Дай лапу, друг

1

СОДЕРЖАНИЕ
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно- правовые документы; Цель, задачи; актуальность
Планируемые результаты; адресат; объем программы; режим занятий;
характеристика возрастных особенностей.
Педагогические технологии
форма обучения; план воспитательной работы

стр.3

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

стр.6
стр.7

3. КАЛЕНДАРНО -УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

стр.8

4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

стр.9

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

стр.17

6. ОРГАНИЗАЦИОННО –ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
Кадровое обеспечение

стр.18

7. ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

стр.18

8. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

стр.18

9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
для педагога, для учащихся

стр.27

10. РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

стр.28

стр. 4
стр.5
стр. 6

2

Пояснительная записка
Программа составлена на основе нормативно-правовых актов, регламентирующих
деятельность по дополнительной общеразвивающей программе:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29
декабря 2012 года с изменениями 2020 года.
- Приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении
порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам» с изменениями 2020 года.
- Методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих
программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении рекомендаций» от 18.11.2015 года
№09-3242)
- Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28.09.2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. (Распоряжение
Правительства РФ от 31.04.2022 г. № 678-р).
- Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных
общеразвивающих
программ в организациях, осуществляющих образовательную
деятельность в Иркутской обрасти, Иркутск, 2016 г.
Цель данной программы: развитие интереса и устойчивой мотивации к изучению
кинологии, формирование представлений о профессиях в области собаководства.
Задачи:
Образовательные:
- учить основным знаниям по вопросам содержания собак;
- формировать интерес к изучению и общению с собаками;
- формировать систему элементарных знаний о собаках, породах, основах кинологической
дрессировки, о правилах общения и работы с собакой;
Развивающие:
- развивать познавательные способности в области кинологии;
- развивать простейшие умения и навыки в наблюдении за собаками, в их содержании;
Воспитывающие:
- формировать уважительное, грамотное отношение к собакам.
- дать представление о профессиях в области кинологии.
Актуальность программы
Одной из задач Концепции развития дополнительного образования до 2030 года является
«вовлечение обучающихся в программы и мероприятия ранней профориентации». Данная
программа формирует у детей представление о многообразии профессий в области
кинологии. Опрос учащихся творческих объединений ДДТ г. Нижнеудинск показал, что
дети проявляют огромный интерес к данной деятельности. В нашем городе нет
кинологических организаций и ребенку, желающему получить знания об уходе, дрессуре
четвероногого питомца нет возможности их где- то получить.

3

Педагогическая целесообразность данной программы обусловлена тем, что многолетние
исследования показывают - домашние животные оказывают положительное влияние на
физическое и психологическое состояние детей разных возрастов. Современное общество
уже невозможно представить без животных - компаньонов, общение с которыми
способствует эмоциональному комфорту. Для современных детей, общение которых,
зачастую, происходит посредством технических устройств, это очень важно, но в то же
время большинство любителей собак не в полной мере представляют себе, какую
ответственность принимает на себя человек решивший завести домашнее животное. В
процессе реализации программы создаются условия для изменения жизненной позиции и
личностных особенностей воспитанников, происходит осознание учащимися
необходимости ответственного отношения к своим питомцам, ребята получают знания и
приобретают практические навыки обращения с собаками.
Так же в рамках программы у учащихся формируется представление о профессиях в
области собаководства - ветеринара, грумера, кинолога, эксперта по экстерьеру, эксперта
по рабочим качествам, хендлера, дрессировщика собак – артистов, продавца зоомагазина,
канистерапевта, инструктора по дрессировке.
Планируемые результаты
- у учащихся будет сформирован интерес к изучению и общению с собаками;
- учащиеся будут осваивать систему элементарных знаний о собаках, о породах, основах
кинологической дрессировки, о правилах общения и работы с собакой;
- у учащихся будут сформированы простейшие навыки в наблюдении за собаками, в их
содержании;
- у учащихся будут развиваться познавательные способности в области кинологии;
- учащиеся будут осваивать базовые знания по вопросам содержания собак;
- будет воспитано уважительное, грамотное отношение к собакам;
- будет дано представление о профессиях в области кинологии.
Адресат: учащиеся в возрасте от 10 до 15 лет, проявляющие интерес к общению с
собаками, стремящиеся к познанию способов взаимодействия с собакой для обеспечения
комфортных отношений с ней.
Количество учащихся в группе до 15 человек. Группы комплектуются разновозрастные
из числа всех желающих, подавших заявки на платформе АИС «Навигатор».
Объем программы – 72 часа.
Срок освоения программы: 1 год обучения, 36 недель
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 академических часа (по 45 минут каждый с
перерывом 5 минут).
При реализации данной программы учитывается возрастные и психологичсекие
особенности учащихся. Возраст от 10 до 15 лет называют подростковым периодом и
понимают его как особое онтогенетическое развитие человека, своеобразие которого
заключается в его промежуточном положении между детством и зрелостью. В данном
возрастном периоде у ребенка закладываются основы сознательного поведения,
вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и
социальных установок. Именно в подростковом возрасте появляются новые мотивы
учения, связанные с идеалом, профессиональными намерениями. Учение приобретает для
многих подростков личностный смысл. Таким образом, подростковый период является
очень ответственным, потому что он зачастую определяет дальнейшую жизнь человека.
4

Утверждение независимости, формирование личности, выработка планов на будущее –
все это формируется именно в этом возрасте.
Отличительные особенности. При составлении данной программы была использована
программа «Юный кинолог», Кабаровой Л.В. Особенность представленной программы
заключаются в организации практической деятельности учащихся. Она предполагает
наряду с аудиторными занятиями, внеаудиторные занятиями на участке, а так же
выполнение домашних заданий и представление их видеоотчетов.
Педагогические технологии. В процессе
следующие педагогические технологии:

