Мир профессий

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Время требует, чтобы современная школа формировала компетентную личность,
способную к саморазвитию и профессиональному самоопределению, готовую к
максимальной профессиональной мобильности, а значит, конкурентоспособную на
рынке труда. В этой связи профориентационная работа в школе заключается не только
в нацеленности на выбор конкретной профессии каждым школьником, но и на
выявление и развитие способностей, интересов, склонностей, формирование
универсальных качеств у учащихся, помогающих осуществлять сознательный,
самостоятельный профессиональный выбор.
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир профессии» разработана с
целью ознакомления учащихся 5 - 7 классов с современными взглядами на мир
профессий и составлена на основе программа «Мир профессий» под редакцией А.
Бедова, Е.А. Климова /Профессиональное самоопределение в проектной деятельности/
(М. «Просвещение» 2009).
Актуальность. Предлагаемая программа рассматривается как важный элемент
системы профессиональной ориентации в образовательном учреждении. Она учитывает
особенности формирования психологических особенностей школьников данного
возраста. Структура и содержание программы отражает позицию Г.В. Резапкиной по
особенностям профориентационной работы в основной ступени школы. По мнению Г.
Резапкиной, «правильный выбор профессии» – это выбор с учетом своих реальных
возможностей и ограничений, своих интересов, склонностей и способностей.
В процессе психолого-педагогической диагностики школьники смогут изучить свои
личностные особенности: ценностные ориентации, интересы, способности, склонности,
мотивы, профессиональные предпочтения. Это позволит школьникам осмыслить и
овладеть набором универсальных учебных действий, жизненно и профессионально
важных качеств – интеллектуальных, физических, личностных - и попытаться найти
ответы на важные вопросы: Кем хочу стать? Чего хочу достичь? Каким хочу быть?
Новизна программы. В школьном возрасте, когда учебно-познавательная
деятельность становится ведущей, важно расширять его представления об огромном
разнообразии сфер деятельности, где он сможет найти применение своим знаниям,
умениям и личным предпочтениям. Некоторые особенности профессиональной
деятельности ему еще трудно понять, но в каждой профессии есть сферы, которые
можно представить на основе наглядных образов, конкретных ситуаций из жизни,
историй, впечатлений работника. На этой стадии создается определенная наглядная
основа, являющаяся базой для дальнейшего развития профессионального
самосознания. Предлагаемая программа профориентации помогает сделать
оптимальный выбор через ситуации профессионального самоопределения.
Программа относится к социально-педагогической направленности. По
уровню освоения – программа ознакомительная.
Адресат программы. Программа предназначена для детей в возрасте 10 - 13 лет.
Принцип комплектования учебных групп:
Набор учащихся в группы осуществляется независимо от их способностей и
умений. В объединение принимаются и девочки и мальчики.
Наполняемость групп: 15 чел.
Объем программы: 1 год обучения – 72 часа.
Режим занятий. Занятия в каждой группе проводятся один раз в неделю по два
академических часа с перерывом в 5 минут.
Формы работы, применяемые при организации деятельности учащихся на
занятиях: индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах, нетрадиционные
формы занятий.
Цель программы: формирование у учащихся знаний о мире профессий и
создание условий для успешной профориентации подростков в будущем.
Задачи программы:

Образовательные:
- расширить представления о многообразии мира профессий с учетом престижности и
востребованности их в обществе и современным рынком труда;
- расширять знания детей о профессиях родных людей, значимости их труда в семье и
обществе;
Развивающие:
- развивать интерес к трудовой и профессиональной деятельности;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности учащихся;
- способствовать формированию начальных навыков самостоятельного и осознанного
принятия решения в построении дальнейшего образовательного маршрута.
Воспитательные:
- воспитывать уважение к людям труда;
- воспитывать желание и стремление учащихся к самопознанию, самовоспитанию,
самосовершенствованию;
- формировать нравственное самовоспитание личности,
- формировать и раскрывать творческую индивидуальность.
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия (по источнику
изложения учебного материала):
 словесный (беседа, рассказ, объяснение и т.д.);
 наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, просмотр фотографий,
и др.);
 практический (игровые упражнения,
экскурсии, логические упражнения,
игровой тренинг).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей (по характеру
учебно-познавательной деятельности):
 объяснительно-иллюстративный – учащиеся воспринимают и усваивают
готовую информацию;
 репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности;
 частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение
поставленной задачи совместно с педагогом.
Методы создания положительной мотивации учащихся:
 эмоциональные: ситуации успеха, поощрение и порицание, познавательная
игра, свободный выбор задания;
 волевые: предъявление образовательных требований, информирование о
прогнозируемых результатах деятельности.

