Экологический букварь

1

Пояснительная записка
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Экологический
букварь» - программа естественнонаучной направленности с опорой на краеведческое
содержание. Программа составлена с опорой на требования Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования.
За основу данной программы взята программа по экологии для младших школьников
«Экологический букварь», разработанная педагогом дополнительного образования ЦДЮТ
№2 г. Братска Л. А. Клоповой в 2000 году. Авторская программа ставит целью изучение
компонентов живой природы и разработана по принципу букваря.
В представленной программе добавлены часы на изучение компонентов неживой
природы, в чём и заключается её модификация, т.к. автор допускает введение тем на
усмотрение педагога. Вместе с тем принципы построения и содержания программы
выдержанны согласно авторского варианта. Таким образом, от буквы к букве дети
накапливают багаж знаний о природе. На каждом занятии они знакомятся с
представителями растительного, животного мира и компонентами неживой природы
только на одну букву алфавита.
Новизна программы состоит в комплексном подходе решения задач обучения,
воспитания и развития экологического образования школьников начальных классов.
Весь курс обучения по данной программе носит ознакомительный характер и
предполагает значительное количество практических занятий, экскурсий по
экологической тропе, большой объём занятий с использованием ТСО, инновационных
технологий.
Актуальность программы «Экологический букварь» для начальной школы
заключается в том, что современное экологическое образование подразумевает
непрерывный процесс обучения, воспитания и развития, направленный на формирование
общей экологической культуры и ответственности подрастающего поколения. Создает
условия для развития индивидуальности, учит самостоятельному решению жизненных
задач, является условием формирования готовности индивида к самоопределению в
производственной и социальной сферах, в личной жизни человека.
Тематика занятий та же, что в большинстве программ естественнонаучной направленности.
Это круг проблем, волнующих ребёнка от возраста к возрасту: природа, времена года,
животные, человек, его отношение к миру и другим людям. Это сказки, литературные
персонажи по тем же темам на разных возрастных этапах. Всё это формирует каждый раз
более высокий, более сложный уровень восприятия воспитанников, более полное постижения
ими разнообразия и красоты мира в различных её взаимосвязях и проявлениях.
Основной целью программы «Экологический букварь» является формирование у
школьников первичных экологических знаний, осознанного правильного отношения к
объектам природы, находящимся рядом (формирование экологической культуры).
Познавательный аспект содержания раскрывается посредством знакомства с живыми и
неживыми объектами природы, необходимыми для сохранения видов животных и
растений.
Задачи:
Обучающие:
1. Обобщать и расширять знания по учебной программе «Окружающий мир»;
2. Учить овладевать методами практической работы экологической направленности;
3. Обучать методам самостоятельного поиска, систематизации, обобщения научной
информации.
Развивающие:
1. Развивать естественнонаучное мировоззрение, усиливать связь обучения с жизнью;
2. Развивать навыки практической работы, исследовательской и проектной деятельности,
творческие способности учащихся.
2

3. Вырабатывать умение вести себя в соответствии с общечеловеческими нормами
морали.
Дети учатся понимать и осознавать правила своего поведения в окружающей среде,
чтобы самим определять необходимость соответствующих действий в конкретной
ситуации.
Воспитательные:
1. Формировать целостную личность, развивающуюся в гармонии природы и
цивилизации.
2. Способствовать воспитанию активной жизненной позиции младших школьников;
3. Воспитывать в детях эстетическое и нравственное отношение к окружающей среде,
всему живому;
Отличительные особенности программы «Экологический букварь». Данная
программа способствует углублённому изучению окружающего мира, биологии и
экологии. Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед придают
программе особое значение развивают творческую любознательность,
интеллектуальную личность.
Возрастные особенности программы
Программа предназначена для учащихся 1 – 4 класса образовательной школы.
Объём, содержание программы. Программа рассчитана на 36 часов.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы
Программа реализуется в течение 1 года, 1 час в неделю.
Форма обучения – очная.
Режим занятий:
Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы
детей. Учебный план предусматривает одно занятие в неделю по 30-40 минут каждое.
Количество аудиторных занятий не превышает 40 % от общего количества занятий.
Межпредметные связи программы.
Программа «Экологический букварь» носит комплексный характер, что отражено в
межпредметных связях с такими учебными дисциплинами как литературное чтение,
окружающий мир, технология, изобразительное искусство, физическая культура, музыка.
Формы работы с детьми:
 учебные занятия: традиционные, нетрадиционные (викторины, праздники и др.);
 экскурсии
 наблюдения
 трудовые и экологические десанты
 проектная деятельность
 мини - исследования
Материал программы не перегружен сведениями о многих видах флоры и фауны, а более
подробно рассматриваются один, два. Биологические особенности компонентов живой
природы изучаются по плану: внешний вид, среда обитания, питание, взаимосвязи в
природе и охрана. Излагаемый материал дается в доступной, познавательной,
развлекательной форме и несет в себе воспитательные моменты.
Программа предусматривает проведение занятий в учебном кабинете, в музее,
библиотеке, на пришкольном участке, уголке живой природы,
В данной программе предусмотрено чередование различных форм и методов
работы, смена видов деятельности. Учитывая
возрастные особенности детей,
предусмотрено использование большего количества дидактического материала, игр,
загадок, кроссвордов, выполнение зарисовок, ведутся наблюдения в природе.
В комплексном курсе «Экологический букварь» практические, теоретические и экологооздоровительные занятия. При рисовании животных и растений на изучаемую букву
повторяется, расширяется и закрепляется материал, полученный на занятиях.
3

Для учащихся начальных классов наиболее значимыми видами деятельности
признаются игровая и учебная, причем переход от игровой к учебной деятельности и
целостное формирование последней. Ребята с удовольствием участвуют в проведении
конкурсов на лучшее сочинение, загадку, сказку, рисунок, пантомиму, мини-пьесу и пр.
Здесь активен каждый, он не слушатель, не сторонний наблюдатель, а непосредственный
участник, вникающий во все детали работы. Соревнования обычно проводятся в
занимательной форме, что гораздо более эффективно в данном возрасте, чем просто
указание условий конкурса.

