Море интересностей

Пояснительная записка
Изучение изобразительного и декоративно - прикладного искусства в творческом
объединении направлено на формирование основ художественной культуры: потребности в
художественном творчестве, развитие образного мышления, воображения, творческих
способностей, эмоционально-ценностного отношения к миру, овладение практическими
умениями и навыками различных видов художественно-творческой деятельности (рисунок,
живопись, декоративно-прикладное творчество, художественное конструирование).
Занятия по данной программе позволяют наиболее полно осуществить личностноориентированный подход в развитии художественных способностей детей. В связи с этим
возникла необходимость в создании данной программы «Море интересностей»,
интегрирующей в себе такие направления как изобразительная деятельность и декоративноприкладное творчество.
Программа относится к художественной направленности. Уровень освоения –
стартовый.
Актуальность. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к
преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи эстетического
восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического воспитания
подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение
видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств,
развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности,
воспитанию целеустремленности, усидчивости, чувства взаимопомощи, что даёт
возможность творческой самореализации личности. Занятия изобразительным искусством
являются эффективным средством приобщения детей к изучению народных традиций.
Знания, умения, навыки учащиеся демонстрируют своим сверстникам, выставляя свои
работы.
Педагогическая целесообразность данной программы в создании условий,
обеспечивающих развитие творческих способностей детей с учетом их возможностей и
мотивации. Программа актуальна, т.к. отвечает современным требованиям - требованиям
Федерального Государственного стандарта образования, к результатам освоения
образовательной программы, таким как:

формирование представления о роли изобразительного искусства в жизни
ребенка, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

формирование основ художественной культуры, понимание красоты как
ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и
оценке произведений искусства;

овладение практическими умениями и навыками в различных видах
художественной деятельности (рисунке, живописи, художественном конструировании).
Отличительные особенности данной образовательной программы заключаются в
том, что программа «Море интересностей» ориентирована на применение широкого
комплекса различного дополнительного материала по изобразительному искусству.
Программой предусмотрено, чтобы каждое занятие направить на овладение основами
изобразительного искусства, на приобщение учащихся к активной познавательной и
творческой работе. Процесс обучения изобразительному искусству строится на единстве
активных и увлекательных методов и приемов учебной работы, при которой в процессе
усвоения знаний, законов и правил изобразительного искусства у учащихся развиваются
творческие начала.
При разработке программы были использованы:
 Примерная программа начального общего образования по изобразительному
искусству и программы курса изобразительного искусства для учащихся 1-4 классов
общеобразовательных учреждений авторов: В. С. Кузина, С. П. Ломова, Е. В. Шорохова, С.

Е. Игнатьева и П. Ю. Коваленко (2009 год);
 Ломоносова М.Т. Графика и живопись: учебное пособие. М., Астрель: АСТ, 2006;
 Киселев В.И. Методическое пособие «Основы рисунка и композиции»
Дополнительная общеразвивающая программа «Море интересности» разработана в
соответствии с:

Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

Приказом Министерства просвещения РФ от 09 ноября 2018 г. №196 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;

Методическими рекомендациями по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность
в Иркутской области, Иркутск, 2016г.;

Методических
рекомендаций
по
проектированию
дополнительных
общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении рекомендаций» от
18.11.2015 года №09-3242);

Санитарных правил и норм СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»

Санитарных правил СП СанПин 1.2.3685-21, утвержденных постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 N 2 «Гигиенические
нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и
обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 г.
(Распоряжение Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р). Концепция развития
дополнительного образования до 2030 г. (проект).
Адресат программы: программа рассчитана на детей от 7 до 9 лет, имеющих
различные интеллектуальные, художественные и творческие способности и обладающие
какими-либо минимальными знаниями в художественной области. Набор в группу –
свободный, независимо от способностей и умений ребенка. Наполняемость групп
определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН в
объединении, и составляет 15 человек в одной группе. По программе «Море интересностей»
планируется набрать 4 группы учащихся. Поло-возрастные особенности учащихся в
комплектовании групп значения не имеют. В группу могут быть включены дети с ОВЗ.
Психолого-педагогические особенности возраста учащихся. Дети младшего
школьного возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о
видах изобразительного искусства.
Рисуют дети обычно по представлению, опираясь на имеющийся у них запас знаний
об окружающих их предметах и явлениях, еще очень неточных и схематичных.
Характерная особенность изобразительного творчества детей на первом его этапе большая смелость. Ребенок смело изображает самые разнообразные события из своей жизни
и воспроизводит особенно увлекающие его литературные образы и сюжеты из прочитанных
книг.
Среди рисующих детей можно встретить два типа рисовальщиков: наблюдателя и
мечтателя. Для творчества наблюдателя характерны образы и сюжеты, увиденные в жизни,
для мечтателя - образы сказок, образы воображения. Одни рисуют машины, дома, события из
своей жизни, другие - пальмы, жирафов, ледяные горы и северных оленей, космические
полёты и сказочные сценки.
Срок освоения программы. Программа «Море интересностей» рассчитана на 1 год
обучения (36 недель; 9 месяцев).
Объем программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы - 72 часа.

Форма обучения: очная. Единицей образовательного процесса является занятие.
Основную часть времени каждой темы программы занимает выполнение практических
работ. Предусмотрено выполнение индивидуальных и коллективных творческих работ.
При необходимости могут быть использованы дистанционные образовательные технологии и
электронное обучение.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу или 1 раз в неделю по
2 часа (72 часа в год). Общая продолжительность занятий в неделю составляет 2 часа (1 час
занятия включает в себя 45 мин. учебного времени и обязательный 10 минутный перерыв для
отдыха учащихся и проветривания помещения.)
Цель программы: создание условий для формирования общей культуры и
гармоничного развития творческого потенциала ребенка, формирование его духовного мира
через нравственное и эстетическое воспитание средствами изобразительного и декоративноприкладного искусства.
Задачи программы:
Обучающие:

Обучение основам изобразительной грамоты и формирование художественных
знаний, умений и навыков.

