Малышок

1

Пояснительная записка
«Чем многограннее у ребенка жизненный опыт
детства, тем успешнее можно вплетать в него
богатейший опыт человечества».
Ш.А. Амонашвили
Интерес современных детей к театральному искусству становится с каждым годом все
более масштабным. Мир театра является для юного поколения миром новых открытий,
впечатлений и взаимоотношений. Театр – это зрелище, это публичность, это способность
действовать играя. Театральные фестивали, конкурсы помогают не просто демонстрировать
детям свои знания, умения и навыки, они служат первой ступенькой к самовыражению
собственного «Я».
Актуальность программы. В основе программы лежит идея использования потенциала
театральной педагогики, позволяющей развивать личность ребёнка, оптимизировать процесс
развития речи, голоса, чувства ритма. А также это площадка для приобретения детьми навыков
публичного поведения, общения и совместной творческой работы в коллективе. Программа
направлена на приобщение детей к искусству театра – искусству перевоплощения и
переживания. Как писал К.С. Станиславский, детское «как будто бы» куда сильнее нашего
магического «если бы». С помощью детского «как будто бы» дети прощаются со своими
комплексами и неуверенностью, приобретают навыки жизненного общения. Полученные знания
позволят воспитанникам преодолеть психологическую инертность, позволят развить их
творческую активность, способность сравнивать, анализировать, планировать, ставить
внутренние цели, стремиться к ним.
Педагогическая целесообразность. Театральное искусство, представляя собой синтез
различных видов искусств (музыкального, хореографического, изобразительного, литературного)
способствует формированию и развитию эстетической культуры личности ребенка,
предоставляет возможность раскрытия индивидуального творческого потенциала. Занятия
театральным искусством очень органичны для детей, так как игра и общение являются ведущими
в их психологической деятельности. Педагогическая целесообразность дополнительной
образовательной программы обусловлена её направленностью на развитие творческих
способностей детей и на их творческую самореализацию.
Отличительные особенности образовательной программы:
1. Гибкая
система,
основанная на
мобильности дополнительного образования.
2. Интеграция теории и практики: социальной, профессиональной и общей педагогики, которая
позволяет учащимся в процессе реализации настоящей программы одновременно получать
комплексные знания, развивать совершенствовать навыки социального взаимодействия через
репетиции, театральную деятельность (сценические показы, отчетные спектакли, фестивали).
3. Комплексно-целевой подход к обучению: развитие детей, формирование устойчивой
мотивации к познанию, активизация их творческой деятельности, успешная социализация.
4. Реализация программы в режиме сотрудничества: личностно-значимый для каждого ученика
индивидуальный или коллективный духовный продукт (миниатюра, спектакль, игровая
программа.).
5. Личностно-ориентированный
подход: использование
технологий, направленных на
сохранение и укрепление физического и социального здоровья учеников.

2

Дополнительная общеразвивающая программа «Малышок» относится к художественной
направленности.
Целью программы является развитие у детей начальных умений и навыков актёрского
мастерства, управления своими психофизическими способностями, развитие способности быстро
адаптироваться в любой среде, общаться со сверстниками и взрослыми, раскрыть в себе
творческий потенциал.
Программа решает следующие актуальные задачи:
1. Активизация познавательного интереса детей.
2. Развитие зрительного и слухового внимания, памяти, наблюдательности, находчивости,
фантазии, воображения, образного мышления.
3. Снятие мышечных зажимов, зажатости и скованности.
4. Развитие речевого дыхания и правильной артикуляции, дикции.
5. Формирование художественного вкуса, интереса к театральному искусству.
6. Воспитание доброжелательности и контактности в отношениях со сверстниками.
Информационные материалы и литература. Программа составлена на обобщённом
опыте театральной педагогики по системе К.С. Станиславского, авторских разработок
театральных педагогов: Чуриловой Э.Г., Фоминцева А., Ганелина Е.Р., Корогодского З.Я.А также
в работе была использована следующая литература: «Театральные игры» Е. Шангиной, сборники
сценариев «Чем развлечь гостей» под редакцией В.В. Хаустова, репертуарно-методическая
библиотечка «Я вхожу в мир искусств» под редакцией М. Газа, «Мы идём за кулисы» В.
Климовский; «Обучение, тренинг, досуг» под редакцией В.В. Петрусинского; пособие для
дополнительного образования «Театр» И.А.Генералова; «Театр, где играют дети» А.Б.Никитина;
«История русского драматического театра от истоков до конца XVIII века»; «Театрализованные
игры в школе» Ю.В. Колчеев; «Гимнастика чувств» С. Гиппиус; «Мозаика детского отдыха»
И.А. Агапова; А.В. Вербицкой «Основы сценического движения» и А.И. Переславцева
«Сценическое движение»; М.А. Давыдова «Школьный театр»; В.А. Георгиевского «Проведение
праздников в начальных классах»; «Физический тренинг актера» по методике А.Дрознина,
«Обучение, тренинг, досуг» под редакцией.
Адресат программы: учащиеся 5-7 лет.
Объем программы: 72 часа.
Срок освоения программы: 1 год.
Форма обучения: очная.
Условия набора. Состав группы разнополый. Кастинг не предусматривается.
Наполняемость. Состав группы 15 человек.
Режим занятий. Занятия проводятся по 2 часа один раз в неделю с перерывом в 5 минут.

