Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости_compressed

РАССМОТРЕНО:

на педагогическом совете

J\b l
с
{Б
Ь- 2аТЬ г.
ui

поотокол

20

q2

г.

FýФл{}}кЕffi}ёЕ
о формах, ilериодичýФстЕ{ {а FяеБ}ядке текуlцегФ Е€8ýrтрeлfi }епеваемФстId
и п ро м еж{у*т* ч в* tъ й рtтс г,* ве Ё*} атт*етЕа щж &* уЕ{ а ýiq ихся
Му н и ц и п ал ь н о го б *сlдrиtе,ý, ф г Ф ;ч ч р е}ё{д Ё ý и я д Ф Е Ф;Е ýý -fl ел ь и Ф г о о б ра з о в а н и я
<
ý

}

ёа

Е€

Я. Фбждие

пOло}кежЕ€#

1.1. /{анное Положение о форп,rах. tlе]-аиодичнOсти |1 ]lорядi{* текущего контроля
успеваемости и промож}/то-.lrrой iитог,звсй,l а-т,.естации },чiilщихL:я tда,цее Полохtение)

составлено на основании:
Федерального закоi]а РФ "Об образсlвании в Е'оссийской Федер;t;lии" Ла 27З-ФЗ (ст.28,
п.] 0, ст.З0, п.2. ст.58, п.1)"
Приказа Министерства просвещения Ро*сийской Федеi:а_iцлlи rээ 2.i ,{к)ля 2022 г. Л9 б29
<Об утверждеflии Порялка о"рганизащI.I.1 I-{ осуLцествления обр,,;зоваг.:льной деятельносIи по
дополнительныN,{ общесбразоватеJjьF{ьiм Ерог,рамь{ам)) ;
Устава Муниципалън(.rго бt,-_зд;кс:тнtлгс illtрехiдения доfit;jlЕрiъ-ель;iсго образования } и <ПромежУточная аттестация)) при наличии)
размещa}ются в
программе в разделе <Оценочные мат9риалы>.

5.5. Итоговая аттестация уч2rr{ихся включает в себя шроверку:
- теоретических знаний,
- IIрактических умений и навьтков.

5.б. Итоговая аттестация учащш(ся на всех ступенях дополнительного образования может

вкJIючать:
- rrроведение контролъных испытаний (в форме проверочных работ. экза},{енов, тестов);
- защита

творческих,

проектных!

организацией самостоятельно

исследовательских

;

работ,

- портфолио достижений в каких-либо видах
(Приложения 1; 4).

оIiределяемых

образовательной

социапьнФ-значимой деятельности.

5.7. Учатт{иеся, добившиеся успехов на внутренних или внеш$их профильньгх мероприятиях
(конкурсах, фестивалях, смотрах и т"п.) в течение учебного года, считаются аттестованным
(автоматически), от итоговой аттестации освобо;кдены.

5.8. Педагогом дошолнительного образования запоjIЕ[яется шротокоп результатов итоговой
аттестации по каждой группе" (Прилоrкение 2) Щачее данные систематизируются и
заполняется бланк <Анадиз результатOв проме)riуточной (итоговой) аттеотации учащихся)
(Приложение 3).
5.9. Результаты итоговой аттестации рассN4атриваются на Еедагогическом совете.

6.

Критерии сцеЕ{ки результативнФсти проме}*{утOчЕrФй (итоговой}
ат,те*тации

б.1. В процессе аттестации оценивается]

l), Уровень mеореmuческой поdzоуповкu

уч{ru,qмхся, т.е. соответствие уровIIя теоретических

знаний программным требованиям; ширOта кругозора; свобода восприятия теоретической
информации; рi}звитость IIрактических навыков работы со специальной литературой;
осмысленноgть и свобода исfiользоваJ{ия сfiаIIиальной терI\{инологl{и.
2). Уровень пракmuческоil поdzврлеовки учам4лtхся, т.е. соответотвие уровЕя развития
практических умений и навыков программньlм требованиям; свобода владения специ€lльным
оборудованием
и
оснаlцением;
качество
выполнения
практического
задания;
технологичность практической деятельЕости.

б.2. Параметры, по которым происходит проверка, в протокол rтедагог прописывает свои,
согласно планируемым резулътатам к прсграмме.
б.3. Критерии оцонки:

-

Критерии оценки уроtsi{я теоретической шодготовки:
вьtсокuЙ уровень: 80*tr00%, учащийся освоил практически

весь объем знаний,
шредусмотренный программой за конкретньiй период; спеIдиаJIьные терN{ины употребляет
осознанно и в полном соответствиисих содержаЕием;
- среdнuЙ (dопусmuлtьtй) уровень: у учащегося объем усвоеFIньIх знаний составляет 50-80%;
сочетает специаJIьную термиi{Oлогию о бытовой;
нuзкuЙ уровень: учаrциЙся овладел менее 50% объема знаний, предусмотренньж
программой; редко использует специальные термины.
Критерии оценки уровня практической ilодготовки:
- ВьtсокuЙ уровень'. уrаrциЙся овладел на 80-1000/о умениями и навыками, предусмотренными
ПРОграМмоЙ за конкретнъiЙ период; матери[lJIом; работает с оборуловаЕием самостоятельно,
Ее ИСПыТывает особых трудностеЙ, выIIолняет практические задания с элементами
творчества;
- СРеdнuЙ (dопусmuл,tьlй) уровень: у учаrцогося объем усвоенньж умений и навыков
СОСТаВляет 50-80%; работает с оборулованием с Еомощью шедагога, в основном выполняет
задание на осIIове образца;

-

- нuзкuL! уровень: учащийся овладел менее чем 509/0 предусмотренньж умений и навыков,
испытывает серьёзные затруднения при работе с 0борудованиеьd, вьiполняет лишь
простейшие практические задания пелагога.

6.4. Условием качественной атт€отации учащихся являются поло}кительные
результаты
аттестации от 80% до 10G% (оптимальньiй уровень, сФотЕетствующий

условиям

учрехtдения).

7. АттестациФнная кФми€€ия
7.1.

промежуточной (итоговой) аттестации учаrI{ихся формируется
Для
аттестациОнная комиссия, KoTopajl утверх{дается приказGм директора, в состав которой
входяТ представителИ адмиЕиетрации ддТ г.Нижне5zдинск, методисты, педагоги
дополнительного образования схожего профиля деятельнOсти.
проведения

7.2. Решение о переводе, отчислении у"iаri{иХся принимаетс.fi аттестационной комиссией
r{реждения по итогам промежуточной (итоговой) аттестации.

Е.

ФщениваЕ{ие результатФts

8.1. Резl,льтаты аттестации оцениваю'ся г{0 З-бальной систеh,Iе.
(3> - уровеIIЬ считаетсЯ &{аксI4а4альньtrм, если степеЕЬ

выражеi{t{ости критерия более % от необходимого объема (качество выражено ярко, отлибки не
дoпускаются);
(<2>>
- уровень считается средlIиLd, если степеFIь выраженfiооти критерия % от необходимого объема (качество tsыражеЕо
доетаточн0, доlfускаются мелкие ошибки);
((1>)
- уровенЬ считаOтся миfiималъным) если степенЬ выра}кенцости критерия менее % от необХодимого объема (качество вьiражен0 не ярко,
доЕуска}отся iрубые ошибки);

8,2, Сlммируя набранные ба"члы и перевеДя их в прOцентьi, шедагог опредеJI'Iет какGв
теоретической и ilрактической подготовке

уровЕнЪ освоЕНи5{ кIрОгр,{мlvfrЫ по

учащихся, а так же на сколько процентов каlкдый ребенок освоил образовательнчю
программу в целом.
Если о% освоениЯ прФграммЫ состаtsляеТ от 80 до 1 00% * вьтоокий
уровень,
от 50 до 80% - средний (базовый), менее 5а% - низкий.

8.3. Щалее педагог

ошределяет

ТIФКАЗАТЕЛЪ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ

ПО

образовательной rrрограмме {в %)
ш0 формуле: (количество учаlцихся в груflпе или
объединении: высокий + средний (без низкого)) / обrцее количество
детей в группе
(объединении) * 100 %.

8,4' По результатам аттестации составляется

диаграмfu{а освоения образовательной
программы, где можно наглядно видетъ западаFоIцие иJ-Iи преобладающие
уровни. Учаrциеся
с (высокИм) уровнем считаIотся пOлностью осЕоивItIими образоватеJrьнуIо
программу,
имеющие ксредний>> ypoBeIrb 0тцосятсЯ к группе освоивIiIих программу
в необходимой
степени, книзкий> уровень учатцийоя Фсвоил пl]ограNIму в минимаlrъной
стеrrени.

Прuложенuе NЬ ]

Формы проведения итоговой аттестации

1.

