Лидер

Пояснительная записка
Дополнительное образование детей – уникальная сфера образования, которая
объединяет воспитание, обучение, развитие подрастающего поколения. Одной из основных
задач системы дополнительного образования детей в современных социальных условиях
является оказание помощи обучающимся адаптироваться в обществе, реализация
личностного потенциала, развитие творческих способностей.
Программа «Лидер» имеет особенности воспитательного типа образовательного
процесса, целью которого является поддержка, формирование и развитие тех качеств
личности, которые соотносятся с общечеловеческими ценностями и нормами,
действующими в обществе. Прогнозируемый результат – внутренняя культура личности,
которая просматривается в различных критериях, в обладании рядом ключевых
компетенций. В итоге образовательной деятельности, обучающиеся принимают на себя

ответственность, усваивают социальные нормы, приобретают опыт позитивных отношений и
реальных практик.
Данная программа имеет социально - педагогическую направленность.
Программа направлена на формирование социальных навыков подростков,
необходимых для успешной самореализации в современном обществе.
Данная образовательная программа составлена на основе теоретических и
практических материалов известных психологов: Н.Р. Битяновой, Л.П. Пономоренко, Р.В.
Белоусовой, Н.И. Дереклеевой, М.Ю. Савченко и других.
Актуальность программы заключается в том, что на современном этапе развития
общества она отвечает запросам детей и родителей: формирует социально значимые знания,
умения и навыки, оказывает комплексное обучающее, развивающее, воспитательное
воздействие, способствует формированию лидерских и духовно - нравственных качеств
личности, приобщает детей к творчеству. Занятия в детском объединении позволяют
развивать у детей и подростков коммуникативные навыки, организаторские способности,
навыки межличностного и делового общения, навыки работы в команде,
Новизна предполагает новые методики преподавания, включение в программу
тематических блоков (психологические особенности личности, ораторское мастерство,
организаторская деятельность, волонтёрская деятельность, конфликтология, конструктивное
общение, профориентация, Моя Россия). Все тематические блоки нацелены на
формирование у ребят деятельностно - практического опыта. Итогом занятий по каждому
блоку становится продукт проектной деятельности учащихся (акция, мероприятие).
Подростки получают навыки эффективного взаимодействия в команде, построения
отношений с другими людьми, проявляют себя в решении групповых задач, делают
профессиональный выбор, способны понять свою роль в обществе, стремятся к изучению
культуры своей страны, своего края.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что занятия по
данной программе предполагают формирование социально активной личности гражданина и
патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви
к Отечеству, а также формирование «гибких навыков». Гибкие навыки тесно связаны с
личностными качествами и установками (ответственность, самоменеджмент), а также с
социальными навыками (коммуникация, работа в команде), менеджерскими способностями
(управление временем, лидерство, решение проблем, критическое мышление). В будущем
современным подросткам придётся сделать профессиональный выбор. Любая профессия
современного общества предполагает общение с коллегами, клиентами, партнёрами.
Необходимо уметь договариваться, аргументировать свою позицию, доносить её до других
людей. Навыки, полученные в результате прохождения программы необходимы
современному подростку для того, чтоб вырасти патриотом, ведь патриотизм - это любовь к
большой и малой Родине, готовность выполнить конституционный долг, это социальная
толерантность, общественно значимое поведение и деятельность. Патриотизм выступает в
единстве духовности, гражданственности и социальной активности личности.
В программе предусмотрено:
- использование деловых, ролевых игр, тренингов, мастер - классов, квестов;
- участие обучающихся в подготовке и проведении массовых мероприятий,
социальных акций, флэшмобов, квестов, написанию сценариев КТД;
- участие в волонтёрской деятельности, создание и реализация социальных проектов;
- активное сотрудничество с родителями;
- активное взаимодействие с детскими общественными организациями
г.Нижнеудинска.
Отличительная особенность данной дополнительной общеобразовательной
программы
заключается в том, что она составлена в соответствии с современными нормативными
правовыми актами и государственными программными документами по дополнительному
образованию, требованиями новых методических рекомендаций по проектированию
2

