РР Занимательная математика

2

Пояснительная записка
Программа «Раннее развитие. Занимательная математика» имеет социальногуманитарную направленность и разработана на основе авторской программы Е.В.
Колесниковой «Математические ступеньки», содержание которой соответствует области
«Познавательное развитие» ФГОС ДО.
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима
огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные
возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего
возраста. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного
развития физических и умственных функций детского организма, в том числе и для
математического развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период,
служат фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте
— школе. Математическое развитие ребенка — это не только умение дошкольника
считать и решать арифметические задачи, это и развитие способности видеть в
окружающем мире отношения, зависимости, оперировать предметами, и знаками,
символами. Современные требования к дошкольному образованию ориентируют
педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость использования новых форм
его организации, при которых синтезировались бы элементы познавательного, игрового,
поискового и учебного взаимодействия.
Актуальность программы. Эта программа призвана подготовить «площадку» для
дальнейшего развития детей. Одним из наиболее значимых компонентов интеллекта
является способность логически мыслить. Для формирования логического мышления у
дошкольников лучше всего использовать «стихию ребенка» — игру (Ф. Фербель). Пусть
дети думают, что они только играют, создают изображения. Но незаметно для себя в
процессе игры и продуктивной деятельности дошкольники вычисляют, сравнивают
предметы, занимаются конструированием, решают логические задачи. Это им интересно,
потому что они любят играть и творить. Роль педагога в этом процессе — поддерживать
интересы детей. Обучая дошкольников, педагог стремиться к тому, чтобы радость от
игровой и продуктивной деятельности постепенно перешла в радость учения. Учение
должно быть радостным!
Новизна программы. Разработанная методика предусматривает развитие
представлений о математических понятиях посредством дидактических игр. Выявленные
педагогические условия работы по формированию математических представлений у детей
младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр дают возможность
комплексно подойти к обучению и закреплению математических понятий у
дошкольников.
Педагогическая целесообразность программы «Раннее развитие. Занимательная
математика» заключается в том, что при ее реализации дети получат необходимые в
повседневной жизни математические знания, умения и навыки, методы исследовательской
работы в группах, умение принимать решение в ответственный момент. А так же
включает в себя теоретический, исторический материал, задачи на смекалку, различные
логические и дидактические игры, математические фокусы, ребусы, загадки и т.д. Такие
виды заданий, которые вызывают неизменный интерес детей.
Отличительные особенности программы. Дополнительная образовательная
программа математического развития дошкольников предусматривает:
 новое знание преподносится ребенку не в готовом виде, а через самостоятельное
открытие ребенком на предметной основе;
 обеспечивается продвижение каждого ребенка своим темпом;
 при введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и
явлениями окружающего мира;
 осуществляет включение детей в познавательную деятельность в игре. Началу

3

занятий должна предшествовать ситуация, мотивирующая детей к дидактической
игре.
Цель программы: Создание условий для познавательного развития детей среднего
дошкольного возраста через организацию занимательных развивающих игр, заданий,
упражнений математического содержания.
Задачи:
 отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
 развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и
наглядно-образных видов мышления, и типов памяти, основных мыслительных
операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных
свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
 воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками,
умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Адресат программы. Данная программа рассчитана на детей 4 - 5 лет.
Срок освоения программы: 1 год обучения. Общее количество учебных часов,
необходимых для освоения программы - 36 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: Занятие проводится 1 раз в неделю по 20 минут в соответствии с
СанПиН.
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся
одновременно со всеми детьми, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом. Методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, способного
отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком
математических заданий, а подразумевает создание ситуации содружества,
содеятельности. Активация мыслительной деятельности развивает активную позицию
ребенка и формирует навыки учебной деятельности. На всех НОД важно воспитывать у
детей личностные качества, самостоятельность, активность, произвольность, развитие
зрительно-пространственного восприятия и зрительно - моторной координации,
внимание, речь, память, мыслительную деятельность. Детей учат анализировать
содержание заданий и выполнить их, обосновывать выбор каждого действия, делать
доступные обобщения на основе рассматриваемых фактов.
Программа включает перспективный план, который содержит следующие разделы:
• Количество и счет.
• Величина.
• Ориентирование в пространстве.
• Ориентирование во времени.
• Геометрические фигуры.
• Логические задачи.
Все занятия носят комплексный характер, так как на каждом занятии присутствуют
элементы различных разделов программы.

