Детство. Занимательная математика

Пояснительная записка
Программа «Детство. Занимательная математика» имеет социально –
гуманитарную направленность и разработана на основе авторской программы Е.В.
Колесниковой «Математические ступеньки», содержание которой соответствует области
«Познавательное развитие» ФГОС ДО.
В настоящее время, а тем более в будущем, математика будет необходима
огромному числу людей различных профессий. В математике заложены огромные
возможности для развития мышления детей в процессе их обучения с самого раннего
возраста. Дошкольный возраст — самый благоприятный период для интенсивного развития
физических и умственных функций детского организма, в том числе и для математического
развития. Навыки, умения, приобретённые в дошкольный период, служат фундаментом для
получения знаний и развития способностей в старшем возрасте — школе. Математическое
развитие ребенка — это не только умение дошкольника считать и решать арифметические
задачи, это и развитие способности видеть в окружающем мире отношения, зависимости,
оперировать предметами, и знаками, символами. Современные требования к дошкольному
образованию ориентируют педагогов на развивающее обучение, диктуют необходимость
использования новых форм его организации, при которых синтезировались бы элементы
познавательного, игрового, поискового и учебного взаимодействия.
Актуальность дополнительной образовательной программы. Наибольшую
трудность в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно
большой объем знаний, а те, который проявляют интеллектуальную пассивность,
отсутствие желания и привычки думать, узнавать что-то новое. Работа по формированию у
дошкольников элементарных математических представлений – важнейшая часть их общей
подготовки к школе. Решая разнообразные математические задачи, дети проявляют
волевые усилия, приучаются действовать целенаправленно, преодолевать трудности,
доводить дело до конца (находить правильное решение, ответ). Занятия по программе
«Занимательная математика» способствуют воспитанию у дошкольника интереса к
математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить
способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели.
Новизна программы состоит в том, что все занятия проводятся на основе
разработанных конспектов в занимательной игровой форме, что не утомляет детей, а
способствует лучшему запоминанию математических понятий, что позволяет качественно
подготовить детей к обучению в школе. Дети непосредственно приобщаются к
познавательному материалу, дающему пищу воображению, затрагивающую не только
чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка.
Педагогическая целесообразность программы. Данная образовательная
программа педагогически целесообразна, т.к. при ее реализации математика, органично
вписываясь в единое образовательное пространство дошкольной образовательной
организации, становится важным и неотъемлемым компонентом, способствующим
познавательному развитию детей. В Программе органично аккумулированы научные
разработки в области современных методик формирования у дошкольников элементарных
математических представлений и практический опыт работы педагогов с детьми в области
организации познавательной деятельности на занимательном математическом материале.
Цель программы: Создание условий для познавательного развития детей старшего
и подготовительного дошкольного возраста через организацию занимательных
развивающих игр, заданий, упражнений математического содержания.
Задачи:
 отрабатывать арифметический и геометрический навыки;
 развивать произвольность психических процессов, абстрактно-логических и
наглядно-образных видов мышления, и типов памяти, основных мыслительных
операций (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация), основных

свойств внимания, доказательную речь и речь-рассуждение;
 воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками,
умению подчинять свои интересы определенным правилам.
Адресат программы Данная программа рассчитана на детей старшего (5-6 лет) и
подготовительного (6-7 лет) дошкольного возраста.
Срок освоения программы: 2 года обучения. Общее количество учебных часов,
необходимых для освоения программы - 72 часа, из них:
1 год обучения – 36 часов,
2 год обучения – 36 часов.
Форма обучения: очная.
Режим занятий: Занятие проводится 1 раз в неделю. Продолжительность занятий
для детей 5-6 лет - 25 минут, для детей 6-7 лет - 30 минут (в соответствии с СанПиН).
Особенности организации образовательного процесса. Занятия проводятся
одновременно со всеми детьми, сочетая принцип группового обучения с индивидуальным
подходом. Методика работы с детьми не предполагает прямого обучения, способного
отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком
математических заданий, а подразумевает создание ситуации содружества, содеятельности.
Активация мыслительной деятельности развивает активную позицию ребенка и формирует
навыки учебной деятельности. На всех НОД важно воспитывать у детей личностные
качества, самостоятельность, активность, произвольность, развитие зрительнопространственного восприятия и зрительно - моторной координации, внимание, речь,
память, мыслительную деятельность. Детей учат анализировать содержание заданий и
выполнить их, обосновывать выбор каждого действия, делать доступные обобщения на
основе рассматриваемых фактов.
Рабочая программа включает перспективный план, который содержит следующие
разделы:
• Количество и счет.
• Величина.
• Ориентирование в пространстве.
• Ориентирование во времени.
• Геометрические фигуры.
• Логические задачи.
Все занятия носят комплексный характер, так как на каждом занятии присутствуют
элементы различных разделов программы.

Планируемые результаты
1-ый год обучения
К концу учебного года ребенок должен:
 считать по образцу и названному числу в пределах 10;
 понимать независимость числа от пространственного расположения предметов;
 писать цифры от 1 до 10;
 пользоваться математическими знаками: +, - , = , < , >;
 записывать решение математической задачи (загадки) с помощью математических
знаков, цифр;
 соотносить количество предметов с соответствующей цифрой;
 различать количественный и порядковый счет в пределах 10;
 составлять числа от 3 до 10 из двух меньших;
 понимать смысл пословиц, в которых присутствуют числа;
 знать геометрические фигуры;
 рисовать в тетради в клетку геометрические фигуры, символические изображения
предметов из геометрических фигур;

 выкладывать из счетных палочек геометрические фигуы, символические
изображения предметов;
 располагать предметы в убывающем и возрастающем порядке по величине,
ширине, высоте, толщине, используя соответствующие определения;
 делить предмет на 2—4 и более частей, понимать, что часть меньше целого, а
целое больше части;
 называть последовательно дни недели, месяцы;
 ориентироваться на листе бумаги, в тетради в клетку;
 определять положение предметов по отношению к другому лицу;
 решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
 понимать задание и выполнять его самостоятельно;
 проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы.
2-ой год обучения
К концу учебного года ребенок должен:
 знать числа второго десятка и записывать их;
 понимать независимость числа от величины, пространственного расположения
предметов, направлений счета; использовать и писать математические знаки +, ,=,<, >;
 решать арифметические задачи и записывать решение;
 сравнивать группы одно- и разнородных предметов по количеству;
 устанавливать соответствие между количеством предметов, числом и цифрой;
 дорисовывать геометрические фигуры до знакомых предметов;
 различать и называть ромб, пятиугольник, шестиугольник;
 рисовать символические изображения предметов в тетради в клетку;
 преобразовывать одни геометрические фигуры в другие (путем складывания,
разрезания);
 раскладывать предметы в возрастающем и убывающем порядке по величине,
ширине, высоте, толщине в пределах 10;
 измерять линейкой отрезки, записывать результаты измерения;
 изображать отрезки заданной длины с помощью линейки;
 определять время с точностью до получаса;
 ориентироваться на листе бумаги;
 определять положение предмета по отношению к другому;
 решать логические задачи на сравнение, классификацию, установление
последовательности событий, анализ и синтез;
 понимать задание и выполнять его самостоятельно;
 проводить самоконтроль и самооценку выполненной работы;
 самостоятельно формулировать учебные задачи
Контроль над выполнением программы проводится в конце учебного года в каждой
возрастной группе. С этой целью используется тетрадь «Диагностика математических
способностей детей 6-7 лет» Е.В. Колесниковой.
Объектами контроля являются математические умения и степень самостоятельности и
уровень проявления математических способностей в процессе поиска решений на задачишутки, математические и логические загадки и задания, игры и упражнения с цифрами,
знаками, геометрическими фигурами.
Для контроля реализации Программы определены следующие виды проверок:
Текущая – на каждом занятии проводится проверка выполняемой работы и ее оценка.
Диагностические срезы на начало учебного года и на конец учебного
года.