Ознакомление с особенностями работы в области декоративноприкладного и народного искусства, элементарного дизайна.
Развивающие:

Развитие
художественно-творческих,
индивидуально
выраженных
способностей личности ребенка: художественного вкуса, творческого воображения,
пространственного мышления,
эстетического
вкуса и
понимания
прекрасного.
Воспитательные:

Воспитание нравственных
качеств
личности
учащегося,
эмоционально-эстетического восприятия окружающего мира.

Воспитание интереса и любви к искусству.

Планируемые результаты:
К концу учебного года учащиеся должны знать:

правила организации рабочего места;

правила безопасности работы во время изготовления творческих работ;

культуру поведения и труда;

владеть названиями и назначением инструментов;

названия и назначение материалов, их элементарные свойства, использования,
применение и доступные способы обработки;

виды материалов для выполнения аппликаций (коллажей), инструменты,
порядок выполнения аппликации;

такие понятия как: набросок, графика, перспектива, линия горизонта;
теплый/холодный; основной/дополнительный цвет, контраст;

композиционные основы построения рисунка или изделия.
К концу учебного года учащиеся должны уметь:

правильно организовать рабочее место;

соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены при работе с
различными материалами и инструментами;

правильно держать лист бумаги и карандаш;

свободно работать карандашом – без напряжения проводить линии в нужных
направлениях;

передавать в рисунке форму, общее пространственное положение, основной
цвет простых предметов;


правильно работать гуашевыми красками – разводить и смешивать краски,
ровно закрывать ими нужную поверхность (не выходя за пределы очертаний этой
поверхности); раскрашивать в одном направлении (горизонтально или вертикально);

создавать эскиз на выбранную тему с помощью педагога;

выполнять по памяти и по представлению наброски, зарисовки различных
объектов действительности;

рисовать на темы на основе наблюдений или по представлению;

выполнять простые по композиции аппликации на картоне и цветной бумаге
различные элементы изображений из вырезанных кусочков бумаги или ткани.

Учебный план
№ п/п

I.

II.
III.
VI.

Тема

Вводное занятие. Основные и
составные цвета. Цветовой спектр.
Приёмы работы кистью.
Декоративное рисование. Виды
рисования. Приёмы работы с кистью.
Аппликация. Виды аппликации.
Основы техники выполнения.
Итоговое занятие
Итого:

Количество часов
теория практи всего
ка
1
1
2

Форма промежуточной (итоговой)
аттестации
Опрос учащихся.

8

36

44

Выставка работ по итогам раздела

4

20

24

2

-

2

Участие в конкурсах
Выставка работ по итогам раздела
Тестирование. Выставка творческих
работ

15

57

72

Содержание программы
Тема I. Вводное занятие. Основные и составные цвета. Цветовой спектр. Приёмы
работы кистью (2ч)
1.
Инструменты и материалы. «Разноцветные карандаши».
Теория: Ознакомление учащихся с программой обучения. Требования по
безопасности труда и пожарной безопасности на занятиях. Оборудование и материалы,
необходимые для занятий. Правила внутреннего распорядка. Беседа «Если бы не было
красок и света».
Практика: Ознакомление с основными и составными цветами. Разбор цветового
спектра.
Тема II. Декоративное рисование. Виды рисования. Приёмы работы с кистью
(44ч)
Теория: Ознакомление с понятием композиция, линиями в композиции,
контрастность, теплыми и холодными цветами, с понятием ахроматические цвета, с
понятием тона, «нюанс», тоновой растяжки, техниками «по сырому», гризайль, «тычком».
Практика: композиционное размещение изображений на листе бумаги, с построением
правильных пропорций рисунка в различных техниках рисования.
Тема III. Аппликация. Виды аппликации. Основы техники выполнения (24ч.).
Теория: Знакомство с новым понятием «контраст», с видами аппликации и техниками
ее выполнения, такими как
аппликация из комканой бумаги, смешанная аппликация с
декорированием пластилина, фломастеров и акварели, витраж, вырубка.
Практика. Изготовление аппликаций в различных техниках выполнения путем
декорирования восковыми мелками, фломастерами, с дорисовыванием красками.

Тема VI. Итоговое занятие (2ч.)
1. Итоговое занятие
Практика: беседа с детьми о том, что получилось, над чем необходимо поработать.
Что показалось трудным. Подведение итогов. Награждение дипломами. Организация
выставки.

I.Вводное занятие.
Основные и составные
цвета. Цветовой спектр.
Приёмы работы кистью.
II.Декоративное
рисование. Виды
рисования. Приёмы
работы с кистью.
III.Аппликация. Виды
аппликации. Основы
техники выполнения.
IV.Итоговое занятие

2
(1/1)

Всего

10
(5/5)

8
(4/4)

всего

май

апрель

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

Раздел /месяц

сентябрь

Календарный учебный график

2
(1/1)

6
(1/5)

8
(2/6)

8
(3/5)

6
(2/4)

8
(2/6)

44
(14/
30)
8
(3/5)

6
(1/5)

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

8
(2/6)

8
(3/5)

6
(2/4)

8
(2/6)

8
(3/5)

8
(2/6)

8
(3/5)

24
(8/16)

8
(2/6)

2
(2/-)
10
(5/5)

2
(2/-)
72
(25/47
)

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель
17 недель
20 недель
4я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023- 31.08.2023

Оценочные материалы
Результаты образовательного процесса отслеживаются благодаря постоянному
текущему контролю. Знание теоретического материала диагностируется путем тестирования,
бесед и опроса во время занятий. Путем наблюдения за детьми на занятиях, выставках,
конкурсах диагностируется интерес к изобразительной деятельности, лепке, аппликации.
Через анализ поведения детей на занятиях, при подготовке их к выставкам, диагностируется
развитие художественно-творческих способностей детей. В учебном кабинете постоянно
организуются выставки детских работ.
Для отслеживания динамики освоения дополнительной общеобразовательной
программы и анализа результатов образовательной деятельности разработаны формы
аттестации и оценочные материалы.
Виды контроля:
Входной контроль (первичная диагностика) проводится в начале учебного года
(сентябрь-октябрь) для определения уровня подготовки учащихся. Форма проведения –
собеседование.

