Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Дзюдо», разработана в
соответствии со следующими документами:
• Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-Ф3 от 29.12.12г.;
• Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897«Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта основного общего
образования» (в редакции от 29.12.2014 No1644);
• СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и
организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержден постановлением
Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г. №189(в редакции от
25.12.2013);
Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная
часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической
культуры. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно большего
числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения
уровня физической подготовленности. Постоянные занятия дзюдо требует дисциплины,
настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между
успехом и необходимыми для его достижения усилиями, воспитывают такие качества, как
самообладание, воля к победе. Так же занятия позволяют обучающимся не только
укрепить здоровье, но и найти друзей среди сверстников, что создает благоприятную
обстановку и атмосферу доброжелательности в коллективе.
Цель программы - создание условий для развития физических, интеллектуальных
и нравственных способностей ребенка через постоянные занятия борьбой «Дзюдо».
Задачи:
Образовательные:
•
обучить основным умениям и навыкам борьбы «Дзюдо»;
•
дать необходимые знания в области борьбы «Дзюдо».
Развивающие:
•
содействовать эффективному физическому развитию;
•
развивать двигательные (кондиционные и координационные) способности.
Воспитательные:
•
укреплять здоровье;
•
воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься дзюдо;
•
содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств;
Общая характеристика курса
Данная учебная программа позволяет решать задачи физического воспитания
обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее
возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а
главное - воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности.
Дзюдо - приобщает обучающихся к здоровому образу жизни, физически совершенствует,
воспитывает волевые качества, мотивирует на достижение успеха.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане:
Данная программа рассчитана на 72 учебных часа. При этом резерв свободного
времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского
подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и
внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Срок реализации: 1 год
Количество часов в год (по программе): 72 часа
Количество часов в неделю: 2 часа.
Технологии, методы: Образовательный цикл предусматривает групповую форму
работы.
Групповая форма организации детей на занятии используется на занятиях, где
присутствуют все занимающиеся группы. На таких занятиях учащиеся приобретают
теоретические знания, умения и навыки применимые к занятиям Дзюдо. Акцент делается
на работе по достижению оптимальной спортивной формы для занятий Дзюдо всеми
занимающимися.
Методы и методические приемы обучения
В курсе обучения применяются следующие методы:
• Словесный метод - проводится в форме лекции и беседы. Теоретическое объяснение темы
урока: проведение лекций об истории возникновения Дзюдо, о нравах и обычаях народов
мира и т.д.
• Наглядный метод - практический - включающий в себя исполнение заданных упражнений
педагогом.
• Репродуктивный метод - демонстрация усвоенного материала: исполнение заданной темы
на итоговых занятиях.
• Фронтальный метод - используется при освоении нового материала в совместном одновременном исполнении упражнений и комбинаций педагогом и обучающимися.
• Групповой метод обучения, где ребята осваивают новую тему, занимаясь изучением и
отработкой новых упражнений.
Методические приёмы:
1. игровой - при изучении нового материала.
2. систематическая наработка упражнений для совершенствования техники исполнения.
3. физическая нагрузка на развитие гибкости и укрепление мышц.
Ожидаемые результаты и способы их проверки
К концу обучения учащиеся:
• будут знать основную терминологию вида спорта дзюдо;
• будут знать основные принципы дзюдо;
• будут знать основные правила проведения спарринга в дзюдо;
• будут уметь выполнять основные технические двигательные действия по дзюдо;
• будут знать правила поведения при конфликтных ситуациях;
• будут стремиться к здоровому образу жизни и гармонии тела;
• будут физически выносливы, у них разовьются двигательные способности;
• проявят интерес к занятиям дзюдо.
Способы проверки результатов: контрольные упражнения по всем разделам
программы.
Планируемые результаты
личностные:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах
уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими и эмоциями в
различных ситуациях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении
поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и
общие интересы;
метапредметные:
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее
выполнения;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности;
- оценивать красоту телосложения и осанки;
- видеть красоту движений, выделять и эстетические признаки в движениях и
передвижениях человека;
предметные:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня;
- излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и
значение в жизнедеятельности человека;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы
соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее
напряженность во время занятий по развитию физических качеств.
