Маленький волшебник

Пояснительная записка
«Без творчества немыслимо познание человеком своих сил,
способностей, наклонностей; невозможно утверждение
самоуважения, чуткого отношения личности
к моральному влиянию коллектива».
(Василий Александрович Сухомлинский)
Программа «Маленький волшебник» способствует овладению учащимися начальными
трудовыми умениями и навыками, опытом практической деятельности по созданию объектов
труда, способами планирования и организации трудовой деятельности, развитию технического
и логического мышления, формированию первоначальных представлений о мире профессий,
воспитанию трудолюбия, практическому применению правил сотрудничества в коллективной
деятельности. Занятия в данном творческом объединении способствуют развитию у детей не
только художественного вкуса, творческих способности, но и экологического воспитания.
Программа «Маленький волшебник» состоит из теоретической и практической части. В
процессе занятий учащиеся от простых изделий постепенно переходят к освоению более
сложных образцов. Программа разбита на четыре блока. Занятия по данной программе
благотворно повлияют на развитие детской фантазии, пробудят заложенное в человеке от
природы чувство прекрасного, будут развивать творческие способности. Умение изготовить
своими руками игрушки, поделки помогает детям самоутвердиться в глазах сверстников, что
особенно важно в период нравственного становления личности ребенка сначала в детском
объединении, а затем и в окружающем мире. Воспитание и обучение осуществляется
"естественным путем", в процессе творческой работы
Новизна программы обусловлена тем, что занятия рукоделием, в системе дополнительного
образования, обладают особой эффективностью, так как они способствуют дальнейшему
формированию интеллектуальной и эмоциональной отзывчивости обучающихся, развитию
индивидуального творческого воображения, фантазии и творческих способностей, развитию
мотивации личности к познанию в творчестве, воплощение своих идей в реальность.
Программа предполагает соединение игры, труда и обучения в единое целое, что
обеспечивает единое решение познавательных, практических и игровых задач (при ведущем
значении последних).
Актуальность данной программы обусловлена также ее практической значимостью. Дети
могут применить полученные знания и практический опыт при работе над оформлением
классной комнаты, школы, участвовать в изготовлении открыток, сувениров, поделок.
Предлагаемые занятия основной упор делают на декоративно-прикладную работу с
различными материалами, в том числе и с природными, а также на расширенное знакомство с
различными живописными и графическими техниками с использованием основ программного
материала, его углублением
В основе формирования способности к оформительской деятельности лежат два
главных вида деятельности учащихся: это творческая практика и изучение теории. Ценность
необходимых для творчества знаний определяется, прежде всего, их системностью.
Одно из условий освоения программы - стиль общения педагога с детьми на основе
личностно-ориентированной модели.
2

Срок освоения программы: 1 год. (72 часа).
Режим занятий. Занятия проводятся 2 раза в неделю по одному часу.
Форма обучения: очная.
Адресат программы. Программа разработана для младших школьников.
Группа учащихся не должна превышать 15 человек, чтобы учитель мог оказать каждому
достаточную помощь и осуществлять качественный контроль над соблюдением техники
безопасности при работе с колющими инструментами. Сам педагог должен очень хорошо
владеть данными техниками.
Цель программы:
создание условий для выявления и развития творческих
способностей детей, пробуждать инициативу и самостоятельность принимаемых решений,
привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Задачи программы:
Обучающие
1. Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами разных техник.
2. Обучать различным приемам работы с бумагой, солёным тестом, природным
материалом.
3. Формировать умения следовать устным инструкциям.
4. Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат,
треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными
терминами.
5. Создавать композиции с изделиями, выполненными в разной технике.
Развивающие
1. Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.
2. Развивать мелкую моторику рук и глазомер.
3. Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
4. Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям
пальцев.
5. Развивать пространственное воображение.
Воспитательные
1. Воспитывать интерес к искусству солёного теста, природного материала, квиллинга.
2. Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
3. Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные
способности детей.
4. Учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в
порядке рабочее место.
Занятия проводятся в игровой форме, в их основе лежат творческая
деятельность,
т.е.
создание
оригинальных
творческих
работ.
Все поделки функциональны: ими можно играть, их можно использовать в быту,
их
можно
подарить
друзьям
и
родным.
Особое внимание уделяется созданию в детском коллективе доброжелательной
творческой обстановке, что способствует проявлению индивидуальности каждого и
создание для каждого ситуации успеха.
Принципы обучения:
• доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);
3

• наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более
органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или
группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую,
нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д.
Ушинский);
• демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме,
реализация собственных творческих потребностей);
• научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической
основы).
• “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок
применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Планируемые результаты
К концу учебного года учащиеся должны
иметь представление:
- о проектной деятельности в целом и её основных этапах;
- о понятиях конструкция (простая и сложная, однодетальная и многодетальная), композиция,
чертёж, эскиз, технология, экология, дизайн;
знать:
- правила ТБ;
- название и назначение ручных инструментов (ножницы, игла), контрольно-измерительных
инструментов (линейка, угольник, циркуль), приспособлений (шаблон, булавки) и правила
безопасной работы с ними;
- правила личной гигиены при работе с колющими и режущими инструментами;
- правила общения;- названия и свойства материалов, которые учащиеся используют в своей
работе;
- что такое деталь (составная часть изделия);
- что такое конструкция и что конструкции изделий бывают однодетальными и
многодетальными;
- основные требования дизайна к конструкциям, изделиям (польза, удобство, красота);
- виды материалов;
- последовательность изготовления несложных изделий: разметка, резание, сборка, отделка;
способы разметки: сгибание и по шаблону;
- способы соединения с помощью клея ПВА, проволоки.
- виды отделки: раскрашивание, аппликации.
- даты в календаре: День леса, День Мира, Всемирный день защиты животных, День матери,
День кошки, Всемирный день гор, День собаки. День птиц, День солнца и другие.
- праздники: Новый год, День защитников Отечества, 8 Марта, День победы и другие.
уметь:
- находить и использовать дополнительную информацию из различных источников (в том
числе из Интернета);
- наблюдать, сравнивать, делать простейшие обобщения;
- различать материалы по их назначению;
- различать однодетальные и многодетальные конструкции несложных изделий;
- читать простейший чертёж (эскиз);
- качественно выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению несложных изделий:
экономную разметку сгибанием, по шаблону, резание ножницами, сборку изделий с помощью
клея, эстетично и аккуратно отделывать изделия рисунками, аппликациями;

4

- безопасно использовать и хранить режущие и колющие инструменты (ножницы, спицы,
инструмент для квиллинга);
- выполнять правила культурного поведения в общественных местах;
- выполнять посильные действия при решении экологических проблем на доступном уровне
(личная гигиена, культура поведения в природе и обществе, поддержание чистоты в быту и в
общественных местах, культура общения – речь, этикет и т.д.).
Общетрудовые умения:
Самостоятельно:
- анализировать предложенное учебное задание;
- организовывать рабочее место в соответствии с разработанным проектом, подбирать
необходимые материалы, инструменты и приспособления;
- экономно, рационально и творчески строить свою практическую работу на всех её этапах;
- обосновывать выбор конструкции и технологии выполнения учебного задания в единстве
требований полезности, прочности, эстетичности;
- выполнять доступные практические задания с опорой на чертёж (эскиз), схему.
С помощью учителя:
- выбирать темы для практических работ;
- формулировать проблему, проводить коллективное обсуждение предложенных учителем или
возникающих в ходе работы учебных проблем;
- выдвигать возможные способы их решения;- доказывать своё мнение.

