Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Дзюдо», разработана в соответствии со следующими документами: • Федеральный закон «Об образовании в РФ» №273-Ф3 от 29.12.12г.; • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 г. №1897«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции от 29.12.2014 No1644); • СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержден постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 29.12.2010г. №189(в редакции от 25.12.2013); Актуальность программы состоит в том, что в настоящее время значительная часть школьников занимается физическими упражнениями лишь на уроках физической культуры. Поэтому одной из важнейших задач является привлечение как можно большего числа школьников к систематическим занятиям в различных секциях для повышения уровня физической подготовленности. Постоянные занятия дзюдо требует дисциплины, настойчивости, самоконтроля, соблюдения этикета, понимания соотношения между успехом и необходимыми для его достижения усилиями, воспитывают такие качества, как самообладание, воля к победе. Так же занятия позволяют обучающимся не только укрепить здоровье, но и найти друзей среди сверстников, что создает благоприятную обстановку и атмосферу доброжелательности в коллективе. Цель программы - создание условий для развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей ребенка через постоянные занятия борьбой «Дзюдо». Задачи: Образовательные: • обучить основным умениям и навыкам борьбы «Дзюдо»; • дать необходимые знания в области борьбы «Дзюдо». Развивающие: • содействовать эффективному физическому развитию; • развивать двигательные (кондиционные и координационные) способности. Воспитательные: • укреплять здоровье; • воспитывать потребности и умения самостоятельно заниматься дзюдо; • содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств; Общая характеристика курса Данная учебная программа позволяет решать задачи физического воспитания обучающихся, формируя у них целостное представление о физической культуре, ее возможностях в повышении работоспособности и улучшении состояния здоровья, а главное - воспитывая личность, способную к самостоятельной, творческой деятельности. Дзюдо - приобщает обучающихся к здоровому образу жизни, физически совершенствует, воспитывает волевые качества, мотивирует на достижение успеха. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане: Данная программа рассчитана на 72 учебных часа. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий. Срок реализации: 1 год Количество часов в год (по программе): 72 часа Количество часов в неделю: 2 часа. Технологии, методы: Образовательный цикл предусматривает групповую форму работы. Групповая форма организации детей на занятии используется на занятиях, где присутствуют все занимающиеся группы. На таких занятиях учащиеся приобретают теоретические знания, умения и навыки применимые к занятиям Дзюдо. Акцент делается на работе по достижению оптимальной спортивной формы для занятий Дзюдо всеми занимающимися. Методы и методические приемы обучения В курсе обучения применяются следующие методы: • Словесный метод - проводится в форме лекции и беседы. Теоретическое объяснение темы урока: проведение лекций об истории возникновения Дзюдо, о нравах и обычаях народов мира и т.д. • Наглядный метод - практический - включающий в себя исполнение заданных упражнений педагогом. • Репродуктивный метод - демонстрация усвоенного материала: исполнение заданной темы на итоговых занятиях. • Фронтальный метод - используется при освоении нового материала в совместном одновременном исполнении упражнений и комбинаций педагогом и обучающимися. • Групповой метод обучения, где ребята осваивают новую тему, занимаясь изучением и отработкой новых упражнений. Методические приёмы: 1. игровой - при изучении нового материала. 2. систематическая наработка упражнений для совершенствования техники исполнения. 