Я - моя страна, моя семья

Пояснительная записка
Предлагаемая дополнительная общеразвивающая программа «Я- моя страна, моя
семья» имеет туристско-краеведческую направленность и опирается на местный
краеведческий и исторический материал (Братющенко Е.В. «К летописи Нижнеудинска»
(Историко – библиографический и краеведческий обзор), Протасова Н.И. «Очерки о
Нижнеудинске»).
Программа направлена на организацию деятельности дошкольников по изучению родного
края.
Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только
получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также
формирование умений практического характера.
Актуальность программы заключается в том, что она личностноориентированная, направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой
жизненной «Я» - позиции, в усилении внимания дошкольников к таким важным понятиям
как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, экологическая грамотность. Особое
внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными,
национальными, географическими, природными особенностями.
Новизна программы
заключается в подборе тем, отражающих историю,
проблемы, связанные с непосредственным окружением детей, жизнью города
Нижнеудинска и Иркутской области.
Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу
комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение,
исследование.
Отличительные особенности программы заключается в следующем:
Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию
родного края.
Благодаря обучению по программе у дошкольников формируются основы
гражданственности, любви и уважению к родному краю. Дети учатся проводить
исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться
своими знаниями с окружающими.
Адресат программы - данная программа предназначена к реализации для
воспитанников ДОУ в возрасте 4-7 лет.
Срок освоения дополнительной общеразвивающей программы «Я- моя страна, моя
семья» составляет один год.
Форма обучения: очная.
Режим занятий. Учебно-тематический план составлен на 36 академических часа
в год, 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия 30 минут.
Цель программы: Создание среды для нравственного, патриотического воспитания
и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности.
Характеристика возрастных возможностей детей дошкольного возраста.
В этом возрасте ребенок постигает не только единичные предметы, но и связи между
ними, их изменения, и преобразования, их внутренние характеристики.
Совершенствование психических процессов значительно расширяет возможности
ребенка в постижении мира. Ребенок начинает осваивать новый способ познания –
восприятие информации, переданной посредством слова, знака, символа.
Начинает закладываться чувство ответственности, справедливости, привязанности и т.п.,
формируется радость от инициативного действия; получают новый толчок развития
социальные эмоции во взаимодействии со сверстниками. Возникает обобщение
собственных переживаний, эмоциональное предвосхищение результатов своих и чужих
поступков.

Ребенок начинает ставить себя на место другого человека: смотреть на происходящее с
позиции другого человека и понимать мотивы его действий; самостоятельно строить
образ будущего результата продуктивного действия.
Зарождается оценка и самооценка.
Ребенок может противостоять в известных пределах воле другого человека; развиваются
приемы познавательной (в частности, воображаемое преобразование действительности),
собственно волевой (инициатива, способность заставить себя сделать неинтересное) и
эмоциональной (выражение своих чувств) саморегуляции. Ребенок оказывается
способным к над ситуативному (выходящему за рамки исходных требований) поведению.
Происходит активное развитие диалогической речи. Диалог детей приобретает характер
скоординированных предметных и речевых действий. В недрах диалогического общения
дошкольников зарождается и формируется новая форма речи - монолог.
Познавательные процессы претерпевают качественные изменения, развивается
произвольность действий. Наряду с наглядно-образным мышлением появляются элементы
словесно-логического мышления. Начинают формироваться общие категории мышления.
Дошкольники в возрасте 5 – 7 лет проявляют большой интерес к природе: животным,
растениям, камням, различным природным явлениям.
К 7 года формируются предпосылки для успешного перехода на следующую ступень
образования. На основе детской любознательности формируется интерес к учению;
развитие познавательных способностей послужит основой для формирования
теоретического мышления; умение общаться со взрослыми и сверстниками позволит
ребенку перейти к учебному сотрудничеству; развитие произвольности даст возможность
преодолевать трудности при решении учебных задач, станет основой усвоения различных
предметов в школе.
Задачи:
образовательные:
-формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое
прошлое своего родного края, интереса к природе, культуре родного края;
-формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и
навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью
удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение;
-формирование умения оперировать краеведческими знаниями;
-формирование элементов творческой деятельности.
развивающие:
-развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся;
-формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры;
-развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни
родного края;
-развитие внимания к собственной речи и речи собеседника;
-развитие образного и логического мышления.
воспитательные:
-осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего
места в нём;
-формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и
культуре, истории и современной жизни;
-воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам,
объектам природы.
Принципы организации образовательного процесса:
- личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
- предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности,
партнера, средств и пр.;

- ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской успешности
(сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними
достижениями);
- создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности;
- доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное
внимание к нему;
- поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
- учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его
несостоятельности;
- формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка; опора
на игру при формировании учебной деятельности;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных, подвижных
и статичных форм активности;
- намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
Формы работы: групповая, работа в мини-группах, которая предполагает сотрудничество
несколько человек по какой-либо образовательной теме.
При обучении по данной программе используются следующие методы:
 объяснительно-иллюстративный;
 репродуктивный;
 частично-поисковый;
 проектный;
 исследовательский.
Контроль над выполнением программы осуществляется в виде конкурсов, викторин,
выставок рисунков и поделок. Оценка результатов работы происходит через контроль за
знаниями и умениями после прохождения тем за 1 и 2 полугодие, по изменению в
поведении ребенка, через работу на практических занятиях, экскурсиях.
Предполагаемый результат образования воспитанников.
Результат образования представлен в виде образовательного результата, а именно,
способности ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая).
Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего
средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования
ключевых компетенций.
Коммуникативная способность ребенка:
- различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели
партнеров по общению;
- понимать состояния и поступки других людей;
- выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее
с целью оптимизации общения с окружающими;
- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах;
- проявлять инициативу в установлении контактов;
- высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим
событиям.
Регуляторная способность ребенка:
- соблюдать основные правила самоорганизации, безопасного поведения для себя и
окружающих, договариваться о них, объяснять свои поступки;

- контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение;
- устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарных моральнонравственных норм и правил;
- определять спектр своих возможностей (физических, психических) в различных
ситуациях жизнедеятельности;
- бережно, ответственно относиться к культурно-природному окружению;
- оказывать действенную помощь близким;
- планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания,
согласовывать мнения и действия;
- действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной
внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно-двигательной);
- оценивать свои достижения, осуществлять контроль деятельности: само - и
взаимоконтроль.
Познавательная способность ребенка:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
- совершать на элементарном уровне действия по обработке информации (сравнивать,
обобщать, выделять признаки, замечать изменения и др.);
- присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать),
классифицировать ее по различным основаниям (новая -известная, понятная - непонятная,
интересная - неинтересная);
- делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее
темы, высказываться в связи с высказываниями других;
- выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами, в
исследовании явлений);
- организовывать, проектировать свою деятельность (разложить материалы, отбирать
необходимое, определять последовательность действий и др.);
- комментировать свои действия, самостоятельно формулировать выводы, при
высказывании своего мнения;
- расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях,
приобщения к тому, что известно и неизвестно;
Творческая способность ребенка:
- формулировать свой интерес, предпочтение, намерение;
- выходить за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый
продукт;
- оценивать результат собственной продуктивной деятельности, соотнести с
действующими эталонами;
- выражать в слове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные
переживания и суждения;
- воплощать разнообразные сменяющиеся замыслы;
- реализовывать в различных видах деятельности.
К концу обучения дети должны
знать/ понимать:
- историю своей страны, ее символику;
-историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий,
традициях и культуре;
- замечательных людей своего населенного пункта;
- историю своей семьи;
- природу родного края,
-необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному
наследию, сохранению исторической памяти.
должны уметь:

- описывать основные этапы развития населенного пункта;
- систематизировать информацию о родном крае, о своей семье;

Учебный план
№

Название раздела, темы

Количество часов
теорет.
1

практ.
1
1

всего
2

16

21

2.
2.

Введение
Инструктаж по ТБ. Стартовая
диагностика
Что изучает краеведение.
Я - Россиянин

1\3

Что я знаю о России?

1

2\4

Символика Российской
Федерации (флаг, герб, гимн)

1

3\5

Что я знаю об Иркутской
области?
Озеро Байкал-жемчужина
Сибири.