Текущий контроль осуществляется в процессе проведения каждого учебного занятия
и направлен на закрепление теоретического материала по изучаемой теме и на формирование
практических умений.
Промежуточный контроль (промежуточная аттестация) проводится 1 раз в год в
декабре за 2 недели до конца года. Учащиеся показывают свои работы за 1- ю и 2 - ю
четверти, выставляя их на стенде в кабинете.
Итоговая аттестация проводится в конце обучения при предъявлении ребенком
сделанных за год работ. Проводится собеседование, позволяющее определить уровень
освоения знаний и умений.
Формы и содержание итоговой аттестации:
беседа;
опрос;
тестирование;
показ на выставке творческой работы.
Требование к оценке творческой работы
Творческая работа (индивидуальная) оценивается положительно при условии, если:
определена и четко сформулирована цель работы;
характеризуется оригинальностью идей, исследовательским подходом,
подобранным и проанализированным материалом;
содержание работы изложено логично;
прослеживается творческий подход к решению проблемы, имеются
собственные предложения;
сделанные выводы свидетельствуют о самостоятельности ее выполнения.
Форма защиты творческой работы (проекта) – очная презентация.
Критерии оценки достижения планируемых результатов
Критериями оценки уровня освоения программы являются:

соответствие уровня теоретических знаний учащихся программным
требованиям;

свобода восприятия теоретической информации;

самостоятельность работы;

осмысленность действий;

разнообразие освоенных технологий;

соответствие практической деятельности программным требованиям;

уровень творческой активности учащегося: количество реализованных
проектов, выполненных самостоятельно на основе изученного материала;

качество
выполненных
работ, как по заданию
педагога,
так и по собственной инициативе.
Помимо педагогического контроля формой подведения итогов является выставка
детских работ. На ней обсуждается план реализации поставленных задач перед учащимися.
На выставке ребята могут сравнить свои работы и делать выводы для дальнейшей
эффективности. Детские работы участвуют в школьных выставках, посвящённых какомулибо мероприятию, празднику. Лучшие работы учащихся участвуют в конкурсах различного
уровня.
Уровни освоения Программы
Уровни освоения
Программы
Высокий уровень
освоения программы

Результат
Учащиеся демонстрируют высокую заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание

Средний уровень
освоения программы

Низкий уровень
освоения программы

Программы. На итоговом тестировании показывают отличное знание
теоретического материала, практическое применение знаний воплощается
в качественный продукт.
Учащиеся демонстрируют достаточную заинтересованность в учебной,
познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. На итоговом тестировании показывают хорошее знание
теоретического материала, практическое применение знаний воплощается
в продукт, требующий незначительной доработки.
Учащиеся демонстрируют низкий уровень заинтересованности в учебной,
познавательной и творческой деятельности, составляющей содержание
Программы. На итоговом тестировании показывают недостаточное знание
теоретического материала, практическая работа не соответствует
требованиям.

Оценочные материалы
Образовательные результаты данной программы могут быть выявлены через критерии
оценки выполнения творческой работы
Ф.И.О.
№
ребёнка

Название
работы

Техника
исполнения

Аккуратность

Самостояте Завершенн
льность
ость

«5» - работа аккуратна, завершена, выполнена самостоятельно.
«4» - работа аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
«3» - работа не аккуратна, завершена, выполнена с помощью педагога.
В последующем работа может строиться на основе методики коллективных
творческих дел:
— определение задачи;
— ее обсуждение;
— воплощение в материале;
— анализ работы.
По итогам окончания учебного года заполняется диагностическая карта результатов
каждого учащегося.
Фамилия, имя учащегося
Организация рабочего места
Свободное владение инструментами и приспособлениями. Владение
художественными материалами: гуашью, тушью, акварелью, перьями,
карандашом, кистями. Применение выразительных средств: линии, света, объема,
симметрии и асимметрии.
Основы композиции, использование всей площади листа, вертикальное или
горизонтальное расположение листа по замыслу.
Основы декоративной живописи, понятие «орнамент», условность подбора красок
в декоративной живописи.
Умение компоновать растительный и геометрический орнаменты в ленте, круге,
овале.
Освоение перспективного рисунка, передача в рисунке ближних и дальних
предметов, прием загораживания. Знание и применение законов линейной и воздушной перспектив.

Оценка

Умение решать художественно-творческие задачи, пользуясь эскизом,
техническим рисунком.
Умение работать в определенной цветовой гамме: ограниченной, заданной или
выбранной.
Умение передавать объем предметов тональной или цветовой градацией.
Умение передавать характер движения фигур человека и животных.
Свободное, творческое комбинирование различных техник, средств
художественной выразительности в своих работах.
Обращение к литературному и иллюстрированному материалу при создании
творческих композиций.
Проявление творчества и фантазии в создании работ.
Стремление к совершенству и законченности в работе
Система оценок: «3» — 1 уровень (низкий), «4» - 2 уровень (средний),
«5» - 3 уровень (высокий)
Вид оценочной системы – уровневый. Уровни: высокий, средний, низкий.

