Я познаю мир

Путешествовать, наблюдать природу, улавливать её
тайны и восторгаться этим счастьем – значит жить.
Ф. Геблер
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В основе дополнительной общеразвивающей программы «Я познаю мир» лежит
программа экологического образования детей «МЫ», разработанная в 2000 году
авторским коллективом г. Санкт - Петербург: кандидат педагогических наук Кондратьева
Н.Н.; методист Центра дошкольного образования (СПб ГУПМ) Шиленок Т.А.; кандидат
педагогических наук, ассистент кафедры дошкольной педагогики РГУП им. А.И.Герцена
Маркова Т.А.; ассистент кафедры дошкольной педагогики РГУП им. А.И.Герцена
Виноградова Т.А., содержание которой соответствует области «Познавательное развитие»
ФГОС ДО.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей
программы «Я познаю мир» – естественнонаучная.
Уровень освоения. Данная программа дает возможность учащимся доступно и
поэтапно освоить содержательный материал на стартовом уровне.
Новизна программы. Данная программа – это целостная система экологического
воспитания детей в возрасте 5–7 лет. В результате её освоения ребѐнок познаѐт
окружающую его действительность на основе краеведческих материалов, регионального
компонента.
В
программе максимально использован воспитательный потенциал
учебных занятий и мероприятий, где наибольшее значение придаётся гражданскопатриотическому воспитанию учащихся.
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена тем, что в
последнее время очень остро стоит задача экологического образования населения. В наше
время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, им уделяют всё
больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности
человека в природе, часто безграмотная, неправильная с экологической точки зрения,
расточительная, ведущая к нарушению экологического равновесия. Президент РФ В.В.
Путин выдвинул ряд инициатив, направленных на разработку новой экологической
политики России.
Следовательно, система экологического образования будет занимать все более
приоритетное место в деятельности всех образовательных учреждений. Наибольшее
значение имеет экологическое образование подрастающего поколения, в том числе и
дошкольников. Именно в этом возрасте ребенок наиболее чувствителен к восприятию
окружающего мира.
Педагогическая целесообразность. Программа «Я познаю мир» ориентирована на
учащихся дошкольного возраста 5-7 лет в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями. В программе представлены три раздела: «Живые…
Какие мы»; «Как живые приспосабливаются к среде»; «Мы нужны друг другу на Земле».
Они тесно взаимосвязаны между собой и иерархически выстроены. Это позволяет более
точно выделить последовательность развития содержания программы и его освоения
детьми: от познания внутренних связей живого к освоению внешних связей организма и
среды и далее – к раскрытию многообразных связей живого в экосистеме.
В программе последовательно раскрывается сущность живого организма и его
взаимодействие со средой. Каждый последующий раздел опирается на содержание
предыдущего, представления в нем усложняются – пополняются новыми фактами,
связями, обобщениями. Раскрытие все новых и новых знаний о живом создает
предпосылки для обобщения представлений детей о ценности природы и нормах
взаимодействия с ее объектами, для включения в следующие разделы более сложных
умений экологически ориентированного взаимодействия с природой, дальнейшего
накопления опыта гуманно-ценностного отношения к ней.
Программа
направлена на воспитание эмоционально-ценностного отношения

детей дошкольного возраста к природе. Все занятия проводятся в игровой форме, что не
утомляет ребенка и способствует лучшему восприятию нового материала.
У педагога есть возможность вариативно подходить к выбору видов деятельности
при планировании занятия, учитывая индивидуальные возможности детей, степень
подготовленности учащихся конкретной группы.
Разнообразие заданий, частая смена видов деятельности помогают избежать
утомляемости, повышают активность детей, развивают нестандартное мышление,
уверенность в своих силах.
Дидактический материал: загадки, скороговорки, пальчиковые игры, театр мимики
и жестов, психологическая разгрузка, игры с палочками, рисование глазами и двумя
руками, другие виды деятельности планируются в каждом блоке, причем содержание этих
заданий соответствует темам основных направлений, предусмотренных программой,
продолжает их и дополняет.
А так же все полученные знания и умения имеют практическое значение для
ребенка и могут быть использованы в повседневной жизни.
Отличительные особенности программы. В отличие от авторской программы
экологического образования детей «Мы» Кондратьевой Н.Н., содержание программы «Я
познаю мир» разработано с учетом региональных особенностей природы Нижнеудинского
района. Прежде всего, детям нужно дать на данной возрастной ступени экологические
знания не о природе вообще, а о той природе, которая их окружает рядом, которую они
могут наблюдать изо дня в день, могут потрогать и пощупать. Дошкольники должны
осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Для нормальной
жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе, оптимальной
температуре, пространстве для обитания. На примере растений и животных, окружающих
детей, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования, зависимость
строения организма от условий среды.
Цель программы: формирование основ экологической культуры в процессе
ознакомления дошкольников с предметами и явлениями окружающего мира.
Комплекс взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития
ребенка включает:
 Формирование системы элементарных экологических знаний особенностей жизни,
роста и развития отдельных живых существ, некоторых биоценозов, о
приспособительных зависимостях существования живых организмов от факторов
внешней среды, взаимосвязях внутри природных сообществ.
 Развитие познавательного интереса к миру природы.
 Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и
безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
 Воспитание гуманного, бережного отношения к миру природы, развитие
эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в
процессе общения с ними.
Успех реализации данной программы обеспечивается несколькими обязательными
условиями:
 готовностью педагога к осуществлению экологического образования;
 постоянным общением детей с природой ближайшего окружения;
 активным участием родителей в воспитательном процессе.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей старшего (от 5 до 6 лет)
и подготовительного (от 6 до 7 лет) дошкольного возраста.
Дошкольный возраст 5 – 7 лет – оптимальный этап в развитии экологической
культуры личности. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей
среды, у него развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру,
формируются основы нравственно-экологических позиций, которые проявляются во
взаимодействиях ребенка с природой, а также в его поведении в природе. Дети проявляют

большой интерес к природе: животным, растениям, камням, различным природным
явлениям и др. В этом возрасте они обладают довольно большим запасом преставлений об
окружающем мире, которые получают благодаря своей активности. Это период становления личности, формирования нравственных чувств у дошкольника, стремление
работать творчески. Дети стремятся проявить самостоятельность. У них растет чувство
ответственности за свои поступки, расширяются познавательные интересы.
Срок освоения программы: 2 года обучения.
Объем программы. Общий объем учебных часов, необходимых для освоения
программы - 72 часа.
1 год обучения – 36 часов,
2 год обучения – 36 часов.
Режим занятий: Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий
для детей 5 – 6 лет по 25 минут, для детей 6-7 лет по 30 минут (в соответствии с
СанПиН).
Форма обучения - очная.
Формы занятий:
 вводное/итоговое занятие;
 занятие-беседа;
 занятие-путешествие;
 занятие-исследование;
 занятие-фантазирование;
 занятие-поиск;
 игра-викторина и др.

Планируемые результаты
освоения программы:
К концу обучения учащиеся должны иметь представление:
О временах года.
О сезонных изменениях в живой и неживой природе.
О зависимости изменений живой природы в неживой природе.
О причинно-следственных связях объектов живой и неживой природы и их признаках
(вода, тепло, свет и т.д.).
О растениях леса, луга, сада, огорода, водоема.
О комнатных растениях, способах их размножения, ухода.
Об условиях, необходимых для роста растений.
О среде обитания (наземной, воздушной, водной).
О домашних животных и их детёнышах.
О диких животных и их детёнышах в природных условиях.
Об изменениях в жизни животных и растений в разное время года.
О насекомых и их значении в природе.
О птицах (домашних, зимующих, перелётных, кочующих).
О влиянии человека на окружающую среду.
Об охране природы.
О «Красной книге».
К концу обучения учащиеся должны знать:
Правила поведения в природе.
Правила поведения в уголке живой природы.
Некоторые правила гигиены.
К концу обучения учащиеся должны уметь:
Различать и называть 5-6 деревьев и кустарников (по коре, плодам, листьям).
Различать и называть 5-6 травянистых растений (луговые, лесные, садовые).
Различать и называть съедобные и ядовитые ягоды и грибы.

Различать по внешнему виду и называть несколько видов зимующих птиц, домашних и
диких животных.
Ухаживать за комнатными растениями.
Ухаживать за животными в уголке природы.
Классифицировать животных по группам: звери, птицы, рыбы, насекомые.
Классифицировать растения по экологическим группам: растения леса, луга, лиственные,
хвойные.
Контроль над выполнением программы осуществляется в виде конкурсов,
викторин, выставок рисунков и поделок. Оценка результатов работы происходит через
контроль и самоконтроль за знаниями и умениями после прохождения тем, по изменению
в поведении ребенка, через работу на практических занятиях, экскурсиях.

Учебный план
1 год обучения
№

Название разделов

I.

Вводное занятие.
Что такое
природа?
Живые.. Какие мы?
Как живые приспосабливаются к
среде.
Мы нужны друг другу на Земле.