Планируемые результаты реализации программы:

 приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности
и повседневной жизни.
 формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего
общества и к социальной реальности в целом.
 развитие ценностных отношений к природе, к познанию, к другим людям;
стремление к коллективной творческой деятельности.
 приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия.
В результате освоения данной программы дети должны
знать:
•
изученные растения и животных;
•
места их обитания;
•
взаимосвязи в живой и неживой природе;
•
как правильно вести себя в природной среде;
•
методы работы с простейшим инструментарием;
•
теоретические знания при обращении с живыми организмами;
•
последствия деятельности людей в природе (конкретные примеры);
•
как выразить свое отношение к природе и людям в игре и продуктивной
деятельности в виде рисования, изготовления поделок, составление сказок, минисочинений и т.п.
уметь:
 распознавать изученные растения и животных;
 называть места их обитания
 составлять экологические модели, трофические цепи;
 находить взаимосвязи в животном и растительном мире;
 давать рекомендации по сохранению многообразия животных и растений;
 представлять индивидуальные реферативные работы, уметь проводить их защиту.
 ставить простейшие опыты с объектами неживой и живой природы;
 пользоваться дополнительной литературой, необходимой для расширения своих
знаний;
 работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать
собственную точку зрения.
 правильно вести себя в природной среде.

Учебный план
(1 год обучения 1 час в неделю)
№

Наименование темы

Количество часов

Форма
промежуточно

4

I.
1.
2.
II
3/1
4/2
5/3
6/4
7/5
8/6
9/7
10/8
11/9
12/10
13/11
14/12
15/13
16/14
17/15
18/16
19/17
20/18
21/19
22/20
23/21
24/22
25/23
26/24
27/25
28/26
29/27
III.
30
31
32
33
34
IV.
35

36

Всего
часов

Теор
ия

Прак
тика

Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с планом
работы. Своя игра «В мире природы».
Экскурсия «Осенние изменения в природе».

2
1

1

1
1

Экология неживой и живой природы.
Буква А. Атмосфера.
Буква Б. Бурозубка. Багульник.
Буква В. Ворона. Верба.
Буква Г. Гидросфера.
Буква Д. Долгоносики. Душица.
Буква Е.Ё.Ельник. Ёж.
Буква Ж. Животные – рекордсмены.
Буква З. Заповедники.
Буква И. Исследование природы.
Буква К. Красная книга.
Буква Л. Лекарственные растения.
Буква М. Маскировка животных.
Буква Н. Насекомоядные растения.
Буква О. Озеро Байкал.
Буква П. Пустыня.
Буква Р. Рысь. Росомаха.
Буква С. Стихийные бедствия.
Буква Т. Тофалария – страна гор.
Буква У. Улитка. Уруть.
Буква Ф. Фламинго. Фиалка.
Буква Х. Хариус. Хвощ.
Буква Ц. Циклоп и другие одноклеточные.
Буква Ч. Чудеса природы.
Буква Ш.Щ. Шершень. Щавель.
Буква Э. Эндемики.
Буква Ю. Южный полюс.
Буква Я. Ядовитые растения и животные.
Экологические праздники.
Осенние экологические праздники и дни.
Зимние экологические праздники дни.
Весенние экологические праздники дни.
Летние экологические праздники дни.
Уроки Доброты. Экскурсия в тактильный
зоопарк «Чудо на ладони»
Итоговое занятие.
Что узнали? Чему научились? Годовая
экологическая викторина «Экологический
букварь».
Чему научились? Что сделали? Выставка
рисунков и поделок.
Итого за год обучения

27
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1

1

1
13

14
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
4
1
1
1
1

1

1

2
1

2
1

1

1

36

й (итоговой)
аттестации

17

Опрос,
тестирование

18
5

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел \ месяц
I Вводное
занятие
II. Экология
неживой и живой
природы.
III.Экологические
праздники.
IV.Итоговое
занятие. Итоговая
аттестация
Всего
№
I.
1.

2

II
3

4

5

сен

октяб.

