Детство. Цветные ладошки

Пояснительная записка
«Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые
питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше
мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок.»
Сухомлинский В. А.
Дополнительная общеобразовательная программа «Детство. Цветные ладошки»имеет социально-гуманитарную направленность.
Лепка – одно из полезнейших занятий для детей. Воспроизведя пластически тот
или иной предмет с натуры, по памяти или по рисунку, учащиеся знакомятся с его
формой, развивают руки, пальцы (мелкую моторику), что способствует развитию речи.
Развивается наблюдательность, глазомер, точность. Работа с пластилином дает простор
детской фантазии. С глубокой древности пластические искусства особенно тесно связаны
с материальным производством, обработкой и оформлением предметного мира, т.е. с
созданием материальной культуры.
Актуальность обусловлена тем, что через знакомство и приобщение детей к
прикладному искусству, оказывает влияние на формирование художественного вкуса и
открывает простор для последующего совершенствования творческих способностей
учащихся.
На сегодняшний день программа является наиболее актуальной. Она составлена с
учетом новых тенденций в изобразительном искусстве нашего времени и соответствует
уровню развития современной аудитории. Тем самым художественная вещь
воспринимается как овеществленное творчество, эстетическое освоение мира – в этом
проявляется актуальность программы «Детство. Цветные ладошки».
Педагогическая целесообразность. В программе используются три вида лепки:
лепка предметная, сюжетная и декоративная. Программные задания располагаются в
методической последовательности по принципу: от простого, к сложному. Учебные
задания постепенно усложняются, повышаются требования, предъявляемые к качеству
работы, таким образом, осуществляется систематическое накопление у учащихся знаний
и навыков, включающих и технические приемы.
При определении педагогической целесообразности в основу программы были
положены следующие компоненты:
- креативный, формирующий опыт творческой поисковой деятельности учащихся
(готовность учащихся к творческому освоению мира, развитие мотивации);
- когнитивный, формирующий знания обучающихся о природе, обществе;
(гармоничное развитие личности, формирование воспитанности, овладение богатствами
мировой и российской культур).
Новизна программы. Лепка относится к пластическому искусству. Все виды
искусств осваивают мир в образной форме. Произведения пластических искусств
воспринимаются зрительно, а в случае с лепкой еще и осязательно.
Отличительной особенностью
данной программы является сочетание
традиционных приемов лепки пластилином, массой папье-маше, соленым тестом в
сочетании с другими материалами (природными, бросовыми), что активизирует
индивидуальную творческую деятельность учащихся.
Занятия лепкой комплексно воздействуют на развитие ребенка: лепка благотворно
влияет на нервную систему; повышает сенсорную чувствительность, т.е. способствует
тонкому восприятию формы, цвета, пластики; развивает воображение, пространственное
мышление, общую ручную умелость, мелкую моторику; синхронизирует работу обеих

рук; формирует умение планировать работу по реализации замысла, предвидеть результат
и достигать его.
Адресат программы. Занятия проводятся с детьми дошкольного возраста 5-7 лет.
Группы формируются одновозрастные.
Учащиеся возрастных групп совершенствуют технические навыки и умения в
различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу,
координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в
выборе способа изображения.
Программа рассчитана на 2 года обучения.
Общий объем программы: 72 часа.
Режим занятий:
Первый год обучения (5-летки): 36 часов – 1 час (25 минут) 1 раз в неделю;
Второй год обучения (6-7-летки): 36 часов – 1 час (25 минут) 1 раз в неделю.
Форма обучения: очная.
Цель программы: развитие художественно-творческих способностей детей
дошкольного возраста средствами лепки. Формирование у учащихся умения
самостоятельно изображать в пространстве и на плоскости предметы и явления
средствами пластического искусства.
Задачи:
Образовательные:
 учить лепить предметы из различных материалов: пластилина, теста, массы папьемаше, глины;
 учить создавать форму предметов на основе восприятия действительности и
самостоятельных поисков.
Воспитательные:
 способствовать формированию у детей эмоционально-ценностного эстетического
отношения к миру;
 воспитывать понимание красоты произведений искусства, потребность общения с
ними;
 формировать умение организовывать свое рабочее место, готовить все
необходимые для занятия материалы.
Развивающие:
 развивать эмоционально-чувственную сферу ребенка и его художественнообразное мышление как основу развития творческой личности;
 развивать чувство формы, цвета, пропорций; художественный вкус;
 развивать творчество и инициативу.
На решение этих задач ориентированы педагогические условия: игровые методы и
приемы; интегрированные формы организации занятий; художественно-эстетическая
пространственно-предметная среда.
Принципы
реализации
программы. Программа
«Детство.
Цветные
ладошки» основана на принципах последовательности, наглядности, целесообразности,
доступности и тесной связи с жизнью.
Все задания соответствуют по сложности детям определенного возраста.
Программа предполагает работу с детьми в форме занятий, совместной работы детей с
педагогом, а также их самостоятельной творческой деятельности.
Формы и методы организации образовательного процесса.
Организация и проведение занятий.