II.
III.
IV.

Количество часов
Всего теория практика

V.
Итоговое занятие.
Всего часов за 1 год обучения

1

0,5

0,5

Форма
промежуточной
аттестации
опрос

15
14

7
7

8
7

самоконтроль
самоконтроль

5

3

2

самоконтроль

1
36

0,5
18

0,5
18

опрос

Учебный план
2 год обучения
№

Название разделов

Количество часов
Всего теория практика

Вводное занятие. Что такое
природа?
II.
Живые.. Какие мы?
III. Как живые приспосабливаются к
среде.
IV. Мы нужны друг другу на Земле.
V.
Итоговое занятие.
Всего часов за 2 год обучения
I.

1

0,5

0,5

Форма
промежуточной
аттестации
опрос

7
13

3
7

4
6

самоконтроль
самоконтроль

14
1
36

7
0,5
18

7
0,5
18

самоконтроль
опрос

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
1 год обучения
Раздел /месяц
I. Вводное занятие.
Что такое природа?

сентяб
рь

1ч.

Октяб
рь

ноябрь

декабр
ь

январь

феврал
ь

март

апрель

май

Всего
Теория/практ
ика

1
(0,5/0,5)

II. Живые.. Какие
мы?
III. Как живые
приспосабливаются к
среде.
IV. Мы нужны друг
другу на Земле.
V. Итоговое занятие

3ч.

Всего

4

5ч.

3ч

4ч.

1ч

3ч.

4ч.

4ч

15
(7/8)
14
(7/7)

2ч

2ч.

3ч
1ч.

5

4

4

3

5
(3/2)
1
(0,5/0,5)

4

4

4

4

36
(18/18)

февр
аль

март

апрел
ь

май

Всего
Теория/пр
актика
1
(0,5/0,5)

2 год обучения
Раздел /месяц

сентя
брь

I. Вводное занятие.
Что такое природа?

1ч.

II. Живые.. Какие
мы?
III. Как живые
приспосабливаются к
среде.
IV. Мы нужны друг
другу на Земле.
V. Итоговое занятие

3ч.

Всего

4

Октя
брь

нояб
рь

декаб
рь

январ
ь

4ч.
1ч

4ч

4ч

3ч.

7
(3/4)
13
(7/6)

1ч.
3ч

4ч

4ч.

3ч
1ч.

5

4

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

4

3

4

4

4

4

14
(7/7)
1
(0,5/0,5)
36
(18/18)

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель (273 дня)
16 недель (86 дней)
20 неделя (97 дней)
4я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023- 31.08.2023

Содержание программы
1 год обучения (36 часов)
I раздел: Вводное занятие (1 час).
Тема 1. Что такое природа?
Как изучать природу. Отличительные признаки
природных объектов. Отличительные признаки искусственных объектов. Существенные
признаки живого и неживого объекта. Экологическая игра «Живая и неживая природа».
Практическая работа «Тонет и не тонет». Беседа по технике безопасности на занятиях.
II раздел «Живые… Какие мы» (14 часов).
Тема 2. Круглый год. Знакомство с временами года – лето, осень, зима, весна. Осень в
искусстве. Практическая работа «Сохраним золотую осень» (коллективная работа коллаж
«Осеннее дерево» - раскрашивание, вырезание и закрепление листьев из бумаги на
нарисованное дерево).
Тема 3. Живое – неживое. Правила поведения и бережное отношение во время

наблюдения за кроликом. Характерные признаки внешнего вида. Особенности поведения.
Конкретное место обитания в природе. Чем и как питаются? Создание условий
проживания в уголке природы. Практическая работа «Наблюдение за кроликом».
Тема 4.Дикие и домашние животные. Многообразие животных. В чем отличие диких
животных от домашних. Дидактическая игра «В зоопарке» «Кто лишний», «Какое это
животное», «Собери животное».
Тема 5. Первый друг человека – собака. Что мы знаем о собаках? Какие бывают собаки
(породы собак)? На службе у человека. Как понять своего четвероного друга? Викторина
Интеллектуально – развлекательное «Гав шоу».
Тема 6. Волк – дикий предок собаки. Характерные признаки внешнего вида. Особенности
поведения. Конкретное место обитания в природе. Чем и как питаются? Практическая
работа «Родственники собаки».
Тема 7. Мисс Кис- кис и мистер Мяу. Интеллектуально – развлекательное занятие
«Мисс Кис –кис и мистер Мяу». Что мы знаем о кошках? Какие бывают кошки? Знаете ли
вы кошачий язык? Пословицы и поговорки о кошках. Кошки – мультзвёзды.
Тема 8. Дикие кошки.
Семейство кошачьи. Характерные признаки внешнего вида.
Особенности поведения. Конкретное место обитания в природе. Чем и как питаются?
Практическая работа «Рысь и кошка домашняя».
Тема 9. Мой ласковый и нежный друг. Презентация – рассказ о животном, которое живет
в семье. Конкурс рисунков: «Мой пушистый и ласковый зверь». Практическая работа
«Портрет моего пушистого друга».
Тема 10. Как узнать растение. Понятие «растение». Отличительные признаки деревьев,
кустарников, трав. Органы растения и их роль. Практическая работа «Органы растения»,
«Живое или нет?».
Тема 11. Как вырастить растение. Что такое семена Знакомство с коллекцией семян.
Приспособления для распространения семян. Где у растения искать семена. Практическая
работа «Работа с коллекцией семян». Как вырастить овощи. «Подготовка семян моркови к
посадке».
Тема 12. Мой зеленый друг. Комнатные растения. Как помочь растению. Правила посадки
комнатных растений. Правила ухода за комнатными растениями. Бережное отношение к
комнатным растениям, как к живым обитателям уголка природы. Практическая работа:
«Как ухаживать за комнатными растениями».
Тема 13. Во саду ли в огороде. Классификация овощей и фруктов. Что мы знаем об
овощах. Что мы знаем о фруктах. Дидактические игры: «Что где растет», «Раз, два, три
урожай собери», «Четвертый лишний», «Скажи наоборот», «Повар».
Тема 14. Человек – часть природы. Я - Человек. Моё имя. Моя внешность. Мой
организм. Отличие от других живых организмов. Основные части тела. Органы чувств и
их функции. Практическая работа «Органы чувств».
Тема 15. Чем люди отличаются друг от друга. Признаки сходства и отличия людей.
Индивидуальное своеобразие человека в характере, деятельности. Здоровый образ жизни.
Гигиена. Спортивно-познавательное развлечение: Я выбираю движение. Важность
движения для здоровья человека. Знакомство с движениями животных.
Тема 16. Зимушка - зима. Основные признаки зимы. Следы на снегу. Зима в искусстве.
Развлекательно - познавательная игра «Зимние забавы».
III раздел: «Как живые приспосабливаются к среде» (14 часов).
Тема 17. Кто где живет и почему? Растения и животные разных сред обитания (лес, луг,
водоем). Приспособленность организмов различным условиям жизни. Внешний вид
организмов и особенности их жизнедеятельности. Бережное отношение к природе.
Экологическая игра «Кто, где живет?», «Что, где растет?», «Путаница».
Тема 18. Воздушный океан. Понятие «воздух». Воздух – условие жизни всех живых
существ на земле. Свойства воздуха. Роль воздуха в жизни человека. Охрана воздушных
просторов Земли. Практическая работа: «Свойства воздуха», «Волны», «Буря».