Учебный план
№
п/п

Название блока

1
2

Вводное занятие
Работа с природными и бросовым
материалами.
Солёное тесто

3
4
5

6

Количество часов

Работа с бумагой в технике
«квиллинг»
Декоративное панно (работа с
природным материалом, бумагой,
солёным тестом, пластилином,
тканью, нитками)
Итоговое занятие
Итого:

Теория
1
1

Практика
14

Всего
1
15

1

17

18

2

10

12

2

23

25

1
8

64

1
72

Формы
аттестации
/ контроля
Защита
проекта
Защита
проекта
Защита
проекта
Выставка

Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие (1 ч)
Тема 2. Работа с природным и бросовым материалами (15 ч)
Цель: создание условий для ознакомления учащихся с возможностями работы с природными
материалами; развитие фантазии учащихся, привитие любови к природе и искусству.
Задачи: Научить видеть красоту в реальной действительности. Передача характерных
особенностей большой формы.
5

Выполнить работу в технике аппликации из природных материалов.
Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить
видеть и понимать ее красоту. В природном материале заложены удивительные возможности,
раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Из засушенных листьев,
трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, берёсты можно
создавать уникальные картины.
Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и
вдохновением, помогают украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту
природы.
Тема 3. Солёное тесто (18 ч)
Цель: научить лепке из солёного теста, развивая речь, художественные способности,
абстрактное и логическое мышление, воображение, аккуратность и самостоятельность.
Задачи: повышать сенсорную чувствительность (способность тонкому восприятию формы,
фактуры, цвета, веса, пластики, пропорций; совершенствование навыков ручного труда
средствами лепки; развитие мелкой моторики рук в процессе освоения различных
технологических приемов.
Каждый ребенок любит лепить. Дети лепят на уроках технологии пластилином, глиной.
Оказывается, их можно научить лепить и солёным тестом. Соленое тесто - так называется вид
деятельности.
Используя эту технологию, можно создать великолепные фигурки на память, рамочки
для картин, новогодние сувениры и игрушки,
и даже создать картины.
Результат работы лепки солёным тестом завораживает детей красотой. А где красота там и радость, и праздник. И всегда хорошее настроение.
Тема 4. Работа с бумагой в технике «квиллинг» (12 часов)
Цель: всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение
элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования
из бумаги.
Задачи: знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами «квиллинга», с
основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина
и т. д; обогащать словарь ребенка специальными терминами; формировать умения следовать
устным инструкциям; создавать композиции с изделиями, выполненными в технике
«квиллинга»;
Бумага-первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать
неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к
творчеству из бумаги обуславливается еще тем. Что данный материал дает большой простор
творчеству.
Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером,
конструктором, а самое главное - творческим человеком. Претерпевая колоссальные
изменения с древних времен, бумага в современном мире представлена большим
разнообразием. Цветная и белая, глянцевая и бархатная, папирусная и шпагат - она доступна
всем слоям общества.
Обычный материал – бумага, приобретает новое современное направление. Им можно
работать в разных техниках. Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги.
Распространенная в наше время, получила название «квиллинг». «Квиллинг» открывает
детям путь к творчеству, развивает фантазию и художественные возможности.
Используя эту технику, дети создают открытки, рамки для фото, картины.
Тема 5. « Декоративное панно» (25 ч)
Цель: Создание условий для развития творческой активности и самореализации личности,
формирование основ художественной культуры ребёнка через народное декоративноприкладное искусство.
6

Задачи: обучать основам народного и декоративно-прикладного искусства; формировать
навыки работы с разными материалами; развивать художественно-эстетический вкус детей;
приобщить детей к системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой
культуры, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях и их
дальнейшем обогащении; воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в
совместной творческой деятельности.
В настоящее время актуальной стала проблема сохранения культурной и исторической
самобытности России, национальных традиций родного народа, незыблемых нравственных
ценностей. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и
продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в
себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до
сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного
постижения мира. Изготовление декоративных панно поможет детям развиваться, узнавая и
сохраняя национальные традиции. В этом блоке будут обобщены универсальные учебные
действия, полученные на предыдущих занятиях и уроках технологии.
Ручной труд вырабатывает такие волевые качества, как терпение и настойчивость,
последовательность и энергичность в достижении цели. Аккуратность, тщательность в
исполнении
работы,
позволяют
воспитанникам
само
утверждаться,
проявляя
индивидуальность и получая результат своего художественного творчества. У детей
формируются умения обращения с инструментами, необходимые для начала школьного
обучения. Происходит ориентация младших школьников на ценность труда в эмоциональноповеденческом аспекте.
Создание собственных работ приносит детям радость. Их можно подарить своим
родным и друзьям на любой праздник.
Тема 6. Итоговое занятие (1 ч)