Ожидаемый результат
В результате освоения дополнительной общеразвивающей программы
«Мир
профессии» учащиеся должны знать сущность и содержание следующих понятий:
- профессиональные интересы и склонности, способности;
- классификацию, типы и подтипы профессий;
- профессиограммы;
- рынок труда.
На основе полученных знаний учащиеся должны научиться:
- выявлять свои способности и профессиональные интересы;
- определять соответствие выбранной профессии своим способностям, личностным
особенностям и запросам рынка труда;
- анализировать профессиограммы;
- ориентироваться в типах и подтипах профессий.
Для отслеживания результатов предусматриваются следующие виды контроля:




Промежуточный (в течение всего учебного года): контроль по результату,
который проводится после осуществления учебного действия методом
сравнения фактических результатов в форме тестирования.
Итоговый (в конце учебного года – итоговая аттестация) для определения
результатов учащихся по освоению программы дополнительного образования;
форма – тест, наблюдение, практические упражнения, интерактивные задания,
участие в конкурсах.

Учебный план
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
Итого

Тема раздела

Количество часов
Теория
Практика

Итого

Вводное занятие
Трудом славен человек
Человеческие
возможности
Беседы о конкретных
профессиях

2
4
6

4
4

2
8
10

5

5

10

Интересы
и
выбор
профессии.
Ошибки
при
выборе
профессии
Знакомство
с
профессиограммами
Современный рынок труда
и его требования
Творческий
урок.
Итоговая аттестация

5

5

10

6

4

10

6

4

10

4

2

6

2

2

4

Итоговое занятие

2

-

2

41

31

72

Форма
контроля

Тестирование
Презентация
учащихся
на
выбранную
тему.

Содержание программы
Раздел 1. Вводное занятие. Знакомство с программой. Цели и задачи обучения.
Содержание, специфика занятий по психологическим основам выбора профессий.
Проведение инструктажа по правилам поведения на занятиях.
Практическая работа: тестирование на тему «Знакомство».
Раздел 2. Трудом славен человек. Просмотр презентации «Атлас профессий».
Знакомство с новыми и востребованными профессиями. Групповая работа учащихся
по выбору понравившейся профессии. Сбор и предоставление расширенной
информации о выбранной профессии благодаря дополнительным источникам.
Практическая работа: выполнение упражнения «Самая-Самая», «Угадай
профессию», «Кто есть кто».
Раздел 3. Человеческие возможности. Знакомство и просмотр фильма на тему:
«Человеческие возможности». Аналитическая беседа с учащимися по увиденному
материалу. Общее представление о памяти, ее видах, процессах. Роль памяти в
различных видах профессиональной деятельности. Знакомство с приемами
запоминания и возможностями развития памяти. Выполнение упражнений на развитие
памяти, разучивание стихотворений и их воспроизводство на уроке. Представление о