Для успешного проведения занятия большое значение имеет хорошая
заблаговременная его подготовка. Подготовка занятия складывается из подготовки
материала для работы детей, материала для показа и объяснения педагога и
подготовленности самого педагога.
Весь материал, как для работы детей, так и для показа педагога должен быть
заранее хорошо продуман и тщательно подготовлен.
Заготовка материала к таким занятиям требует очень много времени, и поэтому ее
нельзя оставлять на утро, непосредственно перед занятием. Поэтому готовить материал
нужно, как правило, накануне, а иногда и еще раньше. К подготовке материала следует
постепенно привлекать и детей, что даст им определенные знания и умения, будет
воспитывать элементы трудолюбия.
Разные занятия по лепке требуют различной методики. В одних случаях
присутствует натура или модель, в других фигурирует показ приемов изображения, в
третьих необходим образец. Например, если проводится лепка по натуре ветки с
листьями, то необходимо накануне подобрать подходящую веточку и посмотреть,
доступна ли она детскому восприятию и изображению, не сложна ли, и если есть что-либо
лишнее (например, большое количество листьев, закрывающих друг друга, то удалить это
лишнее; продумать, как расположить веточку на бумаге— наклонно, горизонтально или
вертикально, чтобы подчеркнуть что-то характерное (например, для березы будет
естественным положение ветки сверху вниз, а для ивы — горизонтальное, так как оно
лучше выявляет и подчеркивает ее плавную изогнутость) ; следует обратить внимание и
на цвет натуры — как он сочетается с выбранным цветом бумаги, получше подобрать этот
фон. Если натурой служит игрушка, надо обдумать, как показать ее таким образом, чтобы
подчеркнуть, выявить главное. Например, детям 5 лучше оставить в башенке из шаров
всего 3 шара из 5, но подобрать их так, чтобы разница в размерах бросалась в глаза, была
бы хорошо заметна. И такого вдумчивого, серьезного отношения требует к себе всякая
натура.
Слова, с которыми обратится педагог к детям, должны быть просты и точны.
Текст обращения отрабатывать очень четко, чтобы в нем были только необходимые,
направляющие слова. Поэтому рекомендуется, продумав весь ход занятия и свое
обращение к детям, записать его, а спустя некоторое время просмотреть запись и, может
быть, заменить некоторые слова более точными и образными, что-либо несущественное
вычеркнуть и т. д.
Организация процесса занятия.
Процесс занятия делится на 3 части:
1) вступительная часть — организационная, беседа педагога с детьми;
2) руководство процессом выполнения работы;
3) заключительная часть — просмотр и оценка детских работ.
1. Сообщение содержания предстоящей работы, создание интереса и эмоционального
настроя.
2. Анализ изображаемого (натуры, образца, напоминание об увиденном ранее, чтение
текста. Беседа с детьми.
3. Конкретные указания к выполнению работы. Активное участие детей в пояснениях и
показе приемов выполнения.
В эти три части каждый раз вкладывается новое содержание. Кроме того,
соотношение упомянутых частей меняется: в одних случаях большее место отводится
анализу предмета, например в предметной лепке, в других — созданию живого,
выразительного образа, например в сюжетной лепке и т. д.

Первые слова, с которыми
обращается педагог к детям, должны быть
эмоциональными, необходимо заинтересовать детей предстоящей работой, создавать
живой образ того, что дети будут лепить.
Не рекомендуется начинать каждое занятие одними и теми же словами: «Дети,
сегодня вы будете лепить» и т. д. Однообразие снижает восприимчивость детей, а,
следовательно, и интерес к занятию.
Затем проводится анализ предмета, который дети будут изображать, или образца.
Педагог задает вопросы - дети отвечают. Плохо, когда педагог все объясняет и
рассказывает сам, не вызывая детей на ответы, на разговор и не давая пищи детскому уму.
Объяснять самому следует только то, что ново или трудно для детей; если же можно
опереться на предыдущий опыт детей, то следует обратиться к их памяти и
сообразительности, задавая вопросы, вызывая на высказывания, замечания. «Дети, чтобы
хорошо слепить мишку, давайте его получше рассмотрим. Какой формы у мишки
туловище? Скажи, Оля. Верно, овальной. А голова? Да, круглая и на ней полукруглые
уши. Лапы у мишки тоже овальной, но удлиненной формы. А где прикрепляются
передние лапы? Вова, скажи. Правильно, наверху, к плечам. А задние? Конечно, внизу.
Нина, подойди сюда, покажи и назови, что ты сначала слепишь, что потом». В отдельных
случаях, когда дети возбуждены чем-либо, еще недостаточно хорошо организованы, или
когда надо всем показать что-либо с близкого расстояния (могут быть и другие причины,
собирает их педагог около себя. Обращается ко всем, говоря о том, чем будут заниматься,
или обещает что-то показать, или показывает всем какую-либо вещицу, игрушку и т. д.
После того, как дети успокоились и внимание их собрано и возбуждено их
любопытство, педагог предлагает им тихо сесть на свои места. Если необходимо, педагог
дает дополнительные пояснения или показывает что-либо, когда все сели за столы.
Различная организации детей в процессе первой и второй части повышает
восприимчивость детей, интерес к занятию. Задерживать около себя стоящих детей можно
не более 1—2 минут.
Перед тем, как приступить к работе, дети должны хорошо уяснить, с чего им
следует начинать и как действовать.
Руководство процессом выполнения работы. В процессе выполнения детьми самой
работы, педагог должен руководить занятием в целом, а также уделять внимание
отдельным детям, не упуская из виду ни того, ни другого. У одних детей работа спорится
и протекает ровно, у других тотчас после начала ее возникают затруднения: у них нет
уверенности в том, как следует делать, и они начинают медлить, что сразу снижает темп
работы и интерес к ней. Таких сомневающихся детей в группе может оказаться несколько
человек. Иногда бывает полезно вскоре после начала занятия показать всем детям удачно
начатую работу и подчеркнуть, что в ней хорошо выполнено. Это общее указание
поможет неуверенным детям начать и продолжать работу в хорошем темпе, одновременно
со всей группой.
После того как педагог убедился, что он наладил работу группы в целом, он может
на время перейти к индивидуальному руководству. Однако спешить с помощью особенно
не стоит. Так как желательно. Чтобы дети приучались самостоятельно разрешать
возникшие затруднения. Если же педагог убежден, что ребенок действительно не может
сам справиться с трудностью, то следует помочь ему, в основном в форме наводящих
вопросов, иногда совета и лишь в редких случаях показом изображения чего – либо и
только на отдельном листке, а не на рисунке ребенка.
Время от времени следует отрываться от индивидуальной помощи для того. Чтобы
посмотреть, как протекает работа всей группы. Если намечается какое – либо общее