Тема 19. Ветер – движение воздуха. Почему ветер называют невидимкой. Какой бывает
ветер. Что умеет делать ветер. Практическая работа «Как увидеть движение воздуха».
Тема 20. Как узнать птиц. Внешние признаки птиц. Различия в окраске и других
особенностях. Как и зачем птицы строят гнезда? Значение птиц в природе. Они
нуждаются в защите. Практическая работа: «Перо птиц».
Тема 21. Зимующие птицы. Птицы зимующие вместе с нами. Бережное отношение и
забота о зимующих птицах. Практическая работа: «Кому, что по вкусу».
Тема 22. Царица – Водица. Путешествие по глобусу. Игра «Земля, вода, огонь, воздух».
Загадки о состояниях воды. Круговорот воды в природе. Охрана водных просторов Земли.
Практическая работа: «Состояния воды».
Тема 23. Помощница вода. Кому нужна вода? Значение воды в жизни человека.
Практическая работа: «Свойства воды».
Тема 24. Кто живет и растет в воде. Рыбы – дети воды. Сравнение рыб и лягушек.
Игра «Кто это потерял?». Бережное отношение к живым обитателям воды. Знакомство с
ряской, белой кувшинкой и желтой кубышкой. Их особенности и приспособленность к
жизни в водной среде. Они нуждаются в охране. Практическая работа «Определяем
возраст рыбы».
Тема 25.
В царстве Нептуна. Красота морей и океанов. Искусство и море.
Развлекательно-познавательная игра «Нептун приглашает в гости».
Тема 26. Водное царство живого уголка. Правила поведения и бережное отношение во
время наблюдения за рыбками. Кто тут у нас живет? Корм для рыбок. Как выглядят наши
рыбки? Как рыбки плавают? Как рыбки дышат? Игра «Хорошо – плохо». Условия
содержания аквариумных рыбок. Практическая работа «Наблюдение за аквариумной
рыбкой».
Тема 27. Какие бывают насекомые. Многообразие насекомых. Группы насекомых.
Общие признаки насекомых. Значение и охрана насекомых. Удивительные божьи
коровки. Игра «Хорошо – плохо». Практическая работа «Работа с коллекцией насекомых
нашей местности».
Тема 28. Бабочки – летающие цветки. Многообразие бабочек. Питание. Цикл развития.
Значение в природе. Это интересно. Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Практическая работа «Внешнее строение бабочки».
Тема 29. Жуки. Бытовые вредители. Знакомство с внешним видом и другими
особенностями таракана, мухи, моли. Вред здоровью человека. Практическая работа с
коллекцией жуков «Внешнее строение».
Тема 30. Кто такие звери. Многообразие млекопитающих. Группы зверей. Общие
признаки млекопитающих. Значение и охрана млекопитающих. Игра «Хорошо – плохо».
IVраздел: «Мы нужны друг другу на Земле» (5 часов).
Тема 31. Весна красна. Пробуждение природы. Основные признаки весны. Весна в
искусстве.
Тема 32. Цветы – украшение природы. Страна цветов. Лесные, луговые, полевые,
садовые. Знакомство с царицей цветов – розой. Практическая работа: Мастер – класс
«Роза из цветных салфеток».
Тема 33. Перелетные птицы. Беседа о перелётных птицах. Презентация «Перелётные
птицы». Проблемная ситуация «Поможем птицам». Работа с перфокартами. Презентации
«Полёт птиц». Подвижная игра «Перелёт птиц». Рассматривания рисунка птицы.
Практическая работа: Рисование птицы при помощи ладони.
Тема 34. Отношение человека к природе. Виртуальная экскурсия в природу. Остановка
лес. Остановка река. Остановка горы. Правила поведения на природе. Дидактическая игра
«Что такое хорошо и что такое плохо». Практическая работа «Фильтр из песка».
Тема 35. Уроки «Доброты» (экскурсия в мини-зоопарк «Чудо на ладони»). Правила
поведения в уголке живой природы и бережное отношение к его обитателям. Знакомство с
растениями и животными в уголке живой природы. Создание условий содержания

животных и растений в уголке природы приближенными к среде их обитания.
Экологическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?».
V раздел: Итоговое занятие (1 час).
36. Знатоки природы. Что узнали, чему научились. Экологическая викторина: «Знатоки
природы». Развлекательно - познавательная игра. Мониторинг знаний.

Содержание программы
2 год обучения (36 часов)
I раздел «Вводное занятие» (1 час).
Тема 1. Я и мир вокруг меня. Красота родной природы. Что у нас над головой. Живая и
неживая природа.
Фенологические наблюдения за погодой, облаками, ветром.
Распознающее наблюдение «Радуга». Практическая работа «Почему крыша дома имеет
форму ели». Беседа по технике безопасности на занятиях.
II раздел «Живые… Какие мы» (7 часов).
Тема 2. В мире животных.
Животные - дети Земли. День медведя. Праздник,
посвященный залеганию бурого медведя в берлогу. Рассказ о медведях с презентацией
«Про медведя». Видео – викторина «Угадай моё имя». Развлекательная презентация
«Медведи как люди». Дидактическая игра «Где, чей контур» «Кто здесь спрятался».
Тема 3. Семьи животных. Значение объединения животных в семейные группы.
Распределение обязанностей в муравейнике. Значение в жизни леса и охрана муравьев.
Заботливые папы и мамы. Знакомство с детёнышами животных и их родителями. Сказка
«Великая путаница».
Тема 4. В мире растений. Многообразие растений планеты Земля. Дикорастущие и
культурные растения. Многообразие деревьев. Интеллектуальная викторина «Деревья
нашей Родины». Берёза – символ России. Практическая работа: «С какой ветки – эти
детки». Конкурс рисунка «Какое я дерево».
Тема 5. Культурные растения. Викторина «Овощи и фрукты». Хлеб - всему голова. Как
хлеб пришел к нам на стол (процесс выращивания хлеба). Знакомство с трудом хлебороба,
пекаря. Практическая работа «Колоски». Картофель – второй хлеб. Как картофель
пришел к нам на стол. Процесс выращивания картофеля. Знакомство с трудом
овощеводов. Практическая работа «Картофельный крахмал».
Тема 6. Человек – часть природы. Формирование естественно – научных представлений.
Мой организм. Скелет человека. Кожа. Зубы. Как ухаживать за зубами. Для чего человеку
руки и ноги. Мои чувства и настроения.
Тема 7. Профессии человека. Викторина «Угадай профессию». Профессия метеоролог.
Практическая работа: знакомство с приборами метеоролога, природные гигрометры,
изготовление флюгера.
Тема 8. Здоровый образ жизни наш выбор. Что такое здоровье. Активная деятельность и
активный отдых. Положительный настрой. Подвижная игра «Делай с нами, делай как мы,
делай лучше нас».
III раздел «Как живые приспосабливаются к среде» (13 часов).
Тема 9. Наш общий дом - планета Земля. Географические представления. Земной шар,
атмосфера. Глобус. Карта мира. Страны и населяющие их народности разных рас и
национальностей. Северный и Южный полюсы, материки, океаны, моря, реки, озера.
Практическая работа с картой мира, глобусом.
Тема 10. Моя Родина – Россия. Презентация «Москва – столица нашей Родины».
Символика России. Гимн России. Виртуальная экскурсия России. Практическая работа с
картой России.
Тема 11. Что такое город? Признаки города. Презентация «Что такое город».
Проблемные ситуации «Что было бы, если бы …». Аукцион «Город». Игровое
упражнение «Самый внимательный горожанин». Дидактическая игра «Почему город
всегда красивый».

Тема 12. Город на Уде. География места проживания. Виртуальная экскурсия «Иркутск –
наш областной центр». Наш город Нижнеудинск. Презентация «УДАчные места».
Практическая работа с картой Иркутской области и города Нижнеудинска.
Тема 13.
Космическое путешествие. Солнце – большая звезда. «Экскурсия» по
кабинету экологии с целью определения роли Солнца для планеты Земля. Планеты
Солнечной системы. Вращение Земли вокруг Солнца (смена дня и ночи). Практическая
работа: игра-моделирование «Солнечная система».
Тема 14. Экскурсия в далекое прошлое. Развитие жизни на Земле. Динозавры. Предки
наших животных (мамонт, саблезубый тигр, пещерный медведь). Первый человек.
Тема 15. Живые обитатели пустыни. Почему верблюжонок грустный (где родина
верблюжонка)? Знакомство с пустыней. Растения и животные пустыни. Мини - экскурсия
«Пустыня и её обитатели».
Как верблюд приспособился к жизни в пустыне?
Практическая работа «Определение возможности проживания верблюда в пустыне,
неделями обходясь без воды» творческая лаборатория «Пустыня». Составление
сравнительных рассказов «Чудеса пустыни».
Тема 16. Два полюса. Антарктида, Арктика – самые холодные материки на Земле.
Обитатели Антарктиды и Арктики. Человек на Южном и Северном полюсе. Творческая
лаборатория «Северный полюс». Составление сравнительных рассказов «Чудеса
Антарктиды». Практическая работа «Узор на стекле».
Тема 17. Живые обитатели тундры. Знакомство с тундрой. Растения и животные
тундры. Помощники человека в тундре. Творческая лаборатория «В тундре» Составление
сравнительных рассказов «Чудеса тундры».
Тема 18. Что такое лес. Иллюстрированная сказка «Волшебная картина». Мини –
экскурсия «Кто в лесу живет». Как звери зимуют в лесу? Знакомство с линькой у зайца и
белки, спячкой бурундука и медведя. Игра: «Кто, где спрятался». Творческая лаборатория
«В лесу». Составление сравнительных рассказов «Чудеса леса».
Тема 19. В гостях ели. Внешнее строение ели. Кто дружит с елью. Праздничное дерево.
Творческая лаборатория «Ель». Составление сравнительных рассказов «Ель и её хвойные
подруги». Практическая работа с ветками и шишками хвойных деревьев.
Тема 20. Морские чудеса. Красота подводного мира. Обитатели подводного мира.
У Нептуна беда (загадки о животных морей). Акула – торпеда моря. Спящая красавица –
актиния. Дискуссия: актиния – это растение или животное? Возвращаемся на сушу,
возьмем актинию с собой (сможет ли она жить на суше)? Практическая работа «Моря и
океаны на глобусе». Игра найди и раскрась «Подводное царство». Подвижная игра «Море
волнуется раз».
Тема 21. Что такое озеро. Озеро Байкал и его обитатели. Байкальская нерпа. Роль в
Байкале и жизни человека. Охрана байкальской нерпы.
Просмотр видеофильма
«Байкальская нерпа». Рыбы Байкала. Прозрачная рыбка Байкала - голомянка. Маленький
аэроплан над байкальской бездной (длиннокрылка). Заботливые родители – желтокрылки.
Основная промысловая рыба озера Байкал – омуль. Байкальский осётр. Охрана рыбных
ресурсов озера Байкал. Просмотр видеофильма «Рыбы озера Байкал».
IV раздел «Мы нужны друг другу на Земле» (14 часов).
Тема 22. Животные в жизни человека. Дружба человека и животных. Устанавливаем
взаимосвязи зависимости жизни домашних животных от человека и человека от
животных. Нелегкий, но интересный труд животноводов. Это интересно: «Животные
воспитывают человеческих детей». Конкурс «Маугли».
Тема 23. Растения в жизни человека. Лекарственные растения. Интеллектуальная игра
«Версты». Я люблю ягоды. Презентация «Памятник арбузу».
Тема 24. Животные и растения Красной книги Иркутской области. Красная книга –
сигнал опасности. Страницы Красной книги. Знакомство с растениями и животными
Красной книги Иркутской области. Нелюбимые животные. Значение в природе змей, жаб,
пауков. Что нам делать, как нам быть. Все живое должно жить.

