Твоя профессиональная карьера

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Твоя профессиональная карьера»
направлена на профориентационное самоопределение подростков. Программа составлена на
основе одноименной программы «Твоя профессиональная карьера» под редакцией С.Н.
Чистяковой, М.С. Гуткина и др. (М. «Просвещение» 2003 г.) с целью ознакомления учащихся
8-10 классов с современными взглядами на проблему выбора профессии и планирования
карьеры.
Многие дети и подростки часто не задумываются о выборе своей будущей профессии и
по окончании школы не знают, как и где будут трудиться. Поэтому проблема ранней
профориентации учащихся сегодня особенно актуальна. Социально-экономические условия
жизни общества диктуют свои требования к профессиональной подготовке молодых людей.
Человек должен обладать гибкостью, выносливостью, чтобы не только выжить, но и достойно
жить, принося при этом пользу обществу. Очень важен процесс формирования представлений
подростков о той или иной социальной роли. В зависимости от их индивидуальных
особенностей они создают свой образ реализации в будущем о той или иной роли. Поэтому
необходимо как можно раньше начинать работу по профессиональному самоопределению
учащихся, по формированию их внутренней готовности к осознанному и самостоятельному
построению, корректировке и реализации перспектив своего развития (профессионального,
жизненного и личностного).
Актуальность. Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а
сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, которые происходят в нашем
обществе и образовании. О множестве новых профессий школьники практически не имеют
информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Именно
на школьные годы приходится эмоциональное, социальное и психическое становление
человека, поэтому работа по профориентационной зрелости не должна носить случайный,
эпизодический характер, а должна проводиться в системе. В ходе обучения по программе
учащиеся смогут изучить проблему выбора профессии всесторонне: часть учебного материала
они получат в форме теоретических знаний, другая часть материала направлена на
выполнение ими практических работ в форме дискуссий, диагностических
процедур,
профориентационных, деловых игр и профпроб. Существенное уплотнение информационной
насыщенности учебного материала достигается путём самостоятельного изучения:
составление карты интересов, анализ личного профессионального плана, получение
информации из компьютерных сетей, составление собственного резюме. Особую роль играют
социальные практики. Социальная практика – это форма организации образовательной
деятельности учащихся в форме социально значимой деятельности определённой профильной
направленности, нацеленная на решение задач их профессионального самоопределения
посредством приобретения и осмысления социального опыта.
Новизна. Особенностью предлагаемой
программы является использование
групповых
и интерактивных методов обучения. Преимущества тренинговой формы
проведения занятия заключаются в создании непринужденной атмосферы, стимуляции
креативности и осознании личной ответственности за свой выбор.
Программа относится к социально-педагогической направленности. По уровню
освоения – программа ознакомительная.
Адресат программы. Программа предназначена для детей старшего школьного
возраста 14 – 17 лет.
Принцип комплектования учебных групп:
Набор учащихся в группы осуществляется независимо от их способностей и умений. В
объединение принимаются и девочки и мальчики.
Наполняемость групп: 15 чел.
Срок освоения программы: 1 год.
Объем программы: 72 часа.

Режим занятий. Занятия в каждой группе проводятся один раз в неделю по два
академических часа с перерывом в 5 минут.
Формы работы, применяемые при организации деятельности учащихся на занятиях:
индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах, нетрадиционные формы занятий.
Цель программы: формирование психологической готовности старшеклассников
к совершению осознанного профессионального выбора с учётом индивидуальных
особенностей, способностей и возможностей.
Задачи программы:
Образовательные задачи:
1. Формирование актуального для подростков “информационного поля” мира профессий,
ознакомление с основными принципами выбора профессии и планирования карьеры.
2. Формирование знаний о системе учреждений начального, среднего и высшего
профессионального образования, их требованиях к выпускникам школы.
3. Знакомство с «азбукой» трудоустройства и основами трудового права.
4. Повышение уровня психологической компетентности учащихся за счет вооружения их
соответствующими знаниями и умениями. Расширения границ самовосприятия, пробуждения
потребностей в самосовершенствовании.
Развивающие задачи:
1.
Развитие потребности в трудовой деятельности, самовоспитании, саморазвитии и
самореализации.
2. Развитие способности адаптироваться в реальных социально-экономических условиях.
3. Формирование готовности к самоанализу и самооценке, реальному уровню притязаний.
4. Создание условий для развития прикладных умений (способность действовать в
ситуации выбора, строить перспективные планы на будущее, решать практические проблемы
в экспериментальной ситуации, презентовать себя).
Воспитательные задачи:
1. Определение степени соответствия “профиля личности” учащегося и профессиональных
требований профессий, внесение корректив в профнамерения учащихся.
2.
Приобретение практического опыта, соответствующего интересам, склонностям
личности школьника.
3. Формирование готовности выпускников школы к непрерывному образованию и труду с
учетом потребностей нашего города, его развития и благополучия.
4. Выявление интересов, склонностей учащихся, направленности личности, первичных
профнамерений и их динамики.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия (по источнику изложения
учебного материала):
 словесный (беседа, рассказ, объяснение и т.д.);
 наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, просмотр фотографий, и др.);
 практический (игровые упражнения, экскурсии, логические упражнения, игровой
тренинг, профпробы).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей (по характеру учебнопознавательной деятельности):
 объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают готовую
информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной
задачи совместно с педагогом.
Методы создания положительной мотивации учащихся:
 эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная игра,
свободный выбор задания;

 волевые: предъявление
образовательных
прогнозируемых результатах деятельности.

