Шахматы. Разрядники

Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для шахматного кружка, работающего на базе
Дома детского творчества и рассчитана на две разрядные группы. Программа реализует
физкультурно-спортивную направленность в игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дополнительного образования на основе программ, разработанных авторами: Голенищевым В.Е. [7]; Губницким С.Б., Хануковым М.Г., Шедеем С.А. [12]; Чеховым В.А., Архиповым С.Н., Комляковым В.И. [25]; а также типовой программы Министерства просвещения СССР / раздел «Шахматы» под ред. Костьева А.Н.; Москва, Просвещение, 1986 г.
[30]
«Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов» заслуженного тренера
РСФСР В. Голенищева, впервые изданная в 1969 году, до сих пор сохраняет большую методическую ценность и с успехом применяется в шахматной педагогике, причём не только
в детской и юношеской аудитории. Программа С. Губницкого, М. Ханукова и С. Шедея
подготовлена международными мастерами, тренерами высшей категории, воспитавшими
плеяду гроссмейстеров и мастеров, сотни спортсменов-разрядников. Авторская «Программа подготовки шахматистов IV - II разрядов» Чехова В., Архипова С., Комлякова В., изданная в 2007 году, рассчитана на два года обучения. Авторы программы, международные
гроссмейстеры и опытные тренеры, опираясь на труды известных педагогов и собственные наработки, предлагают универсальную формулу обучения: достижение уровня «беззевкового барьера» через большой объём практических занятий. Программы по шахматам
для внешкольных учреждений и ДЮСШ, подготовленные А. Костьевым, в свою очередь,
были утверждены Министерством просвещения СССР и Спорткомитетом СССР и на протяжении многих лет использовались как основное методическое пособие педагогами дополнительного образования. Автор – кандидат педагогических наук, секретарь комиссии
«Шахматы и образование» Европейского шахматного союза.
Актуальность данной Программы состоит в том, что она направлена на организацию
содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах
познавательной деятельности и обусловлена такими причинами, как рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение числа педагогически запущенных детей.
Занятия в кружке позволяют реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение
эмоциональным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Эмоциональная мотивация
в обучении шахматам является главной отличительной особенностью данной программы. Важными особенностями предлагаемой дополнительной общеразвивающей программы (далее Программы) в сравнении с программами В. Голенищева, А. Костьева является
относительная простота и увеличение сроков реализации.
В центре современной концепции дополнительного образования лежит идея развития
личности ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в
шахматы. Шахматы оказывают значительное влияние на развитие когнитивных способностей. Этот вопрос неоднократно исследовался в психологических и педагогических научных работах. Способности к аналитике, планированию и быстрому мышлению требуются во всех сферах знаний, но довольно неэффективно развиваются «классическими»
предметами. Многие педагоги жалуются на устаревшие программы, предполагающие запоминание большого количества и без того легкодоступной информации в ущерб умению
самостоятельно и эффективно с ней работать.
Кандидат педагогических наук, руководитель проекта «Шахматный всеобуч России»
А.Н. Костьев пишет: «Современный мир вступает в эру цифровых технологий, и мы должны готовить детей к этому переходу. Сейчас надо учить не накапливать знания, а уметь
ими оперировать, решать нестандартным путём проблемные ситуации. Всему этому можно научить, погружая детей в шахматную игру».

Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же
самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать,
и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и
правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой
творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребенка происходит через шахматную игру в ее спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремленность, волю, выносливость,
терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчет, умение быстро и правильно принимать решения в меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе
также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в
мотивации, а в шахматах любое поражение и извлеченные из него уроки способны создать
у ребенка сильнейшую мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по
таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся все более серьезным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремлённость. Ребёнок, обучающийся этой игре, становится
собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что
дети, вовлеченные в мир шахмат, лучше успевают в школе. Увлечение игрой положительно влияет на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств,
как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого
управления поведением. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат так: «Разумом
одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств,
что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один из лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
Срок освоения программы – 3 учебных года. Форма обучения – очная.
Адресат программы. Возраст детей, занимающихся по программе: 7-12 лет. Данная
Программа рассчитана на детей, прошедших курс начального обучения в дошкольных учреждениях по программе «Шахматы. Первые шаги» либо по иным программам и усвоивших основы теоретических знаний, имеющих практические навыки. Под основами теоретических знаний предполагается умение: играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; правильно помещать шахматную доску между партнёрами; правильно расставлять фигуры перед игрой;
рокировать; объявлять шах; ставить мат. Под практическими навыками понимается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца.

Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой, ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся на базе Дома детского творчества два раза в неделю. Количество детей в группе: от 8 до 10 человек в зависимости от
шахматной квалификации. Продолжительность занятия: от одного до двух часов. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что предлагаемый
курс по обучению игре в шахматы максимально доступен детям младшего школьного
возраста. Стержневым моментом занятий кружка становится деятельность самих
учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают
выводы, выясняют закономерности.
Цели и задачи программы. Основная цель данной программы: создание условий для
личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и
организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Развивающие задачи программы:
• формирование и развитие ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
• развитие у детей творческих способностей, формирование универсальных свойств и способов мыслительной деятельности, в том числе абстрактно-логического мышления, умения производить логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), изобретательности, воображения, фантазии, формирование системного и конкретного мышления,
развитие долговременной и оперативной памяти, внимания.
1. Активизация нравственно-коммуникативных качеств личности:
- объективности, самостоятельности, настойчивости, спокойствия, выдержки, усидчивости, собранности, воли.
2. Подготовка ребёнка к школе. Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в
школе точные науки и быстрее делают домашнее задание.
3. Развитие и тренировка психических процессов:
- формирование навыков запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей
деятельности; развитие логического мышления, ориентировки на плоскости.
- развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.
4. Расширение познавательных интересов
Воспитательные задачи:
- формирование активной социальной позиции, умения рационально организовать свободное от учебной деятельности время, готовности к внутреннему самоусовершенствованию,
к самореализации себя в жизни;
- формирование адекватной самооценки, самообладания, выдержки, воспитание уважения
к чужому мнению;
- воспитание волевых качеств личности: умение сосредоточиться в игре, стойкости характера, уверенности в своих силах, самоконтроля;
- формирование чувства такта, культурных привычек в процессе общения между детьми и
взрослыми, культуры поведения по отношению к соперникам и товарищам по команде;
- воспитание эмоционального отношения к эстетической стороне шахматного искусства.
- воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Основные обучающие задачи настоящей программы:
Программа нацелена на развитие и закрепление ряда специальных качеств, необходимых для совершенствования шахматного мастерства. Для учащихся, преодолевших планку первого и второго юношеских разрядов, актуальны такие параметры, как развитое профилактическое мышление, скорость интеллектуальной реакции, способность к длительной
концентрации внимания, навыки эвристического мышления.
С учётом этих приоритетов, в процессе обучения решаются следующие задачи:

- закрепление основных правил и понятий шахматной игры, сведений об истории происхождения шахмат;
- формирование специальных и общеучебных умений;
- умение доводить шахматную партию от начала до конца, находить при этом кратчайший
путь к победе;
- умение решать шахматные комбинации и задачи;
- умение объяснить употребляемые шахматные термины;
- умение пользоваться шахматной литературой (теоретическими справочниками, турнирными сборниками).
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
• Принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
• Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
• Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного
материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
• принцип минимакса - обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим
темпом;
• принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор
и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах
организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и
личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого
интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение, целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребёнка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
• На первом этапе знакомства с новым знанием преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы.
• Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт ход. Продуктивный метод играет большую роль при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
• При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребёнок проделывает самостоятельно.
• На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определённые тактические удары, мат в определённое количество ходов и
т.д.).

• Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое
их осмысление помогает ребёнку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей
в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
• Практическая игра.
• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• Теоретические занятия, шахматные игры;
• Участие в турнирах и соревнованиях, сеансах одновременной игры.
На занятии могут быть использованы различные средства обучения: словесные, наглядные, практические. Выбор формы для каждого конкретного занятия определяется возможностью создать условия для инициативы и самостоятельной работы учащихся, что является рациональным зерном всей методики.
Авторы «Программы подготовки шахматистов IV - II разрядов» Чехов В., Архипов С.,
Комляков В., считают, что на этом этапе обучения практике должно отводиться примерно
70-75% всего учебного времени и 30-60 минут самостоятельной игры в те дни, когда занятий нет. Но зачастую юные шахматисты, выполнившие норму III и II разрядов, не обладают теоретической базой, соответствующей выполненным разрядам. Некоторые юные шахматисты занимаются в нескольких кружках и секциях. Как следствие, эти дети перегружены поступающей информацией, пассивны, не проявляют самостоятельности.
Поэтому, в Программе значительное внимание уделено теоретическим знаниям: дебютам, изучению типовых позиций миттельшпиля, разбору и анализу сыгранных партий.
Появление компьютеров и многочисленных обучающих и аналитических шахматных
программ сильно расширило возможности самосовершенствования. Однако для того чтобы обучение детей было эффективным и давало быстрые и надёжные результаты необходимо иметь стройную систему подготовки. Последовательность преподавания шахматного материала, его сложность, количество часов, отведённых на каждую тему, проверка усвоения материала учениками, их умение применять свои знания на практике, соотношение
теории и практики на разных этапах совершенствования – вот главные моменты системы
обучения.
Данная Программа вполне доступна юным шахматистам и позволяет в игровой форме
изучать шахматную культуру, вовлекаясь в волшебный мир шахмат. Юные шахматисты
выполняют спортивные разряды, становятся победителями и призёрами соревнований
разного уровня. В шахматных соревнованиях, в решении тестов, конкурсах решения задач
и этюдов имеется возможность определять результативность, степень реализации данной
Программы.

Основные характеристики программы
Группа второго юношеского разряда
1-й год обучения
Объём и содержание программы
Один год обучения (144 часов из расчета 4 часа в неделю)
1. Шахматная нотация. Дидактические игры и задания:
• «Шахматное лото». Играющие заполняют свою карту, опознавая позиции, которые предлагает преподаватель и называя в каждой позиции ход ведущий к мату с помощью шахматной нотации.
• Пройти конём от одного поля шахматной доски до другого за наименьшее число ходов и
записать маршрут.

• Показать на доске поля, названные преподавателем (вариант: определить цвет названных
полей, не глядя на доску)
• Выполнить заданные перемещения фигур по доске, записывая маршрут в тетрадь.
2. Мат. Повторение и закрепление темы.
Дидактические задания:
• Решение учебных позиций с заданием мат в 1 ход.
• Решение позиций на определение отличия мата от шаха.
3. Пат. Повторение и закрепление темы.
Дидактические игры и задания:
• Решение позиций с необходимостью определить результат закончившейся партии (шах,
мат или пат).
• Решение позиций на тему «бешенной фигуры».
• «Мяч». Педагог определяет позицию на доске как «шах», «мат» или «пат» и бросает мяч
кому-то из учеников. Если утверждение верно, то мяч следует поймать.
4. Матование одинокого короля. Мат двумя ладьями. Линейный мат. Объяснение методики матования одинокого короля.
Дидактические игры и задания
• Игра на время. Цель загнать короля соперника в матовую ситуацию.
• Решение задач на тему «мат в 2 хода» с соотношением сил «король и 2 ладьи против короля».
5. Матование одинокого короля. Мат ферзем. Объяснение методики матования одинокого
короля.
Дидактические игры и задания
• Игра на время. Цель загнать короля соперника в матовую ситуацию.
• Решение задач на тему «мат в 2 хода» с соотношением сил «король и ферзь против короля».
6. Матование одинокого короля. Мат ладьёй. Объяснение методики матования одинокого
короля.
• Игра на время. Цель загнать короля соперника в матовую ситуацию.
• Решение задач на тему «мат в 2 хода» с соотношением сил «король и ладья против короля».
7. Разбор поучительных партий. Дебютные ловушки.
• Разбор коротких партий, содержащих дебютные ловушки с элементами «угадывания ходов».
8. Нападение.
Дидактические игры и задания:
• Практикум на тему «Нападение». Учащиеся находят нападение на заданную фигуру.
• «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе чёрных
соперник проиграл одну из своих фигур.
• «Поддавки». Учащиеся проводят мини-турнир по» поддавкам для закрепления тактического зрения, умения видеть нападение на фигуры.
• «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы, он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя своими ходами.
9. Защита от нападения.
Дидактические задания:
• «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
• Учащиеся должны выявить нападение на фигуру либо шах (частный случай нападения) и
найти защиту от нападения на фигуру. В случае если защита возможна разными способами, выбрать лучший.
10. Необычный урок. «Легальность позиции».
Дидактические игры и задания:

• Решение нестандартных задач.
11. Двойной удар
Дидактические задания
• Решение предлагаемых позиций на тему «двойной удар». Сначала предлагаются элементарные позиции на пустой доске (например, «ферзь против двух пешек»), далее предлагаются фрагменты реальных партий.
12. Некоторые случаи защиты от двойного удара.
Дидактические задания:
• Практикум на решение учебных позиций с заданием «Найти защиту от двойного удара».
К концу первого года занятий по данной программе дети должны знать и уметь
реализовать в практической партии:
• шахматную нотацию;
• механизм нападения на фигуры (в том числе «открытого нападения»);
• тактический приём «двойной удар»;
• простейшие дебютные ловушки и профилактические меры против этих ловушек;
К концу первого учебного года занятий по данной программе дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске, уметь записать партию от первого до последнего
хода;
• уверенно поставить мат одинокому королю при большом количестве фигур, при соотношении король против ладьи и ферзя, двух ладей, ферзя, ладьи;
• осуществлять приём «двойной удар» (при возможности) и находить защиту от двойного
нападения в случае необходимости;
• осуществлять осмысленное нападение на фигуры и при необходимости находить защиту
от нападения;
• решать элементарные задачи на мат в два-три хода.
Результаты образовательной деятельности:
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается выполнение норматива первого юношеского разряда, что предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на
практике.
Группа первого юношеского разряда
2-й год обучения
Объём и содержание программы
Один год обучения (144 часов из расчета 4 часа в неделю)
1. Связка:
• Решение дидактических заданий по теме «Связка».
2. Открытый шах:
Дидактические задания:
• Решение учебных позиций на тему «Открытый шах».
3. «Мельница».
Дидактические игры и задания:
• Решение позиций на тему «Мельница».
4. Спёртый мат.
Дидактические игры и задания
• Решение учебных позиций на тему «Спёртый мат».
5. «Магнитные комбинации».