Заняmuе конmроля знанuй. Форма текуш{его педагогического контроля. Может
проводиться в форме письменного, устного, практического, кON{плексного контроля. При
устном контроле возможен фронтальньiй и индивидуальный опрос учащихся.
I]елесообразна здесь и груilповая работы, пFи которой учащиеся взаимно опрашивают
ДРУг Друга. ПисьменныЙ контроль строится в индивидуальных формах. На занятиях
КОнТРОля
которые
соЗдание
контроля

прикладных умений и ЕIавыков учащиеся выполнятот Ерактические задания,
направлены не только на вOспроизводство
существуtоIцего
образца, а на
творческих
индивидуаJIьных
изобретений. Учебные
занятия комплексного
строятся IIа разнообразном
сочетании фор, учебной работы (например,
<ТУрнир Знатоков), (викториllа>>) (в9чер разгаданвьiх и неразгаданных тайн> и др.).

ТаКИе Уrебные занятия содержат большой воспитательный потенциаJI, содействуют

фОРМИРОВанию ответственЕого
гIознавательные
способности,
самосовершенствованию,

2.

отношения

формирутот

к

деятельноати,
учебной
рiввивают
стремление
к
самопознанию
и

u HaBblKoB. Форма текуЕ{ег0 или итогового контроля,
ПРОВОДимая с цельIо определения фактического состояния образовательного
уровня
СМОmр Знанuй, у.lttенuй

детей. Строится на сочетании фронтальньiх, групповых и индивидуаJIьных форr,
ПРОВОДиТся, как шравило, в творческой форме (например, <Аукцион знаний>, <РассказЭСТафеТЫ, <Пресс-конференция>> и др.). смотрьт знаний как кOллективная деятельность
МОГУ СТаТЬ традиционными
в организаlдии образовательного
положительнOго
психOлогического
климата
фОРМИРОВаНИЮ
рЕlзвитию творческих способностей детей.

процесса, способствовать
в кOллективе. а также

3.
СОбесеdаванuе. Форма входного или текуlцего контроляl проводимая с целью
обязательного выяВления образовательЕого и творческого уровня детей, их интерееов и
способностей при постуIIлении в объединение, а также на определенных этапах усвоения
ПРОГРаММЬi. Может tsестись в форме индивидуальной беседьi с сочетанием творческих
заданиЙ, а также в коллективных формах (например, в форьле (круглог0 стола>).
4.
РефеРаm. Объемная работа опиеательнOго характера, итого углубленной
СаМОСТОЯТельноЙ работы над оfiределенной тепдоЙ, Оовеrщает приобретенЕые знания и
практический опыт, отражает тOчку зрения учаIцегося.
5.
ЗаЧеm. ФОРма текущего и итогоЕого кOнтроля, пOедiIолагающая выполнение
УЧаЩИМИСя индивидуальных заданий {как теоретических, так и практических) в устной
ИЛИ ПИСЬМеНноЙ форме. lvfожет осуществляться взаимоilрOверка знаний и
умений в минигруппах, фронтальная беседа со всем колJIективом.
6. ЭКЗаМен. Форма итогового rrедагогического контроля с пOследующей выдачей
документа об образовании" Содействует полной реализации образовательной программы
или логически завершенfiого этапа. Рекомендуется провOдить для учащихся среднег0 и
старшегО возраста, так как требует от учащихся irриIIятия быстрого решения, напряжения
внимания воли, регуляции эмоционального состояния в период высокой Еапряженности.
7.
Творческu оmчеlп. Форма итоговогО контроля" направJ]енная на подведеrrие итогOв
работы образовательного объединения, 0цределения уровня соотtsетствия знаний, умеяий
и навыков учащихся стандарту, на выявление уровня развития творческих способностей
детей. МожеТ проводитЬся пО итога&t изучения коЕкретнOй тепtы или после прохо}кдения
всего курса обучения. Г{редставляет ообой индивидуальные иди коллективные творческие
компонентЫ (например, конщерт, презента\\ия, фестиваль идей и т.[.). чаще всего
гIроводитСя в объедИненияХ художестВенного, эстетичеСкого И прикладнОго нагIравлений,
но может применяться в любом профиле дOrrолнительного образования, Творческий отчет
способствует развитию творческих способноотей детей, раскрытию их возможностей,
поощрению активности и самостоятельЕости,

8. Олuлtпuаdс. Форма итогового контроля. Проводимая е цель}о выявления детей с
наиболее высокими способноотями и учебными воз]\4ожностями. Это своеобразньтй смотр
ЗНаНИЙ, умениЙ и навыков, которыЙ представляет собой, как правило, логическое
СОЧеТание различных творческих конкурсов, наrrравленных на выявление глубины
МНОГООбРазия умениЙ и Еавыков. Олимпиада - личные состязания школьников в умении
НаХОдить оtIтимrllrьные решения нестандартных задач в той или иной образовательной
области. Состязание проходит в 2 тура: теоретический и экспериментальный"
9. Конкурс mворческых рабоm. Форма итогового (lаногда текущего) контроля.
ПРОводимая с целью определения уровня усвоения содержаЕия образования, степени
подготовJIенности
к самостояТельнсй
наиболее
способных
и
работе, выявлеЕие
ТаЛаНТЛИВЫХ детеЙ. Моясет ilроводиться ilо любому виду деятельЕIости и среди разных
ТВОРЧеСКИХ ПроДуктов: рефератов, изделиЙ. r.исунков, показательllых выступпеЕиЙ и т.п.
ПО РеЗУльтатам конкурса, если еоть необходимость, IIедагог дOлжен дифференцировать
образовательный rrроцесс и сOстаtsить индивидуальные шрограммы обучения
10. BbtcmaBKa. Форма итогового контроля, осушествляеN4ая с целью определения
уровня Мастерства, кулътуры, техники исilолнения творческих продуктов, а также с
и ржвития
творческих
ЦеЛЬЮ Выявления
сшособностей
Может
быть
учаIцихся.
персональной
или коллективной
ITo различныМ
направлеЕиям
дополнительного
образования. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться диплом или
творческИй приз. Такипt образом, выставка является в руках ЕедагOга инструментOi\{
поощрения учаIцихся.

с\
.Qr

ý
F.
о
9

\D

р
n
\J
r\.]

%00t-08

* ци}IоэlсЕI

0/nOB-Oý

* кинYэdэ

а.Ё
>л

уоаЕ
ээнэr\i

ф

Fё

ý

Ф

9*

:s}

tr

ЕOIfiГаg Bиrltr,{3

юФ

я

\о

\Ф

\Ф

LФ

\Ф

_Ф

\Ф

(о

\о

Iчp{r{edJodш шиЕаоflэG у"

Фь(

E{

* кихаив

3

.\

о\

б\

*| *l *|

ю

ю

to

ь

со

=й
s п,*

lд

фах

\оЁ
Фi

с!
I

?z=
>ý=

сti

9

х

Ф

ь
о

ц
о
lr

ь
ir

з

д
F.

о
Ёr

\о

L

сd

QsЕ
*Фd

со

v

о

I

:hЁЁ
о
0)
El

Fr

о
Ф

ч

Ё

1
I

1

н

н
g

о
н

о-

хД9
9;ix
Фiа

тчЁоу
gаЯ

сЁ

д

ьа
lr

-_

ф,х;
Fх:

к
Ф

ь

ц

а.

ф

ч

t.

Ф

aJ

F

z

с)

о

н
l..

l-

F.

ь

g

Ф

з

БФ

(d

c.i

Ф

а=
дн
ýо
оaL
аь
iL

0)

то+ф

ё,
E)о;
ааЁЁ!J
Фqгрц

сВ

ЬйqЕii
Ф ао:a
о Ф ч O,i

E{

а.
Ф
ы

з6)

=
Ё

Её я
л,z

о.

Ь<:ýФ

н

х

о
а)

ь

о;
)ý*ФБ

F
lr

ýi
(-)

€{)

бЕ

Ed)E

Ф

J

Б

Ёх=2
, ао

ь

cJ

н
Е

ь
Ф
Ф

g'

ý]

t/

F

F
ь*],

1

.эl

a,t

cn

-i-

о\

ýЕ

rэь

,оF
l,"

IJýh

to

л\

*l

*l

оД

lo\ LE

,оts*F
Lo dq
|о\ Ц

шэь

*|

ts

lb ЁЕ

tr

s

Ф\

ý

ю to \о \о

о\

a
ё

6\

'i

ц

ч

q)

л\

д
()
\о

(ý

g)

с)
lo

д
Ф

lJ

\о
di о'

Qо
с)

\е

fi

т

с)

чФ

оý
бU
цh
..
оЕý
=ё\
l-

бО
]Е

\О

хa.
fi

>,Ф

о'!

оь
дЕ{

ФФ
99

6\

!о

i0)

*l

о\

Ч;о

цй

ýс.l

Фч
!+ю
\oF

л\

ý

Fý
iJ

Ф,:
ЕЁ

ф

ч
\о.