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

4

6

4

4

4

4

апрель

май

3

2

2
1

2

3

4

6

4

4

4

4

3

4

Содержание программы «Экологический букварь» 1 час в неделю.
Теоретическая часть
Практическая часть
I год обучения.
Вводное занятие
Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Дидактическая игра:
Необходимые дополнительные материалы. Беседы Доскажи словечко.
по технике безопасности №1 «Правила поведения в Разгадывание
загадок,
объединение», №2 «Правила поведения на дороге».
ребусов.
Познавательно – развлекательная игра «Своя игра».
Пройди лабиринт.
Экскурсия «Осенние изменения в природе».
Сбор природного материала
Выход в лесопарковую зону. Экскурсия как средство – листья, цветы, стебли
стимулирования исследовательской деятельности. злаков,
мох,
семена
Основные признаки осени. Краски осени.
растений, шишки хвойных
пород деревьев и т.д.
Игра в вопросе о природе
«Паук в паутине», «Найди
три предмета»
Экология неживой и живой природы
Буква А. Атмосфера.
Свойства воздуха.
Свойства воздуха.
Есть ли воздух в почве,
Значение воздушной оболочки Земли в природе и камне, в листьях.
жизни человека.
Ветер – движение воздуха.
Охрана воздушной оболочки Земли.
Буква Б. Бурозубка. Багульник.
Следы жизнедеятельности
Разнообразие животного и растительного мира на
бурозубки.
букву Б.
Составление
пищевой
Беседа о бурозубке: внешний вид; места обитания;
цепочки.
питание; взаимоотношения в природе.
Игра на развитие органов
Беседа о багульнике: внешний вид, места обитания,
чувств «Мешок загадок».
значение, охрана вида.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Буква В. Ворона. Верба.
Разгадывание
загадок
Разнообразие животного и растительного мира на
Составление
портрета
букву В.
вороны.
Беседа о вороне: внешний вид; места обитания; Пройди лабиринт.
6

6

7

8

9

10

11

12

питание; взаимоотношения в природе.
Ворона - «интеллектуальная» птица. Чтение и
анализ рассказа В. Зотова «Ворона».
Подробный рассказ о багульнике: внешний вид,
места обитания, значение, охрана вида.
Буква Г. Гидросфера.
Вода в природе.
Сказка о Царице – Водице (свойства воды).
Сказка «Путешествие капельки» (состояния воды)
Значение воды в природе и жизни человека.
Охрана водных просторов Земли.
Буква Д. Долгоносики. Душица.
Разнообразие животного и растительного мира на
букву Д.
Беседа о жуке долгоносике: внешний вид; места
обитания; питание; взаимоотношения в природе.
Подробный рассказ о душице: внешний вид, места
обитания, значение, охрана вида.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Буква Е.Ё.Ельник. Ёж.
Еловый лес – описание, особенности, природа,
интересные факты.
Разнообразие животного и растительного мира на
буквы Е и Ё.
Беседа о ежах: место обитания, внешнее строение,
питание, взаимоотношения в природе, значение в
природе и жизни человека, охрана вида.
Буква Ж. Животные – рекордсмены.
Что такое рекордсмен? Книга рекордов Гинесса.
Беседа: По каким признакам выделяют животных
рекордсменов.
Просмотр видео фильма «Животные рекордсмены»
Закрепление: Викторина «Самый, самый, самый»
Буква З. Заповедники.
Понятие – заповедник.
Заповедники России.
Заповедники Байкала. Географическое положение.
Дата создания. Уникальность.
Достопримечательности. Обитатели.
Значение заповедников. Вывод. Просмотр
мульфильма «Сибирячок и зайчиковая берёза»
Буква И. Исследование природы.
Эксперимент - самый главный способ получения
информации об окружающем нас мире. Что знаем об
экспериментировании. Как узнать новое с помощью
экспериментов. Наблюдение и наблюдательность.
Наблюдение - способ изучения окружающего нас
мира. Информация об открытиях, сделанных на
основе наблюдений. Знакомство с приборами,
созданными для наблюдения (микроскоп, лупа, др.).
Буква К. Красная книга.
Красная книга – сигнал опасности. Страницы

Раскрась рисунок.

Основные свойства воды.
Вода–растворитель.
Есть ли вода в растениях.
Испарение воды.
Работа с коллекцией жуков
нашей местности.
Упражнения – живая буква.
Третий лишний.
Доскажи слово.

Следы животных ельника.
Внешний вид ели.
Строение хвоинок ели.
Сравнение хвои ели и сосны.
Сочиняем сказку.
Рисуем зубной пастой
«Снежные ели».
Дидактическая игра:
Измерь шею жирафа.
Найди лишнего
Сосчитай пингвинов
Лепка из пластилина
«Сетчатый питон»
Дидактические игры:
Азбука Морзе.
Зашифрованное письмо.
Морской бой.
Найди и закрась.

№2. Проведение
экспериментов:
Тонет – не тонет.
Притянет магнит, или нет.

Сочиняем сказку.
Мастер – класс – рисуем
7

13

14

15

16

17

18

19

20

Красной книги.
Знакомство с растениями и
животными Красной книги Иркутской области.
Нелюбимые животные. Значение в природе змей,
жаб, пауков. Что нам делать, как нам быть. Все
живое должно жить.
Буква Л. Лекарственные растения.
Беседа о лекарственных растениях - внешний вид,
места обитания, применение, охрана.
Интеллектуально-познавательная игра «Версты».
Буква М. Маскировка животных.
Что такое мимикрия. Кому она свойственна.
Для чего прячутся животные.
Видео фильм: Меняющий цвета осьминог.
Буква Н. Насекомоядные растения.
Многообразие насекомоядных растений.
Беседа о росянке: внешний вид; места обитания;
питание; взаимоотношения в природе.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Буква О. Озеро Байкал.
Географическое положение и размеры.
Растительный и животный мир.
Особо охраняемые территории Байкала.
Интересные факты. Сказки. Истории. Легенды.
Буква П. Пустыня.
Знакомство с пустыней.
Растения и животные пустыни.
Виртуальная экскурсия «Пустыня и её обитатели».
Как верблюд приспособился к жизни в пустыне?
Буква Р. Рысь. Росомаха.
Разнообразие животного и растительного мира на
букву Р.
Беседа о рыси и росомахе: внешний вид; места
обитания; питание; взаимоотношения в природе.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Буква С. Стихийные бедствия.
Стихийные бедствия: засуха, наводнение,
землетрясение.
Природная стихия – огонь. Огонь – спутник и
помощник человека. Молния. Вулкан огнедышащая гора.
Приспособление животных и растений к стихийным
бедствиям. Растения – барометры.
Беседа по Т.Б. №3 «Правила пожарной
безопасности»
Буква Т. Тофалария – страна гор.
Виртуальная экскурсия по Тофаларии (презентация,
видео – фильм). Нетронутая красота.
Тофы – кочевой народ.
Домашние животные тофолар.
Дикие животные и растения Тофаларии.