затруднение или ошибка, то надо предложить всем детям приостановить работу и
послушать дополнительное разъяснение. Если в процессе работы ребенок хочет спросить
о чем – то педагога. То он должен поднять руку подождать, пока педагог подойдет к
нему.
Заключительная часть занятия. Заключительная часть занятия – просмотр и оценка
детских работ детьми и педагогом. В большинстве случаев она носит характер
развернутого анализа, на котором должны быть представлены работы всех детей. Анализ
детских работ проводится тотчас же после занятия или после прогулки.
В первом случае между процессом работы и анализом – необходим небольшой
перерыв, чтобы дать физическую разминку детям.
Целесообразно предложить детям встать из-за столов и убрать индивидуальное
оборудование, а затем тут же собрать их полукругом (или опять посадить на места) около
стенда и дать оценку проделанной работе. Вопросы, задаваемые при анализе, должны
быть разнообразными. Нельзя все сводить к "правильно " или "неправильно".
При работе по замыслу следует привлечь внимание детей к тому новому и
интересному, что проявилось в какой – либо работе.
Во всех случаях следует обращать внимание детей на эстетические качества работы
– красоту цветосочетания, иногда на чистоту и аккуратность выполнения.
После высказывания детей, заключительные слова говорит педагог. Он дает общую
оценку занятию, выделяя в отдельных работах то, что он считает в данный момент
важным. Этим подводит итог занятию.
Методы:
в основе которых лежит способ организации занятия:
 устное изложение, беседа, рассказ;
 наглядный (иллюстрации, наблюдение, показ (выполнение) руководителем, работа
по образцу, пример, помощь и др.);
 практический (выполнение работ);
 объяснительно – иллюстративный (воспитанники воспринимают и усваивают
готовую информацию);
 репродуктивный (воспитанники воспроизводят полученные знания и освоенные
способы деятельности).
в основе которых лежит форма организации деятельности воспитанников на
занятиях:
 фронтальный (одновременная работа со всеми воспитанниками);
 индивидуально – фронтальный (чередование индивидуальных и фронтальных
форм работы);
 индивидуальный (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Приемы работы:
 прием показа способов деятельности, совместной деятельности;
 объяснение, пояснение, совет, напоминание, поощрение;
 игровые приемы;
 поиск необходимых вариативных способов воплощения идеи;
 создание творческой атмосферы для наиболее полного раскрытия художественного
образа.

Планируемые результаты

Учащиеся, освоившие программу «Детство. Цветные ладошки», приобретают
следующие результаты:
Личностные результаты
 Ориентироваться в правах и обязанностях членов коллектива.
 Оценивать достоинства и недостатки собственной работы.
 Использовать полученные знания, умения, навыки для выполнения
самостоятельных творческих работ
 Представлять продукты творческой деятельности на выставках, смотрах,
олимпиадах.
 Отбирать инструменты и материалы для выполнения творческой работы.
Метапредметные результаты
 Осознавать мотивы образовательной деятельности, определять ее цели и задачи.
 Самостоятельно, выполнять задания по инструкции педагога.
 Ориентироваться в содержании теоретических понятий предметной области (в
пределах программы) и использовать их при выполнении заданий
 Участвовать в выставках декоративно – прикладного творчества.
 Участвовать в конкурсной деятельности
 Анализировать результаты своей работы и участвовать в анализе работ своих
товарищей.

К концу первого года обучения учащиеся должны:
– создавать образы разных предметов и игрушек, объединять их в коллективную
композицию;
– использовать все многообразие усвоенных приемов.
К концу второго года обучения учащиеся должны:
– лепить предметы разной формы, используя усвоенные ранее приемы и способы;
– создавать небольшие сюжетные композиции, передавая пропорции, позы и движения
фигур;
– создавать изображения по мотивам народных игрушек;
– создавать декоративные композиции, игрушки из природного материала.

Учебный план
1 год обучения
группа 5-6 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Тема

теория

Вводное занятие
Предметная лепка
Сюжетная лепка
Декоративная лепка
Рельефная лепка
Итоговое занятие
Всего:
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения

1
5
2
1
1
10

Практика Общее
количество
часов
1
10
15
6
8
4
5
5
6
1
1
26
36

Тема 1). Вводное занятие
Знакомство с кабинетом, с учреждением. Правила поведения на занятиях.
Знакомство педагога с детьми. Беседа о том, что дети делали летом.
Практическое занятие. Диагностические задания: чему новому научились дети за
лето.
Тема 2). Предметная лепка.
1. Жуки на цветочной клумбе. Лепка жуков конструктивным способом с передачей
строения (туловище, голова, шесть ножек). Закрепление способа лепки полусферы
(частичное сплющивание шара).
2. Ушастые пирамидки. Лепка многоцветной пирамидки из дисков разной
величины с верхушкой в виде головы медвежонка, зайчонка, котенка. Планирование
работы.
3.
Милашки-неваляшки.
Создание
выразительных
лепных
образов
конструктивным образом. Планирование работы: обсуждение замыслов, деление
материала на нужное количество частей разной величины, последовательная лепка
деталей.
4. Выросла репка большая-пребольшая. Лепка репки в определенной
последовательности: раскатывание шара, сплющивание, вытягивание хвостика,
прикрепление листьев. Создание композиций на бруске пластилина (грядке).
5. Яблоко спелое, красное, сладкое. Лепка яблока в определенной
последовательности: раскатывание шара, прикрепление листьев. Создание композиций на
бруске пластилина.
6. Храбрый мышонок. Создание выразительного образа мышонка из пластилина и
природного материала. Экспериментирование с художественными материалами.
7. Мой друг медвежонок. Учить детей лепить медвежонка конструктивным
способом и разыгрывать сюжет. Синхронизировать движения обоих рук. Развивать
глазомер, чувство формы и пропорций.
8. Моя фантазия. Лепка фантазийных существ по мотивам литературного образа.
Развитие образного мышления, творческого воображения.
9. Кто живет в лесу. Лепка героев стихотворения – лесных зверей комбинированным способом (по представлению). Составление коллективной композиции.
10. Сонюшка. Моделирование образов спящих существ. Лепка игрушек или
животных в стилистике пеленашек: туловище – овоид (яйцо), голова – шар. Оформление
композиций в маленьких (спичечных) коробочках.
11. Наш магазин. Создание шуточной композиции по мотивам литературного
произведения. Лепка отдельных изображений по замыслу (яблоки, печенье, орехи,
камушки и т.д.) и выкладывание их на общей основе (живот или стол Робина Бобина).
12. Мостик. Моделирование мостика из 3-4 «бревнышек», подобранных по длине
(лишнее отрезается стекой). Создание композиции из ручейка и мостика.
13. Птенчики в гнездышке. Моделирование гнездышка: раскатывание шара,
сплющивание в диск, вдавливание, прищипывание. Лепка птенчиков по размеру
гнездышка. Обыгрывание композиции (червячки в клювиках) Воспитание интереса к
лепке.
14. Сороконожка. Закрепление способа лепки: раскатывание жгутиков прямыми
движениями ладоней. Создание выразительного образа сороконожки.
15. Колобок. Создание интереса к обыгрыванию сказки. Лепка колобка в форме
шара.
Тема 3). Сюжетная лепка.
1. Во саду ли, в огороде. Создание композиций из вылепленных овощей на
брусках пластилина – «грядках». Освоение нового способа – сворачивание «ленты» в
розан (вилок капусты).

2. Вот ежик – ни головы, ни ножек. Моделирование образа ежика: дополнение
«туловища» иголками – спичками, зубочистками. Развитие чувства формы, мелкой
моторики.
3. Лижет лапу кот сибирский. Создание пластической композиции: лепка спящей
кошки конструктивным способом и размещение ее на «батарее» - бруске пластилина.
4. Снегурочка танцует. Лепка Снегурочки в длинной шубке (из конуса).
Скрепление частей (туловища и головы) с помощью валика, свернутого в кольцо, «пушистого воротника». Передача несложного движения лепной фигурки путем
изменения положения рук (разведены в стороны, подняты вверх, вытянуты вперед), будто
Снегурочка танцует.
5. Дед Мороз принес подарки. Лепка фигуры человека на основе конуса (в
длинной шубе). Самостоятельный выбор приемов лепки для передачи характерных
особенностей Деда Мороза. Моделирование мешка из плоской формы (лепешки) путем
преобразования в объемную.
6. Снежная баба-франтиха. Создание выразительных лепных образов
конструктивным образом. Понимание взаимосвязи между пластической формой и
способом лепки. Планирование работы, последовательная лепка деталей.
7. Два жадных медвежонка. Учить детей лепить медвежонка конструктивным
способом и разыгрывать сюжет. Синхронизировать движения обоих рук. Развивать
глазомер, чувство формы и пропорций.
8. Прилетайте в гости (воробушки на кормушке). Лепка птиц конструктивным
способом из 4-5 частей, разных по форме и размеру, с использованием дополнительных
материалов (спички, бисер, семечки). Получение выразительного цвета путем смешивания
двух исходных цветов.
Тема 4). Декоративная лепка.
1. Чашка с блюдцем. Лепка посуды конструктивным способом. Синхронизировать
движения обоих рук. Развивать глазомер, чувство формы и пропорций.
2. Чайный сервиз для игрушек. Лепка посуды конструктивным способом.
Создание коллективной композиции. Синхронизировать движения обоих рук. Развивать
глазомер, чувство формы и пропорций. Формировать навыки сотрудничества и
сотворчества.
3. Филимоновские игрушки-свистульки. Знакомство с филимоновской игрушкой
как видом народного декоративно-прикладного искусства. Формирование представлений
о ремесле игрушечных дел мастеров.
4. Курочка и петушок. Создание условий для творчества детей по мотивам
филимоновской игрушки. Уточнение представления о характерных элементах декора и
цветосочетаниях.
5. Пасхальное яичко (писанки). Создание цветочных композиций пластическими
средствами на яйце. Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному
искусству.
Тема 5). Рельефная лепка.
1. Мухомор. Лепка мухомора конструктивным способом из четырех частей (шляпка,
ножка, «юбочка», полянка). Изготовление крапин для шляпки (разрезание жгутика на
мелкие кусочки).
2. Сонюшки-пеленашки. Создание оригинальных композиций в спичечных
коробках – лепка пеленашек в колыбельках. Знакомство с народной куклой – пеленашкой.
Формирование интереса к экспериментированию с художественными материалами.
3. Сова и синица. Лепка пар выразительных образов, контрастных по величине тела
и глаз. Освоение рельефной лепки. Самостоятельный выбор средств выразительности.
4. Цветы-сердечки. Создание рельефных картин в подарок близким людям – мамам
и бабушкам. Поиск вариантов в изображении цветов с элементами сердечек.