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел /месяц

сент
ябрь

I. Вводное занятие.

1

II. Работа с
природными и
бросовым
материалами
III. Солёное тесто

7

IV. Работа с
бумагой в технике
«квиллинг»
V. «Декоративное
панно» (работа с
природным
материалом,
бумагой, солёным
тестом,
пластилином,

Октя
брь

нояб
рь

дека
брь

янва
рь

февр
аль

март

апре
ль

май

Всего
Теория/п
рактика
1

8

15

8

10

18
6

6

2

12

7

8

8

25

7

тканью, нитками)
VI. Итоговое
занятие
Всего

8

8

8

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

10

6

8

7

8

1

1

9

72

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель (273 дня)
16 недель (86 дней)
20 неделя (97 дней)
4я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023- 31.08.2023

Методические материалы
При проведении занятий учитывается:
- уровень знаний, умений и навыков воспитанников;
- самостоятельность ребёнка;
- его активность;
- его индивидуальность;
- его индивидуальные особенности;
- особенности памяти, мышления и познавательные интересы.
Ведущими технологиями кружка являются проектная деятельность.
Формы и методы занятий.
В процессе занятий используются различные формы занятий:
традиционные, комбинированные и практические занятия; беседы, игры.
А также различные методы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ
(выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем;
• и другие.
Техника безопасности на занятиях кружка «Маленький волшебник»
1. Работу начинай только с разрешения учителя. Не отвлекайся во время работы.
2. Не пользуйся инструментами, правила обращения, с которыми не изучены.
8

3. Употребляй инструменты только по назначению. Не просверливай ножницами
отверстия.
4. Не работай неисправными инструментами.
5. Инструменты и оборудование храни в предназначенном для этого месте.
6. Содержи в чистоте и порядке рабочее место.
7. Раскладывай инструменты в указанном учителем порядке.
8. Не разговаривай во время работы.
9. Выполняй работу внимательно.
Правила подготовки рабочего места перед началом работы
1. Положи на парту клеенку, рабочую доску.
2. Приготовь необходимые материалы и инструменты к работе, коробку или пакет для
изделий.
3. Надень рабочую одежду.

4. Тряпочку или салфетку для рук держи всегда в кармане рабочей одежды.
Правила уборки своего рабочего места
1. Положи изделие, выполненное на занятии, в коробку для изделий.
2. Собери со стола и с пола обрезки материала, мусор.
3. После работы с пластилином, солёным тестом почисти стекой рабочую доску, крышку
парты, если там остались следы от пластилина. Соскреби прилипший к полу пластилин
— грязный выброси в мусор, чистый убери в коробку.
4. Протри инструменты и крышку парты тряпочкой.
5. Тщательно вытри руки тряпочкой и вымой их с мылом.
6. Сними рабочую одежду.
7. Все принадлежности убери.
Инструкция
по технике безопасности при работе с природным материалом
1. Не ломай растущие деревья и кустарники.
2. Не обрабатывай сырые, грязные корни и ветки.
3. Для резания веток используй нож с тупым концом.
4. Обрабатывай шишки, каштаны, жёлуди только на деревянной доске.
5. В сухих шишках, каштанах, желудях отверстия не делай шилом, а сверли.
6. Храни природный материал в сухом месте.
7. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.
8. Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.
9. Деталь надо сначала примерить. А потом намазывать клеем.
10. Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая ее.
11. Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.
Инструкция
по технике безопасности при работе с солёным тестом
1. Замешивай тесто по рецепту и только с разрешения или под наблюдением взрослых.
2. Лепку выполняй на подкладной доске, не клади тесто на стол.
3. Нельзя есть солёное тесто.
4. Храни солёное тесто в мешочке в холодильнике отдельно от тетрадей и книг.
5. По окончанию работы хорошо вымой их с мылом.
Инструкция
9