дополнительных общеобразовательных программ и с учетом задач, сформулированных
Федеральными государственными образовательными стандартами нового поколения.
Адресатами программы являются учащиеся 14-17 лет. Численный состав учащихся
определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций СанПиН в
объединении, и составляет 15 человек в одной группе. Поло - возрастные особенности
учащихся в комплектовании групп значения не имеют.
Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения (36 недель;
9 месяцев).
Объем программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы: 72 часа.
Условия реализации программы: условия набора детей в коллектив: принимаются
все желающие; условия формирования групп: одновозрастные, разновозрастные;
допускается дополнительный набор обучающихся в течение года; возраст детей 14-17 лет.
Форма обучения: очная.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного
творчества, способствуя накоплению опыта творческого общения и сплочению коллектива.
При необходимости используется дистанционная форма обучения. В организации
дистанционного обучения по программе используются следующие виды обучения, как
офлайн-обучение и онлайн-обучение, а также платформы и сервисы: чаты в Viber, WatsUp,
ВКонтакте, Zoom и т.д.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа,
с перерывом между занятиями 5-10 минут.
Формы организации занятий
Программа предусматривает использование различных форм проведения занятий:
очное, дистанционное, групповые, индивидуальные, коллективные, ролевая игра, деловая
игра, круглый стол, комбинированные занятия.
Приемы и методы, используемые на занятиях:
Практические тренинги, конкурсы, самодиагностика.
Словесные методы – рассказы, беседы, круглые столы, дебаты, словесные приемы –
объяснение, пояснение, педагогическая оценка.
Наглядные методы и приемы – наблюдение, показ видеоматериалов, презентаций,
работа со справочными материалами.
Методы организации занятий в детском творческом объединении:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – обучающиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы
деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи
совместно с педагогом;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся;
Используемые методы:
– позволяют развивать специальные умения и навыки, подготавливающие ребёнка к
участию в коллективно - творческой деятельности;
– дают возможность почувствовать подростку свою значимость в коллективе сверстников,
что положительно влияет на сомооценку;
– формируют эмоционально – положительное отношение к самому процессу познания
собственного «Я»;
– способствуют более эффективному развитию воображения, восприятия и, как следствие,
познавательных способностей;
- способствуют развитию эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих
и национальных духовных ценностей.
3

Цель программы: формирование лидерских качеств и патриотического сознания
обучающихся, как основы личности будущего гражданина России.
Развитие лидерского потенциала, творческих способностей, духовно - нравственных
качеств детей среднего и старшего школьного возраста через взаимодействие с детским
коллективом, практическое познание своего «Я», воспитание чувства любви к своей малой
Родине, своему Отечеству.
Настоящая программа способствует решению следующих задач:
Обучающая: обучить основам психологической и коммуникативной культуры,
саморефлексии, эффективному взаимодействию в команде, основам социального
проектирования, основам волонтёрской деятельности, публичных выступлений,
толерантности, позитивного мышления. Научить готовности брать на себя инициативу и
ответственность за свои решения.
Развивающая: способствовать развитию потребности в познании своего «Я»,
развитию эмоционально-ценностного отношения к жизни, общечеловеческих и
национальных духовных ценностей;
Воспитательная: создать условия для воспитания духовно - нравственной личности,
способной проявлять интерес к познанию себя и участию в социально - значимой
деятельности.
Планируемые результаты
К концу первого полугодия года обучения учащиеся должны:
знать:
- Типологию лидерства, качества лидера, стили работы лидера.
- Знать стадии развития коллектива.
- Элементы организационной работы
- Этапы создания коллектива, методики на создание команды.
- Самостоятельно определять цели своего обучения, осуществлять
постановку
социальных задач и проблем;
- Выражать свое мнение.
уметь:
- Проявлять инициативу, ценить чужое мнение, работать сообща, говорить и слушать
- Символику города, школы
- Принимать коллективное решение, отстаивать свою точку зрения, не прибегая к
грубостям и конфликтам.
обладать следующими качествами: дисциплинированностью, ответственностью,
изобретательностью, общительностью.
К концу учебного года обучения учащиеся должны:
знать:
- Личную стратегию планирования собственной деятельности
- Принципы эффективного выступления.
- Этапы организации дела.
- Что такое самоуправление.
- Понятие КТД
- Правила общения лидера
уметь:
- Работать в коллективе;
- Объединять ребят в команды, группы;
- Свободно проводить игры, тренинги.
- Выступать на публике.
- Анализировать и высказывать свое мнение

4

обладать
следующими
качествами:
инициативностью,
самостоятельностью,
ответственностью,
изобретательностью,
конструктивно взаимодействовать с другими людьми.

креативностью,
общительностью,

Учебно-тематический план
Количество часов
№

Наименование темы, раздела

Теория

Прак

Всего

Форма
промежуточной
аттестации

тика
Я и мой внутренний мир

4

4

8

1

Введение в предмет.
Игры на знакомство, выявление лидеров.