Основной метод диагностики: педагогическое наблюдение. Наблюдение за
процессом познавательной математической деятельности проводится на занятиях
математического кружка.

Учебный план
1-ый год обучения
№
Наименование разделов
п\п
I.
II.

III.
IV.

Общее
В том числе
количество теоретических
часов
1

Вводное занятие
Количество и счёт. Величина.
Геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Логические задачи.
Повторение изученного
материала.
Итоговое занятие
Итого

32

2-ой год обучения
№
Наименование разделов
п\п
I.
II.

III.
IV.

1

16

16

2

2

1
36

1
20

16

Общее
В том числе
количество теоретических
часов
1

Вводное занятие
Количество и счёт. Величина.
Геометрические фигуры.
Ориентировка в пространстве.
Логические задачи.
Повторение изученного
материала.
Итоговое занятие
Итого

В том числе
практических

32

В том числе
практических
1

16

16

2

2

1
36

1
20

16

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
1-ый год обучения
Раздел /месяц
I.Вводное занятие
II. Количество и счёт.
Величина.
Геометрические
фигуры.
Ориентировка в
пространстве.
Логические задачи.
III. Повторение
изученного

сентя
брь

Октя
брь

нояб
рь

1ч.
0/1
3ч.
1,5/
1,5

5ч.
2,5/
2,5

4ч.
2/2

декаб
рь

январ
ь

февр
аль

март

апрел
ь

май

4ч
2/2

3ч.
1,5/
1,5

4ч.
2/2

4ч.
2/2

4ч.
2/2

1ч.
0,5/
0,5

2ч.
1/1

Всего
Теория/пр
актика
1
(0/1)
32
(16/16)

2
(0/1)

материала.
IV. Итоговое занятие

1ч.
0,5/
0,5

1
(0,5/0,5)

4

5

4

4

3

4

4

4

4

36
(16/20)

сентя
брь

Октя
брь

нояб
рь

декаб
рь

январ
ь

февр
аль

март

апрел
ь

май

Всего
Теория/пр
актика
1
(0/1)

5ч.
2,5/
2,5

4ч.
2/2

4ч
2/2

3ч.
1,5/
1,5

4ч.
2/2

4ч.
2/2

4ч.
2/2

1ч.
0,5/
0,5

32
(16/16)

2ч.
1/1

2
(0/1)

1ч.
0,5/
0,5

1
(0,5/0,5)

4

36
(16/20)

2-ой год обучения
Раздел /месяц
I.Вводное занятие

1ч.
0/1

II. Количество и счёт.
Величина.
Геометрические
фигуры.
Ориентировка в
пространстве.
Логические задачи.
III. Повторение
изученного
материала.
IV. Итоговое занятие

3ч.
1,5/
1,5

4

5

4

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

4

3

4

4

4

1.09.2022 – 31.05.2023
36 недель (273 дня)
16 недель (86 дней)
20 неделя (97 дней)
4я неделя декабря
3-4 неделя мая
1.06.2023- 31.08.2023

Содержание программы
1-ый год обучения
I. Вводное занятие.
Тема 1.Вводное занятие. Входная диагностика. Тестовые задания, карточки задания.
II. Количество и счёт. Величина. Геометрические фигуры. Ориентировка в
пространстве. Логические задачи.
Тема 2. Начинает счет всему. Количество и счет: число и цифра 1. Величина: большой,
поменьше, маленький. Ориентация во времени: ознакомление с названием месяца сентябрь.
Логическая задача: соединение рисунков.
Практическая работа: заучивание стихотворения И. Блюмкина «Эта цифра единица», игровое упражнение «Сосчитай и нарисуй», учимся писать цифру 1, игровое
упражнение «Раскрась правильно», игра «Соедини правильно», логическая задача «Когда это
бывает».
Тема 3. Что получится у нас. Количество и счет: число и цифра 2, знаки «+», «=».
Геометрические фигуры: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.
Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.
Практическая работа: заучивание стихотворения И. Блюмкина «Цифра два», игровое
упражнение «На какую фигуру похож предмет», учимся писать цифру 2, игровое упражнение
«Раскрась правильно», игра «Отгадай загадку», зрительный диктант.
Тема 4. Трое их живёт в избушке. Количество и счет: числа и цифры 1,2.3; соотнесение
количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: квадрат, выкладывание квадрата
из счётных палочек, работа в тетради в клетку. Логическая задача: дорисовка недостающих
фигур.
Практическая работа: заучивание стихотворения И. Блюмкина «Эта цифра три»,
игровое упражнение «Отгадай загадку», учимся писать цифру 1, игровое упражнение
«Нарисуй шарики», логическая задача «Дорисуй недостающие предметы», работа со
счетными палочками, рисование квадратов и цветка в тетради в клетку.
Тема 5. Кто больше. Количество и счет: числа и цифры 1,2,3,4 соотнесение количества
предметов с цифрой. Геометрические фигуры: Квадрат, выкладывание квадрата из счётных
палочек. Работа в тетради в клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький.
Практическая работа: заучивание стихотворения И. Блюмкина «Цифра четыре»,
игровое упражнение «Сосчитай и напиши», учимся писать цифру 4, игровое упражнение
«Кто больше», игра «Отгадай и запиши», «Кто внимательный».
Тема 6. Как получилось число 5. Количество и счет: числа и цифры 1,2,3,4,5, знаки «+», «=»,
независимость числа от величины предметов, состав числа 5 из двух меньших. Ориентация
во времени: ознакомление с названием месяца – октябрь.
Практическая работа: заучивание стихотворения И. Блюмкина «Цифра пять»,
игровое упражнение «Сосчитай и запиши», «Посчитай и напиши», учимся писать цифру 5,
игра «Дорисуй зернышки цыплятам», «Что перепутал художник».
Тема 7. Пять под березой один под осиной, сколько их будет в плетенной корзине.
Количество и счет: число и цифра 6, знаки «=», «+», сложение числа 6 из двух меньших.
Величина: длинный, короче, еще короче, самый короткий. Логическая задача: сравнение,
установление последовательности.
Практическая работа: игровое упражнение «Раскрась правильно», игра «Отгадай
загадку», «Исправь ошибку художника», учимся писать цифру 6, логическая задача «Дорисуй
последний карандаш».
Тема 8. Считай, сравнивай, записывай. Количество и счет: числа и цифры 4,5,6; знаки «<»,
«>», «=»; независимость числа от расположения предметов. Геометрические фигуры:
квадрат, треугольник.
Практическая работа: игровое упражнение «Раскрась правильно», учимся писать
цифру 6, игра «Отгадай и запиши», «Считай, сравнивай, записывай», «Рисуем треугольники»,