1

1.
1.

4\6
5\7

Легенды Байкала

6\8

Нерпа- млекопитающее
о. Байкал.
Эндемики озера

7\9
8\10
9\11
10\12
11\13
12\14
13\15
14\16
15\17
16\18
17\19
18\20
19\21
20\22
21\23
3.
1\24

Заповедные места
Прибайкалья
История моего города
Улицы города.
«Город моей мечты»
Экскурсия в краеведческий
музей
Достопримечательности
нашего города
Природа Нижнеудинского
района. Зелёные лёгкие.
Природа Нижнеудинского
района. Животный мир.
Природа Нижнеудинского
района растительный мир.
Красная книга
Нижнеудинского района
Заповедная страна –
Тофалария.
Экскурсия в краеведческий
музей(просмотр экспозиции
по Тофаларии)
Я и моя семья
Что такое генеалогия?

1
5

Формы
контроля

тестирование
Беседа -опрос
Беседа -опрос

Беседа -опрос

1

Играпутешествие

1

конкурс
Рисуем нерпу

1
1

Беседа -опрос

1

Беседа -опрос

1

Беседа -опрос

1
1
2

Беседа -опрос
конкурс
Экскурсия

1

Играпутешествие
Беседа –опрос,
рисуем
Беседа –опрос,
рисуем
Беседа –опрос,
рисуем
Беседа –опрос,
рисуем
Беседа -опрос

1
1
1
1
1

Экскурсия

2

3
1

9

12
Беседа -опрос

1
1

4\27

Что в имени твоём?
Историческое прошлое
семьи.
Дом, в котором я живу.

5\28

В мире профессий.

1

6\29

Семейные обязанности и
традиции
Герб моей семьи.
Семейный альбом.
Семейные реликвии.
Мини - проект «Мое
родословное древо»
Мой детский сад
Обобщающее занятие
Итоговая аттестация.

1

Беседа –опрос,
рисуем
Беседа -опрос

1
1
1
1

конкурс
Беседа -опрос
Беседа -опрос
Защита проекта

1
1
1

Беседа -опрос

1

Всего часов:

9

27

36

2\25
3\26

7\30
8\31
9\32
10\33
11\34
12\35
4.
1\36

Беседа -опрос
Беседа –опрос,
рисуем
конкурс

1

1

Тест, защита
проекта

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел \ месяц

сен

Раздел 1.

2

октябр
ь

ноябр
ь

декабрь

январь

февраль

4

4

4

3

3

март

апрель

май

4

3
Опрос
1

4

4

Вводное
занятие. Что
изучает
краеведение.
Раздел 2.

3

Я - Россиянин
Раздел 3.

1

4

Я и моя семья
Раздел 4

Итоговое
занятие.
Итоговая
аттестация.
Всего

5

4

4

4

3

4

4

Содержание программы
1 Раздел. Введение – 2 часа
Инструктаж по ТБ.
Техника безопасности: правилами поведения на занятиях.
Стартовая диагностика. Знакомство детей с содержанием программы, с предметом
изучения. Знакомство с детьми, их интересами. Практическая часть. Игры на знакомство