Дидактические игры и задания
• Решение учебных позиций на тему «Отвлечение» и «Завлечение».
6. «Обжорный ряд».
• Рассмотреть роль открытых линий для ведения активных действий.
7. Теория дебюта.
• Разбор коротких партий. Конкурсы угадывания ходов по дебютным вариантам.
• Разбор партий, иллюстрирующих дебютные принципы.
8. Реализация материального перевеса.
Дидактические игры и задания:
• Практикум. Преподаватель проводит сеанс одновременной игры, в котором учащиеся
должны реализовать большое материальное преимущество.
• Решение учебных позиций с задание на форсированный мат в определённое количество
ходов.
9. Атака на короля. Атака на нерокировавшего короля. Атака на короля при разносторонних рокировках. Атака на короля при односторонних рокировках.
10. Тренировка техники расчёта. Характерные ошибки при расчёте.
• Рассмотреть примеры типичных ошибок, допускаемых шахматистами при расчёте. С
элементами угадывания ходов.
11. Тест Янсы Z-1 (на проверку шахматных способностей).
12. Конкурсы и блицконкурсы решения задач, учебных позиций.
Дидактические задания:
• 5-6 учебных позиций расставляются на досках; учащиеся, переходя от одной доски к
другой, указывают ходы, которые, по их мнению, ведут к цели.
К концу второго года занятий по данной программе дети должны знать и уметь
реализовать в практической партии:
• тактические приёмы: двойной удар, связка, открытое нападение, открытый шах, завлечение, отвлечение, блокировка;
• основы стратегии – владение открытыми линиями и диагоналями, как один из видов позиционного преимущества;
• владеть элементарной техникой расчёта в позициях с форсированной игрой;
• определённый объём дебютных ловушек и профилактических мер в игре против этих ловушечных вариантов;
• иметь на вооружении 2-3 достаточно подготовленных дебютных варианта для постоянного применения в турнирах.
К концу учебного года дети должны уметь:
• ориентироваться в основах позиционной игры; уметь оценить позицию, исходя из основных критериев оценки позиции и наметить план игры;
• решать задачи и учебные позиции с заданием мат в 3-4 хода;
• уметь находить защитные ресурсы против тактических ударов соперника;
• уметь реализовывать небольшое материальное преимущество;
Результаты образовательной деятельности:
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, дальнейшее развитие инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Закрепление теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Конечным результатом обучения считается выполнение нормативов спортивных разрядов, достижение высоких результатов в районных, региональных и областных соревнованиях в своей возрастной группе.
Группа третьего спортивного разряда
3-й год обучения
Объём и содержание программы.

Один год обучения (144 часов из расчета 4 часа в неделю).
I. Раздел «Тактика».
1. Двойной шах.
• Решение дидактических заданий по теме.
2. Завлечение.
• Решение дидактических заданий по теме.
3. Отвлечение.
• Решение дидактических заданий по теме.
4. Комбинации на освобождение поля.
• Решение дидактических заданий по теме.
5. Реализация материального и позиционного перевеса.
• Дидактические игры и задания по теме. Практикум. Тематические сеансы
одновременной игры.
II. Раздел «Теория дебюта»
6. Защита двух коней
• Изучение истории варианта. Идеи ведения игры в основных разветвлениях.
III. Раздел «Тренировка техники расчёта».
7. Характерные ошибки при расчёте.
• Рассмотреть примеры типичных ошибок, допускаемых шахматистами при расчёте. С
элементами угадывания ходов.
• Решение учебных позиций с заданием на форсированный мат в определённое количество
ходов.
• Расчёт вариантов в позициях, содержащих тактическую ловушку.
IV. Раздел «Атака на короля».
8. Атака на нерокировавшего короля.
9. Атака на короля при разносторонних рокировках.
10. Атака на короля при односторонних рокировках.
V. Проверка шахматных способностей.
11. Тест Янсы Z-2.
12. Конкурсы и блицконкурсы решения задач, учебных позиций.
Дидактические задания:
• 5-6 учебных позиций расставляются на досках; учащиеся, переходя от одной доски к
другой, указывают ходы, которые, по их мнению, ведут к цели.
К концу третьего года занятий по данной программе дети должны знать и уметь
реализовать в практической партии:
• тактические приёмы: двойной шах, завлечение, отвлечение, блокировка; проводить
комбинации на освобождения поля.
• владеть техникой расчёта в позициях с форсированной игрой;
• определённый объём знаний по теории дебютного варианта, дебютных ловушек и профилактических мер в игре против этих ловушечных вариантов;
• иметь на вооружении 2-3 достаточно подготовленных дебютных варианта для постоянного применения в турнирах.
• проводить атаку на короля с использованием изученных методов и средств.
К концу учебного года дети должны уметь:
• ориентироваться в основах позиционной игры; уметь оценить позицию, исходя из основных критериев оценки позиции и наметить план игры;
• решать задачи и учебные позиции с заданием мат в 3-4 хода;
• уметь находить защитные ресурсы против тактических ударов соперника;
• уметь реализовывать небольшое материальное преимущество;
Результаты образовательной деятельности:
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, дальнейшее развитие инициативности, толерантности, самостоятельности.

• Закрепление теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
Конечным результатом обучения считается выполнение нормативов спортивных разрядов, достижение высоких результатов в районных, региональных и областных соревнованиях в своей возрастной группе.

Учебный план
Группа второго юношеского разряда
1-й год обучения
№

1.1.
1.2.

2.

3.

4.1.

4.2.

Наименование
тем.

разделов,

Количество часов

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации

всего

теория

практика

Нотация. Запись партии. Запись
позиции.
Выполнение дидактических
заданий. Пройти конём от одного
поля шахматной доски до
другого за наименьшее число
ходов и записать маршрут.
Показать на доске поля,
названные преподавателем
(вариант: определить цвет
названных полей, не глядя на
доску)
Выполнить заданные
перемещения фигур по доске,
записывая маршрут в тетрадь.
Мат. Повторение и закрепление
темы. Решение учебных позиций
с заданием мат в 1 ход.
Решение позиций на определение
отличия мата от шаха.
Пат. Повторение и закрепление
темы. Дидактические игры и
задания: Решение позиций с
необходимостью определить
результат закончившейся партии
(шах, мат или пат). Решение
позиций на тему «бешенной
фигуры». «Мяч». Педагог
определяет позицию на доске как
«шах», «мат» или «пат» и
бросает мяч кому-то из учеников.
Если утверждение верно, то мяч
следует поймать.

2

2

-

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

Матование одинокого короля.
Мат двумя ладьями. Линейный
мат. Объяснение методики
матования одинокого короля.
Дидактические игры и задания
Игра на время. Цель загнать
короля соперника в матовую
ситуацию. Решение задач на тему
«мат в 2 хода» с соотношением
сил «король и 2 ладьи против короля».
Матование одинокого короля.

