Муниципа,тьное бюджетное учреждение дополнительного образования
к,Щом детского творчества г. Нижнеудинск)
РАССМОТРЕНО:
на педагогическом
протокол
NЬ
от i1,0Y
Qовете
r,)
a
z0,!.j
20.1'3г.
r.
ДОПОЛНИТЕЛЪНАЯ ОБrrIF,РАЗВИВАЮЩАЯ IIРОГРАММА
(КУКОЛЪНЫЙ ТЕАТР (В ГОСТЯХ У СКАЗКИ>
Нашравленность
:
художественная
Адресат программы: учащиеся 5-7 лет
Срок реаJIизации: 1 год
Уровень: стартовый
Разработчик программы
педагог.ЩО
Петрова И.А.
:
Нижнеудинск- 202З
Пояснительная записка
Кукольный театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка.
Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой,
воздействует на зрителей. Он рано начинает привлекать внимание детей и таит в себе
большие возможности для их всестороннего развития.
Кукольный театр располагает целым комплексом средств: художественные образыперсонажи, оформление, слово и музыка – все это, вместе взятое, в силу образноконкретного мышления ребёнка, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять
содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Кукла, играющая на сцене, живет для ребенка не условно, она реальность, ожившая сказка.
Занятия театральной деятельностью помогают развить интересы и способности
ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к
познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию
ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего
интеллекта, эмоций. У ребенка развивается интуиция, смекалка и изобретательность,
способность к импровизации, умение комбинировать образы. Так же театрализованная игра
является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Театрализованные
игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир
фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более
раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать
их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.
Дополнительная общеразвивающая программа «Кукольный театр «В гостях у
сказки» разработана на основе
программы «Куклы и дети: кукольный театр и
театрализованные игры для детей от 3 до 5 лет» автор Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Миланович Изд.
«Обруч 2012г.» и «Кукольный театр для детей» автор Н.Ф. Сорокина, Е.В. Степанова –Изд.
Линка Пресс 2020 г.
Направленность программы: художественная.
Актуальность
программы. В современном обществе складывается новый
социальный заказ, а именно — формирование творческой, социально адаптированной
личности. Общество нуждается в инициативных, думающих людях, способных выполнять
творчески любой вид деятельности. В связи с этим встают и новые требования к учебновоспитательному процессу, целью которого должно стать развитие индивидуальности,
творческих способностей, речи, развитие коммуникативных способностей. А кукольный
театр способствует развитию этих качеств, положительно влияет на гармоничное развитие
и играет большую роль в формировании личности ребёнка дошкольного возраста,
доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой,
воздействием на зрителей.
Отличительной особенностью программы является то, что в содержание
включены разделы по развитию речи (артикуляция звука, техника речи, речевое дыхание,
творческие задания), направленные на развитие речи, речевого общения.
За учебный год дети показывают постановки сказок, используя настольный,
пальчиковый, штоковый и перчаточный театр. Программа предусматривает обучение детей
умению изготавливать кукол-персонажей сказок. Увлечение детей одной идеей и
деятельностью дает общий результат – постановка спектакля.
Адресат программы. Программа адресована детям 5-7 лет, независимо от их
половой принадлежности. Набор в группы свободный. Состав группы - постоянный,
разновозрастной в количестве 15 человек.
Срок освоения программы: 1 год (72 часа).
Форма обучения: очная.
1
Режим занятий: Групповые занятия проводятся 2 раза в неделю по 1
академическому часу (ДОУ 130) и 1 раз в неделю по 2 часа (ДОУ 11), с перерывом между
занятиями 5 минут (академический час – 25 минут).
Цель программы: развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста
посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
✓ создать условия для развития творческой активности детей, а также поэтапного
освоения учащимися различных видов театра, творчества, создание персонажей;
✓ познакомить детей с различными видами театров, приемами кукловождения;
✓ развивать мелкую моторику рук, речь, коммуникативные навыки, воображение,
фантазию, память, внимание, выразительность движений; обогащать и
активизировать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи.
✓ воспитывать у детей эстетический, художественный вкус; формировать моральноэтические нормы поведения; воспитывать нравственные качества личности: доброту,
отзывчивость, взаимоуважение, взаимовыручку, сочувствие.
Планируемые результаты
К концу года учащиеся будут
знать:
✓ виды театра;
✓ комплекс артикуляионной гимнастики; кинезиологические упражнения;
✓ особенности кукольного театра (кукловождение);
✓ последовательность изготовления штоковых кукол;
уметь:
✓ изготавливать штоковых кукол для театра;
✓ работать с куклами разных видов: би-ба-бо, перчаточные, пальчиковые, штоковые;
✓ выполнять артикуляционные упражнения, пальчиковую гимнастику.
Учебный план
№
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Тема
Вводное занятие
Что такое театр?
Пальчиковый театр
Настольный театр
Штоковый театр
Кукольный театр Би-ба-бо
Мониторинг
Итоговое занятие
Количество часов
Теория
Практика Всего
1
1
2
8
10
2
6
8
3
7
10
3
11
14
4
18
22
6
6
1
1
Итого:
16
56
72
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (1ч.) Знакомство с учащимися. Инструктаж по технике
безопасности. Правила поведения на занятии. Знакомство с планом работы на год.