1

1

2

2

Личность. Типы личностей. Чувство и
эмоции
Формула успеха

2

4

6

4

12

16

3

Формула успеха лидера

2

4

6

4

Секреты успешного человека. Тренинг
«Успешная самопрезентация»,
«Позитивное мышление»
Тренинг «Успешная самопрезентация»,
«Позитивное мышление»
Целеполагание и тайм – менеджмент

2

4

6

4

4

4

8

12

2

4

6

7

Целеполагание и тайм менеджмент залог успеха будущего лидера
Лидер в коллективе

2

4

6

8

14

22

8

Ораторское искусство и аспекты
лидерства
Общение на 5+

2

2

4

9

Секреты ораторского мастерства

2

6

8

10

Основы организаторской деятельности

2

4

6

11

2

2

4

4

10

14

12

Финансовая грамотность как важный
аспект лидерства
Волонтёрская деятельность, связь
поколений
Не прервётся связь поколений

1

3

4

13

Россия - Родина моя. Мой край родной

1

1

2

14

Добровольчество

2

4

6

15

Итоговое занятие

1

1

2

24

48

72

5

6

Итого

Содержание программы
5

Входной тест
№1

Промежуточное
тестирование

Итоговое
тестирование

Я и мой внутренний мир (8 ч.)
Тема 1.
Введение в предмет-2 ч.
Теория: Инструктаж по технике безопасности, правилам пожарной безопасности и
дорожного движения. Знакомство с планом курса, основными определениями, выявление
интересов детей по программе.
Практика: игры на знакомство, выявление лидерских качеств. Входящий тест №1 «Я –
лидер»
Тема 2. Личность. Типы личностей. Чувство и эмоции. - 6 ч.
Теория: Беседа: качества которые нам нравятся и не нравятся в людях, каким меня
воспринимают окружающие, что значит «личность», типы личностей, наши чувства и
эмоции.
Практика: Упражнение «Какой я?», экспресс тест «Снежинка», экспресс - тест «Как у
тебя с самооценкой?», упражнение «Коллаж из достоинств», «Мой портрет в лучах солнца»,
проективный рисунок «Я реальное/Я идеальное», «Карта моей внутренней страны»,
«Позитивное представление друг о друге и о себе».
Формула успеха (16 ч.)
Тема 3. Формула успеха лидера - 6 ч.
Теория: Формула успеха.
Практика: Тесты «Готовность к успеху», тест «Уверенный ли вы человек?».
Индивидуальная работа по результатам тестирования.
Тема 4. Секреты успешного человека.-6 ч.
Теория: Секреты успешного человека. Десять историй успешных людей. Шесть
портретов неудачника. Структура эффективной деятельности.
Практика: «Лестница моего успеха», «Карта моей личности».
Тема 5. Тренинг «Успешная самопрезентация», «Позитивное мышление» - 4 ч.
Практика: Тренинг «Успешная самопрезентация», тренинг «Преодолеваем свою
застенчивость», тренинг «Позитивное мышление - компонент успеха!
Целеполагание и тайм – менеджмент (12 ч.)
Тема 6. Целеполагание и тайм менеджмент - залог успеха будущего лидера - 6 ч.
Теория: Знакомство с понятиями «цель», «целеполагание», «план», «мотивация»,
«тайм - менеджмент». Беседа «Цели в нашей жизни», «Совокупность способов достижения
цели». Как составить план работы? 7 основных элементов самоорганизации. Принципы и
правила тайм - менеджмента.
Практика: Тренинг «Мои цели», упражнение «Дерево целей», Тренинг «Таймменеджмент или искусство управлять своим временем», тренинг «Планирование своей
жизни».
Тема 7. Лидер в коллективе - 6ч.
Теория: Знакомство с определениями «Коллектив», «коллективная деятельность».
Стадии развития коллектива. Сплоченность коллектива. Лидер как носитель ценностей
коллектива. Роль лидера в развитии коллектива. Сходства и различия понятий «Коллектив» и
«Команда». Необходимые факторы для формирования команды, признаки эффективных
команд, роль лидера в команде, процесс развития команды, как задействовать потенциал
каждого в интересах команды? Организация эффективной работы команды. Алгоритм
создания команды.
Практика: Тест «Я и группа», ролевая игра «Кто управляет государством?». Тренинг
«Я в коллективе», деловая игра «Выборы», деловая игра «Картина команды», тренинг «7
факторов», ролевая игра «Волшебная лампа», ролевая игра «Узел».
Целеполагание и тайм – менеджмент (12 ч.)
Тема 8. Общение на 5+ - 4 ч.
Теория: Беседа «Общение в жизни человека», знакомство с понятиями «Вербальное
общение», «Невербальное общение», знакомство с эффективными приёмами общения.
6

