Путь к успеху

1

Пояснительная записка
Дополнительная общеразвивающая программа «Путь к успеху» составлена на
основе теоретических и практических материалов известных психологов: Н.Р.
Битяновой, Л.П. Пономоренко, Р.В. Белоусовой, Н.И. Дереклеевой, М.Ю. Савченко и
других.
Дополнительная общеразвивающая программа «Путь к успеху» имеет социальнопедагогическую направленность, так как в процессе ее реализации происходит процесс
социализации школьников в образовательном пространстве, адаптации их личности в
современном обществе. Эта программа нацелена, главным образом, на развитие у
молодого поколения организаторских и коммуникативных качеств. Важными аспектами
программы также является развитие лидерского потенциала старшеклассников. В
специально-моделируемых ситуациях формируется опыт лидерского поведения,
развиваются лидерские качества, актуальные в современных условиях.
Актуальность дополнительной общеразвивающей программы «Путь к успеху»
определяется ее направленностью на комплексный подход к подготовке молодого
человека «новой формации», умеющего жить в современном обществе, мобильного, с
высокой культурой делового общения, готового к принятию управленческих решений,
умеющего эффективно взаимодействовать с людьми. Для успешной социализации
подростку 14-17 лет понадобятся знания и умения, которые помогут ему реализоваться,
осознать себя, свои цели и ценности. Для того, чтобы подросток сделал правильный
выбор, нужно помочь ему, создавая комфортные условия в процессе обучения и
воспитания.
Новизна заключается в том, что активная позиция лидера общественной организации
воспитывается посредством практикоориентированной деятельности.
Отличительной особенностью дополнительной общеразвивающей программы
«Лидер» от уже имеющихся, таких как: «Познай себя. Реализуй себя. Утверждай себя»,
автора Г.К. Селевко; «Школа лидерства», автора Шевцовой С. Н., являются
практические занятия в виде деловых и интерактивных игр, работы в микрогруппах,
тренингов.
Адресатами программы являются учащиеся 12-17 лет. Численный состав
учащихся определяется Уставом образовательной организации с учетом рекомендаций
СанПиН в объединении, и составляет 15 человек в одной группе. Поло - возрастные
особенности учащихся в комплектовании групп значения не имеют.
Срок освоения программы: программа рассчитана на один год обучения (36
недель; 9 месяцев).
Объем программы. Общее количество учебных часов, необходимых для освоения
программы: 72 часа.
Форма обучения – очная, единицей учебного процесса является занятие. На
выполнение различных практических работ отводится основная часть учебных часов.
Формы организации учебного процесса: индивидуальные, групповые,
фронтальные, парные.
При необходимости используется дистанционная форма обучения. В организации
дистанционного обучения по программе используются следующие виды обучения, как
офлайн-обучение и онлайн-обучение, а также платформы и сервисы: чаты в Viber,
WatsUp, ВКонтакте, Zoom и т.д.
Режим занятий: Занятия проводятся один раз в неделю по два академических часа, с
перерывом между занятиями 5-10 минут.
Цель программы: формирование активной жизненной позиции подростков 12-17
лет, развитие их коммуникативных и лидерских качеств.
Задачи программы:
Обучающие:
2

- Обучение основам организаторской деятельности;
- обучение основам правоведения;
- обучение организации рефлексии и анализу самооценки.
Развивающие:
- развитие лидерских качеств и организаторских способностей;
- развитие навыков делового общения, работы в команде;
- формирование навыка постановки социальных задач и проблем.
Воспитательные:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости
за свою Родину;
- воспитание гражданина России, способного к постоянному жизненному
самосовершенствованию;
- формирование личной ответственности в коллективе между членами группы в
совместной деятельности.
Освоение дополнительной общеразвивающей
программы
«Путь к успеху»
рассчитано на 1 год обучения – 72 часа.
Формой подведения итогов реализации данной программы выступают: тесты,
творческая работа; участие в конкурсах, защита проекта, мастер – классы, тренинги.

Планируемые результаты
К концу первого полугодия года обучения учащиеся должны:
знать:
- основные качества и типологии лидера;
- основы гуманных отношений.
уметь:
- самостоятельно определять цели своего обучения, осуществлять постановку
социальных задач и проблем;
- выражать свое мнение.
обладать следующими качествами: дисциплинированностью, ответственностью,
изобретательностью, общительностью.
К концу учебного года обучения учащиеся должны:
знать:
- командные роли и основы формирования команды;
- основы организаторской деятельности.
уметь:
- работать в коллективе;
- объединять ребят в команды, группы;
- свободно проводить игры, тренинги.
обладать
следующими
качествами:
инициативностью,
креативностью,
самостоятельностью, ответственностью, изобретательностью, общительностью.

Учебный план
№
1.

Наименование темы,
Раздела

Всего
Теория
часов

Становление лидера
14
«Выбери свой путь»: вводное
4
занятие.
Понятия
«лидер»,
«организатор», «руководитель».
Старт
деятельности
районной
детской организации.

5
2

Практи
ка

Форма промежуточной
аттестации

9
2

3

2.

3.

4.
5.
6.

7.
8.
9.

10.
11.
12.

13.
14.
15.

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Лидер XXI века. Его роли.
Специфические и общие качества
лидера.
Представление о себе, как о лидере.
Самооценка
лидерских
качеств.
Лидер-ориентир.
Проведение
выборов
Узнай о своих правах и обязанностях.
Лидер и команда, готовность стать
лидером.
Стили
лидеров.
Памятка
организатору.
Мастерская организатора
Основы успешности организатора.
Мы вместе - коллектив (тест, ролевая
игра)
Подготовка и проведение массового
мероприятия.
Праздник
«Волшебная» елка.
Промежуточная аттестация

4

2

2

3

1

2

1
1

-

1
1

1

-

1

14
8
3

5
4
-

9
4
3

2

1

1

1

-

1

Проектно-творческая мастерская
Подготовка к работе над проектом
Сбор и обработка информации
Участие в социальном проекте
(помощь в организации)

20
8
5
7

5
3
2

15
5
5
5

Тренинги личностного роста
Взаимодействие в игре
Сможешь ли убеждать?
Быть естественным - залог успеха.
Семинар- практикум
Социальная практика
Кто и зачем придумал сборы?
Традиция «Соберемся вместе».
Волонтерская деятельность
Планирование акции
Подготовка акции
Практическая организация акции
Итоговое занятие.