требований,

информирование

о

Ожидаемые результаты:
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Твоя
профессиональная карьера» » учащиеся должны знать сущность и содержание следующих
понятий:
- свои профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификацию, типы и подтипы профессий;
- профессиограммы;
- способы проектирование профессионального жизненного пути;
- этапы построения карьеры;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны научиться:
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным
особенностям и запросам рынка труда;
- анализировать профессиограммы;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий;
- составлять личный профессиональный план;
- разрабатывать этапы своей профессиональной карьеры.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие виды контроля:
Промежуточный (в течение всего учебного года): контроль по результату, который
проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических
результатов в форме тестирования.
Итоговый (в конце учебного года – итоговая аттестация) для определения результатов
учащихся по освоению данной программы, форма – тест, наблюдение, практические
упражнения, интерактивные задания, участие в конкурсах.

Учебный план
№

Тема раздела

Количество часов
Теория

Практика

Всего

2
6
4

6
4

2
12
8

4

6

10

6
4

6
6

12
10

7
8
9

Вводное занятие
Образ «Я» и профессии
Возможности личности в
профессиональной
деятельности
Многообразие мира
профессий
Разделение труда
Предмет труда в
профессиональной
деятельности
Человек на рынке труда
Навыки самопрезентации
Итоговая аттестация

4
2
2

4
2
2

8
4
4

10

Итоговое занятие.

2

-

2

1
2
3

4
5
6

Форма
контроля

Презентация
учащихся на
выбранную тему.
Тестирование

Итого

36

36

72

Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие.
Знакомство с программой. Цели и задачи обучения. Содержание, специфика занятий по
психологическим основам выбора профессий. Проведение инструктажа по правилам
поведения на занятиях.
Практическая работа: тестирование на тему «Знакомство».
Раздел 2. Образ «Я» и профессии.
Путь к самопознанию. Образ «Я» и профессии (внутренний мир человека и
возможность его познания, представление о себе и выборе профессии, секреты выбора
профессии, профессиональные намерения и профессиональный план, типичные ошибки при
выборе профессии и т. д.) Интересы и склонности в профессиональном выборе. Возможности
личности в профессиональной деятельности.
Практическая работа: выполнение тестовых заданий: «Самооценка», «Тип личности»,
«Дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова», упражнения «Самая-самая»,
«Вакансия», «Что я знаю о себе», экскурсия на предприятие.
Раздел 3. Психические особенности личности.
Свойства нервной системы в профессиональной деятельности. Темперамент в
профессиональном становлении личности (ведущие отношение личности и профессии, волевые
качества личности, эмоциональные состояния личности). Неисчерпаемость человеческих
возможностей, ведущих к профессиональному успеху, способность к запоминанию,
способность быть внимательным, человек среди людей, интеллектуальные способности и
успешность профессионального труда, человеческие ресурсы.
Практическая
работа:
выполнение
тестовых
заданий:
«Темперамент»,
«Ориентировочная анкета», «Карта интересов», упражнения «Профессия на букву…»,
«Деловые качества», Человек – профессия», «Советчик». Экскурсия на предприятия.
Раздел 4. Многообразие мира профессий.
Труд как потребность человеческой жизни, совершенствование человека в труде.
Профессионализм. Многообразие мира профессионального труда.
Практическая работа:
заполнение анкеты
«Труд в жизни человека», тесты
«Определение склонностей», «Матрица выбора профессии». Упражнения «Профессия –
специальность», «Угадай профессию», «Ассоциация», «Кто есть кто». Экскурсия на
предприятия.
Раздел 5. Разделение труда.
Разделение труда (общее, частное разделение труда, функциональное разделение труда
и возникновение профессий и специальностей, социально - профессиональная мобильность).
Содержание и характеристика труда, что такое труд, двойственная природа труда, содержание
труда. Творчество в труде, характер труда в профессиональной деятельности, виды творческой
деятельности.
Практическая работа: выполнение опросника «Тип мышления», упражнения
«Человек - профессия», «Мои цели», Лучший мотов». Экскурсия на предприятия.
Раздел 6. Предмет труда в профессиональной деятельности.
Анализ профессий (цели профессионального труда, средства труда в
профессиональной деятельности, проблемность трудовых ситуаций, коллективность
трудового процесса.) Самостоятельность и ответственности в профессиональной
деятельности. Особенности деловых контактов в труде.
Практическая работа: выполнение игрового упражнения «Цепочка профессий»,
«Самая- самая», «Фестиваль профессий», выполнения теста «Мышление».
Раздел 7. Человек на рынке труда.

Человек на рынке труда. Основные принципы формирования рынка труда. Почему
люди становятся безработными. Где можно приобрести профессию. Условия
профессионального труда. За что люди получают зарплату.
Практическая работа: встреча с ведущим специалистом Городского центра занятости
населения по теме «Кто нужен городу?».
Игра «успешный человек», упражнения
«Устраиваемся на работу», «Защита профессии перед родителями».
Раздел 8. Навыки самопрезентации.
Что такое резюме? Правила и формы написания резюме. Правила составления резюме.
Правильное поведение при собеседовании.
Практическая работа: Ролевая игра «Телефонный разговор об устройстве на работу».
Составление резюме.
Раздел 9. Итоговая аттестация.
Защита проектов учащимися по выбору профессий с последующим обсуждением.
Практическая работа: Итоговая аттестация (тестирование).
Раздел 10. Итоговое занятие. Упражнение «Сбор чемодана в дорогу».

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
сентябрь

№

Раздел/меся
ц

1

Вводное
занятие.