F
о

с}

р.
с)
?

у
d)

о
ц
(.)

ь(
o,1

cn

lf

6\

^Ф

\о
6\

Ф

о

{.

Fr
Е]
сЁ

(,

Ф
с}

ц
0)

U

:оJоIи

u
Ii

ц
о
ts

Прuлаженuе.М 3
Ан*лиз везульт8тФв хlромежут8чЕ{ой (итоговой)
аттестащии учаtцшхсж
20 -20
Jvчебtlьtй to)
Программа

Итоги аттестации
УЧаЩИХСЯ | Низкий

Высокий
уровень
(чел.)

результатьЕ аттеетац[ци

чlrая

ilmуу8ес!?а{хцыя

л4gu

Переведено на след},цощий год
Оставлено дJuI продолжения об

иl{ на этом }ке го

показатель качества обччения

Всеlо:

ческой пOдготовки
кои шодгФтовки Yа{ащихся

показатель качества
о в связи с окончанием об
ГIричины нgвыrrолнения детьми

Темы фазделы) образовательной
программы, вызыв€t}ощие наибольшие
Необходимость

ФИ

о

педагога

коррекщии ilрограмN{ы

iIодпись

Прuложенuе Jф 4
КопягrлеКт метадИческиХ ýýа'ериалФý,
рекONtендуемых
для отсле}ки в& ý{ рýя резулЬтатФ8 образовател ьцхой деятельности
в УIушициЕальнФпя бюджетцФм учреждении

дошФляительнФго образовавия
<<ДоМдетскогО творчества г.Нижцеудиriек>>

МетgдичеsкФе еФшровG}кдеЕ{рýе
в,ýониторингsвьхх исследовацqий
методическое сопровождение монитOtr]инговых исследований осуществляется
методистами,
которые
орга$из}ъот работу педагOгов по воIIросам определения
резуJIьтативности реализации доilолFiительньIх общеразвивающих
программ
через
МеТОДИЧеСКИе СеМИЕаРЫ, ПеДаГОГИЧеСКИе СОВеТЫ, КОНСУЛЬТаЦИИ;
оформляют
информаЦионн)ло, отчетц}тО документациЕ0 и методические
реко},{ендации; осуществляют
аналитическ},ю деятельность I]O
результатам монитOринга"
Ifuýетодики
ФЕIвiеделеýия эффективности
реализации
допOлнительнькх вбразовательцых ilрогк}амм
контроль, или проверка результатов обучен-ия,- является обязательным
комIIонентом процесса Об3,чения. Контроль позволяет определить
эффективность
обучения
по дOшолЕительной общеразвивающей
программе, fIомогает детям,
родителяМ, педагога"I,f уtsидетЬ результаты своего труда, что создает хороший
психологический климат' в кФллективе и повь]шает самOощеi{ку
самого обучающеюся. В
отличие от обrцего образования, где прOцесс выJIвления
резудьтатов образовательной
деятельнОСТи обу,lающихсЯ достаточН0 четкО определен, в
допслнительном образовании
детей этот вопрос вызьiвает реальньiе затруднения гJедагогt]в,
у
ряд методик определения эффективнооти реацизащии лополнительньж
общеразвИвающиХ IтрOграмм, такие как- <Г{ортфолио>,
кПедагогический дневIlик),
<ГрафиК моиХ достижений>, <<Карта самооi{енки обучающил4ся
и оценки педагогом
комгIетенТностИ обучаrсrцегося)>, <ЗашiитакМониторинг
рефератов>,
результатов
обl^rениЯ ребенка по доIтOJIнитель;{ыМ оОразЬuаrельЕ{ыаd
прOграммам), <Мониторинг
личностного развития ребенка в IIроцессе освоения им
допOлнительной образователiнои
программы), были разработаны Н. В" Кленовой, Л. Н" Буйловой, сотрудниками
ргпу
им, А, И, Герцена, апробированы ts педагогиЧеокой практике
и яв]IяIотся инструIчIентом
оцеIlиваЕиЯ компетеЕТнOстИ учаIr{ихся (Буйлова л" н."
Кленова н. в. й"rод"пu
оIIределения результатов образовательной
деятельЕоети детей //щогlолнительное
образованпе,2004, ль12. 2с05, Mtr" Поэтоrу *""
рекомендуrстся г{едагогам в качестве
инструиента оценивания коь{{Iетентности
учащихся, обrтаtсrпихоя в Щ,ЩТ г.Нижнеудинск.
однако выбор методик Gстается за шедагогом.

Методика <<{Еортфоли* (кЕIортфель>}
одной из совреIv{енныХ форм ýценивания достижений и компетентности,
в том
числе творческих успехов обучаюrщегOся является
кпортфеля>
(Portfolio).
формирование
ведени_е портфолио ]эазЕивает
у
учащихоя наЕыки рефлексивной деятельности
(способнОсть

аналиЗирOватЬ собственную деятельность, совершеЕIствоваlь
ее, проявлять
иЕициативУ для достиже$ия
усЕехФв). Содержание и *rr*rобu, оформления кгrортфеля>

Мог}iТ быть самыми разнообразными - от полного собрания всех работ до а_пьбома
Высших достижений.В настоящое время выделяют следующие типьi портфолио:
Порmфолuо dокулtенtпов- это наиболее расшроетраненная форма оценивания
ДОСТиЖеЕиЙ и компетентЕости учаIцихся, KoTopall IIредставляет собоЙ фаЙловую папку с
РаЗНООбразноЙ информацией о приобретецном ими за определенный прOмежуток
ВРеМеЕИ ОпыТе успешноЙ внеучебноЙ работы, В перечень документов входят табели
усrtеваемОсти, грчlмОты, диплОiuы, письМа-отзывы, сертификаты об участии в различньD(
мероприятиях.

ПОРmфолuо рабоmотражает усилия, прогресс ц дOстижения учащихся по
ОПРеДеленному направлениIо деятельнOсти. Это собрание различных творческих,
ПРОекТнЬD(, исследовательских работ учаtцегося, а также описание
фор* и напразлений
его творческой активности - участие в коЕкурсах, н€tJIичие достижений и,r.д.
Порmфолцо оуt-rзлrlвав вкл}очает в себя заN{етки IIедагOга rrо товоду работ, оценки за
выполнеЕные задания с характеРИСТИКа\,Iи и объясIlениямr{, а также письменный анализ
самого обучаrощегооя своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может
быть представлено в виде текстов заключений, отзывов, резюме.наиболее
целесообРазныМ представЛr{етсЯ комплексНый вариант шортфолио, включающий в себя
РutЗДеЛ ДОКУМеНТОВ, РаЗДел работ и раздел отзывов.Нет ч9ткого списка наименований и
количестВа пуЕктоВ, которые веобходимФ включать в портфоли0. Этот вопрос решается
конкретным педагогом, групшой педагогов или методическиN{ объединением.
IIОРmфОлuо преDсmflвляелп собой папку с файловьlма вt*ч{rdыu.ulлtu и включает в
свою структуру разделы. Предлагаютея 2 варианта офорплления портфолио.

I.

Вариа"тлт

Обuцае dанные о лuчноезпu

ТворческИ оформлеНный титульный лиет, 0тражаrоrций иЕтересы и личность
ребенка.
Самопрезентация, резюме или автобиография.
Карта краткосрочных или долгосрOчньD( IIланов обучения.
Офuцашlьньtе dоtулоенwэьr., грамотьi, сертификаты, благодарственЕiые fIисьма и Т.Д.,
подтверждающие участие ребенка на конкурсах и мероприятиях, проводимых по линии
системы дополнительного образования. В портфолио могут вкладываться копии
документов, их шеречень оформлl{ется в таблице.
Творческае рабоmы..Щанный раздел предполагает краткOе оilисание конкретных
работ.
оmзывьt а рекоlwенdацuа: заключения педагога о качестве выIIолЕенной работr, оце"*а
ребенком собственньIх доотижений.

II. Вариант
Рез юме : представление себя.

сач,,посtпояmельньtе рабоmы:собрание текущих самостOятельных,
КОНТРОЛЬНЬIХ И
зачетньIХ работ, эссе на разные томы, дискуссионные очерки, г{tr}оек.rы.
Заполненньrе учаu4lдм,rся анкеNпы {аб отношении к какой-либо теме, об их мнениях и
т.д.).
П ас ь.,чtо пеdаzоzу, связаЕЕое с содерх{аЕиеьс шортфолио.
Кuwпь юmер ные пр о ?р t&мял ьr.
ВаdеофраzJиенmы.