реализации

программы

используются

- гуманно-личностного подхода (Ш.А. Амонашвили) – организация обучения на основе
сопереживания, дружбы, взаимопомощи, уважения к личности ребенка, создание
ситуации морального выбора, возможности использовать приобретённые моральноэтические знания и нравственные убеждения и пр.;
- групповая технология (Н.К. Дьяченко, В.К. Щуркова) - организация занятий в группах
по интересам, групповых опросов, учебных встреч, дискуссий, нетрадиционных занятий в
форме путешествия, экскурсии и др.;
- технология исследовательского (проблемного) обучения (А.М. Матюшкин) - учащимся
предлагается самостоятельно ставить и решать различные проблемные ситуации, педагог
направляет и организует поиск решения, использует в работе методы развития
критического мышления;
- игровая - используются различные виды дидактических игр: сюжетные, имитационные,
подвижные, настольные и т.п.
При реализации программы используются различные методы обучения. Учебное занятие
может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и помощью
комбинирования нескольких методов. Целесообразность и выбор применения того или
иного метода зависит от образовательных задач, которые ставятся на занятии. Выбор
методов обучения определяется также с учетом возможностей воспитанников: возрастных
и психофизиологических особенностей, возможностей материально-технической базы
обучения.
Словесные методы: сказка, рассказ, лекция, объяснение, беседы, дискуссия, диалог
(диалог педагог дополнительного образования с учащимися), (диалог учащихся друг с
другом), разговор;
Метод практической работы: тренировки, дрессировки, игровой метод, упражнения,
работа с журналами и справочниками, самостоятельная работа;
Методы наблюдения: оформление дневника наблюдения; фотосъемки, зарисовки;
- Наглядные методы: наблюдение за объектами и явлениями социального мира; просмотр
видеоматериалов и фотографий, рисунков и плакатов;
- Метод побуждении к сопереживанию, эмоциональной отзывчивости на прекрасное в
окружающем мире;
- Метод коллективного обсуждения (беседы, небольшие сценки);
- Метод сотворчества (с педагогом и сверстниками);
- Метод опоры на личный опыт ребёнка в образовательном процессе: эмоциональный,
зрительный, коммуникативный.
Форма обучения – очная; очно-заочная; в том числе с применением дистанционных
образовательных технологий.
5

Занятия с применением технологии дистанционного обучения проводятся при переходе на
дистанционное обучение по приказу в ОУ на платформе PADLET, сайт «ДДТ г.
Нижнеудинск» в разделе «Дистанционное обучение».
План воспитательной работы с привлечением родителей
№
п/п

Название мероприятия

Сроки
проведения

1. Беседа «Мы в ответе за тех, кого приручили»

сентябрь

2. Экскурсия в городскую ветеринарную клинику
(совместно с родителями)

октябрь

3. Арт-конкурс «Мой любимый пёс»

январь-февраль

4. Изготовление игрушек для собак
(совместно с родителями)

март

5. Конкурс-викторина «Береги своё здоровье»

апрель

6. Конкурс – викторина «Кем хочу я стать»
май
(совместно с родителями)
Работа с родителями: родительские собрания, индивидуальная работа, социальные сети.

Учебный план
№
п/п

Название
раздела (темы)

Количество часов
теория
практика

всего

1.

Вводное занятие. Что такое
кинология. Беседа по ТБ
Собака: происхождение,
строение, поведение,
зоопсихология
Кинологический спорт,
дрессировка собаки
Общественные кинологические
организации, выставки собак
Породы собак, классификация
и стандарты
Собака в современном
обществе
Собаки в произведениях
искусства
Итоговое занятие. «Я и моя
собака»
Итого

1

1

2

Формы
аттестации/
контроля
анкетирование

9

9

18

викторина

2

14

16

соревнование

3

9

12

6

2

8

дневник
наблюдения
видеоотчет

6

4

10

тестирование

2

2

4

викторина

-

2

2

тестирование

29

43

72

2.

3.
4.
5.
6.
7.
8.

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел \ месяц

Вводное занятие.
Что такое
кинология. Беседа

сен

октяб.

ноябрь

декабр
ь

январь

феврал
ь

март

апрель

май

2
Пр\р
6

по ТБ

1 ч.

Собака:
происхождение,
строение,
поведение,
зоопсихология
Кинологический
спорт, дрессировка
собаки
Общественные
кинологические
организации,
выставки собак
Породы собак,
классификация и
стандарты
Собака в
современном
обществе
Собаки в
произведениях
искусства
Итоговое занятие.
«Я и моя собака»

8
Пр\р
4

Всего- 72 часа
Из них с пр\р – 43
ч.

10
Из
них с
пр\р
5

8
Пр\р
4

2
Пр\р
1

6
Пр\р
4

10
Пр\р
10
6
Пр\р
3

6
Пр\р
6
8
Пр\р
2
2

8
Пр\р
4
4
Пр\р
2
2
Пр\р
2

8
Из них
с пр\р
4

8
Из них
с пр\р
5

10
Из них
с пр\р
10

6
Из них
с пр\р
3

6
Из них
с пр\р
6

10
Из них
с пр\р
2

8
Из них
с пр\р
4

6
Из них
с пр\р
4

Содержание программы
№
п/п

Наименование
разделов, тем

Теория

Практика

1.

Вводное занятие. Что
такое кинология. Техника
безопасности при работе с
собакой.

Знакомство с объединением,
презентация программы.
Основные понятия кинологии и
собаководства. Входная
диагностика. Вводный
инструктаж. Правила поведения
на занятиях, правила ПДД.
Инструктаж по ТБ.

Представление
учащимися
своих
питомцев,
демонстрация их навыков,
анкетирование.
Анкета «Что я знаю о
собаках»

I.
1.1

Собака: происхождение, строение, поведение, зоопсихология
Происхождение собаки
Происхождение и эволюция
Схема
«Эволюционная
домашней. Процесс
собаки. Древние предки собаки. лестница моего питомца».
одомашнивания. Дикие
Теория происхождения и
Игра «Угадай животное».
родственники собаки.
эволюции собаки. Процесс
Современное разделение
одомашнивания диких предков
на служебное, спортивное, собак. Дикие собаки (собаки декоративное
парии) в современном мире.
собаководство
Дикие родственники собаки, их
видовые особенности, места
обитания, особенности строения
7

и поведения в зависимости от
условий обитания и питания.
Современное разделение на
служебное, спортивное,
декоративное собаководство

1.2

Внешнее строение
(экстерьер) собаки. Типы
конституции собак.
Постав конечностей Типы
движения (аллюры) собак

Основные понятия общего
экстерьера собак. Основные
стати собаки: голова, шея,
туловище, конечности.
Породные признаки и
особенности разных пород
собак. Голова – основной
породный признак: особенности
строения и формы черепа, лба,
морды, стопа, ушей, глаз, мочки
носа. Зубная формула
(количество, расположение в
челюстях, смена зубов) и формы
смыкания зубов (прикус).
Экстерьер шеи: форма, длина,
постав, подвижность, сухость.
Экстерьер туловища:
особенности строения линии
верха, холки, спины, поясницы,
крупа, хвоста, грудной клетки,
живота. Формат и
пропорциональность сложения.
Оценка экстерьера Особенности
экстерьера щенков, подростков
и пожилых собак. Недостатки и
пороки экстерьера. Особенности
строения, длины, постава
передних и задних конечностей.
Основные аллюры движения
собаки: шаг, рысь, галоп,
иноходь.

