Пояснительная записка. Современное общество с изменившимися жизненными условиями остро ставит перед собой проблему формирования у детей самых распространенных качеств личности, таких как созидателя и творца, учебных умений универсального уровня и различных направлений способностей для успешного развития, самореализации и развития общества в целом. Человечество уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру – театр. Неслучайно ещё А.С. Пушкин восклицал: «Театр – это волшебный край!» Современным детям требуются такие виды досуга, которые синтезировали бы в себе познавательность, занимательность, информационность и художественность. Ребята этого возраста зачастую имеют и хорошо проявившиеся творческие способности, поэтому им хочется добиться признания у окружающих, показать свои умения, испытать чувство успеха. С помощью художественных образов, с применением активных игровых приемов и методов ребята вовлекаются в выполнение самых различных задач творческого, интеллектуального плана, погружаются в такие условия сотворчества, когда преобладает работа эмоциональночувственной сферы ребят. Театральное искусство чрезвычайно приближено к детской жизни, к ребячьему общению, ведь в основе любой игры лежит инстинкт подражания, который дала человеку сама природа. Учитывая мощные воспитательные возможности театра, силу его эмоционального воздействия на формирование мировоззрения и поведенческой культуры, программа «Школа актёрского мастерства» направлена на устранение возможных пробелов в формировании универсальных учебных действий. Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения, инструментов решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического напряжения. Во время занятий приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов. Информационные материалы и литература – программа разработана на основе: программы дополнительного образования «Театральная студия» средней общеобразовательной школы № 55 Петроградского района г. Санкт-Петербург. - дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сказочная страна» Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа № 1454» «Тимирязевская». Отличительные особенности программы. Данная программа учитывает эти особенности общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и исполнительскую культуру. Программа направлена на воспитание из ребенка жизненно адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям. Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия. Ребенок, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может пройти все этапы художественнотворческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни. Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля. Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого учащегося - своя творческая задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу. Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес у детей. В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса, чувства ритма, пластики движений. Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются, дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию нравственных качеств у участников объединения. Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса развития и воспитания детей. Полученные знания позволят учащегося преодолеть психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним. Цель: Программа направлена на личностное творческое развитие учащегося на основе приобретенных им в процессе обучения театрально-исполнительских знаний, умений и навыков. Цель будет достигнута при решении следующих задач: 1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного, общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего партнера во взаимодействии; 2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение, подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени, вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке; 3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности; 4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга; 5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных интересов через расширение представлений о видах театрального искусства. Планируемые результаты Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность, фантазия, актерское мастерство, логика, образное видение) К концу учебного года учащиеся узнают: - что такое театр; - чем отличается театр от других видов искусств - с чего зародился театр - какие виды театров существуют - кто создаёт театральные полотна (спектакли) будут иметь понятие: - об элементарных технических средствах сцены - об оформлении сцены - о нормах поведения на сцене и в зрительном зале научатся: - направлять свою фантазию по заданному руслу - образно мыслить - концентрировать внимание - ощущать себя в сценическом пространстве приобретут навыки: - общения с партнером - элементарного актёрского мастерства - образного восприятия окружающего мира - адекватного и образного реагирования на внешние раздражители - коллективного творчества - культуры речи и движений на сцене и в жизни Дополнительная общеразвивающая программа «Школа актерского мастерства» относится к художественной направленности. Объем программы – 72 часа. Срок освоения программы – 1 год. Форма обучения – очная. Программа предназначена для детей и подростков 10-17 лет. В творческое объединение «Школа актерского мастерства» принимаются дети с 10 лет по интересу, без предъявления специальных требований и гендерной принадлежности. Наполняемость группы – 15 человек. Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 учебных часа с перерывом 5 минут, в соответствии с СанПиНом. Учебный план № п/п Тема Кол-во часов теория Вводное занятие Культура и техника речи Ритмопластика Сценическое движение Практические занятия по актерскому мастерству 6 Театральная игра 7 Итоговое занятие Итого: 1 2 3 4 5 практика Всего 1 2 2 2 - 1 12 8 12 8 2 14 10 14 8 2 2 11 20 61 22 2 72 Форма промежуточной (итоговой) аттестации Открытые занятия, участие в концертах и конкурсах, театральные постановки. Содержание программы Тема 1. Вводное занятие (2ч.) Решение организационных вопросов. Санитарно-гигиенические требования. Правила внутреннего распорядка, инструктаж по технике безопасности. История театра. Тема 2. Культура и техника речи (14ч.) - работа над четкой артикуляцией (2ч.); - дыхательные упражнения (2ч.); - постановка речевого голоса (2ч.); - речь в движении (2ч.); - речевой темпо-ритм (2ч.); - тренинг правильной дикции (2ч); - знакомство с русским фольклором через скороговорки (2ч.). Тема 3. Ритмопластика (10ч.) - коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения (2ч.); - развитие свободы и выразительности телодвижений (2ч.); - освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательномузыкальных навыков и умений (2ч.); - выполнение упражнений на развитие речедвигательной координации (2ч.); - упражнения на развитие выразительности и пластичности (2ч.); Тема 4. Сценическое движение (14ч.) - развитие движения как единого процесса (2ч.); - упражнения на память физических действий (ПФД) (2ч.); - упражнения на умение построить колоритную, пластическую и точную фразу жеста (2ч.); - упражнения на умение понять и передать свое эмоциональное состояние через язык тела (2ч.); - пластические диалоги с актерами (2ч.); - специальные сценические навыки (2ч.); - работа с партнером на координацию и внимание (2ч.). Тема 5. Практические занятия по актерскому мастерству (8ч.) - работа над словом (2ч.); - отработка отдельных этюдов (2ч.); - устранение дикционных недостатков (2ч.); - тренинги на внимание (2ч.); Тема 6. Театральная игра (22ч.) - первое знакомство с пьесой, ее обсуждение (2ч.); - распределение ролей с учетом психофизиологических особенностей (2ч.); - разбор пьесы, читка отдельных картин (4ч.); - формирование представления о сверхзадаче роли и ее сквозном действии (2ч.); - работа над диалогами, умение слышать партнера, существование в образе текста (2ч.); - репетиция отдельных картин, сцен (2ч.); - репетиция пьесы в полном оформлении (2ч.); - репетиция генеральная (2ч.); - показ спектакля (2ч.). Тема 7. Итоговое занятие (2ч.) Подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого учащегося. Календарный учебный график на 2022-23 учебный год (Группа 1) Раздел/ месяц 1. Вводное занятие 2. Культура и техника речи 3. Ритмопласт ика 4. Сценическо е движение 5. Практическ ие занятия по актерскому мастерству 6. Театральна я игра 7. Итоговое занятие Всего Сентяб рь Октябр ь Ноябрь Декабрь 10 8 8 10 Раздел/ месяц 8. Вводное занятие 9. Культура и техника речи 10. Ритмопласт ика 11. Сценическо е движение 12. Практическ ие занятия по актерскому мастерству Сентяб рь Октябр ь Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрел ь Май 2 8 Всег о 2 6 2 14 8 10 10 4 2 14 6 2 6 8 10 8 10 Февраль Март 8 8 2 22 2 2 4 72 Май Всег о (Группа 2) Январь 2 6 Апрел ь 2 8 2 14 8 10 10 4 2 14 6 8 13. Театральна я игра 14. Итоговое занятие Всего 2 8 10 8 10 6 8 8 8 10 10 2 22 2 2 4 72 Формы аттестации и оценочные материалы. В процессе реализации программы используются следующие виды контроля: – входной контроль (сентябрь, беседа); – текущий контроль (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в процессе занятий, практические работы, демонстрация номеров); – промежуточный контроль (в течение учебного года – праздники, соревнования, занятиязачеты, тесты, демонстрация номеров); – итоговый контроль (май, открытые занятия, спектакли, фестивали, демонстрация сказки). Формы и критерии оценки учебных результатов программы: демонстрация номеров. Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа. Формы подведения итогов реализации программы: демонстрация лучших номеров, показ сказки на Дне открытых дверей для родителей. Методическое обеспечение программы. При реализации программы «Школа актерского мастерства» используются как традиционные методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы); поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический (изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод взаимного обучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод импровизации. Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает интерес учащихся к учебному процессу. В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия, индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории, соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты, экзаменационные показы. В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей используются различные формы работы на занятиях: в обучении: беседы, этюды, сюжетно-ролевые игры, репетиции; в воспитании: воспитательные беседы, тренинги, упражнения на коллективное взаимодействие; в развитии: экскурсии, заочные путешествия, игры-импровизации, конкурсы, викторины. В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи, воспитательные мероприятия, психологические тренинги, посещение спектаклей профессионального и любительских театров, что позволит накопить и расширить зрительский опыт учащихся, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить к правильному нравственному суждению. Программа реализовывается на базе муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования «Дом детского творчества г. Нижнеудинск» в специализированном кабинете и на сцене, с учащимися из различных общеобразовательных организаций г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района. Условия реализации программы Материально-техническое обеспечение программы: кабинет для занятий; сцена для репетиций; костюмы для театрализованных постановок; Музыкальная аппаратура для сопровождения занятий и репетиций. Список литературы для педагога: 1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. – М.: ВАКО, 2006. – 272 с. 2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с. 3. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с. 4. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с. 5. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. – 2000. – 96 с. 6. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. – 128 с. 7. Корогодский З.Я. Основы актерского мастерства по методике - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир искусств”), 2008. - 192 с. 8. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 160 с. 9. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176 с. 10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с. 11. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 240с. для учащихся: 1. Андриянова-Голицина И.А. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл. – М.: ООО «Издательство АСТ». –2002. – 445с. 2. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.– М.: Баласс, 2004. – 48 с. 3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.: Литература, 1998. – 816 с. Электронные ресурсы. 1. Театр и его история // http://istoriya-teatra.ru/ 2. Сайт школы-студии МХАТ // http://mxatschool.theatre.ru/ 3. «Театрал» — онлайн-журнал // http://www.teatral-online.ru/ 4. «Театральный калейдоскоп» — все о театре // http://www.nteatru.ru/ 5. «Театр» — журнал о театре // http://oteatre.info/ Календарно-тематический план по программе «Школа актерского мастерства» на 2022-2023 учебный год № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Название темы занятия Вводное занятие: Культура и техника речи: Работа над четой артикуляцией Дыхательные упражнения Постановка речевого голоса Речь в движении Речевой темпо-ритм Тренинг правильной дикции Знакомство с русским фольклором через скороговорки Ритмопластика: Коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения Развитие свободы и выразительности телодвижений Освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательно-музыкальных навыков и умений Выполнение упражнений на развитие речедвигательной координации Упражнения на развитие выразительности и пластичности Сценическое движение Развитие движения как единого процесса Упражнения на память физических действий (ПФД) Упражнения на умение построить колоритную, пластическую и точную фразу жеста Упражнения на умение понять и передать свое эмоциональное состояние через язык тела Пластические диалоги с актерами Специальные сценические навыки Работа с партнером на координацию и внимание Практические занятия по актерскому мастерству Работа над словом Отработка отдельных этюдов Устранение дикционных недостатков Тренинги на внимание Театральная игра № Объе темы м часо в 1 2 2 2 Дата 1 группа 2 группа 02.09 09.09 03.09 10.09 2 2 2 2 2 2 16.09 23.09 30.09 07.10 14.10 21.10 17.09 24.09 01.10 08.10 15.10 22.10 2 28.10 29.10 2 04.11 05.11 2 11.11 12.11 2 18.11 19.11 2 25.11 26.11 2 02.12 03.12 2 09.12 10.12 2 16.12 17.12 2 23.12 24.12 2 2 2 30.12 13.01 20.01 21.12 14.01 21.01 5 2 27.01 28.01 6 2 2 2 2 03.02 10.02 17.02 24.02 04.02 11.02 18.02 25.02 3 4 Форма аттестации (контроля) Текущая: Упражнения, творческие задания, упражнения на тренировку силы голоса, диапазона голоса. Текущая: Упражнения на овладение и пользование словесными этюдами в движении. Текущая: Тренинги. Текущая Тренинги. Текущая: 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Первое знакомство с пьесой, ее обсуждение Распределение ролей с учетом психофизиологических особенностей Разбор пьесы, читка отдельных картин Разбор пьесы, читка отдельных картин Формирование представления о сверхзадаче роли и ее сквозном действии Работа над диалогами, умение слышать партнера, существование в образе текста Работа над диалогами, умение слышать партнера, существование в образе текста Репетиция всей отдельных картин, сцен Репетиция всей пьесы в полном оформлении Репетиция генеральная Показ спектакля Итоговое занятие 7 2 03.03 04.03 2 2 2 10.03 17.03 24.03 11.03 18.03 25.03 2 31.03 01.04 2 07.04 08.04 2 14.04 15.04 2 21.04 22.04 2 2 2 28.04 05.05 12.05 29.04 06.05 13.05 Выразительное чтение по ролям, репетиции. Итоговая -