ирбиса.
Выступление с рефератами.

Работа
с
гербарием
лекарственных растений.
Решаем проблему: Можно
ли увидеть примеры
мимикрии в городе.
Экологическая игра«Поиск».
Упражнения – живая буква.
Третий лишний.
Доскажи слово.
Выступление с рефератами.

Определение возможности
проживания верблюда в
пустыне, неделями обходясь
без воды
Составление сравнительных
рассказов «Чудеса пустыни».
Сравнение следов:
рыси - кошки
росомахи - волка – лисы
Делаем выводы.
Составляем цепи питания.
Извержение вулкана.
Работа с коллекцией камней
вулканического
происхождения.

Работа с картой
Нижнеудинского района.
Экологический тренинг
«Красная книга»
Выступление с рефератами.

8

21

22

23

24

25

26

27

28

Экскурсия в городской музей.
Буква У. Улитка. Уруть.
Разнообразие животного и растительного мира на
букву У.
Беседа о улитках: внешний вид; места обитания;
питание; взаимоотношения в природе.
Подробный рассказ о растении - уруть: внешний вид,
места обитания, значение, охрана вида.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Буква Ф. Фламинго. Фиалка.
Разнообразие животного и растительного мира на
букву Ф.
Беседа о фламинго: внешний вид; места обитания;
питание; взаимоотношения в природе.
Подробный рассказ о фиалке: внешний вид, места
обитания, значение, охрана вида.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Буква Х. Хариус. Хвощ.
Разнообразие животного и растительного мира на
букву Х.
Беседа о хариусе: внешний вид; места обитания;
питание; взаимоотношения в природе.
Подробный рассказ о хвощах: внешний вид, места
обитания, значение, охрана вида.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Буква Ц. Циклоп и другие одноклеточные.
Многообразие одноклеточных животных и растений.
Беседа о циклопе: внешний вид; места обитания;
питание; взаимоотношения в природе.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Буква Ч. Чудеса природы.
Виртуальное путешествие по миру «Чудеса природы
в разных уголках нашей планеты» - презентация.
Викторина «Чудеса природы»
Буква Ш.Щ. Шершень. Щавель.
Разнообразие животного и растительного мира на
букву Ш. Щ.
Беседа о насекомом - шершень: внешний вид; места
обитания; питание; взаимоотношения в природе.
Подробный рассказ о щавеле: внешний вид, места
обитания, значение, охрана вида.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Буква Э. Эндемики.
Понятие эндемики.
Эндемики мира (путешествие по карте)
Эндемики России.
Эндемики Байкала.
Буква Ю. Южный полюс.
Антарктида – самый холодный материк на Земле.
Арктика – Северный полюс. Обитатели Антарктиды
и Арктики. Человек на Южном и Северном полюсе.

Разгадывание загадок.
Пройди лабиринт.
Раскрась рисунок.

Составление портрета
фламинго
Рисуем фиалки.

Интерактивная игра «Слова
и образы»

Устройство микроскопа.
Циклоп под микроскопом –
внешнее строение.
Экологическая игра
«Поиск».
Упражнение – живая буква,
третий лишний.

Интерактивная игра «Внуки
Карла Линнея»
Выступление с рефератами.
Составление сравнительных
рассказов
«Чудеса
Антарктиды».
«Узор на стекле».
9

29

III.
30

31

32

33

Буква Я. Ядовитые растения и животные.
Многообразие ядовитых животных и растений.
Беседа о гадюке: внешний вид; места обитания;
питание; взаимоотношения в природе,
Беседа о мухоморе.
Правила поведения при общении с ядовитыми
животными и растениями.
Загадки. Сказка и быль сравнение. Вывод.
Экологические праздники.
Осенние экологические праздники и дни.
Беседа – когда, как, почему стали отмечать эти
праздники:
13 сентября - День Байкала
24 сентября - Всемирный день моря
2 октября - Всемирный день сельскохозяйственных
животных
23 октября - Международный день снежного барса
12 ноября, четверг - Синичкин день
Зимние экологические праздники дни.
Беседа – когда, как, почему стали отмечать эти
праздники:
11 января - День заповедников
9 февраля - Всемирный день защиты морских
млекопитающих и Всемирный день китов
27 февраля, четверг - Международный день
полярного медведя
Весенние экологические праздники дни.
Беседа – когда, как, почему стали отмечать эти
праздники:
1 марта - День кошек в России; Начало весны
3 марта - Всемирный день дикой природы
20 марта - Всемирный день Земли; Всемирный день
воробья
21 марта - Международный день лесов
22 марта - Всемирный день водных ресурсов
23 марта - Всемирный день метеоролога
1 апреля - Международный день птиц (День
орнитолога)
4 апреля - Всемирный День бродячих животных
3 мая - День Солнца
22 мая - Международный день биологического
разнообразия
Летние экологические праздники дни.
Беседа – когда, как, почему стали отмечать эти
праздники:
5 июня - Всемирный день охраны окружающей
среды (День эколога)
8 июня - Всемирный день океанов
16 июня - Всемирный день морских черепах
29 июля - Международный день тигра

Творческая
лаборатория
«Северный полюс».
Составление рассказа по
картинкам.
Рисуем,
раскрашиваем,
вырезаем «Змея по спирали»

Упражнения – живая буква.
Третий лишний.
Доскажи слово.
Разгадывание загадок.
Пройди лабиринт.