Методические материалы
Дети младшего школьного возраста наилучшим образом знакомятся с материалами
через тактильные ощущения. На занятиях творческого объединения происходит реализация
впечатлений, знаний, эмоционального состояния детей в изобразительном творчестве.
Используемые педагогические технологии:
 технология личностно-ориентированного обучения - дифференциация и
индивидуализация обучения: комплектование учебных групп однородного состава;
внутригрупповое разделение по уровням познавательного интереса;
 технология дифференцированного обучения - обучение каждого на уровне его
возможностей и способностей. Все дети талантливы, только талант у каждого свой, и его
надо найти;
 технология проблемного обучения – педагог не дает готовый рецепт (шаблон)
создания художественного произведения, а знакомит учащихся с правилами создания
композиционного решения, картинами известных художников, предлагая детям
самостоятельно выбрать тот или иной сюжет;
 технология мастерских – педагог выступает как мастер, консультант и советник. На
занятии создаётся особая эмоциональная атмосфера, позволяющая ребенку почувствовать
себя творцом. Девиз мастерской: «делай по-своему». Создавая рисунок, ребенок приобретает
свой собственный опыт через творчество;
 технология проектного обучения – включение учащихся в самостоятельную
деятельность по созданию продукта;
 информационные технологии – обучение изобразительному искусству невозможно
без виртуальных экскурсий, звучания классической музыки, знакомства с произведениями
литературы. Поэтому на каждом занятии педагог предлагает детям презентации,
видеофрагменты, музыкальные подборки;
 технология портфолио - позволяет отслеживать развитие каждого ребенка,
формирует банк детских работ, которые могут быть использованы как наглядный материал
при обучении;
 игровые технологии – без игры невозможно обучение ребенка младшего школьного
возраста. Поэтому при обучении по программе используются различные игры –
«Перевоплощение в изображаемого героя, предмет», «Кто это», подвижные игры в
перерывах и др.
- программа предусматривает использование дистанционных образовательных
технологий; электронного обучения. Дистанционное обучение по программе имеет свои

особенности, обусловленные тем, что основой преподавания является деятельностное
освоение этой дисциплины, когда на первый план выходит практическая деятельность
учащихся.
При традиционном обучении педагог, помимо показа и объяснения, может принять
непосредственное участие в деятельности учащегося (помочь вырезать, сложить, приклеить
и т.д.), а при обучении на расстоянии такой возможности нет.
Поэтому в привычную модель дистанционного обучения вводится дополнительное
звено «Родитель». Особенно это необходимо на первых порах обучения, когда ребёнок
начинает осваивать информационные ресурсы и Интернет. В процессе практической
деятельности педагог имеет возможность руководить работой учащегося и корректировать её
только словесно.
Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с применением
информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии)
взаимодействии учащихся и педагогических работников.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые
подразделяются на следующие виды:
- Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникаций,
позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
процесса. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту, wikiсайт и т. д;
- Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации,
позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и
видеоконференции (чаты), технологии Skype и ZOOM и т.д.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:

видео- и аудио-занятия, лекции, беседы, мастер-классы;

открытые электронные библиотеки; сайты тесты, викторины по изученным
теоретическим темам;

адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы: чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте, Zoom и т.д.
https://padlet.com/ddtgnizhneudinskdistant/iw4oa74br4v5001v
Структура занятий:

Вводная часть: организационный момент, интеграция (чтение художественной
литературы, пальчиковая гимнастика, физкультминутка).

Основная часть: объяснение и практическая деятельность.

Заключительная часть: подведение итогов – похвала детей за труд и красоту
созданной композиции, выставка работ.
Основные составляющие занятий:

воспитательный момент (правила хорошего тона, этикет);

организация рабочего места;

повторение пройденного материала;

организация и проведение занятия включает следующие структурные
элементы:

инструктажи: вводный – проводится перед началом практической работы,
текущий во время выполнения практической работы, заключительный;

практическая работа;

физкультминутки;

подведение итогов, анализ, оценка работ;

приведение в порядок рабочее место.
Перечисленные элементы не обязательно использовать на каждом занятии.

Дополнительное образование позволяет педагогу быть более свободным в выборе средств
обучения, импровизируя по своему усмотрению. Главное, чтобы труд становился для
учащихся источником радости, доставлял им удовольствие и моральное удовлетворение.
Во время занятий нужно делать перерывы для физминуток или пальчиковой
гимнастики.
Необходимо хорошо знать особенности каждого ребёнка и следить за его развитием и
состоянием на момент занятий.
Приступая к работе, надо правильно организовать рабочее место. Подобрать
необходимые для занятий материалы, инструменты и приспособления, удобно расположить
их.
Для качественного развития творческой деятельности учащихся программой
предусмотрены следующие методы:

Предоставление учащемуся свободы в выборе деятельности, в выборе
способов работы, в выборе тем.

Система постоянно усложняющихся заданий с разными
вариантами
сложности позволяет овладевать приемами творческой работы всеми учащимися.

В каждом задании предусматривается
исполнительский и творческий
компонент.

Создание увлекательной, но не развлекательной атмосферы занятий. Наряду с
элементами творчества необходимы трудовые усилия.

Создание ситуации успеха, чувства удовлетворения от процесса деятельности.