Определение понятий «Конфликт», «бесконфликтное общение», «эмоции», «чувства».
Определение особенностей поведения в конфликтной ситуации.
Практика: упражнение «вопросы друг к другу», «наши сходства и различия»,
«мимические маски», «Открытые жесты», «Карусель», «Упражнение Джеффа», «Разожми
кулак», «Неуверенные, уверенные и агрессивные ответы», «Моё настроение», «Мусорное
ведро», «Чувствую себя хорошо», интерактивная беседа «выход из конфликта»,
демонстрация видеороликов по теме с их дальнейшим обсуждением. Ролевая игра
«Телевидение. Выпуск новостей». Тренинг «Внимание, конфликт!». Тренинг «Лидер и
идеальная дружба».
Тема 9. Секреты ораторского мастерства. - 8 ч.
Теория: Основы публичного выступления, культура речи. Построение публичного
выступления. Типы выступлений: информационное, агитационное, развлекательное. Как
удержать внимание аудитории. Искусство импровизации.
Практика: Тренинг «Сила слова», «Говорим красиво». Деловая игра «Дебаты», игра
«Успешная самопрезентация».
Тема 10. Основы организаторской деятельности. - 6 ч.
Теория: Детские организации и их виды. Самоуправление в детской организации.
Коллективно - творческое дело. Принципы организации КТД. Разработка сценария КТД.
Этапы и формы проведения КТД. Структура сценария.
Практика: Разработка сценария КТД. КТД «Подари частичку доброты». КТД «Мы
помним! Мы гордимся!», «Вечер интересных историй».
Тема 11: Финансовая грамотность – 4 ч.
Теория: Понятие термина «финансы». Элементы финансовой грамотности. Финансовое
мошенничество.
Практика: Деловая игра «Деньги любят умных». Круглый стол «Карманные деньги. За
и против». Интеллектуальная игра «с деньгами на ты».
Волонтёрская деятельность, связь поколений (14 ч)
Тема 12: Не прервётся связь поколений - 4 ч.
Теория: ВОВ, наши герои. Блокада Ленинграда.
Практика: акция «Корка хлеба», акция «Георгиевская лента».
Тема 13: Россия Родина моя - мой край родной – 2 ч.
Теория: Символика России, права и обязанности граждан России. Саранск - мой город
(история, инфраструктура, национальные традиции)
Практика: Круглый стол «Я люблю тебя, Россия!», конкурс рисунков на тему «Россия
- Родина моя», урок «История моей семьи».
Тема 14: Добровольчество - 6 ч.
Теория: «История добровольчества». Роль добровольческих организаций в
социокультурном развитии общества. Принципы волонтерского движения, опыт
деятельности волонтерских организаций. Общественно значимые акции. Что такое
общественно значимые акции. Виды общественно значимых акций: трудовые, спортивные,
общественно-политические, познавательные. Методика организации и проведения. Имидж
добровольца. «Социальный проект». Основные правила составления проектов.
Практика: акция «Подари частичку доброты», приуроченная к Дню пожилого
человека, акция «Почта добра», проект «Театр жизни», урок милосердия для сверстников,
экологический марафон.
Тема 15 - Итоговое занятие - 2 ч.
Теория: Повторение основных определений по курсу
Практика: Итоговое тестирование, (См. приложение, тест № 2), конкурс «Я - лидер!».

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
7

Режим организации занятий по данной дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программе определяется календарным учебном графиком и соответствует
нормам.
Начало учебного года – 1 сентября
Окончание учебного года – 31 мая
Объём учебных часов -72 часа.
Режим работы-1 раза в неделю по 2 часа.
-количество учебных недель – 36;
-количество учебных дней – 36.
Раздел/месяц
I. Я и мой
внутренний мир
II.
Формула
успеха
III.
Целеполагание
и
тайм
–
менеджмент
IV. Ораторское
искусство
и
аспекты
лидерства
V.
Волонтёрская
деятельность,
связь поколений
ИТОГО: 72 ч.

Сентябрь Октябрь Ноябрь декабрь Январь февраль март апрель Май
2

2
3

4

1
4

2

1

2

5

4

5

3

4

4

4

4

2

3

4

5

4

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель (273 дня)
16 недель (86 дней)
20 неделя (97 дней)
4я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023- 31.08.2023

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

Оценочные материалы
Во время обучения по программе проводятся аттестации виде тестирования:
Входящий тест (проверка умений, знаний), приложение № 1
Промежуточное тестирование, (проверка умений, знаний), приложение № 2
Итоговый тест (проверка умений, знаний), приложение №3
Низкий уровень: Отсутствует заинтересованность к процессу деятельности.
Организаторские способности и коммуникативные навыки развиты слабо. Дети безразличны
к участию в мероприятиях, занимают позицию пассивного слушателя. В творческих
заданиях не активны, необходима постоянная поддержка.
8

Средний уровень: У детей наблюдается заинтересованность деятельностью в начале
занятий, при возникновении требований, дети занимают пассивную позицию. Внимание
школьников неустойчиво. Сформированность организаторских способностей формальна. В
процессе деятельности нуждаются в помощи, стимуляции действий.
Высокий уровень: У детей наблюдается интерес в процессе деятельности, дети
активны, обладают высоким уровнем организаторских и коммуникативных навыков. Дети
знают как работать в команде, проявляют лидерские качества. В процессе деятельности
прослеживается самостоятельность. Работа отличается элементами новизны, фантазии, что
говорит о развитии творческого воображения; при выполнении творческого проекта дети
довольно полно и оригинально раскрывают свой лидерский потенциал.
Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы «Лидер» направлено на
реализацию творческой и практической деятельности учащихся.
Для реализации программы активно используется интернет-ресурс:

развитие и

- просмотр видеороликов по изучаемым темам, поиск необходимых материалов.
Дидактические материалы: разработки бесед по темам, презентации, тематическая
подборка видеороликов, пособия по темам, буклеты, конспекты занятий.
Основными видами деятельности являются:
- информационно-рецептивная, репродуктивная, творческая.
Взаимосвязь этих видов деятельности дает обучающимся возможность научиться
новым видам творчества и проявить свои таланты.
При обучении используются основные методы организации и осуществления учебнопознавательной работы, такие как словесные, наглядные, практические, индуктивные и
проблемно-поисковые. При этом в процессе обучения все методы реализуются в теснейшей
взаимосвязи.
Методика проведения занятий предполагает постоянное создание ситуаций успеха,
актуализации интереса, положительной мотивации, соревновательный момент. Важными
условиями творческого самовыражения обучающихся выступают реализуемые в
педагогических технологиях идеи свободы выбора. Обучающимся предоставляется право
выбора участия в том или ином упражнении, творческого проекта, участие в мероприятии.
Программа предусматривает использование дистанционных образовательных
технологий; электронного обучения. Дистанционное обучение по программе имеет свои
особенности, обусловленные тем, что основой преподавания является деятельностное
освоение этой дисциплины, когда на первый план выходит практическая деятельность
учащихся.
Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые
подразделяются на следующие виды:
- Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникаций,
позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
процесса. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту, wikiсайт и т. д;
- Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации,
позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и
видеоконференции (чаты), технологии Skype и ZOOM и т.д.
9

При дистанционном обучении по программе используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:

видео- и аудио-занятия, лекции, беседы, тренинги, мастер-классы;

открытые электронные библиотеки, сайты, тесты, викторины по изученным
теоретическим темам;

адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы: чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте, Zoom и т.д.
https://padlet.com/ddtgnizhneudinskdistant/iw4oa74br4v5001v
Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники безопасности,
пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение для занятий должно быть светлое,
легко проветриваемое. Наличие доски для объяснения материала, шкаф для размещения
пособий, журналов и методического фонда, столы и стулья.
Материалы: ноутбуки; фотоаппарат, видеопроектор;
(по числу обучающихся в группе)
бумага формата А-4; набор цветной бумаги; краски; фломастеры; ватманы; ножницы;
шариковые ручки.
Кадровое обеспечение: занятия в творческом объединении «Лидер» могут вести
педагоги дополнительного образования для детей, имеющие специальное образование или
курсовую подготовку. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования высшей категории Егорова Вероника Александровна.
Список литературы:
Нормативная база:
- Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 (ред. от 07.10.2013) «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на
2011 - 2015 годы»
- СанПиН 2.4.4.3172-14 (утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Для педагога:
- Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. - СПб.: Речь,
2010. - 256 с.
- Вагин И. Как из мухи сделать слона 2-е изд., переработанное / И. Вагин – Питер, 2004.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л. Г.
Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 537 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрационное руководство /
А.Л. Венгер. – М. Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: у чеб. пособие/ сост. И.В.
Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2008. – 368 с.
- Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. / Б.З. Вульфов –
М. Педагогическое общество России, 2001.- 192
- Герцов А.Г., Попова Е.Г. Беседы с подростками о них самих. Книга для учителя. –
СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005. – 120 с.

10

- Грецов А. Г., Попова Е. Г. Раскрой свои способности / Информационнометодические материалы для подростков. – СПб., СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта,2004. - 64
с.
- Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации. /
Учебно-методическое пособие. Под редакцией профессора Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ
физической культуры, 2006. – 48 с.
- Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе / А.Г. Герцов. СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
- Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / А.Г. Герцов. - СПб.,
СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. / А.Г. Герцов – СПб.: Питер, 2007. –
160 с.
- Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание /
А.Г. Герцов - Питер 2011. - 540 с.
- Грецов А.Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов /
А.Г. Грецов, А. А. Азбель. – Из-во: Питер, 2012.
- Грецов А.Г., Попова Е.Г. Научись побеждать / Учебно-методическое пособие. Под
редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
- Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у
подростков: Практическое пособие. / Т.Н. Гущина – М. АРКТИ, 2007. – 120 с.
- Евтихов О.В. Тренин лидерства: Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 256 с.
- Кипнис М.Ш. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89, 2008. — 144 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.:
Издательство «Речь», 2007. – 190 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое
пособие для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова – М.: Издательство Гном
иД, 2002. – 160 с.
- Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие. / И.В.
Руденко – М.: Педагогическое общество России, 2004 – 128 с.
- Чикер В.А. «18 программ тренингов: Руководство для профессионалов»,
СПб.:
Речь, 2008. – 386 с.
Для учащихся и родителей:
- Грецов А. Г., Попова Е. Г. Раскрой свои способности / Информационнометодические материалы для подростков. – СПб., СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта,2004. - 64
с.
- Грецов А. Г., Попова Е. Г. Раскрой свои способности / Информационнометодические материалы для подростков. – СПб., СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта,2004. - 64
с.
- Грецов А. Г., Попова Е. Г. Узнай себя / Информационно-методические материалы для
подростков. – СПб., СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта,2004. - 60 с.
- Грецов А.Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов /
А.Г. Грецов, А. А. Азбель. – Из-во: Питер, 2012.
- Грецов А.Г., Попова Е.Г. Будь уверенным в себе / Информационно-методические
материалы для подростков. –СПб., СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 2004. - 48 с.
- Грецов А.Г., Попова Е.Г. Научись побеждать / Учебно-методическое пособие. Под
редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое
пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство Гном иД, 2002. – 160 с.

