помогает актёру возбудить память чувств, выстроить целостную логику поведения персонажа,
добиться органичного существования на площадке.
Часть каждого занятия отводится на обязательный индивидуально-групповой
тренинг, благодаря которому учащиеся привыкают непрерывно совершенствовать свой
физический аппарат. В тренинг постоянно включаются новые упражнения и приёмы по
пластике, сценической речи, благодаря чему полученные знания и навыки органично
сливаются в единую технику актёра.

Условия реализации программы
Программа реализовывается на базе МБУДО «Дом детского творчества» в
специализированном кабинете и на сцене, с учащимися различных общеобразовательных
организаций г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района.
Материально-техническое обеспечение программы
 Кабинет для занятий;
 Сцена для репетиций;
 Костюмы для театрализованных постановок;
 Музыкальная аппаратура для сопровождения занятий и репетиций.

Список литературы
для педагога:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11
классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с.

2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
3. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
4. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного
возраста. - М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
5. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная
пресса.. – 2000. – 96 с.
6. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ (“Я
вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с.
7. Корогодский З.Я. Основы актерского мастерства по методике - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в
мир искусств”), 2008. - 192 с.
8. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и
юношеских театров”), 2008. – 160 с.
9. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”),
2008. – 176 с.
10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности: Программа и
репертуар. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
11. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.:
Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
для учащихся:
1. Андриянова-Голицина И.А. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл. – М.: ООО
«Издательство АСТ». –2002. – 445с.
2. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.– М.: Баласс, 2004.
– 48 с.
3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.:
Литература, 1998. – 816 с.

Календарно-тематический план
по программе «Школа актерского мастерства»
на 2022-2023 учебный год
№

Название темы занятия

№ Объе
м
темы

часов

1
2

3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

Вводное занятие (2ч.):
Практические занятия по
актерскому мастерству (10ч.)
Работа над словом
Отработка отдельных этюдов
Устранение дикционных недостатков
Тренинги на внимание
Актерское «Я»

1
2

Театральная игра (58ч.)
Этюды на выразительность жестов
Этюды на выразительность жестов
Этюды с заданными обстоятельствами
Этюды с заданными обстоятельствами
Этюды на эмоции
Этюды на эмоции
Первое знакомство с пьесой, ее
обсуждение
Разбор пьесы, читка отдельных картин
Разбор пьесы, читка отдельных картин

3

Дата

2
2

1
группа
06.09
13.09

2
группа
07.09
14.09

2
2
2
2

20.09
27.09
04.10
11.10

21.09
28.09
05.10
12.10

2

18.10

19.10

2
2
2
2
2
2

25.10
01.11
08.11
15.11
22.11
29.11

26.10
02.11
09.11
16.11
23.11
30.11

2
2

06.12
13.12

07.12
14.12

Форма
аттестации
(контроля)
Текущая:
Упражнения,
творческие
задания,
упражнения на
тренировку
силы голоса,
диапазона
голоса.
Текущая:
Упражнения
на овладение и
пользование
словесными
этюдами в
движении.

Текущая:
Выразительное

16

17

18

19

20
21
22

23

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Выстраивание логики поведения героя
в предлагаемых обстоятельствах
пьесы
Выстраивание логики поведения героя
в предлагаемых обстоятельствах
пьесы
Определение главного желания
персонажа и основных движений к
конечной цели
Определение главного желания
персонажа и основных движений к
конечной цели
Работа над диалогами
Работа над диалогами
Работа над диалогами, умение
слышать партнера, существование в
образе текста
Работа над диалогами, умение
слышать партнера, существование в
образе текста
Репетиция монтировочная
Репетиция монтировочная
Репетиция отдельных картин, сцен
Репетиция отдельных картин, сцен
Разбор пьесы, читка отдельных картин
Репетиция всей пьесы целиком
Репетиция всей пьесы целиком
Репетиция всей пьесы целиком с
реквизитом
Репетиция всей пьесы в полном
оформлении
Репетиция всей пьесы в полном
оформлении
Репетиция генеральная
Показ спектакля
Итоговое занятие

4

2

20.12

21.12

2

27.12

28.12

2

10.01

11.01

2

17.01

18.01

2
2
2

24.01
31.01
07.02

25.01
01.02
08.02

2

14.02

15.02

2
2
2
2
2
2
2
2

21.02
28.02
07.03
14.03
21.03
28.03
04.04
11.04

22.02
01.03
08.03
15.03
22.03
29.03
05.04
12.04

2

18.04

19.04

2

25.04

26.05

2
2
2

03.05
16.05
23.05

10.05
17.05
24.05

чтение по
ролям,
репетиции.
Тренинги.
Выразительное
чтение по
ролям,
репетиции.

Итоговая
-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».