Тема 2. Что такое театр? (10 ч.) Виды кукольного театра. Знакомство с понятием
«театр», видами театров. Афиша, декорация, бутафория, занавес. Режиссер, сценарист,
звукооператор, актер-кукольник, художник-декоратор, костюмер, суфлер. Жест,
диалог, монолог. Простейшие упражнения на развитие внимания, чувства темпо-ритма,
фантазии, эмоциональности, мимики и жестикуляции. Основы сценической речи.
2
Упражнения на развитие дыхания, артикуляционная гимнастика, чтение
стихов,
потешек,
небольших
диалогов
для
развития интонационной
выразительности
Беседы: «Что такое театр?», «Кто такой актёр?», «Кто такой зритель?», «Что такое
сцена?», «Что должен делать актёр, чтобы зрителю было интересно?». «Что такое игра,
почему нам нравится играть?», «Правила
игры»,
«Поведение
в
игре:
доброжелательность, доверие, уважение друг к другу».
Упражнения на знакомство: «Назови себя», «Снежный ком», «Ласковое
имя», «Давайте поздороваемся». Психогимнастика: «Летний вечер», «Солнечный
зайчик», «Дождик».
Упражнение «Выключенный звук» на сплочение коллектива.
Упражнения на развитие речи: гимнастика язычка, чистоговорки, скороговорки,
логопедические песенки.
Игры
на
развитие
внимания:
«Самолёты»,
«Игра
с платочками»,
«Музыкальный стул». Игры на развитие воображения, веру и наблюдательность
«Путешествие», «Лесные зверята», «Солнышко улыбается», «Паровоз», «Мышата и
Васька-кот».
Проигрывание миниатюр.
Тема 3. Пальчиковый театр (8 ч.) Простейшие приёмы управления куклами.
Учимся играть сказку. Чтение, пересказ сказки. Изготовление персонажей сказки. Школа
актерского мастерства. Освоение приёмов кукловождения. Освоение приёмов управления
куклами - разговор, хождение, поворот, появление и уход. Разыгрывание знакомых
стихов, отрывков из сказок, используя выразительные средства - мимику, жесты,
интонацию для передачи основных эмоций. Массовые игры. Распределение ролей. Показ
спектакля. Сценическая речь. Дыхательная гимнастика, упражнения на развитие дыхания и
речевого аппарата, скороговорки, потешки, стихи. Упражнения на применение прямой,
косвенной речи. Предлоги.
Беседы: «Сказка - игра», «О бережном отношении к куклам», «Эти разные игры»,
«Что такое спектакль, роль». Основные театральные понятия: театр, сцена, спектакль, роль.
Практическая работа.
Освоение
приёмов
управления настольными,
пальчиковыми куклами:
покачивание, кивок, шажок, прыжок, танец, проходка по
грядке (ширме). Изготовление персонажей.
Игры: «Горячий картофель», «Бабушка Маланья», «Как пошёл наш козёл».
Подвижные игры на развитие внимания, памяти, чувства темпо-ритма «Запомни
своё
место», «Давайте
потанцуем»,
«Домики»,
«Пожарная
машина»,
«Самолёты», «Музыкальный стул».
Ролевые игры на развитие воображения и фантазии: «Утята», «Солнышко», «Лужа»,
«Петрушки», «Бабка Ёжка»;
Упражнения на развитие веры в предлагаемые
обстоятельства
и
наблюдательность: «Путешествие», «Лесные жители», «Солнышко улыбается»,
«Колокольчики», «В гостях у бабушки».
Игры на определение признаков предметов «Угадай, что за предмет?», «Кто во
что одет?», «Сколько предметов одного цвета в комнате?», «Светофор».
Упражнения на развитие внимания, фантазии, воображения, ассоциативного
мышления: «Рифмы», «Ассоциации», «Что за предмет?», «Покажи, как», «Давайте
поколдуем...», «Расскажи о друге», «Кто на что похож».
Дыхательная и артикуляционная гимнастика. Приёмы
правильного
и
чёткого
произношения предложений.
Тема 4. «Настольный театр» (10 ч.) Удивительный мир кукол. Беседа о настольном
театре. Знакомство с техникой изготовления персонажей к сказкам. Правила работы с
материалами, необходимыми для изготовление персонажей. При изготовлении реквизита
3
сотрудничать со сверстниками и педагогом в процессе творческой деятельности.
Виртуальная экскурсия в кукольный театр.
Освоение приёмов кукловождения. Освоение приёмов управления куклами:
разговор, хождение, поворот, появление и уход. Понятия: театральное действие,
персонаж, дыхательная
и артикуляционная гимнастика. Приёмы
правильного и
чёткого произношения предложений.
Практическая работа. Отработка приёмов кукловождения. Освоение приёмов
управления куклами: движение, отображение эмоций, действий, посадка на ширме;
теневые - движение перед лампой, увеличение и уменьшение силуэта, чёткость
изображения; ростовые напольные - шаги, приседания, выражение эмоций руками куклы,
повороты, движения ногами куклы, управление одним кукловодом и двумя.