Объекты творчества учащихся имеют значимость для них самих и для
общества.
Учащимся предоставляется возможность выбора художественной формы,
художественных средств выразительности. Они приобретают опыт художественной
деятельности в графике, живописи. В любом деле нужна «золотая середина». Если развивать
у ребенка только фантазию или учить только копировать, не связывая эти задания с
грамотным выполнением работы, значит, в конце концов, загнать ученика в тупик. Поэтому,
традиционно совмещаются правила рисования с элементами фантазии.
Теоретические знания по всем разделам программы даются на самых первых
занятиях, а затем закрепляются в практической работе.
Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в
программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный
(воспроизводящий); иллюстративный
(объяснение сопровождается демонстрацией
наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути
её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы
её решения).
Среди методов такие, как беседа, объяснение, лекция, игра, конкурсы, выставки,
праздники, эксперименты, а также групповые, комбинированные, чисто практические
занятия. Некоторые занятия проходят в форме самостоятельной работы (постановки
натюрмортов), где
стимулируется самостоятельное творчество. К самостоятельным
относятся также итоговые работы по результатам прохождения каждого блока, полугодия и
года. В начале каждого занятия несколько минут отведено теоретической беседе,
завершается занятие просмотром работ и их обсуждением.
В период обучения происходит постепенное усложнение материала. Широко
применяются занятия по методике, мастер-классы, когда педагог вместе с учащимися
выполняет живописную работу, последовательно комментируя все стадии ее выполнения,
задавая наводящие и контрольные вопросы по ходу выполнения работы, находя ученические
ошибки и подсказывая пути их исправления. Наглядность является самым прямым путём
обучения в любой области, а особенно в изобразительном искусстве.

Методическая разработка занятия
по теме: «Орнаментальная композиция «Сказочная птица»
План-конспект занятия
Цель: знакомство с образом сказочной птицы, с дальнейшим применением мотивов и
видов орнамента в своем рисунке.
Задачи:
1. Освоение этапов работы от общего к частному.
2. Развитие творческих и художественных способностей учащихся.
3. Совершенствование навыков форм изображения сказочной птицы.
Оборудование для учащихся: листы формата А3, карандаши цветные, простой
карандаш, гелевая черная ручка, резинка, гуашевые краски.
Оборудование для педагога: презентация, таблицы с мотивами и видами орнамента,
иллюстрации с изображением сказочных птиц.
Форма работы: занятие-практикум
Основные методы: словесный (объяснение, рассказ), наглядный (демонстрация),
практический (самостоятельная работа).
Ход занятия:
1.
Подготовительный этап: Педагог объясняет детям, как правильно
организовать рабочее место. На столах – листы формата А3, карандаши цветные, простой
карандаш, гелевая черная ручка, резинка, гуашевые краски , емкость с водой. Объяснение
правил техники безопасности.
2.
Основной этап:
1. Представление темы.
Педагог объясняет, что такое орнамент, и какие виды орнамента существуют
(ленточные, замкнутые и сетчатые). Орнамент - это узор, основанный на повторе и
чередовании составляющих его элементов.
Ленточный орнамент - узор, вписывающийся в ленту, декоративные элементы
которого создают ритмический ряд с открытым односторонним движением.
Замкнутый орнамент - узор, декоративные элементы которого сгруппированы так, что
создают замкнутое движение.
Сетчатый орнамент - узор, элементы которого, располагаются вдоль осей переноса,
создают движение в двух направлениях, может равномерно покрывать и выделить
поверхность как единое целое.
Педагог объясняет, какие орнаменты бывают по содержанию:
- геометрический, может состоять из точек, линий (прямых, ломаных,
зигзагообразных), кругов, ромбов, звезд, крестов и т. д. с его помощью
первобытный человек выражал свое представление о мире: круг – солнце, прямая
горизонтальная линия – земля, волнистая линия – вода, квадрат или ромб – поле;
-растительный, орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур
реальных или фантастических животных, птиц, рыб, насекомых. Иногда подобный орнамент
называют «звериным стилем».
- зооморфный (животные), орнамент изображает стилизованные фигуры или части
фигур реальных или фантастических животных, птиц, рыб, насекомых. Иногда подобный
орнамент называют «звериным стилем», символические, комбинированные сочетания
разных мотивов: геометрических и растительных, антропоморфных и зооморфных. и т.д.
Далее педагог задает ребятам, для чего нам нужно уметь рисовать орнамент? (ответы
детей) (чтобы научиться украшать наш быт, создавать эскизы, по которым будут
изготавливать красивые вещи и предметы).
Знакомство с образом птиц на примере русских сказок, беседа с ребятами о сказках и
мультфильмах, где есть образ птицы (фильм-сказка «Синяя птица», Царевна Лебедь –

«Сказка о царе Салтане», «Финист – ясный сокол», Жар птица», птица Феникс в восточных
сказках, «Сказка о золотом петушке»).
В искусстве образ птицы-счастья можно встретить в вышивке, в резьбе по дереву, в
народных промыслах гжели, хохломы, городецкой росписи, мезенской и т.д.- индюк в
дымковской игрушке, птицы – свистульки филимоновской игрушки. Образ птицы с
девичьим лицом – птица Феникс.
Подведение итогов педагогом о том, что сказочную птицу можно отчасти отнести к
анималистическом жанру, так как птица придумана и декоративна.
2.
Практическая работа.
Педагог объясняет задание учащимся. Заданием будет придумать образ сказочной
птицы, где оперением послужит ей не простые перья, а различный декоративный орнамент.
Для первого этапа работы используется простой карандаш и только тогда, когда рисунок
будет завершен, можно переходить к графическому и декоративному исполнению образа
птицы, в которой можно с помощью цветового решения передать свое настроение и характер
птицы.
По ходу занятия педагог комментирует и задает вопросы:
-В какой части листа будем размещать рисунок? (По центру листа)
- Какая может быть птица по характеру? (Добрая, злая, нежная, грубая)
- А по настроению? (Грустная, веселая, печальная)
- Для передачи веселой и доброй птицы, какие возьмем цвета? (теплые, яркие)
- Для злой птицы какие лучше взять цвета? (Холодные, смешанные с черным цветом)
- При рисовании птицы будьте смелее, но помните, что не всякий узор можно считать
орнаментом. Узор, свободно заполняющий плоскость, таковым не является. Для орнамента
важен определенный ритм повторяющихся элементов.
3.
Заключительный этап: подведение итогов занятия.
Педагог подводит итог занятия, и задает вопросы:
-что такое орнамент?;
-какие виды орнаментов бывают?;
- какие орнаменты бывают по содержанию?
Педагог проводит рефлексию, обсуждают вместе с ребятами все работы, у кого
получилось, у кого имеются интересные пути рисования и изображения птицы.

