Школа актерского мастерства

Пояснительная записка.
Современное общество с изменившимися жизненными условиями остро ставит перед собой
проблему формирования у детей самых распространенных качеств личности, таких как
созидателя и творца, учебных умений универсального уровня и различных направлений
способностей для успешного развития, самореализации и развития общества в целом.
Человечество уже много веков самозабвенно играет в эту волшебную игру – театр.
Неслучайно ещё А.С. Пушкин восклицал: «Театр – это волшебный край!»
Современным детям требуются такие виды досуга, которые синтезировали бы в себе
познавательность, занимательность, информационность и художественность. Ребята этого
возраста зачастую имеют и хорошо проявившиеся творческие способности, поэтому им хочется
добиться признания у окружающих, показать свои умения, испытать чувство успеха. С
помощью художественных образов, с применением активных игровых приемов и методов
ребята вовлекаются в выполнение самых различных задач творческого, интеллектуального
плана, погружаются в такие условия сотворчества, когда преобладает работа эмоциональночувственной сферы ребят. Театральное искусство чрезвычайно приближено к детской жизни, к
ребячьему общению, ведь в основе любой игры лежит инстинкт подражания, который дала
человеку сама природа.
Учитывая мощные воспитательные возможности театра, силу его эмоционального
воздействия на формирование мировоззрения и поведенческой культуры, программа «Школа
актёрского мастерства» направлена на устранение возможных пробелов в формировании
универсальных учебных действий.
Данная программа актуальна, поскольку театр становится способом самовыражения,
инструментов решения характерологических конфликтов и средством снятия психологического
напряжения. Во время занятий приобретаются навыки публичного поведения, взаимодействия
друг с другом, совместной работы и творчества, решения характерологических конфликтов.
Информационные материалы и литература – программа разработана на основе:
программы
дополнительного
образования
«Театральная
студия»
средней
общеобразовательной школы № 55 Петроградского района г. Санкт-Петербург.
- дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Сказочная страна»
Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Школа №
1454» «Тимирязевская».
Отличительные особенности программы. Данная программа учитывает эти особенности
общения с театром и рассматривает их как возможность воспитывать зрительскую и
исполнительскую культуру. Программа направлена на воспитание из ребенка жизненно
адаптированного человека психологически готового к различным стрессовым ситуациям.
Театральное искусство имеет незаменимые возможности духовно-нравственного воздействия.
Ребенок, оказавшийся в позиции актера-исполнителя, может пройти все этапы художественнотворческого осмысления мира, а это значит – задуматься о том, что и зачем человек говорит и
делает, как это понимают люди, зачем показывать зрителю то, что ты можешь и хочешь
сыграть, что ты считаешь дорогим и важным в жизни.
Театр – искусство коллективное, и творцом в театральном искусстве является не отдельно
взятый человек, а коллектив, творческий ансамбль, который, по сути, и есть автор спектакля.
Посему процесс его коллективной подготовки, где у каждого учащегося - своя творческая
задача, дает ребятам возможность заявить о себе и приобщиться к коллективному делу.
Поэтому это направление художественного творчества вызывает вполне закономерный интерес
у детей.
В основе программы лежит идея использования потенциала театральной педагогики,
позволяющей развивать личность ребенка, оптимизировать процесс развития речи, голоса,
чувства ритма, пластики движений.
Новизна программы состоит в том, что учебно-воспитательный процесс осуществляется
через различные направления работы: воспитание основ зрительской культуры, развитие
навыков исполнительской деятельности, накопление знаний о театре, которые переплетаются,
дополняются друг в друге, взаимно отражаются, что способствует формированию
нравственных качеств у участников объединения.