Тема 25. Чистый воздух и вода – богатство страны. Роль воды и воздуха на планете
Земля. Сказка «Спор». Почему речка стала разноцветная. Откуда в кране вода. Просмотр
мультфильма «Большое маленькое море» из цикла «Смешарики» об охране водных
просторов. Практическая работа: «Как легко загрязнить и трудно очистить воду», «Нефть
на поверхности океана».
Тема 26. Земля и ее составляющие: песок. Свойства песка (степень сыпучести,
проницаемости, растворимости в воде, цвет, влажность, рыхлость и др.). Значение песка в
природе и жизни человека. Практическая работа «Свойства песка».
Тема 27. Земля и ее составляющие: глина. Свойства глины (степень сыпучести,
проницаемости, растворимости в воде, цвет, влажность, рыхлость и др.). Значение глины в
природе и жизни человека. Практическая работа «Свойства глины».
Тема 28. Земля и ее составляющие: камни. Свойства камней. Значение камней в
природе и жизни человека. Растущие на камнях (сосны, лишайники и их приспособления
к жизни на камнях). Практическая работа «Работа с коллекцией горных пород». Разве
соль не волшебница. Практическая работа: «Свойства соли», «Использование соли в
быту».
Тема 29. Стихийные бедствия: засуха, наводнение, землетрясение. Природные стихии.
Природная стихия – огонь. Огонь – спутник и помощник человека. Молния. Вулкан огнедышащая гора. Приспособление животных и растений к стихийным бедствиям.
Камни вулканического происхождения. Практическая работа «Извержение вулкана»,
работа с коллекцией камней вулканического происхождения».
Тема 30. Огонь в руках человека. Пожар – стихийное бедствие и разрушитель привычной
для живых организмов среды обитания. Правила обращения с огнём. Что я знаю о труде
пожарных. Практическая работа «Огонь добрый, огонь злой».
Тема 32. Магниты, магнетизм. Что такое магнит. Свойства магнита. Практическая
работа: «Действует ли магнит через другие материалы», «Всё ли притягивает магнит».
Тема 33. Чудеса электричества. Что такое электричество. Электричество в природе.
Статическое электричество. Практическая работа «Волшебное статическое электричество.
Тема 34. Мир бумаги и ткани. Виды бумаги и ткани. Откуда пришли. Значение в жизни
человека. Практическая работа «Свойства бумаги и ткани», «Издаёт звук», «Режущие
свойства бумаги и ткани», Дидактическая игра «Определи на ощупь» «Раз, два, три ко мне
скорей беги».
Тема 35. Свет и цвет. В стране красок. Сказка «Страна красок». Три основных цвета.
Цветовые загадки. Практическая работа «Получение нового цвета», «Цветной лед», «Цвет
в молоке».
Тема 35. Уроки «Доброты» (экскурсия в мини-зоопарк «Чудо на ладони»). Правила
поведения в уголке живой природы и бережное отношение к его обитателям. Знакомство с
растениями и животными в уголке живой природы. Создание условий содержания
животных и растений в уголке природы приближенными к среде их обитания.
Экологическая игра «Чем похожи? Чем отличаются?».
Vраздел: Итоговое занятие (1 час).
Тема 36. Итоговое занятие. Что узнали? Чему научились? Развлекательно познавательная игра «Знатоки природы». Мониторинг знаний за курс «Я познаю мир».

Методические материалы
Решение образовательных задач предусматривает:
 приобщение детей к нравственным и эстетическим ценностям природы через
знаково-символическую систему культуры;
 организацию творческо-экспериментальной деятельности для самостоятельного
получения необходимой информации о явлениях и объектах (живой и неживой)
природы;

 знакомство детей с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их
потребностью в пище, свете, тепле, воде.
 совместное со взрослыми выращивание растений, осуществление необходимого
ухода;
 организацию наблюдений за ростом и развитием растений и животных;
 организацию наблюдений за поведением животных, самостоятельное выделение
ребенком характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения,
питания, приспособления;
 соучастие в деятельности взрослых по защите природных объектов и сохранению
качества окружающей среды, забота о ближайшем природном окружении.
Ценностно-целевые ориентиры образовательного процесса:
 гуманизм как утверждение норм уважения к человеческой личности,
доброжелательного и бережного отношения к каждому; исключение принуждения
и насилия;
 открытость человека изменяющемуся миру;
 самоценность каждого возраста: полнота реализации возможностей ребенка; опора
на достижения предыдущего этапа развития - неоправданность как
инфантилизации в образовании, так и "забегания вперед";
 индивидуализация образования: учет способностей, интересов, темпа продвижения
ребенка; создание условий для его развития, независимо от уровня исходной
подготовленности.
Принципы организации образовательного процесса:
 личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
 предоставление каждому ребенку условий для возможного выбора деятельности,
партнера, средств и пр.;
 ориентировка педагогической оценки на относительные показатели детской
успешности (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными
вчерашними достижениями);
 создание образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному,
социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и
сохранению его индивидуальности;
 доверительное отношение к ребенку, уважение к его личности, доброжелательное
внимание к нему;
 поощрение, поддержка инициативы и самостоятельных действий детей;
 учет возможностей ребенка, его интересов, не допуская ощущения его
несостоятельности;
 формирование ведущей деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
опора на игру при формировании учебной деятельности;
 сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и
исследовательской, творческой деятельности, совместных и самостоятельных,
подвижных и статичных форм активности;
 намеренное создание ситуаций, в которых ребенок достигает успеха.
Очные формы обучения.
Представленная программа «Я познаю мир» интересна тем, что ее экологическое
содержание психологически грамотно рассчитано на традиционные для дошкольников
виды продуктивной деятельности. Тем самым педагогу предоставляется возможность
увидеть в них проявление экологической культуры ребенка и использовать эти виды
деятельности для развития его общечеловеческой культуры. Общеизвестна ведущая роль
знаний в структуре сознания. Они в значительной мере определяют свойства и качества
личности дошкольника, разнообразие его познавательных процессов. Познавая, ребенок
осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей

природы Земли. При этом его знания приобретают качество системности. Тем самым
возрастают возможности операциональной стороны интеллекта: совершенствуются
познавательные умения, наблюдательность и познавательный интерес, способность
понимать последствия поступков и осознавать важность соблюдения правил и норм
поведения в природе. Все это позволяет детям творчески применять полученные знания и
умения в повседневном общении с природой.
В программе представлены следующие виды познавательной деятельности:
наблюдение; экологическое моделирование; поисковая деятельность. Труд на занятиях
способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребенку увидеть результат своей
помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это
существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребенка,
благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики.
Играя с растениями и животными, дошкольник учится распознавать настроение
живого существа, его своеобразие, а также способствует формированию чуткости и
душевной отзывчивости ребенка.
Наконец, художественно-творческая деятельность, слушание, чтение и
рассматривание книг с рисунками о природе помогают детям закрепить полученные
знания, умения и навыки, расширяют их продуктивность, созидательные возможности в
мире.
Дистанционные формы обучения.
При неблагоприятной эпидемиологической ситуации используется дистанционные
образовательные технологии (кейсовая технология), которые служат как способ доставки
учебного материала от образовательного учреждения к обучающемуся и результатов его
работы обратно. В мессенджерах с начала обучения создается группа с законными
представителями дошкольников, через которую ежедневно происходит обмен
информацией. В организации дистанционного обучения по программе «Я познаю мир»
используется чат Viber. Учебно-методический комплекс включает электронные
образовательные ресурсы для самостоятельной работы учащихся (ссылки на мастерклассы, шаблоны, теоретический материал и т.д.).
При дистанционном обучении по программе «Я познаю мир» используются следующие
формы:
 видео-занятия, беседы, мастер-классы;
 открытые электронные библиотеки, виртуальные музеи, выставки;
 ссылки на сайты по окружающему миру;
 тесты, викторины по изученным теоретическим темам.
Получение обратной связи организовывается в формате присылаемых в электронном виде
фотографий готовых результатов работы (по электронной почте или в Viber).
Организация образовательного процесса предусматривает:
 игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические,
словесные);
 творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественнотворческой деятельности детей (изобразительной, театрально-игровой, двигательной, речевой);
 экскурсии;
 исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с
предметами и материалами);
 прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские объекты);
 развлечения;
 проектирование решения проблемы;
 познавательные
беседы
(с
использованием
разнообразного
наглядноиллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного
слова, развивающих игр упражнений, заданий);



чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной
литературы;
 трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
Модель организации образовательной деятельности:
 определяет последовательность, продолжительность деятельности детей,
сбалансированность ее видов, исходя из условий ОУ и содержания рабочей
программы;
 обеспечивает целостность развития ребенка, преемственность задач, содержания,
методов, средств, форм организации воспитания и развития на каждой возрастной
ступени дошкольного периода детства;
 обеспечивает интегрированность содержания образования в формировании
коммуникативных, творческих, ценностно-ориентационных, познавательных и
других компетенций воспитанников;
 определяет структуру образовательного процесса обеспечивающего реализацию
целей и задач рабочей программы; определяет объем образовательной нагрузки на
ребенка с учетом требований органов здравоохранения - ст. 51 Закона РФ «Об
образовании»;
 предусматривает увеличение времени индивидуального общения педагога и
ребенка в диалоговых формах взаимодействия; не предусматривает жесткие
требования к регламентации продвижения детей в образовательном и временном
пространстве.