Планируемые результаты обучения
К концу обучения, по программе «Малышок» учащиеся:
узнают:
- правила поведения зрителя, этикет в театре до, во время и после спектакля;
- историю театра и театральные термины;
- виды и жанры театрального искусства;
- игры и упражнения актерского тренинга;
- основы выразительной речи, пластики и движения.
3

научатся:
- владеть комплексом артикуляционной гимнастики;
- пользоваться микрофоном и актерским реквизитом;
- произносить одну и ту же фразу или скороговорку с разными интонациями;
- составлять диалог между сказочными героями;
- раскрепощаться – легко и непринужденно держаться на сцене;
- действовать в предлагаемых обстоятельствах с импровизированным текстом;
- азам импровизировать во время репетиций и игры на сцене;
- азам актерского мастерства:
- читать наизусть текст героев спектакля, правильно произнося слова;
- произносить скороговорку и стихотворный текст в движении.
Итогом работы – является постановка спектакля.
Формы занятий:
- групповые (театральные игры, конкурсы, беседы, экскурсии, спектакли);
- индивидуальные занятия (отработки дикции, мизансцен).
Методы работы:
- Экскурсия в театр, где дети напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля:
посещение гримерной, костюмерной, просмотр спектакля.
- Совместные просмотр и обсуждение спектакля, отзывы о просмотренных спектаклях.
Все это направлено на развитие зрительской культуры детей и на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству.

Учебный план
Кол-во часов

1
2
3

Вводное занятие
Азбука театра
Игровая практика

1
1
1

1
1
3

2
2
4

Форма
промежуточно
й (итоговой)
аттестации
опрос
опрос
показ

4

Сценическая речь

3

7

10

показ

5
6
7
8

Сценическое представление
Сценическое движение (пластика)
Актерское мастерство
Работа над спектаклем, показ
спектакля
Итоговое занятие
Итого:

1
2
2
4

3
4
8
28

4
6
10
32

2
17

55

2
72

показ
показ
показ
репетиции,
показ
награждение

№

9

Тема

Всего
теория

практика

Содержание программы:
Тема 1. Вводное занятие. (2ч) Знакомство с учащимися. Понятия «театр» и «театральный
коллектив». Правила поведения на занятиях.
4