Игры
на
развитие
внимания,
памяти,
артистичности, темпо-ритма,
взаимодействия в команде, проявление инициативы, импровизации «Путешествие на
север», «Будь внимателен!», «Попляши, покружись, самым ловким окажись!», «Раз!
Два! Три!», «Бабушка Маланья», «Доктор Айболит», «Поварята», «Магазин
игрушек», «Сотовый телефон», «Подводное царство», «Музыкальный стул», «Воробьи
- вороны», «Пираты», «Обезьянки», «Работники и король», «Принц и Золушки».
Тема 5. «Штоковый театр» (14 ч.) Беседа о штоковом театре. Знакомство с
техникой изготовления персонажей к сказкам. Правила работы с трафаретом, ножницами,
красками, карандашами при изготовлении кукол. При изготовлении реквизита
сотрудничать со сверстниками и педагогом в процессе творческой деятельности. Приёмы
управления куклами. Театральное оборудование: ширма. Сценическая речь. Дыхательная
гимнастика. Упражнения на развитие артикуляции, дыхания и речевого аппарата,
скороговорки, потешки, стихи. Упражнения на применение прямой и косвенной речи.
Основы актёрского мастерства.
Беседы «Правила размещение в пространстве», «Диалог, умение слушать»,
«Культура поведения». Понятия «монолог», «диалог». Беседа «Что такое актёрское
мастерство», «Вера в предлагаемые обстоятельства: давайте пофантазируем,
представим, что...», беседа «Как актёры ведут себя на сцене во время
представления», «Артисты - единая семья».
Практическая работа. Основы актёрского мастерства: упражнения на развитие
памяти и фантазии, выразительность эмоций и воспроизведение отдельных черт характера
«Предположим, что...», «Ковёр- самолёт», «Горячий картофель», «Путешествие по
разным странам», «Цирк», «Зоопарк», «Коты на крыше». Упражнения на развитие
восприятия, эмоций, жеста: «Апельсин», «Паучок», «До свидания!», «Баю- бай!», «На
двери висит замок», «Как петух пироги печёт», «Лисичка подслушивает», «Ваське
стыдно», «Зайчонок боится». Упражнения для отдельных групп мышц «Цветок»,
«Насос и мяч», «Старый гриб», «Снеговики», «Шалтай- Болтай», «Котята»,
«Бабочки».
Упражнения
на
развитие внимания, фантазии,
воображения,
ассоциативного мышления: «Рифмы», «Ассоциации», «Что за предмет?», «Покажи,
как», «Давайте поколдуем...», «Расскажи о друге», «Кто на что похож».
Дыхательная и
артикуляционная
гимнастика:
«Свеча»,
«Карниз»,
«Колокольчик», скороговорки, стихи. Приёмы правильного
и
чёткого
произношения предложений.
Тема 6. Театр «Би-ба-бо»
(22 ч.) Театральная мастерская. Формирование
правильного поведения в театре. Игры и упражнения, развивающие способность к
перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии. Заучивание
ролей персонажей сказки. Вхождение в роль персонажа сказки, умение передать образ
персонажа зрителю. Работа над дикцией и выразительностью речи.
Основы
кукловождения. Освоение приёмов управления куклами на ширме: разговор, мимика,
хождение, разговор, поворот, появление на ширме и уход, движение ручками куклы.
4
Дидактические игры. Подготовка к спектаклю, показ спектакля. Дыхательная
и
артикуляционная гимнастика. Приёмы правильного
и
чёткого произношения
предложений.
Практическая работа. Разыгрывание небольших спектаклей по знакомым
литературным
сюжетам,
используя
выразительные
средства:
интонацию,
движение. Сочинение и разыгрывание сказок- импровизаций «Репка», «Рукавичка»,
«Дануся»,
«Девочка
Алёнка»,
«Тень- потетень», «Колобок на свой ладок»,
«Кукареку». Наблюдение за развитием театрального действия в постановках.
Беседы «Как сделать так, чтобы зритель аплодировал?». «Взаимодействие актёров на
сцене», «Культура поведения на сцене». Беседа «Основы театральной культуры. Поведение
в зрительном зале», «Отношения между актёрами на сцене».
Упражнения на
формирование
характерных
жестов
отталкивания,
притяжения, открытия, закрытия и т.д., «Скажи, что я делаю»; на развитие
эмоциональности «Тёти и дяди» Хармс, «Персонажи сказок», «Животные»;
на развитие способности понимать состояние другого человека и уметь адекватно
выразить
своё отношение: «Зеркало», «Действия
в
предлагаемых
обстоятельствах», «Насос и мяч», «Снеговик», «Старый гриб».
Упражнения на развитие речи: гимнастика язычка, чистоговорки, скороговорки,
логопедические песенки. Приёмы правильного и чёткого произношения предложений.
Игры
на
развитие
внимания:
«Самолёты»,
«Игра
с платочками»,
«Музыкальный стул». Игры на развитие воображения, веру и наблюдательность
«Путешествие», «Лесные зверята», «Солнышко улыбается», «Паровоз».
Тема 7. Мониторинг (6 ч.) Постановка, оценка уровня сформированности
планируемых результатов. Театральное задание «Дом для волшебных представлений».
Тема 8. Итоговое занятие (1 ч.)