проблемньiе вопросы, тезисы и высказываЕия по актуальным
проблемам изl^rаемой дисциплины.
>: вырезкИ и ксерокопии статей из журЕалов, газет, книг по проблемам изучаемой
дисциплины.
<Полезньtе совеmыц которые мOг},Т пригодиться в буд),шем.
<<ЭmО aшmepecHo,ir.,

кГрафuческuй

opzatr$ilmo,jD)).,

планы9 аJтгоритмы

и модели

выполнения заданий,

написания разлищ{ьж творческих работ.
<Баблшоzрафая>: прочитанные издания rrо изучаемой дисципJIине с краткой аннотацией
кilкдого издания.
<<Справочник>., необходимые телефоньт, имена, даты.
<<Саrпоо ценкd) fIортфолио самим педагогом.

Методика <}

,Щанная форма диагностики может быть использоваЕа педагогами, работающими с
группitми индивидуального обучения (сольное пение, инструментаJIьные классы и т.п.).
Педагогический дневник представш{ет собой документ, Е котором педагог путем
наблюдения и анаJIиза 0тдельных характеристик обучаrощегося (например, уровень
творческого развития, развитие интересов), изучает иЕдивидуfuчьную динап{ику развития
данЕых качеств.

Разделы дневника могут учитывать специфику тOго иJIи иного направления
деятельности. .Щневник наблюдений состоит из 4-х разделов:
1. <<Исхоdньtе daHHble>х, краткая характеристика обучающегося на начаJIо освоеIIия
образовательной

программы,

оценка

уровiIя

достижений

в избранном

виде деятельности?

особенности характера, здоровья, твOрческих интересов.
2. <[осmаеrcенuя 8 преdмеmной обласmьх дважды в год фиксирlтотся достижения
обучаrощихся.
З. <Творчесmво в спlл4сразвЕалпни)r: расширение иЕтересов, усилия ilо
самообразованию.
4. KBbtBodbt u планы>r: итоги работы за год и плаЕ gопровождения обуrаIощегося в
дальнейшем.
Щанная методика позtsолlIет сделать заключение о динамике процесса стi}новления
устоЙчивого интереса к ilредметноЙ области в гIрOцессе реаJIизации образовательноЙ
программы.
По окончании учебного года
предлагается Iiредставить на системе
учащимся
коордиЕат в виде графика:
- динамику собственнатоурФвня dосtпuэlсенuйза время шребывания в детском
объединении;
- оцеЕку изменения уровня ннупереса к изучению той или иной предметной области на
протяжении занятий в доIIолнительном образовании.
На вертикальной шIKaJIe отмечается уровень дости}кений и интереса, на горизонтатrьной
- ВРеМенные показатели. Установлены условные показатели уровнеЙ достияtениЙ и
интересов: минимальный - 0, максимальный - 10.
На основании индивидуаJIьньш графиков может быть составлен график, отражающий
совокупность из)даемых шоказателей у ланной группы детей. Сводный график изменения
уровня достижений может сопоотавляться с индивидуальными графиками

Ntrетодика <<График моих достижений>

самооценки учащимся и оценки педагогоil{ кое{петентнOсти учащегося)}
(лля 12-1б лет)
<<Карта

Бланк карты
поэtсалуйсп,lа, по пяmuбалльнай u,tкале знанllя u уJиенuя, коmорые mbl
получ1,1л, занuлiаясь в круuске (коллекmuве) в эmом учебнолl zody, u зачеркнu
сооmвеmсmвуюu4ую цuфру (1 - салаая нuзкая оценка, 5 - салtая вьtсокая).
a
1
2 _1 4 5
1
освоиЛ теоретический матеРиал пО темаМ и разделам (могу

fороzой, dpyz! Оценu,

ответить на вопросы педагога)

2

Знаю специаJIьЕые термиЕы, испоJIьзуемые на занятиях

1

2 J

4

5

_]

науrипся использоватъ г{олученные на занятиях знания в

1

pt Ja

4

5

+

n

5

n

5

+

n

5

п

прiжтической деятелъности

умею выполнить практические задания (уrrраiкневия, задачи,
опыты и т,д.), кOторые дает цедагог

4
5

НауrилсЯ самостояТельЕо выполнять творческае зада}lия

6

Умею вопJIоLцать свои творческие замыслы

7

МогУ Еаучить Друг}rХ тому, чеh{у научился

8

Наумлся
задач

9

Научился пол},чать информачию из разньIх источникOв

10

Мои достижения в результате занятий

Струкryра

1

a
J

L_ _]

:

1

на заЕятиях

сотрудничать о ребятами в решении поставJIенных

a

L1l :J

п

1

саN{

2

:+
t-

2 3

Il2

J

а

4

5

Il2

J

tл

5

J

4

5

J

4

5

гfIl2

L]_LZ

опыт освоения теоретическоИ
п}.Екты 1, 2, 9
оflыт практической деятельности; пункты 5, 6 - опыт

вопросOв:

информаЦии; пункты 3, 4 *
творчества; пунктьi 7,8 * опыт коммуЕикации.
Процедура проtsедения:
Затем
Щанную картУ предлагается заполнить r{ащемуся в соответствии с иIlструкцией.
в
педагогом
данную карту заполняет IIедагог в качестве эксперта. Оценка проставляется
пустьIх кJIеточках.
Обработка результатов:

Саrrtооценка учаIцегося и

оценка

IIедагога суммируются,

и

выIIисJUIется

среднеарифметическое значение по каждой характериот}Iке.

Мстодика

<<Защита рефератов>>

одной из распространенýьж методик публичного представления

учащимся

tIоJц/ченньгх результатов явJuIется заш{ита рефератов в научно-практической конференции.

особенно если деятельность учаттlихся при освоении дополнитедьных IIрограмм
общекульТурногО }ровнЯ в больrirеЙ степени связаFIа с теоретически материаlом. Щанная

методика направлена

на

комплексн),то

оценку как предметной

составляющей
деятеJIьности ребенка, так и надIiредметных (в частности комь4уникативньIх) умений.
Реферат - сrlмостоятельнаJ{ работа (проект), требуюrцая Фт у{ащегося анализа и
обобщения информации, самостоятельно найденной в различЕых источниках.
,Щанная методика требует четкой организации как процесса подготовки, так и
собственно защиты реферата.

Этапы реализации методики:

Уmверысlенuе mепlь, рефераmоr,. Организуя этот этап, нужно учитьшать

индивидуilJIьные особеЕности )ru{ащихся (степень креативности). оптимаJIьным вариантом
является предложение определенного набора готовых тем с возмOжноотью предложения
своей темы. При этом отдельным ребятам может потребоваться помGпдь в выборе темы, но
важно, чтобы окончательный выбор остался за ребенком" Наиболее увпеченные и
креативные )л{ащиеся, как правило, предлагают свои теh.{ы рефератов. flля них должна
быть обязательЕаlI процедура утверждения темы (желательно не одним педагогом, а
коллективно), в rrервую очередь, чтобьт удержать определенный уровень глубины и
объема исследования всех детских исследований.
1.Щlковоdсmво по,dzоmовкой рефераmа"На этом этапе также должны }rчитываться
индивидуz}льные особеЕЕости детей через варьироtsатrие уровня }п{астия р}ководитеJuI
(консультанта) в исследовании конкретного учащегося. Готовность ребенка выслушать
мнение консультанта и ilринять его к сведению является одЕим из показателей
эффективности освоения образовательной программы. Такое поведеЕие свидетельствует о
понимании )лятцимся традиционнOго подхода к оргаЕизации Еаr{но-технической работы
на этаrrе теоретического иеследOвания объективного отражения им своего уровня
предметной компетеIIтности. Сднако большое количество обраrчений к консультанту
может говорить и об обратноL,{: серьезном недостатке конкретньж знаний, поэтому здесь
Следует обрапIать внимание, в первую очередь, на качество задаваемых вогrросов и
частоту обращений за гiомоrцью.
2.Рецензарованuе рефераrпа сшециаlистом в соответствутощей области, который
ОцОнивает работу IIо нескольким показателям: глубине раскрытия темы, правильноети
количеству
и качеству исilользовЕlнньгх источн}Iков
УпОтребления терминологии,
информации, обоснованнOсти выводов, оформлению работы.
3.3аtцumа рефер*mа. На данном этапе происходит ocHoBHalI оценка успехов
rIащегося в освоении образовательной программы. Каждьiй учащийся делает доклад (8 l0 минр) по основному содержаЕию реферата о использованием нагJшIдЕьIх средств
rtРеДЪявления информации: плакатов, раздаточЕOго материаJIа. .Щоклад может
СопрОвождаться компьютерной презентацией. Вопросы докладчику задают не тоJIько
преподаватели, но и другие ребята. На зап{ите кроме содержателькой стороны реферата
оценивается способность учап{егося обобrцитъ собственную работу при составлении
ДОКЛаДа, свобода владеЕия темоЙ, умецие ответить на вOпрос своими словами, }мение
ПРИВеСти цитату из текста, уверенность в себе и уважительное отношение к оппонентап,{.
Важным аспектом защиты реферата явJu{ется воIIрGс к учащемуся о возможных
ВаРиантах прOдолжения начатой им работы - предлагаемых темах других исследований.
Ответ на этот вопрос может позвOлить оценить широт)i кругозора ребенка, его
осведомленЕость о суп{еств}.Iоtцих направлениях в изучаемой области деятельности ВаЖные характеристики освоения дошOлнительных общеразвивающих программ.
Если деятельность учащихся ilри освOении дополнительных программ
ОбЩеКультурного уровня в r!4еньшIей степени связаЕа с тсоретически материалом и не
ПОЗВОляет провести комплекснуIо оценку в виде пOдготовки и запIиты реферата,
ПОСЛедниЙ может быть заменен на реализацию более шрактико-ориентированного шроекта.
ВаЖНО, чтобы при этох4 ссхранилась общая организация деятельности с привлечением
КОнсУльтантов и руководителей, разновидЕOстьIо исrrользуемой информации и
ТеХНОЛОГИЙ, высоким уровнем самостоятельности, публичностью заrIIиты своих
результатов.

