Шахматы. Первые шаги

Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для шахматного кружка, работающего на базе
дошкольного учреждения и рассчитана на один год. Программа реализует
общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования на основе Программы «Шахматы, первый год»,
автор И.Г. Сухин. Программа «Шахматы. Первые шаги» - программа физкультурноспортивной направленности.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию
содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах
познавательной деятельности и обусловлена такими причинами, как рост нервноэмоциональных перегрузок, увеличение числа педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности
ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных
качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений,
поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость,
осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это
же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным
потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения
мобилизовать, и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку,
распознавать ложь и правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому
себе. Шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с
этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребёнка
позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы
являются большой школой творчества для детей, это уникальный инструмент развития их
творческого мышления.
Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы,
выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование
занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических
сказок и т.д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать
в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей не
коммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного
самовыражения и самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребёнок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали
профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную
направленность. Поэтому развитие личности ребёнка происходит через шахматную игру в
её спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в
обществе качеств: целеустремлённость, волю, выносливость, терпение, способность к
концентрации внимания, смелость, расчёт, умение быстро и правильно принимать
решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы
науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем
другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в
шахматах любое поражение и извлечённые из него уроки способны создать у ребёнка
сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по
таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся

популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и
многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более
серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в
любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное эффективное средство их умственного развития, приобретения навыков
формирования внутреннего плана действий – способности действовать в уме. Игра в
шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического
мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремлённость. Ребёнок,
обучающийся этой игре, становится собраннее, самокритичнее, привыкает
самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Экспериментально же было подтверждено, что дети, вовлечённые в волшебный мир
шахмат, лучше успевают в школе, занятия шахматами положительно влияют на
совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как
восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на
первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени
способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат
так: «Разумом одерживать победу». Шахматная игра развивает такой комплекс
важнейших качеств, что с давних пор приобрела особую социальную значимость – это
один из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных
человечеством.
В дошкольном детстве происходят радикальные изменения: на первый план
выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению психики старших дошкольников и наиболее полному раскрытию
способностей детей.
Занятия в кружке позволяют реализовать многие позитивные идеи
— сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.
Эмоциональная мотивация в обучении шахматам является главной отличительной
особенностью данной программы в сравнении с программами, разработанными для
ребят среднего и старшего возраста.
Адресат программы. Возраст детей, занимающихся по программе 5-7 лет
(подготовительные группы детского сада).
Срок освоения программы – 1 учебный год.
Форма обучения - очная.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной,
ориентированной на обучение детей старшего дошкольного возраста. Количество детей в
группе – 15 человек. Группа подразделяется на три звена (по 5 человек в каждом). Занятия
проводятся на базе детского сада один раз в неделю по звеньям. Продолжительность
занятия 30 минут для каждого звена. Основные формы работы на занятии:
индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс
по обучению игре в шахматы максимально доступен детям-дошкольникам. Стержневым
моментом занятий кружка становится деятельность самих учащихся, когда они
наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
Основная цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального
развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного
досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся
(коммуникативных, интеллектуальных, социальных);

1. Развитие творческих способностей:
- развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.
2. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:
- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие,
выдержку, усидчивость, собранность, волю;
- уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий.
- воспитание умения вести себя в группе во время движения,
-формирование чувства такта, культурных привычек в процессе общения между детьми и
взрослыми.
3. Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в
школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.
• формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактнологического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения
производить логические операции);
• воспитание потребности в здоровом образе жизни.
1. Развитие и тренировка психических процессов:
- Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей
деятельности; развитие логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания,
памяти; Привитие кружковцам интереса к шахматной игре.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.
2. Развитие познавательных интересов
- изучение основ шахматной игры,
- расширение кругозора;
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
Основой организации работы с детьми в данной программе является система
дидактических принципов:
• принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
• принцип активной включенности каждого ребёнка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
• принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды,
обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса
• принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим
темпом;
• принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор
и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми
собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план
действий, развивать пространственное воображение, целеустремлённость, настойчивость
в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за
них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребёнка проходит через ряд этапов от
репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого

применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых
стереотипов.
• На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски,
обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
• Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие
чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции – мотив – идея –
расчёт – ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении
дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций
миттельшпиля и эндшпиля.
• На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для
совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление
позиций, предусматривающих определённые тактические удары, мат в определенное
количество ходов и т.д.).
Основные формы и средства обучения:
• Практическая игра.
• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
• Участие в турнирах и соревнованиях.