Планируемые результаты
К концу обучения по программе «Раннее развитие. Занимательная математика»
основным результатом должно стать формирование у детей интереса к познанию,
продвижение их в развитии внимания, памяти, речи, мыслительных операций.
К концу обучения ребенок должен:
 считать в пределах пяти, относить последнее числительное ко всей группе
предметов, согласовывать числительное с существительным в роде, числе и
падеже;
 называть цифры от 1 до 5, писать их по точкам, соотносить количество
предметов с цифрой;

4

понимать отношения между числами в пределах пяти, выражать эти отношения
в речи;
 отгадывать математические загадки;
 различать количественный, порядковый счет;
 устанавливать равенство и неравенство групп предметов по названному числу;
 находить заданные геометрические фигуры среди множества других;
 сравнивать предметы по величине, высоте, длине, ширине, толщине в пределах
пяти, обозначая результаты сравнения соответствующими терминами;
 выделять признаки сходства и различия между предметами и объединять их по
заданному признаку;
 отгадывать загадки о временах года;
 различать понятия вчера, сегодня, завтра, быстро, медленно;
 уметь ориентироваться на листе бумаги;
 решать простые логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
 понимать задание и выполнять его самостоятельно;
 проводить самоконтроль и самостоятельно оценивать выполненную работу.
Контроль над выполнением программы.
Контроль за освоением программы проводится в конце учебного года. Основной
метод диагностики: педагогическое наблюдение. Наблюдение за процессом
познавательной математической деятельности проводится на занятиях математического
кружка.
Объектами контроля являются математические умения, степень самостоятельности
и уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на
задачи-шутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с
цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
Для контроля реализации программы определены следующие виды проверок:
 Текущая – на каждом занятии проводится проверка выполняемой работы и ее
самооценка.
 Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного
года.


Учебный план
№
п\п

Наименование разделов

I.
II.

Вводное занятие
Количество и счёт. Величина.
Геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Логические задачи.
Повторение.
Итоговое занятие
Итого

III.
IV.

Общее
количество
часов
1

В том числе
теоретических

32

16

16

16

2
1
20

2
1
36

В том числе
практических
1

5

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
Раздел /месяц

сентя
брь

декаб
рь

январ
ь

февр
аль

март

апрел
ь

май

Всего
Теория/пр
актика
1
(0/1)

4ч

3ч.

4ч.

4ч.

4ч.

1ч.

32
(16/16)

III. Повторение.

2ч.

2
(0/1)

IV. Итоговое занятие

1ч.

1
(0,5/0,5)
36
(16/20)

I.Вводное занятие

1ч.

II. Количество и счёт.
Величина.
Геометрические
фигуры.
Ориентировка в
пространстве.
Логические задачи.

3ч.

4

Октя
брь

5ч.

5

нояб
рь

4ч.

4

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

4

3

4

4

4

4

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель (273 дня)
16 недель (86 дней)
20 неделя (97 дней)
4я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023- 31.08.2023

Содержание программы
I. Вводное занятие.
1.Вводное занятие. Входная диагностика. Тестовые задания, карточки задания.
II. Количество и счёт. Величина. Геометрические фигуры. Ориентировка в
пространстве. Логические задачи.
2. Один и много. Количество и счёт: один и много, сравнение множеств и установление
соответствия между ними. Величина: большой и маленький. Геометрические фигуры:
круг (находить среди множества).
Практическая работа: игра «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Проведи
дорожку», «Найди и закрась».
3. Будь внимательным. Количество и счёт: сравнение чисел 3-4, счет по образцу,
загадки. Ориентировка во времени: времена года (осень). Ориентировка в пространстве:
слева, справа.
Практическая работа: игра «Сосчитай и нарисуй», «Подскажи словечко»,
«Слушай, смотри, делай», «Не ошибись», «Будь внимательным».
4. Гараж и машины. Количество и счёт: установление соответствие соответствия между
числом и количеством предметов. Величина: большой, поменьше, самый маленький.
Геометрические фигуры: квадрат (находить среди множества фигур). Логическая задача:
развитие внимания.
Практическая работа: игра «Гаражи и машины», «Найди и раскрась», логическая
задача «Узнай, кто спрятался».