выкладывание из счетных палочек квадрата, треугольника, домика.
Тема 9. Число, цифра и предмет. Количество и счет: числа и цифры 4,5,6; установление
соответствия между числом, цифрой и количеством предметов, загадки.
Практическая работа: игровое упражнение «Сосчитай и раскрась», «Сколько детей
спряталось за бортом», игра «Загадки и отгадки», «Сосчитай и раскрась».
Тема 10. Цифру эту раньше знал: это круг или овал. Количество и счет: числа и
цифры 1,2,3,4,5,0; знак «-«. Геометрические фигуры: дорисовывание геометрических фигур.
Ориентация во времени: ознакомление с названием месяца – ноябрь.
Практическая работа: ознакомление со знаком минус и решение задачи, учимся
писать цифру 0, игровое упражнение «Дорисуй листья на деревьях», игра «Найди в группе
предметы. Похожие на геометрические фигуры», «преврати геометрические фигуры в
предметы».
Тема 11. Кто внимательный. Количество и счет: числа и цифры 0, 4,5,6; решение задачи;
установление равенства между двумя группами предметов; соотнесение количества
предметов с цифрой; знаки «-«, «<», «>». Ориентировка в пространстве: слева, справа,
впереди, сзади.
Практическая работа: решение и запись задачи, игра «Соедини правильно», «Считай,
сравнивай, пиши», «Ориентируемся в комнате», «Кто внимательный».
Тема 12. Слушай, считай, складывай. Количество и счет: число и цифра 7; знаки «=», «+»;
математическая загадка; порядковый счёт. Величина: часть и целое. Геометрические фигуры:
выкладывание прямоугольника из счётных палочек; работа в тетради в клетку; деление
квадрата на 2,4 части.
Практическая работа: учимся писать цифру 7; игра «Отгадай загадку», «Слушай и
считай», «Сложи квадрат», выкладывание прямоугольника из счетных палочек.
Тема 13. Назови скорее – сколько дней в неделе. Количество и счет: Числа и цифры
1,2,3,4,5,6,7; состав числа 7 из двух меньших. Ориентация во времени: дни недели.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», «Считай, рисуй, записывай»,
«Внимание, угадай», «Дни недели».
Тема 14. Два друга, два круга стоят друг на друге. Количество и счет: числа и цифры 1-8;
знаки «=», «- «. Ориентация во времени: ознакомление с названием месяца – декабрь.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», учимся писать цифру 8, «Бусы»,
«Соедини правильно».
Тема 15. Подарки Деда Мороза. Количество и счет: порядковый счет; сложение числа 8 из
двух меньших. Величина: деление предмета на 4 части.
Практическая работа: игра «Подарки Деда Мороза», «Дорисуй и напиши
правильно», «Учимся делить круг», «Раздели правильно».
Тема 16. А теперь ты сам считай. Количество и счет: решение примеров на сложение и
вычитание. Геометрические фигуры: овал. Ориентировка в пространстве: положение
предмета по отношению к себе и другому лицу.
Практическая работа: игра «А теперь ты сам считай», «Рисуем овалы», «Раскрась
правильно шарики», «Сколько котят в корзине».
Тема 17. Кто пришёл в гости к Тане. Количество и счет: знаки «<», «>»; порядковый счёт.
Геометрические фигуры: прямоугольник, треугольник, квадрат, круг.
Практическая работа: игра «Напиши правильно знаки», «Смотри, считай,
записывай», «Сколько гостей пришло к Тане».
Тема 18. Девятый вал. Количество и счет: числа и цифры 1-9. Величина: высокий, низкий.
Ориентация во времени: дни недели; ознакомление с названием месяца – январь.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», «Дорисуй правильно», «Дни недели».
Тема 19. Где обедал воробей. Количество и счет: порядковый счёт; сравнение смежных
чисел. Величина: часть и целое. Геометрические фигуры: квадрат.
Практическая работа: игра «Слушай и считай», «Считай и пиши», «Сложи квадрат»,
«Слушай, смотри, думай».

Тема 20. Ничего нет проще, число десять написать. Количество и счет: число 10.
Геометрические фигуры: выкладывание из счётных палочек трапеции, лодки, работа в
тетради в клетку. Логическая задача: различия в двух похожих рисунках.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», «Будь внимательным», пишем число 10,
трапеция из счетных палочек.
Тема 21. Примеров много, а ответ один. Количество и счет: цифры от 1 до 10; сложение
числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры: круг, трапеция, треугольник, квадрат.
Логическая задача: дорисовка недостающих фигур.
Практическая работа: игра «Запиши пропущенную цифру», «Считай и пиши»,
«Примеров много, а ответ один», «Дорисуй недостающие фигуры».
Тема 22. Помоги зверюшкам. Количество и счет: решение задачи, соотнесение числа и
цифры, знаки «+», «-«. Геометрические фигуры: работа в тетради в клетку. Ориентация во
времени: ознакомление с названием месяца – февраль.
Практическая работа: игра «Составь задачу запиши решение», «Кто отгадывал
загадку», «Помоги зверюшкам написать знаки», «Рисуем кораблик».
Тема 23. Складываем, вычитаем. Записываем. Количество и счет: решение задач на
сложение и вычитание, порядковый счёт. Геометрические фигуры: работа со счётными
палочками – выкладываем геометрические фигуры.
Практическая работа: игра «Фигуры из счетных палочек», «Отгадай загадку»,
«Считай и раскрашивай», «Закрась правильно».
Тема 24. Где пять. Количество и счет: решение примеров на сложение и вычитание,
составление числа из двух меньших. Ориентировка в пространстве: работа в тетради в
клетку. Геометрические фигуры: круг, прямоугольник.
Практическая работа: игра «Где пять», «Дорисуй правильно», «Рисуем машину»,
«Отгадай загадку».
Тема 25. Весёлые фигуры. Количество и счет: установление соответствия между цифрой и
количеством предметов, знаки «<», «>». Ориентация во времени: дни недели.
Геометрические фигуры: круг, треугольник, прямоугольник, трапеция.
Практическая работа: игра «Считай и рисуй», «Помоги написать знаки», «Кто в
каком домике живет», «Узнай какой день недели».
Тема 26. Составь задачу. Количество и счет: Решение задач на сложение и вычитание.
Ориентация во времени: ознакомление с названием месяца – март. Геометрические
фигуры: четырехугольник, шестиугольник.
Практическая работа: игра «Составь задачу», «Составь задачу», «Раскрась лишнюю
фигуру».
Тема 27. Решаем, рассуждаем, рисуем. Количество и счет: Решение задачи на
вычитание. Установление соответствия между числом и цифрой. Работа в тетради в
клетку. Величина: большой, поменьше, самый маленький. Геометрические фигуры:
треугольник. Ориентация во времени: части суток.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», «Исправь ошибку художника»,
«Напиши правильно, «Рисуем кошку из треугольников».
Тема 28. Кого боится зайка. Количество и счет: решение задачи, отгадывание загадок,
порядковый счёт. Ориентация во времени: дни недели, времена года.
Практическая работа: игра «Кого боится зайка», «Реши задачу», «Отгадай загадки».
Тема 29. Найди всему своё место. Количество и счет: решение математической загадки,
сложение числа 10 из двух меньших. Геометрические фигуры: круг, овал, треугольник.
Ориентировка в пространстве: ориентировка на листе бумаги.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», «Дорисуй цветы», «Рисуем картину»,
«Найди и раскрась».
Тема 30. Чего и сколько не хватает. Количество и счет: решение задач. Геометрические
фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник. Ориентация во времени:
ознакомление с названием месяца – апрель. Логическая задача: дорисовка предметов.

Практическая работа: игра «Составь и реши задачу», «Дорисуй правильно»,
«Дорисуй правильно», «Дорисуй недостающую фигуру».
Тема 31. Что растёт на нашей грядке. Количество и счет: порядковый счёт, решение
математической загадки. Геометрические фигуры: рисование предмета из заданных фигур,
работа в тетради в клетку.
Практическая работа: игра «Что растет на нашей грядке», «Отгадай загадку»,
«Нарисуй правильно», «Рисуем лягушку».
Тема 32. Звери шли на водопой. Количество и счет: порядковый счёт, сложение числа 10
из двух меньших. Геометрические фигуры: треугольник, круг, трапеция, символические
изображения предметов из счётных палочек. Логическая задача: дорисовка предмета.
Практическая работа: игра «Кто за кем», «Дорисуй цветок», «Закрась правильно»,
работа со счетными палочками.
Тема 33. Цветочная корзина. Количество и счет: решение задачи, примеров, соотнесение
цифры с количеством предметов, стих о цифрах от 1 до 10. Ориентировка во времени:
ознакомление с названием месяца – май, закрепление знаний о месяцах – марте, апреле.
Практическая работа: игра «Составь задачу», «Считай, записывай», «Кто какой
пример решал», повторение стихотворений И. Блюмкина о цифрах.
III. Повторение изученного материала.
Тема 34. Повторение изученного материала. Количество и счет: Составление и решение
задач. Решение примеров. Задания по разделам «Геометрические фигуры», «Величина».
Тема 35. Повторение изученного материала. Задания по разделам «Ориентирование во
времени», «Ориентирование в пространстве». Логические задачи.
IV. Итоговое занятие
Тема 36. Итоговое занятие Познавательно – развлекательное мероприятие
«Путешествие в страну Математики». Тест на усвоение программы.