Тема 2. Азбука театра. (2ч) История театра. Виды искусств. Этика и этикет.
Теория: Что такое театр. Правила поведения в театре. Основы зрительской культуры. Основные
театральные термины и понятия: Театр. Актер. Афиша. Аплодисменты. Антракт. Сцена. Кулисы.
Билет. Репетиция. Рампа. Режиссер. Этюд. Образ спектакля. Сверхзадача. Идея спектакля.
Характер. Предлагаемые обстоятельства. Действие. Событие. Сюжет. Виды театров. (Опера.
Балет. Драма).
Театральные профессии (Драматург. Гример. Композитор. Режиссер. Суфлер. Осветитель).
Театральные жанры (Комедия. Трагедия. Драма).
Практика: просмотр театральных постановок, разыгрывание различных ситуаций.
Тема 3. Игровая практика. (4ч)
3.1.Развивающие игры
Теория: Игра, как вид деятельности человека. Разновидности игр. Правила игры. Участники
игры. Беспредметные и предметные игры.
Практика:
Игры на сближение, сплочение: «Дирижёр и оркестр», «Бурундуки», «Инопланетяне и
спасатели», «Имя - жест».
Игры на развитие внимания «Найди одинаковые предметы», «Бабочки», «Летает – не летает»,
«Послушная тень».
Игры на внимание: «Зеркальное отражение», «Скульптура», «Рассмотри соседа».
Игры на развитие памяти: «Бабушка собирала чемодан», «Шарик», «Где мы были, мы не
скажем».
Игры на развитие воображения: «Глина-мастер», «Пекарня», «Бусины», «Волшебный лес». Игры
на развитие фантазии: «Карта сокровищ», «Пришельцы» и др.
Ролевые игры Предлагаемые обстоятельства.
Игры на вежливые действия и обращения: «Приветствие», «Знакомство», «Продавец и
покупатель», «Костюм», «В театре», «Разговор по телефону», «Гости» и др.
Сказочные игры: «Илья Муромец и Горыныч», «Плохой – хороший», «Старая сказка на новый
лад», «Лесная школа», «Сказочники».
Коррекционные игры: «Три слова», «Противоположности», «Ситуация».
3.2.Театральные игры
Теория: Театральные игры – творческие игры, позволяющие разыгрывать в лицах различных
персонажей.
Практика:
Игры на развитие произвольного внимания. «Руки-ноги», «Японская машинка», «Стороны
света».
Игры на развитие логики и образного мышления: «Музыкальный клуб», «Веселая математика»,
«Телефон», «Передай сигнал», «Рассказ по картинкам», «Любимая игрушка».
На имитацию и перевоплощение: «Что-то слышится в лесу…», «Сказочный голос», «Зоопарк»,
«Птичий двор», «Корзина с фруктами», «Геометрические фигуры», «Имитация».
На наблюдательность: «Любимая игрушка», «Лето, осень, зима…», «На что похоже?»,
«Конфетный фантик», «Радужные шары», «Ожерелье», «Пекари», «Фотограф».
На быстроту реакции: «Часы», «Разные монетки», «Зазеркалье», «Однажды вечером…»,
«Несколько дел сразу», «Сороконожка», «Зоопарк».
Сказочные театральные игры: «На балу у Короля», «Артисты с грядки», «Путешествие в мир
сказок», «Колобок и все, все, все…»
Тема 4. Сценическая речь. (10ч)
5

4.1.Техника речи
Теория: Речевая культура и её совершенствование (ознакомление). Голос и речь (высоко-низко;
быстро-медленно; громко-тихо). Скороговорки и чистоговорки. Правила артикуляции. Работа
над дикцией. Дыхательная и речевая гимнастика.
Практика:
Упражнения-тренинги по дыхательной гимнастике: «Ночной лес», «Воздушный шарик»,
«Свеча», «Маляры», «Насос», «Пульверизатор» и др.
Упражнения на развитие голоса и дикции: «Атаки: мягкая, твердая, придыхательная», «В пляс»,
«Цирк», «Убаюкивание» и др.
4.2.Работа с текстом (стихотворение)
Теория: Стихотворение. Отличие стихов от прозы. Ритмизованная речь. Паузы в стихотворении.
Практика: Чтение стихов - сказок: «Айболит», «Мойдодыр», «Телефон» К. Чуковского;
«Веселая азбука про все на свете», «Ежели вы вежливы» С. Маршака и др.
4.3.Логика речи
Теория: Ударения в словах. Ударные (значимые по смыслу, логически выверенные) слова в
предложениях. Способы выделения главного слова фразы.
Практика: Упражнения: «Цепочка слов», «Слово с начала – слово в конце», «Лишнее слово».
Тема 5. Сценическое представление. (4ч)
5.1.Этюд
Теория: Этюд как сценическая история. Импровизация (сочинение в момент исполнения).
Предлагаемые обстоятельства (воображаемое «если бы»). Разновидности этюда.
Практика: Одиночные. Парные. Массовые этюды: «Заколдованный круг», «Зонтик», «Утюг»,
«Модница», «Предмет»; «На пляже»; «Магазин игрушек», «Зоопарк».
Этюд на смену психофизического состояния: «Я и видеокамера», «Заболеваю», «Зажимрасслабление» и др.
Этюд на органичное молчание: «Кто он?», «В приемной врача», «Второй – лишний!!!» и др.
Этюд на вынужденное сообщение: «Я забыл телефон!», «Осторожно - дикие звери!» и др.
Этюд – импровизация (самостоятельная работа).
5.2. Игровая программа
Теория: Выбор темы. Замысел игровой программы. Работа над созданием образа персонажей и
сценарием. Распределение ролей.
Практика: Работа с актером. Работа над образом театрализованной программы. Работа над
оформлением программы и реквизитом. Работа над костюмами. Работа с фонограммой.
Постановка.
5.3.Итоговый показ Театрализованной программы (этюдные работы, связанные единой
темой).
5.4. История театра. Виды искусств. Этика и этикет.
Теория: знакомит детей с особенностями театрального искусства, этикетом и основными
театральными терминами, содержит краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл
познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг
нас.
Практика: просмотр театральных постановок, разыгрывание различных ситуаций.
Тема 6. Сценическое движение (пластика). (6ч)
6.1.Физическая разминка
Теория: Учёт и коррекционное влияние на здоровье физических упражнений.
6