Дневник
наблюдений
«Определение статей и их
пропорций; зубной формулы
и формы смыкания зубов».

1.3

Типы шерсти и окрасы
собак. Уход за шерстью
разных типов.

Назначение шерстного покрова, Дневник наблюдения «Тип
его структура. Линька собаки. шерсти и окрас моей собаки».
Типы шерсти собак. Окрасы Таблица «Окрасы собаки»
собаки сплошные и смешанные,
пятнистость
и
пегость.
Изменение окраса в течение
жизни собаки. Основные окрасы
собаки.

1.4

Измерение
собаки. Основные параметры измерения Схема «Измерение собаки»
Методы оценки собак по собаки: высота в холке (рост), Видеоотчёт «Промеры моей
конституции и экстерьеру. косая длинна туловища, обхват собаки»
пясти.
Инструменты
для
измерения
собаки:
металлический зоотехнический
циркуль с предохранительными
шариками на концах, мягкая
измерительная лента длиной 1,5
м, ростомер с угольником.
Индексы, рассчитываемые в
результате промеров собаки.
8

Типы
конституции
собаки.
Методы оценки по конституции
собаки: глазомерный и метод
измерения.
Достоинства
и
недостатки этих методов.

1.5

Внутреннее строение
собаки

Введение
в
анатомию
и Работа
со
физиологию животных. Общие «Внутреннее
понятия
об
анатомии
и собаки»
физиологии. Краткая анатомия
собаки: строение скелета и
мускулатура;
внутренние
органы; кожа и шерсть; органы
чувств.

схемой
строение

1.6

Опорно-двигательный
аппарат
собаки.
Особенности
строения
скелета разных собак.

Понятие опорно-двигательного Работа со схемой «Скелет
аппарата
собаки
(системы собаки»
костей,
связок
и
мышц,
суставы), его функции. Скелет
(осевой
и
переферийный).
Особенности строения скелет
разных собак (брахеоцефалов,
собак с укороченными лапами).
Формирование скелета собаки,
зоны роста. Предотвращение
заболеваний
опорнодвигательного аппарата у собак.

1.7

Дыхательная,
кровеносная,
пищеварительная,
нервная,
выделительная
системы собаки.

Дыхательная система. Строение
и
функции.
Дыхательный
механизм. Состав вдыхаемого и
выдыхаемого воздуха. Система
кровообращения.
Сердце.
Артерии
и
вены.
Кровь.
Функции сердечно - сосудистой
системы. Что такое пульс.
Пищеварительная
система.
Строение и функции. Нервная
система
(центральная,
периферическая, вегетативная).
Высшая нервная
деятельность.
Выделительная
система.
Строение
и
функции.
Выделительные процессы.

1.8

Краткая этология
(поведение) собаки.
Зоопсихология в
дрессировке собаки. Как
научить собаку учиться

Этология как наука, изучающая Составление
словаря
генетически
«Мимика и позы собаки».
обусловленное поведение
Игра «Горячо – холодно»
(инстинкты) животных. Типы
поведения
собак.
Типы
общения: с помощью запахов,
звуков,
поз
и
движений.
Общение собак с человеком и
другими животными. Что такое
дрессировка, использование в
дрессировке
естественных
потребностей
собаки.
Зоопсихология
как
9

Дневник
наблюдения
«Определение
частоты
дыхания, пульса моей собаки
без
нагрузки
и
после
нагрузки»

необходимый
фактор
для
эффективного воспитания и
дрессировки
собаки.
Использование «маркеров» при
отборе поведения.
Кинологический спорт, дрессировка собаки

II.
2.1

Кинологический спорт:
краткий обзор

Краткое
знакомство
с
кинологическим спортом:
- виды кинологического спорта;
- выбор породы собаки для
занятия тем или иным видом
кинологического спорта;
важность
регулярности
тренировок;
сохранение
здоровья
спортивной собаки.

2.2.

П.р. «Дрессировка собак».
Обучение собак
различным командам

Видеоролик «Практическая
отработка выполнения команды
«рядом» на поводке и без него

2.3.

П.р. «Дрессировка собак».
Обучение собак
различным командам

Видеоролик «Практическая
отработка выполнения команд
«сидеть» и «лежать»
(голосом, жестом)

2.4.

П.р. «Дрессировка собак».
Обучение собак
различным командам

Видеоролик «Практическая
отработка выполнения команд
«поворот» и «кувырок»

2.5

П.р. «Дрессировка собак».
Обучение собак
различным командам

Видеоролик «Практическая
отработка выполнения команд
«место» и «вперёд»

2.6

П.р. «Дрессировка собак».
Обучение собак
различным командам

Видеоролик «Практическая
отработка команды «нельзя»

2.7

П.р. «Дрессировка собак».
Обучение собак
различным командам

Видеоролик «Практическая
отработка команды «апорт»»

2.8

«Дрессировщик собак»

Видеоролик «Практическая
отработка связок из любых трёх
элементов»

Практическая
отработка
выполнения
«рядом»
на
поводке
и
без
него.
Видеоотчёт «Как моя собака
выполняет команду «рядом»
на поводке и без него.
Практическая
отработка
выполнения команд «сидеть»
и «лежать»
Видеоотчёт «Как моя собака
выполняет
команды
«сидеть», «лежать»
Практическая
отработка
выполнения
команд
«поворот» и «кувырок»
Видеоотчёт «Как моя собака
выполняет
команды
«поворот», «кувырок»
Практическая
отработка
выполнения команд «место»
и «вперёд»
Видеоотчёт «Как моя собака
выполняет команды «место»,
«вперёд»
Практическая
отработка
команды «нельзя»
Видеоотчёт «Как моя собака
выполняет
команду
«нельзя»»
Практическая
отработка
команды «апорт»
Видеоотчёт «Как моя собака
выполняет команду «апорт»
Практическая
отработка
связок из любых трёхчетырёх элементов
Видеоотчёт на «Как моя
собака выполняет связки из
трех элементов»
10

III.

Общественные кинологические организации, выставки собак

3.1.

Общественные
кинологические
организации.

Кинологические организа-ции. Викторина «Кинологические
Российская и Между-народная организации»
кинологические
организации
(РКФ и FCI). Российские
кинологические
федерации.
Национальные клубы породы.
Цели и задачи кинологической̆
деятельности и собаководства.