2

2

Образ «Я» и
профессии.
Возможности
личности в
проф-ой
деятельности.
Многообразия
мира
профессий.
Разделение
труда.
Предмет труда
в проф-ой
деятельности.
Человек на
рынке труда.
Навыки
самопрезентац
ии.
Итоговая
аттестация.
Итоговое
занятие.
Итого

6

3

4
5
6
7
8
9
10
11

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

феврал
ь

март

апрел
ь

6
6

4

8

6
2

10
6

4
4

12
6
2

10
6
2

8

всего

2222
2222
12

2

8

май

10

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

8

6

8

8

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель (243 дня)
16 недель (122 дней)
20 недель (140дней)
4-я неделя декабря
5я недели мая
1.06.2023 – 31.08.2023

8

8
2

4

4

4

2

2

8

72

Оценочные материалы.
Контроль над выполнением программы осуществляется в виде тестовых заданий,
наблюдения за
активностью учащихся на занятиях, беседы с учащимися. Оценка
результатов работы происходит через контроль знаний и умений после прохождения тем
программы, по изменению в поведении учащегося, через работу на практических занятиях,
экскурсиях, при подготовке презентаций. Итоговая аттестация проводится по результатам
защиты самопрезентаций и тестирования.
Оценка уровня теоретической подготовки определяется методом
тестирования;
Оценка уровня практической подготовки определяется анализом выполнения практического
задания «Презентация на выбранную тему» и его защитой.
Тестовые задания
для проведения итоговой аттестации
I. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тест состоит из 10 заданий
Форма заданий теста: с множественным выбором – 10 баллов (100%)
Вес тестовых заданий: с множественным выбором – 1балл
Рекомендованное время выполнения тест - 20 минут.
Ф.И.__________________________________________ Класс__________________________
Обведите кружком номер правильного ответа и допишите определение.
Задание 1. Дайте определение понятию
Профессия, специальность, должность – это ________________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 2. Распределите по соответствующим группам: токарь, слесарь-монтажник,
программист, учитель физики, журналист, завуч школы, окулист, директор, врач, секретарьреферент, секретарь.
Профессия

Специальность

Должность

Задание 3. Напишите понятие, которому дается определение:
Врожденное свойство личности, то есть природно-обусловленное, дано человеку от рождения
и неизменно в течение всей жизни – это ___________________________________
_______________________________________________________________________________
Задание 4. Соотнесите типы темперамента и основные черты характера (стрелочками):
1. Холерик
2. Сангвиник
3. Флегматик

А) пассивный, старательный, миролюбивый, надежный,
спокойный.
Б) общительный, открытый, разговорчивый, живой, беззаботный,
любящий удобства, инициативный.
В) обидчивый, тревожный, впечатлительный, пессимистический,
необщительный, сдержанный.

4. Меланхолик

Г) раздражительный, поддающийся настроениям, агрессивный,
импульсивный, лидирующий, активный.

Задание 5. Назовите четыре жидкости, которые, по мнению Гиппократа, в V веке до нашей
эры определяли темперамент и здоровье человека?
_______________________________________________________________________________
Задание 6. Что имеет значение для самореализации в профессиональном плане?
_______________________________________________________________________________
Задание 7. Какие существуют типы интеллекта в современном мире?
_______________________________________________________________________________
Задание 8. Приведите по 3 примера для каждого типа профессии
Человек-человек________________________________________________________________
Человек-техника________________________________________________________________
Человек-природа________________________________________________________________
Человек - художественный образ__________________________________________________
Человек - знаковая система_______________________________________________________
Задание 9. Напишите 2 определения:
1) «Труд» - это _____________________________________________________________
2) «Труд» - это _____________________________________________________________
Задание 10. Что такое содержательность труда? ____________________________________
_______________________________________________________________________________
II. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Защита презентации на выбранную
тему: «Мир профессий и мой выбор», «Мое
профессиональное будущее», «Моя будущая профессия», «Мой выбор», «Самопрезентация
для трудоустройства» и др.
На защиту презентации учащимся отводится не более 10 минут.
Требования к оформлению работы
Вопросы, которые должны быть освещены:
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Общие сведения о профессии.
Характеристика процесса труда.
Психологические требования профессии к человеку.
Какие функции выполняет работник данной профессии?
Какие профессиональные качества требует профессия от работника?
Какого уровня образования достаточно для освоения профессии?

Критерии оценивания презентации:
Работа оценивается «зачет»; «незачет»
- оценка «зачет» выставляется, если работа планировалась учащимся самостоятельно,
решались задачи исследовательского характера с элементами новизны;

- оценка «незачет» выставляется, если работа выполнена с серьезными отклонениями от
требований, или работа не выполнена.