Программа способствует подъему духовно-нравственной культуры и отвечает запросам
различных социальных групп нашего общества, обеспечивает совершенствование процесса
развития и воспитания детей. Полученные знания позволят учащегося преодолеть
психологическую инертность, позволят развить их творческую активность, способность
сравнивать, анализировать, планировать, ставить внутренние цели, стремиться к ним.
Цель: Программа направлена на личностное творческое развитие учащегося на основе
приобретенных им в процессе обучения театрально-исполнительских знаний, умений и
навыков.
Цель будет достигнута при решении следующих задач:
1. Создание условий для воспитания и творческой самореализации раскованного,
общительного ребенка, владеющего своим телом и словом, слышащего и понимающего
партнера во взаимодействии;
2. Воспитание и развитие внутренней (воля, память, мышление, внимание, воображение,
подлинность в ощущениях) и внешней (чувства ритма, темпа, чувства пространства и времени,
вера в предлагаемые обстоятельства) техники актера в каждом ребенке;
3. Совершенствование грамматического строя речи ребенка, его звуковой культуры,
монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной
русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
4. Совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности детей через
постановку музыкальных, театральных сказок, игр-драматизаций, упражнений актерского
тренинга;
5. Знакомство с историей и развитием театрального искусства: развитие познавательных
интересов через расширение представлений о видах театрального искусства.

Планируемые результаты
Определение степени творческого развития учащихся проводится посредством
выработанной классификации категорий степени творческого развития АФАЛО (активность,
фантазия, актерское мастерство, логика, образное видение)
К концу учебного года учащиеся
узнают:
- что такое театр;
- чем отличается театр от других видов искусств
- с чего зародился театр
- какие виды театров существуют
- кто создаёт театральные полотна (спектакли)
будут иметь понятие:
- об элементарных технических средствах сцены
- об оформлении сцены
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
научатся:
- направлять свою фантазию по заданному руслу
- образно мыслить
- концентрировать внимание
- ощущать себя в сценическом пространстве
приобретут навыки:
- общения с партнером
- элементарного актёрского мастерства
- образного восприятия окружающего мира
- адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
- коллективного творчества
- культуры речи и движений на сцене и в жизни

Дополнительная общеразвивающая программа «Школа актерского мастерства» относится к
художественной направленности.
Объем программы – 72 часа.
Срок освоения программы – 1 год.
Форма обучения – очная.
Программа предназначена для детей и подростков 10-17 лет. В творческое объединение
«Школа актерского мастерства» принимаются дети с 10 лет по интересу, без предъявления
специальных требований и гендерной принадлежности.
Наполняемость группы – 15 человек.
Режим занятий – 1 раз в неделю по 2 учебных часа с перерывом 5 минут, в соответствии с
СанПиНом.

Учебный план
№
п/п

Тема

Кол-во часов
теория

Вводное занятие
Культура и техника речи
Ритмопластика
Сценическое движение
Практические занятия по
актерскому мастерству
6
Театральная игра
7
Итоговое занятие
Итого:
1
2
3
4
5

практика

Всего

1
2
2
2
-

1
12
8
12
8

2
14
10
14
8

2
2
11

20
61

22
2
72

Форма
промежуточной
(итоговой)
аттестации
Открытые
занятия, участие в
концертах
и
конкурсах,
театральные
постановки.

Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие (2ч.)
Решение организационных вопросов. Санитарно-гигиенические требования. Правила
внутреннего распорядка, инструктаж по технике безопасности. История театра.
Тема 2. Культура и техника речи (14ч.)
- работа над четкой артикуляцией (2ч.);
- дыхательные упражнения (2ч.);
- постановка речевого голоса (2ч.);
- речь в движении (2ч.);
- речевой темпо-ритм (2ч.);
- тренинг правильной дикции (2ч);
- знакомство с русским фольклором через скороговорки (2ч.).
Тема 3. Ритмопластика (10ч.)
- коммуникативные, ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения (2ч.);
- развитие свободы и выразительности телодвижений (2ч.);
- освоение окружающего пространства через формирование элементарных двигательномузыкальных навыков и умений (2ч.);
- выполнение упражнений на развитие речедвигательной координации (2ч.);
- упражнения на развитие выразительности и пластичности (2ч.);
Тема 4. Сценическое движение (14ч.)
- развитие движения как единого процесса (2ч.);
- упражнения на память физических действий (ПФД) (2ч.);
- упражнения на умение построить колоритную, пластическую и точную фразу жеста (2ч.);
- упражнения на умение понять и передать свое эмоциональное состояние через язык тела
(2ч.);