Планируемые результаты
К концу учебного года дети должны
знать:
• шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнёры, начальное положение, белые, чёрные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры.
уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без
нарушений правил шахматного кодекса;
• правильно помещать шахматную доску между партнёрами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• ставить мат;
• решать элементарные задачи на мат в один ход.
Результаты образовательной деятельности:
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие
коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые
упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную
партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение
применять их на практике.

Учебный план
№

1.

1.1.

1.2.

1.3.

2.

2.1.

2.2.

2.3.

2.4.
2.5.

2.6.

2.7.
2.8.
2.9.

2.10.
2.11.
2.12.

2.13.
2.14.

2.15.

Наименование
тем.

разделов,

Вводное занятие. Знакомство с
шахматной игрой. Доска. Линии.
Диагонали. Фигуры. Начальное
положение.
Шахматная доска. Расположение.
Горизонтальная линия.
Вертикальная линия. Диагональ.
Шахматные фигуры. Белые и
черные. Ладья, слон, ферзь, конь,
пешка, король.
Начальное положение.
Расстановка фигур перед
шахматной партией.
Знакомство с шахматными
фигурами. Ходы фигур, взятие.
Закрепление материала на
игровых упражнениях и
заданиях.
Ладья. Место ладьи в начальном
положении. Ход. Ход ладьи.
Взятие.
Ладья. Дидактические задания и
игры. Игра на фрагментах
шахматной доски.
8 мирных ладей. Игра на
фрагментах шахматной доски.
Игра на уничтожение.
Слон. Ход слона, взятие.
Слон. Дидактические игры.
Дидактические задания. Игры на
фрагментах шахматной доски.
Слон. Дидактические игры. Дидактические задания. 8 мирных
слонов. Игры на фрагментах
шахматной доски.
Ферзь. Ход ферзя. Взятие. Пять
мирных ферзей.
Ферзь. Дидактические игры.
Дидактические задания.
Ферзь. Игры на фрагментах
шахматной доски. Игра на
уничтожение.
Конь. Ход. Взятие.
Дидактические задания и игры.
Конь. Дидактические задания.
Конь. Игра на фрагментах
шахматной доски. Игра на
уничтожение.
Игра всеми фигурами (кроме
короля) на уничтожение.
Пешки. Ход. Взятие.
Превращение. Дидактические
задания и игры.
Игра на фрагментах шахматной
доски. Дидактические задания.

Количество часов

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации

всего

теория

практика

3

1

2

1

0,5

0,5

Контрольные задания

1

-

1

Контрольные задания

1

0,5

0,5

Контрольные задания

18

3

15

1

0,5

0,5

1

-

1

1

-

1

Контрольные задания

1
1

0,5
-

0,5
1

Контрольные задания

1

-

1

Контрольные задания

1

0,5

0,5

Контрольные задания

1

-

1

1

-

1

1

0,5

0,5

1
1

-

1
1

1

-

1

1

0,5

0,5

1

-

1

Контрольные задания

2.16.
2.17.
2.18.

3
3.1.

3.2.
3.3.
3.4.

4.
4.1.

4.2.

4.3.
5.

6.

7.
8.
9.

10.

11.

12.
ИТОГО

«Пешечный бой».
Дидактические задания.
Король. Ход. Взятие.
Дидактические задания и игры.
Король. Дидактические задания и
игры. Игра на фрагментах
шахматной доски. Игра на
уничтожение.
Шах.
Шах ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой. Защита от шаха.
Дидактические задания.
Дидактические задания. Двойной
удар.
Игра на фрагментах шахматной
доски. Двойной удар.
Игра на фрагментах шахматной
доски. Двойной удар. Игра всеми
фигурами до первого шаха.
Мат.
Мат. Объяснение. Цель игры.
Мат ферзем, ладьей, слоном,
конем, пешкой.
Мат в один ход. Мат в один ход
ферзем, ладьей, слоном, конем,
пешкой (простые примеры). Игра
на фрагментах шахматных досок.
Игра на фрагментах шахматных
досок.
НИЧЬЯ, ПАТ. Отличие пата от
мата. Варианты ничьей. Примеры
на пат. Игра на фрагментах
шахматной доски.
РОКИРОВКА.
Длинная
и
короткая рокировка. Правила
рокировки. Ценность фигур.
Ценность фигур.
Детский мат.
Матование одинокого короля.
Король и 2 ладьи против одного
короля.
Матование одинокого короля.
Король и ферзь против одного
короля.
Матование одинокого короля.
Король и ладья против одного
короля.
Турнир на первенство города
среди дошкольников.