11

Календарно - тематический план
по программе «Лидер»

№ занятия

№ раздела

на 2022-2023 учебный год
Группа № 1

I
1

2
3

4

II
5
6
7

8

9
10

11
12
III

13
14
15

16
17

Дата
проведения
занятия

Наименование темы,
Раздела
Я и мой внутренний мир
Тема 1. Введение в предмет.
Игры на знакомство, выявление лидеров.

06.09

Тема 2. Личность. Типы личностей. Чувство и эмоции.
- Личность. Упражнение «Какой я?», экспресс тест
13.09
«Снежинка».
- Типы личностей. Экспресс - тест «Как у тебя с
20.09
самооценкой?», упражнение «Коллаж из достоинств»,
«Мой портрет в лучах солнца»
- Чувство и эмоции. Проективный рисунок «Я
27.09
реальное/Я идеальное», «Карта моей внутренней
страны», «Позитивное представление друг о друге и о
себе».
Формула успеха
Тема 3. Формула успеха лидера
- Формула успеха.
4.10
- Тесты «Готовность к успеху»
11.10
- Тест «Уверенный ли вы человек?» Индивидуальная
18.10
работа по результатам тестирования.
Тема 4. Секреты успешного человека.
- Секреты успешного человека. Десять историй 25.10
успешных людей. Шесть портретов неудачника.
Структура эффективной деятельности.
- «Лестница моего успеха»
1.11
- «Карта моей личности».
8.11
Тема 5. Тренинг «Успешная самопрезентация»,
«Позитивное мышление»
- Тренинг «Успешная самопрезентация»,
15.11
- Тренинг «Позитивное мышление»
22.11
Целеполагание и тайм – менеджмент
Тема 6. Целеполагание и тайм менеджмент - залог
успеха будущего лидера
- Целеполагание. Принципы и правила тайм - 29.11
менеджмента.
- Тренинг «Мои цели», упражнение «Дерево целей».
6.12
- Тренинг «Тайм-менеджмент или искусство управлять 13.12
своим временем», тренинг «Планирование своей
жизни».
Тема 7. Лидер в коллективе
- Лидер в коллективе. Сплоченность коллектива.
30.12
- Тест «Я и группа», ролевая игра «Кто управляет
27.12
12

Примеча
ния

18

IV
19
20

21
22
23
24
25
26
27

28
29

V
30
31
32
33
34
35
36

государством?». Тренинг «Я в коллективе», деловая
игра «Выборы»
- деловая игра «Картина команды», тренинг «7
17.01
факторов», ролевая игра «Волшебная лампа», ролевая
игра «Узел».
Ораторское искусство и аспекты лидерства
Тема 8. Общение на 5+
- Общение в жизни человека. Конфликты.
24.01
- упражнения и тренинги по умению общению и 27.01
выходить из конфликтных ситуаций.
Тема 9. Секреты ораторского мастерства.
- Выступление. Культура речи.
31.01
- Тренинг «Сила слова», «Говорим красиво»
07.02
- Деловая игра «Дебаты»
14.02
- игра «Успешная самопрезентация».
21.02
Тема 10 Основы организаторской деятельности
- Организаторская деятельность.
7.03
- Разработка сценария КТД. КТД «Подари частичку
14.03
доброты».
- КТД «Мы помним! Мы гордимся!».
21.03.
Тема 11. Финансовая грамотность как важный аспект
лидерства
- Финансовая грамотность
28.03
- Деловая игра «Деньги любят умных». Круглый стол
04.04
«Карманные деньги. За и против». Интеллектуальная
игра «с деньгами на ты».
Волонтёрская деятельность, связь поколений
Тема 14. Не прервётся связь поколений
- ВОВ, наши герои. Блокада Ленинграда.
11.04
- Акция «Корка хлеба», акция «Георгиевская лента».
18.04
Тема 13. Россия - Родина моя. Мой край родной
Тема 12. Добровольчество
- Волонтерская деятельность.
- акция «Подари частичку доброты», приуроченная к
Дню пожилого человека, акция «Почта добра»
- проект «Театр жизни», урок милосердия для
сверстников, экологический марафон.
Тема 15. Итоговое занятие