(«Имя в движении», «Извините, обознался…», «Вам письмо»). Практическая работа на
выявление уровня начальной подготовки детей: проведение опроса «Мои увлечения»- 1
час.
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник
информации. Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно.
Викторина «Что ты знаешь о родном крае». Практика 1 час.
2 раздел. Я – Россиянин – 21 час
1\3. Что я знаю о России? Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина,
малая родина, родной край, район, область. Символ России – берёза. Практическая работа:
работа с картой. Рисование дерева. Загадки, пословицы о Родине – 1 час Особенности
2\4. Символика Российской Федерации (флаг, герб, гимн)
Беседа о символики России. Практическая работа: составление из мозаики герба, флага,
прослушивание гимна. 1 час
3\5. Что я знаю об Иркутской области? Понятие край, область, регион. Территория и
географическое положение Иркутской области. Символика края. Практическая работа:
работа с картой. Просмотр презентации. 1 час
4\6. Озеро Байкал-жемчужина Сибири.
Знакомство с формой озера, его месторасположением . Климат. природы. Охраняемые
объекты. Открытие озера, история его изучения. Богатства озера, использование их
жителями побережья. Игра-путешествие. 1 час
5\7. Легенды Байкала. Читаем легенды Байкала. Практическая работа: конкурс
рисунков. 1 час
6\8. Нерпа- млекопитающее о. Байкал. Особенности строения, питание, охрана.
Практическая работа: изготовление поделки. 1 час
7\9. Эндемики озера. Что означает слово «Эндемики»? Показ иллюстраций эпишуры,
голомянки, омуль, осетр. 1 час
8\10. Заповедные места Прибайкалья. Проблема исчезновения животных, растений,
разрушение пещер и т.д. Поведение туристов на Байкале. Необходимость охраны флоры и
фауны, исторических объектов побережий Байкала. Баргузинский заповедник.
Месторасположение, климат, охраняемые территории. Просмотр презентации. 1 час
9\11. История моего города. Знакомство с картой района, границы, история образования
Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего города.
Легенды и предания. 1 час
10\12. Улицы города. Виртуальная экскурсия по улицам города. Дети знакомятся с
названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски.
Беседа о своём городе, история города. Просмотр презентации. 1 час.
11\13. «Город моей мечты». Рисуем город моей мечты. 1 час

12\14- 13\15. Экскурсия в краеведческий музей – 2 часа
14\16. Достопримечательности нашего города. Игра – путешествие. Практическая
работа: составление карты достопримечательностей города Нижнеудинска. 1 час
15\ 17. Природа Нижнеудинского района. Зелёные лёгкие. Беседа о значении леса для
человека. Практическая работа: конкурс рисунков в защиту леса. 1 час
16\18. Природа Нижнеудинского района. Животный мир. Конкурс рисунков «Как
защитить нашу воду». Практическая работа: изготовление декоративно-прикладных работ
«Животный мир нашего края», организация выставки. Проект «Малая Красная книга». 1
час
17\19. Природа Нижнеудинского района растительный мир. Конкурс рисунков 1 час.
18\20. Красная книга Нижнеудинского района. Беседа об охране природы. Проект
«Малая Красная книга Нижнеудинского района». 1 час.
19\21. Заповедная страна –Тофалария. Просмотр презентации. Беседа о малочисленном
народе Тофаларии- тофах. Заказник «Тофаларский» 1 час.
20\22- 21\23. Экскурсия в краеведческий музей (просмотр экспозиции по Тофаларии) 2
часа.
3 Раздел. Я и моя семья. – 12 часов
1\24. Я и моя семья. Что такое генеалогия? Понятие семья, род, родословная. Состав
семьи. Полное имя (имя, отчество) членов семьи. Распределение обязанностей в семье.
Практическая работа: создание карточки с именем, рисунок времени года, когда родился.
Заполнение таблиц «Моя семья», «Распределение обязанностей». Выставка фотографий
«Это мы». 1 час.
2\25. Что в имени твоём? Исследование истории происхождения своего имени и
фамилии. Практическая работа: составление листа с описанием значения своего имени. 1
час
3\26. Историческое прошлое семьи. Понятия «поколение», «потомки», «предки». Кто
кому как приходится. Роль отца и роль матери в семье. О бабушках и дедушках. Смена
поколений. Преемственность в семье. 1 час.
4\27. Дом, в котором я живу. Знакомство с жилищами других народов и необычными
домами мира. Рассказ о своем доме. Практическая работа: рисунок дома, выполненного в
реалистическом или сказочном представлении. Проект-изготовление дома моей мечты
(творческая работа) с помощью конструирования из бумаги, пластилина и подручного
материала. 1 час.
5\28. В мире профессий. Знакомство детей с разными профессиями, важность любой
профессии. Рассказ о профессиях родителей. Практическая работа: выставка рисунков,
фотографий «Мои мама или папа на рабочем месте». 1 час.