1

-

1

1

0,5

0,5

1

-

1

4
1

1
0,5

3
0,5

1

0,5

0,5

1

-

1

1

-

1

3
1

1
1

2
-

1

-

1

1

-

1

1

1

-

1

1

-

1
1
1

1
1
0,5

0,5

Контрольная игра

1

0,5

0,5

Контрольная игра

1

0,5

0,5

Контрольная игра

1

-

1

36

11,5

24,5

Контрольные задания

Контрольные задания

Квалификационный
турнир

Содержание программы:
Один год обучения (36 часов из расчета 1 час в неделю)
1. Шахматная доска. Шахматная доска, белые и чёрные поля, горизонталь, вертикаль,
диагональ, центр.
Дидактические игры и задания

• "Горизонталь". Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных линий
шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
• "Вертикаль". То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной
доски.
• "Диагональ". То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
2. Шахматные фигуры. Белые, чёрные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король.
Дидактические игры и задания
• "Волшебный мешочек". В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные
фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
• "Угадайка". Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
• "Секретная фигура". Все фигуры стоят на столе учителя в один ряд, дети по очереди
называют все шахматные фигуры, кроме "секретной", которая выбирается заранее; вместо
названия этой фигуры надо сказать: "Секрет".
• "Угадай". Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются
угадать, какая фигура загадана.
• "Что общего?" Педагог берет две шахматные фигуры и спрашивает учеников, чем они
похожи друг на друга. Чем отличаются? (Цветом, формой.)
• "Большая и маленькая". На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую
фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
3. Начальная расстановка фигур. Начальное положение (начальная позиция);
расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило "ферзь любит свой цвет";
связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур.
Дидактические игры и задания
• "Мешочек". Ученики по одной вынимают из мешочка шахматные фигуры и постепенно
расставляют начальную позицию.
• "Да и нет". Педагог берет две шахматные фигурки и спрашивает детей, стоят ли эти
фигуры рядом в начальном положении.
• "Мяч". Педагог произносит какую-нибудь фразу о начальном положении, к примеру:
"Ладья стоит в углу", и бросает мяч кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.
4. Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра "на уничтожение",
белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество,
лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
превращение пешки.
Дидактические игры и задания
• "Игра на уничтожение" – важнейшая игра курса. У ребёнка формируется внутренний
план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и др. Педагог
играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против фигуры).
Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.
• "Один в поле воин". Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, расположенные на
шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (чёрные фигуры считаются
заколдованными, недвижимыми).
• "Лабиринт". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не
становясь на "заминированные" поля и не перепрыгивая их.
• "Перехитри часовых". Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной
доски, не становясь на "заминированные" поля и на поля, находящиеся под ударом
чёрных фигур.
• "Сними часовых". Белая фигура должна побить все черные фигуры, избирается такой
маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под
ударом чёрных фигур.

• "Кратчайший путь". За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определённой клетки шахматной доски.
• "Захват контрольного поля". Игра фигурой против фигуры ведется не с целью уничтоже
ния, а с целью установить свою фигуру на определенное поле. При этом запрещается
ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
• "Защита контрольного поля". Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре обеих
сторон не имеет победителя.
• "Атака неприятельской фигуры". Белая фигура должна за один ход напасть на чёрную
фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
• "Двойной удар". Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.
• "Взятие". Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить
незащищённую фигуру.
• "Защита". Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
• "Выиграй фигуру". Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе чёрных
они проиграли одну из своих фигур.
• "Ограничение подвижности". Это разновидность "игры на уничтожение", но с
"заминированными" полями. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.
5. Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая
рокировка и её правила.
Дидактические игры и задания
• "Шах или не шах". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
стоит ли король под шахом или нет.
• "Дай шах". Требуется объявить шах неприятельскому королю.
• "Пять шахов". Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю.
• "Защита от шаха". Белый король должен защититься от шаха.
• "Мат или не мат". Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить:
дан ли мат чёрному королю.
• "Первый шах". Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает
тот, кто объявит первый шах.
• "Рокировка". Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных
случаях.
6. Ценность фигур.
7. Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о том, как
начинать шахматную партию. Детский мат.
Дидактические игры и задания
• "Два хода". Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он
играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.
8. Матование одинокого короля. Король и 2 ладьи против одного короля.
• Закрепление на практике.
9. Матование одинокого короля. Король и ферзь против одного короля.
• Закрепление на практике.
10. Матование одинокого короля. Король и ладья против одного короля.
• Закрепление на практике.
11. Турнир на первенство города среди дошкольников.