процессе внимания, его видах и свойствах. Значение наблюдательности как
профессионально важного качества.
Практическая работа: конкурс «Кто лучше запоминает»? Выполнение
упражнений с учащимися на развитие внимания при помощи презентации. Проведение
игры «Выбери лишнее!».
Раздел 4. Беседы о конкретных профессиях. Приглашение и беседа с врачомпедиатром и библиотекарем. Конструктивный диалог учащихся с приглашенными
гостями, возможность более глубокого погружения в данные профессии учащимися,
возможность задать интересующие вопросы и получить на них профессиональные
ответы. Парная работа учащихся по классификации профессий по предмету труда, по
целям труда, по орудиям труда, по условиям труда. Знакомство с профессиограммами.
Практическая работа: Проведение викторины на знание и выбор профессии.
Составление синквейна учащимися на тему «Моя любимая профессия», выполнение
упражнения «Профессия на букву…», «Цепочка профессий».
Раздел 5. Интересы и выбор профессии. «Кто я и что я думаю о себе?» Что
такое интерес? Что такое склонности? Составление совместно с учащимися примерной
анкеты на выявление интересов школьников. Домашняя групповая работа учащихся –
опрос других классов на выявление интересов и предпочтений в профессиях.
Знакомство с новыми профессиями, такими как: промоутер (реклама), имиджмейкер
(стилист, визажист), девелопер (риэлтер), мерчендайзер (торговец) и т.д.
Исследовательская работа учащихся по нахождению этих профессий в дополнительных
источниках информации. От чего зависит выбор профессии? Что такое темперамент?
Факторы здоровья при выборе профессии. Медицинские противопоказания при выборе
профессии. Определение своего профессионального типа личности.
Практическая работа: Составление и заполнение карты интересов. Опросник
Е. А. Климова. Выполнение теста
«Темперамент», «Анкета здоровья», Тест
«Профессиональный тип личности».
Раздел 6. Ошибки при выборе профессии. Просмотр видеоролика «Типичные
ошибки». Аналитическая беседа с учащимися после просмотра. Составление памятки
«Не допустим ошибок при выборе профессии!». Межличностные отношения и их
значение в профессиональной деятельности. Коммуникативные умения и навыки.
Конфликты и возможности различных тактик поведения. Выявление самооценки и
планирование своего будущего. Выбор профессии на основе самооценки и анализа
составляющих «хочу» - «могу» - «надо».
Практическая работа: Проведение игры-викторины «По одежке встречают, по
уму провожают»,
«Я – это…», выполнение тестовое задание «Самооценка».
Подготовка учащимися проекта « Я бы смог стать…».
Раздел 7. Знакомство с профессиограммами. Дать определение понятиям
«профессиограмма», «цель труда», «предмет труда», «средства и условия организации
труда»,
«профессиональная пригодность».
Профессия типа «Человек –
техника», «Человек – природа», «Человек – знаковая система», «Человек – человек»,
«Человек – художественный образ». Дать определения: «профессия», «специальность»,
«квалификация», «должность». Классификация по типам профессий (Е.А. Климов),
объекту, характеру труда, видам деятельности и др.
Практическая работа: Выполнение тестового задание Е.А. Климова, Карта
интересов. Методика «Матрица профессий». Практическая работа с методиками:
«Визитка», «Тебе подходят профессии», «Узнай профессию».
Раздел
8. Современный рынок труда и его требования. Социальнопрофессиональная мобильность – качество современного человека. Самостоятельность
и ответственность в профессиональной деятельности. Коллективность трудового
процесса. Профессионализм и самосовершенствование.
«Хочу – могу – надо» - необходимые условия правильного выбора. Требования
к работнику: профессионализм, ответственность, коммуникабельность. Умение
конструктивно разрешать конфликты.

Практическая работа: выполнение упражнений «Мышеловки», «Советчик»,
«Деловые качества». Экскурсия на предприятие.
Раздел 9. Творческий урок. Совместная разработка плана проекта «Моя
будущая профессия». Обсуждение в группах наиболее успешного плана и возможности
его реализации.
Практическая работа: Итоговая аттестация (тестирование). Защита проектов
учащимися по выбору профессий с последующим обсуждением.
Раздел 10. Итоговое занятие.

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
№

Раздел/месяц

сентябр
ь

1
2

Вводный блок.
Трудом славен
человек
Человеческие
возможности.
Беседы
о
конкретных
профессиях
Интересы
и
выбор
профессии.
Ошибки
при
выборе
профессии
Знакомство с
профессиограм
мами.
Современный
рынок труда и
его требования
Творческий
урок

2
6

3
4
5
6
7
8
9
10
11

Итоговая
аттестация
Итого

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

4
6

10
4
4

10
4

2
6

10
4
6

10
4
4

8

всего

2
8

2
6

8

май

10

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

8

4

8

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель (243 дня)
16 недель (120дней)
20 недель (140 дней)
4-я неделя декабря
4-5-я недели мая
1.06.2023 – 31.08.2023

Оценочные материалы
Оценка эффективности реализации программы
Реализация Программы позволит:

10

8

10
2

6

4

4

2

2

8

72

- расширить представления школьников о различных профессиях, их требованиях к
личности, о содержании профессиональной деятельности, различных сферах
деятельности;
- оказать адресную психологическую помощь учащимся в самопознании и
способствовать формированию адекватной самооценки;
- научить учащихся анализировать свои возможности и способности, оценивать
качества личности и соотносить их с требованиями, предъявляемыми той или иной
профессией;
- помочь выявить интересы и способности, сформировать цели на личностное
развитие.
Результативность освоения школьниками данной программы можно выявить при
помощи рефлексии, которую проводить желательно после заключительного занятия.
Рефлексия проводится посредством индивидуального письменного опроса учащихся.
Рефлексия является своеобразным показателем активности ученика в его
осмыслении полученной информации о профессиях, о себе. По завершению занятий в
6, 7 классе рекомендуется проводить рефлексию, которая станет своеобразным
подведением итогов в получении школьниками профориентационных знаний и
навыков самопознания. Цель рефлексии: во-первых, зафиксировать результат освоения
программы; во-вторых, получить опыт самоанализа, самооценки и корректирования
своего развития, путем выявления области незнания и поиска необходимого знания.
Рефлексия является своеобразным показателем саморазвития ученика в подростковом
возрасте, способствует формированию и развитию новых способов самовыражения
учащихся.
Контроль над выполнением программы осуществляется в виде тестовых заданий,
беседа с учащимися, наблюдения за
активностью на занятии, выполнения
диагностических тестовых заданий и контрольных работ. Оценка результатов работы
происходит через контроль знаний и умений после прохождения тем за учебный год,
через работу на практических занятиях, экскурсиях, в подготовке презентаций.
Итоговая аттестация по результатам изучения элективного курса проводится по мере
завершения его изучения по системе «зачет-незачёт».
Критерии оценки уровня теоретической подготовки (определяются методом
тестирования и наблюдения):
 соответствие уровня теоретических знаний программным требованиям
 осмысленность и свобода использования специальной терминологии
Критерии оценки уровня практической подготовки (определяются анализом
выполнения практического задания и методом наблюдения):
 соответствие уровня развития практических умений и навыков программным
требованиям
 качество выполнения практического задания.
Тестовые задания
для проведения итоговой аттестации
Тест состоит из 10 заданий
Форма заданий теста: с множественным выбором – 10 баллов (100%)
Вес тестовых заданий: с множественным выбором – 1балл
Рекомендованное время выполнения теста - 40 мин
Ф.И._____________________ Класс____________
Обведите кружком номер правильного ответа и допишите определение.

Задание 1. Дайте определение понятию
Профессия – это …..
Задание 2. Запишите типы темперамента. ______________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 3. Я считаю, что:
а) в любой работе самое интересное – это ее процесс
б) в любой работе самое интересное – это ее результат
в) в любой работе самое интересное – это то, насколько она важна для других людей.
Задание 4. Мне приятно:
а) учиться всему, что мне потом пригодиться в жизни
б) учиться всему новому, независимо от того, насколько это нужно
в) учиться, поскольку нравится сам процесс учения.
Задание 5. Дайте определение понятию
Специальность, должность – это …..
Задание 6. Запишите типы интересов _________________________________________
___________________________________________________________________________
Задание 7. Напиши определения «труд» это - __________________________________
________________________________________________________________________
Задание 8. Для успешного выбора профессий необходимо:
 знать какие профессии в настоящее время являются востребованными;
 опираться на мнение друзей;
 опираться на мнение родных и знакомых
Задание 9. Что можно охарактеризовать как «Хочу сделать»?
 склонности
 способности
 темперамент
 интересы
Задание 10. Выберите определение, которое относятся к профессии:
 Слесарь
 Хирург
 Продавец
 Врач
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ
Защита презентации учащимся на выбранную тему: «Мой выбор», «Моя будущая
профессия», «Востребованная профессия» и др.
На защиту презентации учащимся отводится не более 20 минут.
Требования к оформлению работы
Вопросы, которые должны быть освещены:
 Общие сведения о профессии,
 Характеристику процесса труда,
 Психологические требования профессии к человеку,
 Какие функции выполняет работник данной профессии?
 Какие профессиональные качества требует профессия от работника?
 Какого уровня образования достаточно для освоения профессии?
Критерии оценивания презентации:
Работа оценивается «зачет»; «незачет»
- оценка «зачет» выставляется, если работа планировалась учащимся самостоятельно,
решались задачи исследовательского характера с элементами новизны.
- оценка «незачет» выставляется, если работа выполнена с серьезными отклонениями
от требований, или работа не выполнена.