Упражнения – живая буква.
Третий лишний.
Доскажи слово.
Разгадывание загадок.
Пройди лабиринт.

Упражнения – живая буква.
Третий лишний.
Доскажи слово.
Разгадывание загадок.
Пройди лабиринт.

Упражнения – живая буква.
Третий лишний.
Доскажи слово
Разгадывание загадок.
Пройди лабиринт.

10

34

IV.
37

36

Уроки Доброты. Экскурсия в тактильный зоопарк
«Чудо на ладони».
Знакомство с обитателями зоопарка, их содержание,
уходом.
Итоговое занятие
Подводим итоги:
Что мы узнали?
Чему Опрос, тестирование
научились?
Годовая викторина: «Экологический букварь».
Подводим итоги: Чему научились? Что сделали?
Весенний трудовой десант
Выставка рисунков и поделок.
«Мы за чистый город».
Конкурс на лучшую работу.

Оценочные материалы
Контроль над выполнением программы осуществляется в виде тестовых заданий,
защиты реферативных работ, конкурсов, викторин, выставок рисунков и поделок. Оценка
результатов работы происходит через контроль знаний и умений после прохождения тем
за учебный год, по изменению в поведении ребенка, через работу на практических
занятиях, экскурсиях, в подготовке докладов.
Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной
программе «Экологический букварь» заключается в следующем: совокупность
измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные
умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до
максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими
тестовыми баллами (0 – 3 баллов).
Критерии оценки уровня теоретической подготовки определяются методом
тестирования и наблюдения:
 соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
 развитость практических навыков работы со специальной литературой
 осмысленность и свобода использования специальной терминологии
Критерии оценки уровня практической подготовки определяются анализом
выполнения практического задания и методом наблюдения:
 соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям
 свобода владения специальным оборудованием и оснащением
 качество выполнения практического задания
Критерии оценки уровня развития и воспитанности определяются методом
наблюдения:
 культура поведения - умение контролировать свои поступки
 способность самостоятельно организовать свое место
 аккуратность и ответственность при работе
МОНИТОРИНГ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ
СТЕПЕНЬ
КОЛИЧЕСТВО
МЕТОДЫ
КРИТЕРИИ
ВЫРАЖЕННОСТИ
БАЛЛОВ
ДИАГНОСТИКИ
Теоретическая подготовка
- практически не усвоил
0
соответствие
теоретическое
уровня
тестирование
содержание
программы;
теоретических
Минимальный уровень
знаний
овладел менее чем ½
1
программным
11

требованиям

развитость
практических
навыков работы со
специальной
литературой

осмысленность и
свобода
использования
специальной
терминологии

объёма знаний,
предусмотренных
программой;
Средний уровень
- объём усвоенных
знаний составил более ½
Максимальный уровень
- усвоил практически
весь объём знаний,
предусмотренных
программой
- учебную литературу не
использует, работать с
ней не умеет;
- испытывает серьезные
затруднения при выборе
и работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога;
- работает с литературой
с помощью педагога или
родителей;
- работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей;
Не употребляет
специальные термины;
- знает отдельные
термины, но избегает их
употреблять ;
- сочетает специальную
терминологию с бытовой;
- специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержание

2

3

наблюдение

0

1

2

3
0

наблюдение

1

2
3

Практическая подготовка
соответствие уровня
развития
практических
умений и навыков
программным
требованиям

свобода владения
специальным

-практически не овладел
умениями и навыками;
- овладел менее чем ½
предусмотренных
программой умений и
навыков;
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½;
- овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период
- не пользуется
специальными

0

Анализ выполнения
практического
задания

1

2

3

0

наблюдение
12

оборудованием
оснащением

и

качество
выполнения
практического
задания

приборами и
оснащением;
- испытывает серьезные
затруднения при работе с
оборудованием;
- работает с
оборудованием с
помощью педагога;
- работает с
оборудованием
самостоятельно, не
испытывает особых
затруднений;
в состоянии выполнять
лишь простейшие
практические задания
педагога;
- выполняет задания на
основе образца;
- выполняет
практические задания с
элементами творчества с
помощью педагога;
- выполняет
практические задания с
элементами творчества,
самостоятельно

1

2

3

0

наблюдение

1

2

3

Общеучебные умения и навыки
культура поведения
- умение
контролировать свои
поступки

способность
самостоятельно
организовать свое
место

аккуратность
ответственность

и

- иногда – самим
ребенком
- ребенок постоянно
находится под
воздействием контроля из
вне
- периодически
контролирует себя сам
- постоянно контролирует
себя сам
- рабочее время
организовывать не умеет;
- испытывает серьезные
затруднения при
организации своего
рабочего места,
нуждается в постоянном
контроле и помощи
педагога;
- организовывает свое
рабочее место и утирает
за собой при
напоминании педагога;
- самостоятельно готовит
рабочее место и убирает
за собой;
-безответственен,
работать аккуратно не

0

наблюдение

1

2
3
0

наблюдение

1

2

3

0

наблюдение
13

при работе

умеет и не стремится;
- испытывает серьезные
затруднения при
необходимости работать
аккуратно, нуждается в
постоянном контроле и
помощи педагога;
- работает аккуратно, но
иногда нуждается в
напоминании педагога;
- аккуратно, ответственно
выполняет работу,
контролирует себя сам.