3. физическая нагрузка на развитие гибкости и укрепление мышц. Ожидаемые результаты и способы их проверки К концу обучения учащиеся: • будут знать основную терминологию вида спорта дзюдо; • будут знать основные принципы дзюдо; • будут знать основные правила проведения спарринга в дзюдо; • будут уметь выполнять основные технические двигательные действия по дзюдо; • будут знать правила поведения при конфликтных ситуациях; • будут стремиться к здоровому образу жизни и гармонии тела; • будут физически выносливы, у них разовьются двигательные способности; • проявят интерес к занятиям дзюдо. Способы проверки результатов: контрольные упражнения по всем разделам программы. Планируемые результаты личностные: - активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; - проявлять положительные качества личности и управлять своими и эмоциями в различных ситуациях; - проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; - оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; метапредметные: - планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения; - технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности; - оценивать красоту телосложения и осанки; - видеть красоту движений, выделять и эстетические признаки в движениях и передвижениях человека; предметные: - планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня; - излагать факты истории развития физической культуры, характеризовать ее роль и значение в жизнедеятельности человека; - организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство; - характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств. Учебный план № Название раздела 1 Вводное занятие 2 Общая физическая подготовка 3 4 5 Специальная физическая подготовка Техническая подготовка Итоговое занятие. Итого Теория 1 1 количество часов Практика Всего 1 18 19 3 21 24 2 - 22 4 24 4 7 65 72 Содержание программы 1. Вводное занятие. (1ч.) Теория: постановка основных задач занятий. Практика: тест на гибкость и координацию. Формы занятий: теоретическое, практическое занятие. Характеристика деятельности обучающихся: репродуктивная. Формы и объект контроля освоения: фронтальный смотр общей и специальной физической подготовки. 2. Общая физическая подготовка. (19ч.) Общефизические упражнения. Теория: Координация движений. Овладение умением расслабляться. Практика: упражнения на развитие силовых способностей. Упражнения на развитие различных групп мышц (поднимание ног из виса на гимнастической стенке, прыжки в высоту, прыжки в длину). Формы занятий: теоретическое, практическое занятие. Характеристика деятельности обучающихся: частично-поисковая, репродуктивная. Формы и объект контроля освоения: комплекс упражнений на силу различных групп мышц. 3. Специальная физическая подготовка. (24 ч.) Теория: спортивная подготовка. Практика: упражнения для укрепления групп мышц, задействованных при выполнении базовых движений Дзюдо Формы занятий: практическое занятие Характеристика деятельности обучающихся: репродуктивная. Формы и объект контроля освоения: базовые движения Дзюдо без отягощения 4. Техническая подготовка. (24 ч.) Теория: базовые элементы Дзюдо. Практика: отработка и многократное повторение базовых элементов Дзюдо равновесий, прыжков, поворотов и бросков. Формы занятий: практическое занятие Характеристика деятельности обучающихся: репродуктивная. Формы и объект контроля освоения: комплекс базовых элементов Дзюдо . 5. Итоговое занятие. (4ч.) Теория: подведение итогов за год. Практика: сдача контрольных нормативов. Формы занятий: практическое занятие. Оценочные материалы Система контроля и зачетные требования Оценочные материалы: «ДЗЮДО» Входная диагностика проводится в сентябре с целью выявления первоначального уровня знаний и умений, возможностей детей их способностей в области спорта. Формы: педагогическое наблюдение; выполнение практических заданий педагога. Диагностика первоначального уровня знаний и умений проводится с каждым ребенком индивидуально. Текущий контроль осуществляется на занятиях в течение всего учебного года для отслеживания уровня освоения учебного материала программы и развития личностных качеств учащихся. Формы: педагогическое наблюдение; опрос на выявление умения рассказать правила выполнения. Промежуточный контроль предусмотрен 2 раза в год (декабрь, май) с целью выявления уровня