Учебный план
№
Название раздела
1
Вводное занятие
2 Общая физическая подготовка
3
4
5
Специальная физическая
подготовка
Техническая подготовка
Итоговое занятие.
Итого
Теория
1
1
количество часов
Практика
Всего
1
18
19
3
21
24
2
-
22
4
24
4
7
65
72
Содержание программы
1.
Вводное занятие. (1ч.)
Теория: постановка основных задач занятий.
Практика: тест на гибкость и координацию.
Формы занятий: теоретическое, практическое занятие.
Характеристика деятельности обучающихся: репродуктивная.
Формы и объект контроля освоения: фронтальный смотр общей и специальной
физической подготовки.
2.
Общая физическая подготовка. (19ч.) Общефизические упражнения.
Теория: Координация движений. Овладение умением расслабляться.
Практика: упражнения на развитие силовых способностей. Упражнения на
развитие различных групп мышц (поднимание ног из виса на гимнастической стенке,
прыжки в высоту, прыжки в длину).
Формы занятий: теоретическое, практическое занятие.
Характеристика деятельности обучающихся: частично-поисковая, репродуктивная.
Формы и объект контроля освоения: комплекс упражнений на силу различных
групп мышц.
3.
Специальная физическая подготовка. (24 ч.)
Теория: спортивная подготовка.
Практика: упражнения для укрепления групп мышц, задействованных при
выполнении базовых движений Дзюдо
Формы занятий: практическое занятие
Характеристика деятельности обучающихся: репродуктивная.
Формы и объект контроля освоения: базовые движения Дзюдо без отягощения
4.
Техническая подготовка. (24 ч.)
Теория: базовые элементы Дзюдо.
Практика: отработка и многократное повторение базовых элементов Дзюдо равновесий, прыжков, поворотов и бросков.
Формы занятий: практическое занятие
Характеристика деятельности обучающихся: репродуктивная.
Формы и объект контроля освоения: комплекс базовых элементов Дзюдо .
5. Итоговое занятие. (4ч.)
Теория: подведение итогов за год.
Практика: сдача контрольных нормативов.
Формы занятий: практическое занятие.
Оценочные материалы
Система контроля и зачетные требования
Оценочные материалы:
«ДЗЮДО»
Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня
знаний и умений, возможностей детей их способностей в области спорта.
Формы:
педагогическое наблюдение;
выполнение практических заданий педагога.
Диагностика первоначального уровня знаний и умений проводится с каждым ребенком
индивидуально.
Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для
отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных
качеств учащихся.
Формы:
педагогическое наблюдение;
опрос на выявление умения рассказать правила выполнения.
Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь, май) с целью
выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения.
Формы:
устный опрос;
выполнение заданий;
игровые формы;
зачет, который содержит в себе проверку знаний методики выполнения
упражнений.
Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе.
Формы:
Прием контрольных нормативов.
Нормативы физической подготовленности
Развиваемое физическое
качество
Контрольные (тесты) упражнения
Быстрота
Координация
Выносливость
Сила
Силовая выносливость
выносливость
Скоростно-силовые
качества
Бег на 30 м (не более 5 с)
Челночный бег 3 x10 м (не более 9 с)
Бег 800 м (не более 4 мин.)
Подтягивание на перекладине (на менее 6 раз)
Подъем туловища лежа на спине (не менее 10 раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз)
Прыжок в длину с места (не менее 140 см)
Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 4 раз)
Подъем туловища лежа на спине за 20 с (не менее 8 раз)
Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 6 раз)
Список литературы
1.
Андреев В.М. Дзюдо. Методические указания. - М.: Динамо, 1987.-78с.
2.
Антонов В.В., Герасимов С.Л., Бегунова И.М., Иоффе Е.Ю. Дзюдо КУМИ-КАТА
(захваты). - Л.: СДЮШОР - Дзюдо,1991.-266 с.
3.
Антонов В.В., Герасимов С.Л., Бегунова И.М., Иоффе Е.Ю. Дзюдо КУМИ-КАТА
(захваты). - СПб.: СДЮШОР - Дзюдо,1992.-322 с.
4.