5. Звезды и кометы. Создание рельефной картины со звездами, созвездиями и
кометами. Самостоятельный поиск средств и приемов изображения.
6. Наш аквариум. Активизация применения разных приемов лепки для создания
красивых водных растений и декоративных рыбок. Поиск изобразительно-выразительных
средств.
Тема 6). Итоговое занятие.
Демонстрация родителям итоговой работы. Подведение итогов.

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
1-й год обучения
Раздел/
месяц
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Всего

сентябрь

Октябрь

ноябрь

декабр
ь

Январ
ь

4

4

2
1
1

1
3

Феврал
ь

мар
т

апрел
ь

3

1

Май

Всег
о
1

1

1
1

2
2

1
1
4

2

5

4

4

4

15
8
5
6
1
36

4

4

5

2
1
4

Учебный план
2 год обучения 6-7 лет
№
п/п
1
2
3
4
5
6

Тема
Вводное занятие
Предметная лепка
Сюжетная лепка
Декоративная лепка
Рельефная лепка
Итоговое занятие
Всего:

Теория
1
1
2
1
6
11

Практика Всего

5
5
4
10
1
25

1
6
7
5
16
1
36

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2-й год обучения
Тема 1). Водное занятие. Повторение правил поведения на занятиях, правил по технике
безопасности. Беседа о том, кто и как провел лето.
Практическое занятие Диагностические задания: на свободную тему. Выбор
материала для выполнения задания тоже свободный.
Тема 2). Предметная лепка.
1. Веселые человечки. Лепка фигуры человека разной формы: девочка – из конуса,
мальчик – из цилиндра; передача несложных движений.
2. Наши любимые игрушки. Лепка игрушек из 5-8 частей разной формы и
величины конструктивным способом с передачей характерных особенностей.
3. Осенний натюрморт. Создание композиций; составление осенней цветовой
палитры.

4. Снежный кролик. Лепка выразительных образов конструктивным способом с
повышением качества приемов отделки; планирование работы.
5. Ходит Дрема возле дома. Лепка по замыслу. Создание выразительных образов
пластическими средствами, сочетание разных способов и приемов лепки; включение
разных материалов.
6. Чудесные раковины. Лепка плоских и объемных раковин разными способами:
расплющивание исходной формы (шар, овоид, конус) и ее видоизменения
(трансформация).
Тема 3). Сюжетная лепка.
1. Собака со щенком. Лепка из цилиндра однородных фигурок, различных по
величине; составление сюжетной композиции.
2. Наш пруд. Освоение скульптурного способа лепки; развитие чувства формы и
пропорций.
3. Кто под дождиком промок? Лепка из цилиндра однородных фигурок, различных
по величине; составление сюжетной композиции.
4. Мы поедем, мы помчимся (упряжка оленей). Создание сюжетных композиций
из отдельных лепных фигурок с привлечением дополнительных материалов.
5. Зимние забавы. Составление коллективной сюжетной композиции из фигурок,
вылепленных на основе цилиндра надрезанием стекой.
6. На арене цирка. Уточнение и активизация способов лепки в стилистике неродной
игрушки – из цилиндра (валика), согнутого дугой и надрезанного с двух концов.
7. Дедушка Мазай и зайцы. Создание сюжетных композиций из отдельных лепных
фигурок с передачей взаимоотношений между ними по литературному сюжету.
Тема 4). Декоративная лепка.
1. Игрушки не простые – глиняные, расписные. Знакомство с дымковской
игрушкой как видом декоративно-прикладного искусства.
2. Косматый мишка (Богородская игрушка). Лепка медведя в стилистике
Богородской игрушки.
3. Лошадка (веселая карусель). Народная игрушка (1 час). Лепка лошадки из
цилиндра по мотивам дымковской игрушки.
4. Водоноски у колодца. Дальнейшее знакомство с дымковской игрушкой. Лепка
женской фигурки на основе юбки-колокола (полого конуса).
5. Весенний ковер. Лепка коврика из жгутиков разного цвета способом простого
переплетения; поиск аналогий между разными видами народного искусства.
Тема 5). Лепка рельефная.
1. Листья танцуют и превращаются в деревья. Знакомство с техникой рельефной
лепки; пластическое преобразование одних форм в другие (листьев в деревья).
2. Ничего себе картина, ничего себе жара! Создание фантазийных композиций по
содержанию шутки-небылицы; развитие воображения и чувства юмора.
3. Солнышко, покажись! Создание солнечных рельефных образов пластическими
средствами по мотивам декоративно-прикладного искусства.
4. Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет (1 час). Знакомство с новым
приемом рельефной лепки – цветовой растяжкой (вода, небо); колористическое решение
темы и усиление эмоциональной выразительности.
5. Снежный кролик. Лепка выразительных образов конструктивным способом с
повышением качества приемов отделки; планирование работы.
6. Снегири и яблочки. Моделирование птиц, изготовление игрушек-подвесок для
новогодней елки.
7. Звонкие колокольчики. Создание объемных полых поделок и декоративное
оформление по замыслу.
8. Муравьишки в муравейнике. Знакомство с новой техникой папье-маше;
развитие мелкой моторики.