12
6
3
3

3
1
1
1

9
5
2
2

12
1
1
2
2
2
2
2

5
1
1
1
1
-

6

Итого:

72

22

1
1
1
1
2
2

Тест-опросник «Способен
ли ты быть лидером?»,
разработка и проведение
празднника

Карта «успеха».
Проведение игры или
тренинга на
муниципальной «Школе
Лидер», участие в
муниципальных и
областных конкурсах,
фестивалях

50

4

Содержание программы:
I. Становление лидера
Тема 1. «Выбери свой путь»: вводное занятие, понятия «лидер»,
«организатор», «руководитель».
Теория:. определение понятия «лидер». Знакомство с понятием «ученическое
самоуправление»; принципы построения и составляющие ученического самоуправления.
Практика: знакомство с группой и программой. Проведение игр за сближение.
Веревочный курс.
Тема 2. Лидер XXI века. Его роли. Специфические и общие качества лидера.
Теория: основные качества и способности лидера, определение лидера в
современном обществе и его роль, качества успешного лидера.
Практика: тестирование на определение лидерских качеств.
Тема 3. Представление о себе, как о лидере. Самооценка лидерских качеств.
Лидер-ориентир.
Теория: самоопределение лидерских качеств. Составляющие лидерской позиции.
Практика: тест «Я - лидер», анкета «Кто ты? Какой я».
Тема 4. Узнай о своих правах и обязанностях.
Теория: знакомство с понятиями «Права человека», «обязанность».
Практика: Викторина «Право имею или обязан».
Тема 5. Лидер и команда, готовность стать лидером.
Теория: определение понятий «коллектив», «команда». Беседа о необходимости
работы в команде. Алгоритм формирования команды.
Практика: закрепление полученных знаний с помощью игровых методик.
Командная игра «Играй вместе». Проведение выборов.
Тема 6. Стили лидеров. Памятка организатору.
Теория: знакомство с теориями лидерства. Понятие «стиль лидера». Видовое
многообразие стилей лидерства.
II. Мастерская организатора
Тема 7. Основы успешности организатора.
Теория: знакомство с понятием «организатор». Принцип успеха дела. Беседа «10
этапов от старта к финишу».
Практика: тренинг коммуникативных и организаторских способностей «Мы снова
вместе». Тест «Активное восприятие», упражнение «Контакт с группой», диагностика
культуры диалога.
Тема 8. Мы вместе - коллектив.
Теория: Основы коллектива
Практика: тест «Ты и команда»; ролевая игра «Сила коллектива», «Конструируем
КТД» (приложение 3)
Тема 9. Подготовка и проведение массового мероприятия.
Практика: разработка, составление программы, организация и проведение
мероприятия. Праздник «Волшебная елка».
Промежуточная аттестация
III. Проектно-творческая мастерская
Тема 10. Подготовка к работе над проектом.
Теория: знакомство с понятиями «социальный проект» и «мозговой штурм».
Тематическое многообразие социальных проектов. Первый этап работы над проектом выявление проблемы.
Практика: определение проблемы, выбор темы проекта.
Тема 11. Сбор и обработка информации.
Теория: знакомство со способами, методами, формами сбора информации.
5

Практика: сбор информации по теме проекта.
Тема 12. Участие в социальном проекте.
Теория: планирование этапов работы над проектом. Вопросы коллективной
ответственности за проект. Инициация проекта.
Практика: определение этапов работы над различными видами
проектов,
распределение ролей.
IV. Тренинги личностного роста
Тема 13. Игровое взаимодействие.
Теория: социальная сущность игры. Видовое разнообразие игр. Методика
подготовки игр.
Практика: игропрактикум.
Тема 14. Сможешь ли убеждать?
Теория: знакомство с понятиями «индивидуальность и индивидуализация».
Понятие о механизмах убеждения.
Практика: организация и проведение «споров»
Тема 15. Быть естественным – залог успеха.
Теория:
современные
теории личности. Понятие «самоиндефикации».
Общественное мнение.
Практика: Выездной семинар - практикум. Игра-тренинг «Человек как субъект
общения». Игра «Автопортрет».
V. Социальная практика
Тема 16. Кто и зачем придумал сборы?
Теория: понятие «сбор». Тематическое разнообразие сборов.
Методика
организации сбора.
Практика: выездной сбор актива.
Тема 17. Традиция «Соберемся вместе».
Теория: схема разработки сбора «Соберемся вместе». Рекомендации организатору
сбора. Разучивание собственной песни.
Практика: сбор «Соберемся вместе», методика изучения коммуникативных и
организаторских склонностей старшеклассников (Приложение 2)
Тема 18. Волонтерская деятельность.
Теория: Знакомство с понятием «волонтер».
Практика: Проведение тренинга на сплочение.
Тема 19. Планирование акции.
Теория: знакомство с понятием «акция». Определение круга проблем. Выбор дела.
Практика: анкетный опрос обучающихся, родителей, жителей микрорайона.
Проработка проблем методом мозгового штурма.
Тема 20. Подготовка акции.
Теория: алгоритм подготовки акции. Создание совета дела.
Практика: распределение обязанностей и обозначение сроков их исполнения.
Тема 21. Практическая организация акции.
Практика: реализация
подготовленных
акций («Георгиевская ленточка»,
«Обелиск», «Ветераны живут рядом»). Фоторепортаж о ее проведении.
Тема 22. Итоговое занятие.
Практика: карта «Успеха».