Методическое обеспечение программы

Проведение занятий по программе предполагает использование широкого
спектра методов работы на занятиях: профориентационные игры; диагностика
личностных качеств и интересов человека, соотнесение их с требованиями различных
профессий; групповые занятия с элементами тренинга; презентации; экскурсии;
встречи, беседы со специалистами,
конкурсы, составление и решение
профориентационных кроссвордов и др.
Данные методы и приёмы позволяют наиболее эффективно решать
поставленные задачи программы. При реализации содержания по данной программе
основные теоретические положения сопровождаются выполнением практических
работ, которые помогают учащимся применять изученные понятия на практике, в
конкретных жизненных ситуациях. На каждом занятии предусматривается включение
учащихся в практическую деятельность, включающую в себя работу с
диагностическими методиками, участие в профориентационных и ролевых играх,
выполнение упражнений.
Виды контроля уровня
знаний, умений и навыков учащихся: текущий,
периодический, итоговый в форме тестирования, анкетирования, диагностики.
Периодический контроль поможет установить степень усвоения материала по каждой
теме программы курса. Для этих целей могут использоваться психологические
тренинги. Итоговый контроль проводится на последнем занятии в форме
собеседования, групповой консультации, защиты проекта или электронной
презентации.
Проведение описанных игр и викторин (в рамках тем, связанных с типами
профессий) возможно в виде тематического квеста: команды в рамках заранее
объявленной легенды проходят этапы, последовательно выполняя предложенные
задания. Пример: тип профессий «Человек-Человек»: учащиеся должны отгадать слово
– профессию, относящуюся к заявленному типу (МИЛИЦИОНЕР). Для этого им
необходимо выполнить число заданий, соответствующих количеству букв в загаданной
профессии (10 заданий). За каждое верно выполненное задание ученики получают в
случайном порядке букву из загаданной профессии. Таким образом, чем больше
ученики выполняют заданий, тем больше шансов правильно собрать загаданную
профессию.
Описание игр и упражнений
Упражнение «Древо профессий». Учащиеся составляют (рисуют)
генеалогическое древо профессий своих родственников (родителей, бабушек и
дедушек, прабабушек и прадедушек, близких родственников). Можно устроить
выставку-демонстрацию работ, по желанию учащиеся могут рассказать подробнее о
своем «древе».
Игра «Крокодил» («Пойми меня»). Команды учащихся по жребию получают
карточки с названием профессии. За отведенное время (1-2 минуты) участники должны
подготовиться и с помощью пантомимы показать заданную профессию. Другие
команды отгадывают загаданную профессию.
Игра «Алфавит профессий». Учащиеся на каждую букву алфавита (кроме букв
Ё, Й, Ь, Ъ, Ы, Щ) вспоминают названия профессий и записывают на листах. Затем по
очереди начинают называть записанные профессии. Побеждает в игре тот, кто назовет
большее число профессий. Пример: А – архитектор, Б – брокер, В – водитель и т.п.
Игра «Снежный ком». Ведущий называет первую профессию, следующий по
очереди участник называет профессию на последнюю букву. Если профессия не
названа и ход передастся следующему по очереди игроку (по более жестким правилам,
тот, кто не смог назвать профессию, выбывает из игры и выходит на время из круга).
Пример: Дровосек – корректор – радист и т.п.
Упражнение «Мои интересы». Учащимся предлагается составить и записать в
один столбик перечень собственных интересов (не менее 7), а затем, в другой столбик
записать те профессии, которые могут быть связаны с этими интересами. По желанию
учащихся интересы и профессии могут быть озвучены в классе.

Тема занятия: "Здоровье и выбор профессии"
Цель:
 Подготовка учащихся к осознанному выбору профессии и пути продолжения
образования, выявить в какой профессии подростки хотят себя реализовать.
 Сформировать реальное представление о возможностях приложения своих
профессиональных намерений с учетом состояния здоровья.
 Воспитывать интерес и чувство ответственности к выбору профессии.
Задачи:
 Знакомство с результатами анализа ответов учащихся на анкету "Выбор
профессии".
 Определение требований предъявляемых профессиями к здоровью человека.
Метод: "Мозговой штурм".
 Обсуждение вопроса значения воли в преодолении недуга. Метод: групповая
дискуссия.
Организационный момент. Приветствие. Сообщение темы и цели классного часа.
Слово руководителя:
- Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы обсудить
серьезный вопрос - выбор профессии. Сегодня мы должны выяснить, как здоровье
человека может серьезно влиять на выбор профессии.
Выбор работы только на вкус - дело ненадежное и не всегда выполнимое. Вы
мечтаете стать летчиком, но реакция у вас плохая, даже вратарем в дворовой хоккейной
команде не стали. Хотите быть экономистом, но по математике никогда выше трояка не
поднимались. Наверняка у вас есть и достоинства, но, к сожалению, ни в авиации, ни в
бухгалтерии их не оценят, если нет главных для этих профессий качеств.
Мы сделали анкетирование на тему "Выбор профессии", где вы, отвечая на вопросы
анкеты, выбрали себе определенный тип труда.
Сегодня я распределила вас по группам, исходя из вашего выбора. За I столом
сидят учащиеся, которые выбрали тип "Человек - знаковая система", за 2 столом "Человек - природа", за 3 столом - "Человек - техника", за 4 столом - "Человек художественный образ", за 5 столом - "Человек - человек".
Все существующие профессии делятся по предмету труда на 5 типов:
Тип