Содержание программы
2-ой год обучения
I. Вводное занятие
Тема 1. Вводное занятие. Входная диагностика. Тестовые задания, карточки задания.
II. Количество и счёт. Величина. Геометрические фигуры. Ориентировка в
пространстве. Логические задачи.
Тема 2. С зайкой посчитай – ка. Количество и счет: числа и цифры от 1 до 10,
математическая загадка, знаки «<», «>», работа со счётными палочками. Геометрические
фигуры: квадрат, прямоугольник.
Практическая работа: игра «Напиши правильно», «Напиши правильно знаки»,
«Раскрась правильно», работа со счетными палочками.
Тема 3. Помоги Незнайке. Количество и счет: знаки «=», «+», «- «, математические
задачи. Величина: сравнение предметов. Ориентировка в пространстве: ориентировка на
листе бумаги.
Практическая работа: игра «Решаем задачи», «Напиши правильно знаки», «Помоги
Незнайке», «Слуховой диктант».
Тема 4. Смотри, слушай, делай. Количество и счет: счёт по образцу и названному числу,
независимость числа от пространственного расположения предметов. Геометрические
фигуры: сравнение предметов с фигурами. Ориентировка во времени: части суток.
Практическая работа: игра «Смотри, слушай, делай», «Сосчитай и напиши», «На
какие фигуры похожи предметы в группе», «Части суток».
Тема 5. Кто что считал. Количество и счет: знаки «<», «>»,«=», « +», соотнесение
количества предметов с цифрой, состав числа шесть из двух меньших. Геометрические
фигуры: треугольник, трапеция. Логическая задача: дорисовка предмета.

Практическая работа: игра «Кто, что считал», «Напиши правильно знаки»,
«Домики», «Дорисуй недостающий домик», работа со счетными палочками.
Тема 6. Мышкины задачи. Количество и счет: соотнесение количества предметов с
цифрой, математическая загадка. Ориентировка во времени: ознакомление с часами.
Практическая работа: игра «Посчитай и обведи цифру», «Придумай вопросы»,
«Отгадай загадку», «Какие бывают часы».
Тема7. Посчитай с зайчиком. Количество и счет: установление соответствия между
количеством предметов и цифрой. Ориентировка во времени: дни недели. Ориентировка в
пространстве: положение предмета по отношению к себе и другому лицу.
Практическая работа: игра «Соедини правильно», «Смотри и считай», «Помоги
зайчику», «Нарисуй правильно».
Тема 8. Овощная математика. Количество и счет: порядковый счет, счет по названному
числу, состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: овал. Логическая задача:
установление связей и зависимостей «За каким пеньком спрятался зайка».
Практическая работа: игра «Посчитай и раскрась», «Слушай и рисуй», «Рисуем
овалы».
Тема 9. Слушай, измеряй, рисуй. Количество и счет: арифметические задачи, решение
примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка в пространстве: ориентировка
на листе бумаги.
Практическая работа: игра «Решаем задачи», «Измеряем линейкой», «Слушай и
рисуй», «Кто в каком домике живет».
Тема 10. Футбольная команда. Количество и счет: цифры от 1 до 9, числа 10,11.
Ориентировка во времени: часы, определение времени. Логическая задача: дорисовка
недостающего предмета.
Практическая работа: игра «Соедини правильно», «Учимся образовывать числа 11»,
«Дорисуй недостающую елочку», «время на часах».
Тема 11. Вышла курочка гулять, нам задачки задавать. Количество и счет:
независимость числа от пространственного расположения предметов, математическая
загадка, отношения между числами, состав числа из двух меньших. Геометрические
фигуры: рисование символического изображения животных.
Практическая работа: игра «Посчитай и напиши», «Отгадай загадку», «Дорисуй
смородинки», «Рисуем зайку».
Тема 12. Прыгать заинька горазд, прыгнул он двенадцать раз. Количество и счет: число
12. Геометрические фигуры: дорисовывание кругов до знакомых предметов. Ориентировка
во времени: определение времени на часах. Логическая задача: дорисовка недостающего
предмета.
Практическая работа: игра «Пишем число 12», «Найди и обведи», «Преврати круги в
предметы».
Тема 13. Считай и записывай. Измеряй и начерти. Количество и счет: отношения
между числами, математическая загадка, состав числа из двух меньших. Величина:
измерение длины отрезка. Ориентировка во времени: осенние месяцы.
Практическая работа: игра «Составляем и решаем задачи», «Считай и записывай»,
«Измерь и начерти», «Дорисуй шарики».
Тема 14. Сколько карандашей у мышки. Количество и счет: число 13, математическая
задача, решение примеров, рисование в тетради в клетку. Логическая задача: разделение
предмета на части.
Практическая работа: игра «Составляем и решаем задачи», «Соедини правильно»,
«Сколько карандашей у мышки», «Пишем 13».
Тема 15. Весёлый треугольник. Количество и счет: решение примеров, знаки «+», «-«,
соответствие между цифрой и количеством предметов. Величина: выше, глубже.
Геометрические фигуры: элементы треугольника (вершина, стороны, углы). Логическая
задача: сравнение, установление последовательности событий.

Практическая работа: игра «Рисуем треугольник», «Напиши правильно», «Помоги
Незнайке», «Слушай, смотри, делай».
Тема 16. Зимние считалки. Количество и счет: Число 14. Дни недели. Логическая задача:
сравнение, установление последовательности событий.
Практическая работа: игра «Пишем число 14», «Дни недели», «Найди отличия».
Тема 17. Белка собирает шишки. Количество и счет: счёт по образцу и названному
числу, арифметическая задача, состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры:
дорисовывание прямоугольника до знакомых предметов.
Практическая работа: игра «Составляем и решаем задачи», «Дорисуй
прямоугольники», «Посчитай и нарисуй», «Помоги мальчикам».
Тема 18. Все пятнадцать кораблей. Количество и счет: число 15, соотнесение
количества предметов с цифрой. Геометрические фигуры: рисование символического
изображения кошки.
Практическая работа: игра «Слушай, считай, записывай», «Пишем число 15»,
«Допиши и соедини правильно», «Рисуем кошку».
Тема 19. Из чего составлен гусь. Количество и счет: числа от 1 до 15, решение примеров.
Геометрические фигуры: дорисовывание овалов до знакомых предметов. Логическая
задача: установление связей и зависимостей.
Практическая работа: игра «Обведи правильно», «Решаем примеры», «Смотри и
закрашивай», «Подели яблоки».
Тема 20. Кот Антошка жил у нас, до 16 считал. Количество и счет: число 16.
Величина: измерение линейкой. Ориентировка во времени: определение времени по часа.
Логическая задача: установление связей и зависимостей.
Практическая работа: игра «Пишем число 16», «Логическая задача», «Нарисуй
правильно время на часах».
Тема 21. Помоги Незнайке написать знаки. Количество и счет: математическая загадка,
знаки «+», «-«, состав числа из двух меньших. Геометрические фигуры: дорисовывание
треугольников до знакомых предметов.
Практическая работа: игра «Отгадай загадку», «Помоги Незнайке написать знаки»,
«Дорисуй правильно», «Дорисуй треугольники».
Тема 22. Какие примеры решал снеговик. Количество и счет: число 17, решение
примеров, счёт по образцу и названному числу. Ориентировка во времени: часы (стрелки,
циферблат). Логическая задача: поиск недостающей фигуры.
Практическая работа: игра «Пишем число 17», «Какие примеры решал снеговик»,
«Нарисуй правильно», «Нарисуй стрелки к часам».
Тема 23. Посчитать себя хотят 17 маленьких утят. Количество и счет: число 17.
Геометрические фигуры: рисование символического изображения собачки. Ориентировка
на листе бумаги.
Практическая работа: игра «Продолжи узор», «Слушай и рисуй», «Будь
внимательным», «Рисуем собачку».
Тема 24. Будем знакомы – восемнадцать ярких птичек. Количество и счет: число 18,
состав числа из двух меньших, счёт по названному числу. Геометрические фигуры:
вершины, стороны, углы. Логическая задача: поиск недостающей фигуры.
Практическая работа: игра «Помоги животным правильно написать цифры»,
«Пишем число 18», «Дорисуй цветок», «Посчитай и напиши».
Тема 25. Времена года. Количество и счет: число 18, решение примеров. Ориентировка во
времени: времена года. Ориентировка на листе бумаги.
Практическая работа: игра «Решаем примеры», «Когда это бывает», «Дорисуй
картину».
Тема 26. Чтобы всех пересчитать – 19 надо знать. Количество и счет: число 19, состав
числа из двух меньших чисел. Величина: сравнение предметов по величине. Установление
последовательности событий.

