Шахматы

муниципальное бюджетное 1пlреждение дополнительного образования
<,Щом детского творчества г. Нrокнеудинск)

РАССМОТРЕНО:
на педагогическом совете
протокол Ns

от

,3

'.
f {':,| 20l1

20lЗг

г.
Ji,i001

ДОПОЛНИТЕЛЬt{АЯ ОБr IIF.РАЗВИВАЮЩАЯ IРОГРАММА

(шАхмАты>
Направленностъ : физкультурно-спортивная

Адресат программы: учащиеся 7 -10 лет
Срок реаJIизации: 1 год
Уровень: стартовый

Разработчик программы:
педагог.ЩО
Кривонос Н.А.

Нижнеудинск- 202З

l

Пояснительная записка
Настоящая программа предназначена для шахматного кружка, работающего на базе
младших классов начальной школы и рассчитана на один год обучения. Программа реализует общеинтеллектуальное направление игровой деятельности и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта на
основе Программы «Шахматы, первый год», автор И.Г. Сухин. Программа «Шахматы. Первые шаги (школьники)» – программа физкультурно-спортивной направленности.
Актуальность данной программы состоит в том, что она направлена на организацию
содержательного досуга учащихся, удовлетворение их потребностей в активных формах
познавательной деятельности и обусловлена такими причинами, как рост нервно-эмоциональных перегрузок, увеличение числа педагогически запущенных детей.
В центре современной концепции общего образования лежит идея развития личности
ребёнка, формирование его творческих способностей, воспитание важных личностных качеств. Всему этому и многому другому способствует процесс обучения игре в шахматы.
Жизнь заставляет нас на каждом шагу отстаивать правильность своих воззрений, поступать решительно, проявлять в зависимости от обстоятельств выдержку и твердость, осторожность и смелость, умение фантазировать и умение смирять фантазию. И всё это же самое требуется в шахматах. Они многогранны и обладают огромным эмоциональным потенциалом, дарят «упоение в борьбе», но и одновременно требуют умения мобилизовать,
и концентрировать внимание, ценить время, сохранять выдержку, распознавать ложь и
правду, критически относиться не только к сопернику, но и к самому себе. Шахматы сочетают в себе элементы искусства, науки и спорта. Соприкосновение с этими важными
областями общечеловеческой культуры вызывает в душе ребенка позитивный отклик, способствует гармоничному развитию. Кроме этого, шахматы являются большой школой
творчества для детей, это уникальный инструмент развития их творческого мышления.
Стержневым моментом организации занятий становится деятельность самих учащихся,
когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций и т.д.
Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать
в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую
ущербность.
Шахматы по своей природе остаются, прежде всего, игрой. И ребёнок, особенно в
начале обучения, воспринимает их именно как игру. Сейчас шахматы стали профессиональным видом спорта, к тому же все детские соревнования носят спортивную направленность. Поэтому развитие личности ребёнка происходит через шахматную игру в её
спортивной форме. Спорт вырабатывает в человеке ряд необходимых и требуемых в обществе качеств: целеустремлённость, волю, выносливость, терпение, способность к концентрации внимания, смелость, расчёт, умение быстро и правильно принимать решения в
меняющейся обстановке и т.д. Шахматы, сочетающие в себе также элементы науки и искусства, могут вырабатывать в учащихся эти черты более эффективно, чем другие виды
спорта. Формирование этих качеств нуждается, безусловно, в мотивации, а в шахматах
любое поражение и извлечённые из него уроки способны создать у ребёнка сильнейшую
мотивацию к выработке у себя определенных свойств характера.
О социальной значимости шахмат, их возрастающей популярности можно судить по
таким весомым аргументам как создание международных организаций, занимающихся
популяризацией и пропагандой шахмат, проведение всемирных шахматных олимпиад и