6

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел/месяц
I. Становление
лидера
II. Мастерская
организатора
III. Проектнотворческая
мастерская
IV.
Тренинги
личностного
роста
V Социальная
практика
Итоговое
занятие.
Промежуточная
аттестация
ИТОГО: 72 ч.

Сентябрь Октябрь Ноябрь декабрь Январь февраль март апрель Май

8

6
2

8

5
3

6

8

3
5

7
1

8
2

8

1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

8

8

8

6

8

8

8

10

16 недель (86 дней)
20 неделя (97 дней)
4я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023- 31.08.2023

Оценочные материалы
По окончанию полугодия обучения по программе проводится промежуточная
аттестация.
Учащимся предлагается пройти тестирование по теме «Способен ли ты быть
лидером?», (Приложение 1) и выполнить практическую работу по подготовке и
проведению акции (по выбору).
Критерии оценки учащегося:
Высокий уровень – хорошо развиты коммуникативные и организаторские
способности; умеет выразить и отстоять свое мнение самостоятельно, без помощи
педагога;
Средний уровень – выражает и отстаивает свое мнение при поддержке педагога,
выступая перед аудиторией испытывает стеснение; при подготовке и проведении акции
нуждается в помощи педагога и товарищей;
Низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и проведении
акции, часто старается быть меньше на виду, не имеет своего мнения или не умеет его
отстаивать.
По окончанию учебного года обучения по программе проводится итоговая
аттестация.
7

Учащимся предлагается заполнить «Карту успеха» (Приложение 4) и выполнить
практическую работу: провести игру или тренинг на муниципальной выездной «Школе
«Лидер»», поучаствовать в муниципальных и областных конкурсах, фестивалях.
Критерии оценки учащегося:
Высокий уровень – самостоятельно готовит тренинг, игру; охотно выступает перед
аудиторией, свободно владеет и подает информацию.
Средний уровень – готовит информацию и выступает перед аудиторией при
поддержке педагога, иногда стесняется.
Низкий уровень – испытывает серьезные затруднения при подготовке и подаче
информации, часто старается быть меньше на виду.

Методическое обеспечение программы
Методическое обеспечение программы «Путь к успеху» направлено на развитие и
реализацию творческой и практической деятельности учащихся.
Реализация программы предполагает сочетание теоретических и практических
занятий с учащимися. По источнику познания используются словесный (рассказ, беседа,
объяснение), наглядный (демонстрация, иллюстрирование) методы. Методическое
обеспечение программы включает в себя:
- педагогические диагностики детей;
- методические карты;
- список рекомендуемой литературы;
- приложения.
Форма занятий меняется в соответствии с темами и разделами программы. В
процессе обучения проводятся игры-практикумы, конкурсы, викторины, презентации,
мастер-классы, круглые столы, дискуссии, тренинги, акции, мероприятия. Программа
подразумевает использование методов стимулирования и мотивации деятельности и
поведения, таких как: одобрение, похвала, порицание, использование общественного
мнения.
При обучение используются преимущественно игровые формы обучения,
тренинги, деловые игры и проектная деятельность, участие в фестивалях, конкурсах
разного уровня.
Программа предусматривает использование дистанционных образовательных
технологий; электронного обучения. Дистанционное обучение по программе имеет свои
особенности, обусловленные тем, что основой преподавания является деятельностное
освоение этой дисциплины, когда на первый план выходит практическая деятельность
учащихся.
Дистанционные образовательные технологии реализуются в основном с
применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на
расстоянии) взаимодействии учащихся и педагогических работников.
К видам дистанционного обучения относятся сетевые технологии, которые
подразделяются на следующие виды:
- Асинхронные сетевые технологии (офлайн-обучение) – средства коммуникаций,
позволяющие передавать и получать данные в удобное время для каждого участника
процесса. К данному типу коммуникаций можно отнести форумы, электронную почту,
wiki- сайт и т. д;

8

- Синхронные сетевые технологии (онлайн-обучение) – средства коммуникации,
позволяющие обмениваться информацией в режиме реального времени. Это голосовые и
видеоконференции (чаты), технологии Skype и ZOOM и т.д.
При дистанционном обучении по программе используются следующие формы
дистанционных образовательных технологий:

видео- и аудио-занятия, лекции, беседы, тренинги, мастер-классы;

открытые электронные библиотеки, сайты, тесты, викторины по изученным
теоретическим темам;

адресные дистанционные консультации.
В организации дистанционного обучения по программе используются следующие
платформы и сервисы: чаты в Viber ,WatsUp., ВКонтакте, Zoom и т.д.
https://padlet.com/ddtgnizhneudinskdistant/iw4oa74br4v5001v
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и
коллективного творчества, способствуя накоплению опыта творческого общения и
сплочению коллектива.

Материально-техническое обеспечение программы
Занятия проводятся в кабинете, соответствующем требованиям техники
безопасности, пожарной безопасности, санитарным нормам. Помещение для занятий
должно быть светлое, легко проветриваемое. Наличие доски для объяснения материала,
шкаф для размещения пособий, журналов и методического фонда, столы и стулья.
Материалы: ноутбуки; фотоаппарат, видеопроектор, фотобумага;
(по числу обучающихся в группе)
бумага формата А-4; набор цветной бумаги; краски; фломастеры; ватманы;
ножницы; шариковые ручки, простые карандаши, маркеры.
Кадровое обеспечение: занятия в творческом объединении «Лидер» могут вести
педагоги дополнительного образования для детей, имеющие специальное образование или
курсовую подготовку. Реализацию программы осуществляет педагог дополнительного
образования высшей категории Егорова Вероника Александровна.