6\29. Семейные обязанности и традиции. Рассказ о семейных традициях. Как отмечает
праздники моя семья. 1 час.
7\30. Герб моей семьи. Понятие «герб». Виды гербов. Практическая работа: составление
герба семьи. 1 час.
8\31. Семейный альбом. Конкурс рассказов «История одной фотографии». 1 час.
9\32. Семейные реликвии. Конкурс рассказов «Бабушкина шкатулка». 1 час.
10\33-11\34. Мини - проект «Мое родословное древо». Родословие семьи. Родословное
древо. Практическое значение родословных в прошлом. Как составить родословную.
Варианты оформления генеалогического древа. Практическая работа: Мини – проект
«Мое родословное древо». Защита проектов. 1 час.
12\35. Мой детский сад. Беседа на тему: «История и традиции нашего детского сада». 1
час.
4 раздел. Итоговое занятие- 1 час
1\36. Итоговая аттестация. Тестовые задания. Защита проекта «Моё родословное древо».
1 час.

Оценочные материалы
В программе «Я- моя страна, моя семья» для организации контроля за текущей
успеваемостью учащихся и итоговой аттестации используется пакет контрольно –
измерительных материалов, состоящий из тестов различных форм.
Контрольно – измерительные материалы
К дополнительной общеразвивающей программе
«Я – моя страна, моя семья»
Тестовые задания для проверки знаний детей по теме: «Знаешь ли ты свой город?».
Выбрать один из предложенных вариантов.
1. Как называется наш город?
а) Усолье
б) Нижнеудинск
в) Черемхово
2. Как назывался Нижнеудинск прежде?
а) Верхнеудинск
б) Покровский городок
в) Саянск
3. В Нижнеудинске течет река
а) Уда
б) Чуна
в) Бирюса
5. Наша область называется
а) Читинская

б) Иркутская
в) Новосибирская
6. Исключите лишнее название города, которое не относится к Иркутской области:
а) Зима
б) Братск
в) Москва
7. Зеленым богатством нашего края является:
а) лес
б) лягушка
в) мох
8. Из перечисленных пород деревьев исключите то, которое не растет в наших лесах:
а) кипарис
б) ель
в) береза
9. В водоемах Иркутской области не водятся:
а) щуки
б) караси
в) акулы
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Низкий уровень – 0–11 баллов
Средний уровень – 12–15 баллов
Высокий уровень – 16–18 баллов
Экологическая викторина «Знатоки природы»
1.Цель: выявить представления ребёнка о стадиях роста и развития некоторых живых
организмов.
Задания ребёнку:
- Разложи картинки так, как выросло растение, птица, насекомое.
2. Цель: выявить представления о своём городе; о разных явлениях природы.
Вопросы ребёнку:
а. Расскажи о нашем городе, чем он тебе нравится? Что его окружает?
б. Каких полезных ископаемых в нашем краю много? (нефть, газ, торф) Для чего их
применяют люди?
в. Покажи нашу страну на глобусе, нашу область на карте.
3. Цель: выявить знания животных и растений, занесённых в «красную книгу» нашей
области; знание правил поведения в природе.
Используются методы беседы и наблюдения за детьми во время выполнения
индивидуальных и групповых заданий.
Вопросы ребёнку:
а. Что такое охрана природы? Знаешь ли ты о красной книге. Что именно? Как ты
защищаешь природу? Как ты заботишься об обитателях уголка природы?
б. Что бы ты сделал, если бы нашёл в лесу ежа, птенца?
в. Назови, глядя на картинки, животных и растения, встречающиеся в наших краях,
занесённых в «Красную книгу».