Тематическое мероприятие «ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ВОРОНЫ»
Посвящено Всероссийскому дню зимующих птиц.
Тематическое мероприятие «День рождения Вороны» является итоговым в
серии мероприятий, организованных с 12 ноября по 25 января в рамках Всероссийских
эколого-культурных акций и праздников, проводимых Союзом охраны птиц России.
Предварительная работа: наблюдение за птицами на экскурсии; рассматривание
картинок
с птицами;
прослушивание
записей
с
голосами птиц;
чтение
художественной литературы; беседы о птицах; просмотр слайдов и презентаций; НОД
рисованием, лепкой и аппликацией, на которой дети изображали птиц; разучивание
стихов и песен о птицах, совместный с родителями мастер - класс по изготовлению
различных кормушек, разработка Положения о фотоконкурсе «Гости на кормушке» фотоотчет об изготовлении, размещении и посещении зимующими птицами кормушки,
сделанной своими руками всей семьи.
Роли: Ведущий 1, Ворона, Ведущий 2, Сорока
Цель мероприятия: закрепить и обобщить знания о зимующих птицах, и их
особенностях. Формировать бережное отношение к птицам, желание помогать в трудное
для них время.
Задачи:
- совершенствовать у детей навыки игрового взаимодействия;
- формировать гуманное отношение к живой природе, птицам;
- воспитывать у детей коммуникативную культуру: умение отвечать на вопросы,
выполнять заданную работу.
- содействовать развитию у детей устойчивости внимания в процессе выполнения
последовательных заданий на наглядной и звуковой основе;
- содействовать развитию логического мышления, установлению причинно-следственных
связей.
- содействовать развитию у детей ассоциативного мышления, творческого воображения;
- формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности,
удовлетворение потребности детей в самовыражении.

- закрепить умения детей отвечать на вопросы полным предложением;
- активизировать и расширять словарь по теме "Зимующие птицы"
- развивать внимание, мышление.
- продолжать работу по укреплению здоровья, развитию двигательных способностей и
качеств (ловкости, быстроты, силы, гибкости).
Материалы и оборудование: красная ленточка, ножницы, книга отзывов, костюм
кота, сороки и вороны, импровизированные шапочки с изображением птиц (вороны,
сороки, синицы, воробьи, снегири), тряпочные хвостики, фонограмма с голосами птиц,
сухой завтрак (воробьям – шарики, синичкам – колечки, снегирям – звездочки, воронам –
подушечки, сорокам – крокодильчики), подносы, стулья, столы, лабиринты, конфеты,
торт, стаканы.

Ход мероприятия:
В зале оформлена фотовыставка «Гости на кормушке», творческие и художественные
работы детей.
Ведущий 1: Здравствуйте дорогие друзья!
Ведущий 2: Добрый день! 15 января - Всероссийский день зимующих птиц. Этот день
начали отмечать в России в память о замечательном писателе Евгении Носове, в день его
рождения.
Как - то раз, прочитав стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой...»,
Евгений Носов, чтя память о поэте, каждую осень стал вывешивать кормушки для птиц. А
чтобы привлечь к кормлению птиц всех жителей родного города — расклеивал на видных
местах листовки со стихотворением Яшина. После смерти писателя на его надгробье
поместили надпись «Покормите птиц!». Иркутяне предложили внести в Российский
экологический календарь 12 ноября как Осенний день птиц и считать его началом
общероссийской культурно-экологической акции «Покормите птиц!», а 15 января – день
рождения Евгения Носова (в 2017 году ему исполнилось бы 92 года) – объявить Днем
зимующих птиц России. Союз охраны птиц России полностью поддержал эту инициативу.
Дети рассказывают стихотворение: ПОКОРМИТЕ ПТИЦ Александр Яшин, 1964
Ведущий 1: Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Ведущий 2: Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна —
И не страшна
Будет им зима.
Ведущий 1: В преддверии этого замечательного праздника был открыт сезон фотоохоты
на тему «Гости на кормушке».
На дворе зима, а это значит, что "братья” наши меньшие, живущие вместе с нами в городе
Нижнеудинске и Нижнеудинском районе, нуждаются в нашей заботе о них.
Ведущий 2: И как приятно знать, что в нашем городе есть 32 столовых, где в это голодное
время найдут корм зимующие птахи. Именно столько семейных фотоотчётов, об
изготовлении, размещении и посещении птицами кормушек, предоставлено на нашу
фотовыставку.
Ведущий 1: А ещё мы уверенны, что некоторые просто не успели представить свой отчет.
И ничуть не сомневаемся, что они сделали кормушки и ежедневно пополняют их
кормами.
Ведущий 2: Сегодня мы приветствуем вас на семейной фотовыставке «Гости на
кормушке»! Почему мы назвали выставку семейной? Потому, что авторами этих
фотографий являются бабушки и дедушки, мамы и папы, сыновья и дочери.
Ведущий 1: Растут в семье детишки -

Девчонки и мальчишки.
И любят ваши дети
Птицам помогать.
Ведущий 2: С родителями сделали
Прекрасные кормушки.
Развесили под окнами
Насыпали корма.
Прекрасные столовые
Облюбовали птицы.
Позируют под окнами
Вороны и синицы.
Ведущий 1: Любуется семейство
На детскую работу,
И организовали вместе
Они фотоохоту.
Ведущий 2: Но вот никто не думал
Что это увлеченье
Для всей семьи вдруг станет
Приятным развлеченьем.
Ведущий 1: Искусство фотографии
Семью очаровало!
И даже соревнуются
В искусстве сын и мама!
Ведущий 2: Как это замечательно, когда родители живут вместе с ребёнком его
интересами и увлечениями. Когда в семье есть общее дело, она становится дружной и
сплочённой.
Почетную миссию - открыть нашу фотовыставку, разрезать ленточку мы приглашаем
семью Саушкиных, которые самые первые предоставили свой фотоотчёт о реальной
помощи зимующим птицам нашего города.
Ведущий 1: А сейчас, дорогие друзья, мы приглашаем Вас внимательно ознакомиться с
выставкой. По окончании просмотра, Вы можете голосовать за понравившиеся вам фото.
И записать свои впечатления в книге отзывов. Приятного вам просмотра!
(В период осмотра фотовыставки Ведущий 1 переодевается в ворону, Ведущий 2 в сороку.
Дети делятся на стайки птиц – воробьи, синички, снегири, сороки, вороны. Им раздаются
импровизированные шапочки.)
Сорока:
Что такое доброта?
И увидеть нельзя
И нельзя потрогать
Доброта - это когда
Доброта - это тогда, когда
Все друг другу друзья
И летать все могут.
Ворона:
Добрый день и добрый час!
Ждали вы меня сейчас?
Отвечайте хором в лад
Так ли это иль не так?
Дети: ТАК
Ворона:
У меня сегодня день рождения, исполняется 100 лет. Всех птиц зимующих в городе
Нижнеудинске приглашаю на обед.

Сорока:
Эй, птички: синички,
Воробушки серые головушки,
Снегири красногрудые,
Сороки белобоки
Летите все сюда,
В хоровод вставайте,
Каравай вороне запевайте.
Дети встают в хоровод и поют: каравай, каравай кого хочешь, выбирай.
Ворона:
Спасибо друзья! Чтобы праздник продолжать хочу вам загадки загадать
 Непоседа
пестрая,
птица
длиннохвостая,
Птица
говорливая,
сама
болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...
(сорока)
 Маленький мальчишка
В сером ярмячишке
По дворам шныряет,
Крошки собирает.
(Воробей)
 Тащит в дупла лип упорно
Жёлуди, орехи, зёрна,
Как заправский кладовщик
Бойкий……………ямщик.
(поползень)
 В лесу под щебет, звон и свист
Стучит лесной Телеграфист:
«Здорово, дрозд приятель!»
И ставит подпись
( дятел)
 Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата
Шапочка чёрненькая,
И полоской шарфик. (Синица)
 Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
 Окраской – сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона. Кто она?
(Ворона).