Список литературы:
Нормативная база:
- Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 № 795 (ред. от 07.10.2013) «О
государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации
на 2011 - 2015 годы»
- СанПиН 2.4.4.3172-14 (утв. постановлением Главного государственного
санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41)
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России.
Для педагога:
- Авидон И., Гончукова О. Сто разминок, которые украсят ваш тренинг. - СПб.: Речь,
2010. - 256 с.

9

- Вагин И. Как из мухи сделать слона 2-е изд., переработанное / И. Вагин – Питер,
2004.
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Риторика и культура речи / Л.А. Введенская, Л. Г.
Павлова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2012. – 537 с.
- Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрационное руководство /
А.Л. Венгер. – М. Из-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2007. – 159 с.
- Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия: у чеб. пособие/ сост. И.В.
Дубровина, А.М. Прихожан, В.В. Зацепин. – 5-е изд., стер. – М.: Издательский центр
«Академия», 2008. – 368 с.
- Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. / Б.З.
Вульфов – М. Педагогическое общество России, 2001.- 192
- Герцов А.Г., Попова Е.Г. Беседы с подростками о них самих. Книга для учителя. –
СПб., СПбНИИ физической культуры, 2005. – 120 с.
- Грецов А. Г., Попова Е. Г. Раскрой свои способности / Информационнометодические материалы для подростков. – СПб., СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта,2004. 64 с.
- Грецов А.Г. Лучшие упражнения для обучения эффективной коммуникации. /
Учебно-методическое пособие. Под редакцией профессора Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ
физической культуры, 2006. – 48 с.
- Грецов А.Г. Лучшие упражнения для развития уверенности в себе / А.Г. Герцов. СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
- Грецов А.Г. Лучшие упражнения для сплочения команды. / А.Г. Герцов. - СПб.,
СПбНИИ физической культуры, 2006. – 44 с.
- Грецов А.Г. Тренинг общения для подростков. / А.Г. Герцов – СПб.: Питер, 2007. –
160 с.
- Грецов А.Г. Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание
/ А.Г. Герцов - Питер 2011. - 540 с.
- Грецов А.Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и
студентов / А.Г. Грецов, А. А. Азбель. – Из-во: Питер, 2012.
- Грецов А.Г., Попова Е.Г. Научись побеждать / Учебно-методическое пособие. Под
редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
- Гущина Т.Н. Игровые технологии по формированию социальных навыков у
подростков: Практическое пособие. / Т.Н. Гущина – М. АРКТИ, 2007. – 120 с.
- Евтихов О.В. Тренин лидерства: Монография. — СПб.: Речь, 2007. — 256 с.
- Кипнис М.Ш. Тренинг лидерства. – М.: Ось-89, 2008. — 144 с.
- Лютова Е.К., Монина Г.Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. – СПб.:
Издательство «Речь», 2007. – 190 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры.
Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. / М.А. Панфилова – М.:
Издательство Гном иД, 2002. – 160 с.
- Руденко И.В. Введение в педагогику детского движения. Учебное пособие. / И.В.
Руденко – М.: Педагогическое общество России, 2004 – 128 с.
- Чикер В.А. «18 программ тренингов: Руководство для профессионалов»,
СПб.:
Речь, 2008. – 386 с.
Для учащихся и родителей
- Грецов А. Г., Попова Е. Г. Раскрой свои способности / Информационнометодические материалы для подростков. – СПб., СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта,2004. 64 с.

10

- Грецов А. Г., Попова Е. Г. Раскрой свои способности / Информационнометодические материалы для подростков. – СПб., СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта,2004. 64 с.
- Грецов А. Г., Попова Е. Г. Узнай себя / Информационно-методические материалы
для подростков. – СПб., СПбГАФК имени П. Ф. Лесгафта,2004. - 60 с.
- Грецов А.Г., Азбель А. А. Психологические тесты для старшеклассников и студентов /
А.Г. Грецов, А. А. Азбель. – Из-во: Питер, 2012.
- Грецов А.Г., Попова Е.Г. Будь уверенным в себе / Информационно-методические
материалы для подростков. –СПб., СПбГАФК имени П.Ф. Лесгафта, 2004. - 48 с.
- Грецов А.Г., Попова Е.Г. Научись побеждать / Учебно-методическое пособие. Под
редакцией проф. Евсеева С.П. – СПб., СПбНИИ физической культуры, 2006. – 52 с.
- Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое
пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: Издательство Гном иД, 2002. – 160
с.

Календарно - тематический план
по программе «Путь к успеху»

№ раздела

№ занятия

на 2022-2023 учебный год
Группа № 1 (ДДТ г.Нижнеудинск ул. Кирова, 2)

I

Становление лидера 14 ч.
Тема 1. «Выбери свой путь»: вводное занятие. Понятия
«лидер», «организатор», «руководитель».4 ч
1
-определение понятия «лидер», проведение игр на
2
сближение. Веревочный курс.
-знакомство с понятием «ученическое самоуправления»,
принципы построения и составляющие ученического
самоуправления
Тема 2. Лидер XXI века. Его роли. Специфические и
общие качества лидера. 4 ч.
3
- основные качества и способности лидера, определение
4
лидера в современном обществе и его роль
- качества успешного лидера, тестирование на
определение лидерских качеств.
Тема 3. Представление о себе, как о лидере. Самооценка
лидерских качеств. Лидер-ориентир 3 ч.
5
- самоопределение лидерских качеств, составляющие
лидерской позиции. Тест «Я -лидер»
6
- представление о себе. Анкета «Кто ты? Какой я?»
6
Тема 4. Узнай о своих правах и обязанностях. 1 ч.
7 Тема 5. Лидер и команда, готовность стать лидером 1ч
7
Тема 6. Стили лидеров. Памятка организатору. 1 ч.
Мастерская организатора 14 ч.
Тема 7. Основы успешности организатора. 8 ч.