6

5. Скачут весело вороны. Количество и счёт: счет по образцу, сравнение чисел 4-5.
Ориентировка во времени: части суток. Ориентировка в пространстве: слева,
посередине, справа.
Практическая работа: игра «Сосчитай и дорисуй», «Закончи предложение»,
«Найди ошибку художника», «Считай и рисуй», «Раскрась правильно».
6. Это цифра – единица. Количество и счёт: знакомство с цифрой 1. Ориентировка в
пространстве: слева, посередине, справа. Геометрические фигуры: закрепление знаний о
круге, квадрате.
Практическая работа: игра «Загадки и отгадки», «Найди цифру», «Соедини
правильно», «Продолжи ряд».
7. Сколько треугольников у Маши. Количество и счёт: закрепить знания о цифре 1.
Величина: большой, поменьше, маленький, одинакового размера. Геометрические фигуры:
треугольник (находить среди множества фигур).
Практическая работа: игра «Загадки и отгадки», «Раскрась правильно»,
«Большой, поменьше, маленький», «Найди и раскрась».
8. Гуляет в джунглях старый слон. Количество и счёт: знакомство с цифрой 2.
Ориентировка во времени: вчера, сегодня, завтра. Ориентировка в пространстве: ближе,
дальше.
Практическая работа: игра «Загадки и отгадки», «Найди цифру», «Дорисуй
листочки на дереве». Игровое упражнение «Ответь правильно».
9. Кто быстрее. Количество и счёт: закрепить знания о цифре 2. Величина: короткий,
длинный. Геометрические фигуры: овал (находить среди множества фигур).
Практическая работа: игра «Загадки и отгадки», «Найди цифру», «Число и
цифра», «Соедини правильно», «Найди и раскрась».
10. Слушай, считай, раскрашивай. Количество и счёт: знакомство с цифрой 3;
соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени: времена года
(осень).
Практическая работа: игра «Загадки и отгадки», «Считай и раскрашивай», «Кто
быстрее», «Найди и раскрась».
11. Назови скорее. Количество и счёт: Закрепить знания о цифрах 1,2,3. Величина:
Высокий, низкий. Логическая задача: развитие внимания.
Практическая работа: игра «Считай и раскрашивай», «Обведи нужную цифру»,
«Высокий, низкий», «Найди отличия».
12. Хватит ли куклам конфет. Количество и счёт: Соотнесение количества предметов с
цифрой. Сравнение чисел 3-4. Величина: широкий, узкий. Геометрические фигуры:
прямоугольник (находить среди множества фигур).
Практическая работа: игра «Загадки и отгадки», «Соедини правильно», «Хватит
ли куклам конфет», «Раскрась правильно», «Найди и раскрась».
13. Узнай, кто ушел. Количество и счёт: независимость числа от пространственного
расположения предметов; счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление
равенства. Ориентировка в пространстве: положение предметов по отношению к себе
Геометрические фигуры: круг, овал.
Практическая работа: игра «Сколько елочек», «Считай, сравнивай, рисуй»,
«Раскрась и нарисуй», «Узнай, кто ушёл».
14. Кошки в лукошке. Количество и счёт: знакомство с цифрой 4. Величина: большой,
поменьше, самый маленький. Логическая задача: развитие внимания.
Практическая работа: игра «Загадки и отгадки», «Найди цифру», «Дорисуй
правильно», «Кто внимательный».
15. Предмет и форма. Количество и счёт: закрепить знания о цифрах 1,2,3,4.
Ориентировка в пространстве: влево, вправо.
Практическая работа: игра «Посчитай и раскрась», «Предмет и форма», «Число и
цифра», «Соедини правильно», «Влево, вправо».

7

16. Далеко ли Дед Мороз. Количество и счёт: закрепить знания о цифрах 1,2,3,4; счет по
образцу, сравнение чисел 3-4. Ориентировка в пространстве: далеко, близко.
Практическая работа: игра «Отгадай», «Считай и рисуй», «Сосчитай и раскрась цифру»,
«Далеко и близко», «Нарисуй недостающие предметы».
17. Кто где? Количество и счёт: cоотнесение цифры с количеством предметов.
Ориентировка в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, под. Геометрические
фигуры: квадрат, прямоугольник. Ориентировка во времени: времена года (зима, весна,
лето, осень).
Практическая работа: игра «Отгадай, сосчитай, нарисуй», «Кто где», «Раскрась
правильно», «Когда это бывает».
18. Найди цифру. Количество и счёт: Знакомство с цифрой 5. Ориентировка в
пространстве: слева, посередине, справа: сравнение, установление закономерностей.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», «Найди цифру», «Раскрась
правильно», «Соедини правильно».
19. На что это похоже. Количество и счёт: закрепить знания о цифре 5, сравнение
чисел 4-5. Геометрические фигуры: соотнесение формы предметов с геометрическими
фигурами. Ориентировка во времени: быстро, медленно.
Практическая работа: игра «Число и цифра», «На что похож предмет», «Сосчитай
и дорисуй», «Угадай, кто быстрее».
20. Кто пришел к Айболиту. Количество и счёт: Знакомство с порядковыми
числительными. Ориентировка в пространстве: верхний правый угол, левый верхний
угол, середина. Геометрические фигуры: овал, круг, квадрат, треугольник,
прямоугольник. Логическая задача: установление последовательности событий.
Практическая работа: игра «Кто пришел к Айболиту», «Что где находится», «Из
каких фигур зайка»
21. Сосчитай, подбери, нарисуй. Количество и счёт: закрепление знаний о порядковом
счете, независимость числа от пространственного расположения предметов.
Геометрические фигуры: сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами.
Величина: развитие глазомера (большой, поменьше, самый маленький). Логическая
задача: установление последовательности событий.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», «Раскрась правильно», «Число и
цифра», «Сосчитай и напиши», «Подбери снеговикам ведра».
22. Когда это бывает. Количество и счёт: независимость числа от величины предметов;
порядковый счет. Логическая задача: установление последовательности событий (части
суток). Величина: закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий».
Практическая работа: игра «Число и цифра», «Что перепутал художник2.
«Соедини правильно», «Закончи предложение», «Когда это бывает».
23. Что сначала, что потом. Количество и счёт: счет по образцу, закрепление знаний о
цифрах 1,2,3,4,5, соответствие цифры с числом. Ориентировка во времен: вчера, сегодня,
завтра. Объемные тела: Шар, куб, цилиндр.
Практическая работа: игра «Найди и раскрась», «Число и цифра», «Сосчитай и
нарисуй», «Что сначала, что потом».
24. Подбери заплатку. Количество и счет: закрепление знаний о порядковых
числительных, счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов
и цифрой. Ориентировка в пространстве: влево, вправо. Логическая задача: установить
последовательность событий.
Практическая работа: игра «Слушай, считай», «Загадки и отгадки», «Подбери
заплатку», «Соедини правильно».
25. Кто положит в сундучок. Количество и счет: установление соответствия между
цифрами и количеством предметов. Ориентировка в пространстве: слева, посредине,
справа. Ориентировка в пространстве развитие внимания.
Практическая работа: игра «Кто положит еду в сундучок», «Нарисуй столько же»,