многочисленных международных соревнований. Шахматы становятся всё более серьёзным занятием огромного количества людей и помогают становлению человека в любой
среде деятельности, способствуя гармоничному развитию личности.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и
действенное эффективное средство их умственного развития, формирования внутреннего
плана действий – способности действовать в уме. Игра в шахматы развивает наглядно-образное мышление, способствует зарождению логического мышления, воспитывает усидчивость, вдумчивость, целеустремлённость. Ребёнок, обучающийся этой игре, становится
собраннее, самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах. Экспериментально же было подтверждено, что
дети, вовлеченные в волшебный мир шахмат, лучше успевают в школе, а так же положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких
качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы
волевого управления поведением. В начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному
раскрытию их творческих способностей. Древние мудрецы сформулировали суть шахмат
так: «Разумом одерживать победу». Шахматные игры развивают такой комплекс наиважнейших качеств, что с давних пор приобрели особую социальную значимость – это один
из самых лучших и увлекательных видов досуга, когда-либо придуманных человечеством.
В младшем школьном возрасте происходят радикальные изменения: на первый план
выдвигается формирующая функция обучения, в значительной степени способствующая
становлению психики и наиболее полному раскрытию способностей детей. Занятия в
кружке позволяют реализовать многие позитивные идеи — сделать обучение радостным,
поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Эмоциональная мотивация в обучении шахматам является главной отличительной особенностью данной программы в сравнении
с программами, разработанными для ребят среднего и старшего возраста.
Адресат программы. Возраст детей, занимающихся по программе, 7-10 лет (1-4
классы начальной школы).
Срок освоения программы – 1 учебный год.
Форма обучения – очная.
Режим занятий обусловлен нормативно-правовой базой общеобразовательной школы,
ориентированной на обучение детей младшего школьного возраста. Занятия проводятся
на базе школы один раз в неделю. Количество детей в группе – 12 человек. Каждая группа
подразделяется на два звена. Количество детей, занимающихся одномоментно – 1 звено.
Продолжительность занятия – 2 учебных часа. Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые (игровая деятельность).
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс
по обучению игре в шахматы максимально доступен детям младшего школьного возраста.
Стержневым моментом занятий кружка становится деятельность самих учащихся, когда
они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют
закономерности.
Цели и задачи программы. Основная цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития учащихся, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы.
Задачи программы:
• создание условий для формирования и развития ключевых компетенций учащихся (коммуникативных, интеллектуальных, социальных);
1. Развитие творческих способностей:
- развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.
2. Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:

- активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;
- уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий.
- воспитание умения вести себя в группе во время движения,
-формирование чувства такта, культурных привычек в процессе общения между детьми и
взрослыми.
3. Подготовка ребёнка к восприятию учебного материала в начальной школе. Дети,
вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрее делают
домашнее задание.
• формирование универсальных способов мыслительной деятельности (абстрактно-логического мышления, памяти, внимания, творческого воображения, умения производить логические операции);
• воспитание потребности в здоровом образе жизни.
1. Развитие и тренировка психических процессов:
- Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; развитие логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания, памяти; Привитие кружковцам интереса к шахматной игре.
- Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.
2. Развитие познавательных интересов
- изучение основ шахматной игры,
- расширение кругозора;
Обучение осуществляется на основе общих методических принципов:
• принцип развивающей деятельности: игра не ради игры, а с целью развития личности
каждого участника и всего коллектива в целом.
• принцип активной включенности каждого ребёнка в игровое действие, а не пассивное
созерцание со стороны;
• принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала.
Основой организации работы с детьми в данной программе является система дидактических принципов:
• принцип психологической комфортности – создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса;
• принцип минимакса – обеспечивается возможность продвижения каждого ребёнка своим
темпом;
• принцип целостного представления о мире – при введении нового знания раскрывается
его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира;
• принцип вариативности – у детей формируется умение осуществлять собственный выбор
и им систематически предоставляется возможность выбора;
• принцип творчества – процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности. Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения, и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития. Это позволяет рассчитывать на проявление у детей устойчивого интереса к занятиям шахматами, появление умений выстраивать внутренний план действий, развивать пространственное воображение,
целеустремленность, настойчивость в достижении цели, учит принимать самостоятельные
решения и нести ответственность за них.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребёнка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.