II

Наименование темы,
Раздела

Дата
проведения
занятия

Примеча
ния

5.09
12.09

19.09

26.09

03.10
10.10
10.10
17.10
17.10

11

- знакомство с понятием «организатор», основы
успешности организатора
9
- принцип успеха дела, беседа «10 этапов от старта к
финишу»
10 - тренинг коммуникативных и организаторских
способностей «Мы снова вместе», тест «Активное
восприятие»
11 - упражнение «Контакт с группой», диагностика
культуры диалога.
Тема 8. Мы вместе - коллектив (тест, ролевая игра) 3ч.
12 - основы коллектива, тест «Ты и команда»
13 - ролевая игра «Сила коллектива»
Тема 9. Подготовка и проведение массового
мероприятия. 3 ч.
13 - разработка, составление сценария праздничной
программы, организация мероприятия,
14 - репетиция сценария мероприятия, проведение
мероприятия
Проектно-творческая мастерская 20 ч.
Тема 10. Подготовка к работе над проектом 8 ч.
15 - знакомство с понятием «социальный проект»,
знакомство с понятием «мозговой штурм»
16 - тематическое многообразие социальных проектов,
первый этап работы над проектом
17 -первый этап работы над проектом – выявление
проблемы, определение проблемы проекта
18 - описание проблемы проекта, выбор темы проекта
Тема 11. Сбор и обработка информации 5 ч.
19 - знакомство со способами сбора информации, методы
сбора информации
20 - формы сбора информации, сбор информации по теме
проекта
21 - обработка информации по теме проекта
Тема 12. Участие в социальном проекте (помощь в
организации) 7 ч.
21 - планирование этапов работы над проектом
22 -вопросы коллективной ответственности за проект,
инициация проекта
23 - определение этапов работы над различными видами
проектов, распределение ролей в проекте
24 - работа в проекте, подведение итогов участие в
социальном проекте
Тренинги личностного роста 12 ч.
Тема 13. Взаимодействие в игре 6 ч.
25 - социальная сущность игры, видовое разнообразие игр
26 -методика подготовки игры, взаимодействие в игре
27 - игропрактикум, игропрактикум
Тема 14.Сможешь ли убеждать? 3 ч.
28 - знакомство с понятиями «индивидуальность и
индивидуализация», понятие о механизмах убеждения
29 - организация и проведение «споров»
8

III

IV

24.10
31.10
7.11

14.11

21.11
28.11

28.11
05.12

12.12
19.12
26.12
09.01
16.01
23.01
30.01

30.01
06.02
13.02
20.02

27.02
06.03
13.03

20.03
27.03
12

V

Тема 15. Быть естественным - залог успеха. Семинарпрактикум 3 ч.
29 - современные теории личности
30 - понятие «самоиндефикации», общественное мнение,
Игра-тренинг «Человек как субъект общения»,
«Автопортрет»
Социальная практика 12 ч.
31 Тема 16. Кто и для чего придумал сборы, чем там
занимаются, их подготовка. 1 ч.
31 Тема 17. Традиция «Соберемся вместе». 1 ч.
Как готовиться к встрече друзей из другого объединения.
32 Тема 18. Волонтерская деятельность 2 ч.
33 Тема 19. Планирование акции 2 ч.
34 Тема 20. Подготовка акции 2 ч.
35 Тема 21. Практическая организация акции 2 ч.
35
Тема 22. Промежуточная аттестация 2 ч.
36 Итоговое занятие.
Итого: 72 ч

27.03
03.04

10.04
10.04
17.04
24.04
08.05
15.05
22.05

Приложение 1
Тест-опросник «Способен ли ты быть лидером?»
Инструкция: Вам предлагается 50 высказываний, на которые требуется дать ответ «Да»
или «Нет». Среднего значения в ответах не предусмотрено. Долго не задумывайтесь.
Часто ли Вы бываете в центре внимания окружающих?
Считаете ли Вы, что многие из окружающих Вас людей занимают более высокое
положение, чем Вы?
Находясь на собрании людей, равных Вам по положению, испытываете ли Вы желание
высказывать своего мнения, когда это необходимо?
Когда Вы были ребенком, нравилось ли Вам быть первым, лучшим?
Испытываете ли Вы удовольствие, когда Вам удается убедить кого-то в чем-то?
Случается ли, что Вас называют нерешительным человеком?
Согласны ли Вы с утверждением: «Все самое полезное в мире есть результат деятельности
небольшого числа выдающихся людей»?
Испытываете ли Вы настоятельную необходимость в советчике, который мог бы
направить на Вашу активность?
Теряли ли Вы иногда хладнокровие в разговоре с людьми?
Доставляет ли Вам удовольствие видеть, что окружающие побаиваются Вас?
Стараетесь ли Вы занимать за столом (на собрании, в компании и т. п. ) такое место,
которое позволяло бы Вам быть в центре внимания и контролировать ситуацию?
Считаете ли Вы, что производите на людей внушительное впечатление?
Считаете ли Вы себя мечтателем?
Теряетесь ли Вы, если люди, окружающие Вас, выражают несогласие с Вами?
Случалось ли Вам по собственной инициативе заниматься организацией рабочих,
спортивных и других команд и коллективов?
Если то, что Вы наметили, не дало ожидаемых результатов, то Вы:
а) будете рады, если ответственность за это дело возложат на кого-то другого,
б) возьмете на себя ответственность и сами доведете дело до конца.
13