1

2

3

Уровень считается минимальным, если степень выраженности критерия –
менее ½ от необходимого объема;
Уровень считается средним, если степень выраженности критерия –
½ от необходимого объема;
Уровень считается максимальным, если степень выраженности критерия –
более ½ от необходимого объема.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО
ПРОГРАММЕ «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ БУКВАРЬ»
I. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тест состоит из 10 заданий
Формы заданий теста: с множественным выбором – 16 (100%)
Вес тестовых заданий: с множественным выбором – 1 балл
Рекомендованное время выполнения теста – 20 минут (+/ - 5)
Ф.И._______________________________________КЛАСС______________
Обведи кружочком номер правильного ответа.
1.Какое животное является символом Всемирного фонда дикой природы?
А. КОАЛА.
 Б. ПАНДА.
В. НЕРПА.
2. На страницы какого цвета занесены животные - лоси, бобры, численность которых
восстановлена человеком?
А. БЕЛЫЕ.
Б. КРАСНЫЕ.
 В. ЗЕЛЁНЫЕ.
3. Какая из перечисленных змей не встречается в нашей местности?
А. Уж.
Б. Гадюка.
 В. Анаконда.
4. Какие деревья зимой остаются зелеными?
 А. Ель.
 Б. Пихта.
В. Береза.
 Г. Сосна.
Д. Тополь
14

 Ж. Кедр
З. Рябина
5. Сколько сапожек подарим жуку на его день рождения?
А. 4.
 Б. 6.
В. 8.
7. Сколько крыльев у жука?
 А. 4.
Б. 6.
В. 2.
8. Ветер – это ….?
А. Извержение вулкана.
Б. Течение воды.
 В. Движение воздуха.
9. Вулкан – это….
А. Каменный город.
Б. Штормовое предупреждение.
 В. Огнедышащая гора.
10. Какая цепь питания верна:
А. бабочка – лягушка – трава - цапля
Б. цапля – трава – бабочка – лягушка
 В. Трава – бабочка – лягушка - цапля
11. Напиши ответ:
 Первый летний месяц - (июнь)
 Третий осенний месяц - (ноябрь)
 Второй весенний месяц – (апрель)
 Второй зимний месяц - (январь)
12. Найди правильный ответ.
Жила яблоня. И вырастали на ней сладкие, наливные яблоки. Но однажды Корни
возмутились:- Почему мы должны работать в земле, а вы Листья, только на солнышке
греться.- И Корни прогнали Листья с дерева….. Все лето трудились Корни. А осенью
 -яблок выросло больше, чем всегда.
 - яблоки совсем не выросли. +
 - яблок выросло меньше, чем всегда.
II. АНКЕТА
Анкета состоит из 3 вопросов
Форма заданий: Задания с развернутым ответом, в которых необходимо привести
полный ответ.
Рекомендованное время выполнения теста – 5 минут
Ответ на вопрос запиши в отведенном для этого месте.
1. Понравились вам наши занятия____________________________________
2. Если да то, что вам больше всего понравилось
_________________________________________________________________
_________________________________________________________________
3. На следующий учебный год хотели бы вы продолжить изучать программу
«Экологический букварь ______________________________________
15

III. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Рекомендованное время выполнения теста – 10 минут(+5)
Учащиеся выбирают билет с заданием, самостоятельно подбирают необходимое
оборудование, проводят практическую работу, делают вывод.
Оборудование: одноразовые стаканчики, тарелки, трубочки; листы бумаги; вода; лед; лист
комнатного растения; воздушный шар; свисток; ветки и плоды - пихты, кедра, сосны,
лиственницы, ель, береза, рябина, черемуха; песок, паралон, нитки, карандаш.
Выясни и докажи:
1. Каким свойством не обладает вода чистая вода?
А. Бесцветная.
Б. Текучая.
В. Горючая.
2. Есть ли вода в растениях?
3. Можно ли воздух услышать?
4. С какой ветки эти детки (плоды)?
5. Почему ноги верблюда не проваливаются в песке?
6. В баночках находятся растения, определи по запаху мяту, укроп, полынь
7. Какое из предложенных лекарственных растений узнает даже слепой? Покажите
его. (Крапива)
8. С какого лекарственного растения эти плоды? Покажите его. (Шиповник)
9. Из предложенных минералов найдите съедобный.
10. Подготовь микроскоп к работе.
11. Перед вами изображение птиц. Одна птица лишняя. Какая это птица? Почему вы
так считаете, что именно эта птица?
12. Попробуй угадать, где, чьи следы?