9. Кружка для папы. Изготовление подарков для папы своими руками: лепка
кружки с вензелем или орнаментом конструктивным способом.
10. Чашечка для мамы. Изготовление подарков для мамы своими руками: лепка
чашки с орнаментом конструктивным способом.
11. Крямнямчики. Лепка съедобных кондитерских изделий вручную скульптурным
способом или вырезание формочками для выпечки.
12. Пернатые, мохнатые, колючие…. Экспериментирование с пластическими
материалами для передачи особенностей покрытия тела разных животных (шерсть, перья,
колючки, чешуя).
13. Остров в море. Создание композиций из отдельных лепных элементов.
Моделирование фигурок животных в движении.
14. Узоры из семян. Экспериментирование с пластическими и природными
материалами; развитие воображения и мелкой моторики рук.
15. В лесу. Создание композиций из отдельных лепных элементов. Моделирование
фигурок животных в движении.
16. Настроение.
Тема 6). Итоговое занятие.
Практическое занятие. Стихи о лете. Выполнение детьми бабочек. Коллективная
работа «Бабочки на цветочной полянке». Распределение бабочек на ватмане.
Демонстрация родителям итоговой работы. Подведение итогов.

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
2-й год обучения
Раздел/меся
ц
Тема 1
Тема 2
Тема 3
Тема 4
Тема 5
Тема 6
Всего

Сентябр
ь
1

Октябр
ь

1

2
2
1

2

5

ноябр
ь

декабр
ь

январ
ь

2
2

2

1
3

Феврал
ь

1
1
4

4

4

Мар
т

апрел
ь

Ма
й

1
2
2

4

4

4

4

5

3
1
4

Всег
о
1

6
7
5
16
1
36

Оценочные материалы
Формы подведения итогов реализации программы:
Проводится мониторинг на начало и конец учебного года. Итоговая выставка
творческих работ.
Методы мониторинга:
 регулярное наблюдение в процессе НОД
 анализ продуктов детской деятельности
 диагностические карты
К концу года умения детей должны расшириться и совершенствоваться. Существует
много тестов, позволяющих оценить творческие способности ребёнка в разных видах
деятельности.
Для выявления уровня развития образной креативности может быть использован тест
П. Торранса «Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и
уровней эстетического развития детей. Также диагностические таблицы позволяют

проследить у детей развитие художественного восприятия, проанализировать уровень
сформированности изобразительных навыков и умений.
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в
оценке композиции является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и
художественно оформленное.
Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе
индивидуального подхода, систематической организации выставок внутри детского сада.
Проводятся открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики
является участие учащихся в конкурсах.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить
уровни овладения лепкой.
Передача формы:
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,
цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и
добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
-движение передано достаточно точно-3б;
-движение передано неопределенно, неумело-2б;
-изображение статичное-1б.
Формы проведения итогов реализации образовательной программы 6-7 лет.
К концу года умения детей во всех видах изобразительной деятельности должны
расшириться и совершенствоваться. Существует много тестов, позволяющих оценить
творческие способности ребёнка в разных видах деятельности. Для выявления уровня
развития образной креативности может быть использован тест П. Торранса
«Дорисовывание фигур»; тесты Торшиловой Е. М. «Диагностика типов и уровней
эстетического развития детей.
Также диагностические таблицы позволяют проследить у детей развитие
художественного восприятия, проанализировать уровень
сформированности
изобразительных навыков и умений.
Итоговая диагностика проводится в форме творческого задания. Основным критерием в
оценке рисунков является новое, оригинальное, придуманное, изобретённое и
художественно оформленное.

Также контроль за эффективностью проведения занятий ведется в ходе индивидуального
подхода, систематической организации выставок внутри детского сада. Проводятся
открытые занятия, как для родителей, так и сотрудников. Частью диагностики является
участие воспитанников в конкурсах.
Представленная диагностика анализа продукта деятельности позволяет определить
уровни овладения рисованием.
Передача формы:
-форма передана точно-3б.;
-есть незначительные искажения-2б.;
-искажения значительные, форма не удалась-1б.
Изображение предмета:
Умение правильно передавать расположение частей при изображении сложных предметов
-части расположены верно-3б;
-есть незначительное искажение-2б;
-части предмета расположены не верно-1б.
Передача пропорций предмета в изображении:
Соблюдение соотношений предметов по величине: дерево высокое, куст ниже дерева,
цветы ниже куста.
-пропорции предмета соблюдены-3б;
-есть незначительные искажения-2б;
-пропорции предмета переданы неверно-1б.
Композиция:
Создание сюжетных композиций, повторяя изображение одних и тех же предметов и
добавляя к ним другие располагая изображение на всей поверхности листа.
-по всей плоскости листа-3б
-на полосе листа-2б
-не продумано, носит случайный характер-1б.
Передача движений:
Ритмичность нанесения линий, штрихов, пятен, мазков.
-движение передано достаточно точно-3б;
-движение передано неопределенно, неумело-2б;
-изображение статичное-1б.
Показатели достижений ребенка по лепке
Группа «__________________________» Дата проведения
диагностики:_________________20_____г.
Лепка

ФИ
ребенка
Умеет передавать
форму
простых
предметов путем
раскатывания
пластилина
прямыми
и
круговыми
движениями
ладоней.
Использует
в
работе стеку.

Умеет лепить
предметы,
состоящие из
нескольких частей
с использованием
разных приемов
лепки
(вдавливание,
оттягивание,
прищипывание,
примазывание).

Умеет
правильно
держать
ножницы и
пользоватьс
я ими.

Вырезает
круглые формы
из квадрата,
овальные из
прямоугольник
а, путем
скругления
углов.