• На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они
применяются при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски,
обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
• Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной
партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на
доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие
чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт
- ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и
основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
• При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребёнок проделывает самостоятельно.
• На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и
т.д.).
• Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое
их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре. Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей
в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
• Практическая игра.
• Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
• Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
• Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
• Участие в турнирах и соревнованиях.

Планируемые результаты
К концу учебного года дети должны знать:
• шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр,
партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, длинная и
короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
• названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
• правила хода и взятия каждой фигуры.
К концу учебного года дети должны уметь:
• ориентироваться на шахматной доске;
• играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
• правильно помещать шахматную доску между партнерами;
• правильно расставлять фигуры перед игрой;
• различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
• рокировать;
• объявлять шах;
• ставить мат;
• решать элементарные задачи на достижение материального перевеса, на мат в один ход.
Результаты образовательной деятельности:
• Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
• Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.

• Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по всем правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определённую прочность знаний и умение применять их на практике.

Учебно-тематический план
№

1.

1.1.
1.2.
2.

2.1.
2.2.
2.3.
2.4.
2.5.
2.6.
3.
4.
5.
6

7
8
9
ИТОГО

Наименование
тем.

разделов,

Количество занятий

Форма промежуточной
(итоговой) аттестации

всего

теория

практика

4

2

2

2
2

1
1

1
1

38

6

32

6
6
6
8
6
6
10
8
4

1
1
1
1
1
1
2
2
2

5
5
5
7
5
5
8
6
2

2

2

-

Ценность фигур. Дидактические
задания.
Мат одинокому королю: матуют
ферзь и ладья.

2

2

-

2

-

2

Практикум

Мат одинокому королю: матует
ферзь.

2

-

2

Практикум

72

18

25

Вводное занятие. Знакомство с
шахматной игрой. Доска. Линии.
Диагонали. Фигуры. Начальное
положение.
Шахматная доска.
Шахматные фигуры.
Начальное положение.
Знакомство с шахматными
фигурами. Ходы фигур, взятие.
Закрепление материала на
игровых упражнениях и
заданиях.
Ладья.
Слон.
Ферзь.
Конь.
Пешка.
Король.
Шах.
Мат.
Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей.
Рокировка. Длинная и короткая
рокировка.

Контрольные задания

Контрольные задания
Контрольные задания
Контрольные задания
Контрольные задания
Контрольные задания
Контрольные задания

Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с шахматной игрой. Доска. Линии.
Диагонали.
Практическая работа: Дидактические игры и задания
• «Горизонталь». Двое играющих по очереди заполняют одну из горизонтальных
линий шахматной доски кубиками (фишками, пешками и т. п.).
• «Вертикаль». То же самое, но заполняется одна из вертикальных линий шахматной доски.