Практика: Разогрев. Разминка плечевого пояса. Упражнения: «Ветряная мельница», «Миксер»,
«Пружина», «Кошка лезет под забор», «Тележка», «Собачка», «Гусиный шаг», «Прыжок на
месте».
6.2.Пластический этюд
Теория: Движение и музыка. Пластика животного мира. Пластика растительного мира.
Практика: «Оживание», «Я - мир», «Закрытие - раскрытие», «Зёрнышко», «Мысль, движение,
эмоция», «Импровизация», «Животный мир» и др.
6.3.Тренинги на развитие координации
Теория: Движение в пространстве. Скорость и темп.
Практика: Упражнения: «Неудобная поза», «Зеркало для двоих», «Тень», «Иду я по канату»,
«Поезд», «Ноги-руки-хвост» и др.
Тема 7. Актёрское мастерство. (10ч)
7.1.Театр
Теория: Театр. Театральный коллектив. Выразительные средства в театре.
Практика: Показ - импровизация «Мой сказочный театр»
7.2.Тренинг на развитие психофизического самочувствия
Теория: Упражнения для снятия физических и психологических зажимов. Сценическое
внимание.
Практика:
Универсальная разминка (разогрев мышц по уровням: голова, шея; плечи, грудная клетка; пояс,
тазобедренные суставы; ноги, руки).
Упражнения на память физических действий: «Песок - камень», «Буратино - Пьеро»,
«Марионетки», «Ледяная фигура», «Зернышко», «Мокрые котята», «Выстрелы», «Жизнь
бабочки», «Магнитные руки», «Энергоподпитка», «Преодоление барьера».
Упражнения на развитие сценического внимания: «Круги внимания», «Действие – актёр»,
«Лишний предмет» и др.
Действия с воображаемыми предметами: «Утюг», «Верёвочка», «Мяч» и др.
Тема 8. Работа над спектаклем. (32ч)
8.1.Знакомство с пьесой. Подбор и изучение литературного материала
8.2.Работа над спектаклем.
- распределение ролей, работа над образами
- словесные действия
- цели и задачи постановки
- этюдная работа
- мизансценирование
- костюмирование
- работа над музыкальным оформлением спектакля
- репетиции, постановка, показ
8.3. Итоговые показы - в конце года.
Тема 9. Итоговое занятие. (2ч)

Календарный учебный график
на 2022-23 учебный год
1 группа
Раздел/месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

7

всего

1. Вводное
занятие
2. Азбука
театра
3. Игровая
практика
4. Сценическая
речь
5.Сценическое
представление
6. Сценическое
движение
7. Актёрское
мастерство
8. Работа над
спектаклем
9. Итоговое
занятие

2

2

2

2

4

4

Всего

10

8

6

Раздел/месяц

сентябрь

октябрь

ноябрь

1. Вводное
занятие
2. Азбука
театра
3. Игровая
практика
4. Сценическая
речь
5.Сценическое
представление
6. Сценическое
движение
7. Актёрское
мастерство
8. Работа над
спектаклем
9. Итоговое
занятие