2

1

1

Контрольные задания
Матование на время.

2

1

1

Контрольные задания

-

4.3.

5

6.1.

6.2.

6.3.

6.4.

7.1

Мат ферзем. Объяснение
методики матования одинокого
короля.
Дидактические игры и задания
Игра на время. Цель загнать
короля соперника в матовую
ситуацию. Решение задач на тему
«мат в 2 хода» с соотношением
сил «король и ферзь против короля».
Матование одинокого короля.
Мат ладьёй. Объяснение
методики матования одинокого
короля. Игра на время. Цель
загнать короля соперника в
матовую ситуацию. Решение
задач на тему «мат в 2 хода» с
соотношением сил «король и
ладья против короля».
Поучительные короткие партии.
Дебютные катастрофы. Ловушки.
Разбор коротких партий,
содержащих дебютные ловушки
с элементами «угадывания ходов».
Нападение.
Дидактические игры и задания:
• Практикум на тему
«Нападение». Нападение на
слона. Учащиеся находят
нападение на заданную фигуру.
Нападение.
Дидактические игры и задания:
• Практикум на тему
«Нападение». Нападение на
ладью. Учащиеся находят
нападение на заданную фигуру.
Нападение.
Дидактические игры и задания:
• Практикум на тему
«Нападение». Нападение на
ферзя. Учащиеся находят
нападение на заданную фигуру.
Нападение.
Дидактические игры и задания:
• Практикум на тему
«Нападение». Нападение на коня.
Учащиеся находят нападение на
заданную фигуру.
Защита от нападения. Простая
защита. Открытая защита.
Дидактические задания:
• «Защита». Здесь нужно одной
белой фигурой защитить другую,
стоящую под боем.
• Учащиеся должны выявить
нападение на фигуру либо шах
(частный случай нападения) и
найти защиту от нападения на
фигуру. В случае если защита
возможна разными способами,
выбрать лучший.

Матование на время.

2

-

2

Контрольные задания
Матование на время.

4

2

2

Конкурсы угадывания
ходов по дебютным вариантам.

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

1

1

Контрольные задания

7.2.

7.3.

7.4.

7.5.

8.
9.

10.1.

10.2.

Защита от нападения. Защита
уничтожением нападающей фигуры.
Дидактические задания:
• Учащиеся должны выявить
нападение на фигуру либо шах
(частный случай нападения) и
найти защиту от нападения на
фигуру. В случае если защита
возможна разными способами,
выбрать лучший.
Защита от нападения. Защита
перекрытием
линии
удара
нападающей фигуры.
Дидактические задания:
• Учащиеся должны выявить
нападение на фигуру либо шах
(частный случай нападения) и
найти защиту от нападения на
фигуру. В случае если защита
возможна разными способами,
выбрать лучший.
Защита от нападения. Защита
связыванием нападающей фигуры.
Дидактические задания:
• Учащиеся должны выявить
нападение на фигуру либо шах
(частный случай нападения) и
найти защиту от нападения на
фигуру. В случае если защита
возможна разными способами,
выбрать лучший.
Защита от нападения. Защита
отступлением.
Дидактические задания:
• Учащиеся должны выявить
нападение на фигуру либо шах
(частный случай нападения) и
найти защиту от нападения на
фигуру. В случае если защита
возможна разными способами,
выбрать лучший.
Контрольная работа по теме:
«Нападение. Защита»
Необычный урок. «Легальность
позиции». Решение
нестандартных задач.
Двойной удар. Двойной удар
ладьёй.
Дидактические задания
• Решение предлагаемых позиций
на тему «двойной удар». Сначала
предлагаются элементарные
позиции на пустой доске
(например, «ладья против двух
пешек»), далее предлагаются
фрагменты реальных партий.
Двойной удар слоном.
Дидактические задания
• Решение предлагаемых позиций
на тему «двойной удар». Сначала

2

1

1

Контрольные задания

2

1

1

Контрольные задания

2

1

1

Контрольные задания

2

1

1

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

1

1

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

10.3.

10.4.

10.5.

10.6.

11.1.

11.2.

12.
13.

ИТОГО

предлагаются элементарные
позиции на пустой доске
(например, «слон против двух
пешек»), далее предлагаются
фрагменты реальных партий.
Двойной удар ферзем.
Дидактические задания
• Решение предлагаемых позиций
на тему «двойной удар». Сначала
предлагаются элементарные
позиции на пустой доске
(например, «ферзь против двух
пешек»), далее предлагаются
фрагменты реальных партий.
Двойной удар конём.
Дидактические задания
• Решение предлагаемых позиций
на тему «двойной удар». Сначала
предлагаются элементарные
позиции на пустой доске
(например, «конь против двух
пешек»), далее предлагаются
фрагменты реальных партий.
Двойной удар пешкой.
Дидактические задания
• Решение предлагаемых позиций
на тему «двойной удар».
Предлагаются фрагменты
реальных партий.
Двойной удар королём.
Дидактические задания
• Решение предлагаемых позиций
на тему «двойной удар».
Предлагаются фрагменты
реальных партий.
Некоторые случаи защиты от
двойного удара.
Дидактические задания:
• Практикум на решение учебных
позиций с заданием «Найти
защиту от двойного удара».
Рассматриваются способы
защиты с помощью шаха.
Некоторые случаи защиты от
двойного удара.
Дидактические задания:
• Практикум на решение учебных
позиций с заданием «Найти
защиту от двойного удара».
Рассматриваются способы
защиты с помощью связки.
Практикум. Партии с записью и
последующим разбором.
Учебно-тренировочный турнир с
записью партий и последующим
разбором партий. Участие в
районных и региональных
соревнованиях

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

1

1

Контрольные задания

2

1

1

Контрольные задания

4

-

4

84

-

84

144

14

130

Выполнение нормативов разрядных требований ЕВСК.

Учебный план
Группа первого юношеского разряда
2-й год обучения
№

1.

1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

1.5.

2.

3.1.

3.2.

3.3.

4.1.

Наименование
тем.

разделов,

Количество часов

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации

всего

теория

практика

Основы шахматной тактики.
Тактические приёмы.
Комбинация и её составные
части.
Связка. Выполнение
дидактических заданий.
Самостоятельная работа по
решению задач.
Открытый шах. Выполнение
дидактических заданий.
Самостоятельная работа по
решению задач.
Открытый шах. Мельница.
Выполнение дидактических
заданий. Самостоятельная работа
по решению задач.
Блокировка. Спёртый мат.
Дидактические игры и задания
Решение учебных позиций на
тему «Спёртый мат».

2

2

-

4

-

4

Контрольные задания

4

-

4

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

2

-

2

Контрольные задания

«Магнитные комбинации».
Дидактические игры и задания
Решение учебных позиций по
теме «Комбинации на
отвлечение» и «Комбинации на
завлечение».
Основы стратегии. Открытые и
полуоткрытые линии.
«Обжорный ряд».
Рассмотреть роль открытых
линий для ведения активных
действий.
Теория дебюта.
Разбор коротких партий.
Вариации на тему «детского
мата», гамбит Фрома и т.п.
Конкурсы угадывания ходов по
дебютным вариантам.
Разбор партий, иллюстрирующих
дебютные принципы
Теория дебюта.
Выбор плана при переходе в
миттельшпиль. Разбор партий,
иллюстрирующих дебютные
принципы
Теория дебюта. Гамбит Дамиано.
Подробный разбор вариантов
ловушки. Конкурсы угадывания
ходов по дебютному варианту.
Реализация достигнутого
преимущества в сеансе
одновременной игры.
Атака на короля.