3.2

Выставки собак.
Выставочный хендлинг
(ринговая дрессура)

Что такое выставки собак. Цели Составление таблицы «Что
выставок собак. Типы выставок необходимо
взять
на
в системе FCI-РКФ. Участники выставку»
выставок
и
их функции.
Возрастные классы для собак.
Оценки
и
титулы,
присуждаемые
собакам
на
выставке.
Подготовка
к
выставке. Этика поведения
хозяина и собаки на выставке.
Подготовка
к
посещению
выставки.
Выставочная
амуниция собаки.

3.3

П.р. «Юный хендлер».
Показ зубной системы,
демонстрация собак в
движении: какой аллюр
предпочтительнее, стойка

Видеоролик «Приучение собаки
к показу зубов. Правильный
показ зубной системы.
Движение собаки в
выставочном ринге и стойка»

Практическая
отработка
показа
зубной
системы
собаки, ручной и свободной
стойки, демонстрация мелких
собак в стойке на столе.
Сравнение движения собаки в
разных темпах. Определение
оптимального
темпа
движения для разных собак.
Дневник наблюдения «Аллюр
для
демонстрации
моей
собаки»

3.4

П.р. «Юный хендлер».
Движение в ринге в
различных направлениях,
параллельное движение

Видеоролик «Практическая
отработка движения собаки по
прямоугольнику, треугольнику,
зигзагом с учётом места
расположения эксперта,
параллельного движения разных
собак с учетом оптимального
темпа для каждой собаки»

3.5

П.р. «Юный хендлер».
Обобщающее занятие

Видеоролик «Практическая
отработка различных вариантов
движения с собакой и
демонстрации собаки в стойке с
учётом места расположения
эксперта»

Практическая
отработка
движения
собаки
по
прямоугольнику,
треугольнику, зигзагом с
учётом места расположения
эксперта,
параллельного
движения разных собак с
учетом оптимального темпа
для каждой собаки.
Видеоотчёт
«Отработка
движения
по
рингу
с
собакой»
Практическая
отработка
различных
вариантов
движения с собакой и
демонстрации
собаки
в
стойке с учётом места
расположения
эксперта.
Видеоотчёт
«Отработка
движения по рингу с собакой,
демонстрация выставочной
11

3.6

IV.
4.1.

стойки»
Выставка рисунков собак
Проведение
выставки
«Мой друг»
рисунков собак «Мой друг».
Видеоотчёт
«Чему мы
научились»
Породы собак, классификация и стандарты
Породы собак,
Многообразие пород собак. Сообщение «Такие разные
классификация и
Породные группы собак в собаки»
стандарты
соответствии с классифи-кацией
Международной
кинологической
федерации
(FCI).
Породы
собак,
не
вошедшие в классификацию
Международной
кинологической
федерации
(FCI).
Стандарт породы: структура,
назначение.

4.2

Самые известные породы
собак

Породы
собак,
страна Игра «Собери пазл».
происхождения,
особенности Таблица «Самые известные
поведения, интересные факты породы собак»
об этих породах.

4.3

Экзотические породы

Породы
собак,
страна Доклад об одной из редких
происхождения,
особенности пород собак.
поведения, интересные факты Экзотические породы
об этих породах.

4.4

Породы собак сто лет
спустя

Влияние моды на разведение Игра «Узнай породу»
собак. Изменение пропорций
тела собаки – дань моде или
улучшение качеств собаки?
Породы
собак,
изменения
которых
практически
не
коснулись,
и
породы,
современные
представители
которых практически не похожи
на своих предшественников.
Собака в современном обществе

V.
5.1

Роль собак в современном
обществе. Профессии
собак

Социальная роль собак в Викторина
современном обществе. Собаки собак»
–
компаньоны,
собаки
–
помощники, собаки на страже
порядка, собаки – артисты,
собаки – спасатели.

5.2

Выбор породы для
совместного проживания.
Содержание и кормление
щенка и взрослой собаки.
Здоровье домашней
собаки.

Породные
особенности
и Дневник наблюдений «Какая
назначение собаки, которые собака мне подходит?»
следует учитывать при выборе
питомца. Проблемы, с которыми
сталкиваются
владельцы
«модных» пород. Размещение
собаки в доме и на участке. Для
чего нужна клетка. Прогулки и
занятия со щенком и взрослой
собакой.
Натуральное

«Профессии

12

кормление
и
кормление
готовыми
кормами.
Режим
кормления щенка и взрослой
собаки.
Витамины
и
минеральные
добавки.
Зависимость
здоровья
от
выращивания и условий жизни
животного. Профилактические
прививки,
обработка
от
паразитов, уход за шерстью,
когтями,
ушами,
зубами,
профилактика травм.

5.3

Собака в городе: правила
выгула, проезда в
общественном транспорте.

Правила содержания собак в Демонстрация и закрепле-ние
городских условиях. Экология правил выгула и перевозки
города. Амуниция для прогулки собак.
с собакой. Правила поведения
владельца
собаки.
Основы
техники
безопасности
при
выгуле собаки. Правила выгула
собак в городе. Игры с собакой.
Охрана окружающей среды.
Перевоз
животных
в
транспорте. Правила провоза
животных
в
транспорте.
Путешествия с собакой. Перевоз
животных за пределы города:
правила
и
необходимые
документы.

5.4

Профессии, связанные с
миром собак.

Знакомство с профессиями Викторина
«Профессии,
ветеринар, грумер, кинолог, связанные с миром собак»
эксперт по экстерьеру, эксперт
по рабочим качествам, хендлер,
дресси-ровщик
собак
–
артистов, продавец зоомагазина,
канис-терапевт, инструктор по
дрессировке
Описание
профессий, варианты получения образования, возможность трудоустройства
Собаки в произведениях искусства

VI.
6.1

Собаки в живописи,
скульптуре, литературе

6.2

Викторина «Собаки в
искусстве»

6.3

Итоговое занятие. «Я и
моя собака»

7.

Собаки
в
живописи
и
скульптуре разных эпох. Собаки
в сказках, в поэзии, в прозе.
Собирательный образ собаки,
образы реальных собак.