б. Если человек дышит грязным воздухом и пьёт грязную воду, плохо питается, будет ли
он здоров?
7. Цель: выявить знания о лесе как сообществе растений и животных, правила
экологически-грамотного поведения людей в лесу.
Вопросы ребёнку:
а. Расскажи, о каких лесных этажах ты знаешь, на каком этаже живут белки, птицы?
Почему? Кто живёт на самом нижнем этаже? Кому, из жителей нужны деревья? (всем)
б. Какие деревья растут в хвойном лесу; какие в лиственном лесу; смешанном лесу?
Согласен ли ты с тем, что человек в лесу не хозяин, а гость? Как люди должны вести себя
в лесу? Почему?
в. Посмотри на картинку и скажи, кто из людей поступает неправильно? Почему ты так
думаешь?
Тест «Я и моя семья»
1. Что означает слово «фамилия»? (Семья);
2. Назовите одним понятием слова: «папа», «мама», «дедушка», «бабушка», «дети».
(Семья);
3. Назовите папу и маму одним словом. (Родители);
4. Как называется последовательный перечень поколений людей одного рода с основными
сведениями о каждом из них. (Родословная);
5. Какие понятия родственников вы знаете? (Близкие и дальние родственники);
6. Назовите близких родственников. (Мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка);
7. Кто относится к дальним родственникам? (Дяди, тети, двоюродные братья и сестры,
прабабушки, прадедушки);
8. доскажи пропуски:
Меня зовут ___________________ . Я живу в городе ________ . Мой город расположен в
_______________ области. Годом рождения города считается _____ год. Моему городу
___ года. В городе протекает река _______ . В моём городе и районе много
достопримечательностей: ____________ музей, ____________ водопад, ---------- пещеры.
Главная площадь города – площадь ____________ .Я живу на улице ____________, в доме
№____. В нашей семье ___ человек, папа_______, мама________ …
9. В чём сила семейного рода?
а. в почтении и памяти предков
б. в дворянском происхождении рода
в. в наличии богатства
10. Что такое родословная?
а. перечень поколений одного рода
б. список членов одной семьи
в. свидетельство о рождении человека
11. Стране ничто не может угрожать и не страшны ей враги, если …
а. в семье растут сыновья
б. крепки отношения в семье
в. в семье любят говорить о подвигах
12. Что такое семейные реликвии?
а. документы, предметы, принадлежащие семье или роду и передающиеся по наследству
из поколения в поколение
б. денежные средства, переданные по завещанию

в. дуб, который посадил дед
13. Что значит для тебя семья?
Какое мнение верное?
а. если я знаю, что нужен родным, которые меня любят, и верю, что есть дом, где меня
ждут, - это и есть моя семья
б. моя семья – это там, где накормят, дадут деньги на всякие расходы и больше обо мне не
вспомнят
в. моя семья там, где мне весело, где много игрушек, компьютерных игр, где мне никто не
мешает отдыхать, и я ни за что не отвечаю.
Каждый правильный ответ оценивается в 2 балла.
Низкий уровень – 0–9 баллов
Средний уровень – 10-19 баллов
Высокий уровень – 20-26 баллов
Формы аттестации (контроля)
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей
программы «Я – моя семья, моя страна» применяются входящий, и итоговый виды
контроля.
Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного
года. Цель - определить исходный уровень знаний детей, определить формы и методы
работы. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы
оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: защита и
презентация мини –проекта «Мое родословное древо».
Методическое обеспечение общеразвивающей программы дополнительного образования
детей «Я- моя страна, моя семья».
Условия организации образовательного процесса
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические,
словесные);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественнотворческой деятельности детей (изобразительной, театрально-игровой, двигательной,
речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с
предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские объекты);
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного
материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр
упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
При реализации программы используются:

•
•
•
•
•
•
•

образовательные технологии:
развивающее обучение;
проблемное обучение;
исследовательские, проектные методы обучения;
технология игрового обучения;
обучение в сотрудничестве (групповая работа);
здоровье сберегающие технологии.

Модель организации образовательной деятельности:
- определяет последовательность, продолжительность деятельности детей,
сбалансированность ее видов, исходя из условий ОУ и содержания рабочей программы;
- обеспечивает целостность развития ребенка, преемственность задач, содержания,
методов, средств, форм организации воспитания и развития на каждой возрастной ступени
дошкольного периода детства;
- обеспечивает интегрированность содержания образования в формировании
коммуникативных, творческих, ценностно-ориентационных, познавательных и других
компетенций воспитанников;
- определяет структуру образовательного процесса (соотношение инвариантной и
вариативной части) обеспечивающего реализацию целей и задач рабочей программы;
- определяет объем образовательной нагрузки на ребенка с учетом требований органов
здравоохранения (ст. 51 Закона РФ «Об образовании»);
- предусматривает увеличение времени индивидуального общения педагога и ребенка в
диалоговых формах взаимодействия;
- не предусматривает жесткие требования к регламентации продвижения детей в
образовательном и временном пространстве.
Иллюстративный, наглядный, раздаточный, методический материал находится у педагога
и приносится по необходимости на каждое занятие в соответствии с темой занятия.
Методические материалы

Рекомендации для родителей
по составлению семейного
герба.
Герб – это эмблема, отличительный знак,
передаваемый по наследству. Герб
представляет собой особое
символическое изображение, состоящее
из гербового щита, и внешних
геральдических атрибутов. Как
известно, владельцем герба может быть
страна и город, корпорация
и профессиональное объединение,
частное лицо и, конечно же, - семья.
Именно семья является владельцем
фамильного герба.
Герб – это особый отличительный знак.
Он выделяет личность из толпы и
обозначает ее владения. И в то же время,
герб рода объединяет людей. Сквозь
расстояния и время.