2

1

1

Контрольные задания

2

2

-

-

6

3

3

Конкурсы угадывания
ходов.

2

1

1

Конкурсы угадывания
ходов по дебютным вариантам.

4

2

2

Сеанс
игры.

4

3

1

-

одновременной

-

4.2.

4.3.

5.1

5.2.

5.3.

5.4.

5.5.

6.

Анализ партий и фрагментов:
на тему «Атака на
нерокировавшего короля» (с
использованием принципа
угадывания ходов).
Атака на короля.
Анализ партий и фрагментов:
на тему «Атака на короля при
разносторонних рокировках» (с
использованием принципа
угадывания ходов).
Атака на короля.
Анализ партий и фрагментов:
на тему «Атака на короля при
односторонних рокировках» (с
использованием принципа
угадывания ходов).
Основы стратегии. Различная
активность (подвижность) фигур.
Дидактические задания: разбор
тематических
примеров
с
необычной
относительной
ценностью фигур. Этюд С.
Каминера (слон сильнее ферзя).
Шлехтер – Метнер, 1899 г. С
элементами угадывания ходов.
Основы стратегии. Различная
активность (подвижность) фигур.
Дидактические задания: решение
тематических задач с необычной
относительной ценностью фигур:
Гаприндашвили – Вуянович,
1975 г. этюд С. Ллойда, этюд М.
Кляцкина, 1924, учебные
примеры 23.10. – с. 112-113.
Основы стратегии. Различная
активность (подвижность) фигур.
Дидактические задания: решение
тематических задач с необычной
относительной ценностью фигур:
практикум 23.10 . с – 114.
Основы стратегии. Различная
активность (подвижность) фигур.
Выключение фигуры из игры
Дидактические задания: разбор
партий демонстрирующих
тематическую идею: Винтер –
Капабланка, 1919, Геллер –
Михальчишин, 1978, Фурман –
Полугаевский, 1969 и др. С
элементами угадывания ходов.
Основы стратегии. Различная
активность (подвижность) фигур.
Выключение фигуры из игры
Дидактические задания: разбор
партий демонстрирующих
тематическую идею Копаев –
Авербах, 1946, Геллер – Эйве,
1953. С элементами угадывания
ходов.
Тренировка техники расчёта.
Характерные ошибки при

4

3

1

-

4

3

1

-

2

2

-

2

-

2

2

-

2

2

1

1

2

1

1

2

-

2

Контрольные задания

7.
8.
9.

расчёте. Рассмотреть примеры
типичных ошибок, допускаемых
шахматистами при расчёте.
Тест Янсы Z-1 (на проверку шахматных способностей).
Конкурсы и блицконкурсы
решения задач, учебных позиций.
Практика. Участие в учебнотренировочных соревнованиях.
Участие в соревнованиях на
первенство ДДТ, района.

ИТОГО

2

-

2

Тест

8

-

8

Контрольные задания

80

-

80

Выполнение
нормативов ЕВСК.

144

24

120

Учебный план
Группа третьего спортивного разряда
3-й год обучения
№

1.
1.1.

1.2.

1.3.

1.4.

2.

3.
3.1.

4.

Наименование
тем.

разделов,

Основы шахматной тактики.
Тактические приёмы.
Раздел «Тактика».
1. Двойной шах.
Дидактические позиции и
задания. Решение учебных
заданий на отвлечение.
2. Завлечение.
Дидактические позиции и
задания. Решение учебных
заданий на отвлечение.
Отвлечение. Дидактические
позиции и задания. Решение
учебных заданий на отвлечение.
Комбинации на освобождение
поля.
Дидактические
позиции
и
задания.
Решение
учебных
заданий на отвлечение.
Реализация материального и
позиционного перевеса.
Дидактические игры и задания по
теме. Практикум.
Раздел «Теория дебюта»
6. Защита двух коней
Изучение истории варианта.
Идеи ведения игры в основных
разветвлениях. Закрепление
полученных знаний на практике.
Тренировка техники расчёта».
7. Характерные ошибки при
расчёте.
Рассмотреть примеры типичных
ошибок, допускаемых
шахматистами при расчёте. С
элементами угадывания ходов.
Решение учебных позиций с
заданием на форсированный мат
в определённое количество

Количество часов

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации

всего

теория

практика

22

4

18

6

1

5

Контрольные задания

4

1

3

Контрольные задания

8

1

7

Контрольные задания

4

1

3

Контрольные задания

2

1

1

Тематические
сеансы
одновременной игры.

6
6

4
4

2
2

Практикум

4

-

4

Контрольные задания.

-

-

ходов.
Расчёт вариантов в позициях,
содержащих тактическую
ловушку.
Раздел «Атака на короля».
Атака на нерокировавшего
короля.
Анализ партий и фрагментов:
на тему «Атака на
нерокировавшего короля» (с
использованием принципа
угадывания ходов).
Атака на короля при
разносторонних рокировках.
Анализ партий и фрагментов:
на тему «Атака на короля при
односторонних рокировках» (с
использованием принципа
угадывания ходов).
Атака на короля при
односторонних рокировках.
Анализ партий и фрагментов:
на тему «Атака на короля при
разносторонних рокировках» (с
использованием принципа
угадывания ходов).
Проверка шахматных
способностей.
Тест Янсы Z-2.
Конкурсы и блицконкурсы
решения задач, учебных позиций.
Дидактические задания:
5-6 учебных позиций
расставляются на досках;
учащиеся, переходя от одной
доски к другой, указывают ходы,
которые, по их мнению, ведут к
цели.
Практика. Участие в учебнотренировочных соревнованиях.
Участие в соревнованиях на
первенство ДДТ, района и др.

5
5.1.

5.2.

5.3.

6.

7.

8.

ИТОГО

6
2

-

6
2

Конкурс угадывания ходов.

-

2

-

2

Конкурс угадывания ходов.

2

-

2

Конкурс угадывания ходов.

2

-

2

Тест

8

-

8

Контрольные задания.

94

-

94

Выполнение
ЕВСК.

144

9

135

нормативов

Календарный учебно-тематический план группы второго юношеского разряда
1-й год обучения
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы: 144 учебных
часа для каждого учащегося.
1. Шахматная нотация. Дидактические игры и задания:
2. Мат. Повторение и закрепление темы.
3. Пат. Повторение и закрепление темы.
4. Матование одинокого короля. Мат двумя ладьями. Линейный мат.
5. Матование одинокого короля. Мат ферзем.
6. Матование одинокого короля. Мат ладьёй.
7. Разбор поучительных партий. Дебютные ловушки.
8. Нападение.
9. Защита от нападения.

10. «Легальность позиции».
11. Двойной удар
12. Некоторые случаи защиты от двойного удара.
Участие в соревнованиях – по индивидуальным планам.
№
Тема
п/п
1. Запись партии.
Запись позиции.
Шахматная
нотация.