Календарный учебный график
Раздел/месяц
Тема 1. Вводное занятие
Тема 2. Что такое театр?
Тема 3. Пальчиковый театр
Тема 4. Настольный театр
Тема 5. Штоковый театр
Тема 6. Театр «Би-ба-бо»
Тема 7. Мониторинг
Тема 8. Итоговое занятие
Всего
сент
ябрь
1
4
октя
брь
6
2
ноябрь
6
2
дека
брь
янва
рь
февр
аль
март
апре
ль
7
1
8
9
8
8
9
3
Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Итоговая аттестация
Летний период
8
8
всего
5
3
1
8
1
10
8
10
14
22
6
1
72
8
7
8
май
8
7
с 01.09.2023г. по 31.05.2024г.
36 недель
16 недель
20 недель
май 2024
с 1.06.24 по 31.08.24
5
Оценочные материалы
Для оценки эффективности реализации дополнительной общеразвивающей
программы «Кукольный театр «В гостях у сказки» проводятся следующие виды контроля и
аттестации:
- Входной контроль – в начале реализации программы, для определения стартовых
возможностей предлагается учащимся обыграть сказку «Репка». В результате определяются
стартовые возможности детей в соответствии с планируемыми результатами.
- Текущий контроль – в течение учебного года при изучении тем и разделов в
соответствии с учебным планом, путем наблюдения за деятельностью детей (практические
задания в форме игры и упражнений).
- Итоговая аттестация – при завершении реализации программы в конце учебного
года, предлагается учащимся обыграть сказку «Колобок».
Цель: выявить уровень развития творческих способностей у дошкольников по
программе «Кукольный театр «В гостях у сказки», средствами постановки мини- спектакля.
Диагностика проводится по методике Т.С. Комаровой «Педагогическая диагностика
театрализованной деятельности».
Овладение детьми знаниями, умениями, навыками по театрализованной
деятельности фиксируется в таблице на начало и конец учебного года. Результатом
работы за год является разность показателей (уровней) в процентном соотношении на
начало и конец года.
Критерии оценки уровня показателя ….
№
Фамилия, имя
Основы
театрал
ьной
культур
ы
(интере
с….)
Н. К.
г
г
Речевая
культур
а.
Вырази
тельнос
ть
и
артисти
зм
Кукло
вож
дение
Основы
кол-ой
творчес
кой
деят-ти
Знания
текста
сказки..
Баллы
Уровень
Н.
г.
Н.
г
Н.
г
Н.
г.
Н.
г
Н.
г
Н.
г
К.
г
К.
г
К.
г
К.
г
К.
г
К.
г
К.
г
Проведение творческих заданий: Разыгрывание сказки
1. Руководитель объявляет детям, что сегодня в детский сад придут гости. Они услышали,
что в нашем детском саду есть свой театр и очень захотели побывать на спектакле.
Времени до их прихода остается мало, давайте придумаем, какую сказку мы покажем
гостям.
2. Руководитель предлагает рассмотреть иллюстрации сказок «Теремок», «Колобок»,
«Маша и медведь» и другие (по выбору педагога). Все эти сказки знакомы детям и
гостям. Педагог предлагает собрать всех героев этих сказок и поместить их в новую,
которую дети сочинят сами. Чтобы сочинить сказу, нужно придумать новый сюжет.
− Как называются части, которые входят в сюжет? (Завязка, кульминация,
развязка).
− Какие действия происходят в завязке, кульминации, развязке? Педагог
предлагает выбрать главных героев и придумать историю, которая с ними
произошла. Самая интересная коллективная версия берется за основу.
3. Организуется деятельность детей по работе над спектаклем. Показ спектакля гостям.
6
Механизм оценки получаемых результатов
Акцент в организации театрализованной деятельности с дошкольниками
делается не на результат, в виде внешней демонстрации театрализованного
действия, а на организацию коллективной творческой деятельности в процессе
создания спектакля
1. Основы театральной культуры.
Высокий уровень – проявляет устойчивый интерес к театральной
деятельности; знает правила поведения в театре; называет различные виды театра,
знает их различия, может охарактеризовать театральные профессии.
Средний уровень – интересуется театральной деятельностью; использует
свои знания в театрализованной деятельности.
Низкий уровень – не проявляет интереса к театральной деятельности;
затрудняется назвать различные виды театра.
2. Речевая культура.
Высокий уровень – понимает главную идею литературного произведения,
поясняет свое высказывание; дает подробные словесные характеристики своих
героев; творчески интерпретирует единицы сюжета на основе литературного
произведения.
Средний уровень – понимает главную идею литературного произведения,
дает словесные характеристики главных и второстепенных героев; выделяет и может
охарактеризовать единицы литературного изведения.
Низкий уровень –
понимает произведение, различает главных и
второстепенных героев, затрудняется выделить литературные единицы сюжета;
пересказывает с помощью педагога.
3. Эмоционально-образное развитие.
Высокий уровень – творчески применяет в спектаклях и инсценировках
знания о различных эмоциональных состояниях и характерах героев; использует
различные средства выразительности.
Средний уровень – владеет знания о различных эмоциональных состояниях и
может их продемонстрировать; использует мимику, жест, позу, движение.