Правила составления
видеоотчёта «Я и моя собака»

Викторина
живописи,
литературе»

«Собаки
в
скульптуре,

Викторина
искусстве»

«Собаки

в

Контрольный опросник
Видеоотчет «Я и моя собака»

Итоговое занятие «Я и моя собака»
13

Планируемые результаты
К концу обучения по данной программе учащиеся будут
Знать
- технику безопасности при работе с собаками;
- историю породообразования собак, классификацию собак;
- современные основы поведения и дрессировки собак;
- анатомические и физиологические особенности собак;
- методики и техники экспертизы собак на выставках;
- о правилах выгула собак в городе;
- о том, как правильно выбрать породу собаки для совместного проживания;
- требования, предъявляемые к содержанию и оформлению дневников наблюдений
учащихся.
Уметь
- управлять собакой, согласно требованиям общего курса послушания и общего курса
дрессировки;
- правильно производить измерения собаки;
- осуществлять уход за собакой любой породы и возраста;
- соблюдать технику безопасности при работе с собакой в обычной и нестандартной
ситуации;
- использовать приобретенные знания и умения в практической жизни.
Организационно – педагогические условия
Для реализации данной программы необходимы следующие материально – технические
условия:
- учебный кабинет, мебель, доска школьная;
- канцелярские принадлежности;
- проектор, экран, ноутбук;
- энциклопедии, справочники по собаководству;
- участок территории для проведения практических занятий по адресу ул. Юннатская, 37
Учебно- методическое обеспечение
№
п/п

Название
раздела,
темы

1. 1. Вводное
занятие. Что
такое
кинология
2. 2. I. Собака:
происхожден
ие, строение,
поведение,
зоопсихологи
я
3.
II.Кинологич
еский спорт,
дрессировка
собаки
4.
III.Обществе

Методы
обучения и
воспитания
словесный,
наглядный,
практический

Формы
Техническое
организации и информационное
учебного
обеспечение
занятия
занятий
беседа,
Мультимедиа,
викторина,
видеоролики
презентация

Дидактические
материалы

словесный,
наглядный,
практический

беседа,
наблюдение,
игры

Мультимедиа,
видеоролики

словесный,
наглядный,
практический

беседа,
наблюдение

Мультимедиа,
видеоролики

задания – карточки,
дневник
наблюдения

словесный,

беседа,

Мультимедиа,

задания – карточки,

анкеты, вопросы
викторины
задания – карточки,
дневник
наблюдения

14

5.

6.

7.

8.

нные
кинологичес
кие
организации,
выставки
собак
IV. Породы
собак,
классификац
ия и
стандарты
V. Собака в
современном
обществе
VI. Собаки в
произведения
х искусства
Итоговое
занятие. «Я и
моя собака»

наглядный,
практический

наблюдение,
экскурсия

видеоролики

дневник
наблюдения

словесный,
наглядный,
практический

беседа,
наблюдение,
игры

Мультимедиа,
видеоролики

задания – карточки,
дневник
наблюдения, игра
«Собери пазл»

словесный,
наглядный,
практический
словесный,
наглядный,
практический
словесный,
практический

беседа,
наблюдение,
игры
беседа,
наблюдение,
игры
беседа

Мультимедиа,
видеоролики

задания – карточки,
дневник
наблюдения,
задания – карточки,
дневник
наблюдения,
Контрольный
опросник

Мультимедиа,
видеоролики
Мультимедиа,
видеоролики

Кадровое обеспечение: занятия по программе «Дай лапу, друг» реализует педагог
дополнительного образования, имеющий
навыки в дрессировке собак, прошедший
обучение.
Оценочные материалы
Педагогический контроль знаний, умений и навыков по программе «Дай лапу, друг»
предусматривает несколько этапов и уровней.
Предварительный (входной) контроль направлен на выявление знаний, умений и
навыков учащихся по предмету, который будет изучаться. Проводится в форме
анкетирования.
Текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения
предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях учащихся. Ведущая задача
текущего контроля – регулярное управление деятельностью учащихся и ее корректировка.
Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения материала
и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс. Проходит в форме
тестирования, беседы, ответа на проблемные и занимательные вопросы.
Итоговый контроль проводится в конце года, он направлен на проверку конкретных
результатов обучения, выявления степени усвоения учащимися системы знаний, умений и
навыков, полученных в процессе занятий на кружке «Дай лапу, друг». Форма контроля
теоретических знаний - контрольный опросник, практических - видеоотчет «Я и моя
собака».
Мониторинг обучения учащихся.
Степень выраженности
Критерии

Количество
баллов

Методы
диагностики

Теоретическая подготовка
соответствие уровня - практически не усвоил
теоретическое
теоретических
содержание программы;
знаний

0
тестирование

Минимальный уровень

15

программным
требованиям

развитость
практических
навыков работы со
специальной
литературой

осмысленность и
свобода
использования
специальной
терминологии

- овладел менее чем ½
объёма знаний,
предусмотренных
программой;
Средний уровень
- объём усвоенных
знаний составил более
½
Максимальный уровень
- усвоил практически
весь объём знаний,
предусмотренных
программой
- учебную литературу не
использует, работать с
ней не умеет;
- испытывает серьезные
затруднения при выборе
и работе с литературой,
нуждается в постоянной
помощи и контроле
педагога;
- работает с литературой
с помощью педагога или
родителей;
- работает с литературой
самостоятельно, не
испытывает особых
трудностей;
Не употребляет
специальные термины;
- знает отдельные
термины, но избегает их
употреблять ;
- сочетает специальную
терминологию с
бытовой;
- специальные термины
употребляет осознанно и
в полном соответствии с
их содержание

1

2

3
0

наблюдение

1

2

3
0

наблюдение

1

2
3

Практическая подготовка
соответствие уровня
развития
практических
умений и навыков
программным
требованиям

качество

-практически не овладел
умениями и навыками;
- овладел менее чем ½
предусмотренных
программой умений и
навыков;
- объем усвоенных
умений и навыков
составляет более ½;
- овладел практически
всеми умениями и
навыками,
предусмотренными
программой за
конкретный период
в состоянии выполнять

0

Анализ выполнения
практического
задания

1
2

3

0

наблюдение
16

выполнения
практического
задания

лишь простейшие
практические задания
педагога;
- выполняет задания на
основе образца;
- выполняет
практические задания с
элементами творчества с
помощью педагога;
- выполняет
практические задания с
элементами творчества,
самостоятельно

1

2
3

Общеучебные умения и навыки
культура поведения
- умение
контролировать
свои поступки

способность
самостоятельно
организовать свое
место

- иногда – самим
ребенком
- ребенок постоянно
находится под
воздействием контроля
из вне
- периодически
контролирует себя сам
- постоянно
контролирует себя сам
- рабочее время
организовывать не умеет;
- испытывает серьезные
затруднения при
организации своего
рабочего места,
нуждается в постоянном
контроле и помощи
педагога;
- организовывает свое
рабочее место и убирает
за собой при
напоминании педагога;
- самостоятельно готовит
рабочее место и убирает
за собой;