8

«Кто внимательный», «Найди пару».
26. Кто что считал. Количество и счет: закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5;
порядковый счет; счет по образцу. Логическая задача: установление последовательности
событий. Ориентировка на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», «Кто что считал», «Что сначала,
что потом», «Раскрась правильно».
27. Какого размера чашка Количество и счет: независимость числа от
пространственного расположения предметов; соотнесение количества предметов с
цифрой; счет по образцу. Геометрические тела: сравнение реальных предметов с
геометрическими телами. Логическая задача: развитие внимания.
Практическая работа: игра «Сосчитай и сравни», «Отгадай загадку», «Соедини
правильно», «Нарисуй недостающую фигуру».
28. Кто в теремочке живет. Количество и счет: закрепление знаний о порядковом
счете. Ориентировка в пространстве: определить пространственное расположение
предметов по отношению к себе. Логическая задача: развитие внимание.
Практическая работа: игра «Кого забыл нарисовать художник», «Нарисуй
правильно», «Когда это бывает».
29. У воспитанной собаки «нету» времени для драки Количество и счет: закрепление
знаний о цифрах 1,2,3,4,5; соотнесение количества предметов с цифрой. Ориентировка на
листе бумаги: слева, справа. Логическая задача: Нахождение различий.
Практическая работа: игра «Предмет и цифра», «Соедини правильно», «Посмотри
и сравни».
30. Помогите Буратино. Количество и счет: закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4,5.
Порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
Логическая задача: установление последовательности событий; развитие внимания.
Практическая работа: игра «Раскрась правильно», «Загадки и отгадки», «Из каких
фигур кошка», «Помогите Буратино нарисовать картинку».
31. Кто что будет собирать Количество и счет: соотнесение количества предметов с
цифрой; счет по образцу. Геометрические тела: сравнение реальных предметов с
геометрическими телами. Логическая задача: развитие внимания.
Практическая работа: игра «Кто что будет собирать», «Нарисуй правильно», «На
какую фигуру похожи предметы», «Сколько цыплят у курицы».
32. На лесной опушке. Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой;
закрепление знаний цифр от 1 до 5. порядковые номера по счету до 5; понятия
«Сколько?», «Какой?». Ориентировка в пространстве: слева, справа. Логическая задача:
развитие внимания.
Практическая работа: игра «Где чья игрушка», «Загадка и отгадка», «Слева,
справа», «Посмотри и сравни».
33. Предмет, число и цифра. Количество и счет: математическая загадка; закрепление
знаний о цифрах. Величина: широкий, узкий. Ориентировка во времени: времена года.
Практическая работа: игра «Загадка и отгадка», «Предмет, число, цифра»,
«Широкая, узкая», «Сколько зайцев в корзине?»
III. Повторение.
34. Повторение. Геометрические фигуры. Ориентировка во времени. Логическая задача.
35. Повторение. Количество и счет: закрепление знаний о цифрах. Величина: большой
побольше: маленький поменьше. Ориентировка в пространстве.
IV. Итоговое занятие.
36. Итоговое занятие. Познавательно – развлекательное мероприятие «Сказочное
путешествие» (проверочные задания на усвоение программы).