Низкий уровень – различает эмоциональные состояния, но использует
различные средства выразительности с помощью воспитателя.
4. Навыки кукловождения.
Высокий уровень - импровизирует с куклами разных систем в работе над
спектаклем.
Средний уровень – использует навыки кукловождения в работе над
спектаклем.
Низкий уровень – владеет элементарными навыками кукловождения.
5. Основы коллективной творческой деятельности.
Высокий уровень - проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами, творческую активность на всех этапах работы над спектаклем.
Средний уровень – проявляет инициативу, согласованность действий с
партнерами в коллективной деятельности.
Низкий уровень – не проявляет инициативы, пассивен на всех этапах работы
над спектаклем.
Высокий уровень – 2 баллов.
Средний уровень – 1 балл.
Низкий уровень – 0 балла.
7
Методические рекомендации
Особенности организации образовательной деятельности
Образовательная деятельность организована в групповой и индивидуальной форме.
Основными видами проведения занятий являются игра, импровизация, чтение педагога,
изготовление персонажей сказки, инсценировки, рассказ детей, объяснение, беседы,
разучивание произведений, наблюдения. При реализации программы учитываются
индивидуальные особенности детей.
Процесс обучения строится с учётом 2-х основных циклов учебного занятия:
1.Теоретическая часть: обучение детей теоретическим знаниям (вербальная
информация, излагаемая педагогом на основе современных педагогических технологий);
2.Практическая часть: практические задания - практическая отработка умений и
навыков, самостоятельная творческая работа учащихся (изучение иллюстраций,
выполнение творческих заданий, работа с документами, т. д);
В программе систематизированы средства и методы театрально-игровой
деятельности, направленной на развитие речевого аппарата (особое внимание уделяется
речи), моторики рук, фантазии и воображения детей, овладение навыков общения,
коллективного творчества, уверенности в себе. Программа предусматривает проведение
учебных занятий вне Учреждения – на базе образовательных организаций в соответствии с
договором о сотрудничестве.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный: объяснение, разбор, анализ и сравнение театрального
материала, показ, демонстрация отдельных приемов;
- репродуктивный: воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого
художественного произведения на более мелкие части для подробной проработки и
последующей организация целого театрального номера);
- индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей,
работоспособности и уровня подготовки.
- эвристический: организация активного поиска решения творческой задачи, выдвинутой
в процессе обучения. Учащиеся активно участвуют в эвристических беседах, овладевая
приемами анализа нового учебного материала с целью постановки какой-либо проблемы и
поиска путей ее разрешения.
Современные педагогические технологии:
информационно-коммуникативные
технологии:
визуальная
информация
(иллюстративный, наглядный материал), при изучении нового материала, при закреплении,
интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опросные схемы, таблицы),
тренажер, самостоятельная поисковая работа, творческая работа учащихся;
- игровая технология: игры-упражнения, игры-путешествия, сюжетные(ролевые) игры,
игры-соревнования и др.;
- технология интегрированного обучения: проведение календарных праздников с
использованием вокала, хореографии, изобразительного искусства и др.;
- личностно-ориентированные технологии - обеспечение комфортного, бесконфликтного и
безопасного условия развития, реализации природных задатков ребенка. Свободное
развитие творческого потенциала ребенка;
- технология развивающего обучения – это новый, активно-деятельностный способ
обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу, основанный на
формировании механизмов мышления, а не на эксплуатации памяти. На занятиях
реализуется согласно основным принципам данной педагогической технологии: освоение
теоретических знаний на начальном этапе обучения, высокий уровень трудности, быстрый
темп, осознанность учащихся (приходят по собственному желанию, имеют свои
индивидуальные цели), целенаправленная систематическая работа по развитию всех
8
учащихся. Занятия строятся, кроме того, на принципах партнерства и делового
сотрудничества между педагогом и учащимися.
Здоровьесберегающая деятельность: физкультминутки во время занятия,
положительная эмоционально-психологическая обстановка на занятии, оказание
своевременной помощи детям при их затруднениях в процессе образовательной
деятельности, отсутствие переутомления детей во время занятий, спектаклей, показов,
мотивация детей на здоровый образ жизни.
Конспект занятия «Знакомство с видами театров»
Цель: формирование представлений у детей дошкольного возраста о видах театра.
Задачи:
✓ Познакомить детей с различными видами театра (пальчиковый, настольный,
варежковый, театр масок, театр теней (теневой театр). Ввести новые понятия:
«театр», «сцена», «зрительный зал», «занавес», «актер».
✓ Способствовать развитию интереса к театрализованной деятельности. Обогащать
словарь по лексической теме «Театр», развить у детей интерес к театрально-игровой
деятельности.
✓ Воспитывать у детей любовь к театру, культуре поведения в театре.
Методы и приемы:
✓ Словесный (приветствие, вопросы к детям, поощрение).
✓ Наглядно-демонстрационный (показ презентации, театральных атрибутов, билет
карточка-схема, теневой театр – спектакль «Теремок», смайлики настроения)
✓ Игровой (Д/игра «Вежливые слова»).
✓ Методы контроля (анализ выполненных заданий, оценка результатов.