2

2

2

2

4

4

Всего

10

2

8

10
4
2

4
4

6

6

4
2

10

10
8

10

8

4

32

2

2

6

8

10

8

6

72

январь

февраль

март

апрель

май

всего

2 группа

2

декабрь

8

10
4
2

4
4

6

6

4
2

8

6

Продолжительность учебного года
Количество учебных недель
1 полугодие
2 полугодие
Промежуточная аттестация
Итоговая аттестация
Летний период

10

6

10
8

8

10

10

8

8

4

32

2

2

6

72

1.09.2022-31.05.2023
36 недель
17 недель
19 неделя
4-я неделя декабря
3-я неделя мая
1.06.2023-31.08.2023

8

Оценочные материалы
Развивающая методика, используемая в данной программе, не предполагает обязательной
оценки знаний, умений, навыков детей. Во главу внимания берется личностный рост каждого
ребенка, развитие его эмоциональной сферы, снятие зажимов и комплексов. Каждый успех
ребенка отмечается педагогом. Для диагностики уровня обученности даются творческие
задания, учитывающие программные требования.
Виды контроля:
- вводный-проводится в начале года в виде творческих заданий;
- текущий – осуществляется посредством наблюдения за деятельностью детей в процессе
занятий;
- итоговый – открытые занятия, спектакли, фестивали.
Виды оценивания результатов: практическая работа.
Формы фиксации результатов:
-журнал учёта работы педагогов;
-фото-видеоархив.
Форма подведения итогов: показ спектакля.

Методические материалы
Весь курс делится на теоретическую и практическую части. Теоретическая часть
включает краткие сведения о развитии театрального искусства, цикл познавательных бесед о
жизни и творчестве великих мастеров театра, беседы о красоте вокруг нас. Практическая часть
работы направлена на получение навыков актерского мастерства. Важным условием для
успешной организации теоретических и практических занятий является создание
благоприятного психологического климата, атмосферы доверия ученика и педагога, их уважения
друг к другу.
Раздел «Азбука театра» знакомит учащихся с особенностями театрального искусства,
этикетом и основными театральными терминами, содержит краткие сведения о развитии
театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров
театра, беседы о красоте вокруг нас.
«Игровая практика» – раздел, позволяющий гармонично «войти» ученику в театральную
жизнь коллектива. Игра – первоначальная передача знаний и опыта. Ее внешняя
привлекательность вызывает желание у ребенка заглянуть внутрь творческого процесса и
приобщиться к миру театра. В непринужденной обстановке, ребенок выражает через игру то, что
его интересует или тревожит. Для ребенка игра – это радость общения, где накапливается опыт
собственных и коллективных переживаний, формируется нравственное здоровье ребенка,
накапливается необходимый для общения эмоциональный запас. Нас интересует игра, как один
из способов познавательной деятельности. Известно, что игра развивает воображение и
фантазию, память, образное мышление, воспитывает решительность и развивает стратегию
поведения. Чтобы обеспечить постоянный интерес детей к процессу познания через игру,
необходимо постепенно увеличивать объем информации о событиях, фактах, явлениях, людях,
усложняя её правила.
«Сценическая речь». Этот раздел составлен на основе театральной системы К.С.
Станиславского, который призывал «средствами театрального искусства и искусства
художественного слова помочь индивидуальному творческому и интеллектуальному росту
ребенка, предоставить ему возможность самовыражения, раскрепощения, умения владеть собой,
развития быстрой и связной речи». Речь - способность говорить, самовыражаться, один из
9