9

Методические материалы
Все занятия в программе построены на игровых упражнениях и заданиях. Широко
представлены математические развлечения: задачи – шутки, загадки, головоломки,
лабиринты, игры на развитие пространственных представлений. Они не только вызывают
интерес своим содержанием, занимательной формой, но и побуждают детей рассуждать,
мыслить, находить правильный ответ. Особое внимание уделено развитию у детей
самостоятельности, наблюдательности, находчивости, сообразительности. Этому
способствуют разнообразные логические игры, задачи, упражнения. Для решения этих
заданий необходим анализ условий, правил, содержания игры или задачи и, в итоге,
требуется применение математического умозаключения.
Большое место на занятиях кружка занимают дидактические игры и упражнения.
Они являются ценным средством воспитания умственной активности детей, активизируют
психические процессы (внимание, мышление, память, воображение и др.), вызывают
интерес к процессу познания и, что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний. В
программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных
представлений, развитие умений математического конструирования, величина, форма,
размер.
Принципы обучения:
 системность,
 наглядность,
 цикличность построения занятий,
 доступность,
 проблемность,
 развивающий и воспитательный характер проведения заданий.
Методические приемы:
 констатация успеха;
 поддержка ребенка в ситуации неудачи;
 одобрение поведения;
 анализ игровой ситуации расширение кругозора;
 создание ситуации успеха постепенное усложнение задачи;
 безопасности, доверия;
 демонстрация опыта в целях познавания свойств предметов, отношений;
 анализ образцов поведения сказочных героев.
 прием антропоморфизма (очеловечивание предметов);
 прослушивание тематических аудиозаписей, сказок, звуков природы;
 тематический просмотр видеозаписей;
 эффект неожиданности, непривычности задания, игры, решения , поощрения
 движение к открытию комплимент благодарность;
Методы работы с детьми в непосредственно образовательной деятельности:
Словесные методы: описание, рассказ, беседа.
Наглядные методы: показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры,
использование наглядных пособий.
Практические методы: игровые приемы, конкретные задания, поддержка и
помощь.
Моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания
мотивации, упражнения на логическое мышление и творческого характера, вопросы к
детям, использование дидактических пособий, наглядного материала, физкультминутки,
технических средств.
Приемы: объяснение, показ, пояснение, повторение, подражание, вопросы.

Методическая разработка занятия № 4.

10

Тема: «Установление соответствия между числом и количеством предметов».
Большой, поменьше, самый маленький. Квадрат (находить среди множества фигур).
Развитие внимания.
Задачи:
—учить устанавливать соответствие между числом и количеством предметов;
—закреплять умение считать предметы (в пределах 5);
—продолжать учить сравнивать предметы по величине (большой, поменьше, самый
маленький), использовать эти слова в речи;
—учить выделять признаки сходства предметов (величина) и объединять их по этому
признаку;
—закрепить знания о геометрической фигуре квадрат;
—формировать представление, что квадраты могут быть разного размера;
—развивать зрительное внимание;
—формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ход занятия:
I.
Организационный момент.
II.
Основная часть.
1. Игра «Соедини правильно» (задание 1).
Предложите детям ответить на следующие вопросы:
-Сколько морковок? (Три.) -Сколько вишенок? (Две.) -Сколько репок? (Пять.) -Сколько
огурцов? (Четыре.) Дайте детям задание соединить линией карточки с кружками и
карточки с предметами так, чтобы количество кружков и предметов было одинаковым.
2.Игра «Гаражи и машины» (задание 2). Спросите детей: - Какого размера машины?
(Большая, поменьше, самая маленькая.) -Какого размера гаражи? (Большой, поменьше,
самый маленький.) Попросите детей «отвести» каждую машину в свой гараж —
соединить линиями машины и гаражи.
3. Физкультминутка «Найди для машины гараж». До занятия из кубиков постройте вместе
с детьми гаражи трех размеров, раздайте детям машины разного размера и дайте задание
поставить машины в свои гаражи.
Дайте задание назвать предметы разного размера: мальчики называют большие предметы,
а девочки — маленькие (матрешки, куклы, мячи, столы, стульчики, кубики).
4.Игра «Найди и раскрась» (задание 3). Предложите детям раскрасить только квадраты.
Задайте детям вопросы: - Сколько квадратов они раскрасили? (Три.) - Какого размера
квадраты? (Большой, поменьше, самый маленький.)
5. Игра «Узнай, кто спрятался» (задание 4). Вопросы детям. 1. Какие животные живут в
теремке слева? (Волк, лиса, заяц, ежик, медведь.) 2. Сколько их живет в теремке? (Пять.)
Дайте детям задание нарисовать столько кружков под картинкой справа, сколько зверей
ушло из теремка. (Два.) Предложите детям назвать их. (Заяц и ежик.) Если дети
затрудняются ответить, загадайте про этих животных загадки. Это что за зверь лесной
Встал, как столбик, под сосной И стоит среди травы — Уши больше головы? (Заяц) На
спинке иголки Длинные и колкие, А свернется он в клубок, — Нет ни головы, ни ног.
(Ежик)
6. Самоконтроль и самооценка выполненной работы.
III. Итог.