• «Диагональ». То же самое, но заполняется одна из диагоналей шахматной доски.
Тема 2. Фигуры. Начальная позиция.
Практическая работа: Дидактические игры и задания:
• «Волшебный мешочек». В непрозрачном мешочке по очереди прячутся все шахматные фигуры, каждый из учеников на ощупь пытается определить, какая фигура спрятана.
• «Угадайка». Педагог словесно описывает одну из шахматных фигур, дети должны
догадаться, что это за фигура.
• «Угадай». Педагог загадывает про себя одну из фигур, а дети по очереди пытаются угадать, какая фигура загадана.
• «Большая и маленькая». На столе шесть разных фигур. Дети называют самую высокую фигуру и ставят ее в сторону. Задача: поставить все фигуры по высоте.
Тема 3. Шахматные фигуры. Ходы фигур. Взятие.
Белые, чёрные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Закрепление материала на
игровых упражнениях и заданиях.
Ходы и взятие фигур. Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, качество,
легкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки,
взятие на проходе, превращение пешки.
Дидактические игры и задания
• «Игра на уничтожение» – важнейшая игра курса. У ребёнка формируется
внутрен-ний план действий, развивается аналитико-синтетическая функция мышления и
др. Педа-гог играет с учениками ограниченным числом фигур (чаще всего фигура против
фигуры). Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.
• «Один в поле воин». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, расположенные на шахматной доске, уничтожая каждым ходом по фигуре (чёрные фигуры считаются заколдованными, недвижимыми).
• «Лабиринт». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и не перепрыгивая их.
• «Перехитри часовых». Белая фигура должна достичь определенной клетки шахматной доски, не становясь на «заминированные» поля и на поля, находящиеся под
ударом чёрных фигур.
• «Сними часовых». Белая фигура должна побить все чёрные фигуры, избирается
такой маршрут передвижения по шахматной доске, чтобы белая фигура ни разу не оказалась под ударом чёрных фигур.
• «Кратчайший путь». За минимальное число ходов белая фигура должна достичь
определённой клетки шахматной доски.
• «Захват контрольного поля». Игра фигурой против фигуры ведётся не с целью
уничтожения, а с целью установить свою фигуру на определённое поле. При этом запрещается ставить фигуры на клетки, находящиеся под ударом фигуры противника.
• «Защита контрольного поля». Эта игра подобна предыдущей, но при точной игре
обеих сторон не имеет победителя.
• «Атака неприятельской фигуры». Белая фигура должна за один ход напасть на
чёрную фигуру, но так, чтобы не оказаться под боем.
• «Двойной удар». Белой фигурой надо напасть одновременно на две чёрные фигуры.
• «Взятие». Из нескольких возможных взятий надо выбрать лучшее – побить незащищённую фигуру.
• «Защита». Здесь нужно одной белой фигурой защитить другую, стоящую под боем.
• «Выиграй фигуру». Белые должны сделать такой ход, чтобы при любом ответе
чёрных они проиграли одну из своих фигур.

• «Ограничение подвижности». Это разновидность «игры на уничтожение», но с
«заминированными» полями. Выигрывает тот, кто побьёт все фигуры противника.
Тема 4. Шах.
Дидактические игры и задания
• «Шах или не шах». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: стоит ли король под шахом или нет.
• «Дай шах». Требуется объявить шах неприятельскому королю.
• «Пять шахов». Каждой из пяти белых фигур нужно объявить шах чёрному королю.
• «Защита от шаха». Белый король должен защититься от шаха.
• «Первый шах». Игра проводится всеми фигурами из начального положения. Выигрывает тот, кто объявит первый шах.
Тема 5. Мат.
• «Мат или не мат». Приводится ряд положений, в которых ученики должны определить: дан ли мат черному королю.
Тема 6. Ничья. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат.
Дидактическое задание «Пат или не пат». Игра на фрагментах шахматной доски.
Цель шахматной партии. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход
Тема 7. Рокировка. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.
Дидактическое задание «Рокировка».
• «Рокировка». Ученики должны определить, можно ли рокировать в тех или иных случаях.
Дидактические игры и задания
Тема 8. Ценность фигур. Дидактические задания.
Тема 9. Мат одинокому королю.
- Матуют ферзь и ладья.
- Матует ферзь.
• «Два хода». Для того чтобы ученик научился создавать и реализовывать угрозы,
он играет с педагогом следующим образом: на каждый ход учителя ученик отвечает двумя
своими ходами.
Тема 10. Итоговое занятие.
Игра всеми фигурами из начального положения. Самые общие представления о
том, как начинать шахматную партию.