Условия реализации программы
Материально – техническое обеспечение программы
Перечень оборудования (инструментов, материалов и приспособлений)
Для организации занятий имеется специально оформленный и оборудованный
кабинет в соответствии с действующими нормами СаНПин. Для оформления стен
используются работающие стенды следующих направлений:

основные жанры живописи;

наш вернисаж;

богатства земли Русской;

техника безопасности;

информация.
На стене имеются стенды, которые легко трансформируются и часто обновляются.
Также имеется стенд «Наш вернисаж», где систематически вывешиваются лучшие
работы учащихся и репродукции картин с информацией об авторе, чередуя то и другое,
обобщая творчество больших художников и творчество самих учащихся.
Стенд по технике безопасности оформлен в карикатурной веселой форме, в виде
наглядных, веселых шаржей.
Стенд для информации мобильный, информацию для него готовили дети.
На следующем стенде «Богатство земли Русской» изображены виды народного

творчества, богатство и выразительность изделий народных умельцев.
Из оборудования в кабинете имеется посуда для наведения красок; в достаточном
количестве обтирочный материал; доска школьная; мел школьный белый, мел цветной.
Инструменты и приспособления: краски гуашь, акварель, кисти разной толщины, палитры,
карандаши, ножницы.
Для постановки натуры есть легкий, переносной столик, к нему несколько видов
драпировки.
Кабинет оснащен компьютером, экраном для демонстрации слайдов, необходимыми
ученическими столами и стульями.
Размещение учебного оборудования соответствует требованиям и нормам СаНПин и
правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту.
Методическое обеспечение:
 Диски с репродукциями картин.
 Диски с видеофильмами.
 Комплекты демонстрационных таблиц по изобразительному искусству.
 Альбомы по искусству.
 Художественные материалы и инструменты.
 Натурный и натюрмортный фонд изобразительного искусства (муляжи,
макеты, гербарии, изделия декоративно-прикладного искусства, предметы
быта).
 Комплект словарей и энциклопедий по искусству.
 Наглядные пособия.
 Репродукции картин.
Демонстрационные пособия: основным наглядным пособием педагога является
готовая работа педагога или демонстрационный последовательный показ изготовления
работы.
Требования к специальной одежде учащихся: фартук, нарукавники.
Перечень учебно-методических материалов в электронном носителе:
1. В. С. Кузин, С. П. Ломов, Е. В. Шорохов и др. Изобразительное искусство. 1-4
класс: программа для общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009
2. Бывальцева М. В. Развитие навыков наблюдения и практической изобразительной и
конструктивной деятельности учащихся I класса.Начальная школа. – 2007. - № 10. - С.
49.
3. Чудакова Н. В.. Я познаю мир. Культура. Составитель М.: АСТ - ЛТД, 1997.
4. Яблонский В.А.Преподавание предметов «Рисунок» и «Основы композиции»
5. Кузин В. С., Кубышкина Э. И Изобразительное искусство. 1 класс учебник для
общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2009.
6. Репродукции картин (электронные информационные резервы)
Информационное оснащение программы
№
Электронные образовательные ресурсы (аудио,
Раздел/п программы
видео)
1
http://www.paintmaster.ru/tsvetovedenie.php.php
Основы цветоведения
2
http://www.posobiya.ru/SREDN_SKOOL/ISCUSS/081/ Учебные плакаты по
index.html
цветоведению
3
https://www.youtube.com/watch?v=u7lp9REUo64
Видео урок «Основы
цветоведения»
4
http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/kompozicia/ds3.html
Лекционный материал по теме
«Основные средства
композиции»

5

http://mikhalkevich.narod.ru/kyrs/kompozicia/ds2.html

6

https://easyen.ru/load/metodika
/video/videorolik_animalisticheskij_zhanr_v_zhivopisi/
5-1-0-14755
https://www.youtube.com/watch?v=okUNSjhyv9g

7

8

9

https://www.youtube.com/watch?v=DYD2wpuIwZM&l
ist=PL8WCz2MdxcAdCRgH3bIqtxF4UphwI4IB&index=2
https://vse-kursy.com/read/507-uroki-lepki-iz-plastilinadlya-detei.html

10

http://gallerix.ru/album/200-Russian

11

http://www.litres.ru/alina-dibrova/podelki-iz-solenogotesta/

Лекционный материал по теме
«Законы композиции»
Видео урок «Жанры
изобразительного искусства»
Видео урок «Народное
творчество «Дымковская
игрушка»
Видео урок «Нетрадиционные
техники рисования»
Объемная лепка
«Галерея - 900 картин самых
известных русских художников»
Сборник «Лучшие изделия из
соленого теста»

Кадровое обеспечение: занятия в творческом объединении «Море интересностей»
могут вести педагоги дополнительного образования для детей, имеющие специальное
образование или курсовую подготовку. Программа реализуется педагогом дополнительного
образования Егоровой В.А.