Практическая работа: игра «Пишем число 19», «Считай и записывай», «Дорисуй
шарикам ниточки», «Скольким утятам подарили сапожки».
Тема 27. Зачем зайка измеряет дорожку. Количество и счет: число 19. Величина:
измерение линейкой. Геометрические фигуры: дорисовывание квадратов до знакомых
предметов.
Практическая работа: игра «Дорисуй квадраты», «Куда зайчик придет быстрее»,
«Кто какой предмет выкладывал», «Рисуем лошадку».
Тема 28. Сшил ёжик 20 сапожек. Количество и счет: число 20, решение примеров,
задачи. Логическая задача: установление связей и зависимостей.
Практическая работа: игра «Пишем число 20», «Решаем примеры», «Решаем
задачу», «Закрась правильно», «Дорисуй недостающую фигуру».
Тема 29. Кто в домике живёт. Количество и счет: решение арифметической задачи,
примеров. Величина: измерение линейкой. Ориентировка на листе бумаги. Работа в
тетради в клетку. Логическая задача «В каком домике живет мальчик».
Практическая работа: игра «Сколько цветов на столе», «Где чей домик», «Дорисуй
узор».
Тема 30. Математические загадки. Количество и счет: знаки «=», «-«, математическая
загадка, соотнесение количества предметов с цифрой. Величина: измерение линейкой.
Определение времени на часах.
Практическая работа: игра «Помоги собачкам правильно написать знаки», «Измерь
правильно», «Соедини правильно», «Обведи нужную цифру».
Тема 31. Кто какой пример решал. Количество и счет: соотнесение количества
предметов с числом, решение примеров. Геометрические фигуры: квадрат, треугольник,
прямоугольник. Ориентировка во времени: дни недели.
Практическая работа: игра «Сосчитай и дорисуй», «Кто какой пример решал»,
«Дорисуй правильно», «Рисуем бабочку».
Тема 32. Морские считалки. Количество и счет: соответствие между количеством
предметов и цифрой. Ориентировка по отношению к другому лицу. Логическая задача:
установление связей и зависимостей.
Практическая работа: игра «Сосчитай и дорисуй», «Нарисуй правильно», «Закрась
предмет», «Сосчитай и дорисуй».
Тема 33. Весенние месяцы принесли задачи-шутки. Количество и счет: задачи-шутки,
решение примеров, математические загадки. Ориентировка во времени: весенние месяцы.
Практическая работа: Дидактические игры «Рисуем картину», «Реши задачу»,
«Задачи – шутки», «Напиши правильно».
III. Повторение изученного материала.
Тема 34. Повторение изученного материала. Составление и решение задач. Решение
примеров. Задания по разделам «Геометрические фигуры», «Величина».
Тема 35. Повторение изученного материала. Задания по разделам «Ориентирование во
времени», «Ориентирование в пространстве». Логические задачи.
IV. Итоговое занятие
Тема 36. Итоговое занятие Познавательно – развлекательное мероприятие «И прекрасна,
и сильна Математики страна». Тест на усвоение программы.

Методические материалы
Методы и приемы работы с детьми в непосредственно образовательной
деятельности:
Словесные методы: описание, рассказ, беседа.
Наглядные методы: показ, имитация, звуковые и зрительные ориентиры,
использование наглядных пособий.
Практические методы: игровые приемы, конкретные задания, поддержка и

помощь.
Приемы: объяснение, показ, пояснение, повторение, подражание, вопросы.
Занятия проходят по следующей схеме:
- Повторение изученного (3 мин.). Для этого используются специально разработанные для
этого курса брошюрки (рабочие тетради).
- Подготовка к усвоению новых знаний (2 мин.). Включение каждого дошкольника в
деятельность, создание благоприятной атмосферы. Ритуальные приветствия.
Использование упражнений на концентрацию внимания, игры на сплочение коллектива. -- Постановка цели, задачи, актуализацию опорных знаний, необходимых для
сознательного восприятия содержания, сообщение плана работы. Создание проблемной
ситуации (или проблемно-поисковой ситуации) для детей, решение которой, они будут
находить в течение всего мероприятия.
- Объяснение нового материала (7 мин.). Раскрытие содержания учебного материала. В
ходе основной части педагогу можно использовать различные приемы руководства:
наглядные, практические и словесные, позволяющие решать программные задачи занятия
и поставленные проблемно-поисковые ситуации.
- Физминутка (1 мин.).
- Закрепление изученного материала (7 мин.) Выполнение воспитанниками
индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий
обобщающего и систематизирующего характера. Самостоятельная умственная и
практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В
процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения
(минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное
объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата
- Физминутка (1 мин.).
- Подведение итогов. (4 мин.). Подведение итогов занятия. Создание предпосылок к
дальнейшим занятиям. Оценка результатов, рефлексия, самооценка, поощрения. Ритуал
прощания. Объяснение домашнего задания

Оценочные материалы
Формы и периодичность текущего контроля и промежуточной аттестации
Текущий контроль результативности деятельности по программе осуществляется
в форме выполнения учащимися практической работы, где выявляется уровень их
практической подготовки, наблюдения за деятельностью учащихся, самоанализа и анализа
выполняемых ими работ.
Текущий контроль осуществляется с фиксацией результатов в журнале учета рабочего
времени на основании следующих критериев:
«зачет» - учащийся овладел 50-100 % знаний, умений, навыков, предусмотренных
программой за конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в
полном соответствии с их содержанием, выполняет практические задания.
«незачет» - учащийся овладел менее чем 50 % знаний, умений, навыков, как правило,
избегает употреблять специальные термины, испытывает серьезные затруднения в
выполнении заданий.
Промежуточная
аттестация по
результатам
освоения
материала
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы проводится в форме
выполнения заданий по любому из шести разделов – практическая и теоретическая части.
Критерии оценки уровня теоретической подготовки:
Текущий контроль осуществляется с фиксацией результатов в журнале учета
рабочего времени на основании следующих критериев:
«зачет» - учащийся овладел решением 50-100 % заданий, предусмотренных программой за
конкретный период; специальные термины употребляет осознанно и в полном