2.

Мат.

3.

Пат.

4.

Матование одинокого короля. Мат
двумя ладьями. Линейный мат. Мат
ферзем. Мат
ладьёй.
Разбор
поучительных
партий. Дебютные
ловушки.

5.

6.

Практикум. Партии
с записью и
последующим

Цель
Изучение шахматной нотации
и закрепление нотации на дидактических упражнениях и
играх.
Выполнение дидактических
заданий. Пройти конём от одного поля шахматной доски до
другого за наименьшее число
ходов и записать маршрут.
Показать на доске поля, названные преподавателем (вариант: определить цвет названных полей, не глядя на доску)
Выполнить заданные перемещения фигур по доске, записывая маршрут в тетрадь.
Повторение и закрепление темы.
Закрепить отличие мата от шаха. Решить учебные позиций с
заданием мат в 1 ход.
Повторение и закрепление темы.
Закрепить отличие пата от мата
Решить позиции на определение результата закончившейся
партии (шах, мат или пат).
Решить позиций на тему «бешенной фигуры».
Усвоение методики матования
одинокого короля. Закрепление метода на практике в дидактических играх и заданиях.
Усвоение и закрепление принципов игры в дебюте. Разбор
типичных дебютных ошибок
на примерах с использованием
методики угадывания ходов.
Закрепление навыков игры с
записью. Закрепление знаний
о применении дебютных

Количество занятий
Сроки проведения занятий
4 часа

2 часа

2 часа

6 часа

2 часа

2 часа

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

разбором.
Нападение.

принципов на практике.
Освоить разные способы нападения на фигуры соперника и
закрепить в дидактических играх и заданиях.
Защита от нападеУяснить различные способы
ния. Простая защи- защиты от нападения. Закрета. Открытая защи- пить материал через дидактита.
ческие игры и задания.
Контрольная рабо- Закрепление материала предыта по темам: «Напа- дущих занятий через решение
дение. Защита»
дидактических задач.
Необычный урок. Решение упражнений, разви«Легальность
вающих навыки логического и
позиции». Решение эвристического мыления.
нестандартных
задач.
Двойной удар.
Усвоение механизмов нанесения двойного удара. Решение
дидактических заданий для закрепления навыков нанесения
двойного удара.
Некоторые случаи
Решение дидактических задазащиты от
ний для закрепления навыков
двойного удара.
избавления от двойного удара.
Рассматриваются способы защиты с помощью шаха и связки.
Учебно-тренироАттестация по итогам прохожвочный турнир с
дения программы. Повышение
записью и последу- спортивного мастерства и
ющим разбором
шахматной квалификации учапартий. Участие в
щихся. Выполнение норматирайонных и
вов разрядных требований
региональных
ЕВСК.
соревнованиях.
Участие в соревно- Выявление лучших шахматисваниях чемпионата тов для участия в соревноварайона среди
ниях на первенство области.
школьников.
Повышения спортивного масУчастие в
терства и квалификации юных
районных и
шахматистов.
региональных
соревнованиях.

8 часа

10 часов

4 часа
2 часа

12 часов

4 часа

24 часа

60 часов

Итого: 144 часа
(В этом учебном году нет группы 1-го года обучения).
Календарный учебно-тематический план группы первого юношеского разряда
2-й год обучения
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы: 144 учебных
часа для каждого учащегося.

1. Связка:
2. Открытый шах:
3. «Мельница».
4. Спёртый мат.
5. «Магнитные комбинации».
6. «Обжорный ряд».
7. Теория дебюта.
8. Реализация материального перевеса.
9. Атака на короля. Атака на нерокировавшего короля. Атака на короля при разносторонних рокировках. Атака на короля при односторонних рокировках.
10. Тренировка техники расчёта. Характерные ошибки при расчёте.
11. Тест Янсы Z-1.
12. Конкурсы и блицконкурсы решения задач, учебных позиций.
13. Участие в соревнованиях – по индивидуальным планам.
№
Тема
п/п
1. Основы шахматной
тактики.
Тактические
приёмы.
Комбинация и её
составные части.
2. Связка.
Выполнение дидактических заданий.
Самостоятельная
работа по решению
задач.
3. Открытый шах.
«Мельница».
Самостоятельная
работа по решению
задач.
4. Блокировка.
Спёртый мат.
Решение учебных
позиций на тему
«Спёртый мат».
5. «Магнитные комбинации».
Решение учебных
позиций по темам
«Комбинации на
отвлечение» и
«Комбинации на
завлечение».
6. Основы стратегии.
Открытые и полуоткрытые линии.
«Обжорный ряд».

Цель
Определить понимание комбинации и тактического удара.
Закрепить понятие форсированной игры.

Количество занятий
Сроки проведения занятий
2 часа
10 сентября

Закрепление ранее пройденного приёма «Связка» посредством решения дидактических
заданий.

4 часа
11-17 сентября

Закрепление приёмов «Открытый шах» и «Мельница» посредством решения дидактических заданий.

6 часов
18-25 сентября

Закрепление приёмов «Блокировка» и «Спёртый мат» посредством решения дидактических заданий.

2 часа
1 октября

Закрепление приёмов «Комбинации на отвлечение» и «Комбинации на завлечение» посредством решения дидактических заданий.

2 часа
2 октября

Рассмотреть примеры, иллюстрирующих роль открытых линий для ведения активных действий.

2 часа
8 октября

Теория дебюта.
Разбор коротких
партий иллюстрирующих дебютные
принципы.
Вариации на тему
«детского мата»,
гамбит Фрома, гамбит Дамиано. и т.п.
Конкурсы угадывания ходов по деютным вариантам.
Выбор плана при
переходе в миттельшпиль.
Подробный разбор
вариантов гамбита
Дамиано.
Реализация достигнутого преимущества в сеансе одновременной игры.
8. Атака на нерокировавшего короля.
Атака на короля
при разносторонних рокировках.
Атака на короля
при односторонних
рокировках.
9. Основы стратегии.
Различная активность (подвижность) фигур.
Примеры с необычной относительной
ценностью фигур в
шахматной композиции и практической игре.
Выключение фигуры из игры.
10. Тренировка техники расчёта.
7.

Рассмотреть короткие партии
с типовыми ошибками, партии
иллюстрирующие дебютные
принципы.
Закрепить знания посредством
конкурса угадывания ходов по
изученным дебютным вариантам.
Изучить методику выбора плана при переходе в миттельшпиль. Закрепить технику реализации дебютного перевеса
в сеансе одновременной игры.

12 часов
9-29 октября

Проанализировать партии и
фрагменты (с использованием
принципа угадывания ходов).
Закрепить методику ведения
атаки на короля в разных ситуациях.

12 часов
30 октября-19 ноября

Разобрать тематические примеры, этюды и партии с необычной относительной ценностью фигур с использованием элеметов методики угадывания ходов.
Рассмотреть примеры, иллюстрирующие приём «выключение фигуры из игры».