Сорока:
Воронушка, ворона, черная голова, смотри, пока ты загадывала загадки, наши воробушки
совсем замерзли.
Дети воробьи исполняют песню «Холодно» (музыка Красев)
Ворона:
Чтобы мои гости воробьи согрелись, мы поиграем в игру «Хвостик воробушка».
Игра «Хвостик воробушка».
Дети делятся на две команды. Детям первой команды прикрепляются на одежду
тряпочные «хвостики». Их задач сохранить свой хвостик. Задача второй команды
«хвостик» отобрать.
Сорока:
Любопытная ворона
Ничего не проворонит,
Не напрасно здесь летает Все, что можно, разузнает.
Наша именинница желает узнать, можете ли вы по голосу узнать птиц.
Игра «Угадай птиц по голосу»
Дети собираются в «стайки» - вороны, сороки, синицы, воробьи, снегири.
Сорока: произносит следующий текст:
Мы
зимующие
птички,
Городские невелички.
Мы зимуем в городе
На снегу и в холоде.
«Гули-гули,
чик-чирик
Слышен
птиц
веселых
крик.
Нас по голосу узнай,
Где сидим мы, угадай!»
С последними словами включается фонограмма с голосом одной из птиц. Дети угадывают
голос своей «Стайки».
Сорока:
А вы сестрички синички, какой подарок приготовили нашей имениннице Вороне.
Все дети встают в хоровод. Дети синички в центре хоровода исполняют хороводную
песню «Ты синичка, где была» (музыка Красев).
Игра: Кот и синички.
Приходит кот. Играющие становятся в круг, примерно на расстоянии одного шага друг от
друга, и берутся за руки, образуя между собой ворота. Кот стоит за кругом, синички в
круге. Играющие открывают ворота и выпускают птичек. Кот догоняет за кругом
хоровода синичек. Пойманная синичка становится кошкой.
Инсценировка стихотворения «Ворона»
Ворона:
Кра! – кричит ворона.Кража! Караул! Грабеж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Грош украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
Сорока:
Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты помолчи.
Жить не можешь без обмана У тебя ведь нет кармана!
Ворона:

19

Как! - подпрыгнула Ворона
И моргнула удивленно:
Что ж вы раньше не сказали?
Кар-р-раул! Кар-р-ман! Укр-р-рали!
Сорока: Каждая птица любит, чтобы в кормушке был корм, который нравится ей. Вы,
синички, что любите найти в кормушке? (Ответ ребят «синичек» - например: несоленое
сало). А что нравится вам – сороки и вороны? (Ответ ребят). А что предпочитают наши
воробушки? (Ответ ребят).
Игра «Чем обедал воробей».
(В импровизированную кормушку насыпан для каждой «стайки» свой сухой завтрак:
воробьям – шарики, синичкам – колечки, снегирям – звездочки, воронам – подушечки,
сорокам – крокодильчики).
Каждая «стайка птиц» выстраивается возле своего «гнезда». Каждому участнику команды
необходимо добежать до «кормушки» взять свой «корм» и отнести его в свое «гнездо».
Побеждает «стайка», которая первая перенесет «корм» к себе «домой».
Ворона: Вы славно потрудились, друзья! А какие удобные и красивые кормушки сделали
вы с родителями. И знания у вас хорошие о зимующих птицах. На своё день рождения я
тоже приготовила Вам угощение, дорогие мои гости. Но до него надо долететь.
Игра «Долети до угощения через лабиринт».
(Для каждой «стайки» нарисованы на обойной бумаге и закреплены на полу одинаковые
лабиринты). «Стайки птиц» от своих импровизированных «гнезд» по очереди проходят
через лабиринт до «кормушки» Вороны, где накрыт стол с угощением. Рассаживаются по
местам, пьют чай с конфетами и печеньем.
Итог мероприятия.
Сорока: Дорогие гости! Подведены итоги фотоконкурса и победителей ждут награды.
(Проходит награждение победителей фотовыставки «Гости на кормушке» ценными
подарками, дипломами и сертификатами).
Ворона: Кто-то уже успел изготовить кормушку для птиц, а кто-то еще и не думал об
этом.
Сорока: Не беда. До конца зимы еще есть время, поэтому каждый может сделать
кормушку для птиц и сфотографировать птицу на кормушке. Сезон вашей фотоохоты НЕ
ЗАКРЫТ!!! До следующей встречи друзья птиц!!!!
Источники:
1. http://allforchildren.ru/poetry/winter47.php Александр Яковлевич Яшин Покормите
птиц.
2. http://allforchildren.ru/poetry/birds96.php Владимир Орлов Ворона.
3. http://www.olesya-emelyanova.ru/index-stihi-devochki_i_malchiki.html
Стихи и
потешки Олеси Емельяновой «Девочки и мальчики» (использовали для
переделывания стихотворения).
4. http://vse-pesni.com/song/barbariki-chto-takoe-dobrota/ - Текст песни Барбарики –
Что такое доброта.
5. http://ucthat-v-skole.ru/biblioteka/zagadki/430-zagadki-pro-zimuyushchikh-ptits
Загадки про зимующих птиц.
6. https://deti-online.com/pesni/zvuki-prirody/penie-ptic-dlya-detey/ Пение птиц для
детей.
http://www.maam.ru/detskijsad/podvizhnye-igry-i-uprazhnenija-dlja-detei-srednihgrup.html подвижные игры и упражнения для детей средних групп

Оценочные материалы
Контрольно-измерительные материалы
Диагностический инструментарий по сферам развития

20

Сфера
развития
Сфера
естественнона
учных
представлений,
экологической
культуры:

Показатели
1. Представления
- существенные признаки живого
и целостность как важнейшее
условие жизни организма;
- свойства целостного живого
организма: его потребности в
условиях среды, состоянии.
- приспособление живых
существ к различным средам
обитания с целью
удовлетворения потребностей.
- понимание ценности
природных объектов.
- представления о нормах
отношения к живому.
2. Практическая деятельность в
природе
- умение осуществлять уход за
растениями
3. Отношение к природе
- характер отношения к
животным, растениям и
сверстникам в естественных
условиях
- отношение к животным и
растениям в специально
созданных условиях
- отношения ребенка к живым
объектам в ситуации выбора

Диагностичес
кие методики
Диагностичес
кая методика
программы
экологическо
го
образования
детей «Мы»/
Н.Н.
Кондратьева
и др.

Методы оценки
Степень ответов на
вопросы, характер
отношения детей к
природным объектам,
в том числе и умение
осуществлять уход за
растениями (метод
наблюдения)
оценивалась по 3
баллам:
3 – осуществляет уход
за растениями
самостоятельно,
ответы на вопросы
четкие, полные,
выраженная
положительная
направленность к
природным объектам;
2 – задает 2-3 вопроса
во время ухода за
растениями, при
ответе на
поставленные
вопросы нуждается в
наводящих вопросах,
отношение к природе
положительное
избирательной
направленности;
1 – постоянно задает
вопросы при уходе за
растениями,
затрудняется ответить
на поставленные
вопросы, отношение к
животным и
растениям
неустойчиво без
выраженной
положительной
направленности.

Экологическая викторина «Знатоки природы».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ ПО

21

ПРОГРАММЕ «Я ПОЗНАЮ МИР» ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
Дидактическая игра «Живое - неживое»
Цель: выявить знания о существенных признаках живого и целостности организма.
Ребѐнку предлагается 10 картинок с изображениями объектов живой природы (животные,
растения, человек), неживой природы (солнце, дождь, камни), предметов созданных
человеком. Из всех предложенных картинок необходимо выбрать изображения живых
объектов. После этого задаются вопросы:
- Почему ты считаешь, что это живое? Расскажи, какие части у него есть?
Зачем ему нужны (части, органы)? Сможет ли он жить без (частей, органов)? Почему?
Ответ: растет, дышит, питается, размножается, двигается.
Дышит, растет, питается, а ходить не может. Подсказка: как одним словом назовем –
ромашку, сосну, одуванчик, смородину, малину. Ответ: растение.
Цель: выявить представления ребѐнка о потребностях растений и способах их
размножения.
Вопросы ребѐнку:
- Покажи и назови, какие комнатные растения ты знаешь? Как за ними нужно ухаживать?
Что можно сделать, чтобы их стало больше?
Цель: выявить умения устанавливать связи между состоянием растения и
необходимостью ухода, между сезонными изменениями в неживой природе и состоянием
растений.
Вопросы ребѐнку:
-Как ты думаешь, хорошо ли чувствует себя этот цветок? Что нужно сделать, чтобы он не
погиб?
- Найди картинку, где изображено растение зимой, летом, осенью. Как ты об этом узнал?
Почему зимой нет листьев на деревьях и кустарниках?
- Перед вами три растения, они нуждаются в вашей помощи. Вспомните, как убрать пыль
с их листьев.
Отгадай загадку. Скачет по болоту зверушка, не рот, а ловушка. Попадут в ловушку и
комар и мушка. Ответ: лягушка
Как ты думаешь. Ответь. Можно ли забрать лягушонка из сырого болота домой? Почему?
Ответ: болото его дом родной, ему необходима вода (сырость), без этих условий он
погибнет.
Каким животным вода – дом родной.
Отгадай загадку. Невидимка озорной: все играет он с травой, листья в воздухе кружит и
куда-то все спешит. Ответ: воздух.
Дидактическая игра «Кто лишний»: на стенде страус, тигр, бабочка, попугай, лебедь, жук.
Кто из этих животных не умеет летать?
Цель: выявить знание правил поведения в природе.
Вы пришли в гости на лесную полянку, какие правила должны соблюдать?
Экологическая викторина «Знатоки природы».
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ПО ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ УЧАЩИХСЯ
ПО ПРОГРАММЕ «Я ПОЗНАЮ МИР» ВТОРОЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ.
1.Цель: выявить представления ребѐнка о стадиях роста и развития некоторых живых
организмов.
Задания ребѐнку:
- Разложи картинки так, как выросло растение, птица, насекомое.
2. Цель: выявить представления о своѐм городе; о разных явлениях природы.
Вопросы ребѐнку:
а. Расскажи о нашем городе, чем он тебе нравится? Что его окружает?
б. Каких полезных ископаемых в нашем краю много? (нефть, газ, торф) Для чего их
применяют люди?