Календарно-тематический план
на 2022-23 учебный год
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы: 36 учебных
часа для каждого учащегося.
Изучение ходов фигур, закрепление материала на игровых упражнениях и заданиях –

18 занятий (теория + практика).
Шах – 4 занятия.
Мат – 3 занятия.
Пат – 1 занятие.
Рокировка – 1 занятие.
Ценность фигур – 1 занятие.
Игра всеми фигурами из начального положения. Детский мат – 1 занятие.
Матование одинокого короля. Король и 2 ладьи против одного короля – 1 занятие.
Матование одинокого короля. Король и ферзь против одного короля – 1 занятие.
Матование одинокого короля. Король и ладья против одного короля – 1 занятие.
Участие в соревнованиях – по индивидуальным планам.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8

Количество
занятий

Тема

Шахматная доска. Линии. Диагонали.
Названия фигур.
Начальная позиция.
Ладья. Ход. Взятие.
Слон. Ход. Взятие.
Ферзь. Ход. Взятие.
Конь. Ход. Взятие. Особенности хода коня.
Пешка. Ход. Взятие. Особенности хода пешки.
Превращение.
9 Король. Ход. Взятие. Особенности хода
короля.
10 Шах.
11 Мат.
12 Пат.
13 Рокировка.
14 Ценность фигур.
15 Детский мат.
16 Матование одинокого короля. Король и 2
ладьи против одного короля.
17 Матование одинокого короля. Король и ферзь
против одного короля.
18 Матование одинокого короля. Король и ладья
против одного короля.
19. Турнир
на
первенство
города
среди
дошкольников.

1 час
1 час
1 час
3 часа
3 часа
3 часа
4 часа
3 часа

Сроки проведения
занятий
5-9 сентября
12-16 сентября
19-23 сентября
26 сентября-14 октября
17 октября-4 ноября
7 ноября-25 ноября
28 ноября-23 декабря
26 декабря-20 января

2 часа

23 января-3 февраля

4 часа
3 часа
1 час
1 час
1 час
1 час
1 час

6 февраля-3 марта
6 марта-24 марта
27 марта-31 марта
3-7 апреля
10-14 апреля
17-22 апреля
24-28 апреля

1 час

1-5 мая

1 час

8-12 мая
с 15 мая
Итого: 36 часов

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел/месяц
1. Шахматная доска. Фигуры. Начальная
позиция.
2. Шахматные фигуры. Ладья.
Слон.
Ферзь.
Конь.

IX
3
1

X

2
2

XI

XII

1
3
1

3

I

II

III

IV

V

Пешка.
Король.
3. Шах.
4. Мат.
5. Пат.
6. Рокировка.
7. Ценность фигур.
8. Детский мат.
9. Матование одинокого короля. Король и
две ладьи против короля.
10. Матование одинокого короля. Король и
ферзь против короля.
11. Матование одинокого короля. Король и
ладья против короля.
12. Турнир на первенство города среди
дошкольников
ИТОГО

1

2
1

1
3

1
3
1
1
1
1
1
1
1
1
36 ч.

Оценочные материалы и формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют
контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации.
Это даёт возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет
строить для каждого ребёнка его индивидуальный путь развития. На основе полученной
информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль
эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений,
с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные
испытания проводятся в соревновательной обстановке. Итоговая аттестация – это
результат участия ребёнка в турнире на первенство города среди дошкольников.

Методические материалы
Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской,
фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с
ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах
доски. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
стихи, сказки о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является
деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске,
сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают
свои первые шаги на шахматной доске.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы-задачи для
самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной
доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не
только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об её игровых
возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются занимательные
рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Условия реализации программы

Занятия по программе «Шахматы. Первые шаги» проходят на базах детских садов
№ 11, 13 и 208 с детьми подготовительных к школе групп. В распоряжении педагога
имеются учебные кабинеты, оборудованные необходимой мебелью, соответствующей
возрасту детей, шкафом для хранения игрового оборудования.
Материально-техническое обеспечение
• шахматные доски с набором шахматных фигур
• демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур
• шахматные часы
• шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
• мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»
• двухцветные кубики для составления линий шахматной доски.
Кадровое обеспечение. Занятия по данной программе должен проводить педагог
дополнительного образования, обладающий спортивной квалификацией по шахматам не
ниже 1 разряда. Программу реализует педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории - кандидат в мастера спорта по шахматам Кривонос
Николай Анатольевич.

Список литературы:
1. Авербах Ю., М. Бейлин; «Путешествие в шахматное королевство», Москва, 1988 г.
2. Гайштут А. «Путешествие по шахматной доске», Москва, 1995 г.
3. Гришин В. «Малыши играют в шахматы», Москва. 1983 г.
4. Губницкий С., Хануков М., Шедей С. «Полный курс шахмат», Харьков, 1999 г.
5. Зак В., Длуголенский Я. «Я играю в шахматы», Санкт-Петербург, 1994 г.
6. Казак А. «Маленьким о шахматах», Москва, 1991 г.
7. Садовяну М. «Приключения шахмат», Бухарест, 1983 г.
8. Сухин И. «Удивительные приключения в Шахматной стране», Москва, 1991 г.
9. Сухин И. «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет», Москва, 1994 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».