0

наблюдение

1

2
3
0

наблюдение

1

2

3

Уровень считается минимальным, если степень выраженности критерия – менее ½ от
необходимого обьема;
Уровень считается средним, если степень выраженности критерия – ½ от
необходимого объема;
Уровень считается максимальным, если степень выраженности критерия – более ½ от
необходимого объема.
Методические материалы.
В рамках реализации данной программы педагогом дополнительного образования
разработаны такие методические материалы для проведения аттестации учащихся.
Входная диагностика
Анкета для учащегося
ФИО:
Дата рождения:
17

Школа, класс: Домашний адрес, телефон:
Дорогой друг! Прошу подробно ответить на вопросы на отдельном листе бумаги.
1. Есть ли в Вашей семье собака? Если нет, напиши, почему ты хотел бы её иметь.
2. Как ее зовут?
3. Какой она породы?
4. Сколько ей лет (месяцев)?
5. Кто за ней ухаживает?
6. Что умеет Ваша собака?
7. Чему бы Вы хотели ее научить?
8. Какие еще животные живут у Вас в доме?
9. Похожа ли Ваша собака на Вас?
10. Какие породы собак Вы знаете?
11. Зачем человеку нужна собака?
12. Какие книги Вы читали о собаках?
13. Чтобы Вы хотели бы еще узнать о собаках?
14. За что Вы благодарны своему питомцу(ам)?
15. Опишите интересный случай или важное событие из жизни своего питомца.
16. Что ты ожидаешь от посещения занятий в объединении «Дай лапу, друг»?
Промежуточная диагностика. Викторина.
Задание: из трёх предложенных ответов на вопрос выбери один правильный.
1. Как называется наука, изучающая здоровое и болезненное состояние домашних
животных?
a. Медицина
b. Ветеринария
c. Кинология
2. Назовите наилучшее качество собаки?
a. Преданность
b. Человечность
c. Злобность
3. Какая профессия является «собачьей»?
a. Милиционер
b. Поводырь
c. Кулинар
4. Как называется наука, изучающая поведение животных?
a. Кинология
b. Биоакустика
c. Этология
5. Он спас 40 человек в снежных заносах Альп. Как зовут этого легендарного пса?
a. Шотландская овчарка Шеп
b. Ирландский волкодав Гелерт
c. Сенбернар Барри
6. Кто является предками собак?
a. Волк
b. Шакал
c. Лисица
7. С какой частью тела собаки изображался в Египте Бог мертвых Анубис:
a. С собачьим хвостом
b С головой собаки
c. С собачьими лапами
8. Как называют одичавшую древнюю собаку Австралии?
a. Бульдог
b. Динго
c. Левретка
18

9. Как называется профилактика многих тяжелых инфекционных заболеваний, путем
введения в организм ослабленной или убитой культуры инфекционного возбудителя?
a. Вакцинация
b. Вакцина
c. Дегельминтизация
10. Угадай породу собаки:
Взгляни – она само очарованье:
Изящество, гармония во всем.
Стоит спокойно, шею гордо выгнув;
В косых лучах от солнца шерсть горит, В шерстинке каждый
лучик веселится, Жабо густое ветер теребит.
С хитринкой взор раскосых умных глаз;
Улыбка сладкая на длинной морде милой.
a. Восточно-Европейская овчарка
b. Йоркширский терьер
c. Колли
11. Как называется процесс преобразования диких животных в домашних?
a. Дрессировка
b. Одомашнивание
c. Разведение
12. Что необходимо сделать, если на Вас напала собака?
a. Бежать от нее
b. Замахнуться палкой
c. Сохранять спокойствие
13. Назовите породу собаки, которая относится к группе комнатно-декоративных?
a. Мопс
b. Овчарка
c. Лайка
14. Сколько собак летало в космос?
a. Две
b. Пять
c. Тридцать
15. Как называют человека, который занимается разведением и держит несколько
производительниц?
a. Собаковод
b. Заводчик
c. Кинолог
16. Каким из представленных ниже продуктов можно кормить собаку?
a. Свинина
b. Творог
c. Колбаса
17. Какая температура у собак?
a. От 38 до 39
b От 36 до 37
c. От 39 до 40
18. Как называется наука о звуках, издаваемых животными?
а Психология
b. Биология
c. Биоакустика
19. Как называют животных, которые родились на улице и никогда не знали хозяина?
a. Бездомные
b. Бродячие
c. Дикие
20. Угадай породу собаки:
19

Больно пёс у вас хорош!
На скамейку он похож
И на утку, и на галку.
Ковыляет вперевалку.
Криволап он и носат.
Уши до полу висят!
a. спаниель
b. такса
c. ротвейлер
Итоговая диагностика. Контрольный вопросник.
Задание: учащиеся делятся на 3 группы, отвечают на один из вариантов задания,
распределяют ответы на вопросы между членами группы и озвучивают их. Участники
других
групп задают вопросы. По окончании работы, группы дают оценку качества своей работы.
Контрольные вопросы для итоговой диагностики.
Вариант № 1.
1. Как называется наука, изучающая поведение животных?
2. Назовите основные профилактические мероприятия для защиты собак от
болезней.
3. Какие рефлексы вырабатываются у собак в процессе обучения и дрессировки?
4. Назовите типы общения собак.
5. Строение пояса передних конечностей.
6. Назовите породы овчарок и страны их происхождения.
7. Как называется ряд требований к конституции и экстерьеру, который считается
наиболее характерным и желательным для данной породы?
8. Назовите 4 вида аллюра у собак.
9. Назовите повести и рассказы о собаках.
10. Какие формы смыкания челюстей (прикусы) Вы знаете?
Вариант № 2.
1. Как называется наука, изучающая здоровое и болезненное состояние домашних
животных?
2. Какая температура у собаки является нормальной?
3. Какие рефлексы у собак считаются врожденными?
4. Назовите основные позы собак, используемые в общении.
5. Строение пояса задних конечностей.
6. Назовите породы спаниелей и страны их происхождения.
7. Назовите формы волоса шерсти собак.
8. Назовите основные «собачьи» профессии.
9. Чем отличается экстерьер от интерьера животного?
10. Напишите зубную формулу собак.
Вариант № 3.
1. Как называется профилактика многих тяжелых инфекционных заболеваний, путем
введения в организм ослабленной или убитой культуры инфекционного возбудителя?
2. Назовите основные «собачьи» профессии.
3. Назовите основные инстинкты собак.
4. Назовите основные темпераменты собак.
5. Строение корпуса собаки.
6. Как называется комплекс мер по лечению гельминтозов и предохранению
окружающей среды от загрязнения яйцами и личинками гельминтов?
7. Напишите окрасы собак.
8. Напишите клички легендарных собак.
20

9. Назовите 5 кондиций собак.
10. Какие формы смыкания челюстей (прикусы) Вы знаете?