соответствии с их содержанием, выполняет практические задания.
«незачет»- учащийся овладел решением менее чем 50 % заданий, как правило, избегает
употреблять специальные термины, испытывает серьезные затруднения в выполнении
заданий практического характера.
Критерии оценки уровня практической подготовки:
3 балла – выполняют задания, отвечают правильно и уверенно
2 балла – отвечают с ошибками, справляются с заданиями с не большой помощью
взрослого
1 балл – затрудняются
Результаты промежуточной аттестации оформляются протоколом и фиксируются в
журнале учета рабочего времени педагога дополнительного образования в разделе
«аттестация обучающихся». Педагог отмечает результат освоения программы учащимся
по уровням 3, 2 и 1
Тестовые задания промежуточной аттестации по программе «Занимательная математика»
см. в приложении 1. 2.
Промежуточная аттестация по программе «Детство. Занимательная математика»
первый год обучения
Итоговое занятие «Путешествие в страну Математики»
Цель: Цель: выявить теоретические знания в соответствии с программными требованиями.
Ход занятия:
На занятие другой педагог приносит письмо и говорит: «Вам письмо».
Педагог: «Большое спасибо. Сейчас посмотрим…» Рассматривает конверт и
удивленно говорит: «Ребята, это письмо нам прислала сама Царица Математика. Вот,
послушайте, что она пишет». Читает письмо.
Конверт с письмом оформлен цифрами, знаками, геометрическими фигурами.
1. Письмо Царицы Математики:
«Здравствуйте, дорогие ребята! Пишет вам Царица Математика. Мне очень нужна ваша
помощь. Дело в том, что в мое математическое царство забрался двоечник и хулиган. Он
сотворил ужасные вещи: разрушил геометрические фигуры в моем городе, совершенно не
знает цифр. Этот двоечник решил задачи с ошибками!
Все нарушилось в моем математическом царстве-государстве! Жители моей страны
страшно напуганы, и некому нам помочь.
Дорогие ребята, если вы смелые, сообразительные, внимательные и не боитесь
трудностей, поспешите к нам на помощь! Математическое царство в опасности.
Ваш друг Царица Математика».
Педагог: «Ну, что, ребята, поможем Царице Математике навести порядок в
ее математическом царстве-государстве?»
Дети: «Да, да, поможем!»
Педагог: «Но попасть в это царство совсем непросто. Нам предстоит преодолеть много
препятствий, ответить на много вопросов, решить трудные задачи. Вы готовы к
этому? (Да) Тогда в путь! В страну «Математика» нужно на чем-то добраться.
Какие виды транспорта вы знаете? (Самолет, поезд)
А на чем мы будем путешествовать, вы узнаете, если выполните первое задание.
Задание 1.
На столе листы в клетку для каждого ребёнка, на нем нарисованы кружочки и цифры. На
фланелеграфе крупный экземпляр задания.
: А на чем мы с вами отправимся, вы сейчас догадаетесь сами. Перед вами листок бумаги,
а на ней цифры. Соединив цифры по порядку, мы узнаем на чем мы с вами полетим.
Дети соединяют цифры от 1 до 10 прямой линией на своих карточках один ребенок на
крупном экземпляре.
Педагог: Кто желает выполнять это задание у доски? Дети выполняют задание, у них

получается ракета.
Педагог: Так на чем мы с вами полетим? Что у нас получилось?
Дети: ракета.
(Выставляется ракета.)
Работа с геометрическими фигурами (классификации фигур):
• по цвету;
• по форме;
• по величине.
Педагог: Ну вот, сядьте поудобнее, займите свои места (дети садятся за столы). Но
чтобы поднялась наша ракета, нам надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них.
Перед вами на тарелочках– разноцветные геометрические фигуры. (У каждого ребенка
набор геометрических фигур.). Выложите все фируры перед собою на стол в один ряд.
Поднимите и покажите самый большой круг?
Теперь поменьше круг?
Еще меньше?
Сколько красных фигур?
Сколько желтых?
А сколько всего геометрических фигур?
А сейчас в правую руку возьмите желтый треугольник, а в левую красный квадрат.
Сравним их. Чем они похожи? Чем отличаются?
Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны одинаковой длины.
Вам его представить рад
Как зовут его (квадрат.)
Дети нажимают на квадрат.
Звучит космическая музыка.
Педагог: Делаем отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 - пуск.
Вот и прилетели. Кто это нас встречает?
(На доске схема человечка для игры «Танграм»).
Задание 2.
Педагог: Какой интересный человечек. Давайте послушаем что он говорит: (запись на
магнитофоне):
Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, вам предстоит стать
спасателями и строителями нашего города. Давайте мы его восстановим. Вспомните, из
чего состоит город».
Дети: «Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений».
Задание 2 «Построй город из геометрических фигур»
Ход: дети конструируют на ватмане из геометрических фигур, т. е. «восстанавливают
разрушенный город»: дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц.
Работа проходит в быстром темпе.
Педагог:
«Молодцы,
ребята! Вы
оказались
замечательными
строителями.
Ожила математическая страна, но впереди у нас еще много дел! Идем дальше.
Но путь нам преграждает огромная куча камней. Как же нам пройти дальше.
На полу камни (кубики) разные по цвету и величине.
Задание 3.
Дети разбирают завал из камней, разлаживают камни в ряд на столе.
Теперь выполните следующее задание:
Педагог: • Сколько всего камней? • Коля, пойди и громко сосчитай.
• Если нам надо узнать, на каком месте вот этот камень (указываю на последний, то как
мы будем считать? • Верно, мы будем считать по порядку.
• Кто хочет посчитать по порядку? (Желающие считают.) • Который по счету красный

камень? • А на каком по счету месте вот этот большой зелёный камень? (Указывает на
шестой.) • А вот этот? (Указываю на третий.) Какого он цвета и размера? И т. д.
Педагог выслушав ответы детей, объясняет задание: «Постарайтесь запомнить, в каком
порядке расположены камни. Сейчас один камень я спрячу, а вы скажете, который по
счету он был. Затем дети закрывают глаза, а воспитатель убирает 1 из
камней. (Упражнение повторяют несколько раз). Затем предлагаю желающему называть
порядковый номер и цвет каждого камня: «Первый — голубой, второй — зеленый.»
Дорога расчищена. А теперь я предлагаю выполнить следующее задание.
Задание №4 Оно называется «Не зевай, на вопросы отвечай!»
Дни недели: показ модели дней недели
1. Какой сегодня день недели?
2. Какой день недели был вчера?
3. Какой день недели будет завтра?
4. Сколько всего дней в неделе?
5. Какой день идёт после четверга?
6. Как называется пятый день недели?
7. С какого дня начинается неделя?
8. Как называются «выходные» дни недели?
9. Какой день недели между понедельником и средой? Молодцы! Справились и с этим
заданием.
Задание №5. Составление и решение арифметических задач
Педагог открывает коробочку, в ней картинки для составления задач. Предлагаю
составить по картинкам задачи. Напоминаю, что это задание самое трудное. Составление
и решение арифметических задач Решение задач. (Составление задач детьми). Ребята,
можно ли решить эту задачу: «На стоянке было 6 машин. Уехала 1 машина. Какой был
номер у машины?»
Дети: Нельзя.
Педагог: - Как надо изменить вопрос? - Сколько машин осталось? - Решите еще мою
задачу: «На березе созрели три яблока, а на дубе два. Сколько яблок созрели?»
Дети: Нисколько, потому что ни на березе, ни на дубе яблоки не растут.
Педагог: А теперь я предлагаю поиграть в игру: Игра «Кто самый внимательный
Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате,
на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто
ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.
«Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми
заданиями. Ну, а теперь, последнее задание Игра «Что, где?» Математический диктант.
А теперь пора нам возвращаться домой.
Но чтобы лететь назад, нам опять надо найти нужные кнопки и правильно нажать на них.
Давайте возьмём листочек бумаги и карандаш в руки и выполним математический
диктант:
• В левом верхнем углу нарисуем квадрат.
• В правом нижнем углу овал.
• В левом нижнем углу прямоугольник.
• В правом верхнем углу треугольник.
• А посередине круг.
Какие же вы молодцы, ребята, со всеми заданиями справились.
Осталась еще одна главная кнопочка. Вы должны ее угадать по загадке.
Нет углов у меня,
И похож на блюдо я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо и колесо. (Круг)
Опять берем старт. Отсчитываем: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, 0. Пуск! Полетели!