Составляет из
полос изображения
разных предметов
(забор, дерево,
лесенка).
Составляет и
наклеивает
изображения
предметов из
нескольких готовых
форм (дом, дерево,
ветка).

1
2
3

Итого:

Кто проводил: ____________________________________ /_________________/
Ф.И.О. подпись
Вывод:_______________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________

Методические материалы
Методическое обеспечение программы.
Инструктаж по технике безопасности при проведении работ проводится на каждом
занятии.
Занятия по лепке строятся по следующему примерному плану:
• создание игровой ситуации для привлечения внимания детей и развития
эмоциональной отзывчивости (загадки, песни, потешки; сказочный персонаж,
нуждающийся в помощи, игры-драматизации, упражнения на развитие памяти, внимания
и мышления; подвижная игра);
•изображение предмета (рассматривание и ощупывание предмета, в некоторых случаях
показ приемов изображения);
• доработка фигурки дополнительными элементами (нужно обращать внимание детей
на выразительные средства – правильно подобранные нужные цвета, интересные детали);
• рассматривание полученной работы (детским работам дается только положительная
оценка; дети должны радоваться полученному результату и учиться оценивать свои
работы).
Интересные сюжетно-игровые задания вызывают у детей желание выполнить свою
работу как можно лучше.
Работа с родителями.
1. В начале учебного года приглашаются родители вместе с детьми на «день открытых
дверей». Знакомство с планом работы объединения.
2. Привлечение родителей к оказанию помощи в формировании деятельности коллектива.
3. В конце года на родительском собрании родителям вручаются грамоты и
благодарственные письма за хорошее воспитание и помощь в реализации программы..
4. Индивидуальные беседы и консультации.
Воспитательная работа.
В общеобразовательном процессе, немаловажную роль играет воспитательная
работа, целью которой является: выявление и развитие способностей каждого
обучающегося, формирование духовно – богатой, творчески мыслящей личности,
ориентированной на высокие нравственные ценности, способной на участие в развитие
общества.

Особое внимание уделяется развитию познавательной деятельности ребенка за счет
систематического проведения бесед об искусстве, экологии, нравственности, культуре и
гуманности.
Совместные посещения выставок, участие в самых различных мероприятиях,
помогают расширить кругозор детей, открыть неведомые способности и таланты, а так же
сплотить и сдружить детские сердца.

Условия реализации программы
Дидактическое и техническое оснащение.
Занятия проводятся на базе Дома детского творчества и РДШИ «Спутник» г.
Нижнеудинск.
Для индивидуальной работы и самостоятельной деятельности детей необходим
уголок в котором выделяют три зоны: рабочее место, шкаф для хранения материалов и
незаконченных работ. Рабочие материалы и инструменты хранятся также в шкафу в
индивидуальных папках.
Таким образом, для работы необходимы:
Хорошо освещенный кабинет, столы, стулья.















Материально-техническая база.
Основное оборудование:
нож (стек),
материал (пластилин, масса папье-маше, соленое тесто) имеется большой выбор
пластилина, выпускаемого различными фирмами и обладающего различными качествами
и назначением;
Дополнительное оборудование:
заостренные спички или зубочистки, картон, самоклеющаяся цветная плёнка для создания
основы под картину, небольшие кусочки мягкой тонкой проволоки, картонная коробка
для хранения изделий, мягкая чистая тряпка, влажные салфетки, стакан с водой,
различные зубчатые колесики для придания поверхности определенной структуры,
многогранники, трубочки и др. приспособления.
компьютер, мультимедийный проектор;
презентации с пошаговой инструкцией.
Демонстрационные пособия:
основным наглядным пособием педагога является цветной рисунок-плакат,
изображающий приемы лепки или поэтапную лепку изделия. Также у педагога должны
быть лепные программные изделия-образцы. В число наглядных пособий можно
включить и лучшие детские изделия.
большая часть дидактического материала изготавливается самим педагогом:
индивидуальные комплекты дидактического материала для каждого ученика (трафареты,
шаблоны и пр.);
таблицы-памятки, схемы, технологические карты;
альбомы с образцами, фотографиями.
В связи со сложившейся обстановкой «самоизоляции» возможно обучение по
программе «Детство. Цветные ладошки» с использованием дистанционных форм
обучения.
Используется дистанционная поддержка, т.е. обеспечение традиционных форм
образовательного процесса технологиями дистанционного обучения с четко заданными
элементами, содержанием и объемом через дополнительный ресурс – группу в социальной
сети.
В рамках онлайн занятий посредством платформ: ZOOM, Youtube, Viber, WatsUp,
ВКонтакте и другие, педагог представляет теоретический материал по теме.

В офлайн режиме посредством социальных сетей и мессенджеров учащимися
передается видео, презентационный материал с инструкцией выполнения заданий, мастерклассы и другое. Индивидуальные консультации в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.
Контроль: Он-лайн тест. Выставка фото в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.
Формы отслеживания и фиксации образовательных
результатов: фотоматериалы, отзывы детей и родителей, материалы диагностики (планы
опросов). Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: выставка
работ в чатах Viber, WatsUp, ВКонтакте.

Список литературы
для педагога:
1. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и
методические рекомендации / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.- 254 с.
2. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду / Под
ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Издательский дом
«Воспитание дошкольника», 2005.- 400 с.
3. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В.
Гербовой, Т.С. Комаровой. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. -208 с.
4. Развернутое перспективное планирование по программе / Под редакцией М.А.
Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – Волгоград: Учитель, 2010.- 270 с.
5. Смирнова, Е.О. Детская психология / Е.О. Смирнова. - М.: Мозаика-Синтез, 2003.- 386с.
для родителей и учащихся:
1. Багрянцева, А. Домашние животные из пластилина / А. Багрянцева.- М.: ЭКСМО, 2014.64 с.
2. Далидович, А.В. Энциклопедия творчества. Творческое развитие ребенка / А.В.
Данилович. – М.: ЭКСМО. - 256 с
3. Красичкова, А.Г. Мои первые поделки / А.Г. Красичкова. - АСТ,2011. - 160 с.
4. Лыкова, И.А. Вкусная лепка / И.А. Лыкова, В.А. Шипунова. - М.: Цветной мир, 2014.112 с.