показателей культурного уровня человека. Смысловая точность, грамматическая правильность,
логическая стройность, богатство и разнообразие языка являются отличительными
особенностями культурной речи. Чтобы обладать такой речью, необходимо знать правила
орфоэпии, следить за техникой речи, развивать дикцию и работать над артикуляцией. Слово одно из основных средств выполнения сценической задачи, и основной компонент создания
характера. Слово является главным выразителем мысли. Недостатки речи пропадают тогда, когда
ребенок учитывает собственные сверхзадачи (Что говорю? Как говорю?), начинает думать о
понимании его собеседником. Задачи раздела: рождение свободного звука посредством снятия
физических зажимов и применение его в действии, формирование речи, которая соответствовала
бы нормам литературного языка.
«Сценическое представление» – раздел, содержит краткие сведения о развитии
театрального искусства, цикл познавательных бесед о жизни и творчестве великих мастеров
театра, беседы о красоте вокруг нас. Так же он позволяет познакомить детей с разноплановостью
современных спектаклей, миниатюр, театрализованных концертов с целью удовлетворения
познавательной деятельности детей и приобщения их к искусству работы в различных образах и
на различных сценических площадках.
Раздел «Сценическое движение (пластика)» является одной из основных дисциплин в
каждой русской театральной школе. Исследования «театроведов» показали, что только свобода
тела может обеспечить полную творческую свободу актера. К.С. Станиславский говорил: «Долой
корявые тела. Зная, что способно творить тело, чувствуя, как ты выглядишь со стороны в
данный момент времени, умея корректировать свое месторасположение в сценическом
пространстве, можно быть уверенным в успехе спектакля». Внешняя свобода и
раскрепощённость ведут к внутренней свободе артиста. Такого мнения придерживался и гений
театра психофизики В.Д. Мейерхольд.
Раздел «Актерское мастерство» ориентирован на общий средний образовательный
уровень учеников. Его основой является разработка педагогов Щукинского училища «Школа на
ходу», где теория и практика неразделимы по своей сути, между ними нет четкой грани. Занятие
– беседа плавно перетекает в упражнение - игру (непринужденную форму усвоения знаний,
умений, навыков).
«Работа над спектаклем» включает в себя все навыки, приобретённые учащимися в
процессе обучения. Алгоритм работы над пьесой начинается с выбора пьесы и обсуждение её с
учащимися. Следующий этап работы заключается в распределении ролей. В нем участвует весь
коллектив. Результаты бывают не однозначными. Не все ученики хотят играть эпизодические
роли и тем более отрицательные или возрастные. Задачей режиссёра является правильная подача
таких ролей, чтоб подтолкнуть учащихся на выбор именно их – этим предотвратив неизбежные
обиды и борьбу за главные роли. Затем пьеса делится на эпизоды и пересказывается в свободной
форме допуская фантазии учащихся по теме спектакля. Так рождается не только режиссёрское
решение спектакля, но и актерская импровизация, в которой ученики понимают, что они не
только участники постановки, но и полноценные создатели сценического действа. Далее идет
поиск музыкально-пластического решения отдельных эпизодов и спектакля в целом. Так же
приветствуется создание совместно с учениками эскизов декораций и костюмов. Это помогает
им погрузиться в образ своего героя, в атмосферу спектакля, а значит приблизить ученика к
премьере и творческому успеху всего коллектива. Переход к тексту пьесы: работа над
эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей
всё больше погружает учащихся в чудесный мир театра. Репетиция отдельных картин с деталями
10

декорации и реквизита, с музыкальным оформлением, с театральным светом завораживает детей
и к премьере накал страстей достигает своего апогея.

Условия реализации программы
Занятия проводятся на базе детского сада № 13, в музыкальном зале, оборудованном
звуковой аппаратурой.
Материально-техническая база:
- сценическая площадка;
- декорации;
- игровой реквизит;
- костюмы;
- музыкальное оборудование;
- фото-видео оборудование.
Информационные ресурсы:
- сайт «Драмматешка».
При необходимости программа может быть реализована в дистанционной форме.
Организационное обеспечение
Сотрудничество с родителями, педагогическим коллективом ДДТ, участие в фестивалях и
конкурсах разного уровня.