✓ Предварительная работа: Беседы: «Что такое театр?», «Виды театра». Как устроен
театр. Разучивание приветствие, Д/игра «Вежливые слова».
Ход занятия:
Педагог: Посмотрите, ребята, к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Пришел
Тяпа, (логопедическая собака).
I часть.
Педагог:
Дети, я хочу загадать вам загадку:
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы,
Есть афиша и антракт,
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались вы, наверно… (театр)
Педагог:
- Театр волшебная страна!
Сколько чудес нам дарит она,
Праздник, улыбки, песни и смех
В этой стране ожидает нас всех!!!
Педагог: А вы знаете, что такое театр?
Дети: место, где показывают представление
Педагог: Правильно, театр — это место, где показывают представления. А кто из вас был в
театре? Что вы там видели?(ответы детей) Давайте мы отправимся в театр. Я буду
экскурсоводом. (дети садятся на стульчики для просмотра презентации)
Педагог: Дети, посмотрите, стоит дом, большой, красивый, нарядный, старинный. Это и
есть здание театра. (слайд1)
9
-А самое главное в театре — это сцена (слайд2), место, где показывают спектакль.
Прямо перед сценой — занавес (слайд 3), он открывается, когда все артисты готовы начать
представление.
Еще в театре есть зрительный зал (слайд 4), там сидят зрители и смотрят спектакль.
10
—
Педагог: Вы хотите быть хорошими зрителями? Тогда познакомимся с правилами
поведения в театре. (слайд 5)
Соблюдай тишину
Отключи телефон
Не ешь в театре
Педагог: Ребята, что нужно обязательно иметь каждому зрителю, чтобы попасть в
театр? (билет) (слайд6)
- Где можно приобрести билет? (в кассе). (слайд 7)
II часть.
Педагог: Ребята, а вы знаете что еще есть такие театры, в которые можно играть дома или
в детском саду? (ответы детей)
11
Педагог: А сейчас я приглашаю вас посетить необычную, очень интересную выставку,
на которой представлены различные виды театров. (Дети подходят к столам. На столах
разложены театры: пальчиковый, настольный, варежковый (бибабо), театр масок).
Экскурсия
Педагог:
- Здравствуйте дети! Я вам сегодня расскажу и покажу некоторые виды театров! я буду
вашим экскурсоводом выставки.
- Предлагаю вам рассмотреть и познакомиться с ними поближе. Вы знаете, как называется
этот театр?
Дети: Пальчиковый.
Педагог: Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Правильно, потому что этих кукол надевают на пальчики и показывают спектакль.
- Ребята, а это что за театр? (ответы детей)
- Верно, настольный, потому что его показывают на столе.
- Как, вы думаете, как можно назвать этот театр? (ответы детей)
- Молодцы ребята! Варежковый, потому что надели его на руку, как варежку.
- Но, есть еще самый таинственный и загадочный театр, для которого нужна темнота, лампа
и тени. Как же он называется? (теневой театр- театр теней). Ребята, к сожалению, наша
экскурсия на выставку подходит к концу. Вам понравилась выставка?
Дети: Да!
Приходите ещё, я вам очень буду рада!
Педагог:
- Ребята, хотите побывать в театре? Сегодня для нас приготовили представление, сказка
«Теремок».
- Чтобы попасть в театр, что нужно обязательно иметь каждому зрителю? (билет).
- Правильно! В кассе начался перерыв на обед, но вы не унывайте, нам дали задание и
билеты. Задание - назвать «Вежливые слова».
Д/игра «Вежливые слова»
Педагог:
- Встали все ребята в кружок. Билет получит только тот, кто скажет вежливые слова.
(Раздать детям билеты).
- А нас в зрительный зал приглашает звонок (муз. сопровождение)
Толкаться не будем, спокойно войдем,
И место свое по билету найдем.
(Геометрическая фигура на билете должна совпадать с фигурой на спинке стула
(геометрические фигуры). Дети рассаживаются на стульчики.)
- Проверим, правильно ли вы нашли свое место. (дети называют и сравнивают
геометрическую фигуру по цвету и форме на билете и стуле)
Сказка «Теремок» - просмотр
III часть.
Рефлексия
Педагог:
- Вот мы побывали в театре и были зрителями.
- Дети, вам понравилось представление?
- Где сегодня мы с вами побывали?
- Какой театр вам больше понравился?
- Почему?
- Как много нового и интересного мы узнали о театре. У вас сейчас хорошее настроение? Я
очень рада.
-А теперь, друзья, пора в детский сад.
12
Условия реализации программы
Программа «Кукольный театр «В гостях у сказки» реализуется на базах ДОУ № 11 и
ДОУ № 130. Для занятий используются помещения групповых комнат, оборудованные
столами, стульями для педагога и учащихся.
Материально-техническое обеспечение:
На всех базах имеются напольные ширмы для перчаточного кукольного театра, а так же:
- ширмы для настольного театра;
- наборы пальчикового театра, перчаточного театра;
- канцелярия для изготовления персонажей;
- компьютер, проектор.
Кадровое обеспечение. Занятия с детьми в творческом объединении «Кукольный
театр «В гостях у сказки» могут вести педагоги дополнительного образования, имеющих
специальное образование или курсовую подготовку по театральной деятельности.