Календарно-тематический план
по программе «Детство. Цветные ладошки»
на 2022-2023 учебный год
1 год обучения
№
темы
1.
2.
1
2
3
4
5
6
7
8

Порядк
овый №
занятия

1
2
3
4
5
6
7
8
9

Тема
Вводное занятие.
Модульный блок «Предметная лепка»
«Жуки на цветочной клумбе».
«Ушастые пирамидки».
«Милашки-неваляшки».
«Выросла репка большая-пребольшая».
«Яблоко спелое, красное, сладкое».
«Храбрый мышонок».
«Мой друг медвежонок».
Моя фантазия.

Кол-во
часов
1
15
1
1
1
1
1
1
1
1

Дата
03.09.22
10.09.22
17.09.22
24.09.22
01.10.22
08.10.22
15.10.22
22.10.22
29.10.22

9
10
11
12
13
14
15
3.
1
2
3
4
5
6
7
8
4.
1
2
3
4
5
5.
1
2
3
4
5
6
6.

10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Кто живет в лесу.
Сонюшка.
Наш магазин.
Мостик.
Птенчики в гнездышке
Сороконожка.
Колобок.
Модульный блок «Сюжетная лепка»
«Во саду ли, в огороде (грядка капусты и моркови)».
«Вот ежик – ни головы, ни ножек…».
«Лижет лапу сибирский кот».
«Снегурочка танцует».
«Дед Мороз принес подарки».
«Снежная баба-франтиха».
«Два жадных медвежонка».
«Прилетайте в гости (воробушки на кормушке)».
Модульный блок «Декоративная лепка»
«Чашка с блюдцем».
«Чайный сервиз для игрушек».
«Филимоновские игрушки-свистульки».
«Курочка и петушок».
«Пасхальное яичко».
Модульный блок «Рельефная лепка»
«Мухомор».
«Сонюшки-пеленашки».
«Сова и синица».
«Цветы-сердечки».
«Звезды и кометы».
«Наш аквариум».
Итоговое занятие.
Итого:

1
1
1
1
1
1
1
8
1
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
6
1
1
1
1
1
1
1
36

05.11.22
12.11.22
19.11.22
26.11.22
03.12.22
10.12.22
17.12.22

Кол-во
часов

Дата

24.12.22
21.01.23
28.01.23
04.02.23
11.02.23
18.02.23
25.02.23
04.03.23
11.03.23
18.03.23
25.03.23
01.04.23
08.04.23
15.04.23
22.04.23
29.04.23
06.05.23
13.05.23
20.05.23
27.05.23

Календарно-тематический план
по программе «Детство. Цветные ладошки»
на 2022-2023 учебный год
2 год обучения

1
2
3
4
5
6

№

Порядк
овый
№занят
ия

1.
2.

1
2
3
4
5
6
7

Тема
Вводное занятие.
Модульный блок «Предметная лепка»
Вводное занятие. «Веселые человечки».
«Наши любимые игрушки».
«Осенний натюрморт».
«Снежный кролик».
«Ходит Дрема возле дома (по замыслу)».
«Чудесные раковины».

1
6
1
1
1
1
1
1

03.09.22
10.09.22
17.09.22
24.09.22
01.10.22
08.10.22
15.10.22

3.
1
2
3
4
5
6
7

8
9
10
11
12
13
14
4.

1
2
3
4
5

15
16
17
18
19

5.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
6.

20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36

Модульный блок «Сюжетная лепка»
«Собака со щенком».
«Наш пруд».
«Кто под дождиком промок?».
«Мы поедем, мы помчимся (упряжка оленей)».
«Зимние забавы».
«На арене цирка (дрессированные животные)».
«Дедушка Мазай и зайцы».
Модульный блок «Декоративная лепка»
«Игрушки не простые – глиняные, расписные».
«Косматый мишка (богородская игрушка)».
«Лошадки (веселая карусель). Народные игрушки».
«Водоноски у колодца».
«Весенний ковер (плетение из жгутиков)».
Модульный блок «Рельефная лепка»
«Листья танцуют и превращаются в деревья».
«Ничего себе картина, ничего себе жара!».
«Солнышко, покажись!».
«Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет…».
«Снежный кролик».
«Снегири и яблочки».
«Звонкие колокольчики».
«Муравьишки в муравейнике».
«Кружка для папы».
«Чашечка для мамы»
«Крямнямчики (угощение)».
«Пернатые, мохнатые, колючие…».
«Остров в море».
Узоры из семян.
В лесу.
Настроение.
Итоговое занятие.
ИТОГО:

7
1
1
1
1
1
1
1
5
1
1
1
1
1
16
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
36

22.10.22
29.10.22
05.11.22
12.11.22
19.11.22
26.11.22
03.12.22
10.12.22
17.12.22
24.12.22
21.01.23
28.01.23
04.02.23
11.02.23
18.02.23
25.02.23
04.03.23
11.03.23
18.03.23
25.03.23
01.04.23
08.04.23
15.04.23
22.04.23
29.04.23
06.05.23
13.05.23
20.05.23
27.05.23


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».