Список литературы
для педагога:
1. Батуев, А.С. Высшая нервная деятельность / А.С. Батуев. – Москва: Айрис-пресс, 1991.
- 256 с.
2. Беляев, Н.В. Как правильно дрессировать собаку / Н.В. Беляев. – Минск: Литература,
1998. – 272 с.
3. Вайтхэд, С. Собака: полное руководство / С. Вайтхэд. – Москва: Профиздат, 2002. – 298
с.
4. Гриценко, В.В. Коррекция поведения или перевоспитание собаки / В.В. Гриценко. –
М: ТОО «Фита», 1996. 301 с.
5. Гриценко, В.В. Послушание собаки / В.В. Гриценко. – Москва: Аквариум-Принт, 2011.
- 256 c.
6. Давыденко, В.И. Ваша собака: 10000 советов / В.И. Давыденко. – Москва: Харвест,
2007. – 272 с.
7. Давыденко, В.И. Энциклопедия по уходу за собаками / В.И. Давыденко – Минск:
Современный литератор, 2000. - 608 с.
8. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И.
Полетаева. – Москва: Аспект Пресс, 2010.- 320 с.
9. Котенкова, Е.В. О чём лают собаки / Е.В. Котенкова, А.В. Суров. – Москва: Патриот,
1991.- 234 с.
10. Крушинский, Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения / Л.В.
Крушинский. – Москва: Наука, 1991.- 288 с.
11. Лоренц, К. Агрессия / К. Лоренц. – Москва: Римис, 2009. – 352 с.
12. Луканина, Л.О. Собака в вашем доме / Л.О. Луканина. – Екатеринбург: Урал ЛТД,
2002. – 346 с.
13. Маслакова, А.Л. Собака в городской квартире / А.Л. Маслакова. – Москва: АСТ,
Сталкер, 2003. – 356 с.
14. Мычко, Е.Н. Ваша собака-телохранитель / Е.Н Мычко, В.А Беленький. – Москва:
Аквариум, 2003. – 421 с.
15. Мычко, Е.Н. Поведение собаки / Е.Н. Мычко, М.Н. Сотская, В.А. Беленький. –
Москва: Аквариум Принт, 2004. – 367 с.
16. Нечаев, О. Современная энциклопедия собаководства: 3000 советов специалистов / О.
Нечаев, А. Лысянский. – Ростов на Дону: Баро-пресс, 2002. – 479 с.
17. Прайор, К. Не рычите на собаку! О дрессировке животных и людей / К. Прайор. –
Москва: Бомбора, 2015. – 288 с.
18. Савельев, С.В. Введение в зоопсихологию / С.В. Савельев. – Москва: Ареа 17, 1998.
– 292 с.
19. Тихомирова, О.В. Научись понимать свою собаку / О.В. Тихомирова.– Москва:
Аквариум-Принт, 2005. – 64 с.
20. Уитни, Л. Ф. Психология собаки / Л. Ф.Уитни. – Москва: Центрполиграф, 1999. – 277
с.
21. Федотова, Е.В. Собаки / Е.В. Федотова. – Москва: Кристалл, 2003. – 209 с.
22. Фишер, Д. О чём думает ваша собака / Д. Фишер. – Санкт-Петербург: Азбука,1999. –
243 с.
23. Шовен, Р. Поведение животных / Р. Шовен. – Москва: Мир, 1972. – 488 с.
для учащихся:
1. Беляев, Н.В. Как правильно дрессировать собаку / Н.В. Беляев. – Минск: Литература,
1998. – 272 с.
21

2. Вайтхэд, С. Собака: полное руководство / С. Вайтхэд. – Москва: Профиздат, 2002. – 298
с.
3. Гриценко, В.В. Коррекция поведения или перевоспитание собаки / В.В. Гриценко. –
М: ТОО «Фита», 1996. 301 с.
4. Давыденко, В.И. Ваша собака: 10000 советов / В.И. Давыденко. – Москва: Харвест,
2007. – 272 с.
5. Давыденко, В.И. Энциклопедия по уходу за собаками / В.И. Давыденко – Минск:
Современный литератор, 2000. - 608 с.
6. Зорина, З.А. Зоопсихология. Элементарное мышление животных / З.А. Зорина, И.И.
Полетаева. – Москва: Аспект Пресс, 2010.- 320 с.
7. Котенкова, Е.В. О чём лают собаки / Е.В. Котенкова, А.В. Суров. – Москва: Патриот,
1991.- 234 с.
8. Крушинский, Л.В. Эволюционно-генетические аспекты поведения / Л.В. Крушинский.
– Москва: Наука, 1991.- 288 с.
9. Луканина, Л.О. Собака в вашем доме / Л.О. Луканина. – Екатеринбург: Урал ЛТД,
2002. – 346 с.
10. Маслакова, А.Л. Собака в городской квартире / А.Л. Маслакова. – Москва: АСТ,
Сталкер, 2003. – 356 с.
11. Мычко, Е.Н. Поведение собаки / Е.Н. Мычко, М.Н. Сотская, В.А. Беленький. –
Москва: Аквариум Принт, 2004. – 367 с.
12. Мычко, Е.Н. Ваша собака-телохранитель / Е.Н Мычко, В.А Беленький. – Москва:
Аквариум, 2003. – 421 с.
13. Нечаев, О. Современная энциклопедия собаководства: 3000 советов специалистов / О.
Нечаев, А. Лысянский. – Ростов на Дону: Баро-пресс, 2002. – 479 с.
14. Савельев, С.В. Введение в зоопсихологию / С.В. Савельев. – Москва: Ареа 17, 1998.
– 292 с.
15. Уитни, Л. Ф. Психология собаки / Л. Ф.Уитни. – Москва: Центрполиграф, 1999. – 277
с.
Фишер, Д. О чём думает ваша собака / Д. Фишер. – Санкт-Петербург: Азбука,1999. – 243 с
Ресурсы сети Интернет
http://www.mirKnig.com
http://www.bookshunt.ru/b120702_detskaya_enciklopediya_enciklopediya_vse_obo_vsem._5
http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
www.agility.ru
www.dog.ru
www.petpets.ru
www.dog-training.ru
www.dogsport.ru
www.rkf.org.ru
www.dogwinner.dog.ru
www.eksller.boom.ru
www.zooclub.ru
Календарно-тематическое планирование
№
п/п
1.