Какое из двух мнений Вам ближе:
а) настоящий руководитель должен сам делать то дело, которым он руководит, и лично
участвовать в нем,
б) настоящий руководитель должен только уметь руководить другими и не обязательно
делать дело сам.
С кем Вы предпочитаете работать?
а) с покорными людьми,
б) с независимыми и самостоятельными людьми.
Стараетесь ли Вы избегать острых дискуссий?
Когда Вы были ребенком, часто ли Вы сталкивались с властностью Вашего отца?
Умеете ли Вы в дискуссии на профессиональную тему привлечь на свою сторону тех, кто
раньше был с Вами не согласен?
Представьте себе такую сцену, во время прогулки с друзьями по лесу Вы потеряли дорогу.
Приближается вечер и нужно принимать решение. Как Вы поступите?
а) дадите возможность принять решение наиболее компетентному из вас,
б) просто не будете ничего делать, рассчитывая на других.
Есть такая пословица: «Лучше быть первым в деревне, чем последним в городе».
Справедлива ли она?
Считаете ли Вы себя человеком, оказывающим влияние на других?
Может ли неудача в проявлении инициативы заставить Вас больше никогда этого не
делать?
Кто, с Вашей точки зрения, истинный лидер?
а) самый компетентный человек,
б) тот, у кого самый сильный характер.
Всегда ли Вы стараетесь понять и по достоинству оценить людей?
Уважаете ли Вы дисциплину?
Какой из следующих двух руководителей для Вас предпочтительнее:
а) тот, который все решает сам,
б) тот, который всегда советуется и прислушивается к мнениям других.
Какой из следующих стилей руководства, по Вашему мнению, наилучший для работы
учреждения того типа, в котором Вы работаете?
а) коллегиальный
б) авторитарный
Часто ли у Вас создается впечатление, что другие злоупотребляют Вами?
Какой из следующих «портретов» больше напоминает Вас?
а) человек с громким голосом, выразительными жестами, за словом в карман не полезет,
б) человек со спокойным, тихим голосом, сдержанный, задумчивый.

14

33. Как Вы поведете себя на собрании и совещании, если считаете свое мнение
единственно правильным, но остальные с Вами не согласны?
а) промолчите,
б) будете отстаивать свое мнение.
34. Подчиняете ли Вы свои интересы и поведение других людей делу, которым
занимаетесь?
35. Возникает ли у Вас чувство тревоги, если на Вас возложена ответственность за важное
дело?
36. Что бы Вы предпочли?
а) работать под руководством хорошего человека,
б) работать самостоятельно без руководителя.
37. Как Вы относитесь к утверждению: «Для того, чтобы семейная жизнь была хорошей,
необходимо, чтобы решение в семье принимал один из супругов»?
а) согласен
б) не согласен
38. Случалось ли Вам покупать что-либо под влиянием мнения других людей, а не исходя
из собственной потребности?
39. Считаете ли Вы свои организаторские способности хорошими?
40. Как Вы ведете себя, столкнувшись с трудностями?
а) опускаете руки,
б) появляется сильное желание их преодолеть.
41. Делаете ли Вы упреки людям, если они этого заслуживают?
42. Считаете ли Вы, что Ваша нервная система способна выдержать жизненные нагрузки?
43. Как Вы поступите, Если Вам предложат реорганизовать Ваше учреждение?
а) введу нужные изменения немедленно,
б) не буду торопиться и сначала все тщательно обдумаю.
44. Сумеете ли Вы прервать слишком болтливого собеседника, если это необходимо?
45. Согласны ли Вы в утверждением: «Для того, чтобы быть счастливым, надо жить
незаметно»?

15

46. Считаете ли Вы, что каждый человек должен сделать что-либо выдающееся?
47. Кем Вы предпочли бы стать?
а) художником, поэтом, композитором, ученым,
б) выдающимся руководителем, политическим деятелем.
48. Какую музыку Вам приятнее слушать?
а) могучую и торжественную,
б) тихую и лирическую.
49. Испытываете ли Вы волнение, ожидая встречи с важными и известными людьми?
50. Часто ли Вы встречали людей с более сильной волей, чем Ваша?
Оценка результатов тестирования: Где не указаны варианты, ответы а) да, б) нет. Сумма
баллов за Ваши ответы подсчитывается с помощью ключа к опроснику: 1а, 2а, 3б, 4а, 5а,
6б, 7а, 8б, 9б, 10а, 11а, 12а, 13б, 14б, 15а, 16б, 17а, 18б, 19б, 20а, 21а, 22а, 23а, 24а, 25б,
26а, 27б, 28а, 29б, 30б, 31а, 32а, 33б, 34а, 35б, 36б, 37а, 38б, 39а, 40б, 41а, 42а, 43а, 44а,
45б, 46а, 47б, 48а, 49б, 50б. За каждый ответ, совпадающий с ключевым, испытуемый
получает 1 балл, в другом случае – 0 баллов.
Интерпретация:
Если сумма баллов оказалась менее 25 баллов, то качества лидера выражены слабо.
Если сумма баллов в пределах от 26 до 35 баллов, то качества лидера выражены средне.
Если сумма баллов оказалась от 36 до 40 баллов, то лидерские качества выражены сильно.
Если сумма баллов более 40 баллов, то данный человек, как лидер, склонен к диктату.