Мониторинг
результатов обучения ребенка
п0 дошолЕительной обrцеgrазвиваrоrцей шрограмме
Поскольку образовательная деятельность в системе доrrолнительного образования
предтtолагает не только обученио детей ошределенным знаниям, }меяиям и HaBbiKaN{, но и
развитие многообразЕых личноотных качеств учапlихся, постольку о ее результатах
необходимо судить ITo двум грушIам показателей:
Учебньtпt (фиксирующим предметные и общеучебньiе зЕация, умения, навыки,
приобретенные ребекком в прOщессе освоения образовательной програ]чIмы;
Лачносmньrпz (выражаюlцим изменония личностных качеств ребенка шод влиянием
занятий в данном кружке, студии, оскции)"
Ниже представлена таблица, KoTopall позвоJuIет наглядно представить набор
ocHoBHbIx знаний, умений и практических навыков, которые долrкеЕ приобрести ребенок в
результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица i).
Технолоzuя оюреlепенuя учебньах резулъmаftеов по дополнительной
образовательноЙ программе заключается в следующем: совOкупность измеряемых
пОкЕВаТелеЙ (теоретическая, шрактическая шодготовка ребенка, обrцеучебные умения и
навыки) оценивается fIо отепени выраженности (от минимальноЙ до максимаJIьной). flля
УДОбсТВа выделенЕые уровни обозначатотся соответствуlоtцими тестOвыми бал.l-iами (0-З
баЛЛОВ). В качестве методов, с гIолчlощью которьгх педагог булет 0пределять соответствие
РеЗУЛЬТаТов обl^rения ребенка программным требованиям, мсгут быть наблrодение,
ТесТироваЕие, контролъный опрос (устный или пиоьменный), анализ контрольного
ЗаДаНИЯ, Собеседование и др. данныЙ перечень методов может быть дополнен в
ЗаВисиМости от профилrя и конкретного содержания образовательноЙ программы.
,,Щаншшака резульууаgrпOв асGоенлtя zареlмеmной dеяmельносmа конкретным
ребенком

отражается

в

индивидуальной

карточке

)iчета

результатов

обучения

по

ДОПОЛНиТельноЙ образовательноЙ программе (Таблица 2). Педагог два раза в год (в начаJIе

И В конце учебного года) проставляет баллы, соответствуIOлцие степени выраженности
ОЦениВаемого качества у ребенка. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается
ВЬЦеЛиТЬ специЕLтьн}цо графу <Предметные достшкения у{аlцегооя>, выполняющую роль
КПОРтфолио>>, где фиксируются наиболее зЕачимые достижения ребенка в сфере
ДеЯТеЛЬнОсТи, изуrаемоЙ образовательноЙ программоЙ. Здесь могут бьiть отмечены
РеЗУЛЬТаТЫ УЧаСтия Ребенка в выставках, олиа4пиадах, конкурсах, соревнованиях и т.д.
РеГУЛЯРНОе отслех{ивание результатов может стать основой стимупирования,

ПООЩРеНИlI ребенка за его труд, стараЕие. Каlкдую оценку нужно прокомментировать,
ПОКаЗаТь, в чем прироот знаний и мастерства ребенка
это шоддержит его стремление к

-

новым успеха]\[.
МОжно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений (Таблица
З). Для этого ему рекомендуется завести епеIdиальную тетрадь (дневник) и постепенно ее
ЗаПОЛНяТь. Необходимо rтриучить детеЙ к рассуждения&l о качестве своей работы: это
имеет большое значение для формирования самооценки детей.
СаЛtООЦеНаванuе Еозволяет детям фиксировать собственЕOе продвижеЕие по ступеняi\{
мастерстВа.

Если

оно

производится

открыто?

то

в

его

регулирование

включаются

и

СОЦИutлЬные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе
СТИМУЛИРУет детеЙ к rтоиску новьж tsариантов работы, к творческоЙ деятельности.
.ЩЛЯ Ребенка большое значение имеет оценк{, ezo mруdа роёutпеля.+tи, пOэтому педагогу
НаДО ПРОДУМаТЬ СисТему работы с родителями. В частности, контрOльные мероприятия
можно совмещатЬ с родитеЛьскиN{и собраниями, чтобьi родители могли ilo итогOвым
работам видеть рост своего ребенка в течение года.

Е]

ч
н
н

а<

}-;

:l ачF.,

ц*;
Rо <
ц,-;
Ki :ЕЁ
<о
:iу
vлj

F-t

J л -'

!l

t-

.:i
цл,ш

+лц.]

Дъr,i

!J;i
Г ri
dж

гтr lл

\о
d

Ёл

r,i Ц

+<
r,i ф
Ёf a)
л-н

JF

(_)

д

..

а
|F(

a,

L
пу
х

F
лло

1-1

-

i*y

lд
Ц

>ц
цts
ЁaF

,n
rтr

iJSц

Ц

Ё!

I.i
!_
llJ
-ё*v
lF\ .\

;.]

tJцl

гл-W

сti
н.;

r\l

;л

ь

цl

Е
Q
н

зi.ri

дд
kд

>l t-*

Ol ts

н

lý-

1--{l

F,l

l.rl l-]
;л l-(
!r Еa

Цl ш

tsl
!1

-ъ

.,,

х

Бу

дfr

рчý

F-.L

l-.]

л

-

>Е

YJý

-

д

жi< lцх
?ц
*P+ýj
ч!_Fлa]

Ь.lЦз
ллr'J!н

ох
Ui*

хц
r-F

ьа?t

Q

 -,о
U хФхФЕ
vF=J,-

н

ц

;<ь
соЁ>

<*<
лlд,i

Е:
v
F

*.г!r
Ац,Чrшл=

А
tr

л2Е,lлLr.rчir

А
v
F

tцЕЕы
н*
,ц;<
{л\-<
+чд

Б
х>оа
\Jз\-r{
Lr
щLн*л'

;

цmL,

*
сб

л

r) Р

ч

д1

ýхч я
ацFцL

l

чю\о

i-"

Ф

Н сэ c_r'i

rььЁ
FýýЁ
дооз *
trюю
O(d(d*
caLL+

со

д
Ф

я

ý э.qЕ

I

Illlц

lIl01

й*л

цд,х>ц
\1F;Е2

EHv

Цlts lJ L

сOу*:!ц

Бý<й

lJц]V<'F].r ;z;л
.! Чa
!

t_r

ý.

F\

аi

аi

lJ]

F,к-, а] о
Р

ts v'F;
rл
t, ..7 * л, LIl

Оа-ЕYа-

r)
F Щ * Е
vЦFlr'

ц

,\|-::л<,
:C*rLJ\Jд
щiд*i
* - /\ гл !

зохtr;Ц

й<у+у
' Z.л!
LLjrlЧrлл
!Y-ч

ёDэ>х

(rц,*}ц

цц

Ll"f
ts*

д

о
о

ý&Е9Е
UФФdН

!1

цL.-

j

\J

tдо.Uiaгi
F \= lJ] н
Е1
,< tsi+
Е'ч;*Fr

Uý€
цз
;;е.Д2
\*.
ццл
-jv

с.)

йос
Ё.аэ
9?оо

Ф

ýЕqGс.
к 9 9 а.)ý
н23tr9
i Е >,ч а

giл
lд] ýl

Iтl

i-

ц.]

Fi
ц.]

х
SZ

ii

!х Ф
a)лi

F

ý4

о
-. + д
*U*ц
*ФIЕv.d

Fr

R.

d

ч

щZ1

t9
фнq

!uiнN

ýдД }
щ**ж Д
JF*

rт)+чJ */а<

*;tr

о

\о

*iмч*

*

.л 9

ч9 Ef (J
Ц

*o)ii{r

htrцйЕ
Y-_с)н

о

}9

+л9ý

лl

Ёr

о

ý

ф

ллл

!-<
tsц*,**цrt
;.!
+лд
чt)дчl

JлцIj*

m}ёхý

tsI

l4ll

l

-цЁg

лU'*ari

._.

oJý*
F!c.)