Реализацию программы осуществляет педагог ДО Петрова Ирина Алексеевна.
Информационное обеспечение
1. Интернет-ресурсы:
- http://school-collection.edu.ru (методические рекомендации, инновационные учебные
материалы, инструменты учебной деятельности, электронные издания) (дата обращения
20.08.2021);.
- http://e.lanbook.com/ ЭБС Издательство Лань, ООО Издательство Лань.
Информационное письмо от 13.09.2013 (дата обращения 21.08.2021);
- http://window.edu.ru/ Информационная система "Единое окно доступа к
образовательным ресурсам" (дата обращения 21.08.2021);
- http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
(дата обращения 22.08.2021);
http://elibrary.ru/
ЭБС.
НАУЧНАЯ
ЭЛЕКТРОННАЯ
БИБЛИОТЕКА
«ELIBRARY.RU», ООО РУНЭБ (дата обращения 22.08.2021)
Дидактический материал:
При создании дидактического материалов используется опыт коллег на Интернетресурсах
1. -www.theatre-library.ru/
2. dramateshka.ru
3. http://lukoshko.net/storyList/russkie-narodnye-skazki.htm
Методические пособия
1. Соколова С., Театр оригами, Москва, 2001.
2. Новотворцева Н., Развитие речи детей, Москва, 1998.
3. Чурилова Э.Г., Методика и организация театрализованной деятельности
дошкольников и младших школьников, Москва, 2001.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
Созданы картотеки:
упражнения на развитие внимания, чувства темпо-ритма;
упражнения на развитие дыхания, артикуляционная гимнастика;
упражнения на знакомство, на сплочение коллектива;
упражнения на развитие речи: гимнастика язычка, чистоговорки, скороговорки,
логопедические песенки;
игры на развитие внимания, воображения;
картотека сказок и игр «Собери сказку»;
игры на определение признаков предметов;
артикуляционной гимнастики;
игры на развитие внимания, памяти;
13
•
•
•
•
•
пиктограмм – скороговорки, стизи, сказки;
картотека мнемотаблиц;
раздаточный материал на каждого ребенка по запоминанию сказок;
видео материалы о театре;
презентации.
Список литературы
для педагога:
1. Алифанова Е.А. Логопедические распевки и миниатюры. Гном-Пресс 1999 г.
2. Алябьева Е.А. «Что такое тетр?» ТЦ, СФЕРА, 2021 г.
3. Анищенкова Е.С. Логопедическая ритмика для развития речи дошкольника -М.АСТ:
Астрель. 2007 г.
4. Дмитриева В.Г. 100 лучших пальчиковых игр. М.АСТ. 2016 г.
5. Луценко А.В. Театральная студия «Дали», Москва, 1997 г.
6. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на занятиях. М. Сфера. 2014 г.
7. Новотворцева Н.В. Развитие речи дошкольников Ярославль. Академияразвития.2012г.
8. Скиба Т.В. Забавные загадки для мальчиков и девочек. Владис 2013 г.
9. Сорокина Н.Ф., Миланович Л.Г. «Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные
игры для детей от 3 до 5 лет». Изд. «Обруч 2012 г.»
10. Сорокина Н.Ф., Степанова Е.В. «Кукольный театр для детей» автор–Изд. Линка
Пресс 2020 г.
11. Шипунова В.А. Теневой театр в детском саду. Цветной мир. 2017 г.
для учащихся и родителей
1. Дмитриева В.Г. «100 лучших пальчиковых игр» М.АСТ. 2016 г.
2. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на занятиях. М. Сфера. 2014 г.
3. Мирясова В.И. Играем в театр, Москва, 2001 г.
4. Нахимовский А.М. Наш классный театр, Москва, 2003 г.
5. Рахно М.О. Домашний кукольный театр. Ростов – на – Дону, 2008 г.
6. Скиба Т.В. Забавные загадки для мальчиков и девочек. Владис 2013 г.
Календарно-тематический план
по программе «Кукольный театр «В гостях у сказки»
на 2023-2024 учебный год
№
Тема
Дата провед. зан.
Гр. №
Гр. № 3
1,2
1. Вводное занятие
Сентябрь 8
1 Вводное занятие.
2
3
7. Мониторинг
Диагностика. Выявление основы театральной культуры.
Диагностика. Выявление основы кукловождения.
04.09.
06.09.
11.09.
01.09.
08.09.
14
Диагностика. Выявление эмоционально-образного развития.
2. Что такое «Театр»?
5 История театра. Виды кукольного театра. Братья Петрушки.
6 Виды театра. Правила поведения в театре.
7 Знакомство с устройством театра.
8 Знакомство с профессиями «режиссер», « сценарист»…
Октябрь 8
9 Знакомство с профессиями звукооператор, актер-кукольник,
10 В гости к Тяпе. Афиша, декорация, бутафория, занавес.
11 Знакомство с профессиями:
художник-декоратор, костюмер, суфлер.
12 Сочинялки. Чистоговорки. Упражнения на развитие речи.
13 Упражнения на развитие слуха и чувство ритма.
14 Эмоции. Как говорят персонажи.
3. Пальчиковый театр.