Оценочные материалы
Диагностика уровня развития детей
Формы педагогической диагностики:
 Беседа.
 Наблюдение.
 Мини – олимпиада.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для

11

решения следующих образовательных задач:
 индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его
образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его
развития);
 оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности педагог должен создавать диагностические
ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои
действия.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
3 балла – выполняют задания, отвечают правильно и уверенно.
2 балла – отвечают с ошибками, справляются с заданиями с не большой помощью
взрослого.
1 балл – затрудняются.
№ Ф.И.
ребенка

Геометрические
фигуры

Количество
и счет

Величина

Ориентировка Логические
в пространстве задачи
и времени

Контрольно-итоговое занятие по программе «Занимательная математика»
Тема: «Сказочное путешествие»
Цель: Обобщить, закрепить, систематизировать знания детей по математике.
Задачи:
-Закрепить название геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).
-Закрепить знание количественного и порядкового счета до 5, умение распознавать цифры
до 5 и соотносить их с количеством предметов.
- Закрепить умение определять лишний предмет в ряду похожих.
-Закрепить умение определять предметы по величине узкий - широкий, длинный короткий.
-Воспитывать интерес к занятию, стремление оказывать помощь другим, которые
оказались в трудной ситуации, прививать доброжелательное отношение к сказочным
героям.
-Развивать речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и
обосновывать свои суждения.
Демонстрационный материал: баннер с изображением печи, яблони, избушки Бабы
– Яги; пирожки из картона, две полоски (узкая и широкая), дощечки (длинные и
короткие), интерактивная доска, портативная аудиоколонка.
Раздаточный материал: ножницы, клей карандаш, геометрические фигуры из цветной
бумаги.
Ход занятия:
I. Вводная часть.
II. Основная часть.
1.Введение в игровую ситуацию.
Педагог:
- Здравствуй дружок, (предложить руку ребенку справа)
- Здравствуй дружок! (предложить руку ребенку слева)
- Скорей становитесь со мною в кружок!
- Давай улыбнемся и скажем: «Привет!»
Ребята, посмотрите как вокруг нас все сказочно красиво! Интересно, в какую сказку мы с
вами попали? Отгадайте загадку и вы узнаете в какую сказку вы попали.
У Алёнушки – сестрицы

12

Унесли братишку птицы.
Высоко они летят,
Далеко они глядят.
Дети: Гуси – лебеди
Педагог: Гуси - лебеди герои из какой сказки?
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».
Педагог: Молодцы ребята, правильно. К нам поступила телеграмма от Алёнушки. У неё
случилась беда. Баба - Яга забрала её братика Иванушку. Мы Алёнушку в беде не
оставим. Ребята, поможем?
Дети: Да. Поможем.
2.Актуализация знаний.
Педагог: Ну, тогда в путь! (Идем до печки)
Физкультминутка.
По ровненькой дорожке шагают наши ножки Топ-топ-топ!
По камешкам, по камешкам Прыг-прыг-прыг!
Шли, шли, шли, шли и до печки мы дошли!
Педагог: Ребята давайте попросим печку показать дорогу до избушки Бабы - Яги.
Печка в ответ: (аудиозапись)
Я вам, дети, подскажу
И дорогу покажу.
Но пока вы не спешите,
Вынуть пирожки мне помогите.
И по разным корзинкам его разложите.
Педагог: Ребята, поможем. (Да).
Дети достают пирожки и видят, что они разной формы (круглое, квадратное,
прямоугольное). Дети делят их по форме и раскладывают по корзинам.
Печка: (аудиозапись)
Спасибо вам ребятки, а теперь слушайте внимательно и запоминайте.
Нужно к ней идти все прямо,
А затем свернуть налево.
Там увидите избушку,
Стоит задом – наперед.
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
Нос крючком, глаза большие,
Словно угольки горят…
Ух, сердитая какая,
Дыбом волосы стоят.
Но путь к ней не близок и вам еще на своем пути придется встретить реку и яблоню и не
раз столкнуться с трудностями.
Дети благодарят печку и продолжают свой путь. И встречают на пути яблоню.
Педагог: Яблоня, яблоня покажи нам пожалуйста дорогу до избушки Бабы-Яги?
Яблоня: Покажу, если вы поможете сосчитать мои яблочки. Сколько у меня красных и
сколько зеленых яблок? (Аудиозапись)
Педагог: Наши ребята готовы тебе помочь.
Дети: 5 красных, 4 зеленых
Педагог: Каких яблок больше?
Дети: Красных яблок больше.
Педагог: Каких яблок меньше?
Дети: Зеленых яблок меньше.
Педагог: Ребята. Вы справились.
Яблонька благодарит детей и дает яблочко. (Аудиозапись).