Условия реализации программы
Данная программа реализуется: на базе МКОУ СОШ №1, МКОУ СОШ №12
Иллюстративный, наглядный, раздаточный, методический материал находится у педагога
и приносится по необходимости на каждое занятие в соответствие с темой занятия.
Методическое обеспечение программы
Программа «Экологический букварь» обеспечена методическими видами продукции:
 конспекты учебных занятий;
 разработки бесед, экскурсий, конкурсов;
 рекомендации по проведению практических работ, по постановке опытов,
 дидактический и лекционный материал по темам,
 методики по исследовательской и проектной деятельности,
 методические руководства по проведению экологических игр,
 сборники загадок, ребусов, кроссвордов и др.,
 подборка экологических сказок, рассказов, легенд о растениях, животных,
компонентах неживой природы;
 иллюстративный материал.
 наглядный и дидактический материал (схемы, плакаты, муляжи, образцы полезных
ископаемых и др. материалы);
 инструменты и принадлежности для практических работ;
 раздаточный материал для творческой работы учащихся (листы бумаги,
карандаши, фломастеры и др.);
При реализации программы используются:
16









образовательные технологии;
развивающее обучение;
проблемное обучение;
исследовательские, проектные методы обучения;
технология игрового обучения;
обучение в сотрудничестве (групповая работа);
здоровьесберегающие технологии.

Список литературы
для педагога:
1.
«Экологические сказки»: Пособие для учителей 1-6 классов/ Сост. Фадеева Г.А. –
Волгоград.: Учитель, 2005.
2.
Дмитриев Ю.Д. «Соседи по планете». – М.: Детская литература, 1985.
3.
Седлецкая Е.А. «Экологический букварь». М.: Экопрос, 1994.
4.
Рохлов В. «Занимательная ботаника»: Книга для учащихся, учителей и родителей –
М.: АСТ-ПРЕСС, 2002.
5.
Веккионе Г. «Занимательные опыты» 100 интересных эксперементов, которые
помогутпонять законы окружающего мира: физика, химия, биология, астрономия: пер. с
англ/ Глен Векконе, - М.: АСТ: Астрель, 2008
6.
Бунтовская С. «Цветок лета. Экологически чистые сказки с берега Байкала». –
Иркутск: Изд-во «Репроцентр А1», 2007.
7.
«Азбука природы»/ более 1000 вопросов и ответов о нашей планете, ее
растительном и животном мире. – М.: Изд-ий дом «Ридерз Дайджест», 1997
8.
Игольницына Л.М. «Сборник экологических заданий, деловых игр, лабораторный и
полевой экопрактикум» - Иркутск, изд-во Ирк. Университет, 1997
9.
Наглядный словарь растения, - М.: Слово, 2000
10.
Девид Берни «Большая иллюстрированная энциклопедия живой природы». – М.:
Махаон,2006.
11.
Дмитриев Ю. Д. «Человек и животные». - М.: Детская литература, 1973.
12.
Денисова Г.А. «Удивительный мир растений». Пособие для учащихся. – М.:
Просвещение, 1973.
13.
Кайгородцева М.В. «Методическая работа в системе дополнительного
образования» - Волгоград, Учитель, 2009
14.
Лагутенко О.И. «Зеленая книга» Занимательное природоведение. – СПб.;
Издательский Дом «Нева», 2005.
15.
Средства оснащения современного экологического практикума (вып.14) – СанктПетербург: Крисмас+, 2004
16.
Тахтеев В.В. «Море загадок» Рассказы об озере Байкал .- Иркутск: изд-во Ирк.
Университета, 2001
17.
Вагнер Б.Б. «СТО великих чудес природы». – М.: Вече, 2004.
18.
Непомнящий Н.Н. «Сто великих загадок природы». – М.: Вече, 2004.
19.
Степанов П.В. Степанова И.В. «Воспитание и внеурочная деятельность в стандарте
начального общего образования» М: Центр «Педагогический поиск», 2011
20.
Кузеванова Б.Н. «Байкаловедение: животный мир Байкала. Человек и Байкал» Иркутск: изд-во Ирк. Университета, 2008
21.
Нога Г.С. «Опыты и наблюдения над растениями» пособие для учителей. – М.:
«Просвещение», 1976
22.
Корнелл Дж. Давайте наслаждаться природой вместе с детьми: настольная книга
по восприятию природы для учителей и родителей. Пер. с англ. Владивосток: ИСАР –
Дальний Восток, 1999, 265 с.
17

для учащихся:
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

Бианки В.В. «Вести из леса». – Л.: Государственное издательство детской литературы
министерства просвещения РСФСР, 1961.
Насекомые: М. Фламинго, 1997
Бианки В.В. «Как муравьишка домой спешил». – Можайск: Внешторг. издат, 1989.
Энциклопедия окружающего мира: М.: Махаон, 2005
Харт М. «Наблюдаем птиц», - М.: АСТ-Пресс, 1977
«Кто живет в саду». – М.: АСТ-Пресс, 1997
Фарт Р. «Динозавры»/пер. с англ. – М.: ООО Росман – Пресс, 2003
Михалков С.В. «О тех, кто лает». – М.: Советская Россия, 1985.
Томпсон Р. «Наблюдаем насекомых», - М.: АСТ- Пресс, 1997
Ботаника/ иллюстрированная энциклопедия школьника/ - М.: Аванта+, 2007
Гейтс Ф. «Живая природа» - М.: Премьерс «Астрель», 2008
Коровкин О.А. «Атлас цветов». – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.
Люан Коломбо «Узнай своё тело». – М.: Мир книги, 2006.
Кокс К. «Бабочки», - М.: АСТ – Пресс
Маргарет Линкольн «Первооткрыватели. Путешествия. Космос». – М.: Росмэн, 1999.
Подборка журналов: Детский журнал о природе для семейного чтения «Муравейник»
за 2007 – 2008 гг.
Подборка журналов «Свиристель» / детский экологический журнал для чтения в
кругу семьи и в школе за 2007 – 2008 гг.
Интернет-ресурсы для реализации программы:

1. Изучаем животный мир - ставим опыты http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10n.shtml
2. Занимательные научные опыты для детей
http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10o.shtml
3.Познавательные опыты для детей http://adalin.mospsy.ru/l_01_00/l_01_10g.shtml

Календарно-тематический план
по программе «Экологический букварь»
на 2022 - 2023 учебный год
№

I.
1.

2.
II
3/1

Название раздела, тема
раздела, тема занятия

Введение.
Вводное занятие.
Знакомство с планом
работы. Своя игра «В мире
природы».
Экскурсия «Осенние
изменения в природе».
Экология неживой и
живой природы.
Буква А. Атмосфера.