Календарный учебный график
Раздел/месяц
1. Вводное занятие.
Знакомство с шахматной
игрой. Доска. Линии.
Диагонали. Названия фигур.
Начальное положение.
2. Знакомство с шахматными фигурами. Ладья.
3. Слон
4. Ферзь
5. Конь
6. Пешка
7. Король
8. Шах
9. Мат

IX
4

X

4

2

XI

XII

I

II

III

IV

8

2
6

2

6
6
4

4
4

2
6

V

всего

10. Ничья. Пат. Отличие
пата от мата. Варианты
ничьей.
11. Рокировка
12. Ценность фигур
13. Мат одинокому королю

4
2
2
4

Итого:

72

Оценочные материалы и формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это даёт
возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить
для каждого ребёнка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в соревновательной обстановке. Итоговая аттестация – это результат
участия ребёнка в соревнованиях среди школьников.

Методические материалы
Учащиеся знакомятся с историей возникновения шахматной игры, шахматной доской,
фигурами, учатся выполнять различные дидактические задания, разыгрывать положения с
ограниченным количеством фигур, блоки игровых позиций на отдельных фрагментах доски. На занятиях используется материал, вызывающий особый интерес у детей: загадки,
сказки и легенды о шахматах, шахматные миниатюры. Ключевым моментом занятий является деятельность самих детей, в которой они наблюдают за передвижением фигур на доске, сравнивают силу фигур и их позицию, делают выводы, выясняют закономерности, делают свои первые шаги на шахматной доске. На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы-задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам,
лабиринты на шахматной доске, шахматное лото, викторины и др., решение которых даёт
не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об её игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются занимательные рассказы из
истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.

Условия реализации программы
Занятия проходят на базе младших классов СОШ №48. В распоряжении педагога имеется учебный кабинет, оборудованный необходимой ученической мебелью, специальным
инвентарём для занятий шахматами.
Материально-техническое обеспечение
• шахматные доски с набором шахматных фигур;
• демонстрационная шахматная доска с набором магнитных фигур;
• шахматные часы;
• шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий;
• мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек».

Список литературы
для педагога:
1. Ю. Авербах, М. Бейлин; «Путешествие в шахматное королевство»;
2. В. Гришин; «Малыши играют в шахматы»;
3. С. Губницкий, М. Хануков, С. Шедей; «Полный курс шахмат»;
4. В. Зак, Я. Длуголенский; «Я играю в шахматы»;
5. А. Казак; «Маленьким о шахматах»;
6. И. Сухин; «Удивительные приключения в Шахматной стране»;
7. И. Сухин; «Волшебные фигуры, или Шахматы для детей 2 – 5 лет»;
для учащихся:
1. А. Гайштут; «Путешествие по шахматной доске».

Календарно-тематический план
Общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы: 72
учебных часа для каждого учащегося.
№
п/п
1-2
3-4

Тема
Вводное занятие. Шахматная доска. Линии.
Диагонали.
Названия фигур.
Начальная позиция.
Ладья. Ход. Взятие.

Количество
часов
2

Сроки
проведения
занятий
6 сентября

2

13 сентября

6

11-16 Слон. Ход. Взятие.

6

17-22 Ферзь. Ход. Взятие.

6

23-30 Конь. Ход. Взятие. Особенности хода коня.

8

31-36 Пешка. Ход. Взятие. Особенности хода пешки.
Превращение.
37-42 Король. Ход. Взятие. Особенности хода короля.
43-52 Шах.

6
6
10

53-60 Мат

8

61-64 Ничья. Варианты ничьей. Пат. Отличие пата от
мата.
65-66 Рокировка.
67-68 Ценность фигур. Итоговое занятие.
69-70 Мат одинокому королю: матуют ферзь и ладья.
71-72 Мат одинокому королю: матует ферзь.

4

20 сентября 4 октября
11 октября 25 октября
1 ноября 15 ноября
22 ноября 13 декабря
20 декабря-10
января
17 - 31 января
7 февраля 6 марта
13 марта 3 апреля
10 - 17 апреля

2
2
2
2

24 апреля
8 мая
15 мая
22 мая

5-10

Итого: 72 часа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».