10 часов
20 ноября-4 декабря

Рассмотреть примеры типичных ошибок, допускаемых
шахматистами при расчёте.
Закрепить навык счётной игры
посредством самостоятельного расчёта предлагаемых позиций.
11. Тест Янсы Z-1 (на Выявление способности к равпроверку
номерному распределению
шахматных
внимания, способности вос-

2 часа
10 декабря

2 часа
11 декабря

способностей).

12. Конкурсы и блицконкурсы решения
задач, учебных позиций.
13. Практика. Участие
в учебно-тренировочных соревнованиях. Участие в соревнованиях на
первенство ДДТ,
района, области.

риятия динамических свзей,
нахождению логических закономерностей, умения синтезировать мышление и воображение, степени развития пространственного воображения.
Развитие тактического зрения

Аттестация по итогам прохождения программы. Повышение
спортивного мастерства и
шахматной квалификации учащихся. Выполнение нормативов разрядных требований
ЕВСК.

8 часов
17-25 декабря
80 часов
25 декабря-24 мая, август

Итого: 144 часа
Календарный учебно-тематический план группы третьего спортивного разряда
3-й год обучения
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы: 144 учебных
часа для каждого учащегося.
1. Двойной шах.
2. Завлечение.
3. Отвлечение.
4. Комбинации на освобождение поля.
5. Реализация материального и позиционного перевеса.
6. Дебют. Защита двух коней.
7. Тренировка техники расчёта.
8. Атака на нерокировавшего короля.
9. Атака на короля при разносторонних рокировках.
10. Атака на короля при односторонних рокировках.
11. Тест Янсы Z-2.
12. Конкурсы и блицконкурсы решения задач, учебных позиций.
13. Участие в соревнованиях – по индивидуальным планам.
№
Тема
п/п
1. Конкурс решения
задач и этюдов.

2.

Основы шахматной
тактики.
Тактические
приёмы.
Комбинации на
двойной шах.

Цель
Развитие изобретательности,
воображения, фантазии, формирование системного и конкретного мышления.
Закрепить понятие форсированной игры. Овладение технологией приёма «Двойной
шах».

Количество занятий
Сроки проведения занятий
2 часа
10 сентября
6 часов
11-18 сентября

3.

Завлечение.
Выполнение дидактических заданий.
Самостоятельная
работа по решению
задач.
Отвлечение.
Самостоятельная
работа по решению
задач.
Комбинации на
освобождение
поля.

Закрепление ранее пройденного приёма «Завлечение» посредством решения дидактических заданий.

Закрепление ранее пройденного приёма «Отвлечение» посредством решения дидактических заданий.
5.
Овладение технологией приёма «Комбинация на освобождение поля». Закрепление посредством решения дидактических заданий.
6. Конкурс решения
Развитие изобретательности,
задач и этюдов.
воображения, фантазии, формирование системного и конкретного мышления.
7. Реализация матери- Закрепление принципов реального и позициализации перевеса на упражонного перевеса.
нениях и практической игре.
8. Теория дебюта.
Рассмотреть основные варианЗащита двух коней. ты защиты двух коней, короткие партии с типовыми ошибками, партии иллюстрирующие дебютные принципы.
Закрепить знания посредством
конкурса угадывания ходов по
изученным дебютным вариантам.
9. Тренировка
Развитие тактического зрения,
техники расчёта
навыков счётной игры посредством самостоятельного расчёта предлагаемых позиций.
10. Конкурс решения
Развитие изобретательности,
задач и этюдов.
воображения, фантазии, формирование системного и конкретного мышления.
11. Атака на нерокиро- Проанализировать партии и
вавшего короля.
фрагменты (с использованием
Атака на короля
принципа угадывания ходов).
при разносторонЗакрепить методику ведения
них рокировках.
атаки на короля в разных сиАтака на короля
туациях.
при односторонних
рокировках.
12. Тест Янсы Z-2 (на Выявление способности к равпроверку
номерному распределению
шахматных
внимания, способности восспособностей).
риятия динамических связей,
нахождению логических зако4.

4 часа
24-25 сентября

8 часов
1-9 октября
4 часа
15-16 октября

2 часа
22 октября
2 часов
23 октября
6 часов
29 октября-5 ноября

4 часа
6-19 ноября
2 часа
20 ноября
6 часов
26 ноября-3 декабря

2 часа
4 декабря

номерностей, умения синтезировать мышление и воображение, степени развития пространственного воображения.
Развитие изобретательности,
воображения, фантазии, формирование системного и конкретного мышления.
Аттестация по итогам прохождения программы. Повышение
спортивного мастерства и
шахматной квалификации учащихся. Выполнение нормативов разрядных требований
ЕВСК.

13. Конкурс решения
задач и этюдов.

14

Практика. Участие
в учебно-тренировочных соревнованиях. Участие в соревнованиях на
первенство ДДТ,
района, области и
др.

2 часа
10 декабря
94 часа
декабрь 2022 г. –
август 2023 г.

Итого: 144 часа

Календарный учебный график
группы второго юношеского разряда
1-й год обучения
Раздел/месяц
IX X XI XII I

II

III

IV

V

II

III

IV

V

1.Шахматная нотация. Дидактические игры и
задания.
2.Мат. Повторение и закрепление темы.
3.Пат. Повторение и закрепление темы.
4.Матование одинокого ко-роля. Мат двумя
ладьями. Линейный мат.
5.Матование одинокого короля. Мат ферзем.
6.Матование одинокого короля. Мат ладьёй.
7.Разбор поучительных партий. Дебютные
ловушки.
8.Нападение.
9.Защита от нападения.
10.«Легальность позиции».
11.Двойной удар
12.Некоторые случаи защиты от двойного удара.
13.Практикум. Партии с за-писью и последующим
разбором. Учебно-тренировочный турнир с
записью партий и последующим разбором партий.
Участие в региональных, областных, районных
соревнованиях

ИТОГО:

Календарный учебный график
группы первого юношеского разряда
2-й год обучения
на 2022-23 учебный год
Раздел/месяц
1. Основы шахматной тактики. Тактические

IX
2

X

XI

XII

I

приёмы. Комбинация и её составные части.
Связка. Выполнение дидактических заданий.
Самостоятельная работа по решению задач.
Открытый шах. «Мельница». Самостоятельная
работа по решению задач.
Блокировка. Спёртый мат. Самостоятельная работа
по решению задач.
«Магнитные комбинации». Решение учебных
позиций по темам «отвлечение» и «завлечение».
2. Основы стратегии. Открытые и полуоткрытые
линии. «Обжорный ряд».
3. Теория дебюта. Дебютные ловушки. Выбор плана при переходе в мит-тельшпиль.
4. Атака на короля.
5. Основы стратегии. Раз-личная активность (подвижность) фигур. Вык-лючение фигуры из игры.
6. Тренировка техники рас-чёта.
7. Тест Янсы Z-1 (на проверку шахматных способностей).
8. Конкурсы и блицконкурсы решения задач,
учебных позиций.
9. Практика. Участие в учебно-тренировочных
соревнованиях. Участие в районных турнирах и др.

4
2

4
2
2
2
12
2

10
2

8
2
2
8
12

18

ИТОГО:

24

26

144 ч.