Вахун М. Дзюдо: Основы тренировки. Пер.со словац. - Минск: Полымя, 1983.- 98 с.
5.
Гавриков А., Масюков Ю., Зенько Л. Боевое дзюдо (методическое пособие). - Рига:
1991.-154 с.
6.
Герасимов Ю.Н., Корнеев А.С., Семенов А.Н. Комплексная система подготовки
дзюдоистов высшей спортивной квалификации в Ленинграде. Метод. Рекомендации. - Л.:
ВИФК, 1984.-132 с.
7.
Грищенков В.Н., Кочурко Е.И. Поединки на татами. - Минск: Полымя, 1987.-78 с.
8.
Дахновский В.С., Рукавицин Б.Н. Обучение и тренировка дзюдоистов. - Минск:
Полымя, 1989.-187 с.
9.
Коблев ЯК. Рубанов М.Н., Невзоров В.М. Борьба дзюдо. - М.: ФИС, 1987.-78 с.
10.
Крутовских С.С., Рогов А.А., Воробьев С.И., Кофанов Б.Е., Крывлева Н.Б.
Боевое искусство дзюдо. Выпуск 1,2,3,4,5. - М.: ФСК "Персей", 1991
11.
Литманович А. Структура тренировочных нагрузок в физической подготовке юных
дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации. Автореферат диссертации.
М.: ОГИФК:1987.-45 с.
12.
Матвеев С.Ф. Тренировка в дзюдо. - Киев: Здоровье, 1985.-89 с.
13.
Манолаки В.Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации. - СПб:
1993. - 155 с.
14.
Милковский Е. Искусство спортивной борьбы Японии. - Минск: Полымя, 1991. -75
с.
15.
Ого Махито. Дзюдо. - Ростов на/Д: Изд-во "Феникс", 1998.-76 с.
16.
Павлук Я. Judosportowe. Варшава. - Спорт и туризм, 1973 .-22 с.
Календарно-тематический план
по программе «Дзюдо»
на 2022-2023 учебный год
№
1.
2.
Дата
по
плану
Дата
по
факту
Тема занятия
Кол-во
часов
Вводное занятие (1 ч.)
Исторические сведения. Физическая культура и спорт
в России и за рубежом. Правила поведения на татами.
ТБ и профилактика травматизма на занятиях.
Общая физическая подготовка (19ч.)
Общеразвивающие упражнения. Игры с поясом. С
прыжками. Кувырки.
1
1
3.
Основы техники и тактики борьбы
1
4.
Способы самостраховки при падении на бок из
положения сидя
1
5.
ОРУ. Падение на бок из положения сидя в прыжке
1
6.
ОРУ. Падение на бок через партнера, стоящего на
четвереньках.
Стойки
(фронтальная, лево-,
правосторонняя)
1
7.
ОРУ. Падение на бок кувырком, держась за руку
партнера. Стойки
1
8.
ОРУ. Стойки. Падения на бок. Одежда дзюдоиста.
1
9.
ОРУ. Стойки. Захваты. Способы самостраховки при
падении на спину.
1
10.
ОРУ. Падение на спину из положения сидя и в
прыжке. Захваты: разноименный, за отворот и
рукав кимоно.
1
11.
ОРУ. Падение на спину через партнера, сидящего на
четвереньках и кувырком. Одноименные захваты
за кимоно.
1
12.
ОРУ. Акробатика. Падение на спину после броска
партнера. Передвижение в стойках вперед, назад,
вбок
1
13.
ОРУ.
Акробатика.
Передвижение.
Захваты.
1
14.
ОРУ. Эстафета с разученными элементами падения,
передвижения. Выведение из равновесия рывком.
1
15.
ОРУ.Самостраховка. Игра. Выведение из равновесия
толчком вперед и рывком на себя. Учебная борьба.
1
16.
ОРУ.Самостраховка. Игра. Выведение из равновесия
толчком вперед и рывком на себя. Учебная борьба.
1
17.
ОРУ на растяжку. Техника борьбы лежа. Не-ваза.
Техника удержаний (Осаекоми- ваза).
1
18.
Общеразвивающие упражнения. Игры с поясом. С
прыжками. Кувырки.