13

«Куда яблочко покатится, туда и следуйте».
Педагог: Пусть дорога нелегка,
Знаем без подсказки,
Что добро сильнее зла
На яву и в сказке.
Дидактическая игра «Собери мостик».
Педагог: Ребята, яблочко нас привело к речке. Но их здесь две. Какие они?
Дети: Одна — широкая, вторая – узкая.
Педагог: Чтобы перейти реки нам нужно построить мосты, а из чего можно построить
мост?
Дети: Из дощечек.
Воспитатель: На берегу лежит строительный материал разного размера для постройки
мостов. Выберите материал нужного размера и постройте сначала один мост, затем
другой. (Дети выполняют задание)
Педагог: Даша, какую ты выбрала доску, короткую или длинную, и почему?
Даша: Я выбрала длинную доску, потому что я ставила на широкую речку.
Педагог: А ты Рома какую дощечку выбрал?
Рома: А я выбрал короткую, потому что ставил на узкую речку.
Педагог: А как узнать какая дощечка длинная, а какая короткая?
Дети: Способом наложения.
После того как постройка моста будет завершена, дети «перебираются» через речку к
избушке Бабы-Яги. Выходит Баба –Яга (взрослый).
Баба-Яга: Кто такие? Чего расшумелись? Спать мне не даете?
Педагог: Полно тебе Баба- Яга спать. Верни Алёнушке её братца Иванушку.
Баба-Яга: Нет, просто так я вам его не отдам, сначала выполните мои задания.
Сяду рядышком на лавку,
Вместе с вами посижу
Загадаю вам загадку,
Кто смышлёней погляжу.
Задания на интерактивной доске.
Динамическая пауза «Сосчитай и сделай»
Сколько треугольников в елочке зеленой,
Столько ты немедленно выполни наклонов. (3)
Сколько на тарелке овальных пирожков,
Столько же немедленно выполни прыжков. (5)
Прямоугольных сколько стаканов для гостей,
Столько приседаний выполни скорей. (4)
На полке сколько круглых ваз.
В ладоши хлопни столько раз. (1)
Сколько квадратных флагов повесили для нас,
Столько поворотов выполни сейчас. ( 2)
3. Затруднение в игровой ситуации.
Баба-Яга: ну хорошо, считать вы умеете, да и фигуры все знаете, а теперь я вам дам очень
хитрое задание и посмотрю как вы с ним справитесь. У меня есть любимый коврик, в
котором мыши прогрызли дырки, но мыши оказались математические и поэтому дырки
похожи на геометрические фигуры.
Дети рассматривают коврик и называют все геометрические фигуры – дырки. (4
треугольника, 4 квадрата и 4 полукруга).
Баба – Яга: я вам даю два квадрата, два прямоугольника и два круга. И с помощью этих
фигур вам надо залатать дырки на ковре, можете приступать. И вот вам клей и моя
подсказка (дает детям ножницы).
Дети затрудняются в сложившейся ситуации, но не все.

14

4. Открытие нового знания.
Вырезание ножницами «Геометрические фигуры»
Как с помощью ножниц, из квадрата сделать треугольники? Как с помощью ножниц, из
прямоугольника сделать квадраты? Как из круга сделать два полукруга?
Педагог показывает, как с помощью ножниц из квадрата получаются два треугольника, из
прямоугольника два квадрата, а из круга два полукруга. И ребята приступают к
выполнению задания.
5. Включение нового знания в систему знаний и повторений. Аппликация (коллективная
работа)
Красивый коврик для Бабы-Яги из геометрических фигур.
Баба-Яга: Ой, какие вы умненькие. Всё про математику знаете. Ладно, верну я Иванушку.
Дети: Спасибо, Баба - Яга. Угощайся пирожками.
Баба-Яга: Спасибо. Пойду дальше спать. До свидания, дети. До следующей встречи.
6. Осмысление (итог).
Дети собираются около педагога.
- Кому вы сегодня помогли?
Дети: Аленушке.
Педагог хвалит детей и говорит им, что они молодцы, справились со всеми заданиями и
смогли помочь сестрице – Аленушке.
III. Итог.

Условия реализации программы
Занятия проходят на базе Дома детского творчества с детьми дошкольного возраста
4-5 лет в качестве одного из модулей к программе «Детство».
Для успешной реализации программы необходимо иметь просторные кабинеты,
которые соответствует требованиям техники безопасности, пожарной безопасности,
СанПиН 2.4.1.3049- 13. Создание предметно-развивающей среды происходит с учетом
принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной
образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей
Для занятия имеется просторное, сухое с естественным доступом воздуха, светлое
помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и стулья
соответствуют росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с эстетическими
нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей
индивидуальных шкафах.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
Методическое сопровождение
 консультация для родителей «Занимательная математика дома»,
 электронные математические игры для дошкольников;
 видео-презентации.
Дидактические материалы:
Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может
использовать наглядные пособия следующих видов: геометрические фигуры и тела;
палочки Х. Кюизинера; наборы разрезных картинок; сюжетные картинки с изображением
частей суток и времён года; полоски, ленты разной длины и ширины; цифры от 1 до 9;
игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др;
мольберт; чудесный мешочек; пластмассовый и деревянный строительный материал;
геометрическая мозаика; счётные палочки; предметные картинки; знаки – символы;
игры на составление плоскостных изображений предметов; обучающие настольнопечатные игры по математике; мелкие конструкторы и строительный материал с набором
образцов; геометрические мозаики и головоломки; занимательные книги по математике;
задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы; простые карандаши;

15

наборы цветных карандашей; линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
небольшие ножницы; наборы цветной бумаги; конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с
учебно-тематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими
особенностями детей, уровнем их развития и способностей.
Кадровое обеспечение. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе
«Раннее развитие. Занимательная математика» могут вести педагоги дополнительного
образования детей, имеющие специальное образование или курсовую подготовку,
имеющие опыт работы с детьми дошкольного возраста, владеющие знаниями о
возрастных особенностях детей 4-5 лет. Реализацию программы осуществляет педагог
дополнительного образования Шахова Татьяна Анатольевна.