Календарный учебный график
группы третьего спортивного разряда
3-й год обучения
на 2022-23 учебный год
Раздел/месяц
1. Конкурс решения задач и этюдов.
Основы шахматной тактики. Тактические приёмы.
Комбинации на двойной шах.
Завлечение. Выполнение дидактических заданий.
Самостоятельная работа по решению задач.
Отвлечение. Самостоятельная работа по решению
задач.
Комбинации на освобождение поля.
Самостоятельная работа по решению задач.
Конкурс решения задач и этюдов.
2. Реализация материального и позиционного
перевеса.
3. Теория дебюта. Защита двух коней.
4. Тренировка техники расчёта
Конкурс решения задач и этюдов.
5. Атака на нерокировавшего короля. Атака на
короля при разносторонних рокировках. Атака на
короля при односторонних рокировках.
6. Тест Янсы Z-2 (на проверку шахматных
способностей).
7. Конкурс решения задач и этюдов.
8. Практика. Участие в учебно-тренировочных
соревнованиях. Участие в соревнованиях на
первенство ДДТ, района, области и др.

ИТОГО:

IX
2
6

X

XI

XII

2
4
2
4

2

I

II

III

IV

V

4
8
4
2
2
4

2
2
94 часа по планам
проводящих организаций.

144 часа.

Оценочные материалы и формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это даёт
возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить
для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке. Итоговая аттестация – это результат
участия в соревнованиях на первенство района и области среди школьников соответствующего возраста.

Методические материалы
В группе второго юношеского разряда учащиеся знакомятся с историей развития шахмат, закрепляют методики выполнения различных дидактических заданий, разыгрывают
положения с ограниченным количеством фигур, овладевают шахматной нотацией. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей. Они сравнивают силу фигур и
их позицию, делают выводы, выясняют закономерности. На занятиях используются диаграммы-задачи для самостоятельного решения, головоломки по темам, кроссворды, ребусы, викторины, решение которых даёт представление о возможностях и ограничениях в
игре отдельными фигурами и в их сочетании. Кроме этого учащимся предлагаются занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний. Учащиеся закрепляют навыки игры в соревнованиях.
В группе первого юношеского разряда формируется устойчивый интерес к занятиям
шахматами. Учащиеся овладевают основными тактическими идеями и приёмами. Развивают тактическое зрение посредством выполнения дидактических заданий, самостоятельной
работы с использованием литературы, электронных учебных пособий, карточек с диаграммами. Выполняются тесты на проверку достигнутого уровня развития шахматных способностей, тактического мастерства, понимания позиционных закономерностей.
В группе третьего спортивного разряда у учащихся закрепляется устойчивый интерес
к занятиям шахматами. Продолжается овладение основными тактическими идеями и приёмами, идёт пополнение дебютного репертуара. Закрепляются навыки реализации материального и позиционного перевеса. Занимающиеся развивают тактическое зрение посредством выполнения дидактических заданий, приобретают знания и умения в атаке на короля. Выполняются тесты на проверку достигнутого уровня развития шахматных способностей, тактического мастерства, понимания позиционных закономерностей.

Условия реализации программы
Занятия по программе «Шахматы. Разрядники» проходят на двух базах (Кирова, 2 и
ДШИ Спутник). В распоряжении педагога имеются учебные кабинеты, оборудованные
необходимой ученической мебелью, шкафом для хранения игрового оборудования.
Материально-техническое обеспечение
• шахматные доски с наборами шахматных фигур;
• демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
• механические и электронные шахматные часы.
Кадровое обеспечение. Занятия по данной программе должен проводить педагог
дополнительного образования, обладающий спортивной квалификацией по шахматам не

ниже 1 разряда. Программу реализует педагог дополнительного образования первой
квалификационной категории - кандидат в мастера спорта по шахматам Кривонос
Николай Анатольевич.

Список литературы
для педагога:
1. Губницкий С., Хануков М., Шедей С.; «Полный курс шахмат»; Харьков, 1999 г.
2. Зак В.; «Пути совершенствования»; Москва, 1988 г.
3. Костьев А.; «Уроки шахмат» (методический материал для работы с детьми); Москва,
1984 г.
4. Костьев А.; «Учителю о шахматах» (пособие для учителя); Москва, 1986 г.
5. Сборник «Проблемы совершенствования шахматиста» (методические материалы);
Под ред. Канепа В.; Рига, 1989 г.
6. Сборник «Теория и практика шахматной игры»; Под ред. Эстрина Я.; Москва, 1984 г.
7. Сборник «Шахматы: наука, опыт, мастерство» (практическое пособие); Под ред. Злотника Б.; Москва, 1990 г.
8. Сборник «Шахматы – школе»; Под ред. Гершунского Б.; Москва, 1990 г.
9. Голенищев В.; Программа подготовки юных шахматистов III-IV разряда.Москва, 1969г.
10. Голенищев В.; Программа подготовки юных шахматистов II разряда; Москва, 1979 г.
11. Голенищев В.; Программа подготовки юных шахматистов I разряда; Москва, 1980 г.
12. Программа Министерства просвещения СССР / раздел «Шахматы» под ред. Костьева
А.Н.; Москва, Просвещение, 1986 г.
13. Чехов В., Архипов С., Комляков В.; Авторская программа подготовки шахматистов IV
- II разрядов; Москва, 2007 г.
для учащихся:
1. Авербах Ю., Бейлин М.; «Путешествие в шахматное королевство»; Москва, 1988 г.
2. Авербах Ю., Бейлин М.; «Шахматный самоучитель»; Москва, 1978 г.
3. Бондарь Л., Лившиц З., Любошиц А.; «Шахматные семестры»; Минск, 1984 г.
3. Бронштейн Д.; «Самоучитель шахматной игры»; Москва, 1980 г.
4. Волчок А.; «Самоучитель-тренажёр шахматиста»; Николаев, 1991 г.
5. Волчок А.; «Стратегия атаки на короля»; Киев, 1981 г.
6. Волчок А.; «Тактика и стратегия шахмат»; Киев, 1985 г.
7. Горенштейн Р.; «Книга юного шахматиста»; Москва, 1993 г.
8. Горт В., Янса В.; «Вместе с гроссмейстерами»; Москва, 1976 г.
9. Журавлёв Н.; «В стране шахматных чудес»; Москва, 1991 г.
10. Журавлёв Н.; «Шаг за шагом»; Москва, 1986 г.
11. Журавлёв Н., Клованс Я., Кузьмичев Г.; «Шахматные орешки» (пособие для тренировки и самопроверки комбинационных способностей шахматиста); Рига, 1991 г.
12. Зак В., Длуголенский Я.; «Я играю в шахматы» (Весёлое учебное пособие для детей
младшего школьного возраста); Санкт-Петербург, 1994 г.
13. Котов А.; «Как стать гроссмейстером»; Москва, 1985 г.
14. Нейштадт Я.; «Шахматный практикум»; Москва, 1980 г.
15. Сокольский А.; «Ваш первый ход»; Москва, 1989 г.
16. Хенкин В.; «Куда идёт король»; Москва, 1979 г.
17. Чеботарев О.; «Уроки шахматной стратегии»; Москва, 1976 г.
18. Сборник «Школа шахматного мастерства»; под ред. Бебчука Е.; Москва, 1987 г.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».