по технике безопасности при работе в технике «квиллинг»
1. Приготовить все необходимые материалы и инструменты.
2. Хранить ножницы и инструмент для скручивания полосок бумаги в определённом
месте.
3. Не держать ножницы острыми концами вверх, передавать кольцами вперёд.
4. Не оставлять ножницы на рабочем месте раскрытыми
5. Не работай ножницами с ослабленным креплением.
6. Подавать ножницы кольцами вперед.
7. Не оставлять ножницы открытыми.
8. Не играть с ножницами, не подноси ножницы к лицу.
9. Использовать ножницы по назначению.
10. Следить, чтобы клей не попадал на кожу рук, лица, особенно в глаза.
11. При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их большим количеством воды.
12. После работы клей хорошо закрыть и обязательно вымыть руки.
13. Полоски бумаги не разбрасывай и складывай обратно в коробочку.
14. После работы прибери своё место и протри парту.

Оценочные материалы
Формы аттестации
Промежуточная и итоговая аттестации проводятся в результате оценивания готовых
работ. Оценка осуществляется в баллах по критериям.
А также:
 Создание фото презентаций работ.
 Составление альбома лучших работ.
 Проведение выставок работ учащихся:
– в классе;
– в школе;
 Участие в городских, районных, международных конкурсах детского прикладного
и технического творчества (Приложение 4).
 Вручение сертификатов об окончании творческого объединения (Приложение 3).
 В течение всего времени обучения заполняется карта достижений, которую ученик
вкладывает в своё портфолио (Приложение 5).
 Те из ребят, кто в конце учебного года наберут большее количество баллов,
получают Грамоту за лучшие результаты.
Контроль результатов
1.Конструкторские критерии:
а) прочность, надёжность;
б) тяжесть, распределение массы;
в) удобство использования;
г) соответствие конструкции назначению изделия.
2.Технологические критерии:
а) количество используемых деталей;
б) оригинальность применения и сочетания материалов, их долговечность, расход материалов;
в) стандартность технологии, необходимое оборудование;
г) сложность и объём выполняемых работ.
3.Экологические критерии:
10

а) загрязнение окружающей среды при производстве;
б) возможность использования отходов производства.
4.Эстетические критерии:
а) оригинальность формы;
б) композиционная завершённость;
в) использование традиций национальной художественной культуры;
г) цветовое решение;
д) стиль.
5.Экономические критерии:
а) потребность в данном изделии;
б) себестоимость проекта.
Оценка
3 балла
-выполнены все критерии оценки объекта труда: конструкторские,
технологические, экологические, эстетические, экономические.
2 балла
- при выполнении объекта труда учтены 3-4 условия.
1 балл
- при выполнении объекта труда учтены 1-2 условия.
0 баллов
- все остальные случаи, которые не соответствуют критериям на 1-3
балла.
КАРТА ДОСТИЖЕНИЙ
Творческое объединение «Маленький волшебник»
Ф И ____________________________________учебный год _____________
№
п/п

Название работы

Оценка
в баллах

Участие в конкурсах,
выставках

Результаты

Всего баллов

Условия реализации программы
Для реализации программы необходимо стандартное оборудование современного класса:
проектор, компьютер, мебель ученическая, соответствующая возрасту детей и количеству
посадочных мест.
11

Программа реализуется на базе школы № 26. Набрана одна группа учащихся в
количестве 15 человек.
Кадровое обеспечение. Занятия в творческом объединении «Маленький волшебник»
могут вести педагоги дополнительного образования для детей, имеющие специальное
образование или курсовую подготовку, владеющий различными техниками в декоративноприкладном творчестве. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования Ульянова Ирина Михайловна.
Материально-техническое обеспечение
Для проведения занятий необходимы канцелярские принадлежности, цветная бумага,
картон, клей, ножницы, спицы, инструмент для квиллинга, семена, зёрна, крупы, салфетки,
гербарий засушенных растений, бросовый материал, лак.
Информационное обеспечение включает в себя обязательное наличие презентаций,
наглядных пособий, дидактических карточек.
В начале работы каждого блока все обучающиеся проходят инструктаж по технике
безопасности.