Подведение итогов: «Мы приземлились! Ну вот мы и дома, в детском саду.
Тестовые задания промежуточной аттестации
по программе «Детство. Занимательная математика» второй год обучения
Итоговое занятие: «И прекрасна, и сильна Математики страна»
Цель: выявить теоретические знания в соответствии с программными требованиями.
Тест на усвоение программы.
Расставь по порядку числа:
1 8 2 9 3 10 5 4 7 6
Поставь между числами знаки «» , «
2….1 4 …7 5 …5 8…2 3….6
Фигура по клеточкам.

Нарисуйте каждому мишке шарик в правой руке.

Раздели эти предметы на несколько
групп. Обведи группы карандашами
разного цвета.

6. Из-за куста торчат 8 ушек. Там сидят зайчики. Сколько зайчиков сидит
за кустом?
4 3 2 8
7. 2 автобуса ехало в город. По дороге они встретили 3 грузовика. Сколько машин ехало в
город?
2 5 3
нисколько
8. На воде - две уточки,
Во дворе - две курочки,
Два гуся- в пруду,
Один индюк в саду.

Сколько птиц всего в саду? Считайте!
6 8 4 7
9. Дружно муравьи живут
И без дела не снуют.
Три несут травинку,
Три несут былинку,
Три несут иголки.
Сколько их под ёлкой?
10 9 7 8
ТЕСТ
«Сложение и вычитание чисел в пределах»
1. Подчеркни правильный ответ на вопрос: “Что служит для счета предметов?”
а) цифры
б) числа
2.Среди данных чисел подчеркни наименьшее число.
8, 5, 2, 6, 9, 10
3. Среди данных чисел подчеркни наибольшее число.
4, 2, 3, 1, 7, 5
4. Подчеркни выражения, в которых выполняется сложение.
3 + 6 7 – 1 2 + 0 9 + 1 = 10
5. Зачеркни выражения, в которых не выполняется сложение.
7–1=62+1=34+3=78–42+2=4
6. В данных выражениях обведи кружочком второе слагаемое.
4-2=23+3=62+4=68–8=0
7. В данных выражениях обведи сумму чисел.
5+53+28–52+1=38=8
8. Подчеркни правильный ответ на вопрос: “Изменится ли сумма от перестановки
слагаемых?”
а) да б) нет
9. Соедини линиями примеры с одинаковыми ответами.
2+35+14+36+2
1+53+43+22+7
10.Вставь пропущенное число.
3+5=86+3=97+1=8
5 +…= 8 3 +…= 9 1 + 7 =…
11.Подчеркни выражения, в которых выполняется вычитание.
4–1=35–26+38–1=74+3
12.В данных выражениях обведи кружочком вычитаемое.
6–1=53+1=42+2=43–3=0
13.В данных выражениях обведи кружочком уменьшаемое.
7–5=23–0=31+4=58–2=6
14.Найди и подчеркни решение, с помощью которого можно ответить на вопрос.
а) На сколько 5 больше 3? 5 + 3 5 – 3
б) На сколько 2 меньше 6? 6 – 2 2 + 6

Условия реализации программы
Методическое сопровождение
– консультация для родителей «Занимательная математика дома»;
– электронные математические игры для дошкольников;
– видео-презентации.
Дидактические материалы:

Для обеспечения наглядности и доступности изучаемого материала педагог может
использовать наглядные пособия следующих видов: геометрические фигуры и тела;
палочки Х. Кюизинера; наборы разрезных картинок; сюжетные картинки с изображением
частей суток и времён года; полоски, ленты разной длины и ширины; цифры от 1 до 9;
игрушки: куклы, мишка, петушок, зайчата, лиса, волчонок, белка, пирамидка и др.;
мольберт; чудесный мешочек; пластмассовый и деревянный строительный материал;
геометрическая мозаика; счётные палочки; предметные картинки; знаки – символы;
игры на составление плоскостных изображений предметов; обучающие настольнопечатные игры по математике; мелкие конструкторы и строительный материал с набором
образцов; геометрические мозаики и головоломки; занимательные книги по математике;
задания из тетради на печатной основе для самостоятельной работы; простые карандаши;
наборы цветных карандашей; линейки и шаблоны с геометрическими фигурами;
небольшие ножницы; наборы цветной бумаги; конспекты.
Дидактический материал подбирается и систематизируется в соответствии с учебнотематическим планом (по каждой теме), возрастными и психологическими особенностями
детей, уровнем их развития и способностей.
Материально-техническое обеспечение программы
Для успешной реализации программы необходимо иметь просторные кабинеты,
которые соответствует требованиям техники безопасности, пожарной безопасности,
СанПиН 2.4.1.3049-13. Создание предметно-развивающей среды происходит с учетом
принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной
образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей
Помещение: Для занятий имеется просторное, сухое с естественным доступом
воздуха, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Столы и
стулья соответствуют росту детей. Учебная комната оформлена в соответствии с
эстетическими нормами.
Игры и канцелярские принадлежности находятся в доступных для детей
индивидуальных шкафах.
Технические средства: компьютер и мультимедийное оборудование.
Кадровое обеспечение. Занятия по дополнительной общеразвивающей программе
«Детство. Занимательная математика» могут вести педагоги дополнительного
образования детей, имеющие специальное образование или курсовую подготовку,
имеющие опыт работы с детьми дошкольного возраста, владеющие знаниями о
возрастных особенностях детей 5-7 лет. Реализацию программы осуществляет педагог
дополнительного образования Шахова Татьяна Анатольевна.

Список литературы
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

для педагога:
Колесникова Е.В. Программа «Математические ступеньки».- М.: Ювента, 2010.
Колесникова Е.В. Математика для детей 5-6 лет: методическое пособие. - М.:
Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Математика для детей 6-7 лет: методическое пособие. - М.:
Ювента, 2013 .
Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Диагностика математических способностей детей 6-7 лет. - М.:
Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу
по математике для детей 5-6 лет. – М.: Ювента, 2013.
Колесникова Е.В. Учебно-методическое пособие к демонстрационному материалу

по математике для детей 6-7 лет. – М.: Ювента, 2013.
9. «От рождения до школы» примерная общеобразовательная программа
дошкольного образования [Текст] / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2014.
для учащихся и родителей:
1. Васильева Н.Н.,. Новоторцева Н.В Развивающие игры для дошкольников. –
Ярославль: Академия развития, 2006.
2. Волина В.В. Праздник числа – М.: Знание, 2003
3. Гаврина С.Е. Веселые задачки для маленьких умников. – Ярославль: Академия
развития, 2006.
4. Галанова Т.В. Развивающие игры с малышами. – Ярославль: Академия развития,
2006.
5. Дьяченко В.В. Чего на свете не бывает? – М.: Просвещение, 2011
Интернет-ресурсы:
1. Занимательный материал в обучении дошкольников элементарной математике
http://nsportal.ru/detskii-sad/matematika/zanimatelnyi-material-v-obucheniidoshkolnikov-elementarnoi-matematike
2. Занимательные
задачки
для
дошкольника!
http://www.baby.ru/community/view/30500/forum/post/38583820
3. Занимательная математика, занимательные задачи по математике.
http://www.myadept.ru/page/zanimatelnaya-matematika
4. Интересная
математика
и
счет
для
дошкольников
http://kazinopa.ru/matematika/interesnaya-matematika-i-schet-dlya-doshkolnikov/
5. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников
http://bib.convdocs.org/v14303

–
–
–
–
–

Календарно-тематический план
по программе «Детство. Занимательная математика»
на 2022-2023 учебный год
1 год обучения
(группы: 5, 6)
№
пп

Разделы и темы

I
1.