- пластические диалоги с актерами (2ч.);
- специальные сценические навыки (2ч.);
- работа с партнером на координацию и внимание (2ч.).
Тема 5. Практические занятия по актерскому мастерству (8ч.)
- работа над словом (2ч.);
- отработка отдельных этюдов (2ч.);
- устранение дикционных недостатков (2ч.);
- тренинги на внимание (2ч.);
Тема 6. Театральная игра (22ч.)
- первое знакомство с пьесой, ее обсуждение (2ч.);
- распределение ролей с учетом психофизиологических особенностей (2ч.);
- разбор пьесы, читка отдельных картин (4ч.);
- формирование представления о сверхзадаче роли и ее сквозном действии (2ч.);
- работа над диалогами, умение слышать партнера, существование в образе текста (2ч.);
- репетиция отдельных картин, сцен (2ч.);
- репетиция пьесы в полном оформлении (2ч.);
- репетиция генеральная (2ч.);
- показ спектакля (2ч.).
Тема 7. Итоговое занятие (2ч.)
Подведение итогов этапа обучения, обсуждение и анализ успехов каждого учащегося.

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
(Группа 1)
Раздел/
месяц
1.
Вводное
занятие
2.
Культура и
техника речи
3.
Ритмопласт
ика
4.
Сценическо
е движение
5.
Практическ
ие
занятия
по
актерскому
мастерству
6.
Театральна
я игра
7.
Итоговое
занятие
Всего

Сентяб
рь

Октябр
ь

Ноябрь

Декабрь

10

8

8

10

Раздел/
месяц
8. Вводное
занятие
9.
Культура и
техника речи
10.
Ритмопласт
ика
11.
Сценическо
е движение
12.
Практическ
ие
занятия
по
актерскому
мастерству

Сентяб
рь

Октябр
ь

Ноябрь

Декабрь

Январь

Февраль

Март

Апрел
ь

Май

2
8

Всег
о

2
6
2

14
8

10
10

4
2

14
6

2

6

8

10

8

10

Февраль

Март

8

8

2

22

2

2

4

72

Май

Всег
о

(Группа 2)
Январь

2
6

Апрел
ь

2
8
2

14
8

10
10

4
2

14
6

8

13.
Театральна
я игра
14.
Итоговое
занятие
Всего

2

8

10

8

10

6

8

8

8

10

10

2

22

2

2

4

72

Формы аттестации и оценочные материалы.
В процессе реализации программы используются следующие виды контроля:
– входной контроль (сентябрь, беседа);
– текущий контроль (осуществляется посредством наблюдения за деятельностью учащегося в
процессе занятий, практические работы, демонстрация номеров);
– промежуточный контроль (в течение учебного года – праздники, соревнования, занятиязачеты, тесты, демонстрация номеров);
– итоговый контроль (май, открытые занятия, спектакли, фестивали, демонстрация сказки).
Формы и критерии оценки учебных результатов программы: демонстрация номеров.
Методы выявления результатов воспитания: наблюдение, беседа.
Формы подведения итогов реализации программы: демонстрация лучших номеров, показ
сказки на Дне открытых дверей для родителей.