Предмет труда

Профессии

Человек - человек

люди, группы, коллективы

врач,
продавец

учитель,

Человек - техника

машины, механизмы технические электрик,
системы
водитель

слесарь,

Человек - природа

живая природа

Человек
система

-

овощевод, ветеринар,
агроном

знаковая тексты, цифры, чертежи, карты, программист,
условные знаки, коды
секретарь

Человек
- литература,
художественный образ
искусствоведение

живопись, актер, художник

Многие из вас уже сделали свой выбор - это оптимальное решение задачи,
причем задачи со многими неизвестными, а иногда - приближенными, неверными
данными. Поэтому не исключена ошибка. Но чем серьезнее вы относитесь к задаче, тем
меньше будет вероятность ошибки, тем скорее вы достигнете цели. Надо решить, какой

путь избрать после 9 класса - продолжить обучение в общеобразовательной школе, в
техникумах, училищах, колледжах. Выбор за вами!
РАЗМИНКА.
Упражнение 1. Сейчас будет названа буква и ваша задача - показать, что вы
знаете много профессий, начинающихся с этой буквы. Таким образом мы узнаем как
велик мир профессий (по кругу).
Упражнение 2. Вам будут предложены некоторые необычные характеристики
профессий, а вы должны по очереди называть те профессии, которые, по вашему
мнению, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике.
Самая зеленая профессия,
Самая детская профессия,
Самая смешная профессия,
Самая грязная профессия,
Самая чистая профессия,
Самая модная профессия,
Самая отважная профессия.
Упражнение 3. Конкурс "Угадай профессию"
Назвать инструменты и определить профессию.
Коротко формулу "хорошего выбора" можно выразить тремя словами:
хочу + могу + надо
"хочу" - это желания, интересы, склонности личности,
"могу" - это человеческие возможности,
"надо" - это потребности рынка труда, обязанности человека перед обществом, людьми,
семьей и так далее.
Руководитель прикрепляет на доске к рисунку самолета листки с надписью:
интерес; склонности и способности; здоровье.
- Какое из этих условий более важное? Почему?
Практическая работа. Метод "Мозговой штурм".
Беседа с учащимися:
Рассмотрим профессию ПОВАР.
- К какому типу профессий она относится?
- Чем занимается повар?
Производит расчет потребного сырья и выхода готовой продукции, составляет
меню, заявки на продукты и полуфабрикаты. Контролирует поступившее сырье и
полуфабрикаты на их соответствие заявкам и накладным документам по объему,
качеству и ассортименту. Осуществляет отвешивание, отмеривание сырья по заданной
рецептуре. При приготовлении блюд (изделий) выполняет операции: процеживание,
замешивание, измельчение, формовка, фарширование, начинение изделий. Регулирует
температурный режим. Определяет готовность блюд и изделий по контрольноизмерительным приборам, а также по внешнему виду, запаху, цвету, вкусу. Производит
художественное оформление блюд. Производит порцирование (комплектацию) блюд.
Осуществляет пуск, остановку, разборку, чистку, промывку используемого
оборудования, своевременно определяет его неисправность. Ведет учет расходуемого
сырья, товарную отчетность.
- Назовите предмет труда повара?
- Какие предъявляются требования к индивидуальным особенностям?
Необходима физическая выносливость, хорошое обоняние и вкусовая
чувствительность, умение концентрировать и распределять внимание, хорошая
оперативная
и
долговременная
память,
а
также
организованность,
дисциплинированность, аккуратность, честность.
- Какие возможны медицинские противопоказания?
Работа не рекомендуется людям, имеющим хронические заболевания органов
пищеварения, органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, инфекционные и
аллергические заболевания, кожно-венерические и нервно-психические болезни.
- Где можно получить эту профессию?