Приложение 2
Методика изучения коммуникативных и организаторских склонностей
старшеклассников
Инструкция: «Вам нужно ответить на все предлагаемые вопросы «да» или «нет».
Поскольку вопросы коротки и не могут содержать всех необходимых подробностей,
постарайтесь представить себе типичные ситуации. Не следует затрачивать много
времени на обдумывание».
1.
Много ли у вас друзей, с которыми Вы постоянно общаетесь?
2.
Часто ли Вам удаётся склонить большинство своих товарищей к принятию ими
Вашего мнения?
3.
Долго ли Вас беспокоит чувство обиды, причинённой Вам кем-то из Ваших
товарищей?
4.
Всегда ли Вам трудно ориентироваться в создавшейся критической ситуации?
5.
Есть ли у Вас стремление к установлению новых знакомств с различными людьми?
16

Нравится ли Вам заниматься общественной работой?
Верно ли, что Вам приятнее и проще проводить время с книгами или за какиминибудь другими занятиями, чем с людьми?
8.
Если возникли какие-то помехи в осуществлении Ваших намерений, то легко ли
Вы отступаете от своих намерений?
9.
Легко ли Вы устанавливаете контакты с людьми, которые значительно старше Вас
по возрасту?
10.
Любите ли Вы придумывать и организовывать со своими товарищами различные
развлечения?
11.
Трудно ли вам включаться в новые для Вас компании?
12.
Часто ли вы откладываете на другие дни дела, которые нужно было выполнить
сегодня?
13.
Легко ли Вам удаётся устанавливать контакты с незнакомыми людьми?
14.
Стремитесь ли Вы добиться, чтобы Ваши товарищи действовали в соответствии с
Вашим мнением?
15.
Трудно ли Вы осваиваетесь в новом коллективе?
16.
Верно ли, что у Вас не бывает конфликтов с товарищами из-за невыполнения ими
своих обещаний, обязательств, обязанностей?
17. Стремитесь ли Вы при удобном случае познакомиться и побеседовать с новым
человеком?
18. Часто ли в решении важных дел Вы принимаете инициативу на себя?
19. Раздражают ли Вас окружающие люди и хочется ли Вам побыть одному?
20. Правда ли, что Вы обычно плохо ориентируетесь в незнакомой для вас обстановке?
21. Нравится ли Вам постоянно находится среди людей?
22. Возникает ли у Вас раздражение, если Вам не удаётся закончить начатое дело?
23. Испытываете ли Вы чувство затруднения, неудобства или стеснения, если приходится
проявить инициативу, чтобы познакомиться с новым человеком?
24. Правда ли, что Вы утомляетесь от частого общения с товарищами?
25. Любите ли вы участвовать в коллективных играх?
26. Часто ли вы проявляете инициативу при решении вопросов, затрагивающих интересы
Ваших товарищей?
27. Правда ли, что Вы чувствуете себя неуверенно среди мало знакомых Вам людей?
28. Верно ли, что Вы редко стремитесь к доказательству своей правоты?
29. Полагаете ли Вы, что Вам не составит особого труда внести оживление в
малознакомую для Вас компанию?
30. Принимаете ли вы участие в общественной работе в школе – классе?
31. Стремитесь ли Вы ограничить круг своих знакомых небольшим количеством людей?
32. Верно ли, что Вы не стремитесь отстаивать своё мнение или решение, если оно не
было сразу принято Вашими товарищами?
33. Чувствуете ли Вы себя непринуждённо, попав в незнакомую для Вас компанию?
34. Охотно ли Вы приступаете к организации различных мероприятий для своих
товарищей?
35. Правда ли, что вы не чувствуете себя достаточно уверенным и спокойным, когда
приходится говорить что-либо большой группе людей?
36. Часто ли вы опаздываете на деловые встречи, свидания?
37. Верно ли, что у вас много друзей?
38. Часто ли вы оказываетесь в центре внимания у своих товарищей?
39. Часто ли вы смущаетесь, чувствуете неловкость при общении с малознакомыми
людьми?
40. Правда ли, что вы не очень уверенно чувствуете себя в окружении большой группы
своих товарищей?
6.
7.

17

Обработка результатов: Результаты обрабатываются через сравнение ответов учащихся
с ключом (отдельно по коммуникативным и организаторским склонностям).
Ключ «Коммуникативные склонности» Ключ «Организаторские склонности»
1-да

3-нет

5-да

7-нет

9-да

2-да

4-нет

11-нет

13-да

15-нет

17-да

19-нет

12-нет 14-да

21-да

23-нет

25-да

27-нет

29-да

22-да

31-нет

33-да

35-нет

37-да

39-нет

32-нет 34-да

6-да

8-нет

16-нет 18-да

24-нет 26-да

10-да
20-нет

28-нет 30-да

36-нет 38-да

40-нет

Подсчитывается количество совпадающих с ключом ответов по каждому разделу
методики. Затем вычисляется оценочный коэффициент коммуникативных (Кк) и
организаторских (Ко) склонностей школьников по формуле: К=0,05хС, где К – величина
оценочного коэффициента, С – количество совпадающих с ключом ответов. Оценочный
коэффициент может варьировать от 0 до 1. Показатели, близкие к 1, говорят о высоком
уровне коммуникативных или организаторских склонностей, близкие к 0 – о низком
уровне. Первичные показатели Кк и Кс могут быть переведены в баллы,
свидетельствующие о разных уровнях изучаемых склонностей.
Коммуникативные склонности

Организаторские склонности

Кк

Ко

Баллы Уровень

Баллы Уровень

0,10 – 0, 45 1

Низкий

0,46 – 0, 55 2

Ниже среднего 0,56 – 0, 65 2

Ниже среднего

0,56 – 0, 65 3

Средний

0,66 – 0,70

3

Средний

0,66 – 0, 75 4

Высокий

0,71 – 0,80

4

Высокий

0,76 – 1,00

Очень высокий

0,81 – 1,00

5

Очень высокий

5

0,20 – 0, 55 1

Низкий

Приложение 3
Практическое занятие «Конструируем КТД».
Все участники занятия делятся на небольшие группы численностью от 3 до 5 человек.
Оптимальное количество таких групп - 3-5.
1 этап «Опыт».
Участникам предлагается для начала вспомнить те КТД, которые им уже известны, когдалибо проводились.
Задание группам. За 3 минуты составить общий перечень известных КТД. Затем огласить
его и сдать ведущему (вожатому), ответить на вопросы других групп.