Список литературы
для педагога:
1.
Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:
книга для учителя. – М., Просвещение, 1984
2.
Андрияки С., Акварельная живопись:
Учебное
пособие.
Часть 1.
Начальный рисунок. М.: Издательство Школы акварели, 2009
3.
Бесчастнов М.П. Графика пейзажа. М., Гуманитарное издание ВЛАДОС, 2008
4.
Горяева Н.А. Первые шаги в мире искусства. Из опыта работы: Книга для
учителя. М., Просвещение, 1991
5.
Давыдов
В.В. Проблемы
развивающего
обучения.
Опыт
теоретического
и экспериментального психологического исследования. - М.,
Педагогика,1989
6.
Комарова Т.С. Как научить ребенка рисовать. М., Столетие, 1998
7.
Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. М., Академия, 2008
8.
Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду.
М., Просвещение, 1985
для учащихся:
1.
Барбер Б. Рисование для начинающих, оттачиваем мастерство. Москва. СанктПетербург. Нижний Новгород. Воронеж. Ростов-на-Дону., 2014
2.
Кузин В.С. Наброски и зарисовки. – М., Академия, 2004.
3.
Салихова А, Изобразительное искусство 1., Ташкент, 2021
4.
Смит Рэй, Настольная книга художника, Москва АСТ, Астрель, 2004
5.
Уотт Ф, Большой самоучитель рисования. М., Росмэн, 2012

Календарно - тематический план
по программе «Море интересностей»
на 2022-2023 учебный год
Группа № 1 (Школа-интернат № 5)
№ Дата Название разделов и тем занятий
Объём часов
Формы аттестации
теория практика всего
п/п
(контроля)
Тема I. Основные и составные цвета. Цветовой спектр. Приёмы работы кистью 2ч (1/1).
1
6.09 Вводное занятие. Инструменты и
1
1
2
Беседа, опрос
материалы.«Разноцветные карандаши».
Тема II. Декоративное рисование. Виды рисования. Приёмы работы с кистью 44ч (14/30).
2

13.09 Рисование в теплых и холодных цветах
на тему «Семь цветов радуги».

1

1

2

3

20.09 Упражнения с зарисовками листьев в
технике «по сырому».
27.09 Композиция «Краски осени» из осенних
листьев» в технике «по сырому».

1

1

2

1

1

2

4.10 Упражнение с зарисовками карандашом
фруктов, овощей и домашней утвари

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

11.10 Декоративный натюрморт гуашью в
светлых тонах «Дары осени. Фрукты»
7 18.10 Рисунок с изображением птиц на пруду
карандашом «Лебеди в Лебяжье».
8
25.10 Способы изображения воды
и перьев птиц в цветовом решении.
9
01.11 Упражнение на растяжку. Зарисовки
животного карандашом.
10 08.11 Творческая работа «Усатый-полосатый»
в технике «Гризайль».

-

2

2

1

1

2

-

2

2

1

1

2

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий
Выполнение творческих
практических заданий
Выполнение творческих
практических заданий
Выполнение творческих
практических заданий
Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

-

2

2

1

1

2

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий.
Творческая выставка
детских работ учащихся
Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

4
5
6

11
12
13

14

15

16

17

15.11 Зарисовки Арктики в цвето-тональных
отношениях (нюанс).
22.11 Выразительность цвета в рисовании
работы «Арктика. Ледоход».
29.11 Композиция с изображением «Девочки
под
дождем».
Поиск
зарисовок
композиции.
06.12 Изображение работы «Девочка под
дождем» в цветовом решении. Характер
линии в движении.
13.12 Графические зарисовки животных с
последовательным изображением в цвете
при
помощи
гуаши.
«Животные
холодных стран».
20.12 Зарисовки животных карандашом с
последовательным изображением в цвете
при помощи гуаши. «Животные теплых
стран».
27.12 Орнаментальная композиция «Сказочная
птица» с выполнением эскиза
карандашом.

Беседа, опрос.
Выполнение
практических заданий.
Выполнение творческих
практических заданий
Выполнение творческих
практических заданий

Выполнение творческих
практических заданий
Выполнение творческих
практических заданий
Выполнение творческих
практических заданий

Выполнение творческих
практических заданий

18

19

20

17.01 Выполнение орнаментальной композиции
«Сказочная птица» в любой технике
исполнения
24.01. Изображение планет и звезд по
представлению «Космос». Зарисовки
композиции карандашом
31.01 Творческая работа «Космос» в любой
технике исполнения, с декоративной
прорисовкой
07.02 Рисунок
летящего
ангела
«Рождественский ангел».
14.02 Зарисовки карандашом для композиции
«Деревья в лесу».
21.02 Рисование в нетрадиционной технике
тычком «Деревья в лесу».

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

Выполнение творческих
практических заданий
22
1
1
2
Выполнение творческих
практических заданий
23
2
2
Выполнение творческих практических
заданий/Творческая
выставка детских работ.
Тема III. Аппликация. Виды аппликации. Основы техники выполнения 24ч (8/16).
24 28.02 Аппликация «Снегири на еловых
1
1
2
Беседа, опрос.
веточках» из комканой бумаги.
Выполнение творческих
практических заданий
25 7.03 Композиция «На опушке» из цветной
1
1
2
Выполнение творческих
бумаги.
практических заданий
26 14.03 Декорирование работы «На опушке»
2
2
Выполнение творческих
восковыми мелками.
практических заданий
27 21.03 Композиция
на
передачу
1
1
2
Выполнение творческих
эмоционального
состояния
практических заданий
«Веселый/грустный клоун».
28 28.03 Зарисовки котов в разных позах для
1
1
2
Выполнение творческих
аппликации «Коты на крыше в вечернем
практических заданий
городе».
29 04.04 Контрастная аппликация «Коты на
2
2
Выполнение творческих
крыше в вечернем городе» в смешанной
практических заданий
технике.
30 11.04 Витраж в технике обрывной аппликации.
1
1
2
Выполнение творческих
Подбор и зарисовки сюжета на
практических заданий
свободную тему.
31 18.04 Составление витража в технике обрывной
2
2
Выполнение творческих
аппликации.
практических заданий
32 25.04 Аппликация
«Кактусы».
Поиск
1
1
2
Выполнение творческих
зарисовок
кактусов,
прорисовка
практических заданий
композиции.
21

1

1

2

33

02.05 Выполнение аппликации «Кактусы» в
смешанной технике.