22

в. Покажи нашу страну на глобусе, нашу область на карте.
3. Цель: выявить представления ребѐнка о системе потребностей живого организма,
знания об основных жизненных формах.
а. Как называется планета, на которой мы живѐм?
б. Кто живѐт на нашей планете?
в. Что растѐт на нашей планете?
г. Почему на других планетах нет живых организмов?
4. Цель: выявить представления о проявлении чувств животными.
Вопросы ребѐнку:
- Посмотри на картинки, какое настроение у (собаки, птицы, кошки, морской свинки…)
животного? Как ты думаешь, почему? (голодна, весела, защищается, нападает, отпугивает,
тоскует, грустит..).
5. Цель: выявить знания животных и растений, занесѐнных в «красную книгу» края;
знание правил поведения в природе.
Используются методы беседы и наблюдения за детьми во время выполнения
индивидуальных и групповых заданий.
Вопросы ребѐнку:
а. Что такое охрана природы? Знаешь ли ты о красной книге. Что именно? Как ты
защищаешь природу? Как ты заботишься об обитателях уголка природы?
б. Что бы ты сделал, если бы нашѐл в лесу ежа, птенца?
в. Назови, глядя на картинки, животных и растения, встречающиеся в наших краях,
занесѐнные в «Красную книгу».
6. Цель: выявить представления ребѐнка о своѐм организме и правилах ухода за собой;
понимание зависимости здоровья от состояния окружающей среды.
Вопросы ребѐнку:
а. Расскажи, как люди закаляются? Зачем мы это делаем?
- Расскажи, что нужно человеку, чтобы не заболеть? Покажи, как делать самомассаж.
б. Если человек дышит грязным воздухом и пьѐт грязную воду, плохо питается, будет ли
он здоров?
7. Цель: выявить знания о лесе как сообществе растений и животных, правила
экологически-грамотного поведения людей в лесу.
Вопросы ребѐнку:
а. Расскажи, о каких лесных этажах ты знаешь, на каком этаже живут белки, птицы?
Почему? Кто живѐт на самом нижнем этаже? Кому, из жителей нужны деревья? (всем)
б. Какие деревья растут в хвойном лесу; какие в лиственном лесу; смешанном лесу?
Согласен ли ты с тем, что человек в лесу не хозяин, а гость? Как люди должны вести себя
в лесу? Почему?
в. Посмотри на картинку и скажи, кто из людей поступает неправильно? Почему ты так
думаешь?

Условия реализации программы
Занятия проходят на базе Дома детского творчества с детьми дошкольного
возраста в качестве одного из модулей к программе «Детство».
Материально-техническая база
Помещение: для занятий используется просторное, сухое с естественным
доступом воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам.
Столы и стулья соответствуют росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с
эстетическими нормами.
Создание предметно-развивающей среды происходит с учетом принципа
интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной
образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Технические средства обучения:

23








музыкальный центр,
мультимедийное устройство,
компьютер,
многофункциональное устройство (принтер, сканер, копир),
фотоаппарат,
видеокамера.

Список литературы
для педагога:
1. Белавина М. Планета – наш дом. – М., 1995.
2. Дошкольники на прогулке/ под ред. А.С.Галанова. – Москва, 2005.
3. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под
ред.О.В.Дыбиной – М.,2005.
4. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. –
М., 1981.
5. Зайцев Г.К. Уроки Мойдодыра. – СРб 1996.
6. Зайцев Г.К. Уроки Айболита. – СПб., 1995.
7. Кондратьева Н.Н. Программа экологического образования детей «Мы». – СПб., 1996.
8. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1994.
9. Николаева С.М. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996.
10. Рыжова Н.А. Воздух – невидимка. – М., 1998.
11. Рыжова Н.Н. Волшебница вода. – М., 1987.
для детей и родителей:
1. Бабин В.Мега-энциклопедия для малышей от3до 6, от 6до 9.- М.:«Издательство
«Махаон»,1998.
2. Барков А.С. Зоология в картинках. – М.: «Росмэн»,1999.
3. Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ. Под ред. В. Иген и Н. Чемпиона; Пер. с
англ. А.А. Бряндинской. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.
4. Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: науч.поп. изд. для детей. – М.: ООО
«Изд-во «Росмэн-пресс»,2001.
5. Латынова Н., Синицына Е. Сказки Земли. Сказочная географическая Азбука. Серия
«Через игру - к совершенству» - М.: «Лист».1999.
6. Мир вокруг нас/ пер. с англ. Ю.Р. Соколова. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО
«Изд. АСТ», 2001.
7. Хочу все знать. Планета Земля. Динозавры. – М.: «Росмэн»,2000

24

Календарно-тематический план
по программе «Я познаю мир»
на 2022 – 2023 учебный год
1 год обучения
(группы: 5, 6)
№
пп
I.
1

II.
2

3

4

5

6

7

8

9

10

Разделы и темы
Вводное занятие.
Что такое природа? Как изучать
природу. Существенные признаки
живого и неживого объекта.
Практическая работа «Тонет и не
тонет».
Живые. Какие мы?
Круглый год. Знакомство с
временами года. Осень в искусстве.
Практическая работа «Сохраним
золотую осень» (коллективная
работа коллаж «Осеннее дерево»)
Живое – неживое. Характерные
признаки внешнего вида домашнего
кролика. Особенности поведения.
Практическая работа «Наблюдение
за кроликом».
Дикие и домашние животные.
Многообразие животных. В чем
отличие диких животных от
домашних. Дидактическая игра «В
зоопарке» «Кто лишний».
Первый друг человека – собака.
Породы собак. На службе у
человека. Как понять своего
четвероного друга. Викторина «Гав
шоу».
Волк – дикий предок собаки.
Характерные признаки внешнего
вида. Особенности поведения.
Мисс Кис- кис и мистер Мяу. Какие
бывают кошки? Знаете ли вы
кошачий язык? Пословицы и
поговорки о кошках.
Дикие кошки. Семейство кошачьи.
Характерные признаки внешнего
вида. Практическая работа «Рысь и
кошка домашняя».
Мой ласковый и нежный друг.
Презентация – рассказ о животном,
которое живет в семье. Конкурс
рисунков: «Мой пушистый и
ласковый зверь».
Как узнать растение. Понятие

Количество
часов
1
1

Дата

Вид контроля

04. 09. 22

опрос

15
1

11.09.22

самоконтроль

1

18.09.22

опрос

1

25.09.22

самоконтроль

1

02.10.22

самоконтроль

1

09.10.22

самоконтроль

1

16.10.22

самоконтроль

1

23.10.22

самоконтроль

1

30.10.22

выставка
рисунков

1

06.11.22

самоконтроль

25

11

12

13

14

15

16

III.
17

18

19

«растение». Отличительные
признаки деревьев, кустарников,
трав. Органы растения и их роль.
Практическая работа «Органы
растения», «Живое или нет?».
Как вырастить растение. Что такое
семена. Приспособления для
распространения семян.
Практическая работа «Работа с
коллекцией семян».
Мой зеленый друг. Комнатные
растения. Как помочь растению.
Правила посадки комнатных
растений. Практическая работа:
«Как ухаживать за комнатными
растениями».
Во саду ли в огороде.
Классификация овощей и фруктов.
Что мы знаем об овощах и фруктах.
Дидактические игры: «Что где
растет», «Четвертый лишний»,
«Повар».
Человек – часть природы. Отличие
от других живых организмов.
Основные части тела. Практическая
работа «Органы чувств».
Чем люди отличаются друг от друга.
Индивидуальное своеобразие
человека в характере, деятельности.
Спортивно-познавательное
развлечение: Я выбираю движение.
Зимушка – зима. Основные
признаки зимы. Развлекательно познавательная игра «Зимние
забавы».
Как живые приспосабливаются к
среде.
Кто где живет и почему? Растения и
животные разных сред обитания
(лес, луг, водоем).
Приспособленность организмов
различным условиям жизни.
Экологическая игра «Кто, где
живет»
Воздушный океан. Свойства
воздуха. Роль и охрана воздушных
просторов Земли. Практическая
работа: «Свойства воздуха»,
«Волны», «Буря».
Ветер – движение воздуха. Какой
бывает ветер. Что умеет делать
ветер. Практическая работа «Как