освоения программы учащимися и корректировки процесса обучения. Формы: устный опрос; выполнение заданий; игровые формы; зачет, который содержит в себе проверку знаний методики выполнения упражнений. Итоговый контроль проводится в конце обучения по программе. Формы: Прием контрольных нормативов. Нормативы физической подготовленности Развиваемое физическое качество Контрольные (тесты) упражнения Быстрота Координация Выносливость Сила Силовая выносливость выносливость Скоростно-силовые качества Бег на 30 м (не более 5 с) Челночный бег 3 x10 м (не более 9 с) Бег 800 м (не более 4 мин.) Подтягивание на перекладине (на менее 6 раз) Подъем туловища лежа на спине (не менее 10 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа (не менее 15 раз) Прыжок в длину с места (не менее 140 см) Подтягивание на перекладине за 20 с (не менее 4 раз) Подъем туловища лежа на спине за 20 с (не менее 8 раз) Сгибание и разгибание рук в упоре лежа за 20 с (не менее 6 раз) Список литературы 1. Андреев В.М. Дзюдо. Методические указания. - М.: Динамо, 1987.-78с. 2. Антонов В.В., Герасимов С.Л., Бегунова И.М., Иоффе Е.Ю. Дзюдо КУМИ-КАТА (захваты). - Л.: СДЮШОР - Дзюдо,1991.-266 с. 3. Антонов В.В., Герасимов С.Л., Бегунова И.М., Иоффе Е.Ю. Дзюдо КУМИ-КАТА (захваты). - СПб.: СДЮШОР - Дзюдо,1992.-322 с. 4. Вахун М. Дзюдо: Основы тренировки. Пер.со словац. - Минск: Полымя, 1983.- 98 с. 5. Гавриков А., Масюков Ю., Зенько Л. Боевое дзюдо (методическое пособие). - Рига: 1991.-154 с. 6. Герасимов Ю.Н., Корнеев А.С., Семенов А.Н. Комплексная система подготовки дзюдоистов высшей спортивной квалификации в Ленинграде. Метод. Рекомендации. - Л.: ВИФК, 1984.-132 с. 7. Грищенков В.Н., Кочурко Е.И. Поединки на татами. - Минск: Полымя, 1987.-78 с. 8. Дахновский В.С., Рукавицин Б.Н. Обучение и тренировка дзюдоистов. - Минск: Полымя, 1989.-187 с. 9. Коблев ЯК. Рубанов М.Н., Невзоров В.М. Борьба дзюдо. - М.: ФИС, 1987.-78 с. 10. Крутовских С.С., Рогов А.А., Воробьев С.И., Кофанов Б.Е., Крывлева Н.Б. Боевое искусство дзюдо. Выпуск 1,2,3,4,5. - М.: ФСК "Персей", 1991 11. Литманович А. Структура тренировочных нагрузок в физической подготовке юных дзюдоистов на этапе начальной спортивной специализации. Автореферат диссертации. М.: ОГИФК:1987.-45 с. 12. Матвеев С.Ф. Тренировка в дзюдо. - Киев: Здоровье, 1985.-89 с. 13. Манолаки В.Г. Методика подготовки дзюдоисток различной квалификации. - СПб: 1993. - 155 с. 14. Милковский Е. Искусство спортивной борьбы Японии. - Минск: Полымя, 1991. -75 с. 15. Ого Махито. Дзюдо. - Ростов на/Д: Изд-во "Феникс", 1998.-76 с. 16. Павлук Я. Judosportowe. Варшава. - Спорт и туризм, 1973 .-22 с. Календарно-тематический план по программе «Дзюдо» на 2022-2023 учебный год № 1. 2. Дата по плану Дата по факту Тема занятия Кол-во часов Вводное занятие (1 ч.) Исторические сведения. Физическая культура и спорт в России и за рубежом. Правила поведения на татами. ТБ и профилактика травматизма на занятиях. Общая физическая подготовка (19ч.) Общеразвивающие упражнения. Игры с поясом. С прыжками. Кувырки. 1 1 3. Основы техники и тактики борьбы 1 4. Способы самостраховки при падении на бок из положения сидя 1 5. ОРУ. Падение на бок из положения сидя в прыжке 1 6. ОРУ. Падение на бок через партнера, стоящего на четвереньках. Стойки (фронтальная, лево-, правосторонняя) 1 7. ОРУ. Падение на бок кувырком, держась за руку партнера. Стойки 1 8. ОРУ. Стойки. Падения на бок. Одежда дзюдоиста. 1 9. ОРУ. Стойки. Захваты. Способы самостраховки при падении на спину. 1 10. ОРУ. Падение на спину из положения сидя и в прыжке. Захваты: разноименный, за отворот и рукав кимоно. 1 11. ОРУ. Падение на спину через партнера, сидящего на четвереньках и кувырком. Одноименные захваты за кимоно. 1 12. ОРУ. Акробатика. Падение на спину после броска партнера. Передвижение в стойках вперед, назад, вбок 1 13. ОРУ. Акробатика. Передвижение. Захваты. 1 14. ОРУ. Эстафета с разученными элементами падения, передвижения. Выведение из равновесия рывком. 1 15. ОРУ.Самостраховка. Игра. Выведение из равновесия толчком вперед и рывком на себя. Учебная борьба. 1 16. ОРУ.