Методическое обеспечение программы.
При реализации программы «Школа актерского мастерства» используются как традиционные
методы обучения, так и инновационные технологии: репродуктивный метод (педагог сам
объясняет материал); объяснительно-иллюстративный метод (иллюстрации, демонстрации, в
том числе показ видеофильмов); проблемный (педагог помогает в решении проблемы);
поисковый (учащиеся сами решают проблему, а педагог делает вывод); эвристический
(изложение педагога + творческий поиск обучаемых), методы развивающего обучения, метод
взаимного обучения, метод временных ограничений, метод полных нагрузок (превращает
тренинг в цепь целесообразных, вытекающих одно из другого упражнений), метод
ступенчатого повышения нагрузок (предполагает постепенное увеличение нагрузок по мере
освоения технологии голосоведения и сценической речи), метод игрового содержания, метод
импровизации.
Использование разнообразных форм обучения повышает продуктивность занятий, повышает
интерес учащихся к учебному процессу.
В процессе обучения применяются такие формы занятий: групповые занятия,
индивидуальные, теоретические, практические, игровые, семинары, творческие лаборатории,
соревнования, конкурсы, устный журнал, экскурсии, занятие-путешествие, занятия зачёты,
экзаменационные показы.
В зависимости от поставленной цели: обучающей, воспитывающей, развивающей
используются различные формы работы на занятиях:

в обучении: беседы, этюды, сюжетно-ролевые игры, репетиции;

в воспитании: воспитательные беседы, тренинги, упражнения на коллективное
взаимодействие;

в развитии: экскурсии, заочные путешествия, игры-импровизации, конкурсы,
викторины.
В учебно-воспитательный процесс следует включать экскурсии в краеведческие музеи,
воспитательные
мероприятия,
психологические
тренинги,
посещение
спектаклей
профессионального и любительских театров, что позволит накопить и расширить зрительский
опыт учащихся, развить у них умение отличать настоящее искусство от «лживого», приходить
к правильному нравственному суждению.
Программа реализовывается на базе муниципального бюджетного учреждения
дополнительного образования «Дом детского творчества г. Нижнеудинск» в
специализированном кабинете и на сцене, с учащимися из различных общеобразовательных
организаций г. Нижнеудинска и Нижнеудинского района.

Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение программы:
 кабинет для занятий;
 сцена для репетиций;
 костюмы для театрализованных постановок;
 Музыкальная аппаратура для сопровождения занятий и репетиций.

Список литературы
для педагога:
1. Агапова И.А. Школьный театр. Создание, организация, пьесы для постановок: 5-11 классы. –
М.: ВАКО, 2006. – 272 с.
2. Буяльский Б.А. Искусство выразительного чтения. М.: Просвещение,1986. –176 с.
3. Гурков А.Н. Школьный театр.- Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 320 с.
4. Каришнев-Лубоцкий М.А. Театрализованные представления для детей школьного возраста. М.: Гуманитар.изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 280 с.
5. Колчеев Ю.В., Колчеева Н.М. Театрализованные игры в школе. – М.: Школьная пресса.. –
2000. – 96 с.
6. Котельникова Е. А. Биомеханика хореографических упражнений. - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. – 128 с.
7. Корогодский З.Я. Основы актерского мастерства по методике - М.: ВЦХТ (“Я вхожу в мир
искусств”), 2008. - 192 с.
8. Першин М.С. Пьесы-сказки для театра. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских
театров”), 2008. – 160 с.
9. Ткачева Е.М. Пьесы. - М.: ВЦХТ (“Репертуар для детских и юношеских театров”), 2008. – 176
с.
10. Чурилова Э.Г. Методика и организация театральной деятельности : Программа и репертуар. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2004. – 160 с.
11. Янсюкевич В.И. Репертуар для школьного театра: Пособие для педагогов. - М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 2001. - 240с.
для учащихся:
1. Андриянова-Голицина И.А. Я познаю мир: Театр: Дет. энцикл. – М.: ООО «Издательство
АСТ». –2002. – 445с.
2. Генералова И.А. Театр. Пособие для дополнительного образования.– М.: Баласс, 2004. – 48 с.
3. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияния на людей: Пер. с англ. – М.:
Литература, 1998. – 816 с.
Электронные ресурсы.
1. Театр и его история // http://istoriya-teatra.ru/
2. Сайт школы-студии МХАТ // http://mxatschool.theatre.ru/
3. «Театрал» — онлайн-журнал // http://www.teatral-online.ru/
4. «Театральный калейдоскоп» — все о театре // http://www.nteatru.ru/
5. «Театр» — журнал о театре // http://oteatre.info/