1

13.11.22

самоконтроль

1

20.11.22

самоконтроль

1

27.11.22

самоконтроль

1

04.12.22

самоконтроль

1

11.12.22

самоконтроль

1

18.12.22

самоконтроль

1

25.12.22

самоконтроль

1

15.01.23

самоконтроль

1

22.01.23

самоконтроль

14

26

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

IV.
31

увидеть движение воздуха».
Как узнать птиц. Внешние признаки
птиц. Значение и охрана птиц в
природе. Практическая работа:
«Перо птиц».
Зимующие птицы. Птицы
зимующие вместе с нами. Забота о
зимующих птицах. Практическая
работа: «Кому, что по вкусу».
Царица – Водица. Путешествие по
глобусу. Игра «Земля, вода, огонь,
воздух». Загадки о состояниях
воды. Круговорот воды в природе.
Практическая работа: «Состояния
воды».
Помощница вода. Значение и охрана
водоемов. Практическая работа:
«Свойства воды».
Кто растет и живет в воде. Растения
и животные водоемов. Игра «Кто
что потерял». Практическая работа
«Определяем возраст рыбы».
В царстве Нептуна. Красота морей и
океанов. Развлекательнопознавательная игра «Нептун
приглашает в гости».
Водное царство живого уголка.
Условия содержания аквариумных
рыбок. Практическая работа
«Наблюдение за аквариумной
рыбкой».
Какие бывают насекомые. Общие
признаки насекомых. Значение и
охрана насекомых. Игра «Хорошо –
плохо». Практическая работа
«Работа с коллекцией насекомых
нашей местности».
Бабочки – летающие цветки.
Многообразие бабочек. Значение в
природе. Дидактическая игра «Что
сначала, что потом». Практическая
работа «Внешнее строение
бабочки».
Жуки. Бытовые вредители.
Практическая работа с коллекцией
жуков «Внешнее строение».
Кто такие звери. Общие признаки
млекопитающих. Значение и охрана
млекопитающих. Игра «Хорошо –
плохо».
Мы нужны друг другу на Земле.
Весна красна. Основные признаки

1

29.01.23

самоконтроль

1

05.02.23

самоконтроль

1

12.02.23

самоконтроль

1

19.02.23

самоконтроль

1

26.02.23

самоконтроль

1

05.03.23

самоконтроль

1

12.03.23

самоконтроль

1

19.03.23

самоконтроль

1

26.03.23

самоконтроль

1

09.04.23

самоконтроль

1

16.04.23

самоконтроль

5
1

23.04.23

самоконтроль

27

32

33

34

35
V.
36

весны. Весна в искусстве.
Цветы – украшение природы.
Страна цветов. Лесные, луговые,
полевые, садовые. Практическая
работа: Мастер – класс «Роза из
цветных салфеток».
Перелетные птицы. Беседа о
перелётных птицах. Проблемная
ситуация «Поможем птицам».
Практическая работа: Рисование
птицы при помощи ладони.
Отношение человека к природе.
Виртуальная экскурсия в природу.
Практическая работа «Фильтр из
песка».
Уроки «Доброты». Экскурсия в
мини-зоопарк «Чудо на ладони».
Итоговое занятие.
Знатоки природы. Что узнали, чему
научились. Мониторинг знаний.

1

30.04.23

выставка
поделок

1

07.05.23

выставка
рисунков

1

14.05.23

самоконтроль

1

21.05.23

опрос

1
1

28.05.23

Опрос
самоконтроль

Календарно тематический план
по программе «Я познаю мир»
на 2022 – 2023 учебный год
2 год обучения
(группы: 1, 2, 3, 4)
№
пп
I.
1

II.
2
3

4

5

6
7

Разделы и темы

Кол-во
часов
Вводное занятие.
1
Я и мир вокруг меня. Красота 1
родной природы. Фенологические
наблюдения за погодой, облаками
Живые.. Какие мы?
7
В мире животных. Животные - дети 1
Земли. День медведя
Семьи животных. Распределение
1
обязанностей в муравейнике.
Значение и охрана муравьев
В мире растений. Многообразие
1
растений планеты Земля. Берёза –
символ России. Практическая
работа: «С какой ветки – эти детки».
Культурные растения. Хлеб - всему 1
голова. Труд хлебороба, пекаря.
Практическая работа «Колоски».
Человек – часть природы. Мой
1
организм.
Профессии человека. Профессия
1
метеоролог. Практическая работа:

Дата

Вид контроля

04. 09. 22

опрос

11.09.22

самоконтроль

18.09.22

самоконтроль

25.09.22

выставка рисунков

02.10.22

самоконтроль

09.10.22

самоконтроль

16.10.22

самоконтроль

28

8

III.
9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

знакомство с приборами
метеоролога
Здоровый образ жизни наш выбор.
Что такое здоровье. Подвижная игра
«Делай с нами, делай как мы, делай
лучше нас».
Как живые приспосабливаются к
среде.
Наш общий дом - планета Земля.
Географические представления.
Земной шар, атмосфера.
Практическая работа с картой мира
Моя Родина – Россия. Виртуальная
экскурсия России. Практическая
работа с картой России
Что такое город? Признаки города.
Игровое упражнение «Самый
внимательный горожанин».
Город на Уде. Виртуальная
экскурсия «Иркутск –
Нижнеудинск». Наш город
Нижнеудинск. Практическая работа
с картой Иркутской области и
города Нижнеудинска
Космическое путешествие. Солнце и
планеты Солнечной системы. Играмоделирование «Солнечная
система».
Экскурсия в далекое прошлое.
Развитие жизни на Земле.
Динозавры.
Живые обитатели пустыни.
Знакомство с пустыней. Творческая
лаборатория «Пустыня».
Два полюса. Антарктида, Арктика –
самые холодные материки на Земле.
Творческая лаборатория «Северный
полюс».
Живые обитатели тундры. Растения
и животные тундры. Творческая
лаборатория «В тундре»
Что такое лес. Виртуальная
экскурсия в лес. Творческая
лаборатория «В лесу».
В гостях ели. Внешнее строение
ели. Кто дружит с елью.
Праздничное дерево. Творческая
лаборатория «Ель».
Морские чудеса. Обитатели
подводного мира. Практическая
работа «Моря и океаны на глобусе».
Что такое озеро. Озеро Байкал и его

23.10.22

самоконтроль

1

30.10.22

самоконтроль

1

06.11.22

самоконтроль

1

13.11.22

самоконтроль

1

20.11.22

самоконтроль

1

27.11.22

самоконтроль

1

04.12.22

самоконтроль

1

11.12.22

самоконтроль
выставка поделок

1

18.12.22

самоконтроль,
выставка поделок

1

25.12.22

самоконтроль,
выставка рисунков

1

15.01.23

самоконтроль,
выставка рисунков

1

22.01.23

самоконтроль,
выставка поделок

1

29.01.23

самоконтроль

1

05.02.23

самоконтроль

1

13

29

IV.
22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

обитатели. Байкальская нерпа.
«Мы нужны друг другу на Земле».
Животные в жизни человека.
Дружба человека и животных.
Нелегкий, но интересный труд
животноводов.
Растения в жизни человека.
Лекарственные растения.
Интеллектуальная игра «Версты».
Животные и растения Красной
книги Иркутской области.
Нелюбимые животные. Все живое
должно жить
Чистый воздух и вода – богатство
страны. Практическая работа: «Как
легко загрязнить и трудно очистить
воду».
Земля и ее составляющие: песок.
Свойства значение песка
Практическая работа «Свойства
песка».
Земля и ее составляющие: глина.
Свойства глины и значение глины.
Практическая работа «Свойства
глины».
Земля и ее составляющие: камни.
Свойства и значение камней.
Практическая работа «Работа с
коллекцией горных пород».
Стихийные бедствия: засуха,
наводнение, землетрясение.
Природная стихия – огонь.
Практическая работа «Извержение
вулкана»
Огонь в руках человека. Правила
обращения с огнём.Труд пожарных.
Практическая работа «Огонь
добрый, огонь злой».
Магниты, магнетизм. Свойства
магнита. Практическая работа:
«Действует ли магнит через другие
материалы», «Всё ли притягивает
магнит»
Чудеса электричества. Статическое
электричество. Практическая работа
«Волшебное статическое
электричество.
Мир бумаги и ткани. Виды бумаги
и ткани. Практическая работа
«Свойства бумаги и ткани»
Свет и цвет. Три основных цвета.
Практическая работа «Получение

14
1

12.02.23

самоконтроль

1

19.02.23

самоконтроль

1

26.02.23

самоконтроль

1

05.03.23

самоконтроль

1

12.03.23

самоконтроль

1

19.03.23

самоконтроль

1

26.03.23

самоконтроль

1

09.04.23

самоконтроль

1

16.04.23

выставка рисунков

1

23.04.23

самоконтроль

1

30.04.23

самоконтроль

1

07.05.23

самоконтроль

1

14.05.23

самоконтроль

30

35
V.
36

нового цвета»,
Уроки «Доброты». Экскурсия в
мини-зоопарк «Чудо на ладони».
Итоговое занятие
Знатоки природы. Что узнали?
Чему научились?

1

21.05.23

опрос

28.05.23

Опрос,
самоконтроль

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».