(.)

цl

ý

о

о.

дцл
FxqJt4
Е }дц;
;;-:]ф
й ан

ц

Н; хa
о л л|-Z, р.
En*r
*r*
lr ц
li]
trа lдl
хl Li F
rтj
J| а- F.
*l (-)
Q
l€дl týtr lnt-.
ц -q
лrт]Щ
-цl
.^.tJ
r:
цl
.<ж;]ц З t*
arl
о
ЁJt_ч;д
ьl lл ъщ
(Jt
- *
л

Ь()

0_)

.*UЦ
лi
vл;
zla;
;*2

}д

Ф

>)

2 *.

ai

Q

ýY*

.л

Utсlй

н

gц

Li

*

zц

Fг

lтl

>,

\

*

Эцд
i<:Е
цц*
\

.\j lJJ

Цсо={

-U-'

ц.l l.-l н

Д*л
<о
Iiov
цц

F

Ф

: \'

чл
Б iдj

ц.]

ёЕ=.r
л(r<

(Jrr
лv;\ "t + Y
'тltЛfщл]

ЕНtstдr

!чl
(.) a l
*:Ё
.-i -л _\
_п
r_чгл*

wл+;>-лvJ+i]
L!9-г\s7ц

'т' t-] л
-л'JЁ+()

ч

я-

r

vЧ/ЕL.).\с,
Ё ео
цi .\_Nл:+.,
Ё r

ц:Ей
цi t- -l

<1*цч.*
rA
ý
-

r-l !

-.8

т< <_ ч-Ц
,]..i *

9

с.,J

о

3
i
9
а

]F-

i g

Ё

lлч

v т

с_)

l

;F
* Ф,_j-

Е

Е
=
=,= я;99
9вэ
i_-Oi

э i 1'JU)=

ý ..;.J о-й
Fс S-ю
О

r

о

l

Т*х
|**ý
П ý Х.,<
л-\-,/ё
vЩrтl*

м-=.,
E:ý;i
Ё9зN

|-гvd

<Ч?о,i

ц]нi
bZ

=

э
QЕ

=
>
с

о

U

= о
Ф
Н

q

о
F

3 F

о

Й
F
l

0)

о

о

\о

ф.
i.-

Е-

Ei

н
ё,

F.

-.л

JLцý-Y9a)

д
F

Ф

ф

.з=х.}
Uri
'*

5olYJT=J:г
iалцмО-Jл
J
r

.!

_.jj

Ti>,

Fi

5 а
Ё F
о

^бБ

:;ý
)S со -

н

v!хvё2

е*
л=ч,:
ц

L-

x-_ia

a!

;!

н

з+ х

ф

д

:цJg
Iлл!

(.)

+9Bz
+-.'л
:xM9u'

ьп.
F:

iJ
i-"

ЯQ

=
з:j;х

,']'

l

я
о

i

l

*

д

.r

л

а

а

**А

-,

э о О ." Y

*,!Yёл

йёЕьЁ
*F"лЕrхs4
ф
й Б н зь>ý.t,, сд гi*
lt
g

UлLL
9_LYt

Н'* сэ о
е
ь э }9 9
U ю .-;ria
лх-а
Ф l" () \о LO
ь Yьлл
lЧ!l
ts

l

ц

+
ý

al

!

U

ф;ЁаJЬФоJ
"дF?:19i!U

I

i

l

-U
?
рЬ

g

д *\t
*,;

f

ц(у*;l9

ý_Ёк
Бю

у

л-=a
- {:_Ц

Ё

s

4
ý
G,fUуЁ

1,

х{a]d

-]
хý

\f

о

>,]

iil
Fl
,,l

Ёi=-,v9
ч*ц*а}rл
ймrл-ч

l ai е u,*
д| цдАfJЁ
ýr
з юl .-l
Е ;i
эl (-}
х a]
()l
U;

=

,J1

Ei
л 'J
-] ё-

оj

:j!
цI

-l

т:

-.
а

::
ш

=л

хьuцfuL:4
*че-,4лА
tY=lJL:rL_a
!
U
d
=
trQcjб(Jffx

о]
Лi
fi

G,

llýЦl!

С.}

сЕ"дi
л L

F-<-r
t-J*ц:_

кдtrvэ

cJ

4ц

},п
.f

ф-;ч
*Цгтl
о-

('

iлт'

\

il

.л

J- ?+ -ц.l
нп-д"аd

r:

гr]

U
U
Ее

^v\i|e

4

tskt
:чo-.Y

Ф

r"

=!--,
ziaie
--#*

Ё=Н+Ё Yф
ц+iY
*а)л
л;УFrF
Е Бý99
:Еrбаа
--+*
*

!

с)

tt

л

i

ч{)л
,й
*;л\\() ='

/,i_л

Jчlrл!

у' >!

|*.?t
iцJ,

О_ Ц.]

A}{t!)'4=

r!]зй^у
Fл[|
\Ё!**V

йьjý

*.
-ццL-\-г.i

ff-Д'\ýл

r:r\

л_i

_ :- ý;

LJ"]

i, < \;ха-

Б

fYЕr:
бЁя-

?1

Её
э
с4Нао'

dдчз
-_.\j,U

а
Ф
д

;лм*L

О- ;'

iЧ

:Е

ý

ч>,хя

!
*о*f
9r](dF;
Цgtё*
!ч;нFл

Ф

.6

ц**]Е
ФоЕl*
5 9 Е] Ёо
iЁ*Q=i
чý=п|,Е
бдz=о

*

fiд-U!
iЁF_dЕ
vý]>--

о т э,,а о i

Е

о

ф

ЁЕ5ýэ9

2
с_} * Ф U о д о_о

*Д,

Jмл;й

л

l',
,J

 чL.ь
_]
- m irlrд
ts

UЦд*d

r.\L]E-*.\
ч*qa]v

ft>}1 (J

*L,r*^*

^

F
о

9сl
д=

lцlFlД

.'\
;{

*<х

:l

у

Ф

F

рQFспё

<'

.1

F
i.

;\:Е!*х
(l'r:tizt]

<
=гс)
оойа.

i.,
*
,J

г

0*
Щ (", Ц_] f^
ЦrлLЦ

oi

?
.,

)i I Ф
>,о ts
. л :'

*ьFriSц

о -] UýL:+с0
TM;4-L
ц

ЁЁ ;l,

щш-!

9

о

L

U

t

ý

с*!l

*

д

=
cJ

Ф

ц

а

?

+.Р

а. Ыт
al
лl
>.а 0]
gl v;i*
aе;д

д]
4фUU*Lr*

l

|-"

ч!

+zЧ

..l l-a1
о]
L1

ф

Uдуýi

qЁьk
J(jбс1

l

I

,!'

ЕLё

-l

11

г},
()ýo.1
лчЁ
бL

I

]

ý

с;Зтýý
ць,<

* ij' arй}

1

I

л

хй:ЁFF

i ё

l

ctl

iтлJ!

v

я9 з

9

я

,.

-л

dJ9лО
0_}ДЕлд
.ý-ь
фFa!vQ

лк1

Jд*F

4ччU
Ф ý:г.5ь
>, iд4щ

FLi

-;
lJl

l

*о

Ал_-_-д
Tvrý
*i-л_t
оЁ Е l
дщц
iýý:ly
>
Ёкi
ФY
ц*А Ея (]

.J

r-lМЬ

о_<

tr:г<

.rл

*F--g:

ýь-'ф
о-с
Б ?
*Uý;
= о:Ё
EJ

д
F>

lл *i

d

+д

-()*d

U

cj

U

ц

r

vr

_: J-{ъгl1

fuixcJзý

tл
a.

д
t-+;бз*
F4

F

л-ФýJl

Н

.i

-

дý

о
t*

iii8
RяЕ
хаё --;

.-=
ж
N.=-F-л=
ЕFз
бJ к a\

ь

i,} с}
-tFB
чч*v
(J \о
о_

ý
=

б:,

дlJl9

*fцi

о

0,}
a)<=

гJ ,.
QJ,d

,*

Ф

qg=zч

,*э,лi

ъшts{Ёr)

LE

ч;

,)

Ейь
эЕ
д Ф
ят:

Д
-,=
0JOx;O}
еLчд

".]-]
J

9

is

Ё* Ё

чvц:лL

rл
- ё -.*..1^Nл J
аl]\rтiЕJ'-.
*]<1,Lлг-.i
*JHLv

€Ln

=>
ЁФr;}+Фýj

j-.л-LЪ
=-фЕJýФ

Xi: 4 х Ф <
Ё сс шj ,f, *,,
гА
ý r.+ rт] J
-*.лЦл
<,цч\iiF*

Ё. <

F

r*цфА

*цiоаi

щ о

l

Sу

v!ЦЦ-]о-.i.
Е с/),Jl
i+",
Ё r

(]

lлб+UL

ý5.Э
!x=z_b

a

Xt

ý9LйПь
*ХСр.,-о
ц
* r'а
*F,д.|Fr*

*

гт]

aq \J
rт) л
Н9+F!

,а, i< l!
v N-

г

<.- а J<
ссjЁ^-trf
i)?|чф.,Етmл*

<.* ý

ц
д
ц

tц

о

cn

сt.l

о

a!

о
Ltr

:о
вн

ЕdR
о
F
лUl
i*лtv

Фь
tilt

;:r
(ý

ý.а
> F
д

*

ЕБ

_*Ф-,,i9ý
Jýлб!л
dJ

q:

лý
tia

9а
аз
9 L

lJФýi()
*iF-LrF

aF
:ачJцU

Ф i:,=

Ао.э
Еоо
Цrф

lE

Е
*
.-д_
ýЕ

ajl+=yлy
Ui-i.)v!=-

об
чя
F О

ý9

а.iБtsФ->ý
о:,!iоцФЕd
F*t].iLr()O{
ll*l1-1(ý

ц

>_*

lTvLr*

?tдЦ+
.--] i,i ts 
L,ц-]

<+tszi
tr.J х )l

л*<
ý' ti
ч g!
Е

ц хцё
9:z-сQцЁ

ь;iY=э
сС т {о

akЁ;н
Е tr:l \ т

щ
цt

с

Ё

х
ц

л
н

ц
;lц

дц

Ed

t-" >
о<

ч

U

.|

*

+
.J

ý

*

*

:9

l)

;,

J

+

g!

:'

n

=

s }э i:
Э JФ Ё

Ф

-l;
||д-!!l'

},(Ь

о

Э

I

I

l
]

-,!:v

]р
]Ф

ýеrг4

j

Ба
it, г:

.|.

iл

i_

]=

а

i(Jт

r

а-.. *

faYLv
Фь;9,л

ЧфUа-

ц-Y
Tr]g#-[

Ё>ёЦц.
EЁ:Zý9p*
А(=Щп
!

;_]. v

!i

ё,д

а'

tj

ь

U+-зл
ц*;lF
ДLт9-i

gд-,-

Ф+..;F
L!ёU!^

dJ

л1-1'|+v

?;

а

ц

Б
Ц :
,-лц
cJ ý

q

.--]

.,z€
v с г-

U

9

Е б е.ý
Е
аОFл*

5Е_ЁsЕ

!}ЭЦ=

л:хдч
ц:YUsл
л=ч:ЕД
!vF-v*

ц

п*ДяСЕ;=
='_j;-ц*ОЬ
аБisз9F5
v

л,

,J

;

F

j

:]*:iL:+=._tý(J
-;a:;_U'Jcб
'-_ЕlЦl!L

!

.'

=

r

9cOoFI
q:7:сФF
сбFчi:х
Fзхь=
llФl

ýр(J-д
-д
l-

ЬЦ

\J Ji lц
-TI,r
лцY

r_сOч

а't-

<
ЁUд
>FФ
../ L!

Эс0
J-

ц
r!

Ро

(/

='е

д;
L *
*L.гa
.< л

jY*,

п-l

g *i l-"
aa,<,

U
lг

д <.)
цrч

*aр

"л
!J

v
l_]
л tт]
tr=
na>

цлYrтl

|.,{

\J

Ее
.+

^

м
ý t-Y
<ьц
;mц

*
}
Ц

ц

,a
U,B
tlа

L

с

l]..l

А>\F*

ýr^пщ

<;=Ё
:0=цjЁп

Ё_ fi

Ц] -,

Ettr-*

*.м*r^
аSчц
;;f*

r;О-ч
*\
L
А_

al

*ё !'

9

аj=5dýY
=
lлдszlдaý

й,

U

+

t U x a,i--l'

ЧF-*Чi;'i=НЦ
]*щар_]ч-

=цла-il!lJ]m2
v м - .a" {Д
А
,-,rзY},хlлl-ц
ЁУf,:х--Ё'JН
fY_\Jцt).,
r Ё,|* л. гп *- v
'Jл\-'::<.-a

U
ч
лU!.*

о) L
r^lд
м ;.
т
Y
:v+;лл
Fсплtg.J

:;
з о ý irc;]
LE J |.- a*g
о Э ё
.,,х

*s9ЁФ

d;-gфБ
UgU--ц

i,ЧЦЬьt-*<
XLr=YUttfi

t]

.i

€#воВ

-|лJ-*л.
цЕ\Lg\,*-

U(.,!ц
r,'.
]aa ч
хLrýЁ
у{]*

ц
*FLU

б!л+

,:=ýtrý;=
U*T-T-Gl

л:СЧ;сп,\.д

ЕцýF

>

irqJ

a1

l- + ,*.J
i,E:
л
лl+lLл
v b.-,J

Д

ВЕ н 8

Ё

a-cg с

ц:.j,*=--чiсЗЭ:аа9F
* 1. - ];:i
/..'..-YMT-.
riт\л-ýс^

h

al

v

ZTU_B

.1

н,ао

О].!дrцЦ*9
б :, * Б ;,

4r*'J,!lл&лf

:,TJU

л щ
9,t

Е;

l

-

F

F,х ý ý
9ЕЁ*Я

JЁi=:i-9
s:2-Jс,]уд

0J :."r "c =

ц
А

?Ё9Ёв

L

-i}Uд*J]-

ыiБdY

м

9ЁsiЬ
Ц.r.ырч
iF-х;iЧцхЦ
р;а,цлUЁ
:
aу'Jj'JчсзО
=

ntlд!.
_!::ч
цg_,jG
f-.
di;1

l

]L

м(чF*цг!J

9l.x
i.ч

_f, Y:

]

ir

iз

{:;
>.а_tr
ýz Ф * Ёr+
,1

в:

Е\О

х-лqЁ*:=
x=-O.,jcj
SмЦ.сЗr-*ь
оо,,Оа'1
одэ-}Ji2"лс,1
L

l

]

l

б:

-L;TJ

д

-

з:
a| ъ

э

ý
R[

=.=,

бовЕ;{Д;

{U-Uц

!сq=-

1

ei ;

Ч

I

Ф4

;лм

.* ;+ -;

i

cn

сба

L}"tv+
cQ а
(э i* lt-

I

/ а
}ё4

L---;ЦU.]

*

ý

F24*:,*

qJ

/n

л

:о

*i

Ф >а-,-

9*z

*с)*ý:
ь= Ц;л
0)F=UU
;Е

*6=эс

g
д
Е
gt'UJлеJ

ц ь(ý
.б U
aý Фн\л*
L+-л*
зх !ооtsФ
:.-J

-

--

:J

й

Ф.-о.l

an

с^г9

с-

YоYтО
j

е

.r

о

;-_ýс;:*а
f, д?
v:-)ýбi > Хф
'.. :
aJ ц
лЕ Uýle(J

AaJO

>aL
t]сý;лц
Uav')-bФ

ц

ю

* / :} ч
гц оJQЬЁtrYС_
_
.,<.;-aаSFts о Бо ЁхЫi=
Д
a) =
ý fi iln .,
:
-ý9*

g}

-ц

г,l

д-U

9

9х

ц

Ф

Фз
ФýР
ан9
ц::
ЁQ-Ф_,
tsбч
ýЕ-о,Е

L

N

а

о
L

л

о

ц
цL

с€)

i)
v

t.

!|

а

ц

сa

,f

ц

ц]"

ц

Lj.]

:\^
у:,,л
)a.п!
о
лн
ý.ЕФ в
Ев
ф ЕФ
itп Х
с)

ar

lJr

ýЁUUlлL

a_\ х ý ц

*ч+*Еrс)
._ л i U

Ё ч s fi

z
н
ю

(Jд

л

Ur-

о

>Ё z

ё9
Фё
цХ
ью
-о
Фь

tNФ
ФL

0) tв

1l

ЕЕ5

Ёо.

E{

х
ю
о

Ф
tr

о
\N

Ф
Ф

ю
I

Еd

о
Fr

ч

:,о

р
о

Б!]

Ф
g

о

о_

ýý!нЕЕ
gя.,*ЕF;
АцыЦiJ'

s

о)

9Ё

Е!Еd*

Ф!:F>п
tЦ iF

(n

z
о

ýd

Е.,Е

ý Е 9;,: Е
ýк3>ЕЁ
Ё
Е е,g
я
р
ý
Бё
Б
tr ц
о
э.о о Б9"
tlЦllЦ

Ёц
д*
Б9

б9
Fц

Бi)
qо
<)
Ф

с)

ф

д
Ф
ts

о
з
о
Ф
Ф

>-

z

н8.
Ф i,)

Ф

чЕt

ч

ННs

ЕЕ=

НЧR58Еý
уFЁ,-i\tl*i

ЕнýЗЗiД
анЕ"gьц
LЁьц!ц_ч

Uт,
н

Al
Li
FlJ
_t.oL)
щ*Ftsа
Ё
|'!

EiцU
цн<
lдLк Ё
ц[ш;л
ч bL(n
-rт]Щ

а5ц

анЕ
;] сд
о<
дАt

FЁ

ф

нЁЁ

Ё9

о

tr

!)

*F
ýФ

Еý
кý
оЕt

а)

Ён
ýо
Нса
ох
Ёa\
Ф
о

ts
Ф
F.

о

Таблица 2

ИндивидуальЕая картOчка
обучения
ш0 до{х$лнительной образовательrrой програмNIе
учета результатов
(в ба,,lлач, соответствующих стеIlени выtr]а]кенности измеряеN.rого качества)

Фаплилия, имя ребенка
Вид и название детского объединения

Ф. И. о. педагога
Щата начала наблIодения

показатели

I.

Сроки диагностики

Теоретическая под{отовЕса
ребенка:
1. Теоретическиезнания:

а)

б)
в) и т.д.
1.2. Владение специальной
терминологией

II.

Практическая подгqтqщ!dв
ребенка

2,1. Практические умения и навыки,

предусмотренные программой

:

а)

б)
в) и т.д.
2.2. В ладение специаJIьным

оборудованием и оснатцение}.{

III.
3. 1.

Общеучебные чменищд

навыки

Учебно-интеллектуальцые умения:

а) умение подбирать и анализировать

специаJIьную литературу
б) умение пользоваться
компьютерными источника"ь{и
информации
в) 1мение осуществлять учебноиссJIедовательск}.ю работу
З.2. Учебно-коммуникативные }адения :
а) чмение слушать и слыIпать ЕедагOга
б) умение выстуIIать перед аудиторией
в) умение вести полемику, участвовать
в дискуссии
З.З. Учебно-организационны€ умения
и IIавыки:
а) умение организовать свOе рабочее
(улебное) место
б) навыки соблюдения в процессе
деятельности правил безопаснооти
Bl умение акк
о выполнять

Возраст

.
о
.
.

учащегося:
Науровне детского

объединения (кружк а, сту дии,
секции)
На уровне школы (по линии
дополнительЕого образования)
На уровне района, города

Нареспубликанском,

Таблица З

схема самооценки
Что мнохо сделано?

Над чем мне надо

МониториЕIг личЕостного Е}азвития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной црограммы
Развитие
личностIIьIх
качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой
образовательной программе.
На развитие лиtIности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с
педагогом дополнительного
образования. Кроме того, достаточно неilросто найти те
покЕ}затели личностного
на основании
которых
NIожно определить
их
развития,
положительную динамику.
Щанная методика предполагает стслеживать динамику личнOстного развития детей,
Занимающихся в системе дополнительнOго образования, по трем блокам личностньIх качеств организационно-волевые, ориентациоЕные, IIоведеЕческие качества личности (Таблица 4). В
соВокупности приведенные в таблице личностные свойства отра}кают многомерность
ЛИчнОсти; позвоJIяют вьшвить основные индивидуалыffiе
особенности ребеЕка, легко
наблюдаемы и контролируемы, доступны для аIлzLпиза любому педагогу и не требуют
IIривлечеЕия др}тих сrrециалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице тrеречень качеств
МОЖеТ быть дополнен

педагогом

в соответствии

с целевыми

установка}iIи

его программы.

ТеХНолоzая опреdеленuя лuчнасmных кttчесупвучащегооя заключается в след},ющем:
СОВОКУПность измеряемых покr}зателей (тершение, BoJu{, са]\40контрOль, самооценка, интерес к
ЗаНяТияМ, конфликтность,

тиII сотрудничества)

оценивается по степени выражеIIности (от
выделеЕные
flля }лобства
уровни обозначаются баллами. В
КаЧеСТВе методов диагностики личностньж изменеций ребенка можно использовать
НабЛЮДеНИе, анкетирование, тестирование, диагноотическую беседу, метод рефлексилi, метод
незаконченного предложения и другие.
ТехнОлогия мониторинга личностног0 развития ребенка требует документального
ОфОРмления тrол)п{енньIх результатов накаждого ребенка. С этой щелью педагог оформляет на
КаЖДоГо ребенка uнduвшdумльну!а кар!поцку учеilпа dwналtдwкu личноеmньIх качесmв
разваmuя ребенка (Таблица 5).
Карточка заполняется два раза в гOд - в начаJIе и в конце 1^rебного года. [Iри необходимости
это Можно Делать чаще, Для Чего Можно Ввести ДOшолнительные графьi.
ПОЛУrенные срезы позвоJIяют ilоследовательно фиксировать поэтапный процесс изменения
ЛИЧНОСТИ КаЖДОГО Ребенка, а так]ке планировать темrr индивидуалъног0 развития.
К ОЦеЕКе ПеРечисленных в карточке личностньгх качеств может привлекаться сам
обучаrощийся. Это позволит, во-первьIх, сOотнесТи его мнеFIие о себе с теми rrредставлениями
ОКРУЖаЮЩИХ люДеЙ; во-вторых, flаглядно шOказать ребенку, какие у него есть
резервы для
сЕlмосовершенствования.
МИЕиМrlJlЬноЙ до максимапьноЙ).

Iаблица 4
МониториЕIг личнФстного развития ребенка
в процессе освоения им дополнительной образовательной программы

показатели
(оцениваемые
параметры)

I.

Организа
ционно-волевые
качества:
1.1. Терпение
1.2. Воля
1.3. Сшлоконтроль

Критерии

выраженности
оцениtsаеD{ого

качеетв8
способность
- терпения хtsатает
переносить
меньtле чем на yzзzнятия
(выдерживать)
- терпения хватает
известные нагрузки в большrе чем на yz заня.l-ия
течение
_ терпения хватает на все
определенного
занятие
времени,

преодолевать
трудности,

2.2. Интерес к

занятиям в детском
объединении

адекватно

реальным
достижениям.

осознанное
участие ребенка в
освоении
образовательной
программьт

JII. Поведенческие
качества:
З.1. Конфликтность
(отношение ребенка
к столкновению
интересов (спору) в
процессе
взаимодействия
3.2. Тип
оотрудничества
(отношение ребенка
к общим делам
детского
объединения)

побуждаются извне

Умение
восшринимать
обrцие дела, как
свои собственные

Методы
диагностики

1

Наблтодение

5

Наблюдение

10

Наблюдение

1

5

10
1

5

10

себя сам
" завышенная
- заниженная
* нOрп,tаJtьная

- интерес к занятиям
продиктOван ребенку
извне
- интерес периодически
поддержиtsается самим
ребенком
- интерес постоянно
поддержиtsается ребенком

самостоятельно

споообность занять - периодичеоки

0пределенн}то
позицию в
конфликтной
ситуации

Возмож
Еое
кФл-во
баллов

-волевьiе усилия ребенка

- иногда - самиN4
способнооть активно ребенком
побуждать себя к
- всегда - самим ребенком
практическим
- ребенок постоянно
действиям.
накодится под
Умение
воздействиеп4 контроля из
контролировать свои вне
поступки (приводить - периодически
к должному евои
контролирует себя сам
действия).
- постоянно контролирует

II.Ориептационные споообность
качества:
оценивать себя
2.1. Самооценка

Стеглень

провоцирует конфликты

- сам в конфликтах не

участвует, старается их
избежать

- пытается

самостоятельно уладить
возникаюшlие конфликты
- избегает участия в
общих делах
- участвует при
побухсдении извне

- инициативен в общих

делах

1

Анкетирование

5

Тестирование

10
1

5

i0
0
5

Тестирование,
метод
незакончеЕного
предложения

10

Наблюдение
0
J

l0

Таблица 5

Индивидуальпая каtr}точка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
Фалrилия, имя

(в баллах, соответствующих степени выракенности измеряемого качества)

ребенка

Вид и название детского объединения
Ф. И. О. педагога
,Щата начала наблюдения

I.

организационно-волевые
качества:

1.

2.
3.
ш.

Возраст

Терпение
Воля
Саллоконтролъ

Ориентационные качества:

2.1. Самооценка
2.2. Интерес к занятиям в детском

объединении

Ш.

Поведенческие качества:

3.1. КонфликтнOсть
3.2. Тип сотрyдничества

*IV блок ],lоuсеm
бьtmь ввеdен в карmочку па усл4оmренuю пеdаzоzа dля mо?о, чmобьt
оmJиеmumь особые успехu ребенка в осознанной
рабоmе Had uзмененuел,r собсmвенных
лuчносmных качесmв,


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».