Самостраховка. Игра. Выведение из равновесия толчком вперед и рывком на себя. Учебная борьба. 1 17. ОРУ на растяжку. Техника борьбы лежа. Не-ваза. Техника удержаний (Осаекоми- ваза). 1 18. Общеразвивающие упражнения. Игры с поясом. С прыжками. Кувырки. 1 Самостраховка. 19. 20. Основы техники и тактики борьбы Специальная физическая подготовка (24ч) СРУ. Акробатика. Подсечка изнутри под одноименную ногу с захватом руки и разноименного отворота. 1 1 21. СРУ. Растяжка. Бросок через бедро с захватом руки и шеи. 1 22. СРУ. Растяжка. Бросок через бедро с захватом руки и шеи. 1 23. СРУ. Акробатика. Передняя подножка с захватом руки двумя руками. 1 24. СРУ. Акробатика. Передняя подножка с захватом руки двумя руками. 1 25. СРУ. Акробатика. Передняя подножка с захватом руки двумя руками. 1 26. СРУ. Учебная борьба в стойке. 1 27. СРУ. Акробатика. Подсечка изнутри под одноименную ногу с захватом руки и разноименного отворота. 1 28. СРУ. Растяжка. Бросок через бедро с захватом руки и шеи. 1 29. СРУ. Растяжка. Бросок через бедро с захватом руки и шеи. 1 30. СРУ. Акробатика. Передняя подножка с захватом руки двумя руками. 1 31. СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, бросок через бедро). 1 32. СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, бросок через бедро). 1 33. СРУ. Акробатика. Боковая подсечка под пятку, зацепом стопой. 1 34. СРУ. Акробатика: Боковая подсечка под пятку, зацепом стопой. 1 35. СРУ. Акробатика. Бросок через голову с упором стопы в живот после начала атаки: боковой подсечкой под пятку, зацепом стопой. 1 36. СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку. 1 37. СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку. 1 38. СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, бросок через бедро). 1 39. СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, 1 бросок через бедро). 40. СРУ. Акробатика. Боковая подсечка под пятку, зацепом стопой. 1 41. СРУ. Акробатика: Боковая подсечка под пятку, зацепом стопой. 1 42. СРУ. Акробатика. Бросок через голову с упором стопы в живот после начала атаки: боковой подсечкой под пятку, зацепом стопой. 1 43. СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку. 1 44. Техническая подготовка (24ч) СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, бросок через бедро). 1 45. СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, бросок через бедро). 1 46. СРУ. Акробатика. Боковая подсечка под пятку, зацепом стопой. 1 47. СРУ. Акробатика: Боковая подсечка под пятку, зацепом стопой. 1 48. СРУ. Акробатика. Бросок через голову с упором стопы в живот после начала атаки: боковой подсечкой под пятку, зацепом стопой. 1 49. СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку. 1 50. СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку. 1 51. СРУ. Рычаг локтя захватом руки между ног. 1 52. СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, бросок через бедро). 1 53. СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, бросок через бедро). 1 54. СРУ. Акробатика. Боковая подсечка под пятку, зацепом стопой. 1 55. СРУ. Акробатика: Боковая подсечка под пятку, зацепом стопой. 1 56. СРУ. Акробатика. Бросок через голову с упором стопы в живот после начала атаки: боковой подсечкой под пятку, зацепом стопой. 1 57. СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку. 1 58. СРУ. Борьба в партере. Болевые приемы (кансецуваза). Рычаг локтя от удержания сбоку. 1 59. СРУ. Рычаг локтя захватом руки между ног. 1 60. СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, бросок через бедро). 1 61. СРУ. Акробатика. Растяжка. Контрприем от передней подножки (боковая подсечка, подсечка изнутри, бросок через бедро). 1 62. СРУ. Учебная борьба в партере. Игра 1 63. СРУ. Учебная борьба в партере. Игра 1 64. СРУ. Учебная борьба в партере. Игра 1 65. СРУ. Учебная борьба в стойке. Игра 1 66. СРУ. Учебная борьба в стойке. 1 67. СРУ. Учебная борьба в стойке. 1 68. СРУ. Учебная борьба в стойке. 1 69. Итоговое занятие (4ч) ОРУ. Учебная борьба. 3 раза по 30 сек. Игра 1 70. ОРУ. Учебная борьба. 3 раза по 1 минуты. Игра 1 71. Контрольные испытания 1 72. Контрольные испытания 1 Всего часов 72