25.04
02.05
16.05
23.05
30.05

Итого: 72 ч

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Вопросы входного теста №1 «Я – лидер»
Инструкция: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с
соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен –
13

цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не
согласен – «0».
Вопросы к тесту «Я – лидер»
1. Не теряюсь и не сдаюсь в трудных ситуациях.
2. Мои действия направлены на достижения понятной мне цели.
3. Я знаю, как преодолевать трудности.
4. Люблю искать и пробовать новое.
5. Я легко могу убедить в чём-то моих товарищей.
6. Я знаю, как вовлечь моих товарищей в общее дело.
7. Мне нетрудно добиться того, чтобы все хорошо работали.
8. Все знакомые относятся ко мне хорошо.
9. Я умею распределять свои силы в учёбе и труде.
10. Я могу чётко ответить на вопрос, чего хочу от жизни.
11. Я хорошо планирую своё время и работу.
12.Я легко увлекаюсь новым делом.
13. Мне легко установить нормальные отношения с товарищами.
14. Организуя товарищей, стараюсь заинтересовать их.
15. Ни один человек не является для меня загадкой.
16. Считаю важным, чтобы те, кого я организую, были дружными.
17. Если у меня плохое настроение, я могу не показывать это окружающим.
18.Для меня важно достижение цели.
19. Я регулярно оцениваю свою работу и свои успехи.
20. Я готов рисковать, чтобы испытать новое.
21. Первое впечатление, которое я произвожу, обычно хорошее.
22. У меня всегда всё получается.
23.Хорошо чувствую настроение своих товарищей.
24. Я умею поднимать настроение в труппе своих товарищей.
25. Я могу заставить себя утром делать зарядку, даже если мне этого не хочется.
26. Я обычно достигаю того, к чему стремлюсь.
27. Не существует проблемы, которую я не могу решить.
28. Принимая решение, перебираю различные варианты.
29. Я умею заставить любого человека делать то, что считаю нужным.
30. Я умею правильно подобрать людей для организации какого-либо дела.
31.В отношении с людьми я достигаю взаимопонимания.
32. Стремлюсь к тому, чтобы меня понимали.
33. Если в работе у меня встречаются трудности, то я не опускаю руки.
34. Я никогда не поступал так, как другие.
35. Я стремлюсь решить все проблемы поэтапно, не сразу.
36. Я никогда не поступал так, как другие
37. Нет человека, который устоял бы перед моим обаянием.
38. При организации дел я учитываю мнение товарищей.
39. Я нахожу выход в сложных ситуациях.
40. Считаю, что товарищи, делая общее дело, должны доверять друг другу.
41. Никто и никогда не испортит мне настроение.
42. Я представляю, как завоевать авторитет среди людей.
43. Решая проблемы, использую опыт других.
44. Мне неинтересно заниматься однообразным, рутинным делом.
45. Мои идеи охотно воспринимаются моими товарищами.
46. Я умею контролировать работу моих товарищей.
47. Умею находить общий язык с людьми.
48 .Мне легко удаётся сплотить моих товарищей вокруг какого-либо дела.
14

После заполнения карточки ответов необходимо подсчитать количество очков в каждом
столбце (не учитывая баллы, поставленные за вопросы 8, 15, 22, 29, 34, 36, 41). Эта сумма
определяет развитость лидерских качеств:
А – умение управлять собой;
Б – осознание цели (знаю, чего хочу);
В – умение решать проблемы;
Г – наличие творческого подхода;
Д – влияние на окружающих;
Е – знание правил организаторской работы;
Ж – Организаторские способности;
З – умение работать с группой.
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его
совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Вопросы промежуточного теста №2 «Коммуникативные и ораторские способности»
Инструкция: Отвечаем на вопросы «да» или « нет». По итогу подсчитайте ваши «да» и
«нет».
Вопросы к тесту:
1. Способны ли вы, обработав обширный материал, изложить его простым, понятным
языком?
2. Нравится ли вам помогать другим решать их проблемы?
3. Аплодируете ли вы первым?
4. Если вы смотрите дискуссию по телевизору, есть ли у вас желание поучаствовать?
5. Обычно вы смотрите людям в глаза, когда к ним обращаетесь?
6. Отличаетесь ли вы хорошей памятью?
7. Ощущаете ли вы, что чувствуют другие?
8. Случается ли с вами так, что в разгаре спора вы иногда начинаете защищать иную
точку зрения только потому, что вам нравится спорить?
9. Удавалось ли вам прекратить хаотичный, бестолковый разговор, ухватив суть и,
высказав это так, что все поймут и согласятся с вами?
10. Ощущаете ли вы, что другие говорят слишком медленно?
11. Удивляетесь ли вы, услышав собственный голос в записи?
12. Бывало ли такое, что вы снимали себя на видео просто из интереса, как вы держитесь,
как двигаетесь, как выглядите со стороны?
13. Чаще ли вы употребляете «вы», чем «я»?
14. Нравится ли вам рассказывать другим то, что знаете сами? Получился ли бы из вас
хороший преподаватель?
15. Способны ли вы мыслить зрительными образами? Представляются ли вам, когда вы
говорите, воображаемые картины?
16. Взглянув в окно, способны ли вы подробно описать то, что увидели?
17. Интересно ли вам выполнять упражнение, предложенное в предыдущем вопросе?
18. Часто ли вы думаете, о чем размышляют другие, когда вы говорите? Ставите ли себя
на их место?
15