1
Самостраховка.
19.
20.
Основы техники и тактики борьбы
Специальная физическая подготовка (24ч)
СРУ.
Акробатика.
Подсечка
изнутри
под
одноименную ногу с захватом руки и
разноименного отворота.
1
1
21.
СРУ. Растяжка. Бросок через бедро с захватом руки и
шеи.
1
22.
СРУ. Растяжка. Бросок через бедро с захватом руки и
шеи.
1
23.
СРУ. Акробатика. Передняя подножка с захватом руки
двумя руками.
1
24.
СРУ. Акробатика. Передняя подножка с захватом руки
двумя руками.
1
25.
СРУ. Акробатика. Передняя подножка с захватом руки
двумя руками.
1
26.
СРУ. Учебная борьба в стойке.
1
27.
СРУ.
Акробатика.
Подсечка
изнутри
под
одноименную ногу с захватом руки и
разноименного отворота.
1
28.
СРУ. Растяжка. Бросок через бедро с захватом руки и
шеи.
1
29.
СРУ. Растяжка. Бросок через бедро с захватом руки и
шеи.
1
30.
СРУ. Акробатика. Передняя подножка с захватом руки
двумя руками.
1
31.
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
бросок через бедро).
1
32.
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
бросок через бедро).
1
33.
СРУ. Акробатика. Боковая подсечка под пятку,
зацепом стопой.
1
34.
СРУ. Акробатика: Боковая подсечка под пятку,
зацепом стопой.
1
35.
СРУ. Акробатика. Бросок через голову с упором стопы
в живот после начала атаки: боковой подсечкой
под пятку, зацепом стопой.
1
36.
СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку.
1
37.
СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку.
1
38.
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
бросок через бедро).
1
39.
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
1
бросок через бедро).
40.
СРУ. Акробатика. Боковая подсечка под пятку,
зацепом стопой.
1
41.
СРУ. Акробатика: Боковая подсечка под пятку,
зацепом стопой.
1
42.
СРУ. Акробатика. Бросок через голову с упором стопы
в живот после начала атаки: боковой подсечкой
под пятку, зацепом стопой.
1
43.
СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку.
1
44.
Техническая подготовка (24ч)
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
бросок через бедро).
1
45.
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
бросок через бедро).
1
46.
СРУ. Акробатика. Боковая подсечка под пятку,
зацепом стопой.
1
47.
СРУ. Акробатика: Боковая подсечка под пятку,
зацепом стопой.
1
48.
СРУ. Акробатика. Бросок через голову с упором стопы
в живот после начала атаки: боковой подсечкой
под пятку, зацепом стопой.
1
49.
СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку.
1
50.
СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку.
1
51.
СРУ. Рычаг локтя захватом руки между ног.
1
52.
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
бросок через бедро).
1
53.
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
бросок через бедро).
1
54.
СРУ. Акробатика. Боковая подсечка под пятку,
зацепом стопой.
1
55.
СРУ. Акробатика: Боковая подсечка под пятку,
зацепом стопой.
1
56.
СРУ. Акробатика. Бросок через голову с упором стопы
в живот после начала атаки: боковой подсечкой
под пятку, зацепом стопой.
1
57.
СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку.
1
58.
СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку.
1
59.
СРУ. Рычаг локтя захватом руки между ног.
1
60.
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
бросок через бедро).
1
61.
СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней
подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри,
бросок через бедро).
1
62.
СРУ. Учебная борьба в партере. Игра
1
63.
СРУ. Учебная борьба в партере. Игра
1
64.
СРУ. Учебная борьба в партере. Игра
1
65.
СРУ. Учебная борьба в стойке. Игра
1
66.
СРУ. Учебная борьба в стойке.
1
67.
СРУ. Учебная борьба в стойке.
1
68.
СРУ. Учебная борьба в стойке.
1
69.
Итоговое занятие (4ч)
ОРУ. Учебная борьба. 3 раза по 30 сек. Игра
1
70.
ОРУ. Учебная борьба. 3 раза по 1 минуты. Игра
1
71.
Контрольные испытания
1
72.
Контрольные испытания
1
Всего часов
72