Список литературы
для педагога:
1. Бондаренко А.А., Каленчук М.Л. «Формирование навыков литературного произношения у
младших школьников». –«Просвещение», 1990г.
2. Бояджиев Г. «От Софокла до Брехта за сорок вечеров». – Москва: «Просвещение», 1981г.
3. Гончарова О.В. «Театральная палитра». - ООО «ТЦ Сфера», 2010г.
4. Докутович Б. «Загадки малой драматургии». – Москва: «Советская Россия», 1989г.
5. Крымова Н.А. «Любите ли вы театр». – Москва: «Детская литература», 1987г.
6. Максимова В. «Жизнь, актер, образ». – Москва: «Знание», 1984г.
7. Сазонов Е.Ю. «Театр наших детей». – Москва: «Знание», 1988г.
8. «Беседы К.С. Станиславского». – Москва: «Советская Россия», 1990г.
9. Тарасова-Красина Т. «Иосиф Шпинель». – Москва: «Искусство», 1979г.
10. Товстоногов Г. «Зеркало сцены». – Ленинград: «Искусство», 1984г.
11. Царев М. «Мир театра». – Москва: «Просвещение», 1987г.
12. Чечётин А.И. «Основы драматургии театрализованных представлений». – Москва:
«Просвещение», 1981г
13. Щеткин А.В. «Театральная деятельность в детском саду». – Москва: «Мозаика-Синтез»,
2010г.
14. Петрова Л.М. «Методика работы с самодеятельным театральным коллективом». – Москва.
1987г.
для учеников:
1. Пьесы – сказки.
2. Пьесы классиков и современных драматургов.
3. Поэзия – современная и классика.
4. Рассказы о войне, о жизни советских людей.
11

Календарно-тематический план
по программе «Малышок»
на 2022-2023 учебный год
№

Тема

1-2

1. Вводное занятие (2ч)
«Театр» и «театральный коллектив». Правила
поведения на занятиях.
2. Азбука театра (2ч)
3. Игровая практика (4ч)
Развивающие игры.
Театральные игры.
4. Сценическая речь(10ч)
Техника речи.
Техника речи.
Работа с текстом.
Работа с текстом.
Логика речи.
5. Сценическое представление(4ч)
Этюд. Театрализованная программа.
Итоговый показ.
6. Сценическое движение (6ч)
Физическая разминка.
Пластический этюд.
Тренинги на развитие координации.
7. Актёрское мастерство (10ч)
Театр. Театральный коллектив.
Сценография.
Выразительные средства в театре.
Тренинг
на
развитие
психофизического
самочувствия.
Тренинг на развитие психофизического
самочувствия.
8. Работа над спектаклем (32ч)
Знакомство с пьесой.
Работа над спектаклем.
Чтение за столом, словесные действия.
Замысел, цели и задачи постановки. Читка по
ролям.
Создание образа спектакля - этюдная работа.
Мизансценирование.
Работа
над
художественным
оформлением
спектакля Черновой прогон 1 картины.
Костюмирование Черновой прогон 2 картины.
Работа над музыкальным оформлением спектакля.

3-4
5-6
7-8
9-10
11-12
13-14
15-16
17-18
19-20
21-22
23-24
25-26
27-28
29-30
31-32
33-34
35-36
37-38
39-40
41-42
43-44
45-46
47-48
49-50
51-52
53-54

Дата провед. зан.(ВТ)
Гр. № 1

Гр. № 2

1 сент

1 сент

8 сент
15 сент

8 сент
15 сент

22 сент
29 сент

22 сент
29 сент

6 окт
13 окт
20 окт
27 окт
3 ноя

6 окт
13 окт
20 окт
27 окт
3 ноя

10 ноя
17 ноя

10 ноя
17 ноя

24 ноя
1 дек
8 дек

24 ноя
1 дек
8 дек

15 дек
22 дек
12 янв

15 дек
22дек
12 янв

19 янв

19 янв

26 янв

26янв

2 фев

2 фев

9 фев

9 фев

16 фев
2 март
9март

16 фев
2 март
9март

16март
23март

16март
23март
12

55-56
57-58
59-60
61-62
63-64
65-66
67-68
69-70
71-72

Черновой прогон 3 картины.
Черновой прогон 4 картины.
Черновой прогон 1 действия.
Черновой прогон 2 действия.
Чистовой прогон 1 действия с реквизитом в
выгородках.
Чистовой прогон 2 действия с реквизитом в
выгородках.
Чистовой прогон спектакля с реквизитом,
музыкой.
Генеральный
прогон
с музыкой,
светом
декорациями.
Итоговый показ.
9. Итоговое занятие (2ч)

30март
6 апр
13 апр
20 апр

30март
6 апр
13 апр
20 апр

27 апр

27 апр

4 мая

4 мая

11мая

11мая

18 мая
25 мая

18 мая
25 мая

13


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».