Методическое обеспечение программы
В мире есть очень мало вещей, которые человек не может выбирать. К ним относятся
его тело, историческая эпоха и страна, в которой он родился, родители, события раннего
детства. Все остальное в жизни в той или иной мере зависит от его выбора. И одним из
наиболее ответственных, определяющих судьбу, является выбор профессии. И есть смысл
отнестись к этому как можно более серьезно.
Проблема выбора профессии стара как мир. Удачно выбранная профессия повышает
самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и
психических проблем, связанных со здоровьем и усиливает удовлетворенность жизнью.
Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессии, сделать правильный
выбор. Период выбора профессии хронологически совпадает с подростковым и юношеским
возрастами. Характерные для этого периода жизни становление нового уровня развития
самопознания, выработка собственного мировоззрения, определение позиции в жизни
активизируют процессы личностного самоопределения и самопознания, проектирования
себя в профессии.
На данном этапе очень важная роль отводится взрослым (родителям, педагогам,
психологам).
Формирование готовности школьника к самоопределению возможно при условии
сотрудничества со взрослым, от которого ученик ждет не готовых решений и советов, а
честного разговора о волнующих проблемах и достоверной информации, на основе которой он
сам примет решение. Сегодняшний деловой и профессиональный мир остро нуждается
в профессионально мобильных людях, готовых грамотно принимать решения и нести
ответственность за их проведение в жизнь, способных успешно и эффективно находить
и реализовывать себя в изменяющихся социально - экономических условиях в связи с
поиском, планированием, выбором и устройством своей профессиональной карьеры. При
составлении данного методического пособия использовались материалы и разработки С.Н.
Чистяковой, С.В. Кривых, Г.В. Резапкиной и других авторов.
Программа «Твоя
профессиональная карьера» направлена на формирование у учащихся представлений о
себе, о своем месте в мире профессий, своих возможностей в профессиональном
самоопределении. Описываемые занятия по форме, содержанию и способам организации
учебной деятельности отличаются от традиционных занятий, поскольку основаны, прежде
всего, на диалогичности общения – это может быть урок - дискуссия, урок- консультация,
урок-соревнование,
настольных игр профориентационных уроков («Курьер, прощай»,
«Профессиональное лото», «Компас профессий», «Специалист будущего».). А также на
занятиях по программе используется широкий спектр методов работы на занятиях как:
комбинированный урок, конференция, «круглый стол, индивидуальные и групповые беседы;
демонстрация презентаций и видеофильмов, семинары, описание профессий, встреча с
представителями отдельных профессий,
конкурсы, составление и решение
профориентационных кроссвордов и др.
При такой форме организации образовательного процесса подростки получают
возможность на равных, без какого-либо давления высказывать свое мнение и
обсуждать ситуации, связанные с профессиональным будущим; учатся аргументировано
выражать свои мысли; моделируют различные профессиональные роли и т.д. Методы
организации занятий должны быть преимущественно практико-ориентированными,
проблемно - поисковыми, так как проблематика вопросов очень сильно отличается от
проблематики учебных предметов.
В ходе реализации программы целесообразно создавать эвристические ситуации, чтобы у
учащихся сформировался свой образовательный результат. В каждое занятие включены

игры, упражнения, диагностические материалы. Рисунки и схемы облегчают познание
себя, сравнения себя с окружающими. Все предлагаемые материалы направлены на
выполнение специального алгоритма повышения готовности к выбору профиля обучения и
направления образования.
Предлагаемые конспекты, прежде всего, служат опорой для самостоятельного
творческого поиска, ориентирами для проведения курса. В то же время существует
требование обязательное для выполнения: диагностический блок должен следовать за
информационным, теоретический материал подкрепляется практическим (игры, упражнение,
решение ситуационных задач и т.д.).
Конспект занятия
Тема: «Темперамент и выбор профессии»
Цель занятия: формирование понятий о типах темперамента, освоение навыками
понимания людей с разными типами темперамента, понять, в каких профессиях будет
наиболее успешным тот или иной тип темперамента.
Задачи занятия:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями тип темперамента и характер;
научить выделять основные типы темперамента и учитывать свой тип темперамента при
выборе профессионального пути; способствовать повышению у учащихся знаний о мире
профессий.
Развивающие: развивать у учащихся интерес к выбору будущей профессии; дать
представление о том, что при любом типе темперамента можно достичь высот
профессионализма; развивать навыки работы с диагностическим материалом.
Воспитательные: воспитывать толерантное отношение к индивидуально-психологическим
особенностям людей с разными типами темперамента; содействовать стремлению к выбору
будущей профессии.
Ход занятий
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся.
1слайд. Посмотрите на набор различных символов, знаков и букв попробуйте определить тему
нашего занятия.
2 слайд. Тема нашего занятие – «Темперамент и выбор профессии».
Познакомившись с этой темой, вы сможете лучше понять, почему люди заметно
отличаются друг от друга по особенностям поведения, впечатлительности. И мы с вами
попробуем определить свой тип темперамента. А также узнаете о влиянии темперамента в
профессиональном становлении личности.
Вы, наверное замечали, что одни люди «легки на подъем», а других надо как следует
раскачать.
Одни оптимисты, а другие пессимисты, одни уравновешенные, а другие неуемные. Все
это свидетельство свойств (особенностей) психики людей, а именно темперамента.
Хочу начать занятие с Притчи «Возможности и результат»
Притча.
Возможности и результат.
Нанял барин двух приказчиков - Василия и Петра. Через месяц выдает им плату:
Василию 5 рублей, а Петру - 3 рубля.
Возмутился Петр:
Я
и
моложе,
и
выше,
и
проворнее,
чем
Василий.
Да
и семья у меня больше. Так почему же мне меньше платите?
Ухмыльнулся барин:
- Видишь обоз за околицей? Узнай, кто такие. Быстро вернулся Петр:

- Из Рязани будут...
- А куда направляются? Снова быстро вернулся Петр:
- В Саратов едут...
- А что везут? - интересуется барин. Вернувшись, Петр доложил:
- Рожь и пшеницу. Позвал барин Василия:
- Там обоз идет, узнай кто такие. Возвращается Василий:
- Это, хозяин, обоз рязанский будет. В Саратов на базар везут рожь и пшеницу. Есть еще и
овес. Собираются продать там по сорок копеек за пуд. Я с ними сторговался по тридцать.
Будем покупать, или пусть далее едут?
Барин многозначительно посмотрел на Петра.
Даже обладая равными возможностями, разные люди имеют разные результаты.
В чем суть этой притчи? Как вы думаете, от чего это зависит? С чем это связано?
Ещё в глубокой древности, наблюдая за внешними особенностям людей, ученые
обратили внимание на большие индивидуальные различия в их поведении и речи. Одни подвижные, энергичные, эмоционально возбудимые, с громкой и быстрой речью. Другие медлительные, спокойные, невозмутимые, разговор ведут неспешный.
3 слайд. Определение темперамента и характера.
Темперамент - совокупность свойств нервной системы, характеризующих поведение,
характер человека, определяющих его индивидуальность.
Характер - совокупность индивидуальных устойчивых психических особенностей
человека, проявляющихся в его поведении, деятельности.
4 слайд.
В будничных радостях и горестях жизни
нужно быть сангвиником,
в важных событиях жизни – меланхоликом,
относительно влечений, глубоко
затрагивающих наши интересы, - холериком
и, наконец, в исполнении решений –флегматиком.
- Как вы думаете, что этими словами хотел нам сказать знаменитый немецкий психолог
Вильгельм Вундт?
5 слайд. На самом деле классификаций темпераментов очень много.
Но наиболее известной является классификация четырех типов темперамента.
Понятие темперамент и деление людей по темпераментам появилось еще в ДревнейГреции.
У разных людей они смешаны в разных пропорциях. Преобладание той или иной жидкости и
определяет тип темперамента. Само понятие темперамент в переводе с латинского языка
означает – соразмерность, правильная мера. Историческая справка Древнегреческий ученыйфилософ Гиппократ разделил всех людей на
4 группы по принципу соотношения в теле
человека жидкостей: и на 4 стихии (6 слайд):
 Преобладание крови (от латинского sanguis , «сангвис "кровь") делает человека
подвижным и весёлым - сангвиником. Воздух
 Преобладание лимфы (от латинского phlegma, флегма» "мокрота, слизь") делает
человека спокойным и медлительным - флегматиком. Земля
 Преобладание жёлтой желчи (от латинского holle, холе» "желчь, яд") делает человека
импульсивным, "горячим" - холериком. Огонь
 Преобладание чёрной жёлчи (от латинского melana holle , мелайн холе "чёрная жёлчь")
делает человека грустным и боязливым - меланхоликом. Вода
7слайд. Научное обоснование учения о темпераменте.
Русский ученый И.П. Павлов в начале 20 века обосновал и подтвердил существование
четырех типов темперамента. Темперамент даётся на всю жизнь.
В каждом человеке чаще смесь разных темпераментов, с преобладанием какого-то
одного.

8 слайд. Выбор будущей профессии зависит от многих факторов: от интересов учащегося,
способностей, востребованности профессии на рынке труда. Но самое главное – каждая
профессия предъявляет свои требования к специалисту. Где-то есть спрос на креативные,
энергичные умы, другим же требуются неторопливые, склонные к глубокому анализу
сотрудники. Тип темперамента значительно влияет на выбор будущей профессии.
Основной этап.
Диагностическая работа. Учащиеся получают тест Айзенка, бланк для ответов.
Сегодня мы с вами определим свой тип темперамента и выясним, какие профессии
рекомендуются каждому типу.
После диагностики, учащимся предлагается изучить характеристику типов темперамента,
рекомендации по каждому из них.
8слайд. Помните кино «Три мушкетёра» Арамис- меланхолик, Дартаньян – холерик, Атос –
флегматик, Портос – сангвиник. Результаты теста далее.
Следует признать, что темпераменты «в чистом виде» почти не встречаются в жизни.
Гораздо чаще в людях сочетаются черты разных темпераментов. И всё же, поднимите руку те
учащиеся, у которых определился преобладающий тип темперамента – сангвиник.
9 слайд. Сангвинический тип.
Общительный,
контактный,
разговорчивый,
отзывчивый,
непринуждённый,
жизнерадостный, беззаботный, инициативный. Гиганты нервной системы. Оптимисты.
Меньше всех болеют, мало спят. Обладают огромной работоспособностью. Важно его
заинтересовать - тогда он горы сдвинет. Быстро приспосабливается к новым условиям.
Чувства легко возникают и сменяются, эмоциональные переживания, как правило, неглубоки.
Мимика богатая, подвижная, выразительная.
10 слайд. Рекомендации Сангвинику.
Важно иметь серьёзные цели, глубокие мысли, творческую деятельность, при
отсутствии этого вырабатывается поверхностность и непостоянство
11 слайд. Рекомендации по выбору профессии.
Сангвинический темперамент не накладывает никаких ограничений на выбор
профессии. Сангвинику будет сопутствовать успех в сфере организации и управления. Задатки
сангвиника полезны всюду, где нужны мобильность, умение быстро переключаться на другие
дела. Приспособительная гибкость сангвиника
легко перенесет, например, частые разъезды, смену мест, людей.
12 слайд. Сангвиник – прирожденный руководитель. Его сильная черта – умение
уговаривать и располагать к себе. Однако технические моменты в работе часто вызывают у
сангвиников затруднения. Монотонная, конвейерная, требующая постоянного внимания
работа не для них.
Рекомендуемые профессии: менеджер, учитель, врач, психолог, воспитатель, организатор,
продавец, официант, инженер-технолог и т.д.
Известные истории сангвиники
Н. Бонапарт, П. Бомарше, А.И. Герце…
А сейчас, я предлагаю, поднять руку учащимся у кого определился тип темперамента –
холерик.
13 слайд. Холерический тип.
Активный, чувствительный, беспокойный, агрессивный, возбудимый, изменчивый,
непостоянный, импульсивный, оптимистичный. Обладают наступательным характером,
всегда идут навстречу трудностям.
Темперамент проявляется в инициативности, энергичности, принципиальности.
Любые переживания ведут к действию.
14 слайд. Рекомендации Холерику.