Список литературы
для педагога:
Геронимус Т.М. “Школа мастеров” - М., 1998 г.
Герчук Ю. Я. Что такое орнамент? – М.: Галарт, 1998.
Гусева И. «Солёное тесто», Изд. Дом «Литера», СПб, 2005 г.
Данкевич Е. В., Жакова О. В. Большая книга поделок для девочек и мальчиков. ООО
«Издательство «Кристал»», М.: ЗАО «Издательский дом Оникс», 2000.
5. Данкевич Е.В. «Лепим из солёного теста», - СПб.: ИД «Кристалл», 2001 г.
6. Зайцева, А. Искусство квиллинга. – И.: Эксмо – Пресс, 2009. – 64 с.
7. Колесник С.В. “Азбука мастерства. 1-4 классы” – Саратов: Лицей, 2005г.
8. Михалкова И., Силаева К., «Солёное тесто. Большая книга поделок». М.: «ЭСКИМО».
2004 г.
9. Пульман Л. Г. Методика преподавания композиции декоративно-прикладного
искусства в ДХШ. – Минск.: 1980.
10. Романенко В.М. Развитие творческих способностей младших школьников на уроках
декоративно-прикладного искусства // Преподавание технологии. - М.: Изд. Дом
"Первое сентября", 2004.
11. Синеглазова М.О. «Удивительное солёное тесто», Изд. дом: МСП, 2005 г.
12. Ступак, Е. Гофрированный картон. – И.: Айрис – Пресс, 2009. – 32 с.
13. Терещенко Т. Ф. Декоративно-прикладная композиция. – М.: 1987.
14. Тихомирова Л. Ф. Развитие познавательных способностей детей [Текст]: пособие для
родителей и педагогов / Л. Ф. Тихомирова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2003. – 40 с.
15. Хананова И.Н. «Солёное тесто», - М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА.- 2007 г.
16. Хворостов А. С. Декоративно-прикладное искусство в школе. – 22-е изд., перераб. И
доп. – М.: Просвещение, 1998.
17. Хелен, У. Популярный квиллинг.- И.: Ниола – пресс, 2008. – 104 с.
18. Чаянова Г.Н. «Солёное тесто», М.: Дрофа-Плюс, 2005 г.
19. Чибрикова О.В. «Подарки к любому празднику», -М.: Эскимо, 2006 г.
1.
2.
3.
4.

для родителей:
1. Валеев Г.Х. «Развитие творческого потенциала личности: материалы и рекомендации к
занятиям с младшими школьниками», Уфа,2006 г.
2. Дерезина М.Г. «Каждый ребёнок-художник», изд-во Ювента. М. 2002 г.
12

3. Путилин В.Д., Ушачев В.П. «Психолого-педагогические основы формирования
творческой активности школьника», Магнитогорск, 2009 г.
для детей:
1. Антипова М. Соленое тесто Красивые вещи своими руками. – М., 2006. –
118 с.
2. Горячева В.С. Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина. Популярное пособие
для родителей, детей и педагогов. – Ярославль, 1998. – 192 с.
3. Кискальт И.И. Соленое тесто. – М.: АСТ-ПРЕСС книга, 2003. – 156
4. Лихачева Т.Г. Моя игрушка – подружка. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 167 с
5. Фименко Ф.П. Поделки из природных материалов. М.: Просвещение. 1998.

Календарно-тематический план
по программе «Маленький волшебник»
на 2022-2023 учебный год
№

Тема

Дата
проведения
занятий

Формы
контроля

Среда,
пятница

02.09

2

1. Водное занятие (1ч)
Вводное занятие. План работы.
2.Работа с природными и бросовым материалами(15ч)
Инструктаж по технике безопасности.