Герб рода барона Аракчеева

Герб рода графов Румянцевых
Немецкое слово «герб» - «Herbe» - означает «наследство». В Средние века он передавался
из поколения в поколение как рисунок на щите.

При составлении герба надо соблюдать определенные правила:

Основные способы разделения щита на разноцветные части.
Щит может быть окрашен одним цветом. Если мы хотим использовать несколько цветов,
то щит нужно поделить, например, на две части: по вертикали, по горизонтали, по
диагонали.

•
•
•
•
•

-собака - верность и преданность;
-голубь - символизирует мир и чистоту;
-сокол - красоту, храбрость и ум;
-пчела – трудолюбие
-факел, раскрытая книга - символизируют знание
Девиз герба семьи (для примера)

•
•
•
•
•

«Где согласие, там и победа»,
«Семья – опора счастья»,
«Где любовь и совет, там горя нет»,
«Семья сильна, когда над ней крыша одна»,
«Семья в куче, не страшна и туча».

Этапы работы над проектом «Мое родословное древо», совместно с родителями
1.Подготовительный.
-Определение целей и задач проекта.
Цель проекта: Изучение истории своей семьи, составление родословного древа,
оформление родословной.
Задачи проекта: Систематизировать материал, оформить летопись, подготовить
творческий отчет.
-Определение объектов изучения.
-Определение круга людей, которые смогут помочь в выполнении задания.
-Найти в интернете и литературе правила составления родословной, выбрать подходящее
для себя.
-Сделать «заготовку» семейного древа (рисунок на ватмане)
2.Исследовательский.
Деятельность, связанная со сбором, проверкой информации из различных источников:
-общение с людьми как источником информации;
-сбор возможных документов и материалов, систематизация их в хронологической
последовательности;

-изучение истории семьи;
-ознакомление с особенностями национального характера, костюмами, предметами быта.
3.Продуктивный.
-Разработка собственных моделей семьи.
-Составление семейного древа.
4.Заключительный.
-Обобщение результатов и оценка качества работы.
-Создание альбома или оформление экспозиции родословных.
5.Защита проекта. Выступление.

Список литературы
для детей и педагога:
1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль, 2003 г.
2. М.Л.Бородина, Т.С.Харламова и др. Патриотическое воспитание. Иркутск , 2017- 217 с.
3. Братющенко Е.В. К летописи Нижнеудинска (Историко – библиографический и
краеведческий обзор) Самиздат.- Нижнеудинск, 2007 - 280 с.
4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М.,
1978 г.
5. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому
воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительные группы). –М.: ВАКО,
2005.- 240 с.
6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. –
М., 1981 г.
7. Золотова Е.И. Знакомим дошкольника с миром животных. – М., 1982 г.
8. Карнаухов В.Н. От Удинской землицы до земли Нижнеудинской. Красноярск, 2015 -428 с.
9. Мир природы и ребенок. – СПб., 1998 г.
10. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1994 г.
11. Николаева С.М. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996 г.
12. Мариничева О.В., Н.В.Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 2002
13. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под
ред.О.В.Дыбиной – М.,2005
14. Протасова Н.И. Очерки о Нижнеудинске – Иркутск: Изд-во «Макаров С.Е.», 2000.-244 с.
 Большая детская энциклопедия / пер. Ким А.И., Делевин В.В. – М.: «Росмэн»,2003.
 Барков А.С. Зоология в картинках. – М.: «Росмэн»,1999.
 Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: науч.поп. изд. для детей. – М.: ООО
«Изд-во «Росмэн-пресс»,2001.
 Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ. Под ред. В. Иген и Н. Чемпиона; Пер.
с англ. А.А. Бряндинской. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.
 Мир вокруг нас/ пер. с англ. Ю.Р. Соколова. – М.:ООО «Издательство Астрель»:
ООО «Изд. АСТ», 2001.
Интернет-ресурсы
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал)
http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия).
http://www.virtan.ru (Природа России).
http://www.mycicerone.ru(сайт по краеведению России).
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайт виртуальных экскурсий)
http://www.ru-regions.ru/(Информационный портал «Знакомство с Россией»).
http://russia-karta.ru (Электронная карта России).
http://azbukivedi-istoria.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 ЦОР «Живая
родословная»
http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya/ Как составить
родословную
http://geno.ru/news/7771/ Программа «Российские династии»
http://www.excurs.ru/pravila.htm Основные правила геральдики
http://redirina.ucoz.ru/ Сайт-проект «Фамильный герб»