Следует обратить внимание на то, что при отсутствии духовной жизни темперамент
часто проявляется в раздражительности, несдержанности, вспыльчивости, неспособности к
самоконтролю при эмоциональных обстоятельствах. Главное, чтобы его энергия всегда имела
выход и жизнь была насыщена духовными ценностями.
15 слайд. Рекомендации по выбору профессии.
Поскольку потребность в общении у холериков повышена, они часто выбирают
профессии, связанные с общением - сфера обслуживания, юриспруденция, политика,
администрирование. А это как раз те виды деятельности, которые требуют от человека
умения эффективно общаться. Холерики могут достичь значительных успехов в работе, где
ценят напор и безудержность. Холерику подойдет занятие, позволяющее использовать его
неукротимую энергию, «охоту к перемене мест», инициативность и быстроту реакций.
16 слайд. Холерики.
Добиваются больших успехов в тех профессиях, где требуется повышенная
концентрация, внимание и энергичность. Они – лидеры. Этот тип темперамента выделяется
большой устойчивостью к стрессам. При необходимости они умеют быстро восстанавливать
свои силы. Но жестоко заставлять холерика выполнять монотонную и однообразную работу.
Хроническая усталость наступит не из-за объема работ, а из-за постоян-ной необходимости
сдерживать
свою
кипучую
энергию.
Рекомендуемые профессии: телерепортер, товаровед, артист, дипломат, журналист,
снабженец, предприниматель, хирург, летчик, диспетчер, водитель, тренер, менеджер,
строитель,
режиссер,
повар,
следователь,
геолог,
электрик
и
т.д.
Среди знаменитых холериков следует отметить Петра I, А.В. Суворова, А.С. Пушкина, Д.И.
Менделеева.
Если в классе есть меланхолики, то узнаем их характеристику.
17слайд. Меланхолический тип.
Легкорасстраивающийся, тревожный, склонный к рассуждениям, пессимистичный,
сдержанный, необщительный, тихий. Быстро устают при высоких нервных напряжениях.
Очень мягкие, доброжелательные, но довольно бесхарактерные люди. Ему трудно долго на
чём-то сосредоточиться. Меланхолик- человек глубокий, содержательный может быть
хорошим тружеником, успешно справляться с жизненными задачами.
18 слайд. Рекомендации.
Меланхолик при неблагоприятных условиях может превратиться в замкнутого,
боязливого, тревожного, ранимого человека, склонного к тяжелым внутренним переживаниям.
Главное, чтобы люди с таким типом темперамента находились в обычных, благоприятных
условиях.
19 слайд. Рекомендации по выбору профессии.
Меланхолик мало приспособлен к самостоятельной управленческой работе. Ему больше
подходит работа точная, в сочетании с дипломатичностью в отношениях с людьми. Чуткий,
боящийся «открыть свое лицо» меланхолик, больше чем кто-либо, может быть ответственен
за исполнение задания, предполагающего высокую работоспособность и спокойную
обстановку.
20 слайд. Меланхоликам не следует выбирать напряженную работу, с повышенной
концентрацией
внимания.
Рекомендуемые профессии: педагог, деятель искусств, художник, швея-модельер, маляр,
копировщик рисунков, композитор, писатель, ветеринарный врач, геолог, токарь, агроном,
зоотехник, специалист по машинописи, автослесарь, слесарь, радиомеханик и т.д. Известные
меланхолики - А.А. Блок, Н.В. Гоголь, М.Ю. Лермонтов, П.И. Чайковский.
Вероятно, в классе есть флегматики, надо узнать, какие они?
21 слайд. Флегматический тип.
Пассивный, осмотрительный, рассудительный, доброжелательный, миролюбивый,
управляемый, внушающий доверие, надёжный, ровный, спокойный. Сильная
уравновешенная нервная система. Чувства постоянные, но не ярко выраженные. Обладает

медлительностью и спокойствием в действиях, мимике и речи. Настойчивый и упорный
«труженик жизни», рассчитав свои силы, доводит дело до конца. Экономит силы, попусту их
не тратит.
22 слайд. Рекомендации.
Флегматик в зависимости от условий может проявлять положительные черты выдержку, глубину мысли, постоянство, основательность, в других- вялость, безучастность к
окружающему, ленью и безволием, бедностью и слабостью эмоций, склонностью к
выполнению одних лишь привычных действий.
23 слайд. Рекомендации по выбору профессии.
Флегматик способен решать задачи в сфере организации и управления, но с большей
склонностью к стратегической деятельности. Для флегматика противопоказаны как долгие
колебания, так и поспешность в ответственный момент. Обстоятельность тяжелого на подъем
флегматика сослужит службу в деле, где нужны педантичность, умение углубиться,
сосредоточиться. Предпочитает профессии, где «не горел бы на посту», а работал спокойно,
без рывков. У флегматиков есть склонность к систематической работе, умение
концентрироваться на поставленной задаче.
24 слайд. У флегматиков, на первый взгляд, отрицательная черта – медлительность – делает
их очень сильными. Способность флегматиков неторопливо и без паники проанализировать
положение незаменима в стрессовых ситуациях.
Рекомендуемые профессии: экономист, бухгалтер, механик, электрик, инженер, агроном,
водитель, научные – ботаник, астроном, физик, математик.
Среди великих умов этой категории: И.А. Крылов, М.И. Кутузов, И. Ньютон.
25 слайд Психологи считают, что человек – это скорее смесь разных темпераментов с
преобладанием какого-то одного. Не бывает хороших или плохих типов темперамента.
Каждый тип психики больше подходит для одних дел и профессий и меньше для других.
Вы должны задумываться о плюсах и минусах своего темперамента. И как результат,
правильно выбрать профиль обучения и учебное заведение в дальнейшем.
26,27,28,29 слайд. Теперь вы знаете что, собой представляет каждый тип. Посмотрим, как вы
сможете применить полученные знания на практике. Ваша задача по характерному поведению
людей, определить каким темпераментом они обладают. Представитель от каждой группы
выступит с описанием одного предложенного типа.
1гр. Холерики
2 гр. Меланхолики
3 гр. Сангвиники
4гр. Флегматики
Угадайте, какому типу темперамента посвящено стихотворение.
Очень радостно живет,
Вечно песенки поет.
Всем поможет, всех простит,
И на праздник пригласит
Добрый, ласковый, смешной
И немного озорной (сангвиник).
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явился ты,