2.

Название раздела, темы
Вводное занятие. Что такое кинология
Беседа по ТБ
I. Собака: происхождение, строение,
поведение, зоопсихология
Происхождение собаки домашней. Процесс

Количество часов
теория
практика
1
1

всего
2

9

9

18

1

1

2
22

3.
3.

4.
5.
6.
7.

8.

9.

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.

21.

22.
23.

одомашнивания. Дикие родственники
собаки
Современное разделение на служебное,
спортивное, декоративное собаководство.
Внешнее строение (экстерьер) собаки. Типы
конституции собак. Постав конечностей
Типы движения (аллюры) собак
Типы шерсти и окрасы собак. Уход за
шерстью разных типов. Груминг.
Измерение собаки. Методы оценки собак по
конституции и экстерьеру.
Внутреннее строение собаки
Опорно-двигательный аппарат собаки.
Особенности строения скелета разных
собак.
Дыхательная, кровеносная, пищеварительная, нервная, выделительная
системы собаки.
Краткая этология (поведение) собаки.
Зоопсихология в дрессировке собаки. Как
научить собаку учиться
II. Кинологический спорт, дрессировка
собаки
Кинологический спорт: краткий обзор
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак
различным командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак
различным командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак
различным командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак
различным командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак
различным командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак
различным командам
«Дрессировщик собак»
III. Общественные кинологические
организации, выставки собак
Общественные кинологические
организации.
Выставки собак. Выставочный хендлинг
(ринговая дрессура)
П.р. «Юный хендлер». Показ зубной
системы, демонстрация собак в движении:
какой аллюр предпочтительнее системы,
стойка
П.р. «Юный хендлер». Движение в ринге в
разных направлениях, параллельное
движение
П.р. «Юный хендлер». Обобщающее
занятие
Выставка рисунков собак «Мой друг»

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1

1

2

1
1

1
1

2
2

1

1

2

1

1

2

2

14

16

2
-

2

2
2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

3

2
9

2
12

2

-

2

1

1

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2

-

2

2
23

24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.
32.
33.
34.

IV. Породы собак, классификация и
стандарты
Породы собак, классификация и стандарты
Самые известные породы собак
Экзотические породы
Породы собак сто лет спустя
V. Собака в современном обществе
Роль собак в современном обществе.
Профессии собак
Выбор породы для совместного
проживания. Содержание и кормление
щенка и взрослой собаки. Здоровье
домашней собаки.
Собака в городе: правила выгула, проезда в
общественном транспорте.
Профессии, связанные с миром собак.
V. Собаки в произведениях искусства
Собаки в живописи, скульптуре, литературе
Викторина «Собаки в искусстве»
Итоговое занятие. «Я и моя собака»
Итого

6

2

8

2
1
1
2
6
2

1
1
4
-

2
2
2
2
10
2

1

1

2

1

1

2

2
2
2
29

2
2
2
2
43

4
4
2
2
2
72

Календарно-тематический план
№
п/п

1.

2.
3.
3.

4.
5.
6.
7.
8.
9.

по программе «Дай лапу, друг»
на 2022-23 учебный год
Название раздела, темы
Всего
часов
Вводное занятие. Что такое кинология
Беседа по ТБ
I. Собака: происхождение, строение, поведение,
зоопсихология
Происхождение собаки домашней. Процесс
одомашнивания. Дикие родственники собаки
Современное разделение на служебное, спортивное,
декоративное собаководство.
Внешнее строение (экстерьер) собаки. Типы
конституции собак. Постав конечностей Типы
движения (аллюры) собак
Типы шерсти и окрасы собак. Уход за шерстью разных
типов. Груминг.
Измерение собаки. Методы оценки собак по
конституции и экстерьеру.
Внутреннее строение собаки
Опорно-двигательный аппарат собаки. Особенности
строения скелета разных собак.
Дыхательная, кровеносная, пище-варительная,
нервная, выделительная системы собаки.
Краткая этология (поведение) собаки. Зоопсихология в
дрессировке собаки. Как научить собаку учиться

2

Группа
№11
среда
07.09.22

18
2

14.09.22

2

21.09.22

2

28.09.22

2

05.10.22

2

12.10.22

2
2

19.10.22
26.10.22

2

02.11.22

2

09.11.22
24

10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.

18.
19.
20.

21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.

30.
31.

32.
33.
34.

II. Кинологический спорт, дрессировка собаки
Кинологический спорт: краткий обзор
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак различным
командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак различным
командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак различным
командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак различным
командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак различным
командам
П.р. «Дрессировка собак». Обучение собак различным
командам
«Дрессировщик собак»
III. Общественные кинологические организации,
выставки собак
Общественные кинологические организации.
Выставки собак. Выставочный хендлинг (ринговая
дрессура)
П.р. «Юный хендлер». Показ зубной системы,
демонстрация собак в движении: какой аллюр
предпочтительнее системы, стойка
П.р. «Юный хендлер». Движение в ринге в разных
направлениях, параллельное движение
П.р. «Юный хендлер». Обобщающее занятие
Выставка рисунков собак «Мой друг»
IV. Породы собак, классификация и стандарты
Породы собак, классификация и стандарты
Самые известные породы собак
Экзотические породы
Породы собак сто лет спустя
V. Собака в современном обществе
Роль собак в современном обществе. Профессии собак

16
2
2

16.11.22
23.11.22

2

30.11.22

2

07.12.22

2

14.12.22

2

21.12.22

2

28.12.22

2
12

11.01.23

2
2

18.01.23
25.01.23

2

01.02.23

2

08.02.23

2
2
8
2
2
2
2
10
2

15.02.23
22.02.23

Выбор породы для совместного проживания.
Содержание и кормление щенка и взрослой собаки.
Здоровье домашней собаки.
Собака в городе: правила выгула, проезда в
общественном транспорте.
Профессии, связанные с миром собак.

2

12.04.23

2

19.04.23

4

26.04.23
03.05.23

V. Собаки в произведениях искусства
Собаки в живописи, скульптуре, литературе
Викторина «Собаки в искусстве»
Итоговое занятие. «Я и моя собака»
Итого

4
2
2
2
72 ч.

01.03.23
15.03.23
22.03.23
29.03.23
05.04.23

10.05.23
17.05.23
24.05.23

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».