В профессионально-технических училищах, техникумах (на базе 9-11 классов
средней школы). После их окончания присваивается 4-5 разряд.
Каждой группе дается набор карточек с названием профессии, с общей
характеристикой, с требованиям к индивидуальным особенностям, с медицинским
противопоказаниям, с требованиям профессиональной подготовке. Вам нужно выбрать
из предложенных карточек одну и для данной профессии составить проект (на
альбомном листе), где необходимо ответить на следующие вопросы:
1. Название профессии.
2. Характеристика профессий (чем занимается человек, что делает). Нарисовать
предметы труда.
3. Перечислить качества, которые должен обладать человек этой профессии.
4. Перечислить медицинские противопоказания.
На работу отводится 5-7 минут. Затем каждая группа защищает свой проект.
Вывод.
Слово руководителя:
- В конце нашего классного часа я хочу предложить памятки - рекомендации по выбору
профессии.
(Каждому участнику раздается памятка).
Рекомендации по выбору профессии:
1. Каждый сам выбирает профессию, и если сам ошибается, то сам должен учиться на
своих ошибках, решать и поступать по-своему.
2. Изучайте профессию и все, что с ней связано.
Обратите внимание на потребности, престижность, зарплату будущей профессии.
3. Определитесь, что вы можете и что нужно знать.
4. Выделите дальнюю профессиональную цель, соотнесите ее с личностными,
семейными, досуговыми целями.
5. Не бойтесь риска, ошибок, найдите в себе силы исправлять ошибки.
6. Имейте резервный вариант на случай неудачи.
7. Помните, на вашем пути могут быть трудности, спланируйте пути и средства
преодоления трудностей.
8. Для достижения цели вам надо много читать, работать, думать.
Обобщение:
Мы сегодня разобрали такой серьезный вопрос, как здоровье влияет на выбор
профессии. Чтобы человек сохранял свое здоровье, не болел, он должен вести здоровый
образ жизни: заниматься спортом, ходить босиком, обливаться холодной водой, забыть
о своих вредных привычках, сочетать работу и отдых, отдых на свежем воздухе,
любить людей, не нервничать по пустякам, к жизни относиться проще и спокойнее.
Тогда вы будете здоровы, и выбор профессии будет зависеть исключительно от ваших
интересов, склонностей и способностей. Вы никогда не должны забывать слова
философа Сократа, что "Здоровье - не все, но все без здоровья - ничто". Раз вы выбрали
себе будущую профессию, если она вам нравится, если вам позволяет здоровье, то у вас
все должно получиться. Желаю вам больших успехов в учебе, хочу, чтобы ваши мечты
сбылись, чтобы вы поверили в свое здоровье и берегли его.

Условия реализации программы
Дополнительная общеразвивающая программа «Мир профессий» реализуется
на базах МКОУ «Школа-интернат №5», МОКУ «СОШ №12», МКОУ «СОШ №2»,
МКОУ «СОШ №25» (по договору о безвозмездном пользовании недвижимым
имуществом). Для занятий школы предоставляют учебные кабинеты с необходимой
мебелью (столы,
стулья). Так же в кабинетах имеются: доска,
компьютер,
мультимедийное оборудование. При необходимости возможно дистанционное
обучение по программе.
Материально - техническая база
При обучении по программе используются:

- Презентации («Атлас новых профессий», «Профессиограммы», «Типичные ошибки»,
«Кроссворды» на различные темы, «Склонности и интересы», «Память и внимание»,
«Новые и старые профессии», «Медицинские профессии», «Человеческие
возможности»).
- Настольные карточные дидактические игры («Профессиональное лото», «Колесо
баланса»).
- Опросники (тестовые карточки).
- Иллюстрации (по профессиям).
- Предметы, относящиеся к разным профессиям (характеризующие определенный вид
деятельности).
При организации занятий педагог использует интернет-ресурсы, сайты:
- Профессии – www.ucheba.ru/ prof
- Кем стать – www.ht.ru/prof
- Профориентатор – http://www.proforientator.ru/tests.htm
- Раздел профессий – http://www.ucheba.ru/prof

Список литературы
для педагога:
1. Бедов, А. Профессиональное самоопределение в проектной деятельности / Александр
Бедов // Народное образование. – 2009. - №2. – С. 202-207.
2. Климов, Е.А. Психология профессионального самоопределения./ Е.А. Климов. – М.:
изд. Центр «Academia», 2007.
3. Пряжникова, Е.Ю. Профориентация: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений
/ Е.Ю. Пряжникова, Н.С. Пряжников. – 4-е изд., стер. – М.: изд. Центр «Aкaдeмия»,
2008. – 496с.
4. Резапкина, Г.В. Правильные выбор профессии: система классных часов для
учащихся 5-9-х классов // Спутник классного руководителя. – 2011. - №№ 2,3,4.
5. Резапкина, Г.В. Профориентационная работа в школе (практикум для педагогов и
родителей) / Библиотека журнала «Директор школы», № 5, 2011.
6. Резапкина, Г.В. Как помочь детям найти свое место в жизни. Стратегии
воспитательной работы в школе, М. ФИРО, 2013.
7. Резапкина, Г.В. Готовимся к родительскому собранию. Родителям о
самоопределении детей и подростков. Вестник практической психологии
образования, №№1-3, 2012.
8. Субочева, И.Н. Новые формы профориентационной работы в школе // Справочник
заместителя директора школы. – 2009. - №5. – С. 39-41
9. Телепенко, Ю.А. Организация предпрофильной подготовки учащихся с первой
ступени обучения // Справочник заместителя директора школы. – 2008. - №11 – С.
38-40
для учащихся и родителей
1.
2.
3.