18

Через 3 минуты группы по очереди оглашают свои перечни. Все участники записывают
новые для себя формы и возникающие по ходу ассоциативные идеи. Группы могут
задавать друг другу вопросы о содержании и методике проведения названных дел.
Ведущий (вожатый) имеет право исключить из перечня другие типы форм или просто
названия событий, не обозначающие никакой формы (например, день памяти,
биологическая неделя), а также родовые названия форм без конкретного уточнения их
вида (например, фестиваль, праздник, вечер).
Группы, отвечая на вопросы участников и ведущего (вожатого), должны кратко
охарактеризовать предлагаемые формы и аргументировано доказать, что по своей
методике они являются именно коллективными творческими делами. В этом состоит
своеобразное упражнение на осознание методических особенностей этого типа форм
работы.
Помощники ведущего (вожатого) или он сам могут фиксировать количество дел,
названных каждой группой, и начислять им очки (по одному за каждое). Этот прием
создаст ситуацию творческой конкуренции и позволит сразу же активизировать
участников.
При перечислении дел вторая и последующие группы не называют те, которые уже
прозвучали, но сообщают, сколько дел было первоначально уже названных. (Первая
цифра нужна для подсчета заработанных группой очков, вторая - для подсчета общего
количества КТД, названных всеми участниками).
2 этап «Вариации».
Ведущий (вожатый) объясняет, что некоторые формы КТД могут иметь множество
различных вариантов. Например, такие как путешествие, турнир, пресс-конференция,
фестиваль и т п.
Задание группам. За 1 (2) минуты предложить как можно больше различных вариантов
одной из форм КТД.
Количество названных группами вариантов опять фиксируется. Набранные очки
прибавляются к заработанным на предыдущем этапе. Группы также имеют право задавать
друг другу вопросы о том, как может выглядеть то или иное предлагаемое КТД.
На этом этапе уже могут родиться совершенно новые идеи коллективных творческих дел,
никогда и никем ранее не проводившихся. Этот этап, по существу, упражнение на
вариативность мышления и поиск оригинальных вариантов.
3 этап «Идеи» (или «Защита идей»).
Ведущий объясняет, что принцип разработки новых КТД лучше всего освоить на примере
такого их жанра, как сюжетно-ролевые КТД. Их отличительными признаками являются:
наличие сюжета, по которому развиваются «события»; роли, выполняемые участниками;
правила игрового поведения.
Чтобы разработать такую новую форму, надо прежде всего найти и развить подходящий
сюжет. Основой для выбора сюжета есть три пути поиска.
19

Во-первых, основой для идеи игрового сюжета могут стать существующие в реальной
жизни учреждения или комплексы (мастерская, академия и т.п.).
Во-вторых, основой для разработки сюжета могут стать события реальной жизни людей
(фестиваль, пресс-конференция, путешествие).
В-третьих, основу сюжета можно найти и в каких-либо предметах (шкатулка).
После такого рассказа группы участников получают творческие задания. У ведущего
(вожатого) заготовлены карточки, на которых написаны слова, обозначающие или
учреждения, или события, или предметы. Примерный набор карточек может быть таким: 1
- академия, аптека, почта, цирк, музей клуб, ателье, мастерская, фабрика и т.п.; 2 путешествие, экскурсия, экспедиция, эстафета, телемост, аукцион, суд, фестиваль, защита,
турнир, парад и т.п.; 3 - газета, книга, журнал, шкатулка, словарь, часы, цветок, портфель,
азбука, машина и т.п. Карточки раскладываются на столе обратной стороной кверху.
Задание группам. Выбрать по одной карточке из каждого ряда. Разработать совершенно
новое КТД (на выбор). При защите необходимо отразить следующее:
- назвать форму, указать ее возрастные границы;
- изложить примерное содержание дела;
- охарактеризовать план подготовки.
Время на подготовку - 20 мин.
По истечении отведенного времени ведущий объявляет порядок защиты: представитель
группы называет все три карточки, говорит, какую (или какие) группа выбрала для
разработки, и излагает родившиеся идеи. Затем участники могут задавать вопросы, а
потом высказать свои суждения, мнения о предложенной идее. После чего группы
оценивают ее с помощью цветовых карточек, представляющих шкалу оценки по каждому
из следующих параметров: приемлемость для практики, оригинальность замысла.
Пока идет защита, помощники ведущего (или он сам) фиксируют все оценки, полученные
каждой группой, подсчитывают их сумму. По окончании защиты подводятся итоги:
называется «группа-лидер» каждого этапа и «абсолютный чемпион»; обращается
внимание участников на общий перечень КТД, составленный в ходе работы;
акцентируется внимание на особо интересных идеях и предложениях, рекомендуется
воспользоваться ими на практике.

20

Приложение 4
«Карта Успеха»
Карта успеха заводится с начала обучения на каждого воспитанника и ведется на
протяжении всего курса обучения по программе «Лидер».
Ф.И.О. воспитанника__________________________________________
Класс_______________ Школа__________________________________
Год поступления в творческое объединение «Лидер»_______________
Уровень
проявления

Высокий
1 г.о.
2 г.о.

Средний
3 г.о. 1
2 г.о.
г.о.

3 г.о

Низкий
1
2 г.о.
г.о.

3 г.о

Уровень
сформированности
теоретических знаний по
программе
Проявление
способностей в
лидерской деятельности
Уровень практического
применения навыков
организации социальнополезной деятельности
Уровень

Степень
участия
участник
организатор
разработчик

районный
Городской
Дата
Резуль- Дата
Резульпроведе тат
проведе тат
ния;
ния;
НазваНазвание
ние
меропри
меропри
ятия
ятия

областной
Дата
Резу-провед льтат
ения;
Название
меропр
иятия

Всероссийс-кий
Дата
Резульпровед тат
ения;
Название
меропр
иятия

21


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».