понед.

вторник

гр.№ 9

гр.№ 4

среда
гр.№ 7

четверг
гр.№ 1
гр.№ 5
гр.№ 6

пятница
гр.№ 10

гр № 2
гр.№ 8
гр № 3

2 ч.
05.09.22 06.09.22 07.09.22

01.09.22

02.09.22

12.09.22 13.09.22 14.09.22

08.09.22

09.09.22

19.09.22 20.09.22 21.09.22

15.09.22

16.09.22
18

4/2
5/3
6/4
7/5
8/6
9/7
10/8
11/9
12/10
13/11
14/12
15/13
16/14
17/15
18/16
19/17
20/18
21/19
22/20
23/21
24/22
25/23
26/24
27/25
28/26
29/27
III.
30
31
32
33
34

Буква Б. Бурозубка.
Багульник.
Буква В. Ворона. Верба.
Буква Г. Гидросфера.
Буква Д. Долгоносики.
Душица.
Буква Е.Ё.Ельник. Ёж.
Буква Ж. Животные –
рекордсмены.
Буква З. Заповедники.
Буква И. Исследование
природы.
Буква К. Красная книга.
Буква Л. Лекарственные
растения.
Буква М. Маскировка
животных.
Буква Н. Насекомоядные
растения.
Буква О. Озеро Байкал.
Буква П. Пустыня.
Буква Р. Рысь. Росомаха.
Буква С. Стихийные
бедствия.
Буква Т. Тофалария –
страна гор.
Буква У. Улитка. Уруть.
Буква Ф. Фламинго.
Фиалка.
Буква Х. Хариус. Хвощ.
Буква Ц. Циклоп и другие
одноклеточные.
Буква Ч. Чудеса природы.
Буква Ш.Щ. Шершень.
Щавель.
Буква Э. Эндемики.
Буква Ю. Южный полюс.
Буква Я. Ядовитые растения
и животные.
Экологические
праздники.
Осенние экологические
праздники и дни.
Зимние экологические
праздники дни.
Весенние экологические
праздники дни.
Летние экологические
праздники дни.
Уроки Доброты. Экскурсия
в тактильный зоопарк

26.09.22 27.09.22 28.09.22

22.09.22

23.09.22

03.10.22 04.10.22 05.10.22
10.10.22 11.10.22 12.10.22
17.10.22 18.10.22 19.10.22

29.09.22
06.10.22
13.10.22

07.10.22
14.10.22
21.10.22

24.10.22 25.10.22 26.10.22
07.11.22 08.11.22 02.11.22

20.10.22
27.10.22

28.10.22
11.11.22

14.11.22 15.11.22 09.11.22
21.11.22 22.11.22 16.11.33

10.11.22
17.11.22

18.11.22
25.11.22

28.11.22 29.11.22 23.11.22
05.12.22 06.12.22 30.11.23

24.11.22
01.12.22

02.12.22
09.12.22

12.12.22 13.12.22 07.12.22

08.12.22

16.12.22

19.12.22 20.12.23 14.12.22

15.12.22

23.12.22

26.12.22
09.01.23
16.01.23
23.01.23

22.12.23
29.12.22
12.01.23
19.01.23

30.12.22
13.01.23
20.01.23
27.01.23

30.01.23 31.01.23 25.01.23

26.01.23

03.02.23

06.02.23 07.02.23 01.02.23
13.02.23 14.02.23 08.02.23

02.02.23
09.02.23

10.02.23
17.02.23

20.02.23 21.02.21 15.02.23
27.02.23 28.02.23 22.02.23

16.02 23
02.03.23

24.02.23
03.03.23

06.03.23 07.03.23 01.03.23
13.03.23 14.03.23 15.03.23

09.03.23
16.03.23

10.03.23
17.03.23

20.03.23 21.03.23 22.03.23
27.03.23 28.03.23 29.03.23
03.04.23 04.04.23 05.04.23

23.03.23
30.03.23
06.04.23

24.03.23
31.03.23
07.04.23

10.04.23 11.04.23 12.04.23

13.04.23

14.04.23

17.04.23 18.04.23 19.04.23

20.04.23

21.04.23

24.04.23 25.04.23 26.04.23

27.04.23

28.04.23

08.05.23 02.05.23 03.05.23

04.05.23

05.05.23

15.05.23 16.05.23 10.05.23

11.05.23

12.03.23

27.12.23
10.01.23
17.01.23
24.01.23

21.12.22
28.12.22
11.01.23
18.01.23

19

IV.
35

36

«Чудо на ладони»
Обобщающее занятие.
Что узнали? Чему
научились? Годовая
экологическая викторина
«Экологический букварь».
Чему научились? Что
сделали? Выставка
рисунков и поделок.
Итого за год обучения

2 ч.
22.05.23 23.05.23 17.05.23

18.05.23

19.03.23

29.05.23 30.05.23 24.05.23

25.05.23

26.05.23

36
часов

20


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».