Климов Е.А. Как выбрать профессию: Кн. – М., 2000.
Рувинский Л.С., Хохлов С.И. Как воспитывать волю и характер: Кн. – М., 2006
Санжа С., Профессии. Когда я вырасту, то стану. - М.: Мелик-Пашаев, 2015

Календарно-тематический план
по программе «Мир профессий»
на 2022 – 2023 уч. год
№

Тема

Группы

Дата

1гр. Среда

7.09.20222

3-4

1. Вводное занятия (2ч)
Кто я? Какой я?
2. Трудом славен человек. (8ч)

1гр. Среда

14.09.2022

5-6

Учеба – твой главный труд.

1гр. Среда

21.09.2022

7-8

Один из важнейших шагов в жизни человека.

1гр. Среда

28.09.2022

9-10

Мои цели и достижения.

1гр. Среда

5.10.2022

1гр. Среда

12.10.2022

1-я четверть
1-2

11-12

3. Человеческие возможности.(10ч)

13-14

Способность быть внимательным.

1гр. Среда

19.10.2022

15-16

Способность к запоминанию.

1гр. Среда

26.10.2022

17-18
19-20

Профессии, которые мы выбираем.
Мышление.
2-я четверть
4. Беседа о конкретных профессиях (10ч)

1гр. Среда
1гр. Среда

2.11.2022
9.11.2022

1гр. Среда

16.11.2022

23-24

Медицинские профессии. Профессии:
библиотекарь, ветеринар, повар, учитель и т.д.

1гр. Среда

23.11.2022

25-26

Профессия и современность. Классификация
профессий.
Дороги, которые мы выбираем. Профессии твоих
родителей.

1гр. Среда

30.11.2022

1гр. Среда

7.12.2022

1гр. Среда

14.12.2022

31-32

Все работы хороши, выбирай на вкус. Кем ты
хочешь стать?
5. Интересы и выбор профессии (10ч)

1гр. Среда

21.12.2022

33-34
35-36

Темперамент и выбор профессии.
Здоровье и выбор профессии.

1гр. Среда
1гр. Среда

28.12.2022

37-38

3-я четверть
Профессиональный тип личности.

1гр. Среда

25.01.2023

39-40

Волевые качества личности.

1гр. Среда

1.02.2023

1гр. Среда

8.02.2023

21-22

27-28
29-30

41-42

6. Ошибки при выборе профессии. (10ч)

18.01.2023

43-44

Человек среди людей.

1гр. Среда

15.02.2023

45-46

По одежке встречают, по уму провожают.

1гр. Среда

22.02.2023

47-48

Эмоциональное состояние личности.

1гр. Среда

1.03.2023

49-50

Дело твоей жизни.

1гр. Среда

10.03.2023

1гр. Среда

15.03.2023

51-52

7. Знакомство с профессиограммами (10ч)

53-54

Мир профессий.

1гр. Среда

22.03.2023

55-56

Профессии типа «человек – техника», «человек –
природа».

1гр. Среда

29.03.2023

4-я четверть
Профессии типа «человек- знаковая система»,
«человек – человек», «человек – художественный
образ».
Знаю, думаю, выбираю. «Своя игра».

1гр. Среда

5.04.2023

1гр. Среда

12.04.2023

1гр. Среда

19.04.2023

1гр. Среда

26.04.2023

1гр. Среда

3.05.2023

67-68

8. Современный рынок труда и его
требования. (6ч)
Какая профессия твоя? Что требует профессия от
меня?
Первый шаг на пути к профессии. Профессии
нашего города.
9. Творческий урок. (4ч)

1гр. Среда

10.05.2023

69-70

Итоговая аттестация (тестирование).

1гр. Среда

17.05.2023

1гр. Среда

24.05.2023

57-58

59-60
61-62
63-64
65-66

71-72

10. Итоговое занятие. (2ч)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».