3

Подготовка природного материала.

14.09

4

Вспомнить дату День леса.……

16.09

5

Знакомство с композицией и разработка эскизов
выбранных работ.
Подготовка фона.
Композиция из природных материалов.
Картина «Осенний пейзаж»
Составление композиции.
Прикрепление деталей и оформление картины.
Оформление и защита готовых изделий.
Выбор темы проекта.
Актуальность проекта, постановка цели и задачи проекта.
Гипотеза решения проблемы.
Планирование и разработка исследовательских действий,
сбор материала.
Оформление результатов.
Защита готовых работ.
3.Солёное тесто(18ч)
Инструктаж по технике безопасности.
Знакомство с инструментами и материалами для работы с

1

6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

07.09

21.09
23.09
27.09
30.09
05.10
07.10
12.10
14.10
19.10
21.10
26.10
28.10
02.11
09.11
13

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

солёным тестом.
Знакомство с появлением лепки из солёного теста.
Сообщения учащихся.
Техника лепки разных форм. Выбор нужных форм для
изделия.
Выбор изделия ко Дню матери.
Основы композиции, разработка эскизов.
Выполнение работы из солёного теста. «Цветы».
Работа над приёмами лепки нужных форм для изделия.
Работа над выполнением из солёного теста цветов.
Оформление цветов.
Композиция «Домик». Выполнение работы.
Раскрашивание готовых изделий.
Оформление и защита готовых изделий.
Актуальность проекта, постановка цели и задачи проекта
Гипотеза решения проблемы
Планирование и разработка исследовательских действий,
сбор материала.
Оформление результатов
Защита готовых работ.
4.Работа с бумагой в технике «квиллинг» (12ч)
Инструменты и материалы.
Правила техники безопасности.
Волшебные свойства бумаги. История возникновения
квиллинга.
Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила
работы.
Основные формы “стрела”, “квадрат”, “прямоугольник”.
Композиция «Ёлочка
Основные формы.
Поздравительная открытка «С Днём рождения!»
Композиция «Мои любимые животные».
Изготовление рисунка в технике квиллинг.
Коллективная работа ваза «Яблоневый цвет».
Коллективная работа.
Оформление и защита коллективной работы.
5.Декоративное панно(25ч)
Декоративное панно. Способы его изготовления.
Инструктаж по технике безопасности.
Выбор творческих проектов по изготовлению
декоративных панно.
Подготовка материала.
Выбор проекта.
Подготовить необходимый материал, инструменты.
Основы композиции, разработка эскизов.
Работа над проектом.

11.11
16.11
18.11
22.11
25.11
30.11
02.12
07.12
09.12
14.12
16.12
21.12
23.12
26.12
28.12
30.12
11.01
13.01
18.01
20.01
25.01
27.01
01.02
03.02
08.02
10.02
15.02
17.02
22.02
24.02
01.03
03.03
10.03
15.03
17.03
22.03
14

55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68
69
70
71
72

Декоративное панно «Моя Родина». Всемирный день
Земли.
Актуальность проекта,постановка цели и задачи проекта.
Гипотеза решения проблемы.
Планирование и разработка исследовательских
действий,сбор материала.
Оформление результатов.
Защита готовых работ.
Подготовка проекта « Картина из листьев «Солнце».
Скоро праздник День солнца.
Актуальность проекта, постановка цели и задачи проекта
Гипотеза решения проблемы.
Планирование и разработка исследовательских действий,
сбор материала.
Оформление проекта вместе с педагогом. Выполнение
работы.
Оформление результатов.
Защита готовых работ.
Цель и задачи проекта
Работа над проектом
Защита творческих проектов
Подготовка работ к выставке
Оформление выставки «Мы делаем жизнь ярче!».
6. Итоговое занятие (1ч)

24.03
05.04
07.04
12.04
14.04
19.04
21.04
26.04
28.04
03.05
05.05
10.05
12.05
17.05
19.05
24.05
26.05
31.05

выставка

15


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».