15 Поход в кукольный театр «В гостях у сказки».
16 Знакомство со сказкой «Колобок».
Ноябрь 8
17 Закрепление текста сказки «Колобок».
Рисуем сказку (пиктограмма)
18 Общие правила кукловождения.
19 Кукловождение. Отработка сцены: выход, уход персонажей
20 Кукловождение. Отработка сцены: речь персонажей.
21 Репетиция сказки «Колобок».
22 Показ сказки «Колобок».
4. Настольный театр.
23 Знакомство с настольным театром.
24 Чтение сказки «Волк и семеро козлят». Работа по сказке.
Декабрь 8
25 Закрепление текста сказки. Изготовление пиктограммы по
сказке «Волк и семеро козлят».
26 Раскрашивание персонажей сказки «Волк и семеро козлят».
27 Изготовление персонажей сказки «Волк и семеро козлят».
28 Закрепление общих правил кукловождения.
29 Кукловождение. Отработка движения персонажей.
39 Кукловождение. Отработка речи персонажей.
31 Репетиция «Волк и семеро козлят».
Отработка движений и речи персонажей.
32 Показ сказки «Волк и семеро козлят».
5. Штоковый театр.
Январь 7
33 Общие правила кукловождения в штоковом театре.
34 Кукловождение. Основные приемы.
35 Кукловождение. Отработка сцены: выход, уход персонажей.
36 Кукловождение. Закрепление сцены: выход, уход персонажей.
37 Кукловождение. Отработка сцены: движение персонажей.
38 Кукловождение. Закрепление сцены: движение персонажей.
39 Кукловождение. Отработка сцены: речь персонажей.
Февраль 8
40 Кукловождение. Закрепление сцены - речь персонажей.
4
13.09.
18.09.
20.09.
25.09.
27.09.
15.09.
02.10.
04.10.
09.10.
29.09.
11.10.
16.10.
18.10.
22.09.
06.10
13.10.
23.10.
25.10.
20.10.
06.11.
27.10.
08.11.
13.11.
15.11.
20.11.
22.11.
10.11.
17.11.
27.11
29.11.
24.11.
04.12.
01.12.
06.12.
11.12.
13.12.
18.12.
20.12
25.12.
08.12.
15.12.
22.12.
27.12.
10.01.
15.01.
17.01.
22.01.
24.01.
29.01.
31.01.
29.12
11.01.
18.01.
25.01.
05.02.
15
Репетиция сказки «Волк и семеро козлят».
Закрепление сцены- выход и движение персонажей.
42 Репетиция сказки «Волк и семеро козлят».
Соединение движений с музыкой.
43 Репетиция сказки «Волк и семеро козлят». Закрепление сценывыход, движений и речь персонажей и музыки.
44 Репетиция сказки «Волк и семеро козлят».
45 Репетиция сказки «Волк и семеро козлят» с музыкальными
заставками.
46 Показ сказки «Волк и семеро козлят».
6. Знакомство с театром Би-ба-бо.
47 Чтение сказки «Заюшкина избушка»
Март 8
48 Закрепление текста сказки «Заюшкина избушка»
49 Рисуем сказку (пиктограммы).
50 Знакомство с театром Би-ба-бо.
51 Упражнения с пробками для развития мелкой моторики.
52 Основные приемы кукловождения.
53 Отработка умения удержания персонажа на уровне «грядки».
54 Кукловождение. Отработка сцены: выход, уход персонажей.
55 Кукловождение. Закрепление сцены: выход, уход персонажей.
Апрель 9
56 Кукловождение. Отработка сцены: движение персонажей.
57 Кукловождение. Закрепление сцены: движение персонажей.
58 Кукловождение. Отработка сцены: речь персонажей.
59 Упражнения для тренировки походки куклы.
60 Упражнения для отработки бега и прыжков куклы.
61 Отработка движений «Зарядка куклы».
62 Работа с предметами.
63 Отработка движений куклы, характеризующей ее взгляд.
64 Упражнения на отработку взгляда куклы.
Май 8
65 Репетиция сказки «Заюшкина избушка».
Соединение движений с музыкой.
66 Репетиция сказки «Заюшкина избушка». Закрепление сценывыход, движения и речь персонажей и музыки.
67 Репетиция сказки «Заюшкина избушка» с музыкальными
заставками.
68 Показ сказки «Заюшкина избушка».
7. Мониторинг.
69 Диагностика. Выявление основы театральной культуры.
70 Диагностика. Выявление основы кукловождения.
71 Диагностика. Выявление эмоционально-образного развития.
72 Итоговое занятие.
Итого
41
07.02.
02.02.
12.02.
14.02.
09.02.
19.02.
21.02.
16.02.
26.02.
28.02.
04.03.
06.03.
11.03.
13.03.
18.03.
20.03.
25.03.
27.03.
01.04.
03.04.
08.04.
10.04.
15.04.
17.04.
22.04.
24.04.
29.04.
06.05.
23.02.
01.03.
15.03.
22.03.
29.03.
05.04.
12.04.
19.04.
26.04.
10.05.
08.05.
13.05.
17.05.
15.05.
20.05.
22.05.
27.05.
29.05.
72
24.05.
31.05.
72
16