Список литературы
для педагога:
1. Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает? Занимательные игры для детей от 3 до 6. М.:
Просвещение, 1991. - 64 с.
2. Казинцева Е.А., Померанцева И.В., Терпак Т.А. Формирование математических
представлений. Издательство «Учитель» 2016 г.
3. Колесникова Е.В. Математика для детей 4 - 5 лет./демонстрационный дидактический
материал/ М.: ТЦ Сфера, 2015 г.
4. Колесникова Е.В. Математика для детей 4 - 5 лет. Методическое пособие. - М.: ТЦ
Сфера, 2015 г.
5. Колесникова Е.В. Я считаю до пяти, /рабочая тетрадь/. Издательство «Сфера» 2011 г.
для учащихся и родителей:
1. Колесникова Е.В. Математические прописи для детей 4 - 5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015.
2. Колесникова Е.В. Форма и цвет. Рабочая тетрадь с линейками-трафаретками для детей
4 - 5 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2015
3. Колесникова Е.В. Я запоминаю цифры. Рабочая тетрадь для детей 4 - 5 лет. - М.: ТЦ
Сфера, 2015
Интернет-ресурсы:
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obucheniidoshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные
задачки
для
дошкольника!
http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике.
http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная
математика
и
счет
для
дошкольников
http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников
http://bib.convdocs.org/v14303

–
–
–
–
–

16

Календарно-тематический план
по программе «Раннее развитие. Занимательная математика»
на 2022 - 2023 учебный год
№
пп

Разделы и темы

Теор/
Практ.
0/1

Дата

2.

I. Вводное занятие (1ч)
Вводное занятие. Входная
диагностика. Тестовые
задания.
II. Количество и счёт. 16/16
Величина. Геометрические
фигуры. Ориентировка в
пространстве. Логические
задачи (32ч)
Один и много.
0,5/0,5

3.

Будь внимательным.

0,5/0,5

18.09.22

4.

Гараж и машины.

0,5/0,5

25.09.22

5.

Скачут весело вороны.

0,5/0,5

02.10.22

6.

Это цифра – единица.

0,5/0,5

09.10.22

7.

Сколько треугольников у 0,5/0,5
Маши.
Гуляет в джунглях старый 0,5/0,5
слон.

16.10.22

9.

Кто быстрее.

0,5/0,5

30.10.22

10

считай, 0,5/0,5

06.11.22

11

Слушай,
раскрашивай.
Назови скорее.

0,5/0,5

13.11.22

12

Хватит ли куклам конфет.

0,5/0,5

20.11.22

13

Узнай, кто ушел.

0,5/0,5

27.11.22

14

Кошки в лукошке.

0,5/0,5

04.12.22

15

Предмет и форма.

0,5/0,5

11.12.22

1.

8.

Вид контроля

04. 09.
22

Беседа,
д/ игры

11.09.22

Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль и самооценка
по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль работы по
словесной инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по словесной

23.10.22

17

16

Далеко ли Дед Мороз.

0,5/0,5

18.12.22

17

Кто где?

0,5/0,5

25.12.22

18

Найди цифру.

0,5/0,5

15.01.23

19

На что это похоже.

0,5/0,5

22.01.23

20

Кто пришел к Айболиту.

0,5/0,5

29.01.23

21

Сосчитай, подбери, нарисуй.

0,5/0,5

05.02.23

22

Когда это бывает.

0,5/0,5

12.02.23

23

Что сначала, что потом.

0,5/0,5

19.02.23

24

Подбери заплатку.

0,5/0,5

26.02.23

25

Кто положит в сундучок.

0,5/0,5

05.03.23

26

Кто что считал.

0,5/0,5

12.03.23

27

Какого размера чашка.

0,5/0,5

19.03.23

28

Кто в теремочке живет.

0,5/0,5

26.03.23

29

У воспитанной собаки «нет» 0,5/0,5
времени для драки

09.04.23

30

Помогите Буратино.

0,5/0,5

16.04.23

31

Кто что будет собирать.

0,5/0,5

23.04.23

32

На лесной опушке.

0,5/0,5

30.04.23

33

Предмет, число и цифра.

0,5/0,5

07.05.23

34

35

III. Повторение (2ч)
Геометрические
фигуры.
Величина. Ориентировка во
времени.
Количество
и
счет.

инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции
Самоконтроль выполненной
работы по образцу
Самоконтроль выполненной
работы по словесной
инструкции

0/2
14.05.23

Беседа, Опрос.

21.05.23

Беседа, Опрос.

18

36

Величина. Ориентировка в
пространстве.
IV. Итоговое занятие (1ч)
Познавательно –
развлекательное
мероприятие «Сказочное
путешествие». Проверочные
задания на усвоение
программы.

0/1
28.05.23

Беседа, Опрос.
Д/ игры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».