Как реактивное явленье,
Стремлений полный красоты (холерик).
Спокойствие главный мой козырь,
Мне хочется лишь одного:
Уверенно, четко работать.
И верить, и помнить, и ждать (флегматик).
Я хочу себя сдержать:
Не заплакать, не стонать.
Но любое сообщенье,
Вызывает огорченье:
Ведь натура у меня очень хрупкая, о да: (меланхолик)
Заключительная часть.
- Мы с вами сегодня не только познакомились с типами темперамента, но и определили свой,
выяснили, какие профессии соответствуют каждому типу. Получили рекомендации по выбору
профессии.
Рефлексия.
- Как вы считаете, наше занятие оказалось для вас полезным?
- Что показалось сложным, что простым? Что вы приобрели в ходе занятия?
- Будете ли вы применять полученные знания, навыки в своей жизни и в каких ситуациях? Задумались ли вы над выбором профессии? (Ответы учащихся).
- Я верю, что каждый из вас сделает правильный выбор профессионального пути. Мне очень
было приятно с вами работать!
- Занятие окончено. Всем спасибо! До свидания!

Условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Твоя профессиональная карьера»
реализуется на базах МКОУ «Школа - интернат №5», МКОУ «СОШ №9», МБОУ «СОШ
№48», МКОУ «СОШ №2», МКОУ «СОШ №25» (по договору о безвозмездном пользовании
недвижимым имуществом). Для успешной ее реализации в школах имеются: кабинеты,
школьная мебель, доска, оборудование (ноутбук, проектор). При необходимости возможно
дистанционное обучение по программе.

Материально - техническая база
При реализации программы используется комплект настольных игр и
профориентационных уроков «Мир профессий будущего»:
1. «Профессиональное лото».
2. «Курьер, прощай».
3. «Компас профессий».
4. «Специалист будущего».
А также для раскрытия тем программы разработаны презентации: «Атлас новых
профессий», «Востребованные профессии Иркутской области», Востребованные профессии
Нижнеудинского района», «Секреты выбора профессии», «Темперамент», «Склонности и
интересы», «Память и внимание».
 Опросники (тестовые карточки).
 Иллюстрации (по профессиям).
 Предметы, относящиеся к разным профессиям (характеризующие определенный вид
деятельности).
При организации занятий педагог использует интернет – ресурсы (сайты):
Профессии – www.ucheba.ru/ prof

Кем стать – www.ht.ru/prof
Профориентатор – http://www.proforientator.ru/tests.htm
Раздел профессий – http://www.ucheba.ru/prof

Список литературы
для педагога:
1. Бондарев В.П. «Успешный выбор профессии». – ВАКО, 2015 г.
2. Голерова О. А. «Выбор профессии – дело семейное?». - «Просвещение», 2008 г.
3. Грецов А.Е. «Выбираем профессию». - С-П., 2007 г.
4. Дик Н. Ф «Правовые классные часы в 9-11 классах». - Р-н-Д., 2007 г.
5. Дик Н.Ф. «Профильные классные часы в 10-11 классах». - Р-н-Д., 2007 г.
6. Котова Н. В. «Азбука профориентации в школе». – Красико-Принт, 2015 г.
7. Программа общеобразовательного учреждения «Твоя профессиональная карьера». - М.:
Просвещение, 2003 г.
8. Справочник профессий «Ваш выбор», Нижнеудинск, 2005 г.
для учащихся и родителей:
1. Трудовой кодекс Российской Федерации.
2. Чистяков С.Н, Т.И. Шалавина «Твоя профессиональная карьера» (учебник), - М. 2003 г.
3. Чистякова С.Н. « Технология профессионального успеха», - М. 2001 г.

Календарно-тематический план
по программе «Твоя профессиональная карьера»
2022-2023 учебный год
№

Тема

Группы

Дата

3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник

5.09.2022
6.09.2022
7.09.2022
1.09.2022
2.09.2022
3.09.2022
12.09.2022
13.09.2022
14.09.2022
8.09.2022
9.09.2022
10.09.2022
19.09.2022
20.09.2022
21.09.2022
15.09.2022
16.09.2022
17.09.2022
26.09.2022
27.09.2022

1-я четверть
1-2

1. Вводное занятия. (2ч)
Цели и задачи программы.

3-4

2. Образ «Я» и профессии. (12ч)
Путь к самопознанию.

5-6

Внутренний мир человека и возможность его
познания.

7-8

Представления о себе и выборе профессии.

9-10

Игра «Профессиональное лото».

11-12

Секреты выбора профессии:
«хочу», «могу», надо».