Календарно-тематический план
по программе «Школа актерского мастерства»
на 2022-2023 учебный год
№

1
2
3
4
5
6
7
8
9

10
11

12
13
14

15
16

17

18
19
20
21

22
23
24
25

Название темы занятия

Вводное занятие:
Культура и техника речи:
Работа над четой артикуляцией
Дыхательные упражнения
Постановка речевого голоса
Речь в движении
Речевой темпо-ритм
Тренинг правильной дикции
Знакомство с русским фольклором
через скороговорки
Ритмопластика:
Коммуникативные, ритмические,
музыкальные, пластические игры и
упражнения
Развитие свободы и выразительности
телодвижений
Освоение окружающего пространства
через формирование элементарных
двигательно-музыкальных навыков и
умений
Выполнение упражнений на развитие
речедвигательной координации
Упражнения на развитие
выразительности и пластичности
Сценическое движение
Развитие движения как единого
процесса
Упражнения на память физических
действий (ПФД)
Упражнения на умение построить
колоритную, пластическую и точную
фразу жеста
Упражнения на умение понять и
передать свое эмоциональное
состояние через язык тела
Пластические диалоги с актерами
Специальные сценические навыки
Работа с партнером на координацию и
внимание
Практические занятия по
актерскому мастерству
Работа над словом
Отработка отдельных этюдов
Устранение дикционных недостатков
Тренинги на внимание
Театральная игра

№ Объе
темы
м
часо
в
1
2
2
2

Дата
1 группа

2 группа

02.09
09.09

03.09
10.09

2
2
2
2
2
2

16.09
23.09
30.09
07.10
14.10
21.10

17.09
24.09
01.10
08.10
15.10
22.10

2

28.10

29.10

2

04.11

05.11

2

11.11

12.11

2

18.11

19.11

2

25.11

26.11

2

02.12

03.12

2

09.12

10.12

2

16.12

17.12

2

23.12

24.12

2
2
2

30.12
13.01
20.01

21.12
14.01
21.01

5

2

27.01

28.01

6

2
2
2
2

03.02
10.02
17.02
24.02

04.02
11.02
18.02
25.02

3

4

Форма
аттестации
(контроля)
Текущая:
Упражнения,
творческие
задания,
упражнения на
тренировку силы
голоса,
диапазона
голоса.
Текущая:
Упражнения
на овладение и
пользование
словесными
этюдами в
движении.

Текущая:
Тренинги.

Текущая
Тренинги.

Текущая:

26
27
28
29

30

31

32
33
34
35
36

Первое знакомство с пьесой, ее
обсуждение
Распределение ролей с учетом
психофизиологических особенностей
Разбор пьесы, читка отдельных картин
Разбор пьесы, читка отдельных картин
Формирование представления о
сверхзадаче роли и ее сквозном
действии
Работа над диалогами, умение
слышать партнера, существование в
образе текста
Работа над диалогами, умение
слышать партнера, существование в
образе текста
Репетиция всей отдельных картин,
сцен
Репетиция всей пьесы в полном
оформлении
Репетиция генеральная
Показ спектакля
Итоговое занятие

7

2

03.03

04.03

2
2
2

10.03
17.03
24.03

11.03
18.03
25.03

2

31.03

01.04

2

07.04

08.04

2

14.04

15.04

2

21.04

22.04

2
2
2

28.04
05.05
12.05

29.04
06.05
13.05

Выразительное
чтение по ролям,
репетиции.

Итоговая
-


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».