Календарно – тематический план
№

по программе «Я- моя страна, моя семья»
2022-2023 уч.год
Группа
Группа
Название раздела, тема раздела,
№
1,
№
2
№ 6, № 7
тема занятия

3
4
5
6

1. Вводное занятие- 2 час
Инструктаж по ТБ. Стартовая
диагностика
Что изучает краеведение.
2. Я – Россиянин – 21час
Что я знаю о России?
Что я знаю об Иркутской области?
Озеро Байкал-жемчужина Сибири.
Легенды Байкала

7

1
2

понедельник

вторник

05.09.22

06.09.22

12.09.22

13.09.22

Группа
№3,№4,№5
четверг

01.09.22
08.09.22

19.09.22
26.09.22
03.10.22
10.10.22

20.09.22
27.09.22
04.10.22
11.10.22

15.09.22
22.09.22
29.09.22
06.10.22

Нерпа – млекопитающее о. Байкал

17.10.22

18.10.22

13.10.22

8

Эндемики озера

24.10.22

25.10.22

20.10.22

9
10

Заповедные места Прибайкалья
История моего города

07.11.22
14.11.22

08.11.22
15.11.22

27.10.22
10.11.22

21.11.22
28.11.22
05.12.22
12.12.22
19.12.22
26.12.22
09.01.23

22.11.22
29.11.22
06.12.22
13.12.22
20.12.22
27.12.22
10.01.23

17.11.22
24.11.22
01.12.22
08.12.22
15.12.22
22.12.22
29.12.22

16.01.23

17.01.23

12.01.23

23.01.23

24.01.23

19.01.23

30.01.23

31.01.23

26.01.23

06.02.23
13.02.23
20.02.23

07.02.23

02.02.23
09.02.23
16.02.23

Улицы города.
11
«Город моей мечты»
12
13-14 Экскурсия в краеведческий музей
15-16 Достопримечательности нашего
города
Природа Нижнеудинского района
17
Зелёные лёгкие.
Природа Нижнеудинского района
18
Животный мир.
Природа Нижнеудинского района
19
растительный мир.
Красная книга Нижнеудинского
20
района
Заповедная страна –Тофалария.
21
22-23 Экскурсия в краеведческий музей
(просмотр экспозиции по Тофаларии)
3. Я и моя семья- 12 часов

14.02.23
21.02.21

24
25
26
27
28
29
30
31
32
33-34
35
36

Что такое генеалогия?
Что в имени твоём?
Историческое прошлое семьи.
Дом, в котором я живу.
В мире профессий.
Семейные обязанности и традиции
Герб моей семьи.
Семейный альбом.
Семейные реликвии.
Мини - проект «Мое родословное
древо»
Мой детский сад.
4.Обобщающее занятие - 1
Итоговая аттестация.
Всего часов:

27.02.23
06.03.23
13.03.23
20.03.23
27.03.23
03.04.23
10.04.23
17.04.23
24.04.23
08.05.23
15.05.23
22.05.23

28.02.23
07.03.23
14.03.23
21.03.23
28.03.23
04.04.23
11.04.23
18.04.23
25.04.23
02.05.23
16.05.23
23.05.23

02.03.23
09.03.23
16.03.23
23.03.23
30.03.23
06.04.23
13.04.23
20.04.23
27.04.23
04.05.23
11.05.23
18.05.23

29.05.23
36 ч.

30.05.23

25.05.23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».