13-14

Востребованные и перспективные профессии
Иркутской области.

15-16

3. Возможности личности в
профессиональной деятельности. (8ч)

17-18

Практическая диагностика «Ошибки в выборе
профессии».

19-20

2-я четверть
Склонности и интересы в профессиональном
выборе: «хочу», «могу».

21-22

Темперамент в профессиональном становлении
личности.

23-24

4. Многообразие мира профессий (10ч)

5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота

28.09.2022
22.09.2022
23.09.2022
24.09.2022
3.10.2022
4.10.2022
5.10.2022
29.09.2022
30.10.2022
1.10.2022
10.10.2022
11.10.2022
12.10.2022
6.10.2022
7.10.2022
8.10.2022
17.10.2022
18.10.2022
19.10.2022
13.10.2022
14.10.2022
15.10.2022
24.10.2022
25.10.2022
26.10.2022
20.10.2022
21.10.2022
22.10.2022
30.10.2022
1.11.2022
2.11.2022
27.10.2022
28.10.2022
29.10.2022

3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв

7.11.2022
8.11.2022
9.11.2022
3.11.2022
4.11.2022
5.11.2022
14.11.2022
15.11.2022
16.11.2022
10.11.2022
11.11.2022
12.11.2022
21.11.2022
22.11.2022
23.11.2022
17.11.2022

25-26

Профориентационная игра «Курьер прощай»,
«Колесо баланса».

27-28

Способность к запоминанию и внимание.

29-30

Классификация профессий.

31-32

Совершенствование человека в труде.
Профессионализм.

33-34

5. Разделение труда (12ч)

6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота

18.11.2022
19.11.2022
28.11.2022
29.11.2022
30.11.2022
24.11.2022
25.11.2022
26.11.2022
5.12.2022
6.12.2022
7.12.2022
1.12.2022
2.12.2022
3.12.2022
12.12.2022
13.12.2022
14.12.2022
8.12.2022
9.12.2022
10.12.2022
19.12.2022
20.12.2022
21.12.2022
15.12.2022
16.12.2022
17.12.2022
26.12.2022
27.12.2022
28.12.2022
22.12.20222
23.12.2022
24.12.2022

3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота

16.01.2023
17.01.2023
18.01.2023
29.12.2022
30.12.2023
21.01.2023
23.01.2023
24.01.2023
25.01.2023
19.01.2023
20.01.2023
28.01.2023
30.01.2023
31.01.2023
1.02.2023
26.01.2023
27.01.2023
4.02.2023

3 – я четверть
35-36

Содержание и характер труда.

37-38

Профессии типа «человек-человек», «человек –
техника», «человек – художественный образ».

39-40

Профориентационная игра «Специалист
будущего».

41-42

Рынок образовательных услуг и рынок труда в
Нижнеудинске.

43-44

Характер труда в профессиональной
деятельности.

45-46

6. Предмет труда в профессиональной
деятельности. (10ч)

47-48

Основные признаки профессиональной
деятельности.

49-50

Анализ профессий

51-52

Профессии типа «человек – природа», «человек –
знаковая система. Описание профессий.

53-54

Условия профессионального труда.

55-56

57-58

4 – я четверть
7. Человек на рынке труда. (8ч)

Роль мотивации и потребностей человека при
выборе профессии.

3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота

6.02.2023
7.02.2023
8.02.2023
2.02.2023
3.02.2023
11.02.2023
13.02.2023
14.02.2023
15.02.2023
9.02.2023
10.02.2023
18.02.2023
20.12.2023
21.02.2023
22.02.2023
16.02.2023
17.02.20203
25.02.2023
27.02.2023
28.02.2023
1.03.2023
2.03.2023
24.02.2023
4.03.2023
6.03.2023
7.03.2023
1.03.2023
9.03.223
3.03.2023
11.03.2023
13.03.2023
14.03.2023
15.03.2023
16.03.2023
10.03.2023
18.03.2023
20.03.2023
21.03.2023
22.03.2023
23.03.2023
17.03.2023
25.03.2023

3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник

27.03.2023
28.03.2023
29.03.2023
30.03.2023
24.03.2023
1.04.2023
3.04.2023
4.04.2023

59-60

Основные принципы формирования рынка труда.

61-62

Средства труда в профессиональной
деятельности.

63-64

65-66

67-68

69-70

71-72

8. Навыки самопрезентации. (4ч)

Что такое резюме?

9. Итоговая аттестация. (4ч)

Защита проектов учащимися по выбору
профессий с последующим обсуждением.

10. Итоговое занятие. (2ч)

5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота
3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота

5.04.2023
6.04.2023
31.03.2023
8.04.2023
10.04.2023
11.04.2023
12.04.2023
13.04.2023
7.04.2023
15.04.2023
17.04.223
18.04.2023
19.04.2023
20.04.2023
14.04.2023
22.04.2023
24.04.2023
25.04.2023
26.04.2023
27.04.2023
21.04.2023
29.04.2023
8.05.2023
2.05.2023
3.05.2023
4.05.2023
28.04.2023
6.05.2023
15.05.2023
16.05.2023
10.05.2023
11.05.2023
5.05.2023
13.05.2023
22.05.2023
23.05.2023
17.05.2023
18.05.2023
12.05.2023
20.05.2023

3,4 гр. Понед
2,8 гр. Вторник
5,9 гр. Среда
10, 11 гр. Четв
6 гр. Пятница
1,7 гр. Суббота

29.05.2023
30.05.2023
24.05.2023
25.05.2023
18, 26.05.2023
27.05.2023


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».