19. Предпочитаете ли вы чувствовать себя хозяином положения?
20. Держите ли вы себя в руках, оказавшись в трудном положении? Способны ли вы
спокойно отвечать на провокационные вопросы?
21. Любите ли вы показывать свою работу и пояснять, как вы это сделали?
22. Часто ли вы демонстрируете то, о чем вы говорите? Хочется ли вам «разыграть» то,
что вы описываете?
23. Считают ли вас окружающие оптимистом?
24. Выступали ли вы в любительских спектаклях, ну или типа-того:)?
25. Смотря по телевизору интеллектуальные передачи бывает, что вы знаете правильный
ответ раньше, чем его произнесут игроки?
26. Смотрите ли вы людям в глаза, когда они обращаются к вам?
27. Когда наступает время подводить его итоги, поворачиваются ли участники совещания
в вашу сторону?
Итоги теста:
Если вы ответили утвердительно менее чем на 10 вопросов, то Вам просто необходимо
пройти тренинг по коммуникации или ораторскому искусству, и тогда изменения в лучшую
сторону будут неизбежны.
11-15 ответов «да»– Вам будет достаточно интересно тренироваться - обучаться на тренинге,
повышать свое коммуникативное и ораторское мастерство, так как эти навыки можно и
нужно шлифовать всегда до мастерства и совершенства, чтобы жить и общаться эффективно
и радостно!
Более 15 ответов «да» – Я за вас рада:) Вы мастер коммуникации и выступлений, хотя
совершенству нет предела. И если вы хотите узнать как Слово может влиять на вашу
реальность и научиться Созидающим Словом создавать ваши Программы Жизни.
Все, что вы прочитали в этом тесте – учитывайте в своих выступлениях и коммуникации.
Это лучший способ улучшить их качество и результативность в разы.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3.

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
Итоговый тест № 3 . «Лидер ли я?»
Инструкция к тесту: «Внимательно прочтите каждое из десяти суждений и выберите
наиболее подходящий для вас ответ в буквенной форме. Работая с опросником, помните, что
нет ни плохих, ни хороших ответов. Немаловажным фактором является и то, что в своих
ответах надо стремиться к объективности и записывать тот ответ, который первым приходит
в голову».
1. Что для вас важнее в игре?
А) Победа.
Б) Развлечение.
2. Что вы предпочитаете в общем разговоре?
А) Проявлять инициативу, предлагать что-либо.
Б) Слушать и критиковать то, что предлагают другие.
3. Способны ли вы выдерживать критику, не ввязываться в частные споры, не
оправдываться?
А) Да.
Б) Нет.
4. Нравится ли вам, когда вас хвалят прилюдно?
А) Да.
Б) Нет.
16

5. Отстаиваете ли вы свое мнение, если обстоятельства (мнение большинства) против вас?
А) Да.
Б) Нет.
6. В компании, в общем деле вы всегда выступаете заводилой, придумываете что-либо
такое, что интересно другим?
А) Да.
Б) Нет
7. Умете ли вы скрывать свое настроение от окружающих?
А) Да.
Б) Нет.
8. Всегда ли вы немедленно и безропотно делаете то, что вам говорят старшие?
А) Нет.
Б) Да.
9. Удается ли вам в разговоре, дискуссии, убедить, привлечь на свою сторону тех, кто
раньше был с вами не согласен?
А) Да.
Б) Нет.
10. Нравится ли вам учить (поучать, воспитывать, обучать, давать советы) других?
А) Да.
Б) Нет.
Обработка и интерпретация результатов теста:
Подсчитать общее количество «А» и «B» ответов.
Высокий уровень лидерства - А = 7-10 баллов.
Средний уровень лидерства - А = 4-6 баллов.
Низкий уровень лидерства - А = 1-3 балла.
Преобладание ответов «B» свидетельствует об очень низком или деструктивном лидерстве.

17


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».