Вводное занятие.
Вводное занятие. Входная
диагностика. Тестовые
задания.
Количество и счёт.
Величина.
Геометрические фигуры.
Ориентировка в
пространстве.
Логические задачи.
Начинает счет всему.

II.

2.

Колво
часов
1
1

32

1

Теория

Практи
ка
1
1

16

Дата

04. 09. 22

Вид
контроля
Беседа,
д/ игры

16

0,5

0,5

11.09.22

Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции

3.

Что получится у нас.

1

0,5

0,5

18.09.22

4.

Трое их живёт в избушке.

1

0,5

0,5

25.09.22

5.

Кто больше.

1

0,5

0,5

02.10.22

6.

Как получилось число 5.

1

0,5

0,5

09.10.22

7.

Пять под березой один под
осиной, сколько их будет в
плетенной корзине.

1

0,5

0,5

16.10.22

8.

Считай, сравнивай,
записывай.

1

0,5

0,5

23.10.22

9.

Число, цифра и предмет.

1

0,5

0,5

30.10.22

10

Цифру эту раньше знал: это
круг или овал.

1

0,5

0,5

06.11.22

11

Кто внимательный.

1

0,5

0,5

13.11.22

12

Слушай, считай,
складывай.

1

0,5

0,5

20.11.22

13

Назови скорее – сколько
дней в неделе.

1

0,5

0,5

27.11.22

14

Два друга, два круга стоят
друг на друге.

1

0,5

0,5

04.12.22

Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
и самооценка
по образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции

15

А теперь ты сам считай.

1

0,5

0,5

11.12.22

16

Подарки Деда Мороза.

1

0,5

0,5

18.12.22

17

Кто пришёл в гости к Тане.

1

0,5

0,5

25.12.22

18

Девятый вал.

1

0,5

0,5

15.01.23

19

Где обедал воробей.

1

0,5

0,5

22.01.23

20

Ничего нет проще, число
десять написать.

1

0,5

0,5

29.01.23

21

Примеров много, а ответ
один.

1

0,5

0,5

05.02.23

22

Помоги зверюшкам.

1

0,5/

0,5

12.02.23

23

Складываем, вычитаем.
Записываем.

1

0,5

0,5

19.02.23

24

Где пять.

1

0,5

0,5

26.02.23

25

Весёлые фигуры.

1

0,5

0,5

05.03.23

26

Составь задачу.

1

0,5

0,5

12.03.23

Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной

работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции

27

Решаем, рассуждаем,
рисуем.

1

0,5

0,5

19.03.23

28

Кого боится зайка.

1

0,5

0,5

26.03.23

29

Найди всему своё место.

1

0,5

0,5

09.04.23

30

Чего и сколько не хватает.

1

0,5

0,5

16.04.23

31

Что растёт на нашей
грядке.

1

0,5

0,5

23.04.23

32

Звери шли на водопой.

1

0,5

0,5

30.04.23

33

Цветочная корзина.

1

0,5

0,5

07.05.23

2
1

2
1

14.05.23

Беседа,
Опрос.

1

1

21.05.23

Беседа,
Опрос.

1
1

1
1

III
Повторение.
34 Повторение изученного
материала. Составление и
решение задач. Решение
примеров. Задания по
разделам «Геометрические
фигуры», «Величина».
35 Повторение изученного
материала. Задания по
разделам
«Ориентирование во
времени»,
«Ориентирование в
пространстве».
Логические задачи.
IV
Итоговое занятие.
36 Итоговое занятие
«Путешествие в страну

28.05.23

Беседа,
Опрос.

Математика».

Д/ игры

Календарно тематический план
по программе «Детство. Занимательная математика»
на 2022 - 2023 учебный год
2 год обучения
(группы 1, 2, 3, 4)
№
пп

Разделы и темы

I
1.

2.

Вводное занятие.
Вводное занятие. Входная
диагностика. Тестовые
задания.
Количество и счёт.
Величина.
Геометрические фигуры.
Ориентировка в
пространстве.
Логические задачи.
С зайкой посчитай – ка.

3.

II.

Колво
часов
1
1

32

Теория

Практи
ка
1
1

16

Дата

04. 09. 22

Вид
контроля
Беседа,
д/ игры

16

1

0,5

0,5

11.09.22

Помоги Незнайке.

1

0,5

0,5

18.09.22

4.

Смотри, слушай, делай.

1

0,5

0,5

25.09.22

5.

Кто что считал.

1

0,5

0,5

02.10.22

6.

Мышкины задачи.

1

0,5

0,5

09.10.22

7.

Посчитай с зайчиком.

1

0,5

0,5

16.10.22

8.

Овощная математика.

1

0,5

0,5

23.10.22

Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
и самооценка
по образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по

9.

Слушай, измеряй, рисуй.

1

0,5

0,5

30.10.22

10

Футбольная команда.

1

0,5

0,5

06.11.22

11

Вышла курочка гулять,
нам задачки задавать.

1

0,5

0,5

13.11.22

12

Прыгать заинька горазд,
прыгнул он двенадцать
раз.

1

0,5

0,5

20.11.22

13

Считай и записывай.

1

0,5

0,5

27.11.22

14

Сколько карандашей у
мышки.

1

0,5

0,5

04.12.22

15

Весёлый треугольник.

1

0,5

0,5

11.12.22

16

Зимние считалки.

1

0,5

0,5

18.12.22

17

Белка собирает шишки.

1

0,5

0,5

25.12.22

18

Все пятнадцать кораблей.

1

0,5

0,5

15.01.23

19

Из чего составлен гусь.

1

0,5

0,5

22.01.23

20

Кот Антошка жил у нас,

1

0,5

0,5

29.01.23

словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль

до 16 считал.

21

Помоги Незнайке
написать знаки.

1

0,5

0,5

05.02.23

22

Какие примеры решал
снеговик.

1

0,5/

0,5

12.02.23

23

Посчитать себя хотят 17
маленьких утят.

1

0,5

0,5

19.02.23

24

Будем знакомы –
восемнадцать ярких
птичек.

1

0,5

0,5

26.02.23

25

Времена года.

1

0,5

0,5

05.03.23

26

Чтобы всех пересчитать –
19 надо знать.

1

0,5

0,5

12.03.23

27

Зачем зайка измеряет
дорожку. Число 19.

1

0,5

0,5

19.03.23

28

Сшил ёжик 20 сапожек.

1

0,5

0,5

26.03.23

29

Кто в домике живёт.

1

0,5

0,5

09.04.23

30

Математические загадки

1

0,5

0,5

16.04.23

31

Кто какой пример решал.

1

0,5

0,5

23.04.23

выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной

инструкции
Самоконтроль
выполненной
работы по
образцу
Самоконтроль
выполненной
работы по
словесной
инструкции

32

Морские считалки.

1

0,5

0,5

30.04.23

33

Весенние месяцы
принесли.

1

0,5

0,5

07.05.23

2
1

2
1

14.05.23

Беседа,
Опрос.

1

1

21.05.23

Беседа,
Опрос.

1
1

1
1

III
Повторение.
34 Повторение изученного
материала Задания по
разделам «Геометрические
фигуры», «Величина».
35
Повторение изученного
материала Задания по
разделам
«Ориентирование во
времени»,
«Ориентирование в
пространстве».
IV
Итоговое занятие.
36 Итоговое занятие
«И прекрасна, и сильна
Математики страна».

28.05.23

Беседа,
Опрос.
Д/ игры


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».