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

34

16.05 Вырубка из бумаги композиции из рыбок
«Аквариум». Зарисовка рыбок, поиск
композиционных эскизов.
23.05 Создание объемной картины путем
вырубки из бумаги.

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий.
Творческая выставка
детских работ.

2

-

2

Творческая выставка
детских работ. Опрос.

15

57

72

35

IV. Итоговое занятие 2ч.
36 30.05 Итоговое занятие
ИТОГО:

Календарно - тематический план
по программе «Море интересностей»
на 2022-2023 учебный год
Группа № 2 (Школа-интернат № 5)
№ Дата
п/п

Название разделов и тем занятий

Объём часов

Формы аттестации
(контроля)

теория практик всего
а
Тема I. Основные и составные цвета. Цветовой спектр. Приёмы работы кистью 2ч (1/1).
1
7.09 Вводное занятие.
1
1
2
Беседа, опрос
Инструменты и материалы.
«Разноцветные
карандаши».
Тема II. Декоративное рисование. Виды рисования. Приёмы работы с кистью 44ч (14/30).
2

14.09 Рисование в теплых и холодных 1
цветах на тему «Семь цветов радуги».

1

2

3

21.09 Упражнения с зарисовками листьев в 1
технике «по сырому».

1

2

4

28.09 Композиция «Краски осени» из 1
осенних листьев» в технике «по
сырому».
5.10 Упражнение
с
зарисовками 1
карандашом фруктов, овощей и
домашней утвари
12.10 Декоративный натюрморт гуашью в светлых тонах «Дары осени. Фрукты»

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

-

2

2

1

1

2

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий
Выполнение творческих
практических заданий
Выполнение творческих
практических заданий

11

16.11 Зарисовки Арктики в цвето-тональных 1
отношениях (нюанс).

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

12

23.11 Выразительность цвета в рисовании работы «Арктика. Ледоход».

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

13

30.11 Композиция
с
изображением 1
«Девочки под дождем». Поиск
зарисовок композиции.
07.12 Изображение работы «Девочка под дождем» в цветовом решении.
Характер линии в движении.
14.12 Графические зарисовки животных с 1
последовательным изображением в

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

2

Выполнение творческих
практических заданий.

5

6

19.10 Рисунок с изображением птиц на
пруду карандашом «Лебеди
в
Лебяжье».
8
26.10 Способы изображения воды
и перьев птиц в цветовом решении.
9
02.11 Упражнение на растяжку. Зарисовки
животного карандашом.
10 09.11 Творческая
работа
«Усатыйполосатый» в технике «Гризайль».
7

14

15

Беседа, опрос.
Выполнение
практических заданий.
Выполнение творческих
практических заданий

16

21.12

17

28.12

18

18.01

19

25.01.

20

1.02

цвете при помощи гуаши. «Животные
холодных стран».
Зарисовки животных карандашом с
последовательным изображением в
цвете при помощи гуаши. «Животные
теплых стран».
Орнаментальная композиция
«Сказочная птица» с выполнением
эскиза карандашом.
Выполнение орнаментальной
композиции «Сказочная птица» в
любой технике исполнения
Изображение планет и звезд по
представлению «Космос». Зарисовки
композиции карандашом
Творческая работа «Космос» в любой
технике исполнения, с декоративной
прорисовкой
Рисунок
летящего
ангела
«Рождественский ангел».
Зарисовки
карандашом
для
композиции «Деревья в лесу».
Рисование в нетрадиционной технике
тычком «Деревья в лесу».

Творческая выставка
детских работ учащихся
Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

Выполнение творческих
практических заданий
22 15.02
1
1
2
Выполнение творческих
практических заданий
23 22.02
2
2
Выполнение
творческих
практических заданий/
Творческая выставка
детских работ.
Тема III. Аппликация. Виды аппликации. Основы техники выполнения 24ч (8/16).
24 01.03 Аппликация «Снегири на еловых 1
1
2
Беседа, опрос.
веточках» из комканой бумаги.
Выполнение творческих
практических заданий
25 15.03 Композиция «На опушке» из цветной 1
1
2
Выполнение творческих
бумаги.
практических заданий
21

08.02

1

1

2

26

22.03 Декорирование работы «На опушке» восковыми мелками.

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

-

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

23.04 Аппликация
«Кактусы».
Поиск 1
зарисовок
кактусов,
прорисовка
композиции.

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

27

28

29

30

31

32

29.03 Композиция
на
передачу
эмоционального
состояния
«Веселый/грустный клоун».
05.04 Зарисовки котов в разных позах для
аппликации «Коты на крыше в
вечернем городе».
12.04 Контрастная аппликация «Коты на
крыше в вечернем городе» в
смешанной технике.
19.04 Витраж
в
технике
обрывной
аппликации. Подбор и зарисовки
сюжета на свободную тему.
26.04 Составление витража в технике
обрывной аппликации.

33

10.05 Выполнение аппликации «Кактусы» в смешанной технике.

2

2

Выполнение творческих
практических заданий

34

17.05 Вырубка из бумаги композиции из 1
рыбок «Аквариум».
Зарисовка
рыбок,
поиск
композиционных
эскизов.
24.05 Создание объемной картины путем
1
вырубки из бумаги.

1

2

Выполнение творческих
практических заданий

1

2

Выполнение творческих
практических заданий.
Творческая выставка
детских работ.

2

-

2

Творческая выставка
детских работ. Опрос.

15

57

72

35

IV. Итоговое занятие 2ч.
